Научная статья на тему 'Педагогические основы мониторинга качества профессиональной подготовки будущего педагога-дефектолога'

Педагогические основы мониторинга качества профессиональной подготовки будущего педагога-дефектолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золоткова Евгения Вячеславовна

Статья посвящена проблеме поиска путей, обеспечивающих повышение качества подготовки студентов к осуществлению профессионально-педагогической деятельности. Автором раскрывается теоретический аспект мониторинга качества подготовленности будущих педагогов-дефектологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золоткова Евгения Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы мониторинга качества профессиональной подготовки будущего педагога-дефектолога»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА

Е. В. Золоткова (Мордовский государственный педагогический институт им М. Е. Евсевъева)

Статья посвящена проблеме поиска путей, обеспечивающих повышение качества подготовки студентов к осуществлению профессионально-педагогической деятельности. Автором раскрывается теоретический аспект мониторинга качества подготовленности будущих педагогов-дефектологов.

Ключевыге слова: профессиональная подготовка студента; мониторинг качества подготовленности будущего олигофренопедагога; профессионально-педагогические знания.

Обучение, обеспечивающее высококачественное высшее образование, предполагает наличие таких взаимосвязанных процессов, как проектирование, организация, реализация обучающей деятельности и ее контроль.

Проблеме качества профессиональной подготовки студентов педагогических вузов посвящены исследования О. А. Абдулиной, В. И. Байденко, П. И. Образцова, В. А. Сластенина и др. В них раскрываются вопросы его повышения, предлагаются различные направления и пути достижения этого. Сопоставление точек зрения различных авторов позволяет рассматривать качество подготовки к профессионально-педагогической деятельности как совокупность свойств и характеристик, определяющих готовность специалиста к осуществлению эффективной профессиональной деятельности, включающей в себя способность к быстрой адаптации в любых профессиональных условиях, владение профессиональными умениями и навыками, умение использовать полученные знания при решении профессиональных задач.

Инструментом оценки качества профессиональной подготовки специалистов служит мониторинг. Педагогический мониторинг заключается в длительном и целенаправленном отслеживании хода и результатов образовательного процесса, профессионально-личностного развития будущих специалистов на основе использования диагностических методик [4]. В отличие от контроля, выявляющего рассогласование целей и результатов, мониторинг исследует промежуточные со-

стояния и в определенной степени выступает катализатором положительных изменений.

К числу средств эффективной реализации педагогического мониторинга относится тест. Успешность применения компьютерного тестирования в педагогическом мониторинге уже давно не вызывает сомнений исследователей. В многочисленных работах, посвященных использованию информационных технологий в образовательном процессе, подчеркивается, что система компьютерного тестирования дает объективную информацию о качестве сформированности знаний студентов, позволяет провести перманентную оценку уровня усвоения всего материала учебной дисциплины. Непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению динамизма, что приводит к удовлетворению обучающихся результатами на каждом этапе обучения и служит стимулом для достижения лучших результатов. Следовательно, тестирование является не просто средством получения необходимой информации о динамике протекающих процессов, оно еще выполняет функцию мотивации, а значит, и управления познавательной деятельностью студентов.

В исследованиях В. С. Аванесова, В. И. Нардюжева, А. Г. Шмелева и др., посвященных теории и практике создания электронного теста, рассматриваются вопросы, касающиеся коэффициентов измерения, технологии определения и интерпретации результатов, факторов эффективности тестирования и т. д. Ряд авторов (А. Е. Бахмутский, И. В. Бесту© Золоткова Е. В., 2010

жев-Лада, Б. С. Гершунский и др.) обращают внимание на диагностические возможности теста в определении качества учебных достижений. Однако применить данные материалы без конкретных, апробированных исследований по разработке и внедрению тестов в процесс обучения студентов по конкретной учебной дисциплине определенного профессионального направления достаточно проблематично.

Указанные противоречия позволили выделить задачу, которая состоит в теоретическом обосновании системы профессионально-педагогических знаний будущего педагога-дефектолога, критериев оценки уровня их сформированно-сти, проектировании теста для оценки качества подготовки студентов по основным учебным дисциплинам специальности «Олигофренопедагогика». В данной статье мы предприняли попытку совершенствования дидактической системы подготовки студентов к осуществлению профессиональной деятельности олиго-френопедагога.

Относительно структуры профессиональной готовности педагога у ученых нет единого мнения, но все они выделяют два главных компонента: систему знаний, определяющих теоретическую готовность педагога, и систему умений и навыков, составляющих основу его практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности [1]. Предметом педагогического мониторинга чаще всего бывает теоретическая подготовленность студентов, которая представляет собой единство знаний, умений, навыков, представлений.

