Научная статья на тему 'Педагогические понятия и термины в российских указах первой четверти XVIII века'

Педагогические понятия и термины в российских указах первой четверти XVIII века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
880
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ / ТЕРМИН / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ И ДОКУМЕНТЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДМЕТНОТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / МНОГОЗНАЧНОСТЬ / СИНОНИМИЯ / DEFINITION / TERM / LEGISLATIVE ACTS AND DOCUMENTS IN THE FIELD OF EDUCATION / THEMATIC CLASSIFICATION / POLYSEMY / SYNONYMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошкина Е. А.

В статье характеризуются особенности употребления педагогических понятий и терминов в текстах российских указов первой четверти XVIII века. На основе контент-анализа установлены количественные и качественные характеристики использованных слов-обозначений. Систематизация выборочной совокупности слов обозначений произведена по предметно-тематической направленности. В результате автором определены такие основные специфические свойства педагогических понятий и терминов в данной сфере употребления, как многозначность и синонимия, невысокая зависимость их от контекста и авторской интерпретации, отражение состояний развития отечественной педагогической практики в рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL DEFINITIONS AND TERMS IN THE RUSSIAN DECREES OF THE FIRST QUARTER OF THE 18TH CENTURY

The article considers the peculiarities of the use of pedagogical definitions and terms in Russian Decrees of the first quarter of the 18th century. The quantitative and qualitative characteristics of definitions are stated according to the content analysis. The systematization of the selective aggregate of definitions is done on thematic classification. As a result the author determines such important specific aspects of educational definitions and terms in this particular field as polysemy, synonymy, their insignificant dependence on the context and the authors interpretation and presents the development of Russian educational practice in the given period.

Текст научной работы на тему «Педагогические понятия и термины в российских указах первой четверти XVIII века»

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

УДК 37.011:001.4

Е. А. Кошкина

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ В РОССИЙСКИХ УКАЗАХ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА

В статье характеризуются особенности употребления педагогических понятий и терминов в текстах российских указов первой четверти XVIII века. На основе контент-анализа установлены количественные и качественные характеристики использованных слов-обозначений. Систематизация выборочной совокупности слов обозначений произведена по предметно-тематической направленности. В результате автором определены такие основные специфические свойства педагогических понятий и терминов в данной сфере употребления, как многозначность и синонимия, невысокая зависимость их от контекста и авторской интерпретации, отражение состояний развития отечественной педагогической практики в рассматриваемый период.

Ключевые слова: понятие, термин, законодательные акты и документы в сфере образования, предметно-тематическая классификация, многозначность, синонимия.

В современной отечественной педагогической науке разработка понятийно-терминологического аппарата является одним из приоритетных направлений. Исследования в данной области способствуют более углубленному и упорядоченному развитию педагогического знания, его теоретической стабильности. В настоящее время опубликован ряд работ по изучению понятийно-терминологических проблем педагогики и образования (М. А. Глазунова, Г. Н. Шитинова, И. М. Кантор и др.); общей специфики педагогической терминологии (А. П. Булкин, В. И. Гинецинский, И. М. Кантор, И. А. Колесникова, Н. Л. Коршунова, В. В. Краевский, В. М. Полонский и др.); по определению функций общенаучных понятий в педагогике (А. Я. Найн и др.); по изучению особенностей терминологий отраслей педагогического знания дидактических понятий и терминов (Г. А. Бордовский, Б. С. Гершунский, В. И. Гинецинский, В. А. Извозчиков и др.), понятий и терминов теории воспитания (В. С. Безрукова, В. И. Гинецинский, Б. Першуткин и др.), понятий и терминов этнопедагогики (Э. Д. Днеп-ров, Е. Л. Христова и др.).

