Научная статья на тему 'Педагогические принципы Л. А. Баренбойма и современные тенденции в отечественной педагогике'

Педагогические принципы Л. А. Баренбойма и современные тенденции в отечественной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1729
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Л. А. БАРЕНБОЙМ / L. A. BARENBOIM / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ПРЕПОДАВАНИЕ МУЗЫКИ / CURRENT TRENDS / PEDAGOGIC / ANTICIPATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слесарева Виктория Георгиевна

В статье рассмотрены некоторые современные тенденции отечественной педагогики, черты которых были обнаружены в процессе изучения педагогической концепции и практической работы российского музыканта-педагога Л. А. Баренбойма. Сделан вывод о том, что Л. А. Баренбойм в своей деятельности предвосхитил некоторые педагогические идеи, ставшие актуальными в педагогике XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Principles of L. A. Barendoim and Modern Trends in the Russian Pedagogics

The article discusses some current trends in the Russian pedagogy, which features have been disclosed during the study of the pedagogical concept and practical work of the Russian musician and educator, L. A. Barenboim. It is concluded that L. A. Barenboim in his work anticipated the pedagogical ideas that have become relevant in the pedagogy of the XXI century.

Текст научной работы на тему «Педагогические принципы Л. А. Баренбойма и современные тенденции в отечественной педагогике»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Л. А. БАРЕНБОЙМА И СОВРЕМЕННЫЕ

ТЕНДЕНЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

В. Г. Слесарева

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые современные тенденции отечественной педагогики, черты которых были обнаружены в процессе изучения педагогической концепции и практической работы российского музыканта-педагога Л. А. Ба-ренбойма. Сделан вывод о том, что Л. А. Баренбойм в своей деятельности предвосхитил некоторые педагогические идеи, ставшие актуальными в педагогике XXI в.

Ключевые слова: Л. А. Баренбойм, история педагогики, преподавание музыки.

Summary. The article discusses some current trends in the Russian pedagogy, which features have been disclosed during the study of the pedagogical concept and practical work of the Russian musician and educator, L. A. Barenboim. It is concluded that L. A. Barenboim in his work anticipated the pedagogical ideas that have become relevant in the pedagogy of the XXI century.

Keywords: Current trends, Pedagogic, Anticipate, L. A. Barenboim.

Современное общество по ряду причин (экономических, финансовых, кадровых и т.д.) столкнулось с совершенно новой ситуацией в образовании. Возник вопрос о необходимости изменения условий, форм и методов обучения и воспитания, особенно в профессиональной сфере. Начался интенсивный поиск новых педагогических приемов, адекватных времени и новым тенденциям в жизни общества, в котором процессы преобразований резко интенсифицировались. В этих условиях российская система образования не только является объектом реформирования, модернизации и реконструкции, но и выступает в качестве субъекта собственного саморазвития.

Традиции российской музыкальной педагогики в своих фундаментальных

основаниях остаются на сегодняшний день достаточно прочными, сохраняют свою жизнеспособность и актуальность -высокая духовность, приверженность гуманистическим ценностям, следование национальным, этическим и эстетическим идеалам. В то же время углубленный анализ массовой практики преподавания музыки свидетельствует о том, что педагоги, и прежде всего молодые, нечасто обращаются к этим традициям или реализуют их в недостаточной степени. Все это обуславливает актуальность обращения к творческому наследию Л. А. Баренбойма, крупного отечественного педагога-музыканта и ученого.

Анализ педагогического наследия Л. А. Баренбойма показал, что многие его идеи созвучны общепедагогическим и собственно музыкально-педагогиче-

133

ским принципам и подходам в образовании. Обращаясь к базовым педагогическим установкам Л. А. Баренбойма, следует назвать главные из них. Это - рассуждения педагога-музыканта о «точности» и «вольности» музыкальной интерпретации, о педагогическом «самопоказе», о «спешащей педагогике», о бескорыстии творчества, о «педагоге-догматике» и о «сомневающемся педагоге», о личности педагога-музыканта. Все эти положения, ставшие в середине прошлого века ответом на злободневные проблемы, остаются чрезвычайно актуальными и в наши дни. Более того, некоторые современные тенденции общей отечественной педагогики внутренне связаны с принципами работы Л. А. Ба-ренбойма, применявшимися им уже в середине прошлого века. В данной статье объектом нашего внимания стали три такие тенденции: «педагогическая фасилитация», «герменевтический подход к воспитанию» и «развивающее образование акмеологического типа».

