Научная статья на тему 'Педагогические инновации в условиях информатизации образования'

Педагогические инновации в условиях информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходанович Александр Иванович, Шель Надежда Викторовна

В развитии современного образования закономерными являются инновационные процессы. В этих процессах целью обучения является развитие возможностей осваивать новый опыт на основе формирования творческого критического мышления учащихся. Выявление условий инновационного обучения позволяет вскрыть механизм и разработать образовательные технологии, обеспечивающие высокую эффективность результатов учебной деятельности. Инновационность рассматривается как методологический принцип в педагогике. Проблемы совершенствования качества образования в условиях информатизации общества становятся предметом разработки складывающейся информационной методики, в которой происходит междисциплинарный синтез разных наук, обеспечивающий обоснованное прогнозирование путей построения национальной образовательной политики, выявление приоритетов развития образования на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические инновации в условиях информатизации образования»

Педагогические инновации

в условиях информатизации образования

А. И. Ходанович,

д. п. н., профессор РГПУ им. А. И. Герцена

В развитии современного образования закономерными являются инновационные процессы. В этих процессах целью обучения является развитие возможностей осваивать новый опыт на основе формирования творческого критического мышления учащихся. Выявление условий инновационного обучения позволяет вскрыть механизм и разработать образовательные технологии, обеспечивающие высокую эффективность результатов учебной деятельности. Инновационность рассматривается как методологический принцип в педагогике.

Проблемы совершенствования качества образования в условиях информатизации общества становятся предметом разработки складывающейся информационной методики, в которой происходит междисциплинарный синтез разных наук, обеспечивающий обоснованное прогнозирование путей построения национальной образовательной политики, выявление приоритетов развития образования на современном этапе.

Инновационность — свойство объективной реальности, заключающееся во всеобщей взаимосвязи, развитии и движении. По этой причине инновационность представляет собой и общепедагогический принцип построения, стабильного функционирования и развития любой педагогической системы. Соподчиненный ему дидактический принцип инновационности обусловлен тем, что творческая мыслительная деятельность, содержание изучаемых в школе наук и сама организация учебного процесса в основе своего развития имеют новые идеи, подходы. Инновационность — это стержень развития педагогики, один из ее принципов, заключающий в себе одновременно причину, средство и результат развития всей системы.

Инновационность, как основа развития педагогической системы включает:

★ соответствие процесса обучения быстро изменяющимся условиям и требованиям общества путем изменения целей процесса, модификации и поиска новых средств, нового инструментария, путем учета и использования достижений науки и техники, путем поиска оптимальных способов реализации целей воспитания и образования;

★ неустойчивое равновесие между функционированием педагогической системы и ее развитием. Инновационность — это гармоничное сочетание двух

Н. В. Шель,

аспирант РГПУ им. А. И. Герцена

Innovations are the integral part in the development of modern education nowadays. The major object of the teaching process is to elaborate student’s abilities to gain new experience on the grounds of creative mind’s formation. The revelation of conditions in the innovative teaching process helps to work out such techniques that will account for efficient high-level results. Innovations are referred to the principle of methodology in pedagogics.

Problems of perfecting the quality of education in conditions of the information science being present serve as a subject of some new information methodology’s elaboration, the system when different science’s interdisciplinary synthesis takes place, providing the forecasting of shaping the national educational policy’s ways, the revelation of top priorities of education’s development at nowadays stage.

взимосвязанных, но противонаправленных процессов: функционирования и развития;

★ поиск подходов, находящих взаимосвязь структурных частей образовательной системы;

★ умение открывать в человеке и в процессе его воспитания и обучения непривычное, редкое, новое — «аномалию». Инновационные подходы формируются в деятельности педагогов-новато-ров. Инновационность — психологическая основа педагогического творчества;

★ бережное, уважительное отношение к традициям, которые лежат в основе зарождения и использования нового;

★ учет объективного отставания преобразований в мышлении от преобразований в обществе. С этой точки зрения инновационность — это гармония (баланс) между изменениями в мышлении и изменениями в мотивации поведения педагогов и их ценностной ориентации;

★ проницаемость, открытость педагогического пространства для полифонизма мнений, подходов, технологий, т. е. сочетание общепринятой и личной позиции учителя;

★ инновационность — это путь преодоления формализма знаний, отличительной чертой которого является создание условий для включения учащихся в творческую, самостоятельно мотивиру-

ИННОВАЦИИ № 3 (101), 2007

ИННОВАЦИИ № 3 (101), 2007

емую учебную деятельность, в ходе которой формируется и развивается личность ученика.

