Научная статья на тему 'Педагогические аспекты социально-экономического образования детей в учреждении дополнительного образования'

Педагогические аспекты социально-экономического образования детей в учреждении дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"CULTURE IS A CULTURE-EDUCATION" / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОГРАММА «ЭКОНОМИКА-КУЛЬТУРА-ОБРАЗОВАНИЕ» / ШКОЛА МОЛОДОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / SOCIO-ECONOMIC EDUCATION OF CHILDREN IN THE INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION / ECONOMIC SOCIALIZATION / SCHOOL OF YOUNG BUSINESSMAN / METHODICAL PROVISION OF ADDITIONAL ECONOMIC EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Г. А.

В данной статье рассматриваются педагогические аспекты экономического образования детей как одного из важнейших факторов экономической социализации. Выпускники школ сегодня слабо защищены на рынке труда и рискуют оказаться перед угрозой безработицы. Овладеть экономическими знаниями и умениями, освоить современные формы и методы хозяйствования, организовать свое дело, а также реализовать потребность в достижении экономической самостоятельности и социальной защищенности помогут учащимся педагогические коллективы учреждений дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF SOCIAL AND ECONOMIC EDUCATION IN THE INSTITUTION OF FURTHER EDUCATION

This article discusses the pedagogical aspects of the economic education of children as one of the most important factors of economic socialization. High school graduates today are poorly protected labor market and at risk of facing the threat of unemployment. Master the economic knowledge and skills to master the modern forms and methods of management, to organize their work and realize the need to achieve economic independence and social security to help students pedagogical collectives of institutions of supplementary education.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты социально-экономического образования детей в учреждении дополнительного образования»

несовместимой с ними стрессовой ситуацией становится источником эмоционального напряжения, ведущего к нарушению здоровья. Необходимо уметь справляться с негативными эмоциями, сложными жизненными ситуациями. Для этого нужно развивать стрессоустойчивость, т.е. владеть основами саморегуляции (самореабилитации). И это, как мы утверждали ранее, касается, в первую очередь, учителей.

Как показывает практика, необходимо создавать условия для того, чтобы учитель мог полноценно и целенаправленно пользоваться имеющимся у него потенциалом, обратить его на пользу для себя и для повышения качества свой профессиональной деятельности.

Под саморегуляцией мы понимаем свойство личности сохранять свою целостность, равновесие в процессе жизнедеятельности.

Различают компенсаторную и продуктивную функции саморегуляции.

Компенсаторная функция или самореабилитация чаще используется для восстановления физического и психического потенциала личности до состояния прежней нормы активности.

Продуктивная функция предполагает открытие в себе новых свойств, качеств, смыслов, дающих толчок к поддержанию устойчивости личности.

В этом случае, рассматривая личность учителя, важно, чтобы он уже владел способностью осознанно восстанавливаться до своей обычной нормы, т.е. владел приемами само-реабилитации. Следующим шагом будет поиск выхода за пределы своей прежней нормы, умение найти новый уровень своего физического и психического потенциала.

Интересным опытом работы является программа семинара для педагогов «Овладение основами саморегуляции», реализуемая автором статьи в ГОУ Центре образования № 1480 г. Москвы. Программа рассчитана на восемь занятий, которые направлены на освоение теоретических и практических основ и навыков саморегуляции. Особенность программы состоит в

том, что в её основе лежит рефлексивный подход к изучению участниками самих себя, своих состояний, поведенческих реакций и пр. Это позволяет каждому педагогу найти свой путь достижения саморегуляции. В результате, на последнем занятии проводится работа участников над составлением собственной программы развития саморегуляции.

Цель программы: актуализировать у педагогов потребность в управлении физическими и психическими процессами, помочь освоить способы и навыки развития саморегуляции.

Задачи:

1. Создать у педагогов положительную мотивацию на овладение навыками саморегуляции.

2. Выявить типичные проблемы неустойчивости эмоционального состояния у педагогов.

3. Познакомить с системой знаний по вопросам саморегуляции.

4. Помочь освоить навыки самореабелитации: релаксации, сосредоточения, самовнушения, рефлексии и др.

5. Раскрыть механизм развития продуктивного уровня саморегуляции.

6. Создать условия для построения каждым участником индивидуальной программы развития саморегуляции.

В ходе проведения занятий были организованы как теоретические, так и практические занятия. Большим спросом у педагогов пользовались индивидуальные консультации.

Результатом работы стало улучшение самочувствия и эмоционального состояния участников. В школе значительно уменьшилось количество конфликтов между участниками образовательного процесса: учащимися, педагогами, родителями. Психологическая атмосфера благоприятная. У педагогов появилась потребность в дальнейшем движении по пути развития саморегуляции. Участники семинара разработали свои индивидуальные программы.

Библиографический список

1. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: 1997.

2. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР-СЭ, 2006.

3. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1995. - № 1,

4. Либина, А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными ситуациями? / А. Либина, А. Либин // Стиль человека: психологический анализ. - М.: Смысл, 1998.

5. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. - М., 1997.

