Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ИОГАННА ГОТТЛИБА ФИХТЕ: К 260-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ИОГАННА ГОТТЛИБА ФИХТЕ: К 260-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ / ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Южанинова Елена Владимировна

Обращение к творчеству Иоганна Готтлиба Фихте в современный сложный период нарастания проблем в образовании представляется актуальным, потому что немецкая классическая философия конца XVIII - начала XIX вв., представителем которой он является, оказала непосредственное влияние на становление и развитие педагогики в Германии. При этом центральные вопросы его учения, связанные с сущностью человеческой свободы, ролью государства в совершенствовании системы образования, историческим выбором пути развития нации, показывают подлинную современность. В статье анализируются основные педагогические идеи И. Г. Фихте. Дана характеристика приоритетных направлений его педагогики: нравственное, национальное, эстетическое, трудовое воспитание. Отмечено, что центральное место занимает теория национального воспитания, заявленная в работе «Речи к немецкой нации» (1807-08), которая акцентирует проблему соотношения общечеловеческих и национальных ценностей. Рассмотрена своеобразная концепция личности как представителя нации и нации как «коллективной личности». Национальным интересам должно служить формирование духовно-нравственной личности. Определены ключевые принципы, нашедшие отражение в его учении, - свободы, активности, деятельности, самостоятельности личности. Принцип самостоятельной деятельности лежит в основе педагогической антропологии немецкого мыслителя. Подчеркнута важность призыва И. Г. Фихте к созданию специальных педагогических общин, в чем намечается идея создания развивающей и воспитывающей среды. Отмечено критическое отношение философа к существовавшей сословной образовательной системе. Указаны принципиально новые подходы И. Г. Фихте к решению проблемы определения роли объекта и субъекта в педагогическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL IDEAS OF JOHANN GOTTLIEB FICHTE: TO THE 260-TH ANNIVERSARY OF HIS BIRTHDAY

The appeal to the work of Johann Gottlieb Fichte seems to be relevant in the modern difficult period of increasing problems in education, because the German classical philosophy of the late XVIII - early XIX centuries, a representative of which he was, had a direct impact on the formation and development of pedagogy in Germany. The central issues of I. G. Fichte teaching related to the essence of human freedom, the role of the state in improving the education system, the historical choice of the path of development of the nation, show genuine modernity. The article analyzes the main pedagogical ideas of I. G. Fichte. The characteristic of the priority directions of his pedagogy is given: moral, national, aesthetic, labor education. It is noted that the central place is occupied by the theory of national education, stated in the work “Speeches to the German Nation” (1807-08), which emphasizes the problem of the correlation of universal and national values. A peculiar concept of personality as a representative of the nation and the nation as a “collective personality” is considered. The formation of a spiritual and moral personality should serve the national interests. The key principles reflected in his teaching are defined - freedom, activity, activity, independence of the individual. The principle of independent activity is the basis of the pedagogical anthropology of the German thinker. The importance of I. G. Fichte's call for the creation of special pedagogical communities is emphasized, the idea of creating a developing and educating environment being outlined. The critical attitude of the philosopher to the existing class educational system is noted. The fundamentally new approaches of I. G. Fichte to solving the problem of determining the role of the object and subject in the pedagogical process are indicated.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ИОГАННА ГОТТЛИБА ФИХТЕ: К 260-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ»

УДК 37.013

Южанинова Е. В.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ИОГАННА ГОТТЛИБА ФИХТЕ:

К 260-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ

Аннотация. Обращение к творчеству Иоганна Готтлиба Фихте в современный сложный период нарастания проблем в образовании представляется актуальным, потому что немецкая классическая философия конца XVIII -начала XIX вв., представителем которой он является, оказала непосредственное влияние на становление и развитие педагогики в Германии. При этом центральные вопросы его учения, связанные с сущностью человеческой свободы, ролью государства в совершенствовании системы образования, историческим выбором пути развития нации, показывают подлинную современность.

