Интеллектуальная собственность в профессиональном образовании
УДК / UDC 347.77:37 С. В. Матюшенко,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры криминологии, психологии и педагогики Омской академии МВД России, Россия, Омск, [email protected]
Svetlana Matushenko,
doctor of Pedagogics, associate professor, professor of the Criminology, Psychology and Pedagogics Chair at Omsk Academy of Home Office of Russia, Russia, Omsk, [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
PEDAGOGICAL ACHIEVEMENTS AS INTELLECTUAL PROPERTY
В статье рассмотрены аспекты отнесения результатов интеллектуальной деятельности к интеллектуальной собственности в рамках современной российской образовательной системы.
The paper reflects several aspects of rendering results of intellectual activity to the intellectual property in the present-day Russian educational system.
Ключевые слова: педагогические достижения, интеллектуальная собственность.
Keywords: pedagogical achievements, intellectual property.
По нашему мнению, в педагогике имеются достижения, которые можно отнести к интеллектуальной собственности. Своим возникновением они обязаны педагогам, занимающимся педагогической деятельностью, и представляют собой результаты, продукты и средства этой деятельности. Констатация таких достижений служит вариантом успешного включения педагогики в начавшийся общественно-государственный процесс отнесения результатов интеллектуальной деятельности к интеллектуальной собственности.
Подтверждением существования интеллектуальной собственности в педагогике стало обозначение конкретных педагогических достижений, которые созданы конкретными педагогами и используются в конкретной педагогической деятельности. Данное положение обосновывается существующими в российском законодательстве требованиями к интеллектуальной собственности: авторство (ст. 1259, 1260, 1347, 1410 ГК РФ) и объективная форма (ст. 1259 ГК РФ). В связи с этим нами было проведено исследование, направленное на выявление педагогических достижений, которые можно отнести к интеллектуальной собствен-
ности. Исследование было проведено по материалам педагогической периодической печати (журнал «Педагогика» и газета «Учительская газета») с апреля 1984 г. по июнь 2007 г.
Выявление конкретных педагогических достижений было осуществлено с помощью приема контент-анализа. При целенаправленном поиске самих педагогических достижений единицей их выявления стал такой признак, как результат интеллектуальной деятельности педагога.
По данному признаку нами были проанализированы представления об интеллектуальной собственности в российской педагогической науке конца XX - начала XXI в. по журналу «Педагогика» и газете «Учительская газета». По представлениям, выявленным в журнале «Педагогика», нами было определено 33 педагогических достижения. В газете «Учительская газета» - 316. Таким образом, общий список (фонд) отобранных педагогических достижений включил в себя 349 позиций, т. е. 349 интеллектуальных результатов деятельности педагогов.
По нашему мнению, анализ выявленных педагогических достижений следовало осуществить и по таким позициям: место создания педагогического достижения, отнесенность педагогического достижения к направлению педагогической деятельности, предназначенность его для конкретной учебной дисциплины и классовый порог. Такой анализ дал нам дополнительную обоснованную фактологическую картину того, где и для кого созданы выявленные педагогические достижения. Эти данные, на наш взгляд, явились еще одним убедительным свидетельством существования интеллектуальной собственности в педагогике.
Место создания педагогического достижения нами определяется как вид организации, на территории которой оно появилось. Определе-
Intellectual Property in Professional Education
ние места создания педагогического достижения продемонстрировало нам, работники каких учреждений приняли самое активное участие в создании педагогических достижений.
Анализ выявленных педагогических достижений по представлениям об интеллектуальной собственности в российской педагогической науке конца XX - начала XXI в. по журналу «Педагогика» и газете «Учительская газета» показал, что с апреля 1984 г. по июнь 2007 г. создание педагогических достижений было осуществлено на территории 10 организаций. Результаты исследования представлены в табл. 1.
Полученные результаты позволяют говорить о том, что в исследуемый период педагогические достижения появились на территории различных организаций, но подавляющая их часть была создана в средней общеобразовательной школе (86,29 %). Таким образом, территориальность педагогических достижений определилась как школьная.
Таблица 1
Место создания педагогического достижения (по журналу «Педагогика» и газете «Учительская газета»), %
№ п/п Место создания педагогического достижения Суммарный показатель
1 Средняя общеобразовательная школа 86,29
2 МИРОС 3,87
3 Гимназия 2,93
4 Лицей 2,55
5 Дворец пионеров (Дом творчества) 1,79
6 Школа-интернат 1,60
7 ПТУ 0,56
8 АПН СССР 0,23
9 РГМУ 0,09
10 МГУ 0,09
Отнесенность педагогического достижения к направлению педагогической деятельности -еще одна важная позиция нашего анализа выявленных педагогических достижений, которая дала нам представление о том, в рамках каких направлений педагогической деятельности были подготовлены педагогические достижения.
Данная деятельность нами была осущест-
влена в два этапа. Сначала с помощью метода контент-анализа нами было проведено градуирование выявленных педагогических достижений по представлениям об интеллектуальной собственности в российской педагогической науке конца XX в. - начала XXI в. на предмет определения направлений педагогической деятельности, в рамках которых были представлены педагогические достижения в исследуемый период. Таких направлений оказалось три: деятельность по обучению, деятельность по воспитанию, внеклассная деятельность.
Затем все выявленные педагогические достижения были нами проанализированы по направлениям педагогической деятельности. По журналу «Педагогика» и газете «Учительская газета» были получены следующие результаты (табл. 2).
