Научная статья на тему 'Педагогические основы формирования цифровых профессиональных умений учителей общеобразовательной школы'

Педагогические основы формирования цифровых профессиональных умений учителей общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL EDUCATION / DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SKILLS / PERSONAL-ACTIVITY APPROACH / DIGITAL EDUCATION / SYSTEMATIC APPROACH / CONTEXTUAL APPROACH / STATE EDUCATIONAL STANDARDS / TEACHERS' PROFESSIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченко Виктория Вячеславовна, Жарких Елена Владимировна, Миронова Ольга Алексеевна

Проблема повышения квалификации учителей требует систематичности и инноваций в связи с внедрением с 2017 г. профессионального стандарта педагога. На сегодняшний момент еще не накоплен достаточный практический опыт работы по новому стандарту, не определена четкая результативная характеристика процесса повышения квалификации учителей, нет системы, регулирующей набор необходимых профессиональных умений для формирования на курсах повышения квалификации. В данной статье в контексте проблемы изменения парадигмы современного образования раскрывается понятие и педагогические основы формирования новых профессиональных умений учителя общеобразовательной школы, в том числе цифрового образования и технологий в системе внутришкольного повышения квалификации. На основе анализа научной педагогической литературы выделяются основные подходы к процессу формирования профессиональных умений, что позволяет обозначить ключевые условия эффективного выстраивания процесса повышения квалификации учителей в парадигме новых требований. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что система повышения квалификации школьных учителей должна опираться на педагогические условия, в основе которых лежит алгоритм, позволяющий трансформировать приобретенные навыки в умения применять их в новых, изменяющихся условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левченко Виктория Вячеславовна, Жарких Елена Владимировна, Миронова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical aspects of digital professional teaching skills development

The school teachers’ professional development requires systematic approach and innovation in the context of 2017 professional standardized profile. This paper highlights the lack of sufficient practical experience of work within the framework of new standard and a clear performance of the teachers’ training professional development. The article reveals the notion and pedagogical bases of new professional skills development of secondary school teachers, the main approaches to the process of formation of professional skills, their digital education and technological awareness as well as their main components and categories that characterize that process in the context of the problem of changing the paradigm of modern education. The findings of the research illustrate how the teachers’ training professional development can be based on the algorithm, which allows transforming the acquired skills into the ability to apply them in new, changing conditions.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы формирования цифровых профессиональных умений учителей общеобразовательной школы»

УДК 372.881.1, 37.042, 37.048, 376.3

DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2019.3.7

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В.В. Левченко1, Е.В. Жарких2, O.A. Миронова3 1 Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва Россия, 443086, г. Самара, ул. Московское шоссе, 34 E-mail: Levchenko_v2004@mail.ru

2Поволжский правоелавный институт им. Святителя Алексия,

Митрополита Московского

Россия, 445028, г. Тольятти, ул. Юбилейная, 4а

E-mail: zharkikh-tfsaga@mail.ru

3Нижегородский институт развития образования

Россия, 603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, 203

E-mail: mironovaolga836@gmail.com

Аннотация

Проблема повышения квалификации учителей требует систематичности и инноваций в связи с внедрением с 2017 г. профессионального стандарта педагога. На сегодняшний момент еще не накоплен достаточный практический опыт работы по новому стандарту, не определена четкая результативная характеристика процесса повышения квалификации учителей, нет системы, регулирующей набор необходимых профессиональных умений для формирования на курсах повышения квалификации. В данной статье в контексте проблемы изменения парадигмы современного образования раскрывается понятие и педагогические основы формирования новых профессиональных умений учителя общеобразовательной школы, в том числе цифрового образования и технологий в системе внутришкольного повышения квалификации. На основе анализа научной педагогической литературы выделяются основные подходы к процессу формирования профессиональных умений, что позволяет обозначить ключевыеусловия эффективного выстраивания процесса повышения квалификации учителей в парадигме новых требований. Полученныерезультаты позволяют сделать вывод о том, что система повышения квалификации школьных учителей должна опираться на педагогические условия, в основе которых лежит алгоритм, позволяющий трансформировать приобретенные навыки в умения применять их в новых, изменяющихся условиях.

