Научная статья на тему 'Педагогические ориентиры Н. Н. Макеева в тренерской деятельности'

Педагогические ориентиры Н. Н. Макеева в тренерской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ТРЕНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL SYSTEM / PHYSICAL EDUCATION / VALUES OF A HEALTHY LIFESTYLE / COACHING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрущенко Олег Павлович,

Рассмотрена авторская система физического воспитания и формирования здорового образа жизни у школьников в истории образования и развития детского спорта г. Ельца и Елецкого района Липецкой области. Предлагается обобщение и анализ педагогического опыта по физическому воспитанию через тренировочную деятельность по футболу, мотивацию и активную жизненную позицию ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N.N. Makeev's Pedagogical Reference Points in Coaching Activity

The author's system of physical education and the formation of a healthy lifestyle among schoolchildren in the history of education and development of children's sports in Yelets and Yelets district of Lipetsk region are considered. A generalization and analysis of pedagogical experience in physical education through training activities in football, motivation and active life position of the child are proposed.

Текст научной работы на тему «Педагогические ориентиры Н. Н. Макеева в тренерской деятельности»

УДК 37.037 ББК 74.200.554

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ Н. Н. МАКЕЕВА В ТРЕНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О. П. Андрущенко

Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, Елец, Россия

Рассмотрена авторская система физического воспитания и формирования здорового образа жизни у школьников в истории образования и развития детского спорта г. Ельца и Елецкого района Липецкой области. Предлагается обобщение и анализ педагогического опыта по физическому воспитанию через тренировочную деятельность по футболу, мотивацию и активную жизненную позицию ребёнка.

Ключевые слова: педагогическая система, физическое воспитание, ценности здорового образа жизни, тренерская деятельность.

История елецкого футбола неразрывно связана с людьми, внёсшими огромный личный вклад в развитие этого вида спорта в городе. Олег Копаев и Константин Фатеев, Виктор Коростылёв и Александр Должников — и этот список можно продолжать. Все они оказали большое влияние на становление и развитие футбола в Ельце.

Но один человек из плеяды известных футболистов нашего региона заслуживает особого внимания. Это создатель футбольной команды «Орлёнок», а впоследствии Детского футбольного клуба «Орлёнок», педагог, заслуженный учитель России Николай Николаевич Макеев. Он был успешным детским тренером по футболу, популяризатором и пропагандистом детского спорта и здорового образа жизни, а также талантливым педагогом, помогающим детям становиться личностями через увлечение физической культурой.

Главной целью своей профессиональной деятельности Николай Николаевич считал укоренение физической культуры, спорта и ценностей здоро-

вого образа жизни в молодёжной среде. Будучи директором сельской школы, он воплотил эти идеи в авторской системе воспитания, основу которой составило именно физическое воспитание.

Н. Н. Макеев выстраивал педагогический процесс, опираясь на мотивацию школьников. Он не раз отмечал, что привычка заниматься физической культурой и спортом должна быть для человека естественной, а данная деятельность — приносить радость и удовлетворение. Система работы по формированию положительной мотивации у школьников включала в себя и насыщение их знаниями о пользе двигательной активности, занятий физической культурой, спортом, о правильном питании и режиме дня. Николай Николаевич всегда стремился понять своего воспитанника, узнать его способности и потенциал и только после этого выстраивать индивидуальный маршрут его физического и психического развития. Это является в педагогической системе Н. Н. Макеева отправной точкой формирования устойчивой мотивации к тренировкам, поскольку при таком подходе воспитанники переживают успех: «У меня получилось!». Всё это он переложил в свой любимый вид спорта — футбол.

Известный елецкий тренер выстраивал свою систему работы с детьми на положительном стимулировании к занятиям спортом и ведении здорового образа жизни. Основополагающим приёмом в его педагогической системе являлось ободрение учащихся. Часто Николай Николаевич как бы невзначай начинал с воспитанниками беседу о пользе спорта, здорового образа жизни, но никогда не формулировал готовые решения за ребят. Психологически тонко и педагогически верно он подталкивал их к принятию и формулировке ими самими идей значимости спорта и здорового образа

О. П. Андрущенко

жизни лично для каждого из них. Данный приём также является базовым при реализации педагогической системы Н. Н. Макеева.

Наряду с приоритетным направлением его авторской системы воспитания — физическим воспитанием — он большое внимание уделял патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию школьников. Часто со своими воспитанниками Николай Николаевич совершал экскурсии, поездки. Также он уделял немаловажное значение аспектам социализации футболистов, стараясь привить им общечеловеческие ценности и про-социальное поведение. Для его воспитанников волонтёрские и благотворительные акции стали давно привычным делом.

Особую роль в своей авторской системе играл собственный пример. Николай Николаевич не раз повторял, что нельзя требовать от ребёнка того, чего ты сам не делаешь, не практикуешь.