Вместе с тем анализ научных исследований показал, что на фоне активизации разработки проблем понятийно-терминологического аппарата педагогической науки история становления и развития педагогической терминологии остается наименее изученной. К этому вопросу одним из первых обратился Б. Б. Комаровский в своей работе «Русская педагогическая терминология» [1]. Позднее некоторыми учеными были рассмотрены отдельные аспекты данной проблемы, в частности: соотношение развития понятийно-терминологического аппарата и педагогического знания (В. И. Гинецинский); тенденции развития категориально-понятийного аппарата педагогической науки в России в период с 1850-е по 1930-е гг.

(И. К. Карапетян); становление и развитие основных понятий советской педагогики в период с 1917-го по 1931-й гг. (Л. И. Атлантова); текстологическое изучение документа «Основные принципы единой трудовой школы» (Ф. А. Бобков), формирование понятийно-терминологической системы педагогики в 90-е годы XX в. (И. В. Кичева). Таким образом, наше обращение к истории становления и развития отечественной педагогической терминологии вызвано в первую очередь недостаточной изученностью проблемы, а также тем, что выявление некоторых характеристик генезиса терминологии отечественной педагогической науки может объяснить ряд особенностей ее современного состояния. Исключительно важные особенности понятийно-терминологического аппарата отечественной педагогической науки были заложены в первой четверти XVIII века, в период преобразований Петра I.

В научно-педагогической литературе первая четверть XVIII в. характеризуется как время становления государственной системы образования в России и активизации развития отечественной педагогической мысли под влиянием социально-экономических, политических, культурных реформ при усилении контактов с европейскими державами и распространении идей Просвещения. В этот период во внутренней государственной политике выделяется особое направление -образовательная политика. Подтверждением данного факта можно считать появление большого количества законодательных актов и документов, регулирующих функционирование системы образования в целом, ее структурных подразделений и отдельных учебных заведений. На наш взгляд, юридические тексты являются важным источником по изучению официальной педагогической терминологии как совокупности педагогических понятий и терминов, употребляемых в российских указах этого периода.

Исследование педагогических понятий и терминов в российских указах первой четверти XVIII в. осуществлялось с использованием метода контент-анализа, по результатам которого был составлен частотный словарь, содержательный анализ выбранных понятий и терминов производился на контекстуальной основе.

Непосредственный отбор текстов для анализа производился по материалам Полного собрания законов Российской империи с учетом следующих требований:

- в содержании текста должны отражаться политика государства в сфере образования, его интерес к жизни детей и молодежи;

- текст источника должен иметь хотя бы одно слово-обозначение, имеющее отношение к педагогическим терминам.

Всего для анализа было отобрано 96 указов, изданных за период с 1701 по 1725 гг., выделено 150 слов с общим числом употреблений 1326 единиц. Данная совокупность по предметно-тематической принадлежности была распределена на 7 групп:

1) термины общепедагогического характера (наименования процессов обучения и воспитания);

2) термины, характеризующие содержание образования (наименования учебных дисциплин);

3) термины, обозначающие формы и методы обучения;

4) термины-наименования учебных заведений (обозначения типов учебных заведений, названия конкретных школ, академий и т. п.);

5) термины, обозначающие участников учебновоспитательного процесса;

6) термины, характеризующие качества личности человека (в данную группу вошли обозначения личностных качеств человека в целом, а также качества, желательные и нежелательные для учителя (воспитателя) и ученика (воспитанника);

7) термины школоведческого характера (обозначения структуры учебного заведения, должностных лиц, осуществляющих их руководство).

Наибольший интерес представляет группа терминов общепедагогического характера. Она активно используется современной педагогической наукой, поэтому исследование ее может объяснить многие специфические черты современного понятийно-терминологического аппарата педагогики. К терминам общепедагогического характера относятся воспитание, научение, образование, обучение, приучение, преподавание, пропитание, просвещение, учение (ученье), наука. Число употреблений составило 283 единицы (21 % от общего числа употреблений).