Ключевые слова: профессиональное образование, формирование профессиональных умений, личностно-деятельностный подход, цифровое образование, системный подход, контекстный подход, государственные образовательные стандарты, профессиональный стандарт педагога.

1 Левченко Виктория Вячеславовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Иностранные языки и профессиональная коммуникация».

2 Жарких Елена Владимировна, учитель английского языка 1-й категории, финалист областного конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области -2014», старший преподаватель кафедры «Зарубежная филология».

3 Миронова Ольга Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки».

Введение

Внедрение с 2011 г. новых государственных образовательных стандартов начального общего образования, а после - основного общего и среднего общего обо -значило кардинальное изменение парадигмы современного образования. Модель современного выпускника - это личность, способная и готовая к самообразованию в течение всей жизни, обладающая навыками исследовательской и проектной деятельности, умеющая формулировать для себя учебную проблему и находить пути ее решения. Фокус процесса обучения сменился с передачи учителем готовых ЗУН (знания, умения, навыки) в рамках одного конкретного предмета на формирование у учащихся метапредметных УУД (универсальных учебных действий), которые составляют основу любой деятельности и позволяют ученику быть автономным. Такая автономия, по мнению М.И. Солнышкиной, зависит от успеха избранной коммуникантами дискурсивной практики и от владения ими экстралингвистическим и семантическим контекстами, аналогичными словарем и тезаурусом [5]. Сам учебный предмет теперь становится не целью, а средством формирования личности. Эти изменения, несомненно, повлекли за собой и изменения в профессиональных требованиях к учителю. И если системы высшего и среднего специального образования оперативно отреагировали на эти изменения и выпускают молодых специалистов, обученных и готовых работать по новым стандартам, то что же делать с учителями, получившими свою профессию до всех этих изменений? В этой связи ключевое значение приобретает система повышения квалификации учителя, которая должна помочь ему научиться преподавать по-новому, т. е. сформировать у учителя новые профессиональные умения. Важным компонентом образования педагога иностранного языка является цифровое образование, которому необходимо уделять значительное внимание при проведении курсов повышения квалификации. Следует отметить, что проблема повышения квалификации учителей требует нового подхода к изучению в связи с внедрением с 2017 г. профессионального стандарта педагога. Пока еще не накоплен достаточный практический опыт работы по новому стандарту, не определена четкая результативная характеристика процесса повышения квалификации учителей, нет системы, регулирующей набор необходимых профессиональных умений для формирования на курсах повышения квалификации. Учитель самостоятельно выбирает курсы в соответствии со своими профессиональными запросами, что не гарантирует наличия у него необходимых профессиональных умений. Так, учителя склонны выбирать курсы, касающиеся их узкой предметной направленности, зачастую пренебрегая возможностью овладения метапредметными профессиональными умениями. Как никогда сегодня актуальны вопросы использования учителями информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Как отмечает М.З. Биболетова, у учителя иностранного языка большой потенциал и возможности в моделировании информационно-образовательной среды на уроке [1]. Существует большое разнообразие направлений и способов применения ИКТ: это ресурсы Интернет, аудио-и видеоматериалы, онлайн-технологии, мультимедийные программы и т.д. И здесь ключевым моментом будет являться умение учителя грамотно применить выбранные ресурсы, сделать так, чтобы урок был интересным и эффективным с точки зрения прочного овладения видами речевой деятельности и способствовал формированию положительной мотивации. По мнению O.A. Мироновой, крайне значимым се-

годня является вопрос формирования информационно-коммуникационной компетенции современного учителя как в учебном, так и в воспитательном процессе, а также во внеклассной работе [3].

1. Обзор литературы

Анализ исследований в области педагогики и психологии, посвященных проблеме формирования профессиональных умений и повышения квалификации учителей, позволил выявить ряд объективных противоречий:

- между требуемыми профессиональным стандартом профессиональными умениями и существующим подходом к их формированию;

- между огромным выбором образовательных программ для повышения квали-фикации и недостаточной разработанностью методологического подхода к системе повышения квалификации как ресурсу профессионального развития.