В статье анализируются основные педагогические идеи И. Г. Фихте. Дана характеристика приоритетных направлений его педагогики: нравственное, национальное, эстетическое, трудовое воспитание. Отмечено, что центральное место занимает теория национального воспитания, заявленная в работе «Речи к немецкой нации» (1807-08), которая акцентирует проблему соотношения общечеловеческих и национальных ценностей. Рассмотрена своеобразная концепция личности как представителя нации и нации как «коллективной личности». Национальным интересам должно служить формирование духовно -нравственной личности.

Определены ключевые принципы, нашедшие отражение в его учении, -свободы, активности, деятельности, самостоятельности личности. Принцип самостоятельной деятельности лежит в основе педагогической антропологии немецкого мыслителя. Подчеркнута важность призыва И. Г. Фихте к созданию специальных педагогических общин, в чем намечается идея создания развивающей и воспитывающей среды. Отмечено критическое отношение философа к существовавшей сословной образовательной системе. Указаны принципиально новые подходы И. Г. Фихте к решению проблемы определения роли объекта и субъекта в педагогическом процессе.

Ключевые слова: педагогические идеи, цель воспитания, нравственное воспитание, национальное воспитание, педагогические принципы.

Yuzhaninova E. V.

PEDAGOGICAL IDEAS OF JOHANN GOTTLIEB FICHTE: TO THE 260-th ANNIVERSARY OF HIS BIRTHDA Y

Abstract. The appeal to the work of Johann Gottlieb Fichte seems to be relevant in the modern difficult period of increasing problems in education, because the German

classical philosophy of the late XVIII - early XIX centuries, a representative of which he was, had a direct impact on the formation and development of pedagogy in Germany. The central issues of I. G. Fichte teaching related to the essence of human freedom, the role of the state in improving the education system, the historical choice of the path of development of the nation, show genuine modernity.

The article analyzes the main pedagogical ideas of I. G. Fichte. The characteristic of the priority directions of his pedagogy is given: moral, national, aesthetic, labor education. It is noted that the central place is occupied by the theory of national education, stated in the work "Speeches to the German Nation" (1807-08), which emphasizes the problem of the correlation of universal and national values. A peculiar concept of personality as a representative of the nation and the nation as a "collective personality" is considered. The formation of a spiritual and moral personality should serve the national interests.

The key principles reflected in his teaching are defined - freedom, activity, activity, independence of the individual. The principle of independent activity is the basis of the pedagogical anthropology of the German thinker. The importance of I. G. Fichte's call for the creation of special pedagogical communities is emphasized, the idea of creating a developing and educating environment being outlined. The critical attitude of the philosopher to the existing class educational system is noted. The fundamentally new approaches of I. G. Fichte to solving the problem of determining the role of the object and subject in the pedagogical process are indicated.

Keywords: pedagogical ideas, the purpose of education, moral education, national education, pedagogical principles.

Введение. 19 мая 2022 года отмечается 260-летний юбилей выдающегося немецкого философа Иоганна Готтлиба Фихте.

Иоганн Готтлиб Фихте

Как известно, немецкая классическая философия оказала

огромное влияние на становление педагогики Германии конца XVIII - начала XIX вв. Подчеркнем при этом педагогическую функцию философии, заключающуюся в том, что она определяет ценностные ориентиры и цели образования. Обращение к универсальным педагогическим идеям И. Г. Фихте в период нарастания проблем в образовании представляется актуальным, потому что центральные вопросы его творчества, связанные с сущностью человеческой свободы, предназначением государства как социального института, историческим выбором пути развития нации, а также способами совер-

шенствования системы образования, показывают подлинную современность.

Материалы и методы. Материал исследования включает фило-софско-педагогические работы И. Г. Фихте, философские и исто-рико-педагогические труды

В. Виндельбанда, С. И. Гессена, А. В. Гулыги, а также современных авторов И. С. Бессарабовой, Б. М. Бим-Бада, О. А. Зотовой, М. В. Елизарова, О. Д. Федотовой, Ю. Шталя.

В качестве концептуальной методической основы предлагается па-радигмальный анализ педагогических идей И. Г. Фихте через критерии ценностей, целей и содержания, методов и средств образования, взаимоотношений участников педагогического процесса.

