Научная статья на тему 'Педагогические и методические условия формирования познавательной самостоятельности у студентов гуманитарных специальностей на основе дидактической компьютерной среды'

Педагогические и методические условия формирования познавательной самостоятельности у студентов гуманитарных специальностей на основе дидактической компьютерной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батдалова Юлдуз Измутдинова

Формирование познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения сложна и многообразна, так как курс на активную самостоятельную учебную деятельность студентов становится основой подготовки современного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батдалова Юлдуз Измутдинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические и методические условия формирования познавательной самостоятельности у студентов гуманитарных специальностей на основе дидактической компьютерной среды»

УДК 378.01

Ю. И. Батдалова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЫ

Быстрое развитие компьютерных технологий и возрастание их роли в учебном процессе вуза требует пересмотра подхода к обучению в целом. Очевидно, что эффективность процесса обучения в настоящее время зависит от того, насколько глубоко интегрируются новые технологии обучения в уже привычные, традиционные технологии. Поэтому необходимо детальное изучение влияния компьютерных технологий на такую качественную характеристику познавательной деятельности как познавательная сам остояте льно сть.

Введение в научный оборот терминов «дидактическая компьютерная среда» (ДКС), «дидактическая информационная среда» (ДИС) и «информационная образовательная среда» (ИОС) требует выявления структуры каждого из этих педагогических конструктов, а также их взаимоотношений. Предлагаем обобщенную структуру информационной среды (рис. 1).

Под дидактической компьютерной средой нами понимается совокупность условий, реализуемых компьютером в качестве специально разработанного педагогического программного продукта предметной области учебной дисциплины для развертывания самостоятельной учебно-познава-

тельной деятельности студентов на основе ее самостоятельного проектирования, интегрирующей в себе как компоненты деятельности обучающего, так и компоненты деятельности учащегося

Под дидактической информационной средой понимается информационная среда, включающая средства обучения, базирующиеся на новых информационных технологиях, и информацию научного и учебного характера, как входящую в официально признанное и зафиксированное в виде учебных программ содержания обучения, так и дополнительную информацию [2].

Состояние современного образования и тенденция развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования, главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды. Информационно-образовательная среда рассматривается как одно из условий достижения нового качества образования.

Информационно-образовательная среда - это системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера [1].

Глубокие изменения, происходящие в социальной и экономической жизни общества, неизбежно влекут повышение требований к качеству подготовки выпускников высшей школы. Сущность новых требований к организации обучения в вузе состоит в создании условий, обеспечивающих последующую эффективную профессиональную деятельность с учетом быстрого изменения содержания труда и необходимости эффективного обновления прикладных знаний.

Для реализации этих требований необходимо изменить подходы к организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности (СУПД) студентов, поскольку эффективная организация таковой способна не только создать условия для повышения качества обучения, но и для развития профессионально значимых качеств личности, творческих способностей, самостоятельности и активности, т. е. способствовать становлению и развитию профессиональной компетентности.

Основная стратегия вузовской дидактики должна состоять в создании психолого-дидактических условий порождения интеллектуальной инициативы и активизации мышления студентов в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Это обусловит развитие их познавательной самостоятельности.

Познавательная самостоятельность в вузе выступает в двуедином качестве: во-первых, от уровня ее сформированное™ зависит успешность обуче-

иия в вузе в силу специфики такового, во-вторых, чем выше уровень познавательной самостоятельности выпускника, тем выше его профессиональная компетентность.

Для успешного овладения гуманитарными профессиями в вузе человек должен обладать ярко выраженным вербальным типом интеллекта. Гуманитарий характеризуется широтой познавательных интересов, эрудированностью, хорошо владеть языком, иметь богатый словарный запас, уметь правильно его использовать, точно соотносить конкретные и абстрактные понятия и иметь в целом высокоразвитое абстрактное мышление.

Все факторы, влияющие на формирование познавательной самостоятельности личности обучающегося, на наш взгляд, можно сгруппировать в четыре блока:

1: Природно-биологические данные человека.

2. Социальные условия,

3. Довузовская подготовка.

4. Вузовская педагогическая система.

Взаимосвязь выделенных блоков отражена на рис. 2.

Рис, 2. Факторы, влияющие на формирование познавательной самостоятельности личности обучающегося и их взаимосвязь с содержательной стороной.

Рассмотрим каждый блок с содержательной стороны.

Природно-биологические данные человека. Они характеризуются индивидуальностью, обучаемостью, способностями, интеллектом, интуицией, фантазией, воображением, определенными чертами характера и т. п. Все перечисленные качества имеют существенное значение для формирования познавательной самостоятельности.

Для процесса формирования познавательной самостоятельности особенно важны следующие проявления индивидуальности: темперамент, тип мышления, задатки, особенности психической деятельности.

Несомненно, для формирования познавательной самостоятельности существенное значение играют способности.

Природно-биологические данные человека выступают основой формирования характера, его дальнейшего развития и саморазвития.

Социальные условия. Образование как общественная функция отражает изменения в обществе. Можно сказать, что уровень развития системы образования есть следствие или результат определенного уровня развития общества. Однако есть и обратная связь. Сама система образования оказывает влияние на общество и на его развитие. Оно может ускорять или тормозить развитие общества. И в этом смысле изменения в образовании являются не только следствием, но и необходимым условием дальнейшего общественного развития.

