Научная статья на тему 'Педагогические проблемы родителей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью'

Педагогические проблемы родителей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2796
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ / ГИПЕРАКТИВНОСТЬ / ВНИМАНИЕ / СЕМЬЯ / ВОСПИТАНИЕ / ЖЕСТОКОСТЬ / ДЕПРИВАЦИЯ / A SYNDROME / HYPERACTIVITY / ATTENTION / A FAMILY / EDUCATION / CRUELTY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сабуров Владимир Викторович

анализируются результаты работы педагогической консультации по оказанию поддержки родителям, воспитывающими детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Описывает наиболее распространенные ошибки родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сабуров Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical challenges parents who are raising children with syndrome attention deficit and hyperactivity

in this article representative analyzes of the results of pedagogical consultation on rendering of support to the parents, bringing up children with a syndrome of infringement of attention and hyperactivity. Describes the most widespread errors of parents.

Текст научной работы на тему «Педагогические проблемы родителей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»

Сабуров В. В.

Екатеринбург, Россия ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

УДК 376.5 ББК 74.3

Аннотация: анализируются результаты работы педагогической консультации по оказанию поддержки родителям, воспитывающими детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Описывает наиболее распространенные ошибки родителей.

Ключевые слова: синдром, гиперактивность, внимание, семья, воспитание, жестокость, депривация.

Сведения об авторе: Сабуров Владимир Викторович, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой методики преподавания школьных дисциплин.

Место работы: Уральский государственный педагогический университет.

Контактная информация:620017, mail: filatova@uspu.ru

В статье использованы материалы работы автора в процессе проведения педагогической консультации в государственном учреждении здравоохранения Свердловской области «Психиатрическая больница №5».

По свидетельству заведующего центром нарушения внимания и поведения Института мозга человека Российской академии наук Л. Чутко, с 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную

Saburov V.V..

Ekaterinburg, Russia, PEDAGOGICAL CHALLENGES PARENTS WHO ARE RAISING CHILDREN WITH SYNDROME ATTENTION DEFICIT AND HYPERACTIVITY

Код ВАК 13.00.03

Annotation: in this article representative analyzes of the results of pedagogical consultation on rendering of support to the parents, bringing up children with a syndrome of infringement of attention and hyperactivity. Describes the most widespread errors of parents.

Key words: a syndrome, hyperactivity, attention, a family, education, cruelty.

About the author: Saburov Vladimir Vicktorovich, Ph.D. Pedagogy, head kafedswarm methodology of teaching school disciplines.

Place of work: Ural State Pedagogical University.

г. .Екатеринбург, пр.Космонавтов, 26, E-

классификацию болезней (МКБ) под названием синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляется в том, что малышу трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью [11]. Проблемам детей с СДВГ посвящены работы ученых: Н. Н. За-ваденко, Т. Ю. Успенская, В. Р. Кучма, А. Г. Платонова, О. М. Разумни-кова, С. А. Голошейкин, Н. А. Рычкова, Е. Б. Касатикова, И. П. Брязгунов

и многих других.

Исследования, проведенные

Н. Н. Заваденко, свидетельствуют о том, что в России таких детей 4 -34 %, в США - 4 - 20 %, Великобритании - 1 - 3 %, Италии - 3 -10 %, В Китае - 1 - 13 %, в Австралии - 7 - 10 %. Мальчиков среди них больше, чем девочек [1].

В журнале «Специальное образование» №2 2009г. нами были подведены некоторые итоги педагогического консультирования за 20072008 годы. В данной статье мы рассмотрим результаты консультирования семей, воспитывающих детей с диагнозом синдром дефицита внимания и гиперактивность. Для анализа были выбраны семьи, в которых ребенку невропатологом был поставлен диагноз СДВГ. Из 186 семей, пришедших за это время на консультацию к педагогу с данным диагнозом было 112 детей (60,2 %).

