Научная статья на тему 'Педагогические понятия и связи между ними'

Педагогические понятия и связи между ними Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
712
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕРМИН / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ / PEDAGOGICAL CONCEPT / PEDAGOGICAL TERM / SUBJECT OF COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Ирина Владимировна

В данной работе использован морфологический анализ нормативной документации, научных и методических источников. Предложен вариант выделения педагогических терминов и некоторых отношений между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical concepts and relations between them

In the given work the author makes use of the morphological analysis of the standard documentation, scientific and methodical sources. The variant of allocation of the pedagogical terms and some relations between them are suggested.

Текст научной работы на тему «Педагогические понятия и связи между ними»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

УДК 378 14 И. В. БОРИСОВА

Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ_____________________________________

В данной работе использован морфологический анализ нормативной документации, научных и методических источников. Предложен вариант выделения педагогических терминов и некоторых отношений между ними.

Ключевые слова: педагогическое понятие, педагогический термин, учебная дисциплина, учебный предмет.

При введении в процесс обучения высшей школы учебных дисциплин (модулей) по стандарту 3-го поколения педагоги испытывают трудности в единой интерпретации терминологии своей профессиональной деятельности. Данная проблема обостряется в связи с отсутствием систематизированных педагогических понятий и терминов, применяемых при создании учебных дисциплин, в отечественной научной и учебно-методической литературе.

Анализ содержания работ [1 — 3], посвящённых педагогической терминологии, показывает, что понятийно-терминологические сложности во всех науках особенно обостряются в периоды их интенсивного развития. Так, в частности, в работе [1] указано: «... нет ни одной проблемы, где не наблюдались бы понятийно-терминологические неурядицы, подчас серьёзно затрудняющие развитие педагогики, а также преподавание педагогических дисциплин».

На сегодняшний день существует несколько причин, по которым проблема понятийно-терминологического аппарата педагогики актуальна в учебном процессе вуза. Перечислим некоторые из них.

Во-первых, при анализе государственных образовательных стандартов (ГОС) [4] и др., научных [2 — 3, 5 — 8], учебных [9—11] и методических [1, 12] источников не было обнаружено единой трактовки педагогических понятий («учебный предмет», «учебная дисциплина», «содержание учебной дисциплины» и т. д.), некоторые из них имеют расплывчатое или неверное определение. Кроме того, отсутствуют ГОСы, содержащие педагогические термины, относящиеся к разработке учебных курсов («методическое обеспечение», «учебная дисциплина», «раздел» и подобные). Однако в ГОС 3-го поколения появляются такие педагогические термины, как «зачётная единица», «модуль», «учебный цикл» и др.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

Во-вторых, с каждым годом возрастает потребность внедрения в учебный процесс дистанционных образовательных технологий. Как следствие этого, для педагогического сообщества стала актуальна разработка технологической документации, понятной как преподавателю для обмена опытом и методического консультирования, так и студенту для ознакомления с содержанием учебных дисциплин. В первую очередь тут можно назвать такие педагогические термины, как «тема», «учебная программа», «учебный элемент» и подобные.

В-третьих, с 2008 г. по 2010 г. в ГОУ ВПО «ДВГСГА» (г. Биробиджан), ГОУ ВПО «ДВГГУ» (г. Хабаровск) и ГОУ ВПО «ДВГУ» (г. Владивосток) проведено анкетирование преподавателей, цель которого заключалась в определении условий повышения эффективности их деятельности по разработке учебных программ. Анализ анкет показал наличие трудностей у преподавателей в интерпретации многих педагогических понятий и терминов («компе-

тенция», «компетентность», «образовательная область» и др.).

Таким образом, появилась необходимость описания тезауруса основных педагогических понятий и терминов, используемых, в частности, при разработке учебного курса, а также для оформления различных учебных материалов и документации, позволяющих преподавателю высшей школы создавать методическое обеспечение учебных дисциплин (модулей) по вводимым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) 3-го поколения.

Считаем, что если преподавателей вуза специальным образом обучить верной единой интерпретации терминологии вводимых учебных дисциплин (модулей), согласно ФГОС, то возрастёт уровень их профессиональной компетентности.

В данной работе использован морфологический анализ нормативной документации, научных, учебных и методических источников, дающий возмож-

Таблица 1

Морфологический анализ педагогического понятия «учебная дисциплина»

Источник, в котором трактуется педагогическое понятие или термин Объём понятия Содержание понятия

Признак 1. Для чего применяется? Признак 2. Откуда взялась? Признак 3. Посредством чего реализуется?

[13] дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков для изучения в учебном заведении отобраны из определённой отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности и другого содержание определяется учебной программой

[14] система знаний, умений и навыков для изучения в учебном заведении отобраны из определённой отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности

[15] система знаний, умений и навыков для изучения в учебном процессе отобраны из определённой отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности

[16] средство реализации содержания образования с помощью педагогической инструментовки

Таблица 2

Морфологический анализ педагогического понятия «учебный предмет»

Источник, в котором трактуется педагогическое понятие или термин Объём понятия Содержание понятия

Признак 1. Для чего применяется?