По результатам количественного анализа была определена совокупность терминов, отличающихся наибольшим числом употреблений: наука (87 ед.), учение (86 ед.), обучение (70 ед.). Содержательный анализ позволил нам определить их высокий уровень

многозначности и синонимии. На основе контекстуального значения выделены такие варианты трактовок:

процесс получения образования: «Взять из школы от Господина Адмирала таких, которые Географию и Геометрию выучили и послать во всякую Губернию по два человека, для науки молодых ребяток» [2, т. 6, с.187]; «О высылке из городов для учения Арифметики и Геометрии Дьячих и подьячих детей» [2, т. 6, с. 289]; «О обучении поповских и дьяконских и прочих церковнослужительских детей в Греческих и Латинских школах» [2, т. 4, с. 581];

учебная дисциплина:

- как наименование учебных предметов в целом: «которые обучаются наукам, тех из Коллегии посылать в чужие краи для практики той науки» [2, т. 6, с. 492]; «определять и отправлять из ученых в школах искусных людей, а которые школьнаго учения не произошли, таковых в полки не посылать» [2, т. 7, с. 6];

- как наименования конкретных учебных дисциплин: «велеть как прежних, так и новоприборных учить прилежно Инженерной науке, чтоб они могли вос-приять учение» [2, т. 5, с. 70], «учитель церковничес-ких детей к цифирному учению принуждает» [2, т. 6, с. 794];

совокупность теоретического (практического) знания: «Каждой Академик обязан в своей науке в добрых Авторов, которые в иных Государствах издаются, читать» [2, т. 7, с. 222]; «И наипаче тое ж разуметь о управлении церкви: когда нет света учения, нельзя быть доброму церкве поведению, нельзя быть нестроению и многим смеха достойным суевериям, еще же и раздорами пребезумным ересям» [2, т. 6, с. 330].

Другая характерная черта данных терминов заключается в некоторой специализации употреблений при сохранении многозначности, т. е. термины использовались в одном из значений более активно. Так, например, термин «учение» чаще, чем остальные, обозначает собственно процесс получения образования. Термин «наука» примерно с одинаковой частотой употребляется в перечисленных выше значениях, но в то же время ему свойственно обозначать и конечный результат обучения - «по достоинству их в науках», «часто экзаменовать о их науке» [2, т. 7, с. 346, 167] и совокупность теоретико-практических знаний об окружающем мире.

Существенное отличие в содержательном плане термина «обучение» от двух предыдущих заключается в том, что в указах он в большей мере используется в значении «процесс получения профессионального образования»: «О посылке в чужие краи учеников для обучения мануфактурному искусству» [2, т. 7, с. 181].

Из других понятий и терминов, имеющих общепедагогический характер, мы выделили термины «воспитание», «пропитание», «научение». Хотя число

употреблений не так велико, но представляет интерес их содержание и непосредственное распределение по указам. Термин «научение» встречается в 5 указах с одним значением - процесс получения профессионального образования, что свидетельствует о некоторой стабильности содержания данного термина. Термин «воспитание» употреблен в двух указах: «О воспитании детей духовного звания в школе при домах Архиерейских» (1722) [2, т. 6, с. 697-699] и «О раздаче безродных младенцов на воспитание с вечным за воспитателем укреплением» (1723) [2, т. 7, с. 139]. В первом тексте воспитание полностью идентифицировалось с процессом обучения, т. е. подробно излагалась организация работы архиерейской школы - раскрывалось содержание образования, определялись необходимые учебные пособия, предъявлялись требования к учителю и ученику. Во втором указе термин «воспитание» определялся как содержание ребенка в семейной среде, в нем же употребляется термин «пропитание», под которым понималось содержание детей младше десятилетнего возраста в приютах и богадельнях, т. е. понятие отражало явление социальной направленности.