Родители этих детей сталкиваются с серьезными проблемами в поведении ребенка и часто не могут их решить самостоятельно. Традиционные меры воздействия на ребенка оказываются неэффективными. Все пришедшие на консультацию родители применяли к ребенку физическое наказание. Родители чувствуют себя беспомощными. Безрезультатность их усилий часто приводит к появлению стрессовых ситуаций и даже к развитию депрессивных состояний. По наблюдению ученых этому в большей степени подвержены матери [5,6,7,8]. Такая особенность объясняется тем, что

мать больше проводит времени с ребенком, она первой понимает его особенность и видит неэффективность своего воспитательного воздействия. Эта проблема касается многодетных семей и родителей, воспитывающих одного ребенка.

Наши исследования свидетельствуют о том, что в 36 % семей существует насилие в отношении женщин. Семейные конфликты, жестокость по отношению к ребенку и матери, создают ситуацию, когда полноценное воспитание ребенка в семье невозможно. Подобные ситуации способствуют усугублению проблем ребенка с СДВГ.

Всех родителей, приходящих за консультацией, можно разделить на две категории.

Первая категория - родители, не верящие в практическую помощь педагога, они пришли по направлению детского психиатра или социального педагога. Их отношение к проблемам воспитания ребенка можно охарактеризовать как безысходность. Они неохотно рассказывают о проблемах, стремятся ограничиться простым перечислением фактов. Твердо убеждены, что помочь им никто не может. Как правило, они имеют негативный опыт обращения к различным специалистам и педагогическая консультация не вселяет в них уверенность в эффективной помощи. Родители убеждены, что от них ничего не зависит, им никто не может помочь. Самое трагичное то, что некоторые из них сожалеют о рождении ребенка

(как правило, это касалось семей, воспитывающих детей в возрасте старше 8 лет). По результатам наших исследований, 22 % матерей, воспитывающих детей с СДВГ, с горечью признались, что они не любят своего ребенка, ничего не могут поделать с этим и чувствуют себя виноватыми. Родителей объединяет чувство горя, вины, безысходности, готовности ко всему плохому.

Вторая категория - родители, стремящиеся найти средства и способы помочь ребенку. Наибольшие их ожидания связаны с эффективным лечением. Педагогическое консультирование также представляется им важным, они охотно сотрудничали и подробно рассказывали консультанту о поведении ребенка, своих проблемах и полученных ранее рекомендациях. Необходимо выделить тот факт, что даже если у ребенка нет никаких психических отклонений, родители все равно считали, что поведение ребенка можно исправить медикаментозными средствами. По нашим наблюдениям, так считают родители детей до восьмилетнего возраста. Родители детей старшего возраста относились к отмеченной выше, первой категории. Объясняется данная ситуация тем, что проступки с возрастом начинают приобретать антисоциальный характер: ложь, прогулы занятий, воровство, курение, употребление спиртных напитков и т.д. Родители острее чувствуют свою беспомощность.

Необходимо учитывать факто-

ры негативного отношения к ребенку с СДВГ со стороны педагогов в школе и детей, окружающих ребенка. Подобное отношение существует со стороны соседей, детей во дворе дома, где гуляет ребенок, и даже со стороны родственников. Трагичными являются ситуации, когда негативное отношение к ребенку осуществляется со стороны бабушек и дедушек, особенно, если родители вынуждены проживать вместе с ними.

Родители пытаются скрыть от окружающих проблемы с ребенком, ограничивая его социальные контакты. Они не принимают гостей, сами стараются не ходить ни к кому в гости с ребенком, даже к близким родственникам. Некоторые родители говорили, что их прямо просили не приходить больше с ребенком. Натянутость отношений, их ограниченность не способствует формированию социальных паттернов поведения ребенка.

Э. Мэш и Д. Вольф отмечают, что влияние семьи важно для понимания гипергенетического расстройства и дефицита внимания (терминология авторов, соответствует СДВГ) по нескольким причинам:

1. Воздействие семейной обстановки может вызвать симптомы гипергенетического расстройства и дефицита внимания или усугубить тяжесть их проявления. Это может происходить как следствие жесткого обращения с ребенком, конфликтов в семье, неправильного воспитания и наличия у одного из родителей такого же отклонения.

2. Семейные проблемы могут быть следствием взаимодействия с импульсивным трудно управляемым ребенком.

3. Семейные конфликты связаны с возникновением сопутствующих симптомов. Обстановка в семье, хотя и не является первопричиной данного расстройства, может оказывать существенное влияние на возникновение сопутствующих проблем и на последствия этого расстройства [8].

