Научная статья на тему 'Педагогические основы процесса достижения студентами результатов в области физической культуры и спорта: синергетический подход'

Педагогические основы процесса достижения студентами результатов в области физической культуры и спорта: синергетический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПАРАДИГМА / СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ / СИНЕРГЕТИКА / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОСТЬ / STUDENTS / PARADIGM / MODERN PEDAGOGICAL PARADIGM / PHYSICAL EDUCATION / SPORT / SPORTING ACHIEVEMENTS / RESULTS / SYNERGETICS / SYNERGETIC PRINCIPLES / INTERDISCIPLINARITY / POLYPARADIGM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калимуллина О.А.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки педагогической методологии физической культуры и спорта. Ввиду высокой неопределенности и нелинейности педагогических процессов любой сложности, вариабельности внешней образовательной среды и внутренних качеств студентов, автором рассмотрен синергетический подход. В статье раскрывается его потенциал как педагогической основы достижения студентами высоких спортивных результатов в области физической культуры и спорта. В статье предлагаются основные принципы синергетики, которые, по мнению автора, логичны для методологии в области физической культуры и спорта. Показана научно обоснованная необходимость применения синергетического подхода с целью формирования системы педагогического влияния и сопровождения студентов в достижении результативности в области физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FOUNDATIONS IN THE PROCESS OF STUDENTS ACHIEVING RESULTS IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS: A SYNERGISTIC APPROACH

The relevance of the article is due to the need to develop pedagogical methodology of physical culture and sports. Due to the high uncertainty and nonlinearity of pedagogical processes of any complexity, variability of the external educational environment and internal qualities of students, the author considered a synergistic approach. The article reveals its potential as a pedagogical basis for students to achieve high sports results in the field of physical culture and sports. The article proposes basic principles of synergy, which, according to the author, are logical for methodology in the field of physical culture and sports. The scientific necessity of applying a synergistic approach in order to form a system of pedagogical influence and support students in achieving performance in the field of physical culture and sports is shown.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы процесса достижения студентами результатов в области физической культуры и спорта: синергетический подход»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ДОСТИЖЕНИЯ

СТУДЕНТАМИ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

О.А. Калимуллина

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки педагогической методологии физической культуры и спорта. Ввиду высокой неопределенности и нелинейности педагогических процессов любой сложности, вариабельности внешней образовательной среды и внутренних качеств студентов, автором рассмотрен синергетический подход. В статье раскрывается его потенциал как педагогической основы достижения студентами высоких спортивных результатов в области физической культуры и спорта. В статье предлагаются основные принципы синергетики, которые, по мнению автора, логичны для методологии в области физической культуры и спорта. Показана научно обоснованная необходимость применения синергетического подхода с целью формирования системы педагогического влияния и сопровождения студентов в достижении результативности в области физической культуры и спорта.

Ключевые слова: студенты, студенческая молодежь, парадигма, современная педагогическая парадигма, физическая культура, спорт, спортивные достижения, результаты, синергетика, синергетические принципы, междисциплинарность, полипарадигмальность.

PEDAGOGICAL FOUNDATIONS IN THE PROCESS OF STUDENTS

ACHIEVING RESULTS IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION

AND SPORTS: A SYNERGISTIC APPROACH

O. Kalimullina

Abstract. The relevance of the article is due to the need to develop pedagogical methodology of physical culture and sports. Due to the high uncertainty and nonlinearity of pedagogical processes of any complexity, variability of the external educational environment and internal qualities of students, the author considered a synergistic approach. The article reveals its potential as a pedagogical basis for students to achieve high sports results in the field of physical culture and sports. The article proposes basic principles of synergy, which, according to the author, are logical for methodology in the field of physical culture and sports. The scientific necessity of applying a synergistic approach in order to form a system of pedagogical influence and support students in achieving performance in the field of physical culture and sports is shown.

Keywords: students, students, paradigm, modern pedagogical paradigm, physical education, sport, sporting achievements, results, synergetics, synergetic principles, interdisciplinarity, polyparadigm.