6. Гришина, Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению // Психические состояния (экспериментальная и прикладная психология). - СПб., 1996. - Вып. 10.

7. Либина, Е.В. Эмоциональная компетентность: Психологический словарь/под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Москва, 1997.

Bibliography

1. Maslou, A. Daljnie predelih chelovecheskoyj psikhiki. - SPb.: 1997.

2. Bodrov, V.A. Psikhologicheskiyj stress: razvitie i preodolenie. - M.: PER-SEh, 2006.

3. Ancihferova, L.I. Lichnostj v trudnihkh zhiznennihkh usloviyakh: pereosmihslivanie, preobrazovanie situaciyj i psikholo-gicheskaya zathita // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 1995. - № 1,

4. Libina, A. Stili reagirovaniya na stress: psikhologicheskaya zathita ili sovladanie so slozhnihmi situaciyami? / A. Libina, A. Libin // Stilj chelo-veka: psikhologicheskiyj analiz. - M.: Smihsl, 1998.

5. Abuljkhanova-Slavskaya, K.A. Strategiya zhizni. - M., 1997.

6. Grishina, N.V. K voprosu o predraspolozhennosti k konfliktnomu povedeniyu // Psikhicheskie sostoyaniya (ehksperimen-taljnaya i prikladnaya psikhologiya). - SPb., 1996. - Vihp. 10.

7. Libina, E.V. Ehmocionaljnaya kompetentnostj: Psikhologicheskiyj slovarj/pod redakcieyj A.V. Petrovskogo, M.G. Yaro-shevskogo. - Moskva, 1997.

Статья поступила в редакцию 31.05.11

УДК 372.2.03

Vasileva G.A. PEDAGOGICAL ASPECTS OF SOCIAL AND ECONOMIC EDUCATION IN THE INSTITUTION OF FURTHER EDUCATION. This article discusses the pedagogical aspects of the economic education of children as one of the most important factors of economic socialization.

High school graduates today are poorly protected labor market and at risk of facing the threat of unemployment. Master the economic knowledge and skills to master the modern forms and methods of management, to organize their work and realize the need to achieve economic independence and social security to help students pedagogical collectives of institutions of supplementary education.

Key words: socio-economic education of children in the institution of additional education, economic socialization, "Culture is a culture-education", School of young businessman, methodical provision of additional economic education of children.

Г.А. Васильева, соискатель Института управления образованием РАО, г. Москва, Е-mail: vga05@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматриваются педагогические аспекты экономического образования детей как одного из важнейших факторов экономической социализации.

Выпускники школ сегодня слабо защищены на рынке труда и рискуют оказаться перед угрозой безработицы. Овладеть экономическими знаниями и умениями, освоить современные формы и методы хозяйствования, организовать свое дело, а также реализовать потребность в достижении экономической самостоятельности и социальной защищенности помогут учащимся педагогические коллективы учреждений дополнительного образования.

Ключевые слова: социально-экономическое образование детей в учреждении дополнительного образования; экономическая социализация; программа «Экономика-культура-образование»; школа молодого предпринимателя; методическое обеспечение системы дополнительного экономического образования детей.

Процесс социально-экономических преобразований рос- содержания социально-экономического образования и воспи-

сийского общества дал импульс для развития интереса и потребности в экономических знаниях у подрастающего поколения, стремление определить свои возможности активного участия в экономической деятельности, развивающейся на рыночных принципах. Однако недостаточная экономическая, правовая, психологическая подготовленность молодежи к вхождению в рыночные отношения приводит к тому, что большинство выпускников школ оказываются наименее защищенными на рынке труда и потенциально рискуют оказаться перед угрозой безработицы. Это обусловило новый социальный заказ системе образования - развитие адекватного современным рыночным отношениям уровня экономического образования детей. Оно должно стать предпосылкой не только успешного профессионального самоопределения молодежи, но и подготовить к активному самостоятельному участию в практической деятельности.

Значительную помощь детям в овладении новыми экономическими знаниями и умениями, в освоении современных форм и методов хозяйствования, в организации своего дела, реализации потребности в достижении экономической самостоятельности о социальной защищенности призваны оказать педагогические коллективы различных образовательных структур и в значительной степени учреждения дополнительного образования (далее УДО).

Включение УДО в процесс экономической подготовки детей и молодежи обусловлено рядом обстоятельств, среди которых особое место занимает фиксируемое во всем мире возрастание роли неформального образования, нацеленного на создание условий для удовлетворения постоянно меняющихся образовательных потребностей детей, предоставления каждому реальной возможности творческой самореализации. Эти учреждения активно включились в творческий поиск и разработку конструктивного варианта организации социально-экономического образования и воспитания учащихся, отвечающих новым требованиям общественного производства и рыночной экономики, в условиях которой возрастает роль таких социальных ценностей как компетентность, профессионализм.