В настоящее время педагогическая наука переживает процессы интенсивного самопознания: дифференцируются области научного знания; уточняются философские основы педагогики, ее понятийный аппарат; происходит эмпирическое выделение различных авторских систем: педагогики ненасилия, педагогики диалога, педагогики успеха и многих других. Возникает необходимость овладения педагогами иным педагогическим мышлением с четко выраженной личностно-ценностной основой.

В инновационных дидактических поисках на разных ступенях обучения — от начальной до высшей школы — педагог занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, выполняет функции режиссера, но не распорядителя, играет роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог учащихся с познаваемой реальностью, другими людьми, как обогащение их целостного личностного опыта.

В настоящее время наиболее распространенное определение инновационности дано Ассоциацией инновационных школ и центров. «Под педагогической инновацией понимается образовательная деятельность, связанная с иной, чем в массовой практике и в культурной традиции процесса становления личности ребенка, с иным взглядом и подходом к образовательному процессу».

По своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан. Поиск новых моделей обучения связан с развитием инновационных дидактических подходов, нетрадиционных представлений о построении учебного процесса, которые разрабатываются в теории и практике обучения последних десятилетий.

Инновационное обучение ставит своей целью не воспитание в личности определенных качеств, а использование внутренних резервов самой личности (мотивов, интересов, эмоций, склонностей) при обучении.

Проблемность лежит в основе построения инновационных технологий. Подлинная технология проблемного урока не сводится к задаванию ученикам каверзных и даже парадоксальных вопросов. Сложная проблема в инновационных технологиях связана с вопросом о том, как безликий, ценностно-нейтральный материал трансформировать в проблему, вызывающую личностный интерес, мобилизующую интеллектуальный творческий потенциал обоих субъектов — учителя и ученика. Это возможно в том случае, если учитель изначально выступает не носителем совокупности научных знаний, а ориентирован на работу с человеческой индивидуальностью, умеет работать с образовательными процессами, строить образовательные маршруты.

В современной теории образования отмечается одна из центральных педагогических проблем, отражающая противоречие между массовым характером образования, охватывающего учащихся различных

Рис. 1. Развитие инновационного метода обучения

способностей, и все возрастающими требованиями к качеству образования, его процессу и результатам.

Проблемы управления качеством в условиях информатизации образования становятся реальным «механизмом» разработки складывающейся информационной методики, в которой происходит междисциплинарный синтез разных наук, обеспечивающий обоснованное прогнозирование путей построения национальной образовательной политики, выявление приоритетов развития образования на определенных этапах развития общества.

Рассматривая опыт информатизации системы образования, как практическую реализацию идей, концепций, проектов и моделей общего образования можно выделить направление эффективного использования разработанных теорий, методических рекомендаций и инновации (принципиально новые решения проблем образования). Для анализа опыта обычно используются два подхода: проблемный (каким образом опыт помогает разрешению конкретной проблемы или решению той или иной задачи в определенных условиях) и системный (влияние опыта на преобразования в целостной образовательной системе).

Анализ имеющегося опыта информатизации общего образования позволяет выделить основные направления педагогических преобразований в современной школе.

Первым из основных направлений определяются преобразования в целях реализации идеи личностной ориентации обучения. Личностная ориентация рассматривается как ориентация на потребности, интересы, предоставление условий для свободы выбора маршрута образования, расширение субъект-субъектных отношений.

Вторым направлением преобразований можно выделить усиление интегративности образования, рассматривая интеграцию в широком аспекте, как в содержании, так и во взаимодействии всех составляющих образовательного процесса и его функциональных воздействия на личностное развитие субъектов учебного процесса.

Третье направление можно определить интенсификацией информатизации образования в целях повышения его эффективности на самоуправляемое, индивидуализированное, интерактивное и гарантированное в результатах обучение (достижения в предметной области и личностном развитии).

Информатизация современного общества ставит перед системой образования задачу формирования

информационной культуры, основой которой является компьютерная грамотность. Именно поэтому в отечественной практике школьного образования все большее распространение получает методология математического моделирования. Интенсивно развиваются компьютерные технологии обучения. Информационно-учебная среда позволяет осуществить интерактивное воздействие на изучаемый объект и получить информацию о результатах данного воздействия. Решение вопроса эффективного использования возможностей компьютерного обучения, современной методологии научных исследований можно считать важнейшим заказом практики обучения методикам преподавания учебных дисциплин.

В условиях информатизации образования предстоит выработать качественно новую модель членов будущего информационного общества, для которых характерна способность к человеческим коммуникациям, активное овладение научной картиной мира, гибкое изменение своих функций в труде, ответственная гражданская позиция и развитое сознание станут очевидной жизненной необходимостью.

