Научная статья на тему 'Общеразвивающее обучение в музыке: вопросов больше, чем ответов'

Общеразвивающее обучение в музыке: вопросов больше, чем ответов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2061
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАМ / МА / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / DEVELOPING EDUCATION / PRE-PROFESSIONAL TRAINING / MUSICAL SKILLS / MUSICAL AND PEDA / GOGICAL TMDITIONS / METHODS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цыпин Геннадий Моисеевич

В статье рассматриваются проблемы, связанные с программой общеразвивающего обучения в детских музыкальных школах и детских школах искусств. Отмечаются различия между двумя основными программами, действующими сегодня в системе начального музыкального образования, предпрофессиональной и общеразвивающей. Если первая из них ставит целью выявление одарённых детей и их подготовку к получению профессионального образования в области музыкального искусства, то вторая нацелена на общехудожественное развитие обучающихся, на формирование их вкусов, эстетических запросов и потребностей. В статье констатируется факт, что поскольку цели и задачи этих программ различны, то различными должны быть и методологические подходы, обеспечивающие их реализацию. Практика свидетельствует, что более успешно решаются задачи, относящиеся к предпрофессиональному направлению в музыкальном воспитании и образовании. Менее благополучной выглядит ситуация, связанная с общеразвивающими, художественно-просветительскими аспектами в работе. В частности, отсутствуют давние и прочные традиции, которые на протяжении многих десятилетий складывались в сфере профессионального музыкального воспитания и образования. Нет проверенных эффективных методологических подходов, апробированных в ходе учебно-воспитательной дея-телъности, способных обеспечить необходимую результативность занятий. В статье обращается внимание на наиболее значительные работы, посвящённые вопросам развивающего обучения, а потому способные оказать практическую помощь педагогам,. Упоминаются в этой связи труды таких авторов, как Л. А. Баренбойм, Г. М. Коган и др. Затрагиваются проблем-ы, имеющие отношение к выявлению и диагностике музыкальных способностей детей и подростков. Рассматривается сложный, многоуровневый комплекс вопросов, относящихся к распределению уча,щихся на обучение по предпрофессиональной и общеразвивающей программ,ам. Ва,жным с точки зрения эффективности музыкальных занятий является вопрос о конкретных приёмах и способах учебно-образовательной ра,бот-ы. В этой связи указ/ыва,ется метод так называемого эскизного разучивания музыкальных произведений. Приводится ряд достоинств, присущих этому методу, причём именно в развивающем обучении. Материалы статьи не исчерпывают проблем, связанных с общеразвивающим обучением,. Отсюда и констатация факта, что вопросов в данном случае больше, чем ответов. Автор надеется, что рассмотрение тематики, фигурирующей в статье, получит продолжение в работах специалистов соответствующего профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL DEVELOPMENTAL LEARNING IN MUSIC: MORE QUESTIONS THAN ANSWERS

In the article the issues concerning the programs of general knowledge education in children’s music schools and children schools of art are considered. The difference between two general programs, which are used today in the system of primary musical education (pre-professional and general education) is noted. While the first of them is aimed at finding talented children and training for getting professional education in the sphere of musical art, the second program is directed at the formation of general artistic development of the students, at the formation of their tastes, aesthetic claims and needs. In the article is stated that as far as the aims and objects of the programs are different, the methodological approaches providing realization should be different too. The practice testifies that the issues related to the pre-professional area of musical education are addressed more successfully. Less trouble-free is the situation related to the general knowledge education, artistic-educational a,spects in the work of children music schools and children schools of art. In this field there are no ancient and strong tmditions which have been forming during deca,des in the sphere of professional musical education and upbringing. There are no proved and effective methodological approa,ches, time-tested during educational and upbringing activities, able to provide the necessary resulting quality of the studies. The article turns the attention to the most prominent works, dedicated to the problems of developing education and thus able to help the teachers working in children ’s music schools and children ’s schools of art. In view of this the works of such authors a,s L. A. Barenboim, G. M. Kogan are mentioned. The problems related to discovering and diagnostics of musical skills of the children and teena,gers are touched. The article analyzes the complicated and multilevel set of issues related to the distribution of the students of children’s music schools and children’s schools of art to the training in pre-professional and general knowledge education programs. From the point of view of the effectiveness of musical studies the question of concrete auctions and methods of educational activity is very important. In view of this in the article the method of so called sketchy learning of musical works is mentioned. The values of this method are underlined, notably in developing education. Indeed the article doesn’t cover all problems, connected with general knowledge education. Hence the statement of the fa,ct that in this sphere there are more questions than answers. The author expects that the consideration of the subject of the article will be continued in the works of the specialists of correspondent area of expertise

