Научная статья на тему 'Педагогические исследования физкультурно-оздоровительной работы на производстве в современных экономических условиях'

Педагогические исследования физкультурно-оздоровительной работы на производстве в современных экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
555
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРОИЗВОДСТВЕ / PEDAGOGICAL RESEARCH OF PHYSICAL TRAINING PROBLEMS / PEDAGOGICAL ENVIRONMENTAL COMPLEX / EFFECTIVENESS OF THE ORGANIZATION OF RECREATIONAL PHYSICAL TRAINING ON THE MODERN FACTORY FLOOR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Густомясова Елена Владимировна

В статье актуализированы педагогические проблемы сохранения и укрепления здоровья трудоспособного населения, указываются особенности педагогических исследований оздоровительной физической культуры на современном производстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Густомясова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Research of Sports and Health Promotion on the Factory Floor under Modern Economic Conditions

The article makes actual pedagogical problems of maintaining and strengthening of the workforce's health; points out pedagogical research of recreational physical training on the modern factory floor.

Текст научной работы на тему «Педагогические исследования физкультурно-оздоровительной работы на производстве в современных экономических условиях»

УДК У96.034 ББК 75.115

Густомясова Елена Владимировна

соискатель

Уральский государственный университет физической культуры

г. Челябинск Gustomyasova Elena Vladimirovna Applicant for a Degree Ural State University of Physical Training Chelyabinsk

Педагогические исследования физкультурно-оздоровительной работы на производстве в современных экономических условиях Pedagogical Research of Sports and Health Promotion on the Factory Floor under Modern Economic Conditions

В статье актуализированы педагогические проблемы сохранения и укрепления здоровья трудоспособного населения, указываются особенности педагогических исследований оздоровительной физической культуры на современном производстве.

The article makes actual pedagogical problems of maintaining and strengthening of the workforce's health; points out pedagogical research of recreational physical training on the modern factory floor.

Ключевые слова: педагогические исследования проблем физической культуры, педагогические условия, эффективность организации оздоровительной физической культуры на производстве.

Key words: pedagogical research of physical training problems, pedagogical environmental complex, effectiveness of the organization of recreational physical training on the modern factory floor.

Развитие науки на современном этапе требует особого внимания к проблемам методологии и методов научного познания. Методология педагогики физического воспитания - это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которое обеспечивает получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах в области физической культуры и спорта. В физической культуре действуют закономерности, присущие всему материальному миру, закономерности общественной жизни и, естественно, специфические закономерности. В соответствии с этим в научном исследовании проблем физической культуры и спорта должны применяться общие и специальные методы, позволяющие правильно решать теоретические и прикладные задачи, направленные на физическое совершенствование личности. В настоящее время при исследовании вопросов физической

культуры используются многие методы, применяемые и в других дисциплинах. Вместе с тем, эти методы при изучении проблем физической культуры имеют свою специфику, которая проявляется в структуре и организации эксперимента, сборе исходной информации, принципах комплектования групп и т.д. Одной из существенных сторон и связей физической культуры является ее взаимодействие с общественным производством, с производственно-трудовой деятельностью человека (А.Д. Новиков, Н.И. Пономарев, Г.И. Кукушкин). Характерной чертой современного производства является сокращение двигательной активности из-за уменьшения удельного веса физического труда в системе высокотехнологичного производства, однако интенсификация труда вызывает увеличение трудовой нагрузки, функционального напряжения ключевых физиологических систем и всего организма в целом, рост утомления и снижение работоспособности. Это, в свою очередь, ведет к увеличению заболеваемости и снижению эффективности труда в годичном цикле. Ликвидировать воздействие неблагоприятных факторов во время работы сложно из-за специфики производства. В связи с этим повышение эффективности восстановления профессиональной работоспособности трудящихся в рабочее и внерабочее время в современный период является актуальным социальным заказом общества при поддержке государства специалистам по физической культуре.

Важным методологическим принципом, опираясь на который предполагается вести исследования по изучению особенностей организации физкультурно-оздоровительной работы на производстве, является ориентация научного поиска на выявление требований, предъявляемых трудовой деятельностью к развитию физических качеств, к функциональному состоянию систем организма человека, к его физической подготовленности.

Нашему научному исследованию присуще комбинационное творчество -создание нового на основе комбинации известного, варьирование элементов и связей между ними. На основе исторических, теоретических, социальных предпосылок, создающих оптимальные условия исследования проблемы оптимизации двигательного режима лиц трудоспособного (основного) возраста, а также

основываясь на полученных нами результатах профессиографического исследования режима и условий труда работников полиграфического производства, состояния их здоровья и двигательного режима, позволяющих сделать предположение о потенциале здоровья каждого работника и физическом потенциале трудовых ресурсов предприятия в целом, было выдвинуто предположение о целесообразности организации педагогического эксперимента непосредственно в естественных условиях полиграфического производства с целью разработки и обоснования системы физкультурно-оздоровительных мер, позволяющих оптимизировать процессы управления физическим состоянием человека - труженика.

