Научная статья на тему 'Педагогические конференции менонитов Крыма в контексте генезиса теории и практики внешкольной педагогики России (вторая половина XIX - начало XX вв. )'

Педагогические конференции менонитов Крыма в контексте генезиса теории и практики внешкольной педагогики России (вторая половина XIX - начало XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HISTORY OF EDUCATION / ЭТНИЧЕСКИЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ КРЫМА / ETHNIC AND CONFESSIONAL COMMUNITIES OF CRIMEA / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЬСКИЕ СЪЕЗДЫ / THE SYSTEM OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL PREPARATION IS TEACHING CONVENTIONS / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / MULTICULTURAL SPACE / PEDAGOGICAL CONFERENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Правдюк Ольга Владимировна

В статье рассматриваются особенности организации и проведения педагогических конференций у крымских меннонитов во второй половине XIX начале XX вв. Акцентировано, что эти конференции представляли собой специальное дополнение в образовательной подготовке учителей с целью повышения их профессиональной квалификации, выполняли функцию обмена инновационными методиками обучения, опыта работы между педагогами не только Крымского региона, но и всего Юга России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conferences of Crimean German Mennonites in the genesis of theory and practice of extracurricular activities in Russia (second half of the 19th - beginning of the 20th century)

The article deals with the peculiarities of organization and holding of pedagogical conferences of Crimean Mennonites in the second half of XIX beginning of XX centuries. It is accented, that these conferences were the special addition in educational preparation of teachers with the purpose of increase of their professional qualification, performed the duty of exchange innovative methodologies of educating, experience between the teachers of not only the Crimean region but also all South of Russia.

Текст научной работы на тему «Педагогические конференции менонитов Крыма в контексте генезиса теории и практики внешкольной педагогики России (вторая половина XIX - начало XX вв. )»

Выводы. Представленные выше современные образовательные технологии и активные методы обучения разнообразны по целевому назначению и степени сложности использования в процессе формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая культура», но все они направлены на осуществление одной цели - подготовить грамотного специалиста.

Литература:

1. Алеева Ю.В., Попова Н.В. Развитие познавательной активности студентов вуза в процессе проблемного обучения // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2015. - Т. 1. - № 1 (1). - С. 58-60.

2. Киселева Ю.В., Попова Н.В. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 5. - С. 273-276.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

4. Попова Н.В., Киселева Ю.В. Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5. - С. 206-208.

5. Скок Г.Б., Лебедева Е.А. Оценка качества деятельности преподавателя // Материалы третьей международной научно-методической конференции «Качество образования: концепции, проблемы». -Новосибирск: НГТУ, 2000. - С. 38-40

6. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. - М.: Изд. иностр. лит., 1963. - 830 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Правдюк Ольга Владимировна

Филиал Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в Севастополе (г. Севастополь)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ МЕНОНИТОВ КРЫМА В КОНТЕКСТЕ ГЕНЕЗИСА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВНЕШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации и проведения педагогических конференций у крымских меннонитов во второй половине XIX - начале XX вв. Акцентировано, что эти конференции представляли собой специальное дополнение в образовательной подготовке учителей с целью повышения их профессиональной квалификации, выполняли функцию обмена инновационными методиками обучения, опыта работы между педагогами не только Крымского региона, но и всего Юга России.

Ключевые слова: история образования, этнические и конфессиональные общности Крыма, педагогические конференции, система профессиональной педагогической подготовки учительские съезды, поликультурное пространство.

Annotation. The article deals with the peculiarities of organization and holding of pedagogical conferences of Crimean Mennonites in the second half of XIX - beginning of XX centuries. It is accented, that these conferences were the special addition in educational preparation of teachers with the purpose of increase of their professional qualification, performed the duty of exchange innovative methodologies of educating, experience between the teachers of not only the Crimean region but also all South of Russia.

Keywords: history of education, ethnic and confessional communities of Crimea, pedagogical conferences, the system of professional pedagogical preparation is teaching conventions, multicultural space.

