УДК У96.034 ББК 75.115
Густомясова Елена Владимировна
соискатель
Уральский государственный университет физической культуры
г. Челябинск Gustomyasova Elena Vladimirovna Applicant for a Degree Ural State University of Physical Training Chelyabinsk
Педагогические исследования физкультурно-оздоровительной работы на производстве в современных экономических условиях Pedagogical Research of Sports and Health Promotion on the Factory Floor under Modern Economic Conditions
В статье актуализированы педагогические проблемы сохранения и укрепления здоровья трудоспособного населения, указываются особенности педагогических исследований оздоровительной физической культуры на современном производстве.
The article makes actual pedagogical problems of maintaining and strengthening of the workforce's health; points out pedagogical research of recreational physical training on the modern factory floor.
Ключевые слова: педагогические исследования проблем физической культуры, педагогические условия, эффективность организации оздоровительной физической культуры на производстве.
Key words: pedagogical research of physical training problems, pedagogical environmental complex, effectiveness of the organization of recreational physical training on the modern factory floor.
Развитие науки на современном этапе требует особого внимания к проблемам методологии и методов научного познания. Методология педагогики физического воспитания - это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которое обеспечивает получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах в области физической культуры и спорта. В физической культуре действуют закономерности, присущие всему материальному миру, закономерности общественной жизни и, естественно, специфические закономерности. В соответствии с этим в научном исследовании проблем физической культуры и спорта должны применяться общие и специальные методы, позволяющие правильно решать теоретические и прикладные задачи, направленные на физическое совершенствование личности. В настоящее время при исследовании вопросов физической
культуры используются многие методы, применяемые и в других дисциплинах. Вместе с тем, эти методы при изучении проблем физической культуры имеют свою специфику, которая проявляется в структуре и организации эксперимента, сборе исходной информации, принципах комплектования групп и т.д. Одной из существенных сторон и связей физической культуры является ее взаимодействие с общественным производством, с производственно-трудовой деятельностью человека (А.Д. Новиков, Н.И. Пономарев, Г.И. Кукушкин). Характерной чертой современного производства является сокращение двигательной активности из-за уменьшения удельного веса физического труда в системе высокотехнологичного производства, однако интенсификация труда вызывает увеличение трудовой нагрузки, функционального напряжения ключевых физиологических систем и всего организма в целом, рост утомления и снижение работоспособности. Это, в свою очередь, ведет к увеличению заболеваемости и снижению эффективности труда в годичном цикле. Ликвидировать воздействие неблагоприятных факторов во время работы сложно из-за специфики производства. В связи с этим повышение эффективности восстановления профессиональной работоспособности трудящихся в рабочее и внерабочее время в современный период является актуальным социальным заказом общества при поддержке государства специалистам по физической культуре.
Важным методологическим принципом, опираясь на который предполагается вести исследования по изучению особенностей организации физкультурно-оздоровительной работы на производстве, является ориентация научного поиска на выявление требований, предъявляемых трудовой деятельностью к развитию физических качеств, к функциональному состоянию систем организма человека, к его физической подготовленности.
Нашему научному исследованию присуще комбинационное творчество -создание нового на основе комбинации известного, варьирование элементов и связей между ними. На основе исторических, теоретических, социальных предпосылок, создающих оптимальные условия исследования проблемы оптимизации двигательного режима лиц трудоспособного (основного) возраста, а также
основываясь на полученных нами результатах профессиографического исследования режима и условий труда работников полиграфического производства, состояния их здоровья и двигательного режима, позволяющих сделать предположение о потенциале здоровья каждого работника и физическом потенциале трудовых ресурсов предприятия в целом, было выдвинуто предположение о целесообразности организации педагогического эксперимента непосредственно в естественных условиях полиграфического производства с целью разработки и обоснования системы физкультурно-оздоровительных мер, позволяющих оптимизировать процессы управления физическим состоянием человека - труженика.
Отличительной особенностью педагогического эксперимента, в том числе наиболее распространенного - естественного, является то, что в нем мы имеем дело с многомерными величинами. Отсюда вытекает сложность измерений на входе и выходе исследования. Вследствие этого результаты педагогического эксперимента в полной мере могут быть оценены лишь с помощью многомерного статического анализа. В любом, даже хорошо организованном исследовании, присутствуют некоторые факторы, мешающие получить надежные результаты. В педагогическом эксперименте такими факторами являются: неоднородность исходных материалов, неконтролируемый временной фактор, события, происходившие до экспериментальной ситуации у каждого испытуемого и у группы в целом [2].