Таблица 2
Отнесенность педагогического достижения к направлению педагогической деятельности (по журналу «Педагогика» и газете «Учительская газета»), %
№ п/п Направления педагогической деятельности по градуированию Суммарный показатель
1 Деятельность по обучению 84,48
2 Деятельность по воспитанию 12,78
3 Внеклассная деятельность 2,74
Мы видим, что педагогические новшества педагогов в исследуемый период были созданы всего по трем направлениям педагогической деятельности, и подавляющее их большинство (84,48 %) было предназначено для осуществления успешной деятельности по обучению.
В связи с тем, что для деятельности по обучению выявилось больше всего педагогических достижений, мы сочли необходимым произвести анализ предназначенности педагогического достижения для конкретной учебной дисциплины.
Предназначенность педагогического достижения для конкретной учебной дисциплины -существенная позиция нашего анализа. С ее помощью мы смогли составить перечень тех учебных дисциплин, которые стали объектом внимания педагогов в плане их интеллектуализации. Основной единицей анализа при определении предназначенности педагогического достижения для конкретной учебной дисциплины стал
Интеллектуальная собственность в профессиональном образовании
общий список классических учебных дисциплин, преподаваемых в общеобразовательной школе в исследуемый период. Анализ предназначенности педагогического достижения для конкретной учебной дисциплины был осуществлен по всем педагогическим достижениям, выявленным по представлениям об интеллектуальной собственности в российской педагогической науке конца XX - начала XXI в. Результаты исследования по журналу «Педагогика» и газете «Учительская газета» представлены в табл. 3.
Таблица3
Предназначенность педагогического достижения для конкретной учебной дисциплины (по журналу «Педагогика» и газете «Учительская газета»), %
Таким образом, для 24 основных учебных дисциплин были созданы педагогические достижения, самое же большое их количество предназначалось для математики (18,18 %). Следовательно, в исследуемый период достаточное количество учебных дисциплин подверглось интеллектуализации.
В процессе анализа выявленных педагогических достижений по представлениям об интеллектуальной собственности в российской педагогической науке конца XX - начала XXI в. по журналу «Педагогика» и газете «Учительская газета» было установлено, что педагогические достижения появлялись и по новым для школы учебным дисциплинам. Результаты исследования представлены в табл. 4.
Таблица4
Предназначенность педагогического достижения для новой учебной дисциплины (по журналу «Педагогика» и газете «Учительская газета»), %
№ п/п Предназначенность педагогического достижения для новой учебной дисциплины Суммарный показатель
1 Экология 1,79
2 Информатика 1,17
3 Граждановедение 1,01
4 Логика 0,54
5 ОБЖ 0,54
6 Риторика 0,54
7 Технология 0,54
8 МХК 0,46
9 Экономика 0,46
10 Культура общения 0,15
11 Этика 0,07
12 Предпринимательство 0,07
Мы видим, что для 12 новых учебных дисциплин были созданы педагогические достижения. Среди них выделяются три учебных дисциплины: экология (1,79 %), информатика (1,17 %) и граждановедение (1,01 %). Таким образом, выявленные в исследуемый период по представлениям об интеллектуальной собственности в российской педагогической науке конца XX - начала XXI в. педагогические достижения в общей сложности предназначались для 35 учебных дисциплин.
№ п/п Предназначенность педагогического достижения для конкретной учебной дисциплины Суммарный показатель
1 Математика 18,18
2 Русский язык 11,81
3 Литература 10,25
4 История 4,85
5 Физика 4,38
6 Химия 4,06
7 Английский язык 2,97
8 Изобразительное искусство 2,73
9 География 2,26
10 Биология 2,11
11 Геометрия 1,72
12 Музыка 1,56
13 Физкультура 0,93
14 Природоведение 0,54
15 Трудовое обучение 0,54
16 Немецкий язык 0,46
17 Обществоведение (обществознание) 0,31
18 Алгебра 0,15
19 Французский язык 0,15
20 Чтение 0,15
21 Астрономия 0,15
22 Татарский язык 0,07
23 Черчение 0,07
24 Якутский язык 0,07
Intellectual Property in Professional Education
Анализ по признаку классового порога -еще один традиционный момент при оценке деятельности по обучению. Возрастные различия требуют дифференцированного подхода к ученикам разных классов, поэтому нами был проведен анализ выявленных педагогических достижений и по этому критерию.
О результатах исследования выявленных педагогических достижений по представлениям об интеллектуальной собственности в российской педагогической науке конца XX - начала XXI в. по журналу «Педагогика» и газете «Учительская газета» по классовому порогу нам дает представление табл. 5.
Таблица 5
Классовый порог педагогического достижения (по журналу «Педагогика» и газете «Учительская газета»), %
N п/п Классовый порог педагогического достижения Суммарный показатель
Ї 1-й класс 12,05
2 2-й класс 12,98
3 3-й класс 14,47
4 4-й класс 4,22
5 5-й класс 13,38
B 6-й класс 17,29
7 7-й класс 19,71
В 8-й класс 12,44
9 9-й класс 16,82
10 10-й класс 19,32
ЇЇ 11-й класс 8,29
Можно отметить, что для всех классов средней общеобразовательной школы были созданы педагогические достижения. Наибольшее их количество создано для 7-го класса (19,71 %), а наименьшее - для 4-го класса (4,22 %).
Таким образом, анализ на предмет выявления педагогических достижений по представлениям об интеллектуальной собственности в российской педагогической науке конца
XX - начала XXI в. по журналу «Педагогика» и газете «Учительская газета» свидетельствует о том, что в исследуемый нами период было представлено 349 педагогических достижений. Подавляющее большинство их создано в средней общеобразовательной школе для осуществления деятельности по обучению во всех классах общеобразовательной школы по 35 учебным дисциплинам.