Научная статья на тему 'Педагогические основы становления и развития начального образования в тувинской Народной республике с 1922 по 1945 год'

Педагогические основы становления и развития начального образования в тувинской Народной республике с 1922 по 1945 год Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУВИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ / TUVA PEOPLE''S REPUBLIC OF FORMATION AND DEVELOPMENT / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PUBLIC EDUCATION / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRIMARY EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ / PEDAGOGICAL / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / PRIMARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монгуш И.И., Ооржак Х.Д-Н.

В Тувинской Народной Республике была осуществлена огромная работа по становлению и развитию всеобщего начального обучения. Решались вопросы организации школьной сети, финансирования образования, содержания учебно-воспитательной работы, внедрения в педагогическую практику научно-обоснованных методов обучения, профессиональной подготовки учительства и многое другое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL BASES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF PRIMARY EDUCATION IN THE TUVAN PEOPLE''S REPUBLIC FROM 1922 TO 1945

In Tuvan people's republic was carried out the great work on formation and development of universal primary education. The following questions were discussed the organization of the school network, the financing of education, the content of teaching and educational work, the implementation of the pedagogical practice of science -based methods of training, professional training school and many others.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы становления и развития начального образования в тувинской Народной республике с 1922 по 1945 год»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

С 1922 ПО 1945 ГОД

PEDAGOGICAL BASES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF PRIMARY EDUCATION IN THE TUVAN PEOPLE'S REPUBLIC FROM 1922 TO 1945

И.И. Монгуш, Х.Д-Н. Ооржак I. Mongush, H. Oorshak

В Тувинской Народной Республике была осуществлена огромная работа по становлению и развитию всеобщего начального обучения. Решались вопросы организации школьной сети, финансирования образования, содержания учебно-воспитательной работы, внедрения в педагогическую практику научно-обоснованных методов обучения, профессиональной подготовки учительства и многое другое.

Ключевые слова: Тувинская Народная Республика, становление и развитие, народное образование, начальное образование, педагогическое, формирование.

In Tuvan people's republic was carried out the great work on formation and development of universal primary education. The following questions were discussed the organization of the school network, the financing of education, the content of teaching and educational work, the implementation of the pedagogical practice of science -based methods of training, professional training school and many others.

Key words: Tuva people's Republic of formation and development, public education, primary education, pedagogical, formation.

В национальных республиках Южной Сибири модернизация общеобразовательной школы, имеющая свои национально-региональные особенности, требует объективного отражения исторического прошлого, духовно-культурного обоснования. Пройденный в советские времена путь показал, что без учета традиций, культуры воспитания невозможно создание национально-региональных особенностей школы.

Стремление к духовному возрождению сильно проявляется у малочисленных народов Южной Сибири: бурят, горноалтайцев, тувинцев. В силу исторических событий тувинский народ подвергался ассимиляции и утратил традиции, обычаи, нравы, порядок уклада жизни, которые являются общекультурной ценностью [1].

Конец второй половины XIX-нач. XX веков характеризуется усиленным развитием самосознания тувинского народа, ростом его потребности в образовании и грамотности. В это время началось осмысленное обдумывание народа об образовании.

Начальная школа Тувинской Народной Республики рассматриваемого периода формировалась на основе специфических особенностей и традиций, восходящих к народной педагогике и к

идеям религиозных и светских просветителей, в условиях сосуществования двух мировых религий: буддизма и христианства. Она развивалась под воздействием российской государственности и русской демократической педагогической мысли на фоне своеобразной тувинской культуры, тесно связанной с религией. К нашему великому сожалению, до настоящего времени нет целостной картины становления и развития начального образования с учетом указанных особенностей [2].

Вопросы развития образования и начальной школы в исследованиях ученых, путешественников, отдельных авторов изложены в отрывочной очерковой форме, охватывают некоторые стороны, так как у них не было цельной цели изучения проблемы народного образования. Следовательно, становление и развитие тувинской школы отражено не полностью, а главное, не имеет системы.

В последние годы наметилось новое направление исследовательской работы - восстановление исторической правды, открытие имен людей, членов партийно-советских органов, организаций, имевших непосредственное отношение к организации и проведению в жизнь аратов системы всеобщего начального

образования, курсов по обучению грамоте всего населения. Увековечивание имен людей, незаслуженно забытых и оказавшихся в забвении, имевших хоть какое-то отношение к становлению народного образования республики. Эти исследования ведутся преимущественно в рамках собственно исторической, культурологической науки. Ещё недостаточно изучены этапы становления и развития начальной школы в рамках педагогической науки. Имеющийся документальный и архивный материал требует современного осмысления и актуализации.