В группу общепедагогических терминов мы включили термины «образование» и «просвещение». Хотя они и характеризуются единичным употреблением, но являются важнейшими для развития педагогической практики. Термин «образование» встретился в заголовке указа от 18 декабря 1707 г.: «О даче иностранным посланникам в Москве и Российским Посланникам в чужих краях жалования, и также десяти молодым Россиянам отправленным для образования в чужие краи» [2, т. 4, с. 398]. Изучение контекста источника позволило нам охарактеризовать содержание данного термина - под «образованием» понимался процесс приобретения знаний.

Термин «просвещение» использовался в указах с единственным значением - распространение православия среди народов Российской империи: «Инструкция Иеромонаху Никодиму. О просвещении ново-крещенных Калмыков учением Христианской веры» [2, т. 7, с. 437].

Вторая группа терминов (термины, характеризующие содержание образования) также отличается высоким числом употреблений. На наш взгляд, важность ее заключается в том, что она позволяет установить минимальный уровень образования, определенный государственной политикой Петра Великого, а также выявить соотношение числа учебных дисциплин гуманитарного и естественно-научного циклов, что является существенной характеристикой содержания образования отечественной школы первой четверти XVIII в.

На основе контент-анализа текстов источников нами были выделены следующие количественные характеристики употребления наименований учебных дисциплин:

- эта группа терминов встречается в 30 текстах;

- общее число выделенных терминов составило без учета синонимов 44 слова (34 % от общего числа терминов);

- общее число употреблений - 198 единиц (15 % от общего числа употреблений).

Из общего количества выделенных терминов мы выбрали обозначения, наиболее часто встречающиеся в законодательных актах: арифметика, цыфирь, (цыфирный счет, цыфирное счисление), геометрия, география, фортификация, артиллерия, навигация и другие. В указах обучение грамоте не имело одного общего наименования. Для обозначения данного учебного предмета использовались самые разнообразные слова: грамота, письмо, писание, чтение, словесное чтение, а также читать и писать. Как свидетельствуют документы, кроме грамоты обязательными для изучения в массовой школе первой четверти XVIII в. считались арифметика (цыфирь) и геометрия, по этой причине данные термины и характеризуются таким активным употреблением.

Анализ наименований учебных дисциплин, использованных в указе об учреждении Академии наук, позволил нам выявить ряд специфических особенностей содержания образования в проекте высшей школы. Так, изучение распределения наименований по научно-практическим направлениям показало, что наблюдается преобладание числа учебных предметов естественно-научного и математического циклов: анатомия (-ка), астрономия, ботаника, география, медицина, физика и метафизика, химия, алгебра, геометрия и т. д. Общественно-политический цикл учебных предметов был представлен историей (историей древней и нынешней), юриспруденцией (право), политикой, экономикой; общетеоретический -логикой, философией, этикой («нравоучением»); гуманитарный - грамматикой; богословский - теологией (феологией). Данный факт объясняется общей тенденцией развития науки в XVIII в. - формированием естественно-научных отраслей. Большинство из перечисленных учебных дисциплин были внедрены в практику высшего образования лишь во второй половине XVIII в.

Другая специфическая черта группы терминов-наименований учебных дисциплин заключается в наличии в ее составе званий учебных дисциплин практического (профессионального) характера - артиллерия, геодезия, гидроика, инженерство, навигация, фортификация, художество, а также и иностранные языки (немецкий, восточные и т. д., если речь шла о подготовке переводчиков). Эта особенность еще раз подтверждает факт, что школа первой четверти XVIII в. носила утилитарный характер.

Третья группа терминов, обозначающих формы и методы обучения, самая малочисленная. Мы отнесли к ней три термина - публичная лекция, упражнение, экзерциция. Публичная лекция как форма организа-