Текст научной работы на тему «Общеразвивающее обучение в музыке: вопросов больше, чем ответов»

42

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ В МУЗЫКЕ: ВОПРОСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТВЕТОВ

Г. М. Цыпин,

Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке, Москва, Российская Федерация, 123060

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с программой обще-развивающего обучения в детских музыкальных школах и детских школах искусств. Отмечаются различия между двумя основными программами, действующими сегодня в системе начального музыкального образования, - предпрофессиональной и обще-развивающей. Если первая из них ставит целью выявление одарённых детей и их подготовку к получению профессионального образования в области музыкального искусства, то вторая нацелена на общехудожественное развитие обучающихся, на формирование их вкусов, эстетических запросов и потребностей. В статье констатируется факт, что поскольку цели и задачи этих программ различны, то различными должны быть и методологические подходы, обеспечивающие их реализацию. Практика свидетельствует, что более успешно решаются задачи, относящиеся к предпрофессио-нальному направлению в музыкальном воспитании и образовании. Менее благополучной выглядит ситуация, связанная с общеразвивающими, художественно-просветительскими аспектами в работе. В частности, отсутствуют давние и прочные традиции, которые на протяжении многих десятилетий складывались в сфере профессионального музыкального воспитания и образования. Нет проверенных эффективных методологических подходов, апробированных в ходе учебно-воспитательной деятельности, способных обеспечить необходимую результативность занятий. В статье обращается внимание на наиболее значительные работы, посвящённые вопросам развивающего обучения, а потому способные оказать практическую помощь педагогам. Упоминаются в этой связи труды таких авторов, как Л. А. Баренбойм, Г. М. Коган и др. Затрагиваются проблемы, имеющие отношение к выявлению и диагностике музыкальных способностей детей и подростков. Рассматривается сложный, многоуровневый комплекс вопросов, относящихся к распределению учащихся на обучение по предпрофессиональной и общеразвивающей программам. Важным с точки зрения эффективности музыкальных занятий является вопрос о конкретных приёмах и способах учебно-образовательной работы. В этой связи указывается метод так называемого эскизного разучивания музыкальных произведений. Приводится ряд достоинств, присущих этому методу, причём именно в развивающем обучении. Материалы статьи не исчерпывают проблем, связанных с общеразвивающим обучением. Отсюда и констатация факта, что вопросов в данном случае больше, чем ответов. Автор надеется, что рассмотрение тематики, фигурирующей в статье, получит продолжение в работах специалистов соответствующего профиля.

Ключевые слова: развивающее обучение, предпрофессиональная программа, музыкальные способности, музыкально-педагогические традиции, методика обучения.

GENERAL DEVELOPMENTAL LEARNING IN MUSIC: MORE QUESTIONS THAN ANSWERS

Gennady M. Tsypin,

Moscow State Institute of Music named after A. G. Schnittke, Moscow, Russian Federation, 123060