Из обобщающего анализа работ по исследуемой проблеме видно, что в большинстве своем, они отражают идеологию своего времени и в отношении внешнего влияния носят односторонний характер. Рассматриваемая проблема в источниках представлена в отрыве от духовной культуры тувинского народа, в большей степени религиозной культуры, недостаточно полно использовано наследие русских путешественников П. Чихачева, В. Попова, А.В. Адрианова, Г.Н. Потанина, Н. Бичурина, ученых Н.Ф. Катанова, Л.Р. Кызласова, В.В. Радлова, Н.А. Сердобова, С.И. Вайнштейна, К.Б. Салчака, А.А. Ярилова и других просветителей конца XIX-начала XX столетий [3, 4, 5, 6].

На современном этапе назрела острая необходимость и потребность в историко-педагогическом анализе и целостном научном освещении процесса становления и развития народного образования в Республике Тыва, с учетом специфических особенностей, характерных для Тувинской Народной Республики (1922-- 1945 годы).

Становление общеобразовательной школы в Туве было неразрывно связано с осуществлением всеобщего начального школьного обучения. Практическое осуществление этой задачи в России началось с опубликования Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 31 августа 1925 года "О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построения школьной сети".

Однако проведение всеобуча в Туве осложнялось рядом специфических особенностей, осложнявших работу по

введению начального всеобуча. Одним из наиболее трудных положений было не имение своего тувинского алфавита. Вначале самостоятельное обучение было на монгольском языке, затем резкий переход на латинизированный алфавит.

Среди факторов, накладывающих свой отпечаток на введение всеобщего начального обучения в Туве и тормозящих процесс становления новой школы, мы считаем наиболее существенными: экономическую отсталость, сложную политическую обстановку и затянувшуюся коллективизацию аратов, слабую материальную базу, низкую плотность населения, кочевой образ жизни значительной части населения, нехватку специалистов в области просвещения, суровость климата и т.д.

Организация народного образования началась с ломки традиций старой ламаистской школы и практического претворения в жизнь основных принципов российской системы просвещения, с создания аппарата народного образования, кропотливой работы по разъяснению среди населения новой школьной политики, а также изыскания средств на расширение школьной сети, строительства школьных зданий и организации образовательного процесса на местах, вплоть по разбросанным летним стоянкам аратов.

Вопросы, связанные с финансированием школьного образования не потеряли своего значения и в настоящее время. В те годы основой школьного бюджета являлись государственные ассигнования, поборы и так бедного населения в виде натурального налога. Однако скудность отпускаемых средств заставляли изыскивать другие источники. Отделы народного образования проводили работу по заключению договоров с населением, организации школьно-хозяйственных попечительских советов и шефства хозяйственных организаций, самих аратов по привлечению заготовки и строительства школьных зданий.

Несомненный интерес для современной действительности представляют вопросы по организации интернатской системы обучения по республике.

Учитывая, что большинство тувинских семей вело кочевой образ жизни, необходимо было создать целую сеть школ, где дети могли не только учиться, но и жить в течение всего учебного года.

Острой проблемой для органов народного образования и школ республики являлась нехватка учебной, учебно-методической литературы. Необходимость непрерывного издания и постоянного совершенствования содержания учебников и другой литературы вызывала определённые трудности. Вопросами создания учебников, учитывающих специфические особенности местного образа жизни, занимались переводчики. Их опыт работы, несомненно, интересен как в организационном, так и в познавательном плане.

Широкий круг проблем, связанных с содержанием всеобщего начального обучения в Туве с 1922 по 1945 год также вызывает известную аналогию с сегодняшним днём. Важнейшая теоретическая и практическая задача, стоявшая перед школой этого времени, заключалась в том, чтобы привести содержание школьного образования в соответствие с новыми целями воспитания и связать его с решением актуальных социальных, политических, экономических и культурных проблем.

В качестве центрирующего фактора в школе устанавливалась трудовая деятельность во всех её проявлениях.

Коренной пересмотр содержания школьного образования, ориентация его на формирование творческой личности, находил отражение в программно-методической деятельности органов народного образования ТНР. Учебные программы, составленные на основе программ соседних регионов,

свидетельствуют о творческом подходе к всеобщему народному обучению.

Однако, катастрофическая нехватка учителей, специальных мест учебы, раздробленность населения (отдаленность друг от друга), труднодоступность некоторых местностей в конечном счёте приводили к выхолащиванию научного содержания образования, что снижало качество общеобразовательной подготовки учащихся.