Отличительной особенностью педагогического эксперимента, в том числе наиболее распространенного - естественного, является то, что в нем мы имеем дело с многомерными величинами. Отсюда вытекает сложность измерений на входе и выходе исследования. Вследствие этого результаты педагогического эксперимента в полной мере могут быть оценены лишь с помощью многомерного статического анализа. В любом, даже хорошо организованном исследовании, присутствуют некоторые факторы, мешающие получить надежные результаты. В педагогическом эксперименте такими факторами являются: неоднородность исходных материалов, неконтролируемый временной фактор, события, происходившие до экспериментальной ситуации у каждого испытуемого и у группы в целом [2].

Педагогический эксперимент характеризуется как сложное единство познания и управления. Наличие слишком большого числа факторов, воздействующих на социально-трудовую ситуацию в полиграфическом производстве и на организм работающих в ней полиграфистов, потребовало от автора тщательной дифференциации наиболее информативных показателей. Существенным требованием к эксперименту в условиях комплексного исследования является, наряду с другими, обязательное использование показателей, принятых в качестве условных стандартов. Такими стандартами в нашем педагогическом исследовании выступили «Характеристики модели оптимального состояния чело-

века-труженика» В.И. Жолдака и Л.Н. Нифонтовой, которые облегчили автору выбор информативных показателей [3].

При проведении педагогического эксперимента нами были использованы основные методы, применяемые в исследованиях физической культуры и спорта, адаптированные к условиям полиграфического производства.

Педагогическое наблюдение осуществлялось с целью изучения реакции полиграфистов на организованные нами педагогические воздействия. В начале педагогического эксперимента мы применяли разведывательные педагогические наблюдения с целью ознакомления с контингентом испытуемых, условиями проведения эксперимента для уточнения рабочей гипотезы. Далее проводилось включенное наблюдение, оно было открытым: работники полиграфического предприятия знали о проводящихся наблюдениях, осуществляли рабочие операции и принимали участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в естественном ритме; дискретным - в связи с тем, что исследователь (автор) не является работником данного полиграфического предприятия, приходилось прерывать на короткое время ход исследования. Конечно, этот вид наблюдения не позволяет в деталях изучить динамику исследуемого объекта, однако общий ход его развития, исходные и конечные характеристики остаются в поле зрения наблюдателя и позволяют понять общие закономерности; монографическим - в связи с тем, что наблюдения велись по многим показателям (причем одновременно) и охватывало большое количество исследуемых. Такая форма наблюдений предоставила возможность проследить за развитием ряда явлений, установить их отношения и характер взаимодействия.

Одновременно с педагогическими наблюдениями проводилось изучение условий труда и хронометрирование рабочих операций, двигательных актов в период трудовой деятельности, а также в период отдыха работников полиграфического предприятия. После анализа полученных данных нами была составлена профессиограмма полиграфиста.

Одним из важнейших методов явилось исследование и анализ теоретических источников и документальных материалов. К ним относились: печатные

документы, опубликованные в официальной печати, постановления правительства РФ; материалы программ развития полиграфической отрасли, малого бизнеса и сферы физической культуры и спорта, законы о предпринимательстве, малом бизнесе в РФ, физической культуре и спорту; должностные и технические инструкции полиграфического производства. Был использован фронтальный метод, предусматривающий анализ документов, так или иначе касающихся изучаемого нами явления.

С целью оценки уровня физической подготовленности полиграфистов и анализа ее динамики использовались контрольные упражнения, применяемые в научных исследованиях и на практике, позволяющие получить объективные данные об уровне развития отдельных физических качеств, удовлетворяющие метрологическим требованиям стандартности, надежности, информативности. Нами были использованы следующие тесты: бег на выносливость, прыжок в длину с места, сгибание-разгибание рук в упоре лежа (женщины), подтягивание на высокой перекладине (мужчины).

Данные, касающиеся физического развития и состояния здоровья работников полиграфического предприятия, нами были получены путем анализа медицинской документации городской медико-санитарной части. Динамика заболеваемости полиграфистов была оценена по количеству листов временной нетрудоспособности. Для исследования физической работоспособности нетренированных людей мы использовали степ-тест, рекомендованный в Международной биологической программе. Этот тест был модифицирован В.И. Жолдаком и назван «М-тест» («Массовый тест»), что облегчило и упростило его использование непосредственно на рабочем месте полиграфиста.

В исследовании мы использовали метод анкетирования, для этого нами были разработаны специальные анкеты. Анкетирование было проведено сплошное, очно - заочное, индивидуальное, раздаточное. Параллельно использовался метод групповой и индивидуальной беседы с работниками полиграфического предприятия. Беседа представляла собой метод получения информации путем двухстороннего обсуждения интересующих исследователя вопросов -

отношения работников к собственному здоровью, к способам его поддержания, отношения к физической культуре, отношения к своим профессиональным обязанностям, к перспективам карьерного роста, к функционированию предприятия в целом. С целью выявления объективных закономерностей при обработке полученных в ходе диссертационного исследования данных использовался метод математического анализа и статистики.