[1] основная структурная единица учебно-воспитательного процесса; содержит системообразующие дисциплины

[3] основная структурная единица учебно-воспитательного процесса; средство реализации содержания обучения

[9] содержит системообразующие дисциплины помогает обобщать, объединять и присваивать знания смежных наук; жизненные наблюдения и опыт; стороны культуры, труда и производства; знания, приобретаемые во внеклассно-внешкольной работе и через СМИ

[10] включает важные в общеобразовательном отношении знания о знаниях

[11] система знаний, практических умений и навыков позволяет учащимся усвоить основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства

ность исследователю из множества трактовок создать одну формулировку.

Перед проведением морфологического анализа, рассмотрим определения «педагогического понятия» и «педагогического термина» в необходимой для нашего исследования интерпретации.

Педагогическое понятие (pedagogical concept) — это отражение исследователем самого главного, существенного в педагогических явлениях (объем понятия), позволяющее отнести их к одному родовому классу и логически определить в качестве феномена через совокупность признаков (содержание понятия) в словесной форме [2].

Педагогический термин (pedagogical term) — это точно ограниченное в научном и практическом смысле педагогическое понятие, раскрывающее смысл однородных педагогических явлений или процессов [2].

Наше исследование направлено на выделение педагогических понятий, используемых для разработки учебных дисциплин по вновь возникшим областям знания. В связи с этим, уделено особое внимание тем педагогическим понятиям и терминам, которые применяются для создания учебной дисциплины «с нуля».

Начнём описание тезауруса с педагогического понятия «учебная дисциплина».

Объём понятия в качестве «системы знаний, умений и навыков» даётся в [13—15]. В [16] объём понятия «учебная дисциплина» рассматривается как «средство реализации содержания образования».

Для проведения морфологического анализа педагогического понятия, нужно создать таблицу (табл. 1). Признакам можно самостоятельно дать обобщенную словесную формулировку.

Анализ позволил сделать вывод, что в Интернете педагогическое понятие «учебная дисциплина» синонимично другому — «учебный предмет».

В связи с названным обстоятельством, был проведён поиск определения педагогического понятия «учебный предмет». Оказалось, что его объём непросто выделить, т. к. трактуется разными педагогами по-разному (табл. 2). Так, в [11] описывается объём понятия «учебный предмет» как «система знаний, умений и навыков», в [10] — «знания о знаниях», в [1, 9] — «содержит системообразующие дисциплины», в [3] — «средство реализации содержания обучения». Кроме того, в [1, 3] объём понятия «учебный предмет» интерпретируется как «основная структурная единица учебно-воспитательного процесса».

На основании морфологического анализа педагогических понятий «учебный предмет» и «учебная дисциплина», были сформулировали нижеприведённые педагогические термины.

Учебный предмет (subject of course) — это основная структурная единица учебно-воспитательного процесса, которая содержит системообразующие дисциплины, помогающие обобщать, объединять и присваивать:

— знания смежных наук; жизненные наблюдения и опыт; стороны культуры, труда и производства;

— знания, приобретаемые во внеклассно-внешкольной работе и через СМИ, с определенной глубиной и в соответствии с возрастными познавательными возможностями обучающихся.

Учебная дисциплина (subject of course) — это система знаний, умений и навыков, отобранных из соответствующей отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности, определяющая основу социального заказа на содержание подготовки будущих специалистов с учетом направления, специализации и периода обучения и предназначенная для изучения и реализации технологии такой подготовки в образовательном учреждении.

Далее рассмотрим педагогические понятия и термины, которые были использованы в 2010 г. с целью разработки учебной программы по учебной дисциплине «Геоинформационные системы» для направления подготовки «122-б — Информационные системы и технологии» в рамках курса по выбору; а также в 2011 г. для создания других учебных программ по учебным дисциплинам согласно ФГОС.

Следующим педагогическим понятием рассматриваемого нами тезауруса будет «учебный элемент».

Объём понятия «учебный элемент» в качестве «объектов, явлений и методов деятельности» даёт В. П. Беспалько и Т. А. Бороненко, а Л. И. Гурье — «предметов, явлений, процессов, свойств, связи, взаимозависимости, метода действия, способа выполнения работы, использования чего-либо».

Проведя морфологический анализ педагогического понятия «учебный элемент», дадим определение соответствующему педагогическому термину.

Учебный элемент (educational element) — это объекты, явления и методы деятельности, взятые из науки и внесенные в программу учебного предмета для обучения.

В заключение представим ещё два педагогических понятия тезауруса, используемых для разработки учебных дисциплин (модулей). Это «образовательная область» и «предметная область».

В [5, 10] объём понятия «образовательная область» трактуется через «набор соответствующих учебных дисциплин (учебных предметов) и интегративных курсов».