Для осуществления начального всеобуча в Тувинской Народной Республике необходимо было приступить к решению важнейшего вопроса -подготовка и переподготовка учительских кадров. Обеспечение школ учительскими кадрами в начале 20 годов было катастрофическим. Основной формой подготовки учителя начальной школы в исследуемый период стали краткосрочные курсы различной длительности, а также педагогический техникум Ойротии (Горноалтайск), открытый в 1928 году. Расширяя политический и педагогический кругозор, повышая культурный и общеобразовательный уровень, педагогические курсы и техникум ориентировали учителя на перестройку школы на новых основах. При наличии известных недостатков в организационных вопросах и учебной деятельности эти формы сыграли огромную роль в подготовке учителей для ТНР. Созданная в эти годы система педагогического образования в соседних регионах сыграла огромную роль в культурном строительстве Тувинской Народной Республики.

Подводя общие итоги, мы отмечаем, что начиная с начала XX столетия в жизни тувинского народа произошли заметные изменения. Хозяйственное и культурное сотрудничество с русским народом, изменения, произошедшие в жизни народа требовали пересмотра укоренившихся взглядов на начальное школьное образование.

За короткий исторический период с 1922 года по октябрь 1944, в годы существования Тувинской Народной Республики, была осуществлена огромная по своим масштабам работа по достижению благороднейшей цели -становления всеобщего начального обучения. В контексте общих проблем участниками общественно-педагогического движения в исследуемый период решались вопросы организации школьной сети, финансирования образования, внедрения в педагогическую практику научно-обоснованных методов обучения, профессиональной подготовки учительства. Анализируя и обобщая опыт, пройденный ТНР и его системой образования, важно не допустить ошибок

прошлого, правильно усвоить его уроки и использовать накопленный опыт в новых исторических условиях.

Литература

1. Беликова А.П. Основные тенденции развития содержания школьного образования в Сибири в период двадцатых годов (1920 - 1931 гг.), - М.:, Прометей, 1992.-117 с.

2. Потанин Г.Н. Народы Сибири.// Сибирь, ее современное состояние и нужды.- СПб., 1908.

3. Российское образование: история и современность./ Под. ред. С.Ф. Егорова. - М., 1994.

4. Салчак К.Б. Развитие тувинской на-родной педагогаки.-КызылД984.- 128 с. (на тувинском языке).

5. Сердобов Н.А. Народное образование в Туве.-Кызыл, 1953.- 278 с.

6. Tshihascheff P. Voyage scintifigue dans Altai ariental etles parties adjacenste la frontiere de China. -Paris, 1845. P.124-147.

МЕТОДИКА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

METHODS OF THE FABRICATION DIDACTIC MATERIAL

О.С.Монгуш O. Mongush

В статье рекомендуется методика изготовления различных дидактических материалов. Ключевые слова: инструктивная карточка, дидактический материал, природные и бытовые материалы, дополнительный материал, инструмент, метод изготовления. Methods of the fabrication different didactic material is recommended In article. The key words: card instruction, didactic material, natural and home material, additional material, instrument, method of the fabrication.

Ведущая роль в организации учебно-воспитательного процесса вообще и в использовании средств обучения в частности принадлежит учителю, поскольку на их выбор оказывают влияние его личностные и профессиональные качества, которые обуславливают их творческое использование. Учитель сознательно отбирает средства и методы, оценивая свои сильные и слабые стороны, время и наличие соответствующих материалов.

Одним из доступных дидактических средств в школе считается инструктивная карточка. Для примера рассмотрим инструктивную карточку по теме «Внешнее строение дождевого червя».

Цель: Выявить особенности строения дождевого червя с условиями его жизни в почве.

План: 1. Рассмотрите живого дожде -вого черня, определите его форму тела, окраску, размеры. Обратите внимание на кольчатое строение. Зарисуйте внешний вид червя в тетради. 2. Найдите у червя передний (более заостренный) конец тела и ротовое отверстие на нем. Укажите на рисунке передний конец тела. На ней

рассмотрите утолщение из 7 колец — поясок (отметьте его на рисунке). 3. Найдите более тупой, задний конец тела дождевого черня и на нем заднее проходное отверстие, через которое выбрасываются непереваренные остатки пищи. Отметьте его на рисунке в тетради. 4. Найдите плоскую - брюшную и выпуклую - спинную стороны черня. Проведите пальцем вдоль брюшной стороны (от переднего к заднему концу тела). Что вы ощущаете? Рассмотрите с помощью лупы щетинки на теле червя. 5. Обратите внимание, на кожу черня, определите какая она сухая или влажная? Отметьте кожу на рисунке и подпишите. Подумайте, какое значение имеет такая кожа в жизни дождевого червя в почве. 6. Поместите червя на бумагу и обратите внимание на характер его движения. Отметьте, какое значение, в жизни червя имеют щетинки. 7. Прикоснитесь палочкой или пинцетом к различным участкам тела дождевого червя. Как реагирует червь на эти прикосновения? 8. В конце самостоятельной работы на основании анализа внешнего строения дождевого червя сделайте вывод: в чем выражается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.