Abstract. In the article the issues concerning the programs of general knowledge education in children's music schools and children schools of art are considered. The difference between two general programs, which are used today in the system of primary musical education (pre-professional and general education) is noted. While the first of them is aimed at finding talented children and training for getting professional education in the sphere of musical art, the second program is directed at the formation of general artistic development of the students, at the formation of their tastes, aesthetic claims and needs. In the article is stated that as far as the aims and objects of the programs are different, the methodological approaches providing realization should be different too. The practice testifies that the issues related to the pre-professional area of musical education are addressed more successfully. Less trouble-free is the situation related to the general knowledge education, artistic-educational aspects in the work of children music schools and children schools of art. In this field there are no ancient and strong traditions which have been forming during decades in the sphere of professional musical education and upbringing. There are no proved and effective methodological approaches, time-tested during educational and upbringing activities, able to provide the necessary resulting quality of the studies. The article turns the attention to the most prominent works, dedicated to the problems of developing education and thus able to help the teachers working in children's music schools and children's schools of art. In view of this the works of such authors as L. A. Barenboim, G. M. Kogan are mentioned. The problems related to discovering and diagnostics of musical skills of the children and teenagers are touched. The article analyzes the complicated and multilevel set of issues related to the distribution of the students of children's music schools and children's schools of art to the training in pre-professional and general knowledge education programs. From the point of view of the effectiveness of musical studies the question of concrete actions and methods of educational activity is very important. In view of this in the article the method of so called sketchy learning of musical works is mentioned. The values of this method are underlined, notably in developing education. Indeed the article doesn't cover all problems, connected with general knowledge education. Hence the statement of the fact that in this sphere there are more questions than answers. The author expects that the consideration of the subject of the article will be continued in the works of the specialists of correspondent area of expertise.

Keywords: developing education, pre-professional training, musical skills, musical and pedagogical traditions, the methods of education.

43

44

Введение в проблему

В последние годы нередко приходится слышать, что серьёзных корректив требует весь методологический спектр учебно-образовательных взаимодействий учителя и ученика. Как учить - размышления и споры на эту тему велись и, видимо, будут вестись до тех пор, пока существует сама эта профессия - учить. Что же касается корректив, по поводу которых чаще всего и возникают споры, то об их необходимости говорят сегодня представители различных педагогических сообществ. Не составляют исключения и музыканты. Последние сосредоточиваются обычно либо на проблемах профессионального музыкального образования (которых, как свидетельствует практика, более чем достаточно), либо на задачах, стоящих перед учителями детских музыкальных учебных заведений - детских музыкальных школ (ДМШ) и детских школ искусств (ДШИ) (где проблем не меньше, если не больше). А поскольку корни любых проблем следует искать прежде всего в системе начального воспитания и образования, обратимся к ней.

В настоящее время в рамках этой системы реализуются две программы -предпрофессионального и общеразви-вающего образования. Первая из них, по замыслу её авторов, создана «в целях выявления одарённых детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств» [1, с. 84].

Вторая программа, как следует из её названия, ставит своей целью удовлетворение индивидуальных потребностей детей и подростков в области музыкальной культуры и искусства. Программа сориентирована на формирование вкусов, интересов, эстетических запросов широкого круга людей, на оптимизацию их времяпрепровождения в свободные от других занятий часы.

Достаточно даже беглого ознакомления с вышеупомянутыми программами, чтобы убедиться, что у них во многом разные цели и задачи, из чего следует, что и реализовываться они должны тоже по-разному, на основе различных методологических подходов.

Практика показывает, что обычно более успешно решаются задачи в области предпрофессионального образования. Нетрудно догадаться почему. Есть существенные различия (или должны быть, во всяком случае) между обучающимися на предпрофессио-нальном и общеразвивающем отделениях. На первом из них учатся, как правило, дети и подростки более одарённые, «профпригодные», если воспользоваться терминологией, распространённой среди педагогов-музыкантов. Разумеется, и здесь, на предпро-фессиональных отделениях, могут встретиться учащиеся, обладающие различными, более или менее заметными музыкальными способностями. И всё же тот факт, что ребёнок зачислен на предпрофессиональное отделение, говорит сам за себя (так, по всей видимости, должно быть по логике вещей).

И ещё одно обстоятельство, не менее (если не более) важное. На пред-профессиональном отделении работают педагоги, которые в основном за-

нимаются привычным, хорошо известным им делом, опираются на давние традиции, сложившиеся в их профессии. Их главная задача - дать обучающемуся профессиональную подготовку, достаточную для поступления в среднее специальное учебное заведение, чем определяются содержание и формы их деятельности. При этом педагоги имеют возможность обращаться в своей практической деятельности к многочисленным руководствам, сориентированным на обучение в классе фортепиано (например, А. Д. Алексеева [2], С. М. Майкапара [3]); методическим рекомендациям, представленным в сборниках статей, посвящённых фортепианной педагогике [4; 5], и т. п.

