УДК 378.147.88
Pavlova E.P., senior lecturer, Department of Primary Education, Pedagogical Institute, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Okoneshnikova N.V., senior lecturer, Department of Primary Education, Pedagogical Institute, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Sidorova E.E., senior teacher, Department of Primary Education, Pedagogical Institute, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL PRACTICES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS. The article describes the results of studying and analyzing the experience of organizing and conducting pedagogical practices of students of the primary education department of the pedagogical institute of the North-Eastern Federal University based on the competence approach. The purpose of the research is to theoretically substantiate the need to improve pedagogical practice in the professional development of future teachers. The current state of the research problem has led to the improvement of the scientific and methodological support of the pedagogical practice of students-future primary school teachers. Pedagogical practice is considered as the main component of the professional training of students. The study concludes that in planning, maintaining and organizing pedagogical practices in order to implement the computational approach, along with the necessary factors, special attention should be paid to the individual characteristics of future primary school teachers in order to build their individual development trajectory in a professional becoming.
Key words: competence-based approach, competencies, vocational training, teaching practice, primary school, primary school teacher.
Е.П. Павлова, канд. пед. наук, доц. каф. начального образования, Педагогический институт, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г. Якутск, Е-mail: [email protected]
Н.В. Оконешникова, канд. пед. наук, доц. каф. начального образования, Педагогический институт, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им.М.К. Аммосова», г. Якутск, Е-mail: [email protected]
Е.Э. Сидорова, ст. преп. каф.ы начального образования, Педагогический институт, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г. Якутск, Е-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В статье описаны результаты изучения и анализа опыта организации и проведения педагогических практик студентов кафедры начального образования педагогического института Северо-Восточного федерального университета на основе компетентностного подхода. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании необходимости совершенствования педагогической практики в профессиональном становлении будущих учителей. Современное состояние проблемы исследования привело к совершенствованию научно-методического обеспечения педагогической практики студентов-будущих учителей начальных классов. Педагогическая практика рассматривается нами как основное составляющее профессиональной подготовки студентов. Таким образом, проведенное исследование позволило сформулировать вывод, что в планировании, содержании и организации педагогических практик с целью реализации комптетнтностного подхода, наряду с учетом необходимых факторов, следует обратить особое внимание на индивидуальные особенности будущих учителей начальных классов с целью построения их индивидуальной траектории развития в профессиональном становлении.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, профессиональная подготовка, педагогическая практика, начальная школа, учитель начальных классов.
В условиях модернизации российского образования особое значение имеет обеспечение открытости как государственно-общественной системы, усиление роли всех субъектов образовательной политики, их взаимодействия. Методологической основой реализации ФГОС современной системы высшего образования остается теория компетентностного подхода подготовки будущих педагогов. Считаем, в реализации компетентностного подхода и становлении профессиональных качеств будущего педагога обязательным условием является прохождение педагогической практики. В подготовке педагогических кадров, она является действительно одной из обязательных частей в реализации образовательной программы. Только в ходе прохождения педагогической практики будущий педагог обретает способность решать актуальные задачи общеобразовательных учреждений, формируется личность с качествами, соответствующими требованиям современного общества. План, содержание и организация педагогической практики имеют принципиальное значение в формировании личностных и профессиональных качеств студента и являются важнейшими факторами в их развитии, как профессионалов. У студентов есть возможность применить полученные теоретические знания и опытным путем проверить их в ходе педагогической практики. Студенты педагогической специальности на практике приобретает бесценный опыт и узнают о многообразии способов подготовки к уроку, в соответствии с изучаемым предметом и дисциплиной. Вместе с тем, совершенствуют умения и навыки организации младших школьников во время урока и перемены, при этом активно взаимодействуют с детьми; приобретают прикладной опыт: умение отобрать из множества упражнений в учебнике, наиболее соответствующие на данный момент времени для выполнения младшими школьниками. Для приобретения необходимых перечисленных компетенций, значительную роль играет организация педагогической практики, основной целью которой является поддержать студента в получении педагогической специальности и быть готовым к реализации учебно-воспитательного процесса в начальных классах, соответствующих требованиями нового стандарта. Известно, что эффективность работы, результативность обучения в целом имеют прямую связь с развитием профессиональных компетенций будущего учителя.
Появление новых форм представления и преобразования информации, повышение требований современным обществом к системе образования напрямую влияет и имеет все большее значение в формировании и развитии компетентности профессионала. С другой точки зрения, педагогическую компетентность
можно рассматривать как интегральную профессионально-личностную характеристику, определяющая готовность и способность выполнять педагогические функции, она является одним из субъективных факторов продуктивной деятельности учителя.
Цели и задачи, содержание, структура и организация педагогической практики в учебных заведениях, осуществляющих подготовку учителей начальных классов подробно рассмотрены в работе ГМ. Коджаспировой, Л.В. Бориковой [1, с. 19]. Работа носит практикоориентированный характер, с богатым практическим материалом, в частности, содержатся различные практические материалы и методики, которые можно использовать в различных видах практик как студентами, так и её организаторами.
