Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №10. 2022
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/83
УДК 796. 01(575.2) (043.3) https://doi.org/10.33619/2414-2948/83/37
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В КЫРГЫЗСТАНЕ
©Тукеев Э. М., Киргизская государственная академия физической культуры и спорта,
г. Бишкек, Кыргызстан
PEDAGOGICAL FOUNDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF AN EDUCATIONAL PROGRAM IN THE SPECIALTY "PHYSICAL CULTURE AND SPORTS"
IN KYRGYZSTAN
©Tukeev E., Kyrgyz State Academy of Physical Education and Sport, Bishkek, Kyrgyzstan
Аннотация. Данная статья посвящена разработке образовательной программы и методики ее преподавания, оптимизации содержание обучения в общеобразовательной школе по кыргызской национальной спортивной борьбе куреш (общий курс) для будущих педагогов физической культуры и спорта.
Abstract. This article focuses on the development of pedagogical bases and the creation of educational programs and tetchily methods, optimizing the learning content in a secondary school on national sports Kuresh wrestling (general course) for future teachers of Physical education.
Ключевые слова: общеобразовательная школа, образовательная программа, физическая культура и спорт, куреш, методика обучения.
Keywords: secondary school, educational program, physical culture and sport, kuresh, method training.
Выработка критериев оптимизации традиционной образовательной программы подготовки специалистов — главнейший момент, взятый за основу предпринятого изучения существующих на сегодняшний день содержание образования и методики обучения студентов по специальности «Физическая культура и спорт». В сфере изыскательских обостренных чувств находится также вопрос о профессионально-педагогической пригодности специалистов — сферы образования и воспитания. В выявлении соответствующих критериев, исследование взятых за основу имеющих непосредственное отношение к выработке содержаниях образования и методики обучения спортивной борьбы «куреш», включены принципиально важные вопросы, имеющие методологический характер проблем [1-3].
С учетом вышеуказанных основополагающими идеями явились: повышение плотности (интенсификация) образования в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта (ФиС); универсализация (унификация) образовательного материала, входящего в образовательную программу обучения студентов, соотнесенность образовательных программ обучения (утилизация) [6].
Увеличение плотности образовательного процесса является одним из важнейших положений, выдвинутых законом Кыргызской Республики «Об образовании» (2003 г.).
Исходя из центральной линии преобразования общеобразовательной и высшей школы, изыскания резерва в подготовке высококвалифицированных спортивно-педагогических
кадров мы пришли к выводу о необходимости более детального анализа временных «лимитов», содержательного «сбора» процесса общественного производства в сфере профессионального физкультурного образования в КР. Утилизация — практическая соотнесенность приобретаемых знаний условиям повседневной жизнедеятельности, прикладностъ полученных этих знаний. В работе, ориентированной на определение содержания образования и методики преподавания спортивной борьбы «куреша», прикладность изучаемого образовательного материала должна найти свое выражение в образовательной программе обучения студентов-курешистов. При этом под соотнесенностью поученных знаний к условиям повседневной жизнедеятельности мы имеем в виду научно-педагогическое обеспечение двух сторон образовательного процесса:
1) адекватность представленного изучаемого образовательного материала современным тенденциям развития социально-педагогических основ общественно-политической практики;
2) продуктивность полученных знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами по общему курсу спортивной борьбе «куреш».
В Концепции развития физической культуры и спорта в КР на период 2015-2020 годы [3] подчеркивается, что усиливающийся разрыв между уровнем подготовки специалистов и запросами общественной практики в период суверенизации республики и демократизации общества не получил должной оценки. Естественно, в этой связи одной из актуальных задач разработки новой образовательной программы является устранение такого разрыва между теорией и практикой профессионального физкультурного образования в республике.
Анализ изыскания педагогических возможностей плотности преподавания образовательных материалов показал, что основными позициями содержания раздела: «Спортивная борьба» образовательных программах изменялось четыре раза. В программах до 1955 года занятия по спортивной борьбе проводилось в 9 и 10 классах, где на каждый учебный год выделялась по 14 часов:
1. Самостраховка (падение на бок; падение на спину);
2. Технико-тактические действия борьбы в партере (перевороты; удержания и уходы от удержания);
3. Технико-тактические действия борьбы в стойке: (переводы в партер; сбивания; броски).
В 1975 году в содержании школьной образовательной программы ведущее место отдается классической борьбе (греко-римская). Для проведения образовательных занятий по греко-римской борьбе на каждый учебный год было выделено: в 7 и 8 классах — по 8 часов; в 9 и 10 классах — по 10 часов. В сравнении с предыдущим образовательным содержанием преподавания спортивной борьбы, общий объем занятий увеличился на 8 часов. Увеличилось также технико-тактических действий в партере от 10 до 15 (50%) и уменьшилось в стойке от 11 до 8 (27,27%) технико-тактических действий (ТТД). Основными разделами с изучения спортивной борьбой (СБ) служили следующие: теория СБ; развитие жизненно-важных двигательных качеств; освоение основных положений борцов; учебные схватки; требования, предъявляемые к учащимся. В сравнении с предыдущей образовательной программой в раздел содержания СБ были включены 88% новообразований.