В настоящее время предпринимаются попытки группировки профессионально-педагогических знаний, определяющих профессиональную компетентность олигофренопедагога. Так, Н. В. Рябова предлагает следующие группы знаний в соответствии с общепрофессиональной и предметной подготовкой будущих дефектологов: общенаучные, психолого-педагогические, специальные, методические и предметные [4, с. 24].

Мониторинг качества подготовленности будущих олигофренопедагогов дол-

жен охватывать целостную систему профессионально-педагогических знаний. Обратившись к проблеме мониторинга качества сформированности системы профессионально-педагогических знаний олигофренопедагога, мы проанализировали требования стандартов ГОС ВПО по специальности 050714.65 «Олигофренопедагогика» (2005 г.). Проведенный анализ позволил выделить четыре группы профессионально-педагогических знаний, необходимых для осуществления самостоятельной профессиональной деятельности будущих олигофренопедагогов: общенаучные, психолого-педагогиче-ские, специальные и предметные.

Общенаучныге знания — это знания об основных наиболее общих понятиях, используемых в разных науках (цивилизация, эволюция, гуманизм, человек, общество, сознание, язык, активность, творчество, методология, метод, система, структура, анализ, качество, закон, иерархия, категория, истина, информация, измерение, идентификация, индивидуальность, теория, практика и т. д.). Общенаучные знания основных объектов, свойств и методов функционируют по отношению к знанию собственно профессиональному как управляющая система общего порядка.

Психолого-педагогические знания, необходимые олигофренопедагогу, составляют фундамент организации и осуществления современного образовательного процесса в учреждениях системы специального образования. Это знания о психологических особенностях нормально развивающихся детей разного возраста; о психических процессах и психологических механизмах, лежащих в основе воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта; о сущности процесса обучения, его закономерностях и принципах; о способах проектирования учебного процесса, отбора содержания обучения, адекватных формах, методах и средствах обучения, современных педагогических технологиях; о сущности, видах и способах организации контроля и учета результатов обучения; о способах диагностики и анализа результатов своей педагогической деятельности, а

также знание современной системы образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специалъныге знания — это специфические знания, включающие знания особенностей детей с нарушениями развития и профессиональной деятельности дефектолога, сущности коррекционнопедагогической деятельности (Н. М. Назарова). К ним относятся знания структуры дефекта, типологических и возрастных особенностей детей с нарушением интеллекта; важнейших положений, принципов, закономерностей, психологических механизмов, лежащих в основе обучения, воспитания и коррекции детей данной категории; теоретических основ специальной дидактики и теории воспитания детей с нарушениями интеллекта; особенностей организации коррекционно-педагогического процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях; возможностей использования современных методов, приемов и форм педагогического взаимодействия дефектолога и учащихся; методов контроля знаний и умений учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений; способов организации коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, и т. д.

Предметныге знания — это знания, отражающие специфику конкретной дисциплины, и в первую очередь знание содержания программ учебных курсов профессиональной подготовки будущего оли-гофренопедагога.

Определение системы знаний, образующих теоретическую готовность оли-гофренопедагога к профессиональной деятельности, побудило нас к выделению критериев уровня сформированности знаний студентов.

В педагогическом словаре критерий толкуется как «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; условно принятая мера, позволяющая произвести измерение объекта и на основании этого дать ему оценку» [2, с. 67].

Критерием сформированности системы знаний, обеспечивающих профессиональную педагогическую деятельность

будущего олигофренопедагога, могут быть различные группы знаний, в нашем случае — общенаучные, психолого-педа-гогические, специальные, предметные. Измерителями критерия служат показатели, входящие в его состав и позволяющие оценить качество сформированно-сти знаний. При наличии всех показателей можно говорить о полном проявлении критерия; при основных — о необходимом уровне его проявления; при установлении одного показателя (или полном их отсутствии) можно считать, что данный критерий отсутствует (В. В. Краев-ский, А. В. Хуторской).

Осуществляя отбор показателей, мы учитывали, что «...показатели знаний описываются через владение их элементами» [3, с. 360]. К последним мы относим владение понятиями, владение фактами, владение научной проблематикой, владение теориями, владение закономерностями и правилами, владение методами и процедурами. Они были положены в основу многоуровневой оценки качества профессионально-педагогических знаний студентов.