Наши наблюдения свидетельствуют о том, что все три перечисленных аспекта присутствовали в семьях, которые пришли на педагогическую консультацию.

В работе с семьей использовалась техника педагогического консультирования (Р. С. Немов, В. А. Сластенин, Г. А. Карпова). Анонимность консультирования располагала родителей к максимальной откровенности. Атмосфера внимания к проблеме семьи, уважения к родителям, готовность консультанта выслушать, наличие достаточного времени - все это способствовало глубокому изучению и осмыслению проблемы. Мы отметили, что многие родители на консультации впервые рассказывали о своей проблеме так подробно и во время своего рассказа переосмысливали ситуацию с воспитанием ребенка. Монологи родителей сопровождались сильными эмоциями, которые не удавалось скрыть. Матери плакали, отцы старались смотреть в пол или в сторону. Все это свидетельствует о серьезности психологических про-

блем матери и отца.

Проблему с воспитанием ребенка родители обнаруживают очень рано, буквально в первые три года жизни проявляются негативные особенности. Неправильное поведение с ребенком, неправильное общение с ним, отсутствие адекватной реакции на нарушение поведения, отсутствие единого подхода со стороны всех членов семьи приводит к усугублению проблемы. Многие родители оправдывают поведение ребенка, говоря, что: он еще маленький, не понимает что делает, вырастет, поймет и не будет себя так вести. Подобное отношение закладывает будущие серьезные конфликты в семье и в том социуме, где будет жить ребенок.

Достаточно быстро родители убеждаются, что поведение ребенка неадекватно его возрасту, окружающей обстановке, нормам поведения. Увещевания, требования, окрики и даже физическое наказание не останавливают ребенка. В этой ситуации он не совсем понимает, что происходит, почему он виноват? Он чувствуют себя обиженным, начинает считать виновными всех окружающих.

Особенно тяжело приходится братьям и сестрам ребенка с СДВГ. Конфликтные ситуации среди детей значительно усложняют задачу родителей.

Пример. В семье воспитывается трое мальчиков, старшему 17 лет, среднему 15, младшему Коле 10 лет. Перед поступлением в школу Коля был направлен на медико-психолого-педагогическую комис-

сию, где был поставлен диагноз «задержка психического развития» и даны рекомендации для обучения в специальной (коррекционной) школе VII вида. Родители, прекрасно воспитавшие двух старших сыновей, не знают, как воспитывать Колю. Он не реагирует на замечания родителей и их требования. Постоянно ссорится со старшими детьми, грубит всем, прогуливает уроки, лжет, с 8 лет начал проявлять агрессивность. Родители пришли на консультацию по рекомендации детского психиатра. Всестороннее медицинское обследование показало, что ребенок здоров. В больницу и к педа-гогу-консультанту родителей привел шокирующий случай, произошедший в семье. Коля, оскорбленный тем, что старший брат рассказал родителям о его прогулах занятий в школе, схватил нож и бросился на него. Агрессия была настолько яростной, мгновенной, что только по чистой случайности никто не пострадал. Родители мальчика долгое время находились в шоке. Придя на консультацию, они уже осознавали всю сложность и опасность поведения ребенка для окружающих и для него самого. Поразительным в этой ситуации для родителей было то, что Коля во всем случившемся считал виноватым старшего брата, и переубедить его было невозможно.

Наличие проблем воспитания в семье практически всегда ведет к неадекватному наказанию ребенка. Нарушаются принципы воспитания, искажаются методы поощрения и

наказания, что являться причиной повышенной агрессивности детей, так как замечания и требования других людей они воспринимают как враждебные намерения и часто отвечают агрессией.

Социальные установки таких детей не соответствуют ожиданиям родителей. Невозможность с их стороны изменить сложившуюся ситуацию делает процесс воспитания деструктивным, что приводит к формированию у ребенка асоциальных паттернов поведения.