Выявление условий инновационного обучения позволяет вскрыть механизм и разработать технологию процессов, обеспечивающих высокую эффективность результатов учебной деятельности. Эффективное решение задач обучения может быть достигнуто путем включения учащихся в самостоятельную работу по получению знаний. Поэтому важной методической тенденцией стало знакомство учащихся с современными методами научного познания.

Одним из кардинальных изменений общего образования в современной школе становится его методологическая направленность. Необходимость изучения научной методологии вызвана не только научно-техническим прогрессом, но и коренным изменением характера научных знаний, самого процесса познания и взаимоотношения знания и познания. Резко повысился методологический уровень знаний, усложнился процесс научного познания, изменилось соотношение между исследованием и изложением научных знаний: они частично проникают друг в друга. Теперь необходимо добиваться того, чтобы для учащихся наука была не перечнем открытий, не суммой формул, а способом мышления в процессе познания окружающего мира, логическим подходом к решению проблем.

Овладение научной методологией компьютерного моделирования, создает предпосылки для повышения уровня образованности учащихся и для изменения их позиции в образовательном процессе. В то же время вычислительные компьютерные эксперименты с моделями объектов позволяют достаточно полно и глубоко изучать объекты, опираясь на мощь современных вычислительных методов и технических инструментов информатики. Неудивительно, что методология математического и компьютерного моделирования бурно развивается, охватывая все новые сферы: от разработки технических систем до анализа сложнейших экономических и социальных процессов.

В последнее время в связи с бурным развитием информационных технологий, резко возрос объем но-

вых знаний, накопленных человечеством. Это привело к увеличению роли фундаментальной науки, которое должно отразиться в системе общего образования. В связи с этим, в современной методической концепции образование рассматривается как учебная модель научных исследований, а задача преподавателя — «учить учиться». Главным показателем эффективности школьного образования становится не столько сумма усвоенных конкретных знаний, сколько сформированность у учащихся умений и навыков самостоятельно приобретать знания. Поэтому задачей преподавателя становится научить отличать главное от второстепенного, фундаментальное от прикладного, понять иерархию структуры науки, различать отдельные ее компоненты. Общее образование не может носить узко предметный характер, а должно включать в себя содержание, адекватное инновационным технологиям обучения — научную методологию, методы информационного моделирования, современные научные теории.

Процесс информатизации образования поставил в качестве одной из главных задач обучения использование возможностей новых информационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности, а также необходимость психологической и практической подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях информационного общества.

Применение информационных технологий в обучении не ограничивается лишь внедрением компьютерных инструментов в процесс обучения. Оно понимается шире как стратегия образования, целью которой является создание открытой развивающейся информационной системы обучения, обеспечивающей возможности применения всего самого передового, что существует в данный момент в мире как с точки зрения организации самой информации, так и с точки зрения методов и приемов ее переработки учащимися.

Методическая модель общего образования на современном этапе информатизации включает методологические подходы: интегративный подход в проектировании образовательных областей на основе методической системы фундаментальной подготовки в области информатики, рационально-научный подход, главной целью которого является достижение уровня образованности, методологической и исследовательской компетентности соответствующих интеллектуальному потенциалу учащихся средствами новых информационных образовательных технологий, компетентностный подход направленный на формирование ключевых компетенций учащихся в разработках специальной методики и методологии вариативного обучения в современной школе.

В настоящее время важно то, что в педагогической науке инновационные методологические подходы позволяют обозначить смысл образования, новые факторы его развития, которые определяют новую целостность научного знания на уровне педагогической теории, т. е. дают возможность обозначить

ИННОВАЦИИ № 3 (101), 2007

пути взаимодополнения различных научных концепций.

Рационально-научный подход в частной методике обучения ориентирован на достижение уровня образованности, соответствующего интеллектуальному потенциалу учащихся. Результатом реализации цели в этом случае может быть способность учащихся решать проблемы. Образование — это процесс формирования опыта решения значимых для личности проблем на основе использования социального и осмысления собственного опыта. Образованность индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности, опираясь на освоенный соци-

альный опыт. Под сферами деятельности человека понимается трудовая, познавательная, семейная, духовно-культурная и общественно-политическая. В рамках каждой сферы могут быть выделены различные сопутствующие виды деятельности — коммуникативная, учебная, ценностно-ориентационная, преобразовательная (практическая), эстетическая. Знания являются средством решения проблем, следовательно, ценность имеют только те знания, которые обеспечивают возможность решения вопросов, значимых для учащихся. Возникает проблема согласования социальных и индивидуальных целей. Поэтому важнейшая педагогическая задача и состоит в том, чтобы социальные проблемы сделать значимыми для учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.