Стремление найти пути разрешения указанных противоречий обусловило проблему исследования. Проблема профессиональной подготовки специалистов, соответствующих требованиям изменяющейся действительности, всегда была и остается актуальной. Так, в 2013 г. был утвержден ив 2017 г. вступил в силу профессиональный стандарт педагога, который закрепил деятельность специалистов в этой области в трудовых функциях [4]. Каждая функция состоит из трудовых действий, необходимых знаний и необходимых умений. Данный документ предъявляет новые требования к выпускникам педагогических специальностей, что повлекло за собой разработку новых стандартов для профессиональной подготовки специалистов в вузах, а значит, и более детальное изучение психолого-педагогической общественностью вопроса формирования профессиональных умений, подходов к этому процессу, выявление противоречий и возможностей, гарантирующих качественный результат в профессиональной подготовке.

Говоря о проблеме формирования профессиональных цифровых умений в частности, мы должны понимать общую функцию образования в целом. За основу возьмем базовое положение существующей парадигмы образования, которое заключается в том, что образование, особенно профессиональное, играет особую роль в политическом, социокультурном и экономическом развитии общества.

2. Материалы и методы

1. Профессиональное образование, являясь личностно-ориентированным, может быть эффективно реализовано только через личностно-деятельностный подход.

2. Наиболее важным компонентом профессиональной цифровой компетенции является система профессиональных знаний, навыков и умений.

Рассмотрев стандарты профессионального образования, можно убедиться в том, что в понятие компетенций и квалификаций включены все те же понятия знаний и умений, описывающих готовность специалистов к выполнению трудовых функций.

Личностно-деятельностный подход. Данный подход предусматривает действия, которые объединены одним мотивом и направлены на достижение определенной цели, - это и есть деятельность. Деятельность можно охарактеризовать по следующим параметрам: полнота, производительность, качество, надежность (прочность). Сюда также входит профессиональное умение - нормативно закрепленный способ деятельности, который трансформируется в индивидуальный в деятельности учителя и обучающихся.

Контекстный подход, или профессионалъно-деятелъностный. В данном подходе основным элементом деятельности выступает «профессиональная ситуация», в которой смоделировано предметное содержание будущей профессиональной деятельности при помощи различных форм, методов и средств обучения.

Системный подход. Предполагает отношение к профессиональным умениям как части дидактической системы.

1. Формирование профессионального умения - это процесс достижения определенного качества личности, выраженного в определенном результате; в то же время это средство развития личности.

2. Специальные знания и навыки являются системами более низкого уровня. Но в то же время они обладают собственной структурой из разных взаимосвязанных элементов.

3. Знания и навыки формируют сложную динамическую систему умения. Они являют собой внутренние и внешние связи объекта и обеспечивают его устойчивость, стабильность и качество.

Рассмотрим основные функции элементов, составляющих умения.

Основной элемент умения - это знание. В контексте человеческой деятельности различают знания об объекте (об окружающей действительности) и знания о способах деятельности (о деятельности в действительности). Таким образом, подчеркивается способность умения к развитию, притом что главную роль играет система знаний. В нашем случае это система знаний об информационно-коммуникационных технологиях.

В понятие «адекватность умения» Л.В. Львов [2] включает следующие компоненты:

- личностный: потребностно-мотивационный, эмоционально-волевой;

- деятельностный: операционно-процессуальный, интеллектуально-познавательный;

- контрольно-оценочный.

Умение можно считать адекватным, если новая освоенная система знаний, навыков и способов деятельности позволяет самостоятельно и целенаправленно выполнять профессиональную деятельность в новых изменяющихся условиях, т. е. стала новым качеством личности.

Адекватность формируемого профессионального умения может быть достигнута при следующих условиях:

- если формируемое умение предъявляется в качестве образцового для осуществления адекватной профессиональной деятельности;

- если процесс формирования умения последовательно проходит основные этапы, что гарантирует трансформацию точных знаний и действий (навыков) в учебные, а затем и в профессиональные умения;

- если процесс формирования адекватных профессиональных умений сопровождается контролем и самоконтролем [2, с. 102].