Введение. На современном этапе развития отечественной педагогической науки и оптимизации подготовки будущих специалистов в сфере образования и воспитания усиливается интерес к ретроспективному изучению культурно-образовательного опыта многочисленных национальных этносов и конфессий, проживающих в различных регионах Российской Федерации. Такой подход позволяет не только по-новому оценить их педагогическое наследие, конкретизировав генезис важнейших проблем образования и воспитания, но также комплексно осмыслить тенденции развития национальных императивов в соотношении с российским и зарубежным педагогическим процессом. В этом контексте отдельное внимание заслуживает исследование таких форм общественной мысли и педагогического движения как съезды и конференции, целью которых было повышение квалификации и уровня знаний учителей, а также приобщение к новейшим методам и приемам педагогики и дидактики [8; с. 3-4]. Важным отличием этих мероприятий явилось их способствование развитию педагогической мысли во всей Российской империи. Показательным в этом отношении стал Крымский регион, на территории которого исторически проживало множество народов, каждый из которых создал и апробировал собственную педагогическую систему.

В контексте данной статьи рассматриваются особенности организации и проведения педагогических конференций у этнических и конфессиональных общностей Крыма в контексте генезиса теории и практики внешкольной педагогики России во второй половине XIX - начале XX вв. на примере немцев-меннонитов, сохранивших образцы самобытной локальной организации учебно-воспитательного процесса в условиях иноязычной и инодуховной образовательной среды.

Изложение основного материала статьи. Общим вопросам меннонитской педагогики в условиях Юга России, и в частности, в Крыму, посвящены статьи отечественных и зарубежных авторов: А. Безносова, М. Беликовой, Л. Тутик, И. Черказьяновой, П. Фризена, И. Унру, А. Клауса, Л. Фрёзе и других. При этом, особенности проведения и значение педагогических конференций осталось на периферии научных интересов указанных авторов. Предлагаемая публикация стремится восполнить этот пробел.

Основной причиной педагогических конференций у меннонитов явилось классическое противоречие между растущими социально-культурными запросами общества к образованию и низким уровнем преподавания в школах. Проведение таких учебно-методических мероприятий, по мнению руководителей меннонитских общин, способствовало эффективному самообучению и совершенствованию педагогов, их положительному обмену опытом, а в итоге - качественному росту профессионального уровня менонитского образования [2].

Общие педагогические конференции меннонитов начали проводится с 1850 г. по распоряжению Сельскохозяйственной комиссии [1]. Как правило, они созывались трижды в год: - 15 мая, 15 августа, 30

декабря. При этом, следует отметить, что архивные материалы указывают на то, что первые такие собрания возникли еще в 20-х гг. XIX в. при содействии общественного деятеля и организатора меннонитского образования И. Корниса (1789 - 1848 гг.). Так, в 1910 г. на заседании Инспекторов народных училищ, приглашенные туда меннонитские духовные старейшины заявили, что «эти собрания созываются в колониях уже лет восемьдесят» [4; л. 12]. Подобным образом Перекопский уездный чиновник, рапортуя 21 марта 1911 г., о наличии на территории его уезда конференций учителей - меннонитов, отмечал, что полиция не обращала на них особого внимания, поскольку существовали они уже несколько десятков лет и «никаких плохих последствий не имели» [5; л. 36]. Принимая это во внимание, укажем, что в начале своего существования такие инициированные И. Корнисом конференции, еще не были систематическими мерами и происходили преимущественно на местном уровне.

Анализ протоколов первых конференций позволяет сделать вывод о том, что их педагогическая эффективность была не слишком высока. К числу вопросов, которые обсуждались на них, относились преимущественно о состоянии организации обучения в школах и содержания традиционных дисциплин элементарного цикла (чтение, письмо, арифметика, изучение Библии). Однако впоследствии содержательная насыщенность педагогических конференций возрастала и расширялась, а сами конференции становились важным инструментом оптимизации образования во всех меннонитских школах региона. Так, по донесениям учителя меннонитского училища Матиса «учителя всех крымских меннонитских школ собирались на одну конференцию». О таких конференциях информировал в своем отчете и заведующий Карасанским центральным училищем, отмечая, что «происходят подобные собрания и в Таврической, и в Екатеринославской губернии...» [4; л. 9].