Иная ситуация складывается на об-щеразвивающем отделении. Сама идея создания таких отделений в ДМШ и ДШИ, безусловно, актуальна, и ничего, кроме одобрения и поддержки, она вызвать не может. Ибо задача музыкальных учебных заведений готовить не только тех, кто, возможно, в дальнейшем станет выходить на сцены концертных залов, но и тех, кто будет заполнять эти залы... Первое без второго просто не имеет смысла.

Однако актуальность идеи - это одно, а её реализация на практике -это уже другое. В области общеразви-вающего обучения нет тех проверенных временем традиций, которыми располагает так называемая предпро-фессиональная педагогика музыкального образования. Нет и чётких методологических ориентиров - кого и как учить, какова здесь специфика педагогических воздействий, как оценивать эффективность проделанной работы. А потому учат зачастую, опираясь на знакомые, привычные способы

преподавательской деятельности. Но они, естественно, далеко не всегда срабатывают должным образом.

Как следствие этого, перед педагогами встаёт вопрос: так что же понимать под общеразвивающим или, проще говоря, развивающим обучением?

Развивающее обучение как феномен педагогики музыкального образования

Предпринято немало попыток определить понятие развивающее обучение, обосновать его дефиницию. Распространено, в частности, толкование, согласно которому развивающим является обучение, ориентированное на всестороннее, универсальное развитие учащегося, на расширение его тезауруса, на обогащение его внутреннего мира, его духовной среды. При этом «каждый воспитываемый и образовываемый индивид должен и получать эстетические знания, и погружаться в такую эстетизируемую среду, в которой бы не только формировались, но и закреплялись, развивались его интерес и потребность в (его) профессии.» [6, с. 125]

Из числа работ музыкантов-педагогов на эту тему следует в первую очередь упомянуть публикацию Л. А. Ба-ренбойма «О гармоничном развитии личности» [7]. Много важных мыслей было высказано в этой связи Г. М. Коганом, в частности, в его известном очерке «Музыкальное исполнительство и его проблемы» [8].

Что же требуется педагогу для решения вышеперечисленных задач? Прежде всего, разумеется, ему необходимо самому обладать - и на достаточно высоком уровне - всеми теми качествами и свойствами, которые должны быть сформированы у его учеников.

45

46

Примеры подобного рода можно найти и в российской, и в зарубежной педагогике музыкального образования. На память приходит имя Г. Г. Ней-гауза, уроки которого являли собой, по отзывам современников, нечто вроде энциклопедии музыкальной культуры и искусства. Позиции, отражающие его понимание роли и задач педагога-музыканта, представлены в книге «Об искусстве фортепианной игры» [9]. Большим мастером развивающей педагогики, по признанию музыкантов-педагогов, была А. Д. Артоболевская.

Обратившись к иностранцам, нельзя не вспомнить А. Корто, сформулировавшего в одном из выступлений своё кредо педагога-музыканта: «Мы хотим привить нашим ученикам возможно более широкую музыкальную культуру, подготовить их к вступлению в жизнь воодушевлёнными для прекрасной деятельности, состоящей в передаче от одного поколения к другому величественного светоча нашего искусства» [10, с 221].

О готовности ДМШ и ДШИ к работе по программам общеразвивающего образования

Можно ли утверждать, что российские детские музыкальные школы и детские школы искусств располагают сегодня достаточным количеством специалистов в области развивающего обучения? Трудно сказать. С уверенностью можно утверждать, пожалуй, лишь то, что методики обучения, стержнем которой было бы именно всестороннее, универсальное развитие учащегося, практически не существует. А если она и существует как «индивидуальный проект», то скорее в порядке исключения, нежели правила...

