Научная статья на тему 'Педагогические проблемы обеспечения эффективного формирования культуры безопасности в образовательном процессе'

Педагогические проблемы обеспечения эффективного формирования культуры безопасности в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕМЬЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / FORMATION / CULTURE / SAFETY / INTERACTION / FAMILY / EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савин Александр Петрович

Педагогические проблемы формирования культуры безопасности включают непрерывное организационно-методическое и дидактическое совершенствование учебной программы и методических разработок, координации семьи и школы как необходимого педагогического условия, обеспечивающего эффективность формирования культуры безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical issues of providing efficient formation of life safety culture in the educational process

Pedagogical issues of the formation of life safety culture include continuing organizational and methodical and didactic improvement of curriculum and methodic material as well as family-school coordination as an inseparable pedagogical condition to provide the efficiency of forming life safety culture.

Текст научной работы на тему «Педагогические проблемы обеспечения эффективного формирования культуры безопасности в образовательном процессе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Формирование, культура, безопасность, взаимодействие, семья, образовательное

учреждение.

В условиях рисков современной социализации целенаправленное формирование культуры безопасности приобретает значение первоочередной национальной проблемы, решение которой может быть обеспечено только в тесном взаимодействии государственных учреждений, системы образования и семьи.

Федеральные законы определяют деятельность Министерства образования РФ по подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях. Требование обязательной организации обучения безопасности закреплены в законах: № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94; № 28-ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.98; № 12-ФЗ «Об образовании» от 13.03.96. Постановления Правительства РФ регламентируют деятельность МЧС и МВД по обучению населения правилам безопасности (постановления: № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» от 24.07.95; № 841 «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 02.11.2000).

Государственный стандарт образования предполагает овладение навыками сотрудничества, умениями избегать конфликтов и находить эффективные решения в экстремальной ситуации. Учебная программа требует приобретения конкретных знаний, умений и устойчивых навыков, необходимых для обеспечения безопасности. Исследовательскими организациями и государственными образовательными структурами разработаны обеспечивающие формирование культуры безопасного поведения учебные программы и методические комплексы. Но на этом и ограничиваются возможности административных учреждений обеспечивающих безопасность ребенка. Программные требования в значительной части остаются пожеланиями.

Культура безопасности как гарантирующая составляющая личности - предмет педагогической деятельности, включающей и дидактический, и воспитательный аспекты. Следовательно, основную нагрузку по целенаправленному формированию культуры безопасности несут прежде всего образовательные учреждения всех уровней и семья [Блинов, Костоусов, Репина, 2008].

Формирование безопасного поведения определено концепцией культуры безопасности, включающей безопасность морально-психологическую, физическую, экологическую, правовую, социальную, информационную, медицинскую и военную. По мнению В.Н. Мошкина, «эффективное становление безопасной личности на основе гуманистической нравственной установки возможно лишь при соответствующем обучении безопасному поведению» [Мошкин, 2005], предполагающем обеспечение педагогических условий, эффективное формирование культуры безопасности.

Но в современных условиях интенсивного возникновения качественно новых опасностей ни семья, ни школа не в состоянии оперативно и адекватно реагиро-

Педагогика

вать на них без профессионального, методически обоснованного участия государственных органов МВД и МЧС [Паля, Савин, 2007]. Следовательно, от системы образования требуются непрерывное развитие и совершенствование содержания образовательной программы и методических разработок, также координация семьи и школы в образовательном процессе как необходимое педагогическое условие, обеспечивающее эффективность формирования культуры безопасности как составляющей личностного мировоззрения учащегося.

Не удовлетворяет проблемы безопасности и утвердившийся в педагогической практике подход поведенческой психологии, предлагающий формирование устойчивой привычки по схеме «стимул — реакция — подкрепление» и исключающий из этой цепочки понимание. В основе принятия решения в каждой конкретной ситуации лежит осознание взаимодействия объектов системы «опасно — безопасно». Специфика чрезвычайных ситуаций требует поведения, основанного на знаниях правил безопасности и навыках их применения. Предупреждение угроз в большинстве случаев обеспечивается личностными характеристиками и привычками [Лосев, 2007, с. 41]. Но поведение безопасно тогда, когда оно осуществляется осмысленно. Механистический подход выполнения действий неприемлем в реальной жизни, поскольку условия экстремальных ситуаций всегда непредсказуемы и многовариантны, что противоречит реальному содержанию организации учебно-воспитательного процесса по формированию безопасного поведения учащихся. В программах общеобразовательных школ нет мероприятий, включающих совместные действия педагогов, учащихся и родителей; несогласованны методические требования школы и семьи; как правило, родители и педагоги не компетентны в вопросах безопасности; педагоги не могут дать квалифицированную методическую консультацию и порекомендовать конкретные средства и методы работы с детьми в домашних условиях. Не осуществляется взаимодействие со службами пропаганды МЧС и МВД. Совместные мероприятия по безопасности с участием родителей, детей, педагогов и специалистов МЧС и МВД проводятся редко. Консультации и обучающие мероприятия по проблемам безопасности для родителей практически не проводятся [Савин, 2009].

Изучение возможностей общеобразовательной школы по формированию культуры безопасного поведения выявляет организационные и дидактические проблемы организации учебно-воспитательной деятельности по формированию безопасного поведения на уровне определения цели, содержания, разработки методов и оце-ночно-регулятивного аппарата: недостаточно оптимальна организация занятий по ОБЖ в младших классах; редко используется поддержка педагогического процесса специалистами из МЧС и МВД; недостаточно обеспечена возможность выбора содержания и форм совместной деятельности семьи и ОУ по формированию безопасного поведения учащегося; недостаточна направленность ОУ на изучение и поддержку актуальных потребностей школьников и родителей в обеспечении безопасности; недостаточно и материальное обеспечение обучения по ОБЖ.

В результате анализа учебно-методических разработок и практического опыта совместной педагогической деятельности образовательных учреждений и органов МВД и МЧС по формированию культуры безопасности мы пришли к следующим выводам:

— существующие методические разработки по формированию безопасного поведения учащегося не обеспечивают сквозного воспитательного процесса и представлены как перечень отдельных мероприятий (уроки, праздники по БЖ, походы, игры и прочее);

— отсутствуют контрольно-измерительные методы изучения уровня сформированное™ характеристик, обеспечивающих безопасное поведение и выявление воздействия рисков социализации, что не позволяет отслеживать и корректировать процесс формирования безопасного поведения учащегося;

— отсутствует методический комплекс, регулирующий и координирующий риски социализации в формировании безопасного поведения в семье.

Библиографический список

1. Блинов Д.И., Костоусов Н.С., Репина А.И. Актуализация психолого-педагогической сущности и содержания понятия «готовность» в процессе формирования личности безопасного типа // Культура безопасности жизнедеятельности: актуальность, проблемы, перспективы: ежеквартальный сб. науч. и учеб.-метод, работ факультета безопасности жизнедеятельности / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008. Вып. 1. 143 с.

2. Лосев К. Безопасность — главная потребность людей // Основы безопасности жизни. 2007. № 6. С. 41.

3. Мошкин В. Воспитание культуры безопасности школьников // Основы безопасности жизни. 2005. № 8. С. 34-44.

4. Паля Д.Н., Савин А.П. Совместная учебно-воспитательная деятельность органов ГИБДД МВД РФ и образовательных учреждений по формированию навыков безопасного поведения учащихся в дорожном движении. Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2007. 132 с.

5. Савин А.П. Социально-педагогические проблемы безопасности / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009. 240 с.

6. Черный С.П., Савин А.П. Воспитание безопасной личности в школе: монография. Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2007. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.