С 1854 года в меннонитских колониях начали проводит местные педагогические конференции (специальные и ежемесячные), также в соответствии с инструкцией Сельскохозяйственного союза [11]. Изученные нами архивные документы и материалы содержат важные сведения, подтверждающие самостоятельное инициативу меннонитов в проведении учительских конференций. В частности, по сообщению учителя Огуз-Тобенского училища Ф. Янцена, «в меннонитских училищах Крыма и других местностях практика проведения конференций существует более 40 лет. Делятся такие собрания на участковые и порайонные; устраиваются ежемесячно 5 - 10 учителями; общие - с участием всех учителей Крымского полуострова (как начальных школ, так и центральных училищ) и представителей меннонитского духовного начальства и общин» [4; л. 9].

В 1869 г. при содействии учителей меннонитских колоний региона - П. Хольцрихтер, И. Бройля, К. Унру, Б. Хардер, А. Герца, П. Фризена и других был организован особый училищный совет, в функции которого, кроме руководства и контроля над учебными заведениями, входило:

• организация и проведение общих учительских конференций;

• организация командировок учителей для обучения и обмена опытом в высших школах России, Германии и Швейцарии;

• обеспечение учебными материалами и ознакомление с новыми методами обучения, в том числе и посредством проведения внешкольных семинаров и педагогических съездов [8; с. 11 - 12].

Училищный совет предложил новую территориальную организацию педагогических конференций: пять школ каждого района группировались для ежемесячных конференций учителей [6; л. 261-264].

Дополнительным импульсом в истории педагогических конференций меннонитов стала Первая русская революция 1905 - 1907 гг., в процессе которой был временно ослаблен тотальный государственный контроль над народным образованием. К примеру, возникли новые институции с похожими функциями -меннонитские учительские общества - наиболее совершенные варианты меннонитских просветительских организаций. В эти же годы по аналогии с Молочанским (Гальбдтшатским) школьным советом, такой же совет возник и на территории Крыма [7]. К числу приоритетных педагогических задач Общества принадлежали: повышение общего и профессионального образования учителей, улучшение их социального и материального положения, содействие объединениям учителей с целью развития народного образования [2; с. 29]. Решение указанных задач рекомендовалось достигались путем организации и проведения общих и специальных конференций, предусматривающих доклады, выступления с рефератами, демонстрацию образцовых уроков; основания педагогических библиотек и другое [8; с. 13]. Кроме этого, в обязанность Крымского менонитского школьного совета, существовавшего на полуострове с момента переселения меннонитов в 1860-е гг., входило содействие в организации и участие в проведении педагогических конференций [4; л. 109].

Таким образом, со второй половины XIX в. училищные Советы и Общества стали организаторами педагогических конференций. Эти съезды были реальной возможностью для школьного совета тесного взаимодействия с учителями, обсуждения и решения актуальных организационно-педагогических вопросов меннонитского образования, в том числе, без участия государственных инспекторов. В результате их работы координировались учебные планы, разрабатывались учебные программы, складывались комиссии для оказания методической помощи, обсуждались недостатки и преимущества проведенных занятий, вырабатывались новые подходы к обучению. Темы, рассматриваемые на конференциях, характеризовались глубиной и разнообразием. Учителей-меннонитов интересовали все стороны учебного процесса, и во всех аспектах они стремились к совершенствованию.

В качестве примеров приведем свидетельства архивов о повестках дня и программах двух меннонитских конференций в Крыму.

Август 1909 г., колония Сарон Феодосийского уезда Таврической губернии:

■ наблюдения и обсуждения пробного урока-диктанта (правописание слов с окончаниями «ять», «ъние», «енное»);

■ обсуждение рефератов по краеведению (содержательная насыщенность и методика написания);

■ разучивание песен религиозного содержания;

■ проведение пробного урока по Закону Божьему с обсуждением;

■ отчет учителей об учительских курсах, которые проходили в Москве в 1909 г.;

■ назначение времени и места следующей конференции.