ции обучения заявлена в указе об учреждении Академии наук: «Помянутые и некоторые классы разделенные Академики обязаны будут в своей науке ежедневно один час публичныя лекции иметь, как и в прочих Университетах» [3, т. 7, с. 223]. Позднее она станет одной из ведущих форм организации обучения в высших учебных заведениях. Термины «упражнение» и «экзерциция» являются синонимами, но в указах последний термин употребляется чаще. Это объясняется тем, что в русском языке первой четверти XVIII в. активно шли процессы заимствования различных слов из других языков, по этой причине наряду с русскими словами употреблялись и иностранные синонимы, причем иногда более активно. Термин «экзерциция» обозначал один из способов обучения, суть которого сводилась к многократной обработке какого-либо навыка. Этот метод является характерным для преподавания разного рода дисциплин, но все же в указах первой четверти XVIII в. он большей частью относился к воинским упражнениям: «Вся Морская Академия по вся утры в 7 часу от 1 числа сего даже до последних чисел Апреля месяца и от 6 часу по утру от 1 мая месяца даже до последняго числа Сентября, должна собираться в залах Академии для обучения всех экзерциции, которая оным предписаны будут, под наказанием» [3, т. 5, с. 173].

Группу терминов-наименований учебных заведений можно отнести к одной из самых употребляемых. В нее вошли 20 обозначений с общим числом употреблений 276 единиц. Эта совокупность представлена двумя видами терминов - наименования типов учебных заведений и наименования конкретных учебных заведений. Наиболее встречаемым в указах термином первого вида можно назвать термин «школа», он употреблен в 35 документах с частотой 103 единицы (37 % от общего числа употреблений в группе). Данный термин обозначал учебное заведение любого направления - и общеобразовательного, и профессионального (например, цыфирная школа, Навигатская школа, разноязычная школа и т. п.).

Типы учебных заведений обозначались в зависимости от того, какую цель они преследовали. По идее Петра массовой народной школой должна была стать школа, в которой давались элементарные знания по математике, а также велось обучение грамотности. В результате чего появилась цыфирная школа. В законодательных актах существуют два синонима этого термина: арифметическая школа и математическая школа. По частоте употреблений среди них явно преобладает термин «арифметическая школа». Мы предполагаем, что изначально было введено в употребление последнее словосочетание, но поскольку, вероятно, слово «арифметика» было понятно не каждому, то для простоты его заменили на «цыфирь» (от нем. Ziffer).

Чисто практические цели преследовались при открытии инженерной (инженерской) и навигатской (на-

вигаторов) школ, что и отразилось в их названии. В некоторых случаях наименования учебных заведений связываются с именами или должностью лиц, отвечавших за их деятельность и содержание: Адмиралтейская школа (или школа Адмирала Апраксина), Архиерейская школа.

В документах рассматриваемого нами периода встречается и термин «училище» как синоним слова «школа». Другим наиболее употребимым обозначением учебного заведения является термин «академия». Данное слово использовалось с несколькими значениями: как высшее учебное заведение и как высшее научно-исследовательское учреждение [5, т.

1, с. 34). Для первой четверти XVIII в. более характерно применение данного термина в первом значении: Академия Киевская, Академия Морская (Санкт-Петербургская, Адмиралтейская). Термин «академия» в значении «научно-исследовательское учреждение» начинает внедряться в официальные документы с 1724 г., с выхода в свет указа об учреждении Российской академии наук. С этим же документом связано появление в официальной педагогической терминологии первой четверти XVIII в. терминов «гимназия», «университет». С 1721 г. (с момента появления «Духовного Регламента») начинается активное использование термина «семинария» как наименования специального учебного заведения для будущих церковнослужителей.

В группу терминов, обозначающих участников учебно-воспитательного процесса, вошли 9 наименований объектов воспитания и обучения. Этот вид терминов мы также отнесли к наиболее употребимым (число употреблений 435 единиц, что составило 33 % от общего числа употреблений). Так, например, термин «дети» встретился нам в 53 указах с числом употреблений 141 единицы. В использовании данного термина мы выделили следующие особенности. В первую очередь, он употреблялся чаще всего в сочетании с обозначением сословной принадлежности (дворянские дети, дети подъячих, солдатские дети). Вторая особенность заключается в том, что им обозначались большей частью те, кто еще не был вовлечен в процесс обучения. Для обозначения юридической несостоятельности и как синоним к слову «дети» употреблялся термин «малолетние». Если ребенок или молодой человек поступал на учебу, он получал статус ученика (учащегося), что и отражено в документах. Необходимо отметить, что термин «ученик» также отличается высоким числом употреблений в группе (95 единиц, что составляет 24 % от общего числа употреблений в данной группе). В указах встречается термин «школьник», он в большей мере привязан к учебному заведению, чем термин «ученик», т. к. последний мог употребляться и в отношении участника процесса профессионального обучения.