Педагогический эксперимент характеризуется как сложное единство познания и управления. Наличие слишком большого числа факторов, воздействующих на социально-трудовую ситуацию в полиграфическом производстве и на организм работающих в ней полиграфистов, потребовало от автора тщательной дифференциации наиболее информативных показателей. Существенным требованием к эксперименту в условиях комплексного исследования является, наряду с другими, обязательное использование показателей, принятых в качестве условных стандартов. Такими стандартами в нашем педагогическом исследовании выступили «Характеристики модели оптимального состояния чело-
века-труженика» В.И. Жолдака и Л.Н. Нифонтовой, которые облегчили автору выбор информативных показателей [3].
При проведении педагогического эксперимента нами были использованы основные методы, применяемые в исследованиях физической культуры и спорта, адаптированные к условиям полиграфического производства.
Педагогическое наблюдение осуществлялось с целью изучения реакции полиграфистов на организованные нами педагогические воздействия. В начале педагогического эксперимента мы применяли разведывательные педагогические наблюдения с целью ознакомления с контингентом испытуемых, условиями проведения эксперимента для уточнения рабочей гипотезы. Далее проводилось включенное наблюдение, оно было открытым: работники полиграфического предприятия знали о проводящихся наблюдениях, осуществляли рабочие операции и принимали участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в естественном ритме; дискретным - в связи с тем, что исследователь (автор) не является работником данного полиграфического предприятия, приходилось прерывать на короткое время ход исследования. Конечно, этот вид наблюдения не позволяет в деталях изучить динамику исследуемого объекта, однако общий ход его развития, исходные и конечные характеристики остаются в поле зрения наблюдателя и позволяют понять общие закономерности; монографическим - в связи с тем, что наблюдения велись по многим показателям (причем одновременно) и охватывало большое количество исследуемых. Такая форма наблюдений предоставила возможность проследить за развитием ряда явлений, установить их отношения и характер взаимодействия.
Одновременно с педагогическими наблюдениями проводилось изучение условий труда и хронометрирование рабочих операций, двигательных актов в период трудовой деятельности, а также в период отдыха работников полиграфического предприятия. После анализа полученных данных нами была составлена профессиограмма полиграфиста.
Одним из важнейших методов явилось исследование и анализ теоретических источников и документальных материалов. К ним относились: печатные
документы, опубликованные в официальной печати, постановления правительства РФ; материалы программ развития полиграфической отрасли, малого бизнеса и сферы физической культуры и спорта, законы о предпринимательстве, малом бизнесе в РФ, физической культуре и спорту; должностные и технические инструкции полиграфического производства. Был использован фронтальный метод, предусматривающий анализ документов, так или иначе касающихся изучаемого нами явления.
С целью оценки уровня физической подготовленности полиграфистов и анализа ее динамики использовались контрольные упражнения, применяемые в научных исследованиях и на практике, позволяющие получить объективные данные об уровне развития отдельных физических качеств, удовлетворяющие метрологическим требованиям стандартности, надежности, информативности. Нами были использованы следующие тесты: бег на выносливость, прыжок в длину с места, сгибание-разгибание рук в упоре лежа (женщины), подтягивание на высокой перекладине (мужчины).
Данные, касающиеся физического развития и состояния здоровья работников полиграфического предприятия, нами были получены путем анализа медицинской документации городской медико-санитарной части. Динамика заболеваемости полиграфистов была оценена по количеству листов временной нетрудоспособности. Для исследования физической работоспособности нетренированных людей мы использовали степ-тест, рекомендованный в Международной биологической программе. Этот тест был модифицирован В.И. Жолдаком и назван «М-тест» («Массовый тест»), что облегчило и упростило его использование непосредственно на рабочем месте полиграфиста.
В исследовании мы использовали метод анкетирования, для этого нами были разработаны специальные анкеты. Анкетирование было проведено сплошное, очно - заочное, индивидуальное, раздаточное. Параллельно использовался метод групповой и индивидуальной беседы с работниками полиграфического предприятия. Беседа представляла собой метод получения информации путем двухстороннего обсуждения интересующих исследователя вопросов -
отношения работников к собственному здоровью, к способам его поддержания, отношения к физической культуре, отношения к своим профессиональным обязанностям, к перспективам карьерного роста, к функционированию предприятия в целом. С целью выявления объективных закономерностей при обработке полученных в ходе диссертационного исследования данных использовался метод математического анализа и статистики.