Научно-методическое обоснование процесса экономической подготовки детей в УДО, вариантов педагогических технологий этого процесса, а также разработка целостной педагогической системы такой подготовки опиралось на следующие методологические положения:

- экономическое образование призвано стать необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности, предпосылкой успешной работы практически во всех сферах и отраслях хозяйства; неотъемлемой составной частью культурного облика современного молодого человека;

- возрастает потребность общества в активной деятельности учреждений образования по обновлению и обогащению

тания, направленных на формирование нового экономического мышления, экономической культуры, развития предприимчивости, инициативы, способности принимать нестандартные решения в разнообразных ситуациях экономической и социальной деятельности.

Мы разделяем точку зрения Дробышевой Т.В., которая под «Социально-экономической подготовкой учащихся в широком смысле рассматривает процесс и результат усвоения ими социальных и экономических знаний и умений, формирование качеств личности, мышления, соответствующих уровню экономического развития общества, включение в социальные отношения, свойственные работнику современного производства» [1, с.7].

Целью социально-экономического образования и воспитания учащихся является содействие экономической социализации подростков и юношества как одного из важнейших условий их профессионального и социального становления.

Основными задачами, которые призваны, решать педагогические коллективы УДО, являются:

- вооружение учащихся дополнительными социальноэкономическими знаниями и умениями, способствующими их профессиональному самоопределению и продолжению экономического образования;

- воспитание свободного человека - собственника, хозяина, главного субъекта экономических отношений, умеющего рассчитывать и прогнозировать свою деятельность с точки зрения экономической целесообразности и результативности;

- развитие деловитости, творческого потенциала, способностей к предпринимательской деятельности, воспитание культуры деловых отношений;

- формирование поколения, с положительным мотивационно-ценностным отношением к коренным демократическим преобразованиям в обществе, частной собственности, конкуренции и другим ценностям рыночной экономики.

Экономическая подготовка в УДО - это новая форма, рожденная самой жизнью, потребностями общества. Ее цель не просто «экономический ликбез», но получение знаний, которых школа не может дать в рамках лимита или отсутствия часов на экономические дисциплины. Задача дополнительного экономического образования, по утверждению Васильева Ю.К. «не конкурировать с общеобразовательной школой, а дополнять ее, используя свой специфический потенциал и возможности» [2, с. 6].

Учреждения и объединения дополнительного образования имеют по сравнению со школой ряд существенных преимуществ и дополнительных возможностей для более целенаправленной и разносторонней социально-экономической подготовки детей. Среди них можно выделить следующие: добровольность участия в деятельности, сотрудничество детей и

взрослых, реализуемое в деловых и неформальных отношениях, совместной предметной деятельности; обеспечение гармонии свободных интересов и организационных форм многоролевой, разнообразной деятельности; гибкость и вариативность образовательных программ; отсутствие жесткой регламентации и государственной стандартизации деятельности, открывающих простор для инноваций, педагогического творчества и экспериментирования; более оперативное обновление знаний и социального опыта учащихся; привлечение и использование в обучении специалистов различных областей знаний, преподавателей Вузов, практических работников.

Реализация этих возможностей УДО позволяет обеспечить право молодежи на дополнительное экономическое образование, выбор ею доступного по уровню, возрасту и интересам обучения, равный доступ желающих к экономическим знаниям.

Программа «Экономика - культура - образование».

Практическая реализация рассмотренных выше подходов к социально-экономической подготовке детей в УДО была осуществлена в рамках городской целевой программы «Эко-номика-культура-образование». Эта программа является социально-педагогической инициативой, реализуемой на базе Государственного образовательного учреждения Центр творческого развития и гуманитарного образования «Экономика-культура-образование» (далее Центр «ЭКО»), созданного Московским департаментом образования в 1993 г.

Основная цель программы - развитие системы социальноэкономического образования детей в условиях УДО.

В основе программы лежат следуютттие идеи:

- создание новых форм и методов экономического образования и воспитания в сфере дополнительного образования детей;

- поиск путей педагогически целесообразного соединения таких направлений деятельности УДО как культура, творчество и изучение основ бизнеса в экономической подготовке учащихся;

- создание системы вариативного, разноуровнего и разновозрастного обучения, ориентированного на массовую до-профессиональную экономическую подготовку детей;

Базовой формой экономической подготовки учащихся в Центре является «Школа молодого предпринимателя». Комплект программ Школы разработан преподавателями и методистами Центра и включает не только экономические дисциплины - основы рыночной экономики, менеджмента и маркетинга, но и основы информатики, правовые основы предпринимательской деятельности, коммуникативную компетент-

- формирование у учащихся моделей экономического поведения, адекватных российским социально-экономическим реалиям и культурным традициям, менталитету;

Организация педагогического опыта на основе вышеизложенных идей, позволила создать целостную систему дополнительного экономического образования детей, с учетом его видового многообразия и мотивации детей разных возрастных групп.

Основные направления видов деятельности Центра по реализации программы: аналитическое, учебно-

образовательное, научно-методическое, консультативное, редакционно-издательское.

Содержание образовательной и воспитательной деятельности нашло отражение в авторской брошюре «Примерная программа социально-экономического образования учащихся в учреждении дополнительного образования» М