На основании морфологического анализа педагогического понятия «образовательная область», можно сделать следующий вывод.

Рис. 1. Связь предметной и образовательной областей

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

189

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

Образовательная область (educational area) — это набор соответствующих учебных дисциплин (учебных предметов) и интегративных курсов, включенных в учебный план.

Набор образовательных областей остается инвариантным, а их наполнение конкретными учебными дисциплинами может заметно отличаться в разных регионах и в разных вузах.

Следует обратить внимание на то, что в [17] объём понятия «образовательная область» интерпретируется как «подмножество предметной области». Поэтому уместно было включить в рассматриваемый тезаурус педагогическое понятие «предметная область».

В [15] объём понятия «предметная область» трактуется как «совокупность объектов», а в [7] — «совокупность объектов, закономерностей их отношений» и как «некоторая локальная замкнутая совокупность элементов, отношений между ними, подсистем, систем».

Представим результат морфологического анализа.

Предметная область (subject domain) — это некоторая локальная замкнутая совокупность объектов реального или предполагаемого мира (элементов, подсистем, систем), относящихся к основам данной науки, объединенная для решения педагогически значимых целей изучения или исследования свойств и характеристик объектов, закономерностей их отношений внутри конкретных систем их усвоения.

Связь предметной и образовательной областей показана на рисунке (рис. 1). Анализ педагогических работ отечественных учёных показал существование различных вариантов проектирования содержания обучения. Многие из них основываются на выделении учебных элементов для дальнейшего построения «графа» учебной дисциплины (В. П. Беспалько и Ю. Г. Татур, Т. А. Бороненко, Л. И. Гурье, П. И. Образцов, В. А. Байдак и О. И. Лучко). В связи с этим, объекты реального или предполагаемого мира (учебные элементы), относящиеся к некоторой отрасли науки, выделяются педагогом для последующего введения их в процесс обучения конкретной учебной дисциплине.

Таким образом, мы описали педагогические понятия и термины («образовательная область», «учебный предмет», «учебный элемент» и прочие) и рассмотрели связи между ними. Сегодня они могут употребляться в научной и учебно-методической деятельности преподавателями учреждений высшего профессионального образования. Однозначное толкование педагогических понятий привело к устранению терминологических неясностей.

Результаты проведённой работы будут способствовать систематизации педагогических терминов, а также взаимопониманию преподавателей различных кафедр российских вузов в условиях реформирования профессионального образования, что, в свою очередь, повысит уровень их профессиональной компетентности.

Библиографический список

1. Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. — 2-е изд., перераб. — М. : Высш. шк., 1991. - 224 с.

2. Бордовская, Н. В. Диалектика педагогического исследования / Н. В. Бордовская. — СПб. : Изд-во РХГИ, 2001. — 512 с.

3. Щукин, А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц / А. Н. Щукин. — М. : Астрель : АСТ: Хранитель, 2007. — 746 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «122-б Информационные системы и технологии»: квалификация (степень) «бакалавр». — Москва, 2009.- 34 с.

5. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров.- М. : Академия, 2000.- 176 с.

6. Педагогическая энциклопедия. Т. 1 А — Ефимов / Гл. ред. А. И. Каиров и Ф. Н. Петров. - М. : Советская энциклопедия, 1964. — 832 столб.

7. Роберт, И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования / И. В. Роберт // Информатика и образование. — 2004. — № 6.— С. 63 — 71.

8. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1 / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.

9. Лихачёв, Б. Т. Педагогика: курс лекций : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачёв. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт-М, 2001. — 607 с.

10. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд. — М. : Российское педагогическое агентство, 1996.— 603 с.

11. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. — 3-е изд. — М. : Школа-Пресс, 2000. — 512 с.

12. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методический словник: толковый словарь терминов методики обучения языкам / Р. К. Ми-ньяр-Белоручев. — М. : Стелла, 1996. —144 с.

13. Российские универсальные энциклопедии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: М1р://да1сЫпа3000. ru/big/092/382_bolshaya-sovetskaya.htm (дата обращения:

16.03.2012).

14. Словопедия: большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://

www.slovopedia.eom/2/211/270245.html (дата обращения:

16.03.2012).

15. Трегубова, Е. С. Словарь для преподавателей высшей школы: понятия, термины, определения / Е.С. Трегубова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ck.mechnik.spb.ru/ Slovar/chapt2/dictionary6.htm (дата обращения: 16.03.2012).

16. Шевченко, А. И. Проектирование дисциплинарного образовательного пространства в вузе и методика его освоения : дис. ... канд. пед. наук / Александр Иванович Шевченко. — Ставрополь, 2004. — 176 с.

17. Словарь понятий и терминов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mediateka.edu54.ru/p36aa1.html (дата обращения: 16.03.2012).

БОРИСОВА Ирина Владимировна, старший преподаватель кафедры информатики и вычислительной техники.

Адрес для переписки: e-mail: borisova_iv@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 15.03.2012 г.

© И. В. Борисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.