3. Результаты исследования

Таким образом, в результате исследования педагогических основ процесса формирования профессионального цифрового умения мы делаем следующие выводы:

1. Профессиональное цифровое умение - это способность личности, сформированная в процессе обучения через освоение информационно-коммуникационных

технологий, а также системы точных знаний, навыков и способов деятельности, и позволяющая самостоятельно и целенаправленно выполнять профессиональную деятельность в новых изменяющихся условиях.

2. Процесс формирования профессионального умения - это процесс приобретения системы точных знаний и навыков, усвоения способов деятельности и развития на этой основе способности личности самостоятельно, целенаправленно выполнять деятельность в новых изменяющихся условиях.

3. Процесс формирования профессиональных умений должен строиться по определенному алгоритму, позволяющему трансформировать приобретенные навыки в умения применять их в новых, изменяющихся условиях.

4. Профессиональное умение должно быть адекватным, т. е. его качество должно соответствовать нормативным требованиям социального заказа.

5. Педагогическими основами формирования профессиональных цифровых умений являются:

- сформированная мотивация к овладению новыми умениями;

- овладение специальными (профессиональными) знаниями и способами действий;

- системное овладение информационно-коммуникационными умениями;

- соблюдение алгоритма формирования умения;

- применение системного, личностно-деятельностного или контекстного подходов;

- применение профессиональных действий в новых, изменяющихся условиях. 4.Обсуждение и заключение

На основании вышеизложенного можно утверждать, что для формирования новых профессиональных цифровых умений учителей общеобразовательных школ при повышении квалификации необходимо выполнить следующие условия:

1) учитель сам должен осознать потребность в приобретении новых профессиональных цифровых умений, тем самым будет сформирована устойчивая внутренняя мотивация к профессиональному развитию и самосовершенствованию;

2) формирование профессионального умения учителя должно следовать определенному алгоритму: идентификация нового умения (необходимо предъявить учителю новые знания и способы действия), автоматизация (овладение способом действия через многократные выполнения), автономия (применение нового умения в изменяющихся ситуациях, т. е. в практической педагогической деятельности);

3) процесс формирования новых профессиональных цифровых умений учителя должен носить ситуационный (контекстный) и деятельностный характер, т. е. формироваться в контексте конкретной профессиональной задачи, через практическое применение нового формируемого умения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Биболетова М.З. Потенциал учителя иностранного языка в моделировании информационно-образовательной среды // Мат-лы междунар. конф., посвящ. памяти проф. Г.В. Роговой в связи со 100-летием со дня рождения. Под ред. Н.В. Языковой, Л.Г. Викуловой // Профессиональное становление учителя иностранного языка в системе педагогического образования. - 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30523464 (дата обращения 15.07.2019).

2. Львов Л.В. Роль умений в достижении профессиональной компетенции будущих специалистов // Образование и наука. - 2004. - № 5(29). - С. 94-108.

3. Миронова O.A. Развитие информационно-коммуникационной компетенции учителя и учащихся иностранного языка через применение электронных образовательных ресурсов // Метапредметное содержание языкового образования: школа - вуз: сб. статей Межвуз. науч.-практ. конф. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2016. - С. 200-205.

4. Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/01.001.pdf (дата обращения 01.08.2019).

5. Солнышкина М.И., Калинкина Т.Е., Зиганшина Ч.Р. Конвенции профессиональной коммуникации // Филология и культура. Казанский федеральный университет. - 2015. - № 4(42). - С. 150-156. ISSN: 2074-0239

6. Асмолов А.Г. Гонки за будущим: «и вот наступило потом» // Поволжский педагогический поиск. - 2017. - № 2(20). - С. 60-67.

7. Воронец СМ. Формирование профессиональной культуры преподавателя иностранных языков // Иностранные языки в школе. - 2017. - № 12. - С. 38-41.

8. Гончарук О.В. Развитие ценностного потенциала учителя иностранного языка в процессе совершенствования методической компетенции // Нижегородское образование. - 2018. - № 3. - С. 65-71.

9. Соловова E.H. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход: Монография. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. - 336 с.