Фасилитация (от англ. to facilitate) -облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные усло-I34 вия. Разработку концепции педагогической фасилитации начал в 50-х гг. XX в. в США К. Роджерс совместно с другими представителями гуманистической психологии. В отечественной психологии количество работ, посвященных педагогической фасилитации, невелико. Это труды Э. Ф. Зеера, И. В. Жижиной и др. Большинство исследований, например: Р. С. Димухаме-това, Е. Ю. Борисенко, Л. Н. Куликовой, Е. Г Врублевской, выполнено в контексте педагогики.

В профессиональном образовании предназначение педагогической фа-силитации состоит в том, чтобы преодолеть традиционное закрепление за

обучающимися исполнительской части совместной деятельности и тем самым перейти от формирования специалиста-функционера к подготовке активной, способной к самостоятельному анализу и принятию нестандартных решений личности.

Самостоятельность, самобытность мышления, формирование активной жизненной позиции - вот те качества, которые Л. А. Баренбойм стремился развить в своих учениках: «...всеопреде-ляющий стержень фортепианно-педа-гогической работы - это воспитание личности ребенка.», - утверждал он [1, с. 64]. Он был убежден, что не следует давать знания в «готовом виде», а необходимо направлять ученика к самостоятельным поискам, заставляя проявлять и волю, и пытливость. Общеизвестно, что ученик усваивает ровно столько учебного материала, сколько у него возникло вопросов в процессе его изучения, то есть насколько он был активен в своем стремлении к познанию. Даже эмоциональное и логически построенное изложение материала не дает желаемого результата, если обучающиеся, по тем или иным причинам, остались лишь пассивными слушателями. Л. А. Ба-ренбойм умел создавать на уроках атмосферу всеобщей увлеченности, учил осознанно работать с музыкальным материалом, находил интонации «. уважительной доверительности и одновременно увлеченности, без которых нет истинного обучения искусству» [там же, с. 245].

Опережая свое время, Л. А. Барен-бойм использовал приемы и методы, свойственные педагогу-фасилитатору. Так, при фасилитации обучения преподаватель обретает возможность применять не догматические приемы и методы, а лишь те из них, которые будут способствовать творческому усвоению не-

ф

обходимого объема информации, сформируют умение рассуждать, находить новые грани в ранее изученном материале. Ученый считал, что «.в обучении. гораздо действеннее не "подражательные" и не прямые, а окольные и обходные. пути самостоятельного освоения знаний и навыков, самостоятельных выводов (самостоятельность требует деятельных собственных усилий, и она же -если ребенку удалось преодолеть минимальный "творческий барьер" - приносит ему удовлетворение и радость)» [там же, с. 65]. Цель обучения творческими методами была для Баренбойма приоритетной, а развитие самостоятельности и расширение интеллектуального кругозора ученика - одним из основных его педагогических принципов.

Фасилитация обучения также позволяет преподавателю занять позицию не «над», а «вместе» со студентами (учениками) и не бояться при этом быть обвиненным в незнании решений основных проблем и ключевых моментов, которые разбираются и анализируются в процессе изучения учебной программы и часто подвергаются сомнению со стороны учащихся. Таким образом, педагог остается исследователем и не теряет своего «лица» как ученый, не надевает на себя маску педагога-догматика (столь неприемлемую для Баренбой-ма), дающего однозначные ответы на все без исключения вопросы. В своей работе в исполнительском классе Л. А. Баренбойм избегал распространенной в те годы «заштампованности», «догматизма» в исполнении, не позволяя своим студентам безосновательно применять одинаковые приемы игры к двум разным музыкальным произведениям. По мысли Баренбойма, любой исполнительский прием должен, в первую очередь, нести смысловую нагруз-

ку, быть необходимым и использоваться строго по назначению - отражать смысл, заложенный композитором, способствовать наиболее полному раскрытию образа произведения.

Баренбойм ратовал за то, чтобы студенты на своем опыте, через композиторскую деятельность, смогли прийти к пониманию творческого мышления автора, постигли логику музыкального построения. Он предлагал развивать эту способность через собственные сочинения учащихся и с помощью введения элементов импровизации при обучении в фортепианном классе (фактурные, мелодические, гармонические импровизации). Это, по мнению ученого, дает ученикам возможность почувствовать взаимосвязь музыкальных выразительных средств и художественного содержания произведения. Более того, Баренбойм предлагал вовлекать ученика в непосредственный поиск наилучшего звучания, удобных приемов звукоизвлечения, логичной аппликатуры, подчеркивая, что и техническая сторона работы над музыкальным произведением должна привносить нечто новое, давая пищу и уму, и сердцу. Все это вместе взятое создает условия для повышения интереса и познавательной активности учеников, способствует развитию их профессионального самосознания.