Резулътаты исследования. Иоганн Готтлиб Фихте родился в 1762 году в бедной семье из Рамме-нау (Саксония), что изначально закрывало ему путь к хорошему образованию. То, что И. Г. Фихте был «открыт» можно считать «счастливым стечением обстоятельств» для немецкой духовной истории [Шталь]. Начальные основы знания мальчик получил от отца, затем в его обучении принял участие местный священник, первым заметивший его выдающиеся способности. Кроме того, его финансово поддержал местный аристократ, барон фон Мильтиц, давший ему возможность с 1774 по 1780 год обучаться в Шульпфорте, государственном образовательном заведении в Саксонии, в котором готовили к поступлению в университет. С 1780 года

И. Г. Фихте начал изучать теологию в Йенском, а затем Лейпцигском университетах. По финансовым обстоятельствам в 1788 году И. Г. Фихте занял место домашнего учителя в Цюрихе, которое представляло собой низшую ступень в буржуазной иерархии. Здесь, в Швейцарии, он познакомился с И. Г. Песталоцци, педагогические идеи которого восторженно принял. В 1791 году И. Г. Фихте посетил в Кенигсберге И. Канта, который помог молодому философу опубликовать работу "Опыт критики всякого откровения" ("Versuch einer Kritik aller Offenbarung") (1792), развивающую Кантовскую философскую теорию. Высокая оценка И. Канта этого философского труда сделала И. Г. Фихте широко известным. С 1744 по 1799 год И. Г. Фихте занимал должность на кафедре философии в Йенском университете, однако карьера его здесь прервалась. В течение последующего десятилетия он читал лекции в Берлине и Эрлангене. В 1810 году был основан Берлинский университет, где И. Г. Фихте стал деканом философского факультета, а с 1811 по 1812 год - первым избранным ректором этого университета, и преподавал вплоть до своей смерти в январе 1814 года.

С ранней юности и до конца жизни И. Г. Фихте показал себя выдающимся педагогом с ярко выраженным талантом проповедника. Его фи-лософско-педагогические идеи отражены в работах: «Система учения о нравственности согласно принципам наукоучения» (1798), «Назначение человека» (1800), «Замкнутое торговое государство» (1800), «О сущности ученого» (1805), «Речи к немецкой

нации» (1807-08). В них ученый обратился к проблемам, сформулированным ранее И. Кантом: проблема человека, его назначения и места в мире; проблема активности, самостоятельности и свободы индивида; проблема нравственного воспитания и прочие. Российский ученый Б. М. Бим-Бад отмечает эпохальный уровень учения И. Г. Фихте в эволюции педагогической антропологии и развитии прогрессивной педагогики: Он создал «демократический вариант идеалистической философии, краеугольным камнем которой является понятие свободы, соединяющее в себе принцип самостоятельности, принцип деятельности (делай все сам!) и принцип нравственности» [Бим-Бад, 2010, с. 170].

Мыслитель попытался диалектически вывести все содержание знания из деятельности нашего «Я». «Я» - исходное понятие философской системы И. Г. Фихте. «Я» утверждает себя в качестве такового в акте самосознания. «Я есть» - это самоочевидное суждение. Самоочевидность «Я» основывается у И. Г. Фихте на волевом усилии, действии. С точки зрения педагогики учение «Я» особенно важно своим акцентом на независимость человеческой личности [Южани-нова, 2007, с. 32]. И. Г. Фихте создал в рамках сначала субъективного, а позднее - своеобразной версии объективного идеализма «воспитательную философию», служившую одновременно четко профилированной, детализированной и конкретизированной педагогической антропологией [Бим-Бад, 2010, с. 185].

Укажем, что мировоззрение И. Г. Фихте развивалось под непосредственным влиянием Французской буржуазной революции и этического учения И. Канта. Но если И. Кант выступал как теоретик, то И. Г. Фихте, который всю свою жизнь занимался педагогической деятельностью, стал настоящим народным воспитателем. Его принцип самостоятельной деятельности лежит в основе всей его философии и педагогики. Представляя разумную самостоятельную деятельность как закон и цель всей деятельности человека, мыслитель намечал тем самым деятельностный подход в образовании [Южанинова, 2007, с. 32]. В современных образовательных стандартах - это базовый подход.