Уместно заметить в данной связи, что сегодня, помимо отсутствия надёжных и достаточно эффективных методологических подходов к развитию учащихся-музыкантов в ходе обучения, нет и общепризнанных, доказавших свою обоснованность подходов к организации и структуре учебно-воспитательного процесса на отделениях, реализующих общеразвиваю-щую программу в области музыкального искусства.

Взять, скажем, практику зачисления ребёнка на обучение по общераз-вивающей программе. В некоторых ДМШ и ДШИ это делается в соответствии с пожеланиями родителей. В других случаях решение принимает учебное заведение. Бывает, что исходят при этом из результатов приёмных экзаменов. Напел ребёнок какой-нибудь простенький мотив, простучал элементарный ритмический рисунок - и этого достаточно, чтобы рекомендовать его на обучение по обще-развивающей или предпрофессио-нальной программе. И это несмотря на тот хорошо известный факт, согласно которому природные данные учащегося можно определить - с той или иной степенью достоверности -не ранее чем через три-четыре года обучения. А подчас и более того.

Слишком много факторов, характеризующих ученика и его природные возможности, выявляется лишь со временем, на основе достаточно продолжительного срока общения с ним. И уж никак нельзя судить о профпригодности ученика по тем скупым данным, которыми располагают экзаменаторы, пообщавшись накоротке с ребёнком в ходе приёмных испытаний. Серьёзная научная аргументация этого положения приведена в кандидат-

ской диссертации Е. М. Пилковой «Диагностирование музыкальных способностей ребёнка на раннем этапе обучения (на материале учебной работы с учащимися младших классов ДМШ) [11].

Далее. Практически во всех ДМШ и ДШИ учебные дисциплины на обще-развивающем отделении являются производными от их аналогов на пред-профессиональном отделении. Разница лишь в том, что этих дисциплин меньше по количеству и объём их сравнительно невелик. Среди них можно встретить и музыкально-исполнительские, и историко-теоретические дисциплины, что представляется вполне логичным, поскольку и собственноручное музицирование на каком-либо инструменте, и ознакомление с музыкально-теоретической и исторической информацией - всё это вполне органично и естественно вписывается в концепцию общеразвивающего обучения, в её практический ракурс.

Но проблема тут не только в том, чтобы упростить содержание и форму музыкальных дисциплин, сделать их более привлекательными для детей и подростков. Важно продемонстрировать обучающимся внутренние взаимосвязи между этими дисциплинами, между ними и музыкальными произведениями, которые разучиваются в исполнительских классах, и, что ещё важнее, между музыкой и окружающим миром. Общеразвивающее обучение только тогда выполнит стоящие перед ним задачи, когда учащиеся получат достаточно полное представление о художественных стилях, об их месте и роли в истории искусства, о стилевой атрибутике, объединяющей музыку и литературу, музыку и театр, музыку и изобразительное искусство.

Могут заметить, и вполне резонно, что аналогичные задачи стоят и на предпрофессиональном отделении. Это действительно так, из чего следует, что педагоги, работающие на предпрофессиональном и общеразви-вающем отделениях, должны ясно осознавать не только в чём различие между ними, но и что у них общего.

Теперь вопрос, ответы на который в педагогической среде могут не совпадать. Нужны ли контрольно-экзаменационные мероприятия на общеразви-вающих отделениях, в частности такие, которые связаны с публичным исполнением музыки (пение, игра на том или ином музыкальном инструменте).

Аргументы могут приводиться как «за», так и «против». Конечно, сам факт наличия таких мероприятий заставляет более серьёзно и ответственно относиться к занятиям. Но, с другой стороны, нельзя не принимать во внимание, что некоторые учащиеся испытывают паническое состояние перед публичными выступлениями, а обучение в музыкальных учебных заведениях, согласно давним традициям, так или иначе связано с подобными выступлениями (в частности, на разного рода зачётно-экзаменационных мероприятиях).

Так, может быть, нет смысла обязывать всех детей и подростков, в частности обучающихся по общераз-вивающим программам, проходить через подобные испытания?

