УДК 378 ББК 74
DOI 10.24411/2073-3305-2020-10179
Педагогические и психологические условия подготовки кадров для развития инноваций в медицине, личностно ориентированный подход
Pedagogical and Psychological Conditions of Personnel Training for the Development of Innovations in Medicine, Personal Oriented Approach
Александр Викторович МЕЛЕРЗАНОВ,
кандидат медицинских наук, заместитель директора ФБМФ, ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (Национальный исследовательский университет)», доцент кафедры организационно-правового обеспечения медицинской деятельности и фармацевтической деятельности с курсом клинической фармакологии, Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского, заведующий лабораторией инновационных технологий и искусственного интеллекта ФГБНУ
Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко
Е-mail: [email protected]
Анастасия Владимировна КАЛИНИЧЕНКО,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры корейского языка, помощник директора ФБМФ МФТИ по воспитательной работе ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (Национальный исследовательский университет)»
Е-mail: [email protected]
Аннотация. В статье исследуются задачи и условия по теоретико-методологическому осмыслению одной из основных направлений по организации здравоохранения и подготовки кадров для развития инноваций в медицине с использованием личностно ориентированного подхода. В рамках перехода к цифровому здравоохранению идет подготовка кадров, способных и мотивированных на развитие инновационных технологий, что имеет важное значение. В статье рассматриваются и анализируются материалы и методы, рабочие и учебные программы ФБМФ МФТИ и лечебного факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, психологические тесты на определение индивидуальной склонности к творчеству и инновационной деятельности в медицине. По результатам исследований была разработана и внедрена система мультидисциплинарной подготовки кадров в сфере информационных технологий и биомедицины, для создания системы по обеспечению качественного образования, направленного на подготовку кадров для цифрового здравоохранения.
Abstract. The article examines the tasks and conditions for theoretical and methodological understanding of one of the main directions of health care organization and training for the development of innovations in medicine using a person-oriented approach. As part of the transition to digital healthcare, it is important to train people who are capable and motivated to develop innovative technologies. The article discusses and analyzes the materials and methods, working and training programs of the MIPT faculty of medicine and the faculty of medicine of the Sechenov University, psychological tests to determine individual aptitude for creativity and innovation in medicine. Based on the results of the research, a system of multidisciplinary training in the field of information technology and Bio-medicine was developed and implemented to create a system for providing quality education aimed at training personnel for digital health.
Ключевые слова: биомедицина; мультидисципли-нарная подготовка; психолого-педагогические условия; инновационные технологии; самоактуализация; подготовка кадров для медицины; развитие инновационных технологий; личностно ориентированный подход; методология в медицине.
Keywords: biomedicine; multidisciplinary training; psychological and pedagogical conditions; innovative technologies; self-actualization; training for medicine; development of innovative technologies; personality oriented approach; methodology in medicine.
Созданная в стенах Физтеха система педагогических и психологических условий отбора и подготовки кадров для развития инноваций в медицине направлена на раскрытие личности и воспитание лидеров, а также на поддержку талантливых студентов в сфере развития инновационных технологий (в случае ФБМФ МФТИ в сотрудничестве с Первым МГМУ им. И.М. Сеченова — в сфере инновационных биомедицинских и фармтехнологий).
В настоящее время одной из основных целей организации здравоохранения является подготовка кадров. В рамках перехода к цифровому здравоохранению подготовка кадров, способных и мотивированных на развитие инновационных технологий имеет особое и практически важное значение. При разработке и внедрении мульти-дисциплинарной подготовки кадров в сфере информационных технологий и биомедицины необходимо создание системы, обеспечивающей качественное образование, направленное на подготовку кадров для цифрового здравоохранения.
Система отбора студентов из наиболее талантливых и целеустремленных абитуриентов была заложена еще «отцами-основателями» Физтеха — П.Л. Капицей, Л.Д. Ландау, H.H. Семеновым, С.А. Христиановичем, которые лично беседовали с абитуриентами и принимали решение о зачислении их в институт. В дальнейшем такой личностно ориентированный подход сохранялся на протяжении всего процесса обучения и полностью реализовывался на старших курсах в системе Физтеха при обучении на базовых кафедрах под руководством ведущих ученых.
Несмотря на введение ЕГЭ и изменение роли собеседования, традиция общения с абитуриентами во время вступительных испытаний сохранена и сегодня. Более того, в некоторых случаях за счет спонсорской поддержки индустриальных партнеров удается принять на обучение несколько наиболее талантливых ребят, которым по каким-то причинам немного не хватило вступительных баллов.
Процесс обеспечения образования в Физтех-школе биологической и медицинской физики (далее — ФБМФ) представляет собой динамическую систему с ежегодной коррекцией программ, учебных модулей, методов и образовательных технологий. ФБМФ осуществляет подготовку
уникальных специалистов — врачей-исследователей для цифровой медицины. Уникальность заключается в мультидисциплинарной подготовке специалистов, получающих фундаментальное физико-математическое, химико-биологическое и классическое клиническое образование. Данное сочетание позволяет выпускникам глубоко понять молекулярно-генетические основы функционирования живой материи и освоить патофизиологические основы клинической медицины [1]. Студенты, обучающиеся по программам ФБМФ, получают фундаментальное техническое образование врачей, дающее системное понимание процессов и развивающее критическое мышление. По своей сути, такое образование не имеет аналогов в РФ и дает возможность подготовить специалистов, которые будут создавать новую модель цифрового здравоохранения, основанную на понимании принципов превентивной персонализированной медицины [2].