Целью образования человека И. Г. Фихте считал культуру, т. е. упражнение всех сил для достижения возможно полной свободы. «Подчинить себе все неразумное, овладеть им свободно и согласно своему собственному закону - последняя конечная цель человека» [Фихте, 1995, а 487]. Так формулируется центральный принцип в учении о воспитании И. Г. Фихте -принцип свободы, который придает ходу мыслей философа этический пафос и педагогическую направленность. В «усовершенствовании до бесконечности», по И. Г. Фихте, и заключается истинное назначение разумного и свободного человека, который должен стремиться к избавлению от принуждения природы и стать самостоятельным и самостоятельно действующим [Фихте, 1995, с. 488].

Первостепенной мыслитель считал задачу нравственного воспитания, полагая умственное образование лишь непосредственной подготовкой к нему. Умственное образование может быть только средством, которое должно помочь нравственному воспитанию ребенка, подчеркивал И. Г. Фихте. При этом главное внимание должно быть уделено не накоплению знаний, а развитию разума и характера, поэтому самостоятельная деятельность учащихся стоит на первом месте. Тем самым И. Г. Фихте критиковал существующую систему воспитания и образования с ее внешними побудительными средствами - поощрениями и наказаниями. Идеи нравственного воспитания И. Г. Фихте основаны на независимости и активности человеческой личности. Его идеалом становится жизненно действенное знание, которое позволяет объяснить мир [Бессара-бова, 2015, с. 104].

Подчеркнем, нравственное воспитание совпадает у философа с национальным воспитанием. Теорию национального воспитания И. Г. Фихте представил в работе «Речи к немецкой нации» (180708), которую Б. М. Бим-Бад считает его главным педагогико-антропо-логическим и дидактическим произведением, поскольку национальная идея И. Г. Фихте носила ярко выраженный педагогический характер [Бим-Бад, 2010, с. 173]. «Речи» были прочитаны в Берлинском университете в период французской оккупации Германии.

Главная идея философа в этом обращении к немецкой нации - поднять германский народ из состояния крайнего унижения и вселить в него веру в самого себя. И. Г. Фихте считал отправной точкой для национального возрождения - новое воспитание народа. Он провозглашал необходимость привить немцам чувство единства нации. Исходным и конечным пунктом воспитания мыслитель считал любовь к отечеству, из которой сам собой возникает и мужественный защитник родины, и добропорядочный гражданин [Гулыга, 1986, а 205]. Не столько оружие, сколько нравственное воспитание народа, по мысли И. Г. Фихте, могло стать средством к освобождению от власти французских завоевателей. «Полное изменение существующей системы воспитания -это то, что я предлагаю, как единственное средство, которое сможет сохранить существование немецкой нации» [Фихте, 1935, с. 617]. Таким образом, система нового образования должна быть направлена на создание нравственно-деятельного человека, для которого интересы своей нации и своего народа превыше собственных [Ревуцкая]. Именно национальным интересам должно служить формирование духовно-нравственной личности.

Необходимо заметить, однако, что формирование национального духа и патриотических воззрений уже в ту эпоху порой приводило к крайностям, выходившим за рамки разумного, и толкало на проповедь национализма, кото-

рый расцвел в период реакции (после немецкой буржуазной революции 1848 г.). В дальнейшем искажение действительного содержания идеи национального единства в философии И. Г. Фихте имело место в национал-социалистической литературе в период господства нацизма (1933-1945) [Южанинова, 2007, с. 33].

Интерес представляет оценка взглядов И. Г. Фихте на организацию новой системы воспитания, данная известным педагогом С. И. Гессеном (1887-1950), который понимал ее как образовательную систему. Главное, на что обращал внимание С. И. Гессен в системе образования И. Г. Фихте -это то, что оно должно быть «своеобразным немецким национальным образованием», соответствовать духу немецкого народа. Всю проблему нации И. Г. Фихте переносил из плоскости культуры как таковой в плоскость отношения народа к культуре, в чем, по мнению С. И. Гессена, и заключается смысл и значение его теории национального образования [Цит. по Южанинова, 2007, ^ 34].