В 1979 году в образовательных программах по физической культуре для средних общеобразовательных школ в разделе СБ произошли некоторые изменения. Впервые в раздел были включены игры с элементами единоборства для учащихся 7 и 8 классов. Сократилось общее число предлагаемых ТТД для разучивания — на 69%, 56%. В содержание раздела включено 45% нового образовательно-методического материала по сравнению с предыдущей образовательной программой. После осуществленной Всесоюзной реформы
общеобразовательной, средне-специальной и высшей профессиональной школы в 1987 году была разработана и предложена новая комплексная образовательная программа по физической культуре. Естественно, произошли некоторые изменения в разделе СБ. После разделения содержания и перераспределение по видам физических упражнений, элементы единоборства включены в раздел гимнастики для их изучения в 7 и 8 классах. Объем часов не указан.
В 9 и 10 классах «элементы борьбы» выделены в отдельный раздел. На каждый учебный год было определено по 10 часов. В содержание раздела «Элементы борьбы» включены способы самостраховки, ТТД борьбы в партере и в стойке. Увеличилось количество осваиваемых учащимися ТТД: с 7 до 10 — по сравнению с предыдущей образовательной программой.
Перед распадом бывшего СССР этому важному разделу образовательной программы разработчики просто не стали уделять необходимого внимания. Такая тенденция продолжалась и после обретения Кыргызстаном независимости. В образовательной программе, разработанной в 1997 году, уже не было предусмотрено часов на обучение учащихся ТТД спортивной борьбы. Вместо этого делалась оговорка: «по желанию учителя можно включить элементы и технические действия спортивной борьбы в образовательную программу».
В 2006 году МОН и молодежной политики КР была предложена рекомендация: на уроках физкультуры начиная с 7 класса предусмотреть выделение определенного количества учебных часов на кыргызские национальные виды спорта, народные подвижные игры и физические упражнения. Они таковы: в 7-8 классах предусмотрено (отведено) на национальные виды спорта, народные подвижные игры и физические упражнения по 8 часов, в 9-10 классах — по 10 часов.
К разработке новой образовательной программы подготовки высококвалифицированных специалистов в системе профессионального физкультурного образования мы исходили из того, что МОН КР строго регламентирует временные параметры лекционного, семинарского и практического изложения образовательного материала. Обсуждение содержательной данной проблемы, построено на основе анализа учебно-научных дисциплин, их образовательного материала. В процессе анализа было рассмотрено 22 образовательные программы по СБ, в том числе и по Кыргызской национальной СБ «куреш» для высших физкультурных учебных заведений. Из них первые пять (1938, 1939, 1940, 1949, 1963 гг. издания) были общие, остальные 15 (издание в последующие годы) были составлены для каждого факультета в отдельности.
Анализ программ по видам СБ для вузов физической культуры показал, что для будущих педагогов физической культуры по общему курсу СБ было разработано только две программы. Первая из них была составлена коллективом кафедры борьбы и тяжелой атлетики ГЦОЛИФК в 1963 году; вторая — в 1980 году. Из общего числа объема учебных часов на лекционные занятия отведено 10 часов, на семинарские — 4 часа, на методические — 6 часов, на учебную практику — 4 часа и на практические занятия 36 часов. Из общего объема часов это составляет соответственно 16,66%, 6,66%, 10,0%, 6,66% и 60,0%.
Также следует отметить, что в программе «Борьба и методика преподавания» 1980 г. увеличилось количество образовательных занятий на 66,66%. Были внесены такие формы занятия, как семинарские и методические. Объем времени на лекционные занятия увеличились с 6 до 10 часов.
Похожую картину нетрудно обнаружить и в образовательных программах по кыргызской национальной спортивной борьбе «куреш». Для студентов педагогического
факультета по общему курсу были разработаны две образовательные программы. Первая из них была составлена в 1977 году; вторая — в 1986 году [5]. Анализ программы 1986 г. показал, что по сравнению с предыдущей программой объем времени в ней увеличился с 16 до 60 часов.
С 1995 года были введены в действие новый учебный план и усовершенствованные образовательные программы. Студенты начали осваивать новые дисциплины: «Выбор профессии», «Этика и психология семейной жизни», «Основы информатики и вычислительной техники». Осваивается и новая образовательная программа физического воспитания. Анализ школьных и вузовских образовательных программ, официальных документов свидетельствует об оперативной необходимости введения в образовательный процесс студентов таких программ, соответствовавших запросам общеобразовательных учреждений. Однако значительная часть сегодняшних образовательных программ не всегда в той или иной мере удовлетворяет этим запросам. СБ «куреш» представляет собой один из популярных и всеобщих видов физических упражнений, физического развития и всестороннего совершенствования.