В соответствии с классификацией Б. А. Ашмарина [1] проведенный нами педагогический эксперимент можно охарактеризовать следующим образом: по целям - формирующий; по условиям проведения - естественный; по способу комплектования оздоровительных групп - в форме опытных занятий; по осведомленности испытуемых - открытый, с целью повышения мотивации и активности участвующих в нем полиграфистов; по направленности - сравнительный; по логической схеме доказательства - параллельный, т.е. по схеме идентичных групп: в одной группе применялся экспериментальный метод, в другой - контрольный; прямой - при этой постановке после проведения серии занятий определяется результативность изучаемых факторов. При такой форме эксперимента все посторонние факторы будут оказывать одинаковое воздействие на испытуемых в контрольной и в экспериментальной группах. Различия, выявленные в конце педагогического эксперимента, являются следствием действия экспериментального фактора.
В нашем случае на каждом полиграфическом предприятии были сформированы по две группы: одна экспериментальная - 17 человек и одна контрольная группа - 17 человек. В результате получилось две группы (экспериментальная и контрольная) по 34 человека с разделением на подгруппы по 17 человек. В каждой сформированной группе состав участников был однородный: одинаковое количество женщин и мужчин, одинаковый состав по возрасту, квалификации, стажу работы, профессиям и образованию. Экспериментальные группы осуществляли профессиональную деятельность и были обеспечены оптимальным двигательным режимом в соответствии с организованной системой средств и форм оздоровительной физической культуры. Контрольные группы
продолжали осуществлять профессиональную деятельность и восстановление после нее в установленном ранее режиме, без каких-либо изменений.
Надежная методологическая база педагогического исследования (системные и деятельностные подходы: И.М. Анохин и А.И. Берг; Н.А. Берштейн, М.И. Виноградов, С.А. Косилов и Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев; положения и выводы теории экономического управления в сфере производства: Ю.А. Зубарев, А.М. Омаров; разработанные концепции укрепления здоровья населения: В.И. Белов, Л.Я. Иващенко, В.Н. Селуянов, И.В. Муравов), а также педагогические условия проведения физкультурно-оздоровительной работы на полиграфическом производстве обеспечили:
- оздоровительную эффективность: нормализация ЧСС полиграфистов в течение рабочей смены и во время выполнения физических упражнений, улучшение физической подготовленности полиграфистов на 23%, снижение общей заболеваемости полиграфистов на 50%. В целом объем двигательной активности увеличился на 75%, увеличилось число занимающихся (полиграфистов) физической культурой регулярно на 69%;
- социальную эффективность: сплочение трудового коллектива, повышение эффективности командной работы, повышение мотивации на достижение коллективных целей, а также повышение имиджа руководства и предприятия в целом, уменьшение случаев нарушений трудовой дисциплины на 38%, уменьшение текучести кадров на 27%;
- экономическую эффективность: снижение общей заболеваемости полиграфистов способствовало уменьшению расходов по оплате листов временной нетрудоспособности на 50%; уменьшение случаев производственного брака, нарушений трудовой дисциплины и текучести кадров произвело минимизацию издержек и экономию средств по данным статьям; повышение работоспособности повлекло повышение производительности труда полиграфистов на 20-30%, в связи с чем, по данным статьям предприятие получило дополнительную прибыль.
Представленные результаты исследований следует рассматривать как научный, педагогический, социально-экономический и профессионально-
дифференцированный поиск физкультурно-оздоровительных средств, объединенных в экспериментальную методику, позволяющую оптимизировать трудовой процесс и способствовать сохранению здоровья полиграфистов.
Библиографический список
1. Ашмарин, Б. А. Теория и практика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 220 с.,
2. Белоус, В.А., Щеголев, В.А., Щедрин, Ю.Н. Организация научных исследований по физической культуре в вузе: Учебно-методическое пособие / В. А. Белоус - СПб: СПбГУИТ-МО, 2005.- 72 с.
3. Жолдак, В.И. Методология и методика исследований физической культуры на производстве / В.И. Жолдак - М.: Сборник научных трудов, 1975. - 71с.
Bibliography
1. Ashmarin, B.A. Theory and Practice of Educational Research in Physical Education / B. A. Ashmarin. - Moscow: Physical Culture and Sports, 1978. - 220 p.
2. Belous, V.A., Shchegolev, V.A., Shchedrin, Yu.N. Organization of Scientific Research on Physical Education at a High School: Guidance Manual / V.A. Belous. - St. Petersburg: St. Petersburg State University-MO, 2005. - 72 p.
3. Zholdak, V.I. Research Methodology and Methods of Physical Training on the Factory Floor / V.I. Zholdak - M.: Collection of Scientific Works, 1975. - 71 p.