22 - 23 апреля 1911 г., колония Огуз-Тобе Феодосийского уезда Таврической губернии:

■ наблюдения и обсуждения пробного урока по русской истории (тема «Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 г.»);

■ наблюдения и обсуждения пробного урока по географии (Тема: «Таврическая губерния»);

■ обсуждение реферата на тему: «Как развивается разговорная русская речь у учащихся начальных немецких школ»;

■ рассмотрение вопросов о порядке получения свидетельства на право преподавания Закона Божьего;

■ учебная экскурсия по побережью Азовского моря [5; л. 10].

Приведенные примеры свидетельствуют о тематическом разнообразии учебно-методических вопросов, обсуждаемых на меннонитских учительских конференциях.

Анализ протоколов педагогических собраний меннонитов предоставил основания сделать вывод, что общие и местные конференции, которые организовывались школьными обществами, рассматривали не только вопросы, связанные с преподаванием предметов светского цикла, но и проблемы религиозного воспитания. При этом показательной особенностью было то, что инициатива их рассмотрения принадлежала не духовенству, а самим учителям. Так, протокол Совещания Инспекторов народных училищ Таврической Дирекции от 26, 27 и 28 сентября 1910 г. отмечал, что в Крыму проходят конференции учителей немецких училищ не только лютеранских, но также меннонитских и сепаратистских. «Конференции созываются пасторами (у лютеран), проповедниками (у сепаратистов), меннониты же определяют время, место и программу следующей конференции на предыдущей с общего согласия. Обычно конференции бывают дважды в год, весной (в апреле или мае) и осенью (в конце августа)» [4; л. 9]. В приведенном документе отмечено, что на вопрос председательствующего члена о законности учительских конференций, в которых принимают участие и духовные проповедники, и старшины, последние ответили, что «. созывают конференции не они, и что эти собрания существуют уже лет 80 и устраиваются дважды в год». Единственный перерыв в созыве конференций был, по словам старшин, в 80-х или 90-х годов XIX в. Пауза в проведении продолжалась около двух лет и была вызвана запретом директора или инспектора народных училищ. Однако позднее, после посещения Таврической губернии чиновником особых поручений Хрущевым, разрешение было вновь предоставлено [5; л. 12 - 13].

О периодичности организации совместных педагогических конференций меннонитов Крыма свидетельствуют и статистические материалы. К примеру, в 1906 г. состоялась конференция учителей-меннонитов в колонии Шпат Евпаторийского уезда [10], в апреле 1908 г. - в колонии Кара-Чокмак Перекопского уезда, 10 и 11 апреля 1909 г. - в колонии Борангар Перекопского уезда, а 27 - 28 августа того же года - в колонии Сарона Феодосийского уезда; а 22 и 23 апреля 1910 г. - в колонии Огуз-Тобе Феодосийского уезда [5; л. 9]. Среди вопросов, рассматриваемых участниками конференций были такие, которые касались:

• разработки общего плана проведения конференций;

• назначения времени экзаменов по Закону Божьему для выпускников школ;

• методики проведения уроков Отечествоведения;

• разработки единой учебной программы по Закону Божьему;

• организации деятельности менонитской училищного совета;

• оптимизации процесса изучения русского языка в немецких начальных школах;

• обсуждения тематики рефератов следующей конференции.

По свидетельствам учителя Аджамбетского училища Ремпеля, пробные уроки на конференциях содержали лучшие образцы методики преподавания Закона Божьего, русского чтения и грамматики, арифметики, истории и географии России. Характерной особенностью указанных «демонстраций» было то, что уроки проводились с учениками средних отделений (3, 4, 5 классов) и преподавались на русском языке. Среди тем уроков Ремпель указывал такие: по русскому чтению - «Басня И.А. Крылова «Свинья под дубом»», по русской грамматике - «Придаточные предложения», по арифметике - «Счет, решения типовых задач», по истории - «Император Александр II и освобождение крестьян от крепостной зависимости»; по географии - «Вулканы» [5; л. 10]. После демонстрации пробного урока, содержание и методика последнего обсуждались участниками конференции. Такими обсуждениями руководил, избранный общим голосованием председатель - учитель одной из центральных школ.