Вершиной этического и педагогического учения И. Г. Фихте является своеобразная концепция личности как представителя нации и нации как «коллективной личности». Мысль Ж. Ж. Руссо, развитую им в свое время по отношению к личности отдельного человека, И. Г. Фихте применил к коллективной личности народа, подчеркивая при этом, что задача нравственного образования отдельной личности заключается в сохранении личностью

при восприятии ею внешней культуры своей самобытности и свободы, своей непосредственности и целостности, точно так же, как и задача образования народа состоит в том, чтобы давление внешней культуры не перевесило свободной самобытности его творческих устремлений и не разрушило его внутренней целостности [Гессен, 1995, а 338]. Таким образом, проблема образования народа оказывается тождественной с проблемой образования личности. Для И. Г. Фихте свобода, целостность, самобытность по отношению к внешней культуре являются основными свойствами нации как таковой. Но именно потому также «национальный» или «немецкий» не противоречит «человеческому», а совпадает с ним. Не в противопоставлении «своего» «человеческому» сила немецкого народа, считает И. Г. Фихте. Напротив, его подлинно национальный характер заключается именно в том, что все общечеловеческое он умеет делать «своим». Как подчеркивал С. И. Гессен, немецкий философ далек от воинствующего национализма, противопоставляющего свое чужому и в господстве своего над чужим видящего существо национального идеала. «Свое» для И. Г. Фихте не есть нечто противоположное чужому, но стиль усвоения народом общечеловеческого культурного содержания [Гессен, 1995, а 339]. Национальные ценности - немецкий язык, исторические традиции, фольклор, особая склонность к философствованию, ответственное отношение к труду - являются, по И. Г. Фихте, производными

от общечеловеческих Свободная и творческая работа народа над общечеловеческими ценностями созидает из него нацию, совершенно так же, как личность созидается через творческое тяготение ее к сверхличным ценностям. Отсюда следует главная цель образования, по мысли И. Г. Фихте, - овладение национальной культурой и через нее культурой общечеловеческой [Южани-нова, 2007, ^ 35].

Идеи национального воспитания, провозглашенные И. Г. Фихте, не противоречили эстетически-философской педагогической мысли Германии начала XIX века, которая, по оценке В. Виндельбанда, была «по своей глубочайшей сущности общечеловеческой и космополитической» [Виндельбанд, 1995, а 315]. В. Виндельбанд отмечал далее: «И. Г. Фихте недаром считал подъем немцев и создание собственного государства их долгом по отношению ко всему человечеству...Эта идея национальности была обоснована и прочувствована нравственно так глубоко, что не имела ни малейшего отношения к потребностям национального эгоизма, к удовлетворению желания власти и честолюбия, а, наоборот, основывалась существенным образом на этическом чувстве долга, идее гуманности и осталась заключенной в ней» [Там же].

Настоящей национальной системой образования И. Г. Фихте считал общечеловеческую по сути педагогическую систему И. Г. Пе-сталоцци, развивая намеченные швейцарским педагогом принципы

самодеятельности, творческой интуиции и свободы личности. При этом И. Г. Фихте всячески способствовал распространению метода И. Г. Песталоцци в Германии, отмечая его важность для создания национальной системы образования.

Критические замечания И. Г. Фихте относились и к сословному характеру прусской образовательной системы. Большая заслуга ученого заключается в том, что он стремился существующее преимущественно сословное воспитание поднять на уровень национального. Ведь современное ему воспитание было разъединено на сословия и применялось только к меньшинству так называемых образованных сословий. Новое воспитание, по мысли И. Г. Фихте, должно применяться равномерно ко всем сословиям, ко всему народу. Все должны иметь одинаковое начальное образование и в дальнейшем развиваться только в соответствии со своими способностями [Южани-нова, 2007, с. 35]. Государство должно при этом обеспечить культурную свободу его гражданам и обеспечить каждому человеку «.сохранение его положения, спокойное и равномерное существование» [Цит. по Елизаров, 2015, с. 65].