Как известно, сегодня все больший интерес в педагогических кругах вызывает синергетический под к различным сферам педагогической деятельности. Синергетика - наука о нелинейных самоорганизующихся диссипативных системах как нельзя более логично подходит под изучение процесса достижения высоких результатов в области физической культуры и спорта у современных молодых людей.

Объективная необходимость применения синергетического подхода к педагогическому процессу, направленному на достижение студентами определенных результатов в области физической культуры и спорта состоит в том, чтобы в широком смысле изучить сферу в области физической культуры и спорта как самоорганизующуюся систему. На сегодняшний

день это сложнейшая задача, требующая коллективных усилий.

Детерминированные специфической

социально-педагогической средой различные нелинейные отношения, педагогические условия, организационно-управленческие принципы, включающие в себя широкий спектр контактов с социальным миром, сферой физической культуры и спорта, психологической природой соперничества, представляют собой

безграничные возможности для создания диссипативных структур в области физической культуры и спорта.

Сущность интеграции современных процессов, происходящих в области физической культуры и спорта в вузах физической культуры и учреждениях специализированного

физкультурно-оздоровительного, спортивного типов, обусловлена новыми реалиями нашей жизни. Для того, чтобы научно обосновать и предложить отечественному сообществу более высокий уровень познания, необходимо рассмотреть синергетический подход к этому явлению в широком теоретико-методологическом контексте на предметном уровне. Включение синергетического подхода к поднимаемым проблемам открывает новое научное направление в изучении физической культуры и спорта. Можно с уверенностью сказать, что до последнего времени синергетический подход почти не рассматривался в качестве научной платформы для изучения проблем, связанных с достижениями в физической культуре и спорте. Это дает веское основание к изучению и углублению данной проблемы на междисциплинарном и полипарадигмальном уровнях.

Потенциальные возможности использования синергетического подхода в социально-гуманитарных науках в целом нашли отражение в исследованиях Е.А. Антонова, В.Т. Волова, B.C. Егорова, О.А. Калимуллиной, Д.Ф. Китаева, А.В. Кокина, Е.Н. Князевой, B.C. Лутая, B.C. Степина, Н.М. Таланчука, М.И. Штеренберга и др. Отдельные аспекты методологических проблем применения синергетики в гуманитарных отраслях науки изучали Л.В. Бараусова, В.Э. Войцехович, И.С. Добронравова, Э. Ласло [4].

Почему мы предлагаем в качестве базового подхода именно синергетический подход?

Потому что на сегодняшний день существует определенное педагогическое противоречие между существующей в современном обществе необходимостью введения новых, научных подходов, позволяющих моделировать стихийные и сложноорганизованные системы в сфере физической культуры и спорта и не разработанностью синергетического подхода к данной проблеме.

Несмотря на то, что синергетика сравнительно молодая наука, современная синергетическая парадигма имеет глубокую историческую платформу. Родоначальником синергетической системы по праву считают ученого физика Г. Хакена, который разъяснил смысл выдвинутой им теории следующим образом: «Я назвал новую дисциплину «синергетикой» не только потому, что в ней исследуется совместное действие многих элементов систем, но и потому, что для нахождения общих принципов, управляющих

самоорганизацией, необходимо кооперирование многих различных дисциплин» [5].

Синергетика - наука о самоорганизующихся системах, возникшая в научном знаниевом поле во второй половине ХХ века. Она берет свое начало в древнекитайской (дао) и древнегреческой (Платон) философии, опираясь на учения средневековых философов -диалектиков. С течением времени складывались различного направления синергетические движения, мировоззрения и постепенно совокупность данных движений, методов и форм вылились в новую научную парадигму -синергетическую.

Сегодня теорию синергетики в современной науке чаще всего ассоциируют как «теорию о сложности и сверхсложности». (В США синергетикой занимается институт Санта-Фэ, отождествляющий синергетику и сложность). Сложность и сверхсложность сегодня самые актуальные проблемы во всех сферах, с которыми сталкивается человечество, в том числе и в России.

Проблемы сложности и сверхсложности -сополагающие проблемы в процессе достижения высоких результатов в физической культуре и спорте, поэтому теория синергетики логична в изучении интересующей нас проблемы.

