лингвистической компетенции студентов, представляет собой уникальную возможность для их включения в активный диалог культур.
Городецкая Е.Я.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ
В настоящее время выпускник высшего учебного заведения должен обладать не только профессиональными знаниями и умениями в определенной области науки и техники, но, прежде всего, он должен быть вооружен познавательными умениями и методами интеллектуальной деятельности, позволяющими ему/ей находить нужную информацию, систематизировать и классифицировать определенные факты, теории, подходы, концепции, уметь отстаивать собственную точку зрения и находить пути решения профессиональных, экономических и социальных задач, которые несомненно возникают в любой профессиональной деятельности специалиста.
В этом контексте высшее учебное заведение должно создать условия, стимулирующие развитие профессиональной деятельности обучающихся и формирование учебно-интеллектуальных умений. Одним из самых эффективных путей развития у студентов мотивации и активности в познавательной деятельности является эффективная организация самостоятельной работы студентов как в аудитории, так и во внеаудиторное время.
Не смотря на то, что самостоятельная работа студентов была в течении последних пяти десятилетий предметом изучения в ряде педагогических исследований и рассматривалась в различных аспектах, включая форму и методы активизации СРС, объем и структуру СРС, методы планирования, организации и контроля СРС и ряд других проблем, к сожалению, до сих пор нет четкого определения того, что должно стать основной целью самостоятельной работы студентов в вузе что и же составляет суть СРС. Вероятно причину такого положения нужно искать в том, что сама самостоятельная деятельность студентов при выполнении заданий, предлагаемых для СРС, скорее ориентирована на содержательный результат, т.е. получения готового знания из учебников, конспектов лекций, методических разработок и другой литературы, чем на процессуальный характер СР, т.е. развитие интеллектуальных способностей и познавательных умений обучающихся.
Эксперименты, проводимые в ДВГТУ в течении 5-7 лет по управлению СР студентов-первокурсников показали, что 41 % студентов первых курсов не умеют работать с учебной литературой, не владеют навыками понимания (т.е. обобщения, синтеза, анализа, классификации, сравнения и т.д.) прочитанного. Преподаватели в основном требуют от студентов запоминания огромного количества фактов, многократного повторения материала без всякого критического отношения к сопоставляемым теориям, концепциям, методам , часто без всякой связи между теоретическим положением и их практическим применением для решения проблейу которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности специалистов. [1]
В результате такого подхода к СРС, как показывает практика учебного процесса, интерес студентов к выполнению подобных заданий для СР постоянно падает и время, затрачиваемое студентами для выполнения таких заданий, сокращается с каждым последующим годом обучения.
В настоящее время нет единства мнений среди педагогов, психологов, преподавателей-практиков относительно интерпретации самого понятия «самостоятельная работа». Некоторые авторы считают СРС неотъемлемой частью любого педагогического метода, применяемого в вузе; другие считают, что СРС обязательная часть учебной деятельности студентов, предусмотренная учебным планом и программой курса обучения в вузе. Ряд ученых включают в понятие СРС только самостоятельное изучение студентами учебных материалов при подготовке к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам и экзаменам. Такое разнообразие трактовок понятия СРС обусловило и большое число классификаций СРС: аудиторная и внеаудиторная; обязательная - дополнительная; учебная - научная; индивидуальная - коллективная (групповая); управляемая - творческая (эвристическая); репродуктивная - продуктивная и т.д. [2]
Итак, возникает вопрос: что же следует понимать под термином СРС и что же составляет суть и специфику СРС; каковы педагогические и психологические основы, определяющие это понятие? Если рассматривать СРС как деятельность, то особенность этой деятельности в сравнении с другими видами учебной деятельности состоит в том, что цель этой деятельности
совпадает с её результатом потому, что в процессе достижения этого результата студент постоянно сопоставляет ожидаемый результат, условия своей деятельности и предмет самостоятельной деятельности с целью выбора тех средств деятельности, которые способствуют достижению студентом поставленных целей.
Самостоятельная работа может рассматриваться как единство двух сторон: с одной стороны, как определенное задание, предложенное студентам преподавателем или учебником (учебным пособием, методическим указанием и т.д.) для самостоятельного выполнения, и, с другой стороны, СР может быть некой формой познавательной активности студентов, направленной на приобретение ими новых знаний, углубления и расширения уже имеющихся знаний. Следует особо подчеркнуть, что и тот, и другой вид СРС может привести к тому, что студент приобретет определенный опыт в познавательной деятельности, способствующий как интеллектуальному развитию студента, так и формированию его творческих способностей. Вот почему СРС в вузе может рассматриваться и как средство обучения, и как средство развития познавательных способностей обучающихся.
Однако, достижение единства этих двух аспектов СРС возможно только при условии, что каждое задание для СРС ставит четко выделенную теоретическую и практическую задачу. Очевидно, что характер заданий для СРС, степень их сложности меняются по мере того, как студенты переходят на следующий курс обучения, поэтому выбор предлагаемых заданий для СРС должен основываться на рациональном соотношении репродуктивных и творческих заданий. Эта процессуальная сторона СРС может реализовываться в определенных действиях студентов, направленных на:
выделение понятий, категорий, концепций, характерных для определенных сфер профессиональной коммуникации;
перенос усвоенных знаний, умений и навыков решения определенных задач на решение проблем в новых условиях и ситуациях;
обобщение теоретических подходов, концепций, теорий с целью получения новой информации и поиска новых путей деятельности;
определение новых проблем (задач) в новых ситуациях с целью разработки новых методов их решения.