Процесс становления личности в социокультурной среде осуществляется через систему образования. Образование служит уникальным трансфером целей развития общества, поэтому ключевыми должны стать такие преобразования, которые приведут к новой образовательной системе, целью которой должно стать сохранение и развитие творческого потенциала каждой личности.

Поскольку образование сегодня рассматривается как пожизненный непрерывный процесс, оно требует и непрерывных инноваций.

Для нашего исследования несомненный интерес представляет те инновации, которые позволяют решать проблему формирования познавательной самостоятельности обучающихся. Эти инновации, прежде всего, касаются содержания образования, системы отношений «преподаватель-студент», методов и форм обучения и др.

Довузовская подготовка. Этот фактор мы рассматриваем с позиции «подготовленность» и «готовность» обучаемых к дальнейшему развитию и обучению, т. е. наличия у субъекта учения определенных личностных качеств, теоретических знаний, практических навыков и умений, позволяющих успешно решать новые образовательные задачи.

Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития.

Вузовская педагогическая система. Назначение вузовской педагогической системы заключается в обеспечении личности таким уровнем образования, который не только сохраняет, но и развивает ее познавательную самостоятельность.

В последнее время самым надежным методологическим ориентиром в теории развития личности выступает системный подход.

Мы считаем, что решение проблемы формирования познавательной самостоятельности обучающихся может быть осуществлено только на системной основе.

Рассматриваемая нами проблема также базируется на системном подходе. При этом выявляются педагогические и методические условия формирования познавательной самостоятельности студентов гуманитарных специальностей на основе дидактической компьютерной среды.

Для определения этих условий определим «ядро» дидактической компьютерной среды. В формировании такого ядра решающую роль играют ресурсы, которые условно мы разделили на три группы.

1. Операционная среда, на базе которой реализуется дидактическая компьютерная среда.

2. Информационные ресурсы, к которым относятся электронные издания, книги и пособия, преобразованные в электронную форму, авторские разработки и пособия.

3. Программные ресурсы необходимы для работы с данными материалами, а также для обеспечения нормального функционирования дидактической компьютерной среды. Среди них можно выделить:

- средства для создания текстовых и графических объектов (файлов);

- средства обработки числовой информации;

- средства управления информационными массивами;

- средства поддержания среды в рабочем состоянии;

- средства мониторинга и поддержания деятельности взаимодействующих со средой субъектов.

Для наполнения дидактической компьютерной среды могут быть применены свободно распространяемые продукты, используемые при обучении: текстовые редакторы, средства создания изображений (графические редакторы), средства управления информационными массивами (базы данных СУБД), средства мониторинга и поддержания деятельности взаимодействующих со средой субъектов (Ощ1оок).

Методика использования дидактической компьютерной среды определяется многими факторами: формой организации среды, целью ее использования и т. д.

Реализация методики использования дидактической компьютерной среды (ДКО) приводит к:

- обеспечению формирования профессиональной компетентности;

- обеспечению формирования профессионально значимых качеств личности;

- обеспечению усвоения знаний и привитие навыков и умений;

- обеспечению выполнения квалификационных работ.

В основу методики использования ДКО положена обогащающая модель обучения (воспитания). Реализация этой модели трансформируется в особого рода деятельность преподавателя. Эта деятельность направлена не столько на трансляцию знаний и способов познания, сколько на «выстра-

ивание» с помощью средств учебного материала траекторий обучения для обучающихся с разными типами ментального опыта.

Рассматриваемая методика предполагает использование электронного компонента дидактической компьютерной среды - использование комплекса контролирующих и тестирующих программ, а также программ - тренажеров.

К таким программам относятся программные продукты фирм «1С» и «Кирилл и Мефодий», а также разработанные нами электронные учебнометодические модули по гуманитарным дисциплинам.

По возможности все виды занятий нами проводятся в компьютерном классе, который имеет выход в глобальную сеть Интернет.

Студенты активное участие принимают в создании информационного обеспечения учебного процесса (баз данных, дидактических материалов и мультимедийных проектов по конкретным дисциплинам).

Подобная разработка информационных средств обучения представляет собой, с одной стороны, новый способ передачи знаний, а с другой стороны является средством активизации познавательной самостоятельности обучающихся.

Обязательным условием успешного использования дидактической компьютерной среды является контроль знаний, навыков и умений с использованием компьютерных тестов.

Наличие блока диагностики в дидактической компьютерной среде позволяет реализовать обратную связь.

В разрабатываемой среде должны быть методически обеспечена внешние педагогические условия развития познавательной самостоятельности обучающихся.

Одновременно должны решаться вопросы обеспечения внутренних педагогических условий: участие студентов гуманитарных специальностей в научно-исследовательской работе и направленность их на достижение профессионального успеха.

Библиографический список

1. Баранова, Т. А. Создание современной информационно-образовательной среды образовательного учреждения [Текст] / Т. А. Баранова, О. А. Максимова, А. А. Фомина // Информатика и образование, — 2007. - № 1, - С, 83-85.

2. Нечаев, С. А. Проектирование дидактических информационных сред и методика их применения в высшем профессиональном образовании [Текст]: Авто-реф. .. .канд.пед.наук. / С. А. Нечаев. - Ставрополь, - 2006, - 22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.