Научная статья на тему 'Педагогические инструменты реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья'

Педагогические инструменты реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новоселова Оксана Богдановна

В статье рассмотрены вопросы реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, достоинства инклюзивного образования, трудности перехода отечественной образовательной системы к модели инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические инструменты реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья»

Педагогические инструменты реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Новоселова Оксана Богдановна

аспирант, кафедра «Теория и и методика физического воспитания адаптивной физической культуры и спорта», Югорский Государственный Университет, okcana-vuieva@mail.ru

В статье рассмотрены вопросы реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, достоинства инклюзивного образования, трудности перехода отечественной образовательной системы к модели инклюзивного образования.

Ключевые слова. Образование, инклюзия, интеграция.

Фундаментальные, основные права человека, принадлежащие каждому от рождения, определяются системой ценностных ориентиров общества.

Права человека представляют собой его собственность, одно из важнейших достояний. Они олицетворяют собой его жизненно необходимые потребности, выражают межличностные отношения, а также отношения, складывающиеся с обществом, государством, благодаря которым человек получает наибольшую свободу и возможность саморазвития.

Право на образование является одним из важнейших прав человека, реализация которого осуществляется на основе принципа равенства, признания и защиты прав каждого.

В Конвенции о правах инвалидов образование рассматривается как сочетание двух процессов: получение знаний и социальное развитие. В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а воспитание понимается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося. Таким образом, образование и в Конвенции, и в названном Законе рассматривается как двуединый процесс получения знаний (обучения) и социализации (воспитания).

Отметим, что социальная адаптация, интеграция в общество и образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) как ключевые элементы общедоступности образования закреплялись и в Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». Так, ч. 10 ст. 50 этого Закона предусматривала создание специальных (коррекционных) образовательных учреждений для лиц с ОВЗ. Такой подход, т.е. специальное образование наряду с инклюзивным образованием, сохраняется в качестве модели интегративного образования для лиц с ОВЗ и сейчас1.

В настоящее время в России живет свыше 2-х миллионов детей с ограниченными возможностями, а это - 8% от всех детей. 700 тысяч из этого количества - это дети-инвалиды.

Споры о преимуществах и недостатках систем специального образования и инклюзии, о предпочтительности первой или второй не утихают .

1 Волкова Н.С., Пуляева Е.В. Конвенция ООН о правах инвалидов и развитие инклюзивного образования в Российской Федерации // "Журнал российского права", 2017, № 9.

2 Цит. по Волкова Н.С., Пуляева Е.В. Конвенция ООН о правах инвалидов и развитие инклюзивного образования в Российской Федерации // "Журнал российского права", 2017, № 9.

Вместе с тем, инклюзивное образование выступает наиболее перспективной формой обучения всех детей, так как позволяет достичь специфической организации учебно-воспитательного процесса, в рамках которого реализуется специфическая тактика удовлетворения особых образовательных потребностей каждого субъекта обучения и происходит сознательная аксиологическая установка на экстериоризации латентных ресурсов индивида к росту и социально-профессиональному, а также личностно-нравственному развитию1.

В рамках модели инклюзивного образования не обучающийся должен встраиваться в образовательный процесс, а образовательный процесс должен модифицироваться в зависимости от индивидуальных образовательных потребностей обучающегося, она обеспечивает адаптацию образовательной системы к образовательным потребностям обучающихся исходя из принципа человеческого разнообразия.

Одновременно, с сожалением приходится констатировать, что инклюзивное образование только начинает по-настоящему входить в нашу жизнь, сталкиваясь не только с проблемами материально-технического свойства, но и с определенным предубеждением российского общества в части возможности полноценного и результативного обеспечения образования лиц с ОВЗ совместно с обучающимися, не имеющими ограничений в здоровье. Так, не везде статистика вовлеченности детей с ОВЗ в образовательный процесс отвечает реальному положению дел. Для создания истинно инклюзивной модели образования необходимы реальные перемены в мышлении и культуре обучения, требуется смена парадигмы эксклюзивного образования на инклюзивное. Основы такой инклюзии в российском законодательстве заложены, однако они требуют последовательного развития с учетом объективно существующих потребностей в русле сложившихся международных норм с использованием лучших зарубежных практик.

Организующим началом развития объединения общего и инклюзивного образования тормозится в первую очередь неразработанностью его трактовки по сути.

На сегодняшний день не разделены понятия «инклюзия» и «интеграция», не установлена их самостоятельность и взаимосвязанность между собой. Причиной этому, по нашему мнению, послужило то, что в сфере наук психологии и педагогики начали решать проблемы модернизации значительно раньше, прежде чем были преодолены главные методологические трудности - создание соответственно требованиям времени понятийного аппарата с опорой на фундаментальные научно-обоснованные разработки, не разрушающего их, а наращивающего на этой основе содержание и нос _

р -

00 1 Мельник Ю.В. Зарубежная практика реализации инклюзивных ^ образовательный стратегий. Инклюзивное образование в про-(Ч фессиональных образовательных организациях: проблемы и

решения: материалы ХУШ Всерос. науч. - практ. конф. (Воро-

01 неж, 16 мая 2017 г.) / Воронеж. гос. пром. - гуманитар. колледж.