Следовательно, классификация типов СРС, основанная на процессуальном характере познавательной деятельности студентов состоит из: 1) репродуктивных видов заданий по предлагаемой модели (образцу, методике и т.д.); 2) реконструктивных (частично продуктивных) заданий для СР; 3) частично поисковых и творческих заданий; 4) поисковых или исследовательских (творческих) заданий).
При решении проблемы комплексной организации СРС в вузе следует обеспечить определенные условия, способствующие эффективности и продуктивности СРС. Среди них можно выделить следующие:
сокращение времени на адаптацию первокурсников к учебному процессу в вузе, предусмотрев введение в учебный план специального курса «Основы учебно-познавательной деятельности» (16 часов). Этот курс знакомит студентов с методами и формами интеллектуальной деятельности, с технологией учения самостоятельной учебной деятельности (техника чтения; виды дискурса; учебно-организационные; учебно-информационные умения, учебно-интеллектуальные умения и т.д.).
формирование познавательной активности студентов и мотивации к СР через решение задач, связанных с их будущей профессиональной деятельностью; использование новых информационных технологий для контроля и самоконтроля результатов СРС;
создание педагогических условий для индивидуализации процесса обучения: банк индивидуальных заданий для СРС; комплект обучающих и контролирующих программ, дифференцируемых по уровням трудности; наличие четких методических рекомендаций, указаний, в которых поставлены цели СР, даты представления самостоятельно выполненных заданий на контроль преподавателя и примерные нормы времени на выполнение конкретного задания.
Поскольку эффективность СРС во многом определяется внутренней мотивацией студента, заинтересованного в успешности своей самостоятельной деятельности, то содержание заданий, предлагаемых студентам для СР, играет ведущую роль в повышении мотивации к
СРС. Задание для СР должно сопровождаться не только четко выделенной познавательной задачей, но и указанием на то, какими конкретно умениями нужно обладать, чтобы выполнить данное задание. Рост внутренней мотивации студента во многом зависит от того, насколько студенты овладели умениями ставить цели, искать оптимальные пути их достижения, насколько глубоко они осознают значимость конечных результатов их самостоятельной познавательной деятельности для их будущей профессии. На этом этапе очень важна роль преподавателя, который обязан обеспечить студентов материалами для самоконтроля результатов СРС. Это могут быть тесты с ключами для самопроверки, программируемые учебные материалы, компьютерные тестовые программы и т. д. Следует отметить, что эффективность СРС заметно повышается, если студенты получают положительную оценку результатов своей работы со стороны преподавателя. С этой целью преподаватели должны разработать индивидуальные задания для СРС разной степени трудности, предназначенные для студентов, имеющих различный уровень развития учебно-интеллектуальных умений.
Итак, обеспечение необходимых педагогических условий, способствующих эффективности СРС, позволяет не только повысить академическую активность обучающихся, их учебную успешность и успеваемость, но и развить их интеллектуальные способности и творческий потенциал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник трудов «Исследования по проблемам активизации СРС в высшей школе» - Москва. 1976 - стр. 516
2. Сборник трудов «Некоторые психологические и дидактические основы самостоятельной деятельности студентов в учебном процессе» - Москва. 1999-стр. 383
Егоркина Л.Н., Шевченко А.
ФИЛОСОФИЯ В ИСКУССТВЕ
Картина "Черный квадрат" Казимира Малевича - яркий пример «превосходства стиля над техникой живописи, превосходство смысла над формой» - подобные заявления многим известны. Но в чем же состоит это превосходство?
Эта картина (на самом деле не являющаяся единственной в своем роде)- одна из немногих работ в мире, название, сюжет и автор которой известны очень и очень многим.
Интерес, споры, конфликты вокруг этого полотна не утихают. И, даже когда оказываешься возле него во второй, третий раз - внимание, интерес, внутри- и межличностные споры не утихают и вновь задаешься вопросом: «Что же все-таки хотел изобразить автор, какой смысл пытался донести до нас?». И ответа, как и на любой истинно философский вопрос, нет. Но, с другой стороны, ответ есть - каждый, кто видел это произведение искусства, так или иначе себе на данный вопрос отвечает. В основу этой статьи легло размышление на тему «философия и искусство» одной из моих студенток, которое меня заинтересовало.
Идея, воплощенная автором на холсте, может считаться философской, так как при знакомстве с ней человек начинает мыслить, отправляется на поиски ответов в глубины своего внутреннего мира. Мы можем считать это произведение - воплощенной на холсте идеи отрицания всего, своеобразная философия пустоты. Для философов и людей, интересующихся и занимающихся философией, знакома одна из многих проблем, которыми занимается философское знание, да и не только - это проблема существования НИЧТО (несущего, небытия) наряду с существованием НЕЧТО (бытия, сущего).
Человек, занятый своими повседневными заботами, не особенно обращает внимание на НИЧТО. Его всегда интересует НЕЧТО - то, что выразимо, осязаемо; то, воспринимая что не нужно напрягать не только свои мозги, но и чувства. Человек - Обыденный, человек цивилизованный, тот, чье мышление провозгласили «вычисляющим», - не желает испытывать сложности. Он стремится к максимальному упрощению и стиранию границ, проявление чего мы можем наблюдать в «бесполой культуре», так называемом «среднем поле» («унисекс»). Но то, что становится простым, одновременно усложняется этой кажущейся простотой. То, что считается