Новые условия развития и изменения основываются на анализе потребностей рынка в перспективных и высокотехнологичных направлениях в биомедицине, с 5—10-летним горизонтом планирования. Большую роль в формировании программы играет как мнение руководителей базовых кафедр и организаций, участвующих в учебном процессе на старших курсах и предоставляющих рабочие места выпускникам, так и обратная связь со студентами и выпускниками ФБМФ. Таким образом, в системе образования делается попытка соблюдения баланса мнений представителей всех заинтересованных сторон и участников образовательного процесса.
Система образования, реализуемая в учебных программах ФБМФ, направлена на обучение студентов неординарных и в перспективе составляющих серьезный интеллектуальный ресурс нашей страны и мира, способный обеспечить ее процветание в различных сферах, поэтому работа по обучению, психолого-педагогической поддержке и сопровождению студентов ФБМФ имеет особое стратегическое значение и специфику реализации.
Физтех-школа — это новая система, формализовавшая фактическое объединение образования (факультета) и науки (лабораторий ЦЖС и базовых кафедр), функционирующая с 2016 г. Физтех-школа является следующей ступенью развития сравнительно нового для МФТИ фа-
культета, созданного в 2012 г., — ФБМФ, в названии которого впервые указывается медицина, несмотря на то, что подготовка специалистов для медицинской науки началась еще в 1965 г. с создания кафедры физики живых систем. Уникальность образования подчеркивается тем, что в 2018 г. ФБМФ осуществил первый выпуск врачей с базовым физико-математическим образованием. Это именно те специалисты, которые будут развивать цифровую медицину, внедрять новые решения на основе искусственного интеллекта и прочие инновационные технологии.
Шесть лет успешного функционирования ФБМФ (в 2018 г. МФТИ вошел в лучшие 250 вузов мира по направлению «Науки о жизни» [3]) позволяют показать первые результаты работы. Опыт, приобретенный за это время, позволяет четко сформулировать общую концепцию образования (обучения и развития) и воспитательной работы в рамках ФБМФ. Наработаны знания и приобретены навыки по осуществлению процесса образования и разработке стратегии воспитания обучающихся в ФБМФ, основывающиеся на идее, что образование (обучение плюс воспитание) — это создание условий для развития творческой природы личности, имеющее непрерывный характер и осуществляемое в рамках сотрудничества на всех уровнях обучения в ФБМФ в частности и МФТИ в целом. Специфика контингента Физтех-школы (талантливые, одаренные студенты, победители олимпиад, молодые исследователи) обусловливает специфику в подходах и организации учебной и воспитательной работы (особые программы, инновационные методы, приемы, формы обучения, проектная деятельность) со студентами ФБМФ МФТИ.
Целью высшего профессионального образования является подготовка высококвалифицированного специалиста, отвечающего требованиям современного общества, патриота и гражданина своей страны, нравственного и культурного человека, обладающего широкой эрудицией, профессиональными знаниями, умениями и навыками. Стратегия учебно-воспитательной работы ФБМФ строится на принципах гуманистической парадигмы, в центре которой — образовательная система подготовки профессиональных кадров для развития инноваций в медицине, которая постоянно саморазвивается, самоактуализируется у обучающихся, способных к инновационной деятельности. В свою очередь, самоактуализация (как психологическое образование, для которого сензитив-ным является юношеский возраст) есть следствие процесса инновационного образования, т.е. использование инновационных программ, учебных модулей, исследовательских методик и методов обучения, при педагогической поддержке и со-
провождении профессорско-преподавательского состава и специалистов ФБМФ [3].
Тактика процесса образования в ФБМФ строится на сочетании физико-математической естественнонаучной базы знаний и контекста гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей и разворачивается в учебной, научной, творческой и общественной деятельности обучающихся. Сущность образовательного процесса в ФБМФ (обучения и педагогической поддержки (сопровождения) состоит в создании особых условий, при которых актуализируется потребность в использовании полного потенциала личности через осознание обучающимися смыслов своей жизни, обогащение и реализацию субъектного и профессионального научного опыта, отраженного в принятии творческих решений в инновационной деятельности.
Поскольку феномен «инновационная деятельность» своей основой имеет творческий процесс, направленный на экстраполяцию результатов научной деятельности (либо иных научно-технических достижений в новый продукт, имеющий целью достижение качественно нового или улучшенного результата, используемого в практике), творчество как результат и процесс инновационной деятельности есть основа понятия «самоактуализация». Для решения любых творческих задач, в том числе научных, с применением инновационных методов, необходимо актуализировать весь профессионально-личностный потенциал обучающегося, влекущий за собой качественно новые преобразования личности. Можно с уверенностью говорить, что именно инновационная деятельность — это целенаправленные изменения, преобразования различных сторон личности, отражающиеся не только в форме и структуре личности обучающегося, но и в сфере его профессионального развития.