Жестокость с братьями и сестрами, конфликты с родителями, все это дестабилизирует семью, создает напряженность, снижает ее воспитательный потенциал. Родители не знают, как воспитывать ребенка с СДВГ, не могут предупредить нарушение поведения, и появление антисоциального поведения, и это оказывает на семью дестабилизирующее воздействие. С возникновением проблемы (это примерно с 3 лет) родители закрывали на нее глаза, старались уйти от ее решения. Когда ребенку исполнилось 10 лет, они осознали свою беспомощность. По свидетельству родителей в семье чаще появляются конфликтные ситуации, любой проступок ребенка вызывает напряжение между всеми членами семьи, которое выливается в открытые конфликты, внешне не имеющие отношение к ребенку с СДВГ.

Рассматривая влияние семьи на проблемы детей, западные психологи выделяют 2 типа семейных нарушений (Э. Мэш, Д. Вольф):

1. Общие семейные нарушения: психопатология родителей, асоциальные семейные ценности, антисоциальное поведение в семье, семейная нестабильность, низкий материальный уровень.

2. Нарушение семейного воспитания детей: авторитарный и жестокий стиль воспитания, внутренние разногласия родителей (особенно по вопросам воспитания), отсутствие эмоциональной близости и поддержки ребенка, доходящее до состояния депривации [8].

Наши наблюдения подтверждают выводы психологов. Из всех пришедших на педагогическую консультацию, к первой группе относятся:

• 8 % семей, где один из членов семьи страдает психическим расстройством;

• 27 % семей с низким материальным уровнем.

Семьи, имеющие асоциальные семейные ценности и антисоциальное поведение определить в рамках консультации не представлялось возможным.

Подавляющее большинство семей относятся ко второй группе. Необходимо отметить, что 35 % родителей из первой группы целиком относятся к категории родителей, применяющих авторитарный и жестокий стиль воспитания. Всего к этой категории относится примерно до 63 % родителей.

У остальных 37 % родителей стиль семейного воспитания можно охарактеризовать как демократичный

и доброжелательный. Основным его недостатком является некомпетентность родителей, непонимание проблем ребенка, незнание особенностей и возможностей его воспитания. Условно можно назвать эти семьи третьей группой. Условность выделенной группы заключается в том, что к ней относятся родители, воспитывающие детей до 8 лет. Семьи, воспитывающие детей с СДВГ старшего возраста, относились, в основном, ко 2 группе.

Специфика воспитания такова, что в этом процессе практически не бывает немедленных результатов, процесс воспитания очень долгий, эффективность его невозможно определить сразу. Беседы с родителями позволили сделать вывод о том, что приходя на консультацию к педагогу, они рассчитывают не только на немедленную помощь, но и на немедленный результат. Многие из них убеждены, что вот сейчас скажут, что делать и все проблемы с ребенком останутся позади. Подобная установка не способствует преодолению проблем воспитания ребенка с СДВГ. Анализ эффективности педагогического консультирования родителей показал, что подобная родительская установка до начала консультирования, если она не была разрушена консультантом, сводит на нет все усилия педагога. Родители не воспринимают воспитание ребенка как длительный, систематический и целенаправленный процесс. Наблюдения показали, что они не готовы воспринимать воспи-

тание как ежедневный труд не хотят ничего менять во внутрисемейных отношениях. Анализ повторных

встреч показывает наличие у них твердого убеждения, что помощь придет со стороны, им ничего не придется делать.

Данную позицию родители не вербализируют и, когда консультант прямо говорит об этом, они не соглашаются, считая, что полученные рекомендации они выполняют. Ситуация складывается очень напряженная, родители приходят на повторную консультацию с тем, чтобы показать несостоятельность советов педагога и просить дать более эффективные рекомендации. В беседе выясняется, что полученные установки не выполняются или выполняются частично. Практически все родители испытывают в этот момент раздражение, и только тактичность и эмпатия педаго-га-консультанта являются залогом успешного сотрудничества.

Неправильная установка родителей на семейное воспитание поддается коррекции очень трудно Даже зная свои недостатки, родители не сразу отказываются от непедагогических приемов воспитания, а поэтому некоторые рецидивы могут проявляться еще долгое время. Консультант обязан помочь им изменить свое представление о воспитании, помочь понять возможности и роль семьи для ребенка с СДВГ. Если удается сформировать у родителей представление, что воспитание ребенка - это труд, в котором нет перерывов и выходных, то это можно считать первым услови-

ем успешного сотрудничества семьи и педагога.