По результатам работы конференции принималось постановления о тех или иных новациях, хотя последние не всегда носили обязательный характер: «Постановления конференций имеют большее значение; уставы училищного Совета по преподаванию Закона Божия и немецкого языка в рамках закона более обязательные» [4; л. 10].

В дальнейшем программы, материалы и постановления проведенной конференции и съезда печатались в многочисленных меннонитских газетах, что способствовало их популяризации.

При этом следует отметить, негативное отношение к меннонитским учительским конференциям консервативно настроенных чиновников. Так директор народных училищ Таврической губернии С. Маргаритов указывал: «Безусловно, руководство педагогическим делом должно находиться в руках директора и инспекторов. Но вышеприведенные сообщения показывают, что руководство учебным делом в немецких школах перешло частично к самим учителям, а главным образом к таким лицам, как пасторы (у лютеран), проповедники (у сепаратистов) и совершенно незаконно существует меннонитский училищный совет, который состоит из проповедников, учителей и представителей меннонитских общин» [4; л. 11]. Конференции характеризовались С. Маргаритовым как незаконные злоупотребления, отмечалась необходимость принятия мер против подобных мероприятий. Однако, подобные единичные позиции не могли ослабить прогрессивное движение, сопровождавшее развитие менонитского образования в конце XIX - начале XX в. Проведение педагогических съездов и конференций обеспечивало полную, всестороннюю подготовленность учителя к работе в школе, придавало стимулы к развитию и самосовершенствованию [9; с. 81-82].

Выводы. Таким образом, анализ теории и практики проведения педагогических конференций меннонитов Крыма была частным свидетельством социально-культурных преобразований, происходивших в Российской империи в пореформенный период и в начале ХХ в. Педагогические конференции меннонитов Крыма представляли собой специальное дополнение в образовательной подготовке сформировавшихся учителей с целью повышения их профессиональной квалификации. Съезды не только позволяли анализировать применение методик преподавания, обсуждение и решение вопросов образования, но и создавали вдохновляющею атмосферу среди учительской среды, способствовавшей продуктивной деятельности в обучении детей. Педагогические конференции выполняли функцию обмена инновационными

методиками обучения, опыта работы между педагогами не только Крымского региона, но и всего Юга России.

Литература:

1. Белкова М.В. Меноштсью колони твдня Укра'ши (1789-1917 рр.): автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. ют. наук: спец. 07.00.01 «Iсторiя Укра'ши» / М.В. Белiкова. - Запорiжжя, 2005. - 20 с.

2. Дьяконов А. Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии Севастопольского и Керченского градоначальства за 1898/1899. / А.Дьяконов. - Симферополь: Тип. Э. Килиус, 1900. - 238 с.

3. Материалы о состоянии и преобразовании Орловского центрального училища (1881) // ГА АРК (г. Симферополь). - Ф. 100. - Дирекция народных училищ Таврической губернии. Оп. 1. - Д. 1862.

4. Материалы об открытии школы для приютских детей достигших школьного возраста в колонии Гальбштадт Мелитопольского уезда. // ГА АРК (г. Симферополь). - Ф. 100. - Дирекция народных училищ Таврической губернии. - Оп. 1. - Д. 2444.

5. Материалы об открытии школ в меннонитских колониях Таврической губернии // ГА АРК (г. Симферополь). - Ф. 100. - Дирекция народных училищ Таврической губернии. Оп. 1. - Д. 13427. - Л. 36.

6. О народном образовании в колониях Южного края Росси. (1830-1833) // ГА АРК (г. Симферополь). -Ф. 100. - Дирекция народных училищ Таврической губернии. - Оп. 29. - Д. 964.