Для реализации концепции педагогической фасилитации необходимо создание ряда условий. Особенно следует выделить следующие: значимость учения для учащихся, конгруэнтность преподавателя, психологическую безопасность и психологическую свободу.

Основополагающей в работе фаси-литатора становится задача по формированию в учениках потребности к постоянному саморазвитию. Педагог-фа-

135

136

силитатор помогает ученику осознать, что лишь личностные изменения, а не статическое знание, являются единственным, что имеет смысл при выборе цели образования в современном мире. «Фасилитатор создает психологический климат, в котором ученик может принять на себя ответственность и контроль» [2, с. 304].

На основе анализа педагогической концепции Л. А. Баренбойма можно утверждать, что педагог-музыкант воплотил в своей деятельности ключевые позиции педагогической фасилитации задолго до ее оформления как научной теории обучения и воспитания.

Герменевтический подход (А. Ф. Заки-рова, В. П. Зинченко, Ю. В. Сенько, И. И. Сулима). В основе этого подхода лежит философская герменевтика, представляющая собой науку о понимании и интерпретации гуманитарных явлений. Современная герменевтика опирается на основополагающие идеи Ф. Шлейер-махера, В. Дильтея, Г Гадамера.

С позиций герменевтического подхода, воспитание - это обращение к психическому опыту индивида, к его «жизненному миру», проявляемому посредством переживаний, а психическое переживание, как феномен, можно освоить только в рефлексии, то есть человек способен понять и принять в других только то, что пережил и осознал в самом себе. Это в одинаковой мере можно отнести и к воспитателям, и к воспитанникам. Именно поэтому главный предмет деятельности воспитателя с точки зрения герменевтического подхода - это переживания ребенка. В результате диалогически организованного взаимодействия должны возникать именно переживания, а не поведенческие реакции или же высказываемые суждения. С этой позиции идеи герменевтического под-

хода были близки Баренбойму и уже в середине XX в. реализовывались в его педагогической деятельности.

Герменевтическое принятие ребенка невозможно без рефлексии самим воспитателем собственного детского опыта, своих детских переживаний, «проживания» воспоминаний из детства. Такой педагог будет не руководить ребенком, наставлять его, а сотрудничать с ним как старший товарищ. Л. А. Баренбойм строил свои взаимоотношения с учащимися в духе сотрудничества, он никогда не стремился навязать свое мнение или видение предмета другому человеку. Л. А. Баренбойм всегда давал возможность ученику прийти самостоятельно к пониманию и осознанию проблемы, найти способы ее решения. Ученый понимал, что от рождения мысли до ее материального воплощения должно пройти время, поэтому в своих трудах он призывал не спешить, «не торопиться, ибо мысли, поиски, творчество требуют времени. Не торопиться в педагогике, ибо педагогика -это цепь опытов, и всегда нужно иметь время для того, чтобы от чего-то отказаться и найти что-то взамен... Не торопиться в исполнительской жизни, ибо художнику-исполнителю нужно время, чтобы познать самого себя. Не торопиться в музыковедении, ибо ясность и доказанность суждений требуют подробности, протяженности изложения» [3, с. 84]. Педагог-ученый обращался, прежде всего, к внутреннему миру своих воспитанников, стремился показать и раскрыть перед ними их собственную неповторимость. Посредством музыкального искусства самобытность эта воплощалась в многообразии музыкальной интерпретации. Разнообразное, нешаблонное исполнение музыкальных произведений, уникальность воплоще-

ф

ния, нахождение нового звучания привычных музыкальных произведений -все это ключевые положения в методах и приемах работы Л. А. Баренбойма.

Важное место в практике герменевтического подхода отводится «герменевтическому кругу». Это - парадокс, который указывает на особое цикличное движение в процессе понимания от прошлого к настоящему, от целого к деталям и наоборот. Известно, что в зависимости от предшествующего или последующего контекста любое событие, жизненный факт, слово, часто приобретают тот или иной смысл. Поэтому прошлая жизнь ребенка, его былые переживания и соотнесение их с сегодняшней жизнью так важны для сторонников герменевтического подхода. Ведь понимание конкретного поступка ребенка невозможно без понимания его личности, а каждая личность, в свою очередь, понимается лишь в контексте эпохи ее породившей.