Для нас представляет особый интерес термин «недоросль», достаточно часто встречаемый в указах, так

как он одновременно является и юридическим, и педагогическим термином. Данным словом обозначались только дети дворян, достигшие десятилетнего возраста. С этого момента молодые дворяне обязаны были пройти освидетельствование в Сенате, после которого они распределялись или на учебу, или на службу, или (при наличии физических, психических заболеваний) обратно в родительский дом.

В официальных документах первой четверти XVШ в. получили распространение наименования субъектов процесса обучения, употреблявшиеся только в сфере профессионального образования, гардемарин (дворянин, учащийся Морской академии, готовившийся к офицерской службе на флоте) и подмастерье. Последний термин употребляется крайне редко, т. к. для этой цели чаще использовался термин «ученик».

Указом об учреждении Академии наук введен в официальное употребление термин «студент», обозначающий человека, проходящего обучение в высшем учебном заведении. Однако активное его использование в государственных документах началось в более поздний период.

В составе группы терминов-наименований участников учебно-воспитательного процесса термины-наименования субъектов обучения и воспитания представлены в меньшей мере. Мы выделили 7 обозначений: воспитатель, мастер, профессор, учитель, учитель-граматист, инженер, механик. Термин «воспитатель» употреблен лишь однажды в указе от 23 октября 1723 г. «О раздаче безродных младенцов на воспитание с вечным за воспитателем укреплением» [7, т. 7, с. 139]. Он обозначал члена (или членов) семьи, который брал на себя обязанность по содержанию усыновленного ребенка. Термин «мастер» в значении «учитель, преподаватель» не получил активного распространения в официальных документах. Основным термином, обозначавшим субъекта процесса обучения, являлся термин «учитель», он встречается в 22 указах с частотой употребления 73 ед. Необходимо отметить, что данный термин обозначал не только взрослого-мирянина, занимающегося обучением детей, но и священнослужителя. И в том и другом случае человек, имеющий такое звание, воспринимался источником знания светского или религиозного.

В указах рассматриваемого нами периода встречаются термины, характеризующие специализацию учителей в учебных заведениях: учитель-граматист, инженер, механик. Однако необходимо отметить, что в массовой школьной практике профессия учителя не имела узкодисциплинарной направленности. Так, например, в цыфирной школе один учитель обучал и арифметике с геометрией, и грамоте. Особое место в данной группе занимает термин «профессор». Он обозначал преподавателя учебного заведения высшего уровня (Киевская академия, Морская академия).

Из всей выбранной нами совокупности терминов мы посчитали необходимым выделить в отдельную

группу обозначения личностных качеств как учителя, так и ученика, поскольку в отдельных законодательных актах данный аспект некоторым образом освещался. Так, например, в указе от 31 мая 1722 г. «О воспитании детей духовного звания в школах при домах Архиерейских» [3, т. 6, с. 697-699] содержатся своеобразные требования к учителю: «в оныя школы... определить умных и честных учителей, которые в книжном чтении были б остры и разумны, и право-глаголания добре произносить и ударение просодии и препинание строчное безпогрешно соблюдать знали, и других научить довольны, и могли б оных учить не только чисто, ясно и точно по книгам читать, но и разуметь...» [3, т. 6, с. 698]. В целом мы выделили следующий перечень качеств личности, желательных для учителя: остроумие, прилежание, разумность, способность, ум, честность.