10. Тер-Минасова С.Г. Преподавание иностранных языков в современной России: нужно подумать... // Иностранные языки в школе. - 2015. - № 11. - С. 21-29.

11. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.

12. Жукова Н.В. Роль внутреннего, кросскультурного контекста в становлении личной культуры субъекта: Монография. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. - 212 с.

13. Ермаков Д.С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика. - 2011. - № 4. -C. 27-29.

14. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. - 2005. - № 3. - С. 12-16.

15. Зеер Э.Ф. Самоопределение человека в современных конфликтующих реальностях. -Екатеринбург: РГППУ, 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsvpu.ru/blogi/zeer-evald-fridrixovich/konfliktuyushhie-realnosti-72/ (дата обращения: 24.08.2019).

16. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход в образовании // Высшее образование в России. - 2003. - № 10. - С. 8-14.

17. Зимняя H.A. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2007. - 256 с.

18. Злотникова Т.С. Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сб. науч. статей / под науч. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - 357 с.

19. Ильченко В.Р., Гуз К.Ж Модернизация содержания образования как национальная проблема // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 3-7.

20. Казаков А.В. Формирование социокультурной компетентности специалистов сферы обслуживания в системе дополнительного образования: автореферат дис. ... канд. пед. наук / А.В Казаков. - М.: МГУ им. М.А. Шолохова, 2013.

21. Коваленко В.И., Маторина О.П. Новые требования к педагогической деятельности преподавателя вуза: теоретико-методологический аспект // Культурная жизнь юга России. -2011. - № 1. - С. 52-60.

22. Кондаков A.M. Модели образовательного выбора и ведущие компетентности как обра -зовательные ресурсы для развития личности, общества и государства // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С. 230-235.

23. Маторина О.П., Соколова О.А. Педагогическая технология как условие реализации компетентностного подхода в высшем социально-культурном профессиональном обра -зовании (теория, опыт, перспективы). - Белгород, 2012.

24. Профессиональный стандарт педагогической деятельности / Под ред. А.Я. Кузьмина,

B.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова // Вестник образования. - 2007. - № 7.

25. Саволайнен Г.С. Компетентностный подход в системе дополнительного профессионального образования учителей // Инновации в непрерывном образовании. - 2010. - № 1. -

C. 77-82.

26. Саволайнен Г.С. Социокультурная компетентность как стратегия подготовки учителя к социокультурному взаимодействию в образовательном процессе // Вестник Красноярского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2006. - № 3. - С. 32-45.

Поступила в редакцию 22.08.2019 В окончательном варианте 16.09.2019

UDC 372.881.1, 37.042, 37.048, 376.3

PEDAGOGICAL ASPECTS OF DIGITAL PROFESSIONAL TEACHING SKILLS DEVELOPMENT

V. V. Levchenko1, E.V. Zharkikh2, O.A. Mironova3 1 Samara University

34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russia E-mail: Levchenko_v2004@mail.ru

2Povolzhskii Pravoslavnyi Institute in honor of the Sainted Alexiy, Metropolit of Moscow

4a, Yubileynaya st., Togliatti, 445028, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: zharkikh-tfsaga@mail.ru

3Nizhny Novgorod Institute of Education Development

203, Vaneeva st., Nizhny Novgorod, 603122, Russia

E-mail: mironovaolga836@gmail.com

Abstract

The school teachers' professional development requires systematic approach and innovation in the context of 2017 professional standardized profile. This paper highlights the lack of sufficient practical experience of work within the framework of new standard and a clear performance of the teachers' training professional development. The article reveals the notion and

1 Victoria V. Levchenko, Dr. Ped. Sci., Professor, Head of Modern Languages and Professional Communication Department.

2 Elena V. ZHarkhikh, Lecture of Foreign Philology Department.

3 Olga A. Mironova, Associate Professor of Modern Languages Department.

pedagogical bases of new professional skills development of secondary school teachers, the main approaches to the process of formation of professional skills, their digital education and technological awareness as well as their main components and categories that characterize that process in the context of the problem of changing the paradigm of modern education. The findings of the research illustrate how the teachers' training professional development can be based on the algorithm, which allows transforming the acquired skills into the ability to apply them in new, changing conditions.