Теоретико-методологические основы, включающие основных компонентов педагогической практики как целостного педагогического процесса подробно освещены в работе Колупаевой Н.И. [2, с. 9]. Педагогическая практика как средство подготовки будущего учителя к инновационной педагогической деятельности раскрыты в исследовании Н.В. Неводниченко [3, с. 12]. В работах В.А. Сласте-нина [4, с. 126], Л.С. Подымовой [5, с. 293] рассмотрена сущность и содержание педагогической практики как целостного процесса, обеспечивающего подготовку студентов не только к практической работе с детьми, но реализации педагогических инноваций.
В планировании организации педагогической практики, с целью выполнения студентами учебной программы, индивидуальный подход в работе с будущим учителем имеет большое значение в становлении его профессиональных качеств, при этом подходить к каждому студенту как к уникальной личности, отмечает в своих работах Вильдановой А.А. [6, с.52], бережно и осторожно, целенаправленно и последовательно раскрывая в нем сильные личностные и профессиональные стороны, помогая компенсировать слабые.
Основным заказчиком профессиональной подготовки учителей начальных классов, конечно, являются общеобразовательные школы в лице органов управления образованием в регионе. Поэтому сами школы нередко в процессе подготовки будущего учителя осуществляют наблюдение и адресную подготовку студентов для принятия в штатный состав педагогического коллектива после окончания вуза. В статье Т.О. Разумовой [7, с. 1045-1050] подчеркивается необходимость осмысления вузами и руководителями образовательных программ важности тесной связи с рынком труда, гибкого реагирования на его изменения.
Нужно отметить, что в разработке содержания образовательных программ должны учитываться запросы не только работодателей, но и тенденции развития педагогической науки. И в этом аспекте мы согласны с мнением С.В. Лисова [8, с. 60 - 68], что именно единство образования, науки и производства может вести к инновационным прорывам в различных областях, включая систему образования.
Подготовка специалистов по профилю начальное образование, точнее «классической» специальности «учитель начальный классов» осуществляется на кафедре начального образования Педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» осуществляется в условиях бакалавриата и магистратуры [9]. Преподавателями кафедры разработаны программы педагогических практик по направлениям подготовки Педагогическое образование профилям: «Начальное образование»; «Начальное образование и тьюторство в основной малокомплектной (кочевой) школе Севера»; «Начальное образование и дополнительное образование»; для программы магистратуры «Педагогическое сопровождение детства в условиях Севера» по направлению Педагогическое образование, профиль «Начальное образование». Комплекс программ включает различные виды педагогических практик: учебная ознакомительная практика, воспитательная рассредоточенная практика, воспитательная организаторская практика, методическая наблюдательная практика, научно-исследовательская практика, преддипломная практика.
Каждая практика предназначена для формирования и развития определенных профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Например, способность студентами осуществлять обучение, воспитание и развитие учащихся начальных классов с учетом социальных, возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся; готовность студентов к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса; готовность студентами реализовать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов; способность студентов проектировать образовательные программы и др. Следует отметить, в ходе прохождения каждой практики, часть компетенций развивается, а часть формируется - это зависит от целей и задач вида педагогической практики.
Традиционным и логичным в образовательном процессе будущих учителей начальных классов является теоретическая методическая подготовка студентов на лекционных и практических занятиях по методикам преподавания дисциплин начальной школы: методика обучения русскому языку и литературе, в том числе обучение в национальной школе, методика преподавания математики, методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир», методика преподавания якутского языка и литературы, методика преподавания изобразительного искусства с практикумом, методика преподавания технологии с практикумом, те-
Библиографический список
ория и методика музыкального воспитания и др. Каждым преподавателем-методистом ведется качественная подготовка будущих учителей в плане развития их профессиональных и личностных качеств. На занятиях используются передовые педагогические технологии с привлечением действующих учителей начальных классов и завучей школ в качестве компетентных экспертов.
В реализации педагогических практик в подготовке будущих учителей начальных классов тесно взаимодействуют муниципальные образовательные бюджетные и казенные учреждения городов, поселков и сел республики, что влияет на качество становлении студентов в педагогической профессии. Преподавателями кафедры начального образования пединститута СВФУ организована систематическая деятельность с работодателями, т.е. с учительским и административным составом школ республики. В рамках этой деятельности систематически проводятся проблемные семинары с учителями школ республики по актуальным вопросам начального образования, создана и активно действует Ассоциация выпускников-учителей начальных классов, которая ежегодно принимает участие в проведении конкурса для студентов прошедших педагогическую практику «Педагогический дебют». В подготовке будущих учителей начальных классов задействованы и принимают активное участие завучи и учителя начальных классов базовых школ.