Междисциплинарность также важная особенность синергетики как методологии, и поэтому синергетика доказывает свою необходимость в качестве научной платформы. Известно, что область физической культуры и спорта, междисциплинарная по своей сути, так как вне задействованы и психология, и медицина, и биология, и социология, и педагогика.

Для уточнения всех синергетических позиций, которые совершенно подходят под методологическую основу в процессе изучения роли педагогической деятельности в процессе достижения студентами высоких результатов в физической культуре и спорте, хотели бы представить классификацию основных принципов синергетики по Буданову В.Г.:

«Гомеостатичность. Гомеостаз это поддержание программы функционирования системы в некоторых рамках, позволяющих ей следовать к своей цели. Согласно Н. Винеру, всякая система телеологична, т.е. имеет цель существования. При этом от цели-эталона-идеала (реальной или воображаемой) система получает корректирующие сигналы, позволяющие ей не сбиться с курса. Эта корректировка осуществляется за счет отрицательных обратных связей (доля сигнала с выхода системы подается

на вход с обратным знаком), подавляющих любое отклонение в программе поведения, возникшее под действием внешних воздействий среды. Цель

- программу поведения системы в состоянии гомеостаза в синергетике называют аттрактором (побудителем к определенному движению).

Иерархичность. Наш мир иерархизован по многим признакам. Основным смыслом структурной иерархии является составная природа вышестоящих уровней по отношению к нижестоящим. То, что для низшего уровня есть структура-порядок, для высшего есть бесструктурный элемент хаоса, строительный материал. Важным свойством иерархических систем является невозможность полной редукции, сведения свойств-структур более сложных иерархических уровней к языку более простых уровней системы. Каждый уровень имеет внутренний предел сложности описания, превысить который не удается на языке данного уровня. Существуют зоны непрозрачности языка

- семантического хаоса. Это есть еще одна причина иерархии языков, отвечающих иерархии уровней. Выделенную роль в иерархии систем играют время, и синергетический принцип подчинения Хакена формулируется именно для временной иерархии. В заключение подчеркнем, что принцип подчинения справедлив не всегда, его не стоит абсолютизировать. Не всегда удается указать способ возникновения параметра порядка или управляющего параметра из переменных низшего уровня.

Нелинейность. Линейность - один из идеалов простоты многих поколений математиков и физиков, пытавшихся свести реальные задачи к линейному поведению. Замечательно, что это всегда удается вблизи положения равновесия системы. Образы такого поведения всем хорошо знакомы: малые (гармонические) колебания маятника или грузика на пружинке, а также равномерное или равноускоренное движение тел известны нам со школы. Органы чувств также имеют нелинейные характеристики

чувствительности, человеческие отношения носят крайне нелинейный характер потому, что существуют границы чувств, эмоций, страстей, вблизи которых поведение становится «неадекватным». Коллективные действия не сводятся к простой сумме индивидуальных независимых действий. Кто-то под нелинейным мышлением понимает в целом синергетический подход, порожденный свойствами нелинейных дифференциальных уравнений (альтернативность решений, бифуркации и т.д.); кто-то видит в нем просто синоним оригинальности, неожиданности

хода мысли, полета фантазии, нарушения стереотипа и т.д. В кризисных ситуациях, повсеместных в наше время, востребуются именно нелинейные методы.

Незамкнутость (открытость). Невозможность пренебрежения взаимодействием системы со своим окружением. Важно понять, что любую систему можно с заданной точностью считать замкнутой достаточно малое время, тем меньшее, чем больше открыта система. На языке иерархических уровней принцип открытости подчеркивает два важных обстоятельства. Во-первых, это возможность явлений самоорганизации бытия в форме существования стабильных неравновесных структур

макроуровня (открытость макроуровня к микроуровню при фиксированных управляющих параметрах). Во-вторых, возможность самоорганизации становления, т.е. возможность смены типа неравновесной структуры, типа аттрактора (открытость макроуровня к мегауровню меняющихся управляющих параметров системы).