Key words: professional education, development of professional skills, personal-activity approach, digital education, systematic approach, contextual approach, state educational standards, teachers' professional standard.

REFERENCES

1. Biboletova M.Z. Potentsial uchitelya inostrannogo yazyka v modelirovanii informatsionno-obrazovatel'noy sredy [A foreign language teacher potential in modeling the educational information environment]. Mat-ly mezhdunar. konf., posvyashch. pamyati prof. G.V. Rogovoy v svyazi so 100-letiyem so dnya rozhdeniya. Pod red. N.V. YAzykovoy, L.G. Vikulovoy. Professional'noye stanovleniye uchitelya inostrannogo yazyka v sisteme pedagogicheskogo obra-zovaniya. 2017. https://elibrary.ru/item.asp?id=30523464 (accessed July 15, 2019).

2. L 'vov L. V. Rol' umeniy v dostizhenii professional'noy kompetentsii budushchikh spetsialistov [The role of skills in achieving the professional competence for future specialists]. Obra-zovaniye i nauka. 2004. No. 5(29). Pp. 94-108.

3. Mironova O.A. Razvitiye informatsionno-kommunikatsionnoy kompetentsii uchitelya i uchashchikhsya inostrannogo yazyka cherez primeneniye elektronnykh obrazovatel'nykh resursov [Information communicative competence development of teacher and students through e-learning models and online resources]. Metapredmetnoye soderzhaniyeyazykovogo obrazovaniya: shkola - vuz: sb. statey Mezhvuz. nauch.-prakt. konf. Natsional'nyy issle-dovatel'skiy Nizhegorodskiy gosudarstvennyy universitet im. N.I. Lobachevskogo. 2016. Pp. 200-205.

4. Prikaz Mintruda RF ot 18.10.2013 № 544n (s izm. ot 25.12.2014) «Ob utverzhdenii profes-sional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, na-chal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya (vospitatel', uchitel')» [Ministry of Labor Decree from 10.18.2013 No.544 (with changes from 25.12.2014) «Professional standard "Teacher (pedagogical activity in different spheres of education: nursery, primary, secondary and higher (a nursery school teacher, and a teacher ))"»]. https://base.garant.ru/70535556/ (accessed August 1, 2019).

5. Solnyshkina M.I., Kalinkina T.E., Ziganshina CH.R. Konventsii professional'noy kommu-nikatsii [Conventions of professional communication]. Filologiya i kul'tura. Kazanskiy feder-al'nyy universitet. ISSN: 2074-0239 2015. No. 4(42). Pp. 150-156.

6. Asmolov A.G. Gonki za budushchim: «i vot nastupilo potom» [Races for the future: «... and here comes later»]. Povolzhskiypedagogicheskiypoisk. 2017. No. 2(20). Pp. 60-67.

7. Voronets S.M. Formirovaniye professional'noy kul'tury prepodavatelya inostrannykh yazykov [Formation of professional culture of a foreign language teacher]. Inostrannyye yazyki v shkole. 2017. No. 12. Pp. 38-41.

8. Goncharuk O.V. Razvitiye tsennostnogo potentsiala uchitelya inostrannogo yazyka v protsesse sovershenstvovaniya metodicheskoy kompetentsii [A value potential development of foreign

languages teachers in the methodological competence perfecting process]. Nizhegorodskoye obrazovaniye. 2018. No. 3. Pp. 65-71.

9. Solovova E.N. Metodicheskaya podgotovka i perepodgotovka uchitelya inostrannogo yazyka: integrativno-refleksivnyy podkhod [Foreign language teachers methodical training and retraining: integrative-reflexive approach]. Moscow: GLOSSA-PRESS, 2004. 336 p.

10. Ter-Minasova S.G. Prepodavaniye inostrannykh yazykov v sovremennoy Rossii: nuzhno podumat'... [FLT in contemporary Russia: think about it...]. Inostrannyye yazyki v shkole. 2015. No. 11. Pp. 21-29.