В публичном отчете Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) по реализации Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» 2017 года отражены следующие факты. В учреждения образования трудоустроено 541 выпускник педагогических специальностей учреждений среднего и высшего профессионального образования, в том числе и выпускники кафедры начального образования, из них 75 выпускников трудоустроены в северные и арктические улусы. В 2017 году, выполнив условия договора, государственную поддержку для улучшения жилищных условий получили 29 учителей, которые отработали 5 лет в сельских школах Арктики и Севера, что является эффективным стимулированием и мотивацией будущих учителей со стороны работодателя. Показателем результативности прохождения педагогических практик студентов кафедры начального образования и эффективности работы вузовской профориентационной работы является стопроцентное трудоустройство по специальности, в виду востребованности учителей начальных классов в республике, в частности сельской местности и северных районах региона.
Таким образом, преподавателями кафедры и работодателями в лице учителей и руководителей образовательных учреждений создаются благоприятные условия в подготовке будущих учителей начальных классов, в развитии их личностных и профессиональных качеств, в овладении ими компетенций, предъявляемыми современной системой высшего образования для их успешной профессиональной деятельности после окончания вуза.
1. Коджаспирова ГМ., Борикова Л.В. и др. Педагогическая практика в начальной школе: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. 2е изд., перераб. и доп. Москва, Академия, 2000.
2. Колупаева Н.И. Организация педагогической практики студентов: методические указания к учебно-исследовательской и педагогической практике студентов Института психолого-педагогического образования. Москва - Берлин: Директ-Медиа, 2015.
3. Неводниченко Н.В. Педагогическая практика как средство подготовки будущего учителя к инновационной педагогической деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2005.
4. Сластенин В.А. Педагогика и психология инновационного образования. Москва: Прометей, 2009.
5. Подымова Л.С., Сластенин В.А. Педагогика: учебник для бакалавров. Под общей редакцией Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. Москва: Издательство Юрайт, 2014.
6. Вильданова А.Р Роль педагогической практики в профессиональном становлении будущих педагогов. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. Новосибирск: СибАК, 2012: 51 - 55.
7. Разумова Т.О. Взаимодействие высшего образования и рынка труда: правила и практика. Экономическая наука и развитие университетских научных школ (к 75-летию экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова): сборник статей. 2016: 1045 - 1050.
8. Лисов С.В. О Прогнозировании и стратегическом планировании развития сферы профессионального образования. Российский экономический журнал. Москва: Экономическая газета, 2016; 4: 60 - 68.
9. Неустроева А.Н., Павлова Е.П., Борисова Т.М., Оконешникова Н.В., Сидорова Е.Э. Роль педагогической практики в трудоустройстве выпускников-бакалавров университета (опыт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова). Espacios. 2018; 39 (40). Available at: www.scopus.com/feedback/author/reviewDocument. uri?afwFlowId=1539673865306
References
1. Kodzhaspirova G.M., Borikova L.V. i dr. Pedagogicheskaya praktika v nachal'noj shkole: uchebnoe posobie dlya stud. sred. ped. ucheb. zaved. 2e izd., pererab. i dop. Moskva, Akademiya, 2000.
2. Kolupaeva N.I. Organizaciya pedagogicheskojpraktikistudentov: metodicheskie ukazaniya k uchebno-issledovatel'skojipedagogicheskojprakiike studentov Instituta psihologo-pedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva - Berlin: Direkt-Media, 2015.
3. Nevodnichenko N.V. Pedagogicheskaya praktika kak sredstvo podgotovki buduschego uchitelya k innovacionnoj pedagogicheskoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2005.
4. Slastenin V.A. Pedagogika i psihologiya innovacionnogo obrazovaniya. Moskva: Prometej, 2009.
5. Podymova L.S., Slastenin V.A. Pedagogika: uchebnikdlya bakalavrov. Pod obschej redakciej L.S. Podymovoj, V.A. Slastenina. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2014.
6. Vil'danova A.R. Rol' pedagogicheskoj praktiki v professionalem stanovlenii buduschih pedagogov. Lichnost', sem'ya i obschestvo: voprosy pedagogiki i psihologii: sb. st. po mater. XXI mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Chast' I. Novosibirsk: SibAK, 2012: 51 - 55.
7. Razumova T.O. Vzaimodejstvie vysshego obrazovaniya i rynka truda: pravila i praktika. 'Ekonomicheskaya nauka i razvitie universitetskih nauchnyh shkol (k 75-letiyu 'ekonomicheskogo fakul'teta MGUimeniM.V. Lomonosova): sbornik statej. 2016: 1045 - 1050.
8. Lisov S.V. O Prognozirovanii i strategicheskom planirovanii razvitiya sfery professional'nogo obrazovaniya. Rossijskij 'ekonomicheskij zhurnal. Moskva: 'Ekonomicheskaya gazeta, 2016; 4: 60 - 68.
9. Neustroeva A.N., Pavlova E.P., Borisova T.M., Okoneshnikova N.V., Sidorova E.'E. Rol' pedagogicheskoj praktiki v trudoustrojstve vypusknikov-bakalavrov universiteta (opyt Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova). Espacios. 2018; 39 (40). Available at: www.scopus.com/feedback/author/reviewDocument. uri?afwFlowId=1539673865306
Статья поступила в редакцию 21.11.18