Процесс научного творчества — это процесс, разворачивающийся от создания идеи до ее воплощения, а инновации являются результатом этого процесса (отсюда «творчество» и «инновационная деятельность» — понятия одного порядка). Следовательно, обучающиеся, чья деятельность направлена на реализацию своих научных (творческих) идей, осуществляют ее в рамках инновационной деятельности. Понятие «инновация» можно истолковывать по-разному. Его значение — это создание нового востребованного направления в медицине. Инновация — это и процесс творения, и сам продукт творчества. Другими словами, научная деятельность обучающихся и есть творчество, и она (деятельность) особенна, если результатом ее становятся новые научные открытия и достижения, что, как пра-
вило, создает педагогические и психологические условия подготовки кадров для развития инноваций в медицине с учетом личностно ориентированного подхода к новым исследованиям.
Таким образом, можно констатировать, что студенты, имеющие в своей личностной структуре творческий потенциал и способные к творчеству, способны и к инновационной деятельности и развитию. Процесс обучения будущих специалистов, получающих образование по программам ФБМФ, содержащих в себе инновационные компоненты и модули (система аналитических семинаров), разворачивается на основе современной материально-технической базы, осуществляется в лабораториях с новейшим медицинским оборудованием, с применением инновационных методов, направлен на развитие процесса творческого личностного и профессионального саморазвития; обусловливает развитие способности к самоактуализации и, как следствие, способности к инновационной деятельности.
Чтобы подтвердить тот факт, что учебные программы, по которым обучаются студенты ФБМФ, направлены на развитие способности к инновационной деятельности у обучающихся по магистерским и бакалаврским программам ФБМФ (включая экспериментальные (группу с реализацией концепции тьюторства и с реализацией программы двойного образования (группы «Медицина + физика / математика»)), мы провели исследование, результаты которого (равно как и справедливость сделанных нами практических выводов, подтверждаемых результатами исследования) мы планируем более подробно отразить в следующих публикациях.
В целом исследование способности к инновационной деятельности и успешной самоактуализации личности студента, обучающегося по программам ФБМФ, показало, что педагогические и психологические условия подготовки кадров для развития инноваций в медицине с использованием личностно ориентированного подхода представляют более обогащенное содержание образования, основу которого составляют гуманистическое обучение и педагогическая поддержка, осуществляющиеся как диалог-обмен рефлексивным личностным, научным и профессиональным опытом всех участников образовательного процесса (включая профессорско-преподавательский состав и сотрудников МФТИ).
Важное и обязательное условие успешной поддержки самоактуализации личности обучающихся ФБМФ — возникновение качественно нового уровня профессионального и личностного самосознания у студентов ФБМФ. Кроме того, использование в процессе обучения студентов
ФБМФ специальных, особых образовательных мультидисциплинарных программ, составляющих основу фундаментального физико-математического, химико-биологического, классического и клинического образования, а также использование инновационных модулей, направленных на подготовку врачей-исследователей для цифровой медицины, также активизируют способность обучающихся к инновационной деятельности, обусловливает значительные изменения в личной, научной и профессиональной сферах будущего специалиста в области биомедицинских информационных технологий. Эти условия подготовки специалистов позволяют выпускникам глубоко понимать молекулярно-генетичес-кие основы функционирования живой материи, закрепить в сознании представление о патофизиологических основах клинической медицины и способность создавать новую модель цифрового здравоохранения, основанную на принципах превентивной персонализированной медицины.
Основами психолого-педагогического и теоретического подхода в настоящем исследовании являются установление закономерностей проявлений профессиональной подготовки специалистов для развития инноваций в медицине, условий и обстоятельств, способствующих развитию инноваций в медицине, а также изучение процессов, обеспечивающих такие связи. Это позволяет через поведенческие реакции проникать в причину, природу и особенности профессиональной подготовки специалистов в медицине для развития инноваций.
Список литературы
1. Ласкин A.A., Подвойский В.П., Мирзоева ИА. Соотношение конструктивных и деструктивных тенденций развития в процессе профессионального становления специалиста // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2015. Т. 4. № 5. С. 718—723.
2. Мелерзанов A.B., Александрова О.Ю., Свистунов A.A. Подготовка кадров для цифрового здравоохранения // Сеченовский вестник. 2017. № 3 (29).
3. Мелерзанов A.B., Алмазов АЛ., Трунин Л.О., Римская БЛ., Александрова О.Ю. Подготовка кадров для цифрового здравоохранения и анализ стандартов // Врач и информационные технологии. 2020. № 2. С. 64—71.
4. Васильева Т.П., Мелерзанов A.B., Алмазов A.A., Васильев М.Д., Александрова О.Ю. Оценка инно-вационности технологий здоровьесбережения населения // Врач и информационные технологии. 2020. № 2. С. 6—20.
5. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / под ред. С.Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.