11. GiddensE. Sotsiologiya [Sociology]. Moscow: Editorial URSS, 1999.

12. ZHukova N.V. Rol' vnutrennego, krosskul'turnogo konteksta v stanovlenii lichnoy kul'tury sub"yekta [Internal cross-cultural context in the development of personal culture of students in contextual learning]. Ekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t, 2009. 212 p.

13. Ermakov D.S. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii [Competence approach in education]. Pedagogika. 2011. No. 4. Pp. 27-29.

14. Zeyer E.F. Kompetentnostnyy podkhod k obrazovaniyu [Competence approach to education]. Obrazovaniye i nauka. 2005. No. 3. Pp. 12-16.

15. Zeyer E.F. Samoopredeleniye cheloveka v sovremennykh konfliktuyushchikh real'nostyakh [Human self-determination in modern conflicting realities]. Ekaterinburg: RGPPU, 2009. http://www.rsvpu.ru/blogi/zeer-evald-fridrixovich/konfliktuyushhie-realnosti-72/ (accessed August 24, 2019).

16. Zeyer E.F., Symanyuk E.E. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii [Competence approach to education]. Vyssheye obrazovaniye vRossii. 2003. No. 10. Pp. 8-14.

17. Zimnyaya I A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Educational Psychology]. Moscow: Logos, 2007. 256 p.

18. Zlotnikova T.S. Tolerantnost' v sovremennom obshchestve: opyt mezhdistsiplinarnykh issle-dovaniy: sb. nauch. statey [Tolerance in modern society: experience of interdisciplinary research: collection of scientific articles]. Yaroslavl: Izd-vo YAGPU, 2011. 357 p.

19. Il'chenko V.R., Guz K.ZH. Modernizatsiya soderzhaniya obrazovaniya kak natsional'naya problema [Modernization of education content as a national problem]. Pedagogika. 2011. No. 4. Pp. 3-7.

20. Kazakov A.V. Formirovaniye sotsiokul'turnoy kompetentnosti spetsialistov sfery obslu-zhivaniya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Modeling the process of forming social and cultural competence of service industry specialists. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Moscow: MGU im. M.A. SHolokhova, 2013.

21. Kovalenko V.I., Matorina O.P. Novyye trebovaniya k pedagogicheskoy deyatel'nosti prepo-davatelya vuza: teoretiko-metodologicheskiy aspekt [New requirements to pedagogical activity of a university teacher: theoretical and methodological aspect]. Kul'turnaya zhizn'yuga Rossii. 2011. No. 1. Pp. 52-60.

22. Kondakov A.M. Modeli obrazovatel'nogo vybora i vedushchiye kompetentnosti kak obra-zovatel'nyye resursy dlya razvitiya lichnosti, obshchestva i gosudarstva [Models of educational choice and leading competencies as educational resources for the development of the individual, society and the state]. Mirpsikhologii. 2004. No. 2. Pp. 230-235.

23. Matorina O.P., Sokolova O.A. Pedagogicheskaya tekhnologiya kak usloviye realizatsii kompe-tentnostnogo podkhoda v vysshem sotsial'no-kul'turnom professional'nom obrazovanii (teori-ya, opyt, perspektivy) [Pedagogical technology as a condition of realization of competence approach in higher socio-cultural professional education (theory, experience, prospects)]. Belgorod, 2012.

24. Professional'nyy standart pedagogicheskoy deyatel'nosti [Professional standard of pedagogical activity]. Pod red. A.YA. Kuz'mina, V.L. Matrosova, V.D. SHadrikova. Vestnik obra-zovaniya. 2007. No. 7.

25. Savolaynen G.S. Kompetentnostnyy podkhod v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya uchiteley [Competence approach in the system of additional professional education of teachers]. Innovatsii v nepreryvnom obrazovanii. 2010. No. 1. Pp. 77-82.

26. Savolaynen G.S. Sotsiokul'turnaya kompetentnost' kak strategiya podgotovki uchitelya k sotsiokul'turnomu vzaimodeystviyu v obrazovatel'nom protsesse [Socio-cultural competence as a strategy of teacher training for socio-cultural interaction in the educational process]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Gumanitarnyye nauki. 2006. No. 3. Pp. 32-45.

Original article submitted 22.08.2019 Revision submitted 16.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.