В соответствии с классификацией Б. А. Ашмарина [1] проведенный нами педагогический эксперимент можно охарактеризовать следующим образом: по целям - формирующий; по условиям проведения - естественный; по способу комплектования оздоровительных групп - в форме опытных занятий; по осведомленности испытуемых - открытый, с целью повышения мотивации и активности участвующих в нем полиграфистов; по направленности - сравнительный; по логической схеме доказательства - параллельный, т.е. по схеме идентичных групп: в одной группе применялся экспериментальный метод, в другой - контрольный; прямой - при этой постановке после проведения серии занятий определяется результативность изучаемых факторов. При такой форме эксперимента все посторонние факторы будут оказывать одинаковое воздействие на испытуемых в контрольной и в экспериментальной группах. Различия, выявленные в конце педагогического эксперимента, являются следствием действия экспериментального фактора.

В нашем случае на каждом полиграфическом предприятии были сформированы по две группы: одна экспериментальная - 17 человек и одна контрольная группа - 17 человек. В результате получилось две группы (экспериментальная и контрольная) по 34 человека с разделением на подгруппы по 17 человек. В каждой сформированной группе состав участников был однородный: одинаковое количество женщин и мужчин, одинаковый состав по возрасту, квалификации, стажу работы, профессиям и образованию. Экспериментальные группы осуществляли профессиональную деятельность и были обеспечены оптимальным двигательным режимом в соответствии с организованной системой средств и форм оздоровительной физической культуры. Контрольные группы

продолжали осуществлять профессиональную деятельность и восстановление после нее в установленном ранее режиме, без каких-либо изменений.

Надежная методологическая база педагогического исследования (системные и деятельностные подходы: И.М. Анохин и А.И. Берг; Н.А. Берштейн, М.И. Виноградов, С.А. Косилов и Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев; положения и выводы теории экономического управления в сфере производства: Ю.А. Зубарев, А.М. Омаров; разработанные концепции укрепления здоровья населения: В.И. Белов, Л.Я. Иващенко, В.Н. Селуянов, И.В. Муравов), а также педагогические условия проведения физкультурно-оздоровительной работы на полиграфическом производстве обеспечили:

- оздоровительную эффективность: нормализация ЧСС полиграфистов в течение рабочей смены и во время выполнения физических упражнений, улучшение физической подготовленности полиграфистов на 23%, снижение общей заболеваемости полиграфистов на 50%. В целом объем двигательной активности увеличился на 75%, увеличилось число занимающихся (полиграфистов) физической культурой регулярно на 69%;

- социальную эффективность: сплочение трудового коллектива, повышение эффективности командной работы, повышение мотивации на достижение коллективных целей, а также повышение имиджа руководства и предприятия в целом, уменьшение случаев нарушений трудовой дисциплины на 38%, уменьшение текучести кадров на 27%;

- экономическую эффективность: снижение общей заболеваемости полиграфистов способствовало уменьшению расходов по оплате листов временной нетрудоспособности на 50%; уменьшение случаев производственного брака, нарушений трудовой дисциплины и текучести кадров произвело минимизацию издержек и экономию средств по данным статьям; повышение работоспособности повлекло повышение производительности труда полиграфистов на 20-30%, в связи с чем, по данным статьям предприятие получило дополнительную прибыль.

Представленные результаты исследований следует рассматривать как научный, педагогический, социально-экономический и профессионально-

дифференцированный поиск физкультурно-оздоровительных средств, объединенных в экспериментальную методику, позволяющую оптимизировать трудовой процесс и способствовать сохранению здоровья полиграфистов.

Библиографический список

1. Ашмарин, Б. А. Теория и практика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 220 с.,

2. Белоус, В.А., Щеголев, В.А., Щедрин, Ю.Н. Организация научных исследований по физической культуре в вузе: Учебно-методическое пособие / В. А. Белоус - СПб: СПбГУИТ-МО, 2005.- 72 с.

3. Жолдак, В.И. Методология и методика исследований физической культуры на производстве / В.И. Жолдак - М.: Сборник научных трудов, 1975. - 71с.

Bibliography

1. Ashmarin, B.A. Theory and Practice of Educational Research in Physical Education / B. A. Ashmarin. - Moscow: Physical Culture and Sports, 1978. - 220 p.

2. Belous, V.A., Shchegolev, V.A., Shchedrin, Yu.N. Organization of Scientific Research on Physical Education at a High School: Guidance Manual / V.A. Belous. - St. Petersburg: St. Petersburg State University-MO, 2005. - 72 p.

3. Zholdak, V.I. Research Methodology and Methods of Physical Training on the Factory Floor / V.I. Zholdak - M.: Collection of Scientific Works, 1975. - 71 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.