Кроме того, он всегда принимал личное живое участие в жизни каждого воспитанника за пределами его тренировочной деятельности. Как педагог, и как тренер Николай Николаевич стремился узнать окружение ребёнка, тесно познакомиться с его семьёй.

Он все занятия с детьми по футболу строил методически выверенно и грамотно. Результатом его успешной педагогической и тренерской деятельности явились спортивные достижения его воспитанников. Не даром рекорд команды «Орлёнок» не побит и по сегодняшний день: 25 лет подряд она выигрывала чемпионат Липецкой области по футболу на приз клуба «Кожаный мяч».

Тренировки с воспитанниками Н. Н. Макеев строил исключительно с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, а также уровня физической подготовленности детей. Безусловное внимание он уделял общей физической подготовке и специальной физической подготовке юных футболистов. Если на начальном этапе большую роль играла общая физическая подготовка, то на тренировочном этапе и этапе совершенствования спортивного мастерства доминировала специальная физическая подготовка.

Техническая подготовка осуществлялась на занятиях, которые Николай Николаевич часто проводил в игровых формах. Этот методический приём помогал повысить мотивацию юных спортсменов. При организации занятий по тактической подготовке педагог нередко прибегал к таким активным методам обучения, как мозговой штурм,

в том числе и с чередованием индивидуальной и групповой работы. В последнее время тренер использовал интерактивные технологии обучения: специальные видеопрограммы по тренировочному процессу.

Также следует отметить, что, организуя секционные занятия, Николай Николаевич неукоснительно следовал санитарно-гигиеническим нормам, зафиксированным в СанПиН.

Ещё одним аспектом тренерской деятельности Н. Н. Макеева является особым образом организованная психолого-педагогическая работа с воспитанниками до и после соревнований. До соревнований было важно создать особую эмоционально устойчивую атмосферу командной работы, уверенности в своих силах. После соревнований он всегда очень тактично разбирал ошибки учащихся, совместно с детьми приходил к определённым выводам и формировал индивидуальные траектории развития детей. Часто педагог использовал метод психологического тренинга для решения насущных пред- и постсоревновательных проблем.

Педагогический стиль Николая Николаевича можно охарактеризовать как демократический. Главными для себя он определял и всегда неукоснительно соблюдал три педагогических постулата: безоговорочное уважение личности воспитанника; непрерывное профессиональное и личностное совершенствование; стремление к всестороннему развитию личности воспитанника. Поэтому Николай Николаевич пользовался безупречным авторитетом среди коллег и воспитанников.

В основе его педагогической системы лежат и требования к учителям — терпение, профессиональный такт, правдивость, живое участие в жизни воспитанников, высокая требовательность прежде всего к себе.

В результате проведённого анализа опыта Н. Н. Макеева можно выделить два ключевых направления в его тренерской деятельности:

- системное решение проблем двигательной активности и укрепления здоровья детей и подростков посредством вовлечения их в тренировочную деятельность по футболу;

- популяризация футбола среди школьников посредством организации соревнований различного уровня.

Анализируя педагогическую систему тренировочной и соревновательной деятельности Н. Н. Макеева, мы пришли к выводу, что в сво-

152

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4, N№ 1

Педагогические ориентиры Н. Н. Макеева в тренерской деятельности

ей педагогической деятельности он исповедовал индивидуальный, личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы.

Показателем успешной работы авторской системы Н. Н. Макеева являются его воспитанни-

Поступила в редакцию 14 февраля 2019 г.

ки. Они впоследствии стали продолжателями его дела. Сергей Пузатых, Владимир Коватев, Андрей Шевяков, Михаил Ноздрин защищали цвета елецкого футбола не только как игроки, но и как тренеры елецких детских и взрослых команд.

Для цитирования: Андрущенко, О. П. Педагогические ориентиры Н. Н. Макеева в тренерской деятельности / О. П. Андрущенко // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 1. — С. 151-153.

Сведения об авторе

Андрущенко Олег Павлович — студент Института физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности, Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина. Елец, Россия. o.andrushencko2017@ yandex.ru

Научный руководитель

Нехороших Наталья Александровна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий, Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина. Елец, Россия. natalneh@yandex.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2019, vol. 4, no. 1, pp. 151-153.

N.N. Makeev's Pedagogical Reference Points in Coaching Activity Andrushchenko O.P.

Yelets state university the name of I. A. Bunina, Yelets, Russian Federation. o.andrushencko2017@yandex.ru

The author's system of physical education and the formation of a healthy lifestyle among schoolchildren in the history of education and development of children's sports in Yelets and Yelets district of Lipetsk region are considered. A generalization and analysis of pedagogical experience in physical education through training activities in football, motivation and active life position of the child are proposed.

Keywords: pedagogical system, physical education, values of a healthy lifestyle, coaching activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.