Следует отметить, что около 80 % семей (из 186 обратившихся за педагогической консультацией за период с 2007 по 2008 год) имели неправильное представление о своей роли и роли семьи в воспитании ребенка, в том числе и ребенка с СДВГ. Родители говорили, что им некогда заниматься ребенком, они очень устают после работы. С их точки зрения, семья - это место отдыха, и никто и ничто не должно их тревожить. Сложно сказать, откуда появилось такое нивелирование семейных ценностей воспитания, подобная установка свойственна очень многим родителям, независимо от социального статуса и уровня образования.

Педагогическое консультирование родителей, воспитывающих детей с СДВГ, позволяет выделить основные недостатки семейного воспитания. Первый недостаток -некомпетентность родителей, они воспитывают ребенка с СДВГ, не учитывая его особенности. Родители используют уже известные им модели воспитания. Прежде всего, это опыт, приобретенный в своей семье, когда они были детьми. Этот опыт обогащается воспитанием старших детей и он укладывается в представления о воспитании, полученные ими в детстве от родителей. Ценнейший опыт воспитания становится практически бесполезным, если в семье ребенок с СДВГ.

Родители пытаются решить проблемы с точки зрения усвоенной ими

модели воспитания, позволившей ранее добиться хороших результатов. Ожидания родителей не оправдывают себя. Методы и приемы их воспитания вступают в противоречия с особенностями ребенка, все чаще и чаще возникают конфликтные ситуации, взрослые не могут понять их суть и допускают все больше и больше ошибок. Все их представления и знания о воспитании детей не дают возможность разрешать появляющиеся конфликты и предупреждать следующие. Ситуация выходит из-под контроля. Незнание специфики воспитания такого ребенка, дальнейшее использование не оправдавшей себя модели воспитания приводит к усилению методов наказания. Гиперактивным детям свойственно игнорирование выговоров и замечаний, применение физических наказаний в глазах ребенка всегда делает родителей виноватыми. Ребенок глубоко переживает свою трагедию и не поднимет, за что его так жестоко наказали. Родители видят, что ребенок не понимает очевидного и считают, что это своеволие и упрямство. Пытаясь сломать это, они ужесточают наказания. По заверениям всех родителей физические наказания не приносят решение проблем с поведением ребенка, а только увеличивают их. Именно физическое наказание может являться катализатором асоциального поведения и жестокости ребенка по отношению к окружающим.

Вторая ошибка родителей заключается в дефиците поощрения ребенка, его похвалы, подчеркива-

ния успехов. Гиперактивный ребенок нуждается в похвале, как никакой другой, он очень чувствителен к положительной оценке себя и своих поступков. В основе всей коррекционной работы с ним лежит позитивизм и уважительное отношение со стороны социального окружения. Особенно ребенку необходимо уважение всех членов семьи.

Подавляющее большинство родителей соглашались с предположением консультанта, что ребенок очень редко получает поощрения в семье, хотя отмечали позитивную реакцию на любое стимулирование. На вопрос, почему так редко хвалили ребенка, ответ был примерно один и тот же: «... не заслужил, этого слишком мало для поощрения и т.п.». Удивительная скупость на простейшую похвалу, даже устную, объясняется на наш взгляд тем, что родители находятся в состоянии раздражения и тревоги в отношении всего, что касается ребенка.

Эти проблемы приводят к тому, что родители отдаляются от него. Психологи отмечают что: «. роль семьи, и прежде всего эмоциональной связи ребенка с матерью, в закреплении, а иногда и в возникновении гиперактивности как определенного способа взаимодействия ребенка с миром чрезвычайно высока» [5].

Создается парадоксальная ситуация - мать любит ребенка, ребенок любит мать, но из-за некомпетентности, стереотипных представлений взрослых (не только матери, а

всего социума, окружающего семью) у ребенка формируется материнская депривация. На нарушение внимания и гиперактивность наслаивается калечащий психику ребенка дефицит общения с матерью, отсутствие ее любви. Очень часто нарушения поведения являются целью обратить на себя внимание. Получается взаимообусловленный процесс, из которого родители самостоятельно не могут выйти.