Важно отметить, что Л. А. Барен-бойм опирался на герменевтический подход не только при построении индивидуальной работы с учениками, но и использовал «герменевтический круг» при разъяснении особенностей исполнения произведений композиторов различных эпох. Здесь нельзя не упомянуть концепцию стилевого подхода, разработанную в современной отечественной музыкальной педагогике А. И. Николаевой. Стиль в этой концепции также выступает в роли особого контекста, позволяющего выявить смысл отдельного музыкального произведения. Известно, что Л. А. Барен-бойм в занятиях с учениками придавал большое значение их пониманию музыкального стиля. Герменевтической в своей основе является мысль музыканта, неоднократно высказываемая им о том, что произведение искусства долж-

но звучать современно, что, по сути дела, перекликается с высказываниями М. М. Бахтина о модификации художественных смыслов произведений, живущих в «большом времени».

Рассмотрим далее третью тенденцию, а именно развивающее образование акмеологического типа.

Акмеология - наука, изучающая человека на ступени достижения им апогея развития как природного существа, личности и субъекта деятельности. Образование акмеологического типа обеспечивает условия, при которых учащиеся обучаются и воспитываются на максимуме своих возможностей и способностей.

Развивающее образование акмеоло-гического типа основывается на системных гуманитарных, естественнонаучных и философских знаниях о становлении человеческой индивидуальности в общественной и природной сферах. Оно ориентировано на обеспечение раннего самоопределения личности, создание предпосылок для ее самореализации. Образовать человека -значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворче-ству. Такое образование предполагает ценностное отношение к каждой личности, уважение ее самобытности, понимание того, что она имеет свой уникальный внутренний мир.

Человек на каждом новом этапе своего образования способен открывать и покорять присущие ему вершины жизни, деятельности, творчества. Для этого ему необходимо полностью погрузиться в новую для него область и идти к достижению поставленных целей, не жалея сил, на максимуме своих возможностей, целиком отдавая себя процессу познания.

137

Именно таким образом учил работать своих учеников Л. А. Баренбойм. Он призывал не останавливаться на достигнутом, постоянно двигаться вперед, стремясь осуществить задуманное. Одним из способов реализации такого пути стал метод обучения на высоком уровне трудности, сформулированный Л. В. Зан-ковым. Вот что говорил об этом способе Л. А. Баренбойм: «Постановка относительно трудных задач? Обязательно, только это и способно придать интерес обучению и вызвать постоянство творческих устремлений ученика» [1, с. 65]. Необходимо «ставить перед учащимися такие задания, которые требуют напряжения умственных и эмоциональных сил для их осуществления» [там же, с. 251]. Только работая на пределе своих возможностей, человек способен совершить качественный скачок в индивидуальном развитии, обрести себя, раскрыть свой творческий потенциал.

Принцип развития в акмеологии предполагает следующее:

• понимание развития как движения к зрелости, высшему уровню через самосовершенствование;

1иО • признание субъектного характера развития;

• осуществление развития через противоречия, разрешаемые субъектом или личностью;

• индивидуальный характер развития;

• многогранность и многоплановость развития в разных сферах.

Обучая студентов искать нестандартные пути разрешения учебных ситуаций, открывая молодым музыкантам творческое видение мира, Л. А. Барен-бойм приближал возможность достижения каждым из воспитанников своего «Акме», помогал обрести непредвзятый взгляд на обыденные вещи, развивал

способность добиваться высокого результата даже вопреки неблагоприятным жизненным условиям.

Развитие может осуществляться в соответствии с законами природы и требованиями социума, но на современном этапе назрела необходимость введения третьего представления -представления о саморазвитии как фундаментальной способности становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни.

Традиционное понимание образования как овладения учащимися знаниями, умениями, навыками должно быть переосмыслено и вытеснено более широким взглядом на него как на становление человека, обретение им себя, неповторимой индивидуальности, раскрытие творческого потенциала. Именно эти задачи ставил перед собой крупный отечественный музыкант, ученый, педагог Л. А. Ба-ренбойм. И поэтому неслучайно его педагогические установки оказываются созвучными идеям прогрессивных российских педагогов. Сегодняшним же молодым педагогам, ищущим новые пути в образовании, необходимо обращаться к лучшим отечественным традициям, сознавая их жизненность и актуальность.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. - Л.-М., 1973.

2. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. - М., 2002.

3. Гаккель Л. Е. Музыкант-ученый // Советская музыка. - 1977. - № 4. - С. 84-86.

4. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974.

5. БахтинМ. М. Собр. соч. - Т. 5. - М., 1997.

6. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М., 1990.

7. Щуркова Н. Е. Новое воспитание. - М., 2000. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.