И. Г. Фихте провозглашал главной целью воспитания - нравственное воспитание воли, потому что от нее зависят конечные результаты духовного развития. У воспитанников следует сформировать «твердую и непогрешимую добрую волю», основанную на

любви к добру. Для достижения этой цели нужна «интеллектуальная самодеятельность, созревающая при полном и гармоничном развитии всех человеческих способностей» [Бим-Бад, 2010, с. 175]. При этом И. Г. Фихте отличал беззаконную волю от воли нравственной [Бим-Бад, 2010, с. 220]. В этом заключается принципиальное отличие учения И. Г. Фихте от дальнейших интерпретаций понятия воли, например, у А. Шопенгауэра. Сходство лишь внешнее: сущность воли у И. Г. Фихте - стремление к преодолению чувственных склонностей, а у А. Шопенгауэра -стремление к их удовлетворению. Воля И. Г. Фихте - это добрая воля, воля к осуществлению добра, воля А. Шопенгауэра - это слепое стремление, стоящее «по ту сторону добра и зла», т. е. не имеющее никаких моральных характеристик. Мыслитель требовал подчинить свою волю высшему началу - нравственному закону. Только тогда действия индивида будут нравственными. Разработанное И. Г. Фихте положение о нравственном воспитании воли и сегодня является одной из задач нравственного воспитания подрастающего поколения, в основе которого по-прежнему лежат общечеловеческие ценности [Южанинова, 2007, с. 36].

Существенное внимание философ уделил проблеме трудового воспитания, призванного подготовить к деятельности в самом широком смысле слова. Он призывал объединить обучение и воспитание

детей с подготовкой к производительному труду, потому что был убежден, что ценность человека определяется только его деятельностью, что умственная независимость личности невозможна без ее экономической независимости. Для практического воплощения своих взглядов И. Г. Фихте призывал к созданию специальных педагогических общин, чтобы «дети с самого начала непрерывно и абсолютно находились лишь под влиянием нового воспитания» [Фихте, 1935, с. 625]. В этом призыве отражается идея создания развивающей и воспитывающей среды с целью ограждения воспитанника от внешнего неблагоприятного влияния. Совместная жизнь в педагогической общине должна быть организована с помощью идеальной разумной конституции, составленной самими воспитанниками. Основные принципы этой воспитательной общины - строгий порядок и требования к каждому в отдельности, и наряду с этим - принцип сотрудничества и ответственности воспитанников, развивающий самоуважение ребенка, возрастающее пропорционально знакам уважения со стороны взрослых и сверстников. Столь же важны в общине физические упражнения, земледелие и ремесла. Как полагает И. Г. Фихте, учебное заведение должно по возможности самостоятельно материально себя содержать, изготавливать инструменты, одежду, продукты питания, усиливая этим взаимодоверие и самостоятельность. Таким образом, труд детей выступает как одно из

средств нравственного воспитания. Участвуя в общем труде, воспитанники педагогических общин будут приучаться работать на благо целого, понимая, что, работая на целое, частью которого является каждый из них, они работают тем самым на себя. Так, по мысли И. Г. Фихте, воспитывается новое поколение людей, которым будет суждено осуществить национальное возрождение немецкого народа [Южанинова, 2007, с. 37].

Вопросы эстетического воспитания представлены в работе И. Г. Фихте «Система учения о нравственности» (1794), в главе «Об обязанностях художника». Признавая большое воспитательное значение искусства как подготовительной ступени к философскому пониманию действительности, И. Г. Фихте подходил к проблеме эстетического воспитания с субъективно-идеалистической точки зрения. Он полагал, что совершенство и полнота эстетического развития доступны только гению, они недостижимы для всех в равной и полной мере. Можно стремиться к этой цели, приближаться к ней до бесконечности, но невозможно достичь ее в полной мере. Эстетическое воспитание может служить подготовкой к морали или философии, направлено на создание внутренней культуры гения, но не способно решать социальные задачи, считал И. Г. Фихте.