Существуют разные точки зрения на этот счёт. Например, Е. И. Гудова, один из наиболее авторитетных и компетентных специалистов в области педагогики музыкального образования, полагает, что проходить через публичные выступления должны практически все обучающиеся в ДМШ и ДШИ.

47

Ибо исполнение музыки на открытых показах даёт то, чего не способен дать учащемуся ни один другой вид музыкальной деятельности. Это может не всегда осознаваться, но суть дела от этого не меняется1.

Могут быть, впрочем, и другие подходы к проблеме. Выступать на людях, будь то контрольно-экзаменационные мероприятия или открытые, публичные концерты, - прямой долг и обязанность обучающихся по предпро-фессиональным программам ДМШ и ДШИ. Там каждый ученик - будущий пианист, скрипач, вокалист, дирижёр-хоровик и т. д. - должен уметь исполнять музыку в присутствии слушателей. В противном случае ему придётся менять специальность. У обучающихся же по общеразвивающим программам ситуация иная, а значит, и вопрос о публичных выступлениях должен решаться иначе.

Ну что ж, если бы не было разных подходов и точек зрения, если бы не возникали дискуссии и обмены мнениями, что тогда осталось бы от творческого подхода в педагогике? Да и от 48 неё самой?

Нужен компетентный, нешаблонный подход и ещё к одной проблеме, имеющей близкое отношение к обучению по общеразвивающей программе. Речь идёт о так называемом эскизном разучивании музыкальных произведений.

Термин «эскиз» из числа хорошо известных, встречающихся в различных видах искусства. Не составляет исключения и музыкальное исполнительство [12, с. 35]. Представим, что в ходе работы над произведением музыкантом решены в основном художествен-

но-творческие и технические проблемы, однако к публичному, концертному исполнению произведение ещё не готово. Причины разные: не проведена завершающая шлифовка материала, не доработаны кое-какие детали, подводит иной раз память исполнителя, не было обычных в таких случаях репетиций и т. п. Хотя в целом, повторим, основные задачи решены.

Преимущество эскизной формы работы, о которой идёт речь, очевидно: существенно сокращаются сроки работы над произведением. И это главное. Отсутствие завершающего этапа даёт учащемуся определённый выигрыш во времени, предоставляя возможность поработать над другими произведениями, увеличить багаж пройденного, выйти к новым репертуарным рубежам.

Говоря о позитивных аспектах метода эскизов, нельзя, однако, игнорировать мнение тех, кто полагает, что этот метод при недостаточно строгом и квалифицированном его применении может обернуться неряшливостью в обработке музыкального материала, чего, естественно, допускать нельзя. Но, во-первых, при недостаточно строгом и неквалифицированном применении любой метод работы может привести к непредсказуемым последствиям. Не откажемся же мы от чтения музыки с листа, хотя и в этом случае, как правило, не обходится без некоторой неряшливости в игре. Во-вторых, повторим, что обращение к исполнительским эскизам позволяет учащемуся вовлечь в работу больше разного рода музыкальных материалов, больше узнать, освоить, опробовать на практике. А это фактор, значение которого трудно переоценить, тем более в плане развивающего обучения.

Из личной беседы автора с Е. И. Гудовой.

И

Заключение

по проблемам музыкальных

эскизов, и по другим проблемам могут высказываться различные суждения и мнения. В этой связи хотелось бы в заключение сказать следующее.

При введении в музыкально-образовательную практику дополнительных общеразвивающих программ музыкальным учебным заведениям была предоставлена значительная свобода в их реализации. И это можно только приветствовать. Действительно, не часто нашими вышестоящими структурами даётся право учебным заведениям на реальную свободу действий в сфере образования. Возможно, по этой причине или вследствие сложности общеразвива-ющего обучения как такового, но вскоре во многих ДМШ и ДШИ создалась ситуация, которую один из преподавателей-практиков определил совершенно точно: «вопросов значительно больше, чем ответов». К примеру: как оптимизировать, сделать более обоснованной процедуру распределения детей и подростков на обучение по предпрофессиональ-ным и общеразвивающим программам? На каком возрастном этапе обучающегося и при каких условиях появляется возможность (пусть только возможность) уйти от нередких ошибок и просчётов в этом отношении? Насколько обоснованна установка на трёх-четырёхлетний срок обучения по общеразвивающей программе? И разве не имело бы смысла несколько увеличить (разумеется, при согласии обучающегося и его близких)

этот срок? Чем руководствоваться при определении содержания и форм контрольно-проверочных мероприятий (зачётов, экзаменов) на общеразвивающих отделениях ДМШ и ДШИ?