Характеристика уровней сформированное™ системы профессиональнопедагогических знаний будущего олигофренопедагога

Выгсокий уровенъ овладения системой профессионально-педагогических знаний характеризуется сформированно-стью у студента всех элементов знаний. Так, студент выделяет логику взаимосвязей общенаучных, психолого-педаго-гических, специальных и предметных понятий в понятийной системе учебной дисциплины. Он устанавливает иерархические и ассоциативные связи между понятиями, логически выстраивает терминологические схемы; формулирует современные научные проблемы теоретического и практического характера и имеет представление о возможных путях их разрешения. Также студент не испытывает затруднений при раскрытии содержания правила или психолого-педа-гогической закономерности, характери-

зует основные действия, связанные с их применением, правильно определяет условия использования метода, методики, процедуры в коррекционно-педагогическом процессе. Следовательно, студент с высоким уровнем сформированности системы профессионально-педагогических знаний владеет системой общенаучных, психолого-педагогических, специальных и предметных знаний, достаточных для решения педагогических задач в системе специального образования и позволяющих осуществлять различные виды коррекционно-педагогической деятельности.

При среднем уровне владения системой профессионально-педагогических знаний студент раскрывает объем основных общенаучных, психолого-педагоги-ческих, специальных и предметных понятий; характеризует номенклатуру объектов или явлений, обобщенных понятием, их классификацию; раскрывает содержание понятий, существенные признаки объектов или явлений, отраженных данным понятием. Однако он затрудняется при выделении иерархических, ассоциативных и логических взаимосвязей между психолого-педагогическими и специальными понятиями. На данном уровне сформированности профессиональнопедагогических знаний студент устанавливает логику взаимосвязей между фактами коррекционно-педагогической теории и практики, формулирует современные научные проблемы теоретического и практического характера, исходя из представлений о той или иной проблемной ситуации, но при этом обнаруживает незнание возможных путей их разрешения. Он может формулировать основные закономерности, правила, но испытывает трудность при раскрытии их содержания; характеризует последовательность действий и операций, составляющих сущность того или иного метода или процедуры, однако затрудняется в определении условий применения данного метода в процессе коррекционно-педагогической практики. Таким образом, студент, владеющий системой профессионально-педагогических знаний на среднем уровне,

обладает общим представлением о сущности профессиональной деятельности олигофренопедагога и специфике организации образовательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

На низком уровне владения системой профессионально-педагогических знаний студент имеет представление об основных общенаучных, психолого-педа-гогических, специальных и предметных понятиях и определениях, необходимых для осуществления коррекционно-педагогической деятельности, но не может раскрыть их содержание в полном объеме, охарактеризовать существенные признаки. Он не выделяет логической взаимосвязи между психолого-педагоги-ческими и специальными понятиями в понятийной системе изучаемого курса. Студент знаком с описанием некоторых фактов педагогической теории и коррекционной практики, однако не может ассоциативно использовать их в процессе решения профессионально-педагогических задач. Он соотносит с изученным материалом основные правила, закономерности, научные проблемы, но не имеет представления о путях их решения; выделяет в контексте изученного методы, однако не может охарактеризовать даже основные действия, связанные с их применением в коррекционно-образовательном процессе. Таким образом, низкий уровень сформированности системы профессионально-педагогических знаний отражает бессистемное владение фундаментальными общенаучными, психологопедагогическими, специальными и предметными знаниями, которые позволяют лишь частично решать задачи специального образования.

В соответствии с выделенными уровнями сформированности профессионально-педагогических знаний нами была разработана система тестовых заданий, нацеленных на мониторинг качества знаний студентов по учебной дисциплине федерального компонента ГОС ВПО «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» специальности «Олигофренопедаго-

гика». Тестовые задания предназначены для проведения входного, тематического, промежуточного и итогового контроля знаний. Контролирующие задания входного контроля выполняют актуализирующую функцию, их применение позволяет выявить наиболее слабые звенья в подготовленности студента к изучению курса. Тематический контроль в ходе обучения играет роль обратной связи и выполняет формирующую функцию. Основными целями данного вида контроля являются оперативное подведение итогов изучения данной темы и оперативная помощь при возникающих у студентов затруднениях. Рубежные тестовые задания (междисциплинарные) пред-

назначены для комплексной оценки знаний студентов.

Разрабатывая тест, мы руководствовались общепринятыми положениями и требованиями к типам и структуре тестовых заданий. Так, тестовые задания использовались четырех типов: закрытого, открытого, на установление соответствия, на определение правильной последовательности. Для каждого уровня сформированности профессионально-педагогических знаний были разработаны виды тестовых заданий, обеспечивающие непрерывное отслеживание процесса освоения студентами содержания учебной дисциплины и представленные в таблице.