Часто встречающаяся ошибка родителей заключается в нежелании объяснять ребенку причины некоторых запретов. Родители считают, что причина понятна и нет необходимости ее разъяснять ребенку. Ребенок должен знать, почему ему запрещают что-либо делать. Если взрослые объяснят это доступно и систематически будут требовать соблюдение усвоенных правил, это послужит гарантией от дальнейших конфликтов по данному поводу.

С этой ошибкой вплотную связана другая - у родителей нет четких требований. В результате то, что нельзя сегодня, может оказаться разрешено завтра. В такой ситуации ребенок с СДВГ не может сориентироваться и начинает считать, что можно все. Родители сами провоцируют его и тут же делают виноватым, но он-то своей вины не осознает - порочный круг замыкается. Ребенок считает себя несправедливо наказанным, родители раздражены его поведением и, как им кажется, нежеланием осознать глубину своего проступка. В этой ситуации ви-

на в нарушении поведения ребенка лежит полностью на родителях.

Совершенно недопустимо, когда в семье отсутствует единство требований к ребенку, когда один из родителей разрешает, а другой запрещает. Интерпретаций таких ситуаций множество, в них могут принимать участие все члены семьи. Взрослые начинают выяснять правоту своих запретов, часто прямо при ребенке. В это время ребенок понимает, что то, что нельзя у мамы, можно у бабушки или папы. Вывод из этой ситуации он делает очень быстро - нет таких правил, которые надо обязательно соблюдать, нужно только знать, с кем из родителей и что можно себе разрешить. Все это -прямой путь к формированию двуличности и лживости.

Требования к ребенку с СДВГ у родителей очень часто бывают неадекватными его возрасту и возможностям. Наши наблюдения свидетельствую о том, что активное участие отцов в воспитании чаще всего приводит к завышенным требованиям. Они считают, что ребенка необходимо воспитывать в строгости, жесткая дисциплина поможет преодолеть все проблемы с воспитанием ребенка. У отцов, воспитывающих детей старше 8 лет, отношение было другим, они видели, что строгие правила и постоянные несоблюдения ребенком их требований привели их на грань жестокости. Становиться жестокими они не собирались, а как дальше воспитывать - не знали.

Страх наказания способен «ус-

мирить» ребенка, но только на то время, пока объект страха рядом, т.е. требования отца выполняются только в его присутствии. Другая крайность родителей - полное попустительство: «Пусть делает что хочет, я ничего не могу, каким вырастет, таким и вырастет ...». Это позиция отчаяния.

Ребенку с СДВГ необходим четкий и продуманный распорядок дня, простые и понятные требования окружающих, понимание родителями его проблем и семейное тепло, где нет места депривациям. Семья нуждается в комплексной меди-ко-психолого-педагогической по-

мощи специалистов. Педагогический аспект помощи должен содержать консультацию педагога, профессионально работающего с данной категорией детей и способного оказать квалифицированную помощь родителям.

Литература

1. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте / Н. Н. Заваденко. — М. : Академия, 2005. - 256 с.

2. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. - М. : Гардарики, 2005. -320 с.

3. Карпова, Г.А. Педагогическая диагностика семьи : метод. рекомендации / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1995. - 36 с.

4. Консультирование семьи / пер. с англ. Б. Грюнвальд Бернис, В. Ма-каби Гарольд.- М : Когито-Центр,

2004. - 416 с.

5. Кошелева, А. Гиперактивный ребе-

нок / А. Кошелева, Л. Алексеева // В союзе с психологией. - 2002. - №9 . - Режим доступа:

Мр://ше. 1 september.rU/2002/09/7.htm

6. Краузе, М. П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / пер. с нем. М. П. Краузе. - М. : Академия, 2006. - 208 с.

7. Мастюкова, Е. М., Московкина, А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 408 с.

8. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушение психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 511 с.

9. Немов, Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. / Р. С. Немов - М. : ВЛАДОС, 1999. - 528 с.

10. Педагогическое консультирование / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М. : Академия, 2006. - 320 с.

11. Чутко, Л. Гиперактивный ребенок / Л.Чутко // Мама и малыш. -2004. - № 9. - Режим доступа: http://www.2mm.ru/zdorovie/144.

12. Чутко, Л.С. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков / Чутко, Л.С. , Пальчик, А.Б. , Кропотов Ю.Д. -СПб. : СПбМАП0,2004.-112с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© В. В. Сабуров, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.