Неустойчивость. Согласно Илье Романовичу Пригожину, «архетипом, символом

неустойчивости, и вообще, становления, можно считать перевернутый маятник, который готов упасть вправо или влево, в зависимости от малейших воздействий извне или случайных тепловых колебаний материала маятника, ранее абсолютно несущественных. Таким образом, в точке неустойчивости система (даже замкнутая) действительно становится открытой, является чувствительным приемником воздействий других уровней бытия, получает информацию, ранее недоступную ей. Такие состояния неустойчивости выбора принято называть точками бифуркаций, они непременны в любой ситуации рождения нового качества и характеризуют рубеж между новым и старым. Значимость точек бифуркации еще и в том, что только в них можно не силовым, информационным способом, т.е. сколь угодно слабыми воздействиями повлиять на выбор поведения системы, на ее судьбу. Существуют системы, в которых неустойчивые точки почти повсеместны, например, развитая

турбулентность, и тогда наступает хаос, бурлящий поток, влекущий систему в неизвестность. Синергетика располагает средствами описания и таких систем.

Динамическая иерархичность

(эмерджентность). Это обобщение принципа подчинения на процессы становления - рождение параметров порядка, когда приходится

рассматривать взаимодействие более чем двух уровней и сам процесс становления есть процесс исчезновения, а затем рождения одного из них в процессе взаимодействия минимум трех иерархических уровней системы, здесь, в отличии от фазы бытия, переменные параметра порядка, напротив, являются самыми быстрыми, неустойчивыми переменными среди

конкурирующих макрофлуктуаций. Это основной принцип прохождения системой точек бифуркаций, ее становления, рождения и гибели иерархических уровней. Этот принцип описывает возникновение нового качества системы по горизонтали, т.е. на одном уровне, когда медленное изменение управляющих параметров мегауровня приводит к бифуркации, неустойчивости системы на макроуровне и перестройке его структуры. Мгновение между прошлым и будущим - точка бифуркации на микроуровне является целой эпохой перемен-трансформаций. Именно здесь происходит выбор, точнее, эволюционный отбор альтернатив развития макроуровня, которому уделяется особое внимание в теории динамического хаоса.

Принцип наблюдаемости. Понимается нами как открытый комплексный эпистемологический принцип, его включение делает систему принципов синергетики открытой к пополнению

философско-методологическими и системными интерпретациями. Например, для живых и социальных систем естественно было бы добавить принципы репликации, сопряжения со средой, коэволюции, для исследования сознания принцип рефлексии и т.д. В заключение отметим, что в последние десятилетия активно изучаются системы, в которых хаотическое поведение является нормой, а не кратковременной аномалией, связанной с кризисом системы» [1;2;3].

Хотелось бы заметить, что все из вышеперечисленных принципов синергетики определяют методологию изучения

педагогического влияния на студента в процессе его подготовки к достижению определенных достижений в физической культуре и спорте.

Теория самоорганизующихся нелинейных диссипативных структур доказывает, что переход студента «организуемого» в

«самоорганизующуюся» личность носит нелинейный характер. Процесс достижения определенных спортивных результатов является основой превращения студента в победителя разного уровня спортивных соревнований и подобен рождению порядка из беспорядка под влиянием педагога.

1. Буданов В.Г. Синергетика: история, принципы, современность [Электронный ресурс] / В.Г. Буданов // Сайт П.С. Курдюмова. - Режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/SinBud.htm

2. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации / В.В. Василькова. - СПб.: Изд-во "Лань", 1999. - 480 с.

3. Жидких Т.М. Системно-синергетический подход как педагогическая проблема [Электронный

ресурс] / Т.М. Жидких. - Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/33

4. Калимуллина О.А. Формирование творческой направленности студенческой молодежи в условиях досуговой деятельности: синергетический подход: монография / О.А. Калимуллина. - Казань, 2014. - 236 с.

5. Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / Г. Хакен; пер. с англ. - М.: Мир, 1985. -423 с.

Сведения об авторе:

Калимуллина Ольга Анатольевна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО, член-корреспондент МАНПО, заведующая кафедрой педагогики и психологии, ФГБОУ ВО "Поволжская ГАФКСиТ", e-mail: Olca.1970@mail.ru

Data about the author:

O. Kalimullina (Kazan, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Russian Academy of Education, Corresponding Member of IANPO, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, FSBEI HE "Volga GAFKSiT", e-mail: Olca.1970@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.11.2019 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.