2 - Воронеж : ВГПГК, 2017. - Ч. 1. - 237 с.

вые формы современного видения инноваций в специальном (дефектологическом) образовании.

Средством двигателя прогресса в решении данного вопроса является участие научной и практической общественности в процессе широкого эксперимента, результатом которого могут стать проверенные и достоверно представленные модели единой системы социальной адаптации и интеграции лиц в ОВЗ.

Также следует отметить, что педагогическая общественность образовательных учреждений не имеют практически никаких знаний о теории и практике коррекционно-развивающего обучения лиц с ОВЗ, а в школах не обеспечен учебно-воспитательный процесс и не созданы условия для пребывания в школе данной категории учащихся.

Озвучим еще один момент, тормозящий, по нашему мнению, развитие инклюзивного образования в России. На сегодняшний день приходится констатировать, что идея инклюзии в российском образовании акцентирована преимущественно на социальной интеграции обучающегося с ОВЗ. Отметим, что это не в полной мере соответствует концепции инклюзивности, положенной в основу в Конвенции о правах инвалидов. Последняя в числе ключевых целей ставит полное развитие человеческого потенциала, развитие личности, талантов и творчества инвалидов, эффективное участие в жизни общества (ст. 24 Конвенции), что невозможно без полноценной включенности обучающихся с ОВЗ не только в социальные, но и в обу-ченческие и воспитательные процессы.

Итак, на успешное развитие инклюзивного образования можно рассчитывать при соблюдении следующих условий: первое условие - это, конечно, наличие достаточного финансирования. Второе условие - наличие обученных, подготовленных специальным образом кадров, т.е. достаточная кадровая обеспеченность. Здесь второй аспект напрямую связан с первым, т.е. должно под собой иметь хорошее финансовое обеспечение. Важно понимать, что инклюзия - это дорогостоящий образовательный проект. Следующий момент, который тоже немаловажен, но не зависящий от финансовых вопросов - это готовность всего сообщества в принятии инклюзивного образования и включения лиц с ОВЗ и инвалидностью в наше сообщество. Вот три основных составляющих успеха этого процесса.

Таким образом, проблемы модернизации современного специального образования в настоящее время носят подчас конъюнктурный характер, не учитывающий многих сторон и проблем психолого-педагогического, социально-экономического и социально-нравственного характера развития общества на путях перестройки, иногда носящего разрушительный, а не созидательный характер.

Литература

1. Выдрин И.В., Зенкова М.А. Правовое регулирование инклюзивного образования в Федеральном законе "Об образовании в Российской Феде-

рации" // Вестник Уральского института экономики, управления и права.2016. № 2.

2. Деменкова А.О., Егоров И.С., Луандин В.В., Тонеян З.Г. Инклюзивное образование в современной России // Научный альманах. 2016. № 3-2 (17).

3. Иванов В.А., Михайлова Е.В. Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2015. № 2.

4. Мельник Ю.В. Зарубежная практика реализации инклюзивных образовательный стратегий. Инклюзивное образование в профессиональных образовательных организациях: проблемы и решения: материалы ХУШ Всерос. науч. - практ. конф. (Воронеж, 16 мая 2017 г.) / Воронеж. гос. пром. - гуманитар. колледж. - Воронеж : ВГПГК, 2017. - Ч. 1. - 237 с.

5. Образовательное законодательство России: новая веха развития: Монография / Л.В. Андричен-ко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский и др.; отв. ред. Н.В. Путило, Н.С. Волкова. М., 2015.

Pedagogical tools for the realization of the rights to education

of children with disabilities Novosyolova O.B.

Ugra State University

The article deals with the implementation of the right to education of children with disabilities, the dignity of inclusive education, the difficulties of the transition of the domestic educational system to the model of inclusive education. Keyword. Education, inclusion, integration. References

1. Vydrin IV, Zenkova MA Legal regulation of inclusive education in

the Federal Law "On Education in the Russian Federation" // Bulletin of the Ural Institute of Economics, Management and Law. 2016. № 2.

2. Demenkova AO, Egorov IS, Luandin VV, Toneyan ZG Inclusive

education in modern Russia // Scientific almanac. 2016. No. 3-2 (17).

3. Ivanov VA, Mikhailova EV Inclusive Education in Russia: Prob-

lems and Prospects // Integrative Trends in Medicine and Education. 2015. № 2.

4. Melnik Yu.V. Foreign practice of implementing inclusive educa-

tional strategies. Inclusive education in professional educational organizations: problems and solutions: materials XVIII All-Russian. sci. - Pract. Conf. (Voronezh, May 16, 2017) / Voronezh. state. prom. - Humanities. college. - Voronezh: VGPGK, 2017. - Part 1. - 237 with.

5. Educational legislation in Russia: a new milestone in develop-

ment: Monograph / L.V. Andrichenko, V.L. Barankov, B.A. Bu-laevsky and others; otv. Ed. N.V. Putilo, N.S. Volkova. M., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.