Результаты проведенного педагогического наблюдения свидетельствовали о следующем: выстраивались самые значительные по численности желающих очереди для записи в секции СБ «куреш»; в более 50% случаях инициаторами записи в секцию спортивной борьбы «куреш» своих детей были родители. Выделение принципиальных основ содержания образования и методики обучения, определение педагогических основ разработки оригинальных образовательных программ в общеобразовательной и высшей школах и сделанные предложения специалистов позволили разработать образовательную программу, предназначенную для педагогического экспериментального исследования [6].
Теоретический раздел (18 часов) состоял из следующих тем: «Общее представление о спортивной борьбе «куреш», «Классификация, систематика и терминология спортивной борьбы «куреша», «Организация учебной работы» «Основные положения правил судейства и соревнований». Содержание практического раздела также первоначально формировалось согласно данным анкетного опроса выявлялись следующие блоки практических занятий: «Специально-подготовительные упражнения и игры с элементами единоборства», «Обучение технико-тактическим действиям спортивной борьбы «куреш», а также учебная практика:
Учебная практика — Освоение процесса преподавания спортивной борьбы «куреш» по образовательным материалам школьной образовательной программы.
Итак, предлагаемая нами модификация образовательной программы основывается на иной форме педагогического раскрытия общего курса спортивной борьбы «куреш»: лекции — 6, семинарские занятия — 2, методические занятия — 2, практические занятия — 34, учебная практика — 6 часов.
Список литературы:
1. Асанов Т. О. Учебная программа по кыргызской национальной спортивной борьбе «куреш» для студентов вузов // Известия вузов. 2004. №12. С. 156-159.
2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-Х1 классов общеобразовательной школы Кыргызской Республики. Бишкек? 1998. 37 с.
3. Концепцией развития физической культуры и спорта в КР на период 2015-2020 годы: утверждена Постановлением Правительства КР от 20 января 2015 года УП № 23. Бишкек, 2015.
4. Программа по кыргызской национальной спортивной борьбе «куреш» для студентов педагогического факультета (Общий курс). Бишкек, 2000. 14 с.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №10. 2022
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/83
5. Анаркулов Х. Ф., Мальцев Ю. П. Программа по кыргызской национальной спортивной борьбе «куреш» для студентов педагогического факультета и заочного отделения КГИФК: составители: Фрунзе, 1986. 16 с.
6. Тукеев Э. М. Педагогические основы разработок и создание программы обучения студентов // Эл Агартуу. 2008. № 1-2. С. 17-24.
7. Лосин Е. А. Унифицированная программа по дисциплине «Профессиональная подготовка преподавателя физической культуры по видам спорта, для педагогических факультетов института физической культуры», специальности 2114. М., 1987. 28 с.
References:
1. Asanov, T. O. (2004). Uchebnaya programma po kyrgyzskoi natsional'noi sportivnoi bor'be "kuresh" dlya studentov vuzov. Izvestiya vuzov, (12), 156-159.
2. Kompleksnaya programma fizicheskogo vospitaniya uchashchikhsya I-KhI klassov obshcheobrazovatel'noi shkoly Kyrgyzskoi Respubliki (1998). Bishkek.
3. Kontseptsiei razvitiya fizicheskoi kul'tury i sporta v KR na period 2015-2020 gody: utverzhdena Postanovleniem Pravitel'stva KR ot 20 yanvarya 2015 goda UP № 23 (2015). Bishkek.
4. Programma po kyrgyzskoi natsional'noi sportivnoi bor'be "kuresh" dlya studentov pedagogicheskogo fakul'teta (Obshchii kurs) (2000). Bishkek.
5. Anarkulov, Kh. F., & Mal'tsev, Yu. P. (1986). Programma po kyrgyzskoi natsional'noi sportivnoi bor'be "kuresh" dlya studentov pedagogicheskogo fakul'teta i zaochnogo otdeleniya KGIFK: sostaviteli: Frunze.
6. Tukeev, E. M. (2008). Pedagogicheskie osnovy razrabotok i sozdanie programmy obucheniya studentov. ElAgartuu, (1-2), 17-24. (in Russian).
7. Losin, E. A. 1987. Unifitsirovannaya programma po distsipline "Professional'naya podgotovka prepodavatelya fizicheskoi kul'tury po vidam sporta, dlya pedagogicheskikh fakul'tetov instituta fizicheskoi kul'tury, spetsial'nosti 2114. Moscow. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 18.09.2022 г. 23.09.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Тукеев Э. М. Педагогические основы разработки образовательной программы по специальности «Физическая культура и спорт» в Кыргызстане // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №10. С. 266-270. https://doi.org/10.33619/2414-2948/83/37
Cite as (APA):
Tukeev, E. (2022). Pedagogical Foundations for the Development of an Educational Program in the Specialty "Physical Culture and Sports" in Kyrgyzstan. Bulletin of Science and Practice, 5(10), 266-270. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/83/37