7. Очерки истории немцев и меннонитов Юга Украины (конец XVIII - первая половина XIX в.) / [С.И. Бобылева, Н.В. Бочарова, О.В. Безносова, Л.С. Тутик, Н.В. Осташева, С.В. Атаманенко] / Под ред. С.И. Бобылевой. - Днепропетровск: Арт-Пресс, 1999. - 232 с.

8. Правдюк О.В. Образование менонитов в контексте культурного развития Юга Украины (XIX - 20-е гг. XX в.): автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «Загальна педагожа та iсторiя педагопки» / О.В. Правдюк. - Кшв, 2005. - 20 с.

9. Рапорт Симферопольского уездного урядника // ГА АРК (г. Симферополь). - Ф. 27. - Канцелярия Таврического губернатора. - Оп.1. - Д. 13427. - Лл. 81 - 82.

10. Устав меннонитского центрального училища в деревне Спат Евпаторийского уезда. -Симферополь: Б.и., 1910. - 14 с.

11. Черказьянова И.В. Школьное образование российских немцев (проблемы развития и сохранения немецкой школы в Сибири в XVIII - XX вв.) / И.В.Черказьянова. - СПб., 2004. - 357 с.

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук, доктор психологии Разенкова Надежда Ефимовна

Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); старший преподаватель Гребенщикова Наталья Петровна

Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Аннотация. Автор обосновывает актуальность проблемы предшкольного образования детей, принципы отбора его содержания. Описываются предпосылки универсальных учебных действий в дошкольном возрасте. Освещаются особенности профессиональной подготовки педагога предшкольного обучения.

Ключевые слова: предшкольное образование, предшкольное обучение, универсальные учебные действия, предпосылки универсальных учебных действий, педагог предшкольного обучения.

Annotation. The author justifies the urgency of the problem of preschool education of children, the principles of selection of its content. The prerequisites for universal educational activities in preschool age are described. The features of professional training of the teacher of preschool education are covered.

Keywords: pre-school education, pre-school education, universal educational activities, the prerequisites for universal training activities, the teacher of preschool education.

Введение. На протяжении последнего десятилетия в системе дошкольного образования происходят бурные изменения. Они затрагивают как организационные, так и содержательные стороны функционирования этой ступени образования в нашей стране. В качестве факторов модернизации дошкольного образования можно выделить как экономические условия, так и возросшие требования современной школы к первокласснику. Традиционно одним из важнейших компонентов содержания образования детей старшего дошкольного было формирование у дошкольников предпосылок готовности к обучению в школе. Такое положение устраивало как систему дошкольного образования, так и начальную школу пока была единая программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста и единая программа обучения в начальной школе. С введением вариативности образовательных программ и разной статусности общеобразовательной школы начали изменяться требования к уровню готовности детей к школе, зачастую они становились прямо противоположными. Это, в свою очередь, привело к постепенному расхождению представлений о том, что именно является основой будущей успешной учебной деятельности. В Концепции развития образования РФ до 2020 года поставлена задача обеспечения возможности каждому ребенку до поступления в первый класс освоить программу дошкольного образования [2]. Однако по разным причинам до сих пор не все дети посещают детский сад. Родители, чьи дети не посещали детский сад в последний предшкольный год, пытаются наверстать упущенное и максимально загружают ребенка. Для подготовки к школе они приводят ребенка в организации дополнительного образования или ищут иные формы с единственной целью - обеспечить должный уровень готовности к обучению. В тоже время, чаще всего они понимают под таким уровнем сформированность навыков чтения, письма, счета и других не бесполезных, но далеко не самых важных для будущего первоклассника способностей и качеств личности. Результатом такой ситуации становится то, что в школу приходят как дети из дошкольных организаций, так и те, кто миновал (в силу разных обстоятельств) эту ступень образования, и подготовка их к школе была обеспечена силами педагогов дополнительного образования, учителей школьных прогимназий или же самих родителей. В итоге

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.