И, наконец, главное: как учить, на какие приёмы и способы работы опираться, учитывая принципиальные различия в специфике и общей направленности двух программ? Заметим к слову, что от молодых людей, вспоминающих свои годы обучения, нередко слышишь, что им запомнилось в основном не то, чему их учили, а то, как учили.

Количество вопросов, причём достаточно существенных, могло бы быть увеличено. Думается, что вышестоящие структуры, в ведении которых находятся детские музыкальные учебные заведения, поступили бы правильно, организовав широкое и представительное обсуждение вопросов, относящихся к реализации общеразвивающей концепции в области музыкального искусства.

Могут сказать, что обсуждения такого рода уже проводились. Но ведь вопросы, оставшиеся без ответов, сохранились. Не исключено, что за прошедшее время их могло стать больше.

Знаменитому пианисту и композитору Ференцу Листу приписывают примечательный афоризм: «Ничего ещё не сделано, пока что-то ещё остаётся сделать.» При всей парадоксальности этого высказывания доля правды в нём есть. И этого уже достаточно, чтобы со всей серьёзностью отнестись к вышесказанному.

49

Статья выполнена в рамках проблематики, рассматриваемой в авторской научной школе «Развивающее обучение в теорти и методике преподавания музыки».

Article is written within the substance of the author scientific school "The developing training in the theory and the methodology of teaching music".

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об образовании в Российской Федерации [Текст] // Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный ресурс]. -URL: https://duma.consultant.ru/documents/ 1646176?items=1&page=12 (дата обращения: 15.08.2017).

2. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] / А. Д. Алексеев. -Изд. 3-е, доп. - М. : Музыка, 1978. - 286 с.

3. Майкапар, С. М. Музыкальное исполнительство и педагогика. Из неизданных трудов [Текст] / С. М. Майкапар. - Челябинск : Music Production International, 2006. - 224 с.

4. Как научить играть на рояле? [Текст] / сост. С. В. Грохотов. - М. : Классика-XXI, 2006. - 220 с.

5. Путь к совершенству. Диалоги, статьи и материалы о фортепианной технике [Текст] / сост. С. Стуколкина. - СПб. : Композитор, 2007. - 392 с.

6. Киященко, Н. И. Эстетика - философская наука [Текст] : учеб. пособие / Н. И. Киященко. - М. ; СПб. ; Киев : Издательский дом «Вильямс», 2005. - 588 с.

7. Баренбойм, Л. А. О гармоничном развитии личности [Текст] / Л. А. Барен-

50 бойм // Л. А. Баренбойм. Музыкальная педагогика и исполнительство. - М. ; Л. : Музыка, Ленингр. отделение, 1974. -С. 304-307.

8. Коган, Г. М. Музыкальное исполнительство и его проблемы [Текст] / Г. М. Коган // Г. Коган. Избранные статьи. - М. : Советский композитор, 1972. - С. 5-30.

9. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога [Текст] : учеб. пособие / Г. Г. Нейгауз. - Изд. 5-е. - М. : Лань, 2017. - 256 с.

10. Корто, А. О фортепианном искусстве [Текст] / А. Корто ; ред., пер. с фр. и ком-мент. Я. Мильштейна. - М. : Музыка, 1965. - 364 с.

11. Пилкова, Е. М. Диагностирование музыкальных способностей ребёнка на раннем этапе обучения (на материале учебной работы с учащимися младших классов ДМШ)

[Текст] : дис. ... канд. пед. наук (13.00.02) / Е. М. Пилкова. - М., 2012. - 152 с.