Виды тестовых заданий, направленных на оценку качества профессионально-педагогических знаний будущего олигофренопедагога

Уровень сформированности

профессионально-педагогиче- Виды тестовых заданий

ских знаний будущего

олигофренопедагога

1 2

Высокий уровень. Студент владеет системой общенаучных, пси-холого-педагогических, специальных и предметных знаний, достаточных для решения педагогических задач в системе специального образования и позволяющих осуществлять различные виды коррекционно-педагогической деятельности

Средний уровень. Студент обладает частично сформированными общенаучными, психолого-педаго-гическими, специальными и предметными знаниями, создающими общее представление о сущности профессиональной деятельности олигофренопедагога и специфике организации образовательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях

1. Задания на выявление умения устанавливать ассоциативные связи между понятиями, относящимися к группе специальных знаний теоретической подготовки олигофренопедагога.

2. Задания на выявление представлений о путях решения проблемы, относящейся к группе предметных знаний теоретической подготовки олигофренопедагога.

3. Задания на выявление умения раскрывать содержание закономерности, относящейся к группе предметных знаний теоретической подготовки олигофренопедагога.

4. Задания на выявление умения характеризовать особенности применения методики в коррекционно-педагогической работе с ребенком

1. Задания на выявление умения раскрывать содержание понятия в полном объеме и классифицировать понятия, относящиеся к группе предметных или специальных знаний теоретической подготовки олигофренопедагога.

2. Задания на выявление умения устанавливать логическую взаимосвязь между фактами, относящимися к группе предметных или специальных знаний теоретической подготовки олигофренопеда-гога.

3. Задания на выявление умения раскрывать содержание понятия, относящегося к группе предметных, специальных или психологопедагогических знаний теоретической подготовки олигофренопе-дагога.

4. Задания на выявление умения характеризовать методы, относящиеся к группе предметных, специальных или психолого-педаго-гических знаний теоретической подготовки олигофренопедагога

№ 1, 2010

Окончание таблицы

1

Низкий уровень. Студент обладает бессистемными общенаучными, психолого-педагогическими, специальными и предметными знаниями, которые позволяют лишь частично решать задачи специального образования

1. Задания на узнавание научного понятия, относящегося к группе общенаучных знаний теоретической подготовки студента.

2. Задания на определение понятия, относящегося к группе предметных, специальных или психолого-педагогических знаний теоретической подготовки будущего олигофренопедагога.

3. Конструирование определений, относящихся к группе предметных знаний теоретической подготовки студента.

4. Сопоставление терминов и определений, относящихся к группе предметных, специальных и психолого-педагогических знаний теоретической подготовки студента.

5. Знание студентом факта, относящегося к группе предметных или специальных знаний теоретической подготовки.

6. Отнесение к контексту изучаемого материала факта, принадлежащего к группе предметных знаний теоретической подготовки будущего олигофренопедагога.

7. Узнавание в контексте обучения научных проблем, относящихся к группе предметных знаний теоретической подготовки студента.

8. Узнавание в контексте изученного материала метода, относящегося к группе предметных, специальных или психолого-педагоги-ческих знаний теоретической подготовки олигофренопедагога.

9. Соотнесение с контекстом изученного материала закономерности, относящейся к группе психолого-педагогических знаний теоретической подготовки

Содержание тестовых заданий определяется государственным образовательным стандартом и содержанием учебной программы, обязательными для всех. Кроме того, оно обогащается за счет дифференциации студентов по уровню обученности.

В заключение следует отметить, что эффективность мониторинга качества профессиональной подготовки будущего педагога-дефектолога достигается только в условиях регулярного отслеживания состояния образовательного процесса. Разработанная нами система тестовых заданий для студентов, обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика», отвечает этим требованиям, так как представлена различными видами тестового контроля (входным, текущим, промежуточным, рубежным), благодаря которым становится возможной своевременная корректировка процесса обучения студентов. Теоретическое обоснование системы профессионально-педагогических знаний будущего олигофренопеда-гога и критериев оценки уровня их сфор-мированности позволяет определить круг

теоретической подготовленности студента и содержание профессионально-педагогической компетентности. Проведение мониторинга обеспечивает эффективность процесса формирования профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов, которая является залогом осуществления ими успешной педагогической деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кислинская, Н. В. Введение в педагогическую деятельность / Н. В. Кислинская, Н. Н. Никитина. — М. : Академия, 2007. — С. 51—59.

2. Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь : для высш. и сред. пед. учеб. заведений / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. — М. : Изд. центр «Академия», 2001. — 176 с.

3. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пид-касистого. — М. : Педагогическое общество России, 2002. — 640 с.

4. Рябова, Н. В. Компьютерные технологии в мониторинге профессионального становления студентов / Н. В. Рябова // Стандарты и мониторинг образования. — 2007. — № 1. — С. 23—27.

Поступила 08.11.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.