Характеризуя взаимоотношения участников педагогического процесса, И. Г. Фихте обратился к вопросу о роли науки в обществе и положении ученого. Нравственно -

этическая позиция автора нашла отражение в курсе лекций «О назначении ученого» (1794). Так, он писал, что основная цель «всей работы ученого в отношении общества есть нравственное облагораживание человека» [Фихте, 1995, с. 511], поэтому главную цель ученого И. Г. Фихте усматривал в воспитании человечества. Он признавал право ученого не только быть «учителем человеческого рода», объяснять людям их насущные потребности и указывать на средства их удовлетворения, но и его «воспитателем» [Гам же, а 510]. И. Г. Фихте был убежден, что каждый человек обязан быть воспитателем и воспитуемым в одно и то же время, поскольку «наиболее трудная и важная часть воспитания - самовоспитание воспитателя» [Бим-Бад, 2010, с. 195]. При этом философ подчеркивал, что «ученый, рассматриваемый в последнем отношении, должен быть нравственно лучшим человеком своего века, он должен представлять собой высшую ступень возможного в данную эпоху нравственного развития» [Фихте, 1995, с. 512].

В философско-педагогиче-ском творчестве И. Г. Фихте нашла дальнейшее развитие кантовская идея о познавательной и нравственной активности индивида. Не умаляя роли учителя, И. Г. Фихте подчеркивал важную роль активности личности ученика как субъекта деятельности. Никто не бывает образован другим, думал И. Г. Фихте, но каждый сам себя образует только при большей или меньшей

помощи другого. Образование может быть достигнуто только через самостоятельную деятельность. Наиболее ценными И. Г. Фихте считал знания, добытые в результате познавательной активности самого ученика, поэтому учитель, используя природную любознательность ребенка, должен побуждать его к умственной деятельности. Данная идея не утратила актуальности и совершенно соответствует современному принципу сознательности и активности учащегося в целостном педагогическом процессе. Философ высоко оценил значение активности личности, социальной по своей природе, как показатель ее деятельной сущности [Южанинова, 2007, а 39].

В педагогической концепции И. Г. Фихте, как отмечает О. Д. Федотова, нашли выражение принципиально новые подходы к решению проблемы определения роли объекта и субъекта в педагогическом процессе. В качестве главного фактора становления личности философ рассматривал ее собственный потенциал как приоритетную национальную ценность. Впервые в педагогической теории воспитанник получил статус «самовоспитателя», проявляя себя как активное существо, способное к сознательной внутренней переработке внешних воздействий и рефлексии о своих познавательных актах. Кроме того, признавая самодеятельность воспитанника важнейшим средством нравственного развития, философ сформулировал концептуально новую проблему творчества ребенка,

также трактуемого как одно из проявлений приоритетных национальных ценностей. Творчество рассматривалось как подготовленное педагогом создание идеального образа цели деятельности гражданина и последующее осуществление этой высшей идеи [Федотова, 1997, с. 330]. Данная позиция И. Г. Фихте явилась значительным шагом вперед в развитии педагогической теории того времени.

Обсуждение результатов исследования. Современные исследователи подчеркивают концептуальный характер педагогической антропологии И. Г. Фихте (Б. М. Бим-Бад), гуманизм его идей духовно-нравственного воспитания

(И. С. Бессарабова, О. В. Топоркова, О. А. Зотова), отмечают направленность его усилий на побуждение человека к самодеятельности, саморазвитию, самоформированию и самосовершенствованию (С. А. Ре-вуцкая, О. Д. Федотова), указывают непреходящую значимость поставленных им вопросов о предназначении государства и историческом выборе пути развития нации, способов совершенствования системы гражданского образования (М. В. Елизаров, Ю. Шталь).

Сегодня философско-педаго-гическое творчество И. Г. Фихте остается в центре исследований Международного общества Иоганна Гот-тлиба Фихте (die Internationale Johann Gottlieb Fichte-Gesellschaft), основанного в 1987 году, которое организует конференции по всему миру (2018 г. -Франция, 2019 г. - Бразилия, 2020 г. -Германия). Результаты исследований издаются в научном журнале «Fichte-

Studien», основной предметной областью которого является философия. Темой предстоящего 28.09. -01.10.2022 г. XI Международного Фихте-конгресса запланированы «Парадигмы рациональности».