12. Вопросы фортепианной педагогики [Текст]: сб. статей / ред. В. Натансон. -Вып. 3. - М. : Музыка, 1971. - 192 с.

REFERENCES

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii [On education in the Russian Federation]. Federal law of 29 December 2012 No. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii" (was passed GD FS RF 21 December 2012). Available at: https://duma.consultant. ru/documents/1646176?items=1&page=12 (accessed: 15 August 2017) (in Russian).

2. Alekseev A. D. Metodika obucheniya igre na fortepiano [Methodology of training in playing a piano]. 3rd ed. Moscow: Muzy-ka Publ., 1978. 286 p. (in Russian).

3. Majkapar S. M. Muzykal'noe ispolnitel'stvo i pedagogika. Iz neizdannyh trudov [Musical performance and pedagogy. From unpublished works]. Chelyabinsk: Music Production International Publ., 2006. 224 p. (in Russian).

4. Kaknauchit'igrat'na royale? [How to teach to play grand piano?]. Compiler S. V. Gro-hotov. Moscow: Klassika-XXI Publ., 2006. 220 p. (in Russian).

5. Put'k sovershenstvu. Dialogi, stat'i i mate-rialy o fortepiannoj tekhnike [Way to perfection. Dialogues, articles and materials about the piano artwork]. Compiler S. Stukolkina. St. Petersburg: Kompozitor Publ., 2007. 392 p. (in Russian).

6. Kiyashchenko N. I. Estetika - filosofskaya nauka [An aesthetics - philosophical science]. Moscow; St. Petersburg; Kiev: Williams Publ., 2005, 588 p. (in Russian).

7. Barenbojm L. A. O garmonichnom razvitii lichnosti [About harmonious development of the personality]. Barenbojm L. A. Muzykal'naya pedagogika i ispolnitel'stvo [Musical Pedagogy and Performance]. Moscow; Leningrad: Muzyka Publ., 1974, pp. 304-307 (in Russian).

8. Kogan G. M. Muzykal'noe ispolnitel'stvo i ego problemy [Musical performance and its problems]. Kogan G. Izbrannye stat'i [Selected articles]. Moscow: Sovetskij kompo-zitor Publ., 1972, pp. 5-30 (in Russian).

9. Nejgauz G. G. Ob iskusstve fortepiannoj igry. Zapiski pedagoga [About art of a piano play. Teacher's notes]. 5th ed. Moscow: Lan' Publ., 2017. 256 p. (in Russian).

10. Cortot A. O fortepiannom iskusstve [About the piano art]. Ed., transl. from French and comments by J. Milstein. Moscow: Muzyka Publ., 1965. 364 p. (in Russian).

11. Pilkova E. M. Diagnostirovanie muzykal'nyh sposobnostej rebyonka na rannem etape obucheniya (na materiale uchebnoj raboty

s uchashchimisya mladshih klassov DMSH) [Diagnosing of musical abilities of the child at an early grade level (on study material with pupils of elementary grades of Children's Music School)]. PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, 2012, 152 p. (in Russian).

12. Voprosy fortepiannoj pedagogiki [Questions of piano pedagogy]. Collection of articles. Ed. V. Natanson. Issue 3. Moscow: Muzyka Publ., 1971, 192 p. (in Russian).

Статья поступила в редакцию 30.08.2017. The article was received on 30.08.2017.

Цыпин Геннадий Моисеевич - доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, главный научный сотрудник, профессор кафедры философии, истории, теории культуры и искусства, заслуженный работник Высшей школы РФ, член Союза композиторов России e-mail: gmcip@yandex.ru

Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке, ул. Маршала Соколовского, 10, Москва, Российская Федерация, 123060

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tsypin Gennady M. - Doctor of Pedagogical Sciences, PhD in Arts, Professor, Chief Scientific Researcher, Professor at the Department of Philosophy, History, Theory of Culture and Art, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation, Member of the Union of Composers of Russia e-mail: gmcip@yandex.ru

Moscow State Institute of Music named after A. G. Schnittke, Marshala Sokolovskogo Street, 10, Moscow, Russian Federation, 123060

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.