Наименования качеств личности учащихся в текстах представлены более объемно. Указы поощряли наличие в учениках доброй натуры, острой понятности (остроумия), прилежания, способностей. Но в большей степени обращалось внимание на отклонения от предъявленных требований, а именно: лень (леность), нерадивость, развращенность, тупость, упрямство.

Школоведческие термины представлены в официальных документах в двух видах: наименования должностных лиц, осуществлявших руководство деятельностью учебного заведения, и наименования, обозначавшие внутреннюю структуру учебного заведения. Первый вид составляют такие термины, как директор, префект, ректор, Академик (Академикус) - должности, характерные для учебных заведений, имеющих статус высших. В частности, в указе от 26 сентября 1701 г. [3, т. 4, с. 173-174] речь шла о ректоре Киевской академии, в указе от 1 октября 1715 г.[3, т. 5, с. 173-176] - о директоре Морской академии как о главах образовательных учреждений. В обязанности префекта входило руководство собственно учебным процессом. Термин «академик» в официальных документах встречается в двух значениях: как член академии, ученый и как «студент, воспитанник академии».

Термины, обозначающие внутреннюю структуру учебного заведения, употреблены лишь в указе об учреждении Академии наук (1724). В данном документе мы обнаружили такие обозначения, как факультет и класс (академический). Классы создавались на основе логики изучения учебных дисциплин: 1. Математический. 2. Физический. 3. «Гуманиоры, История и Право». В проекте Академии была заложена структура Университета, в котором должны были существовать 4 факультета: богословский, юридический, медицинский и философский. Данный проект с некоторыми изменениями был внедрен позднее в практику образования.

Таким образом, изучение педагогических терминов в российских указах первой четверти XVIII в.

позволило сделать вывод об особенностях состояния развития официальной педагогической терминологии данного периода. Прежде всего, она отличается достаточно четкой предметно-тематической направленностью, наиболее представленными в ней являются термины, обозначающие наименования учебных дисциплин. Данная совокупность слов-обозначений отражает общие тенденции развития как науки в целом, так и образования в частности. Наиболее активно употреб-

ляемыми являются термины общепедагогического характера, отличающиеся многозначностью и синонимией. Официальная педагогическая терминология первой четверти XVIII в. характеризуется некоторой стабильностью, меньшей зависимостью от контекста источника и индивидуальной (авторской) интерпретацией. Данная совокупность терминов является прямым отражением педагогической действительности рассматриваемого периода.

Список литературы

1. Комаровский Б. Б. Русская педагогическая терминология. М.: Просвещение, 1969. 311 с.

2. Полное собрание законов Российской империи. СПб, 1830. Т. !У-У!!.

Кошкина Е. А., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой психологии и педагогики, декан естественно-научного факультета.

Филиал «Севмашвтуз» Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.

Ул. Капитана Воронина, 6, г. Северодвинск, Архангельская область, Россия, 1645G1.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 15.01.2010

E. A. Koshkina

EDUCATIONAL DEFINITIONS AND TERMS IN THE RUSSIAN DECREES OF THE FIRST QUARTER OF THE 18th CENTURY

The article considers the peculiarities of the use of pedagogical definitions and terms in Russian Decrees of the first quarter of the 18th century. The quantitative and qualitative characteristics of definitions are stated according to the content analysis. The systematization of the selective aggregate of definitions is done on thematic classification. As a result the author determines such important specific aspects of educational definitions and terms in this particular field as polysemy, synonymy, their insignificant dependence on the context and the author’s interpretation and presents the development of Russian educational practice in the given period.

Key words: definition, term, legislative acts and documents in the field of education, thematic classification, polysemy, synonymy.

«SevmashVTUZ» the Branch of St. Petersburg State Marine Technical University.

Ul. Kapitan Voronin, 6, Severodvinsk, Arkhangelskaya oblast, Russia, 164501.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.