Заключение. Таким образом, в философско-педагогическом наследии И. Г. Фихте центральное место занимает теория национального воспитания, акцентирующая проблему соотношения общечеловеческих и национальных ценностей, проблему определения сущности и назначения отдельного человека и нации в целом и вытекающую из этого проблему определения национального своеобразия немецкого народа. В этой теории до сегодняшнего дня сохранились неизменные основополагающие принципы - демократизм, акцент на воспитании любви к людям и к миру, на гармоничном развитии человека.

Список литературы

1. Бессарабова, И. С. Гуманистические традиции нравственного воспитания в немецкой педагогике / И. С. Бессарабова, О. В. Топоркова. - Текст: непосредственный // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. № 9 (172) / Волг. ГТУ. - Волгоград, 2015. С. 102-105.

2. Бим-Бад, Б. М. Педагогика и педагогическая антропология Иоганна Готлиба Фихте / Б. М. Бим-Бад, С. Н. Гавров. - Текст : непосредственный // Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педа-гогический анализ: Монография. -

Москва : Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. - С. 178239.

3. Виндельбанд, В. Избранное. Дух и история / В. Виндельбанд. - Москва : Юристъ, 1995. -687 с. - Текст : непосредственный.

4. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен; отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. -Москва : Школа-Пресс, 1995. - 448 с. - Текст : непосредственный.

5. Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. - Москва : Мысль, 1986. - 334 с. - Текст : непосредственный.

6. Елизаров, М. В. Учение Фихте о судьбе нации и предназначении государства / М. В. Елизаров. -Текст : непосредственный // Правовое государство: теория и практика. -2015. - № 4 (42). - С. 63-67.

7. Зотова, О. А. Эволюция идей духовно-нравственного воспитания в педагогике Германии конца XVIII - начала XX вв. : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Зотова Ольга Алексеевна ; Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова. - Ульяновск, 2009. - 21 с. -Текст : непосредственный.

8. Ревуцкая, С. А. Развитие идей духовно-нравственного воспитания в работах немецких философов конца XVIII - начала XIX века / С. А. Ревуцкая. - Текст : электронный. - URL:

https://cyberleшnka. ru/article/n/razv

itie-idey-duhovno-nravstvennogo-

vospitaniya-v-rabotah-nemetskih-

Шosofov-kontsa-xvш-nachala-xix-

veka.

9. Федотова, О. Д. Приоритетные ценности национального образования в философско-педаго-гических воззрениях И. Г. Фихте / О. Д. Федотова - Текст : непосредственный // Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина XIX века - 90-е годы XX века) / под ред. З. И. Равкина. -Москва : ИТПиО РАО, 1997. - С. 313-337.

10. Фихте, И. Г. Речи к немецкой нации / И. Г. Фихте -Текст : непосредственный // Хрестоматия по истории педагогики. -Москва : Гос. уч.-пед. изд-во, 1935. - С.614-639.

11. Фихте, И. Г. Сочинения. Работы 1792 - 1801 гг. / И. Г. Фихте ; подгот. П. П. Гай-денко. - Москва : Ладомир, 1995. -655 с. - Текст : непосредственный.

12. Шталь, Ю. Импульсы трансцендентально-философской теории субъекта Фихте для обоснования понятия гражданского образования / Ю. Шталь. Перевод с нем. А. Иваненко. Т. 6. № 1. 2021 -Текст : электронный. - URL: https ://esse-j ournal. ru/yurgen-shtal-impulsyi-transtsendetalno-filosofskoy-teorii-subekta-fihte-dlya-obosnova-niya-ponyatiya-grazhdanskogo-ob-razovaniya/.

13. Южанинова, Е. В. Влияние педагогической мысли Германии конца XVIII - начала XIX века на становление педагогики и образования : монография / Е. В. Южанинова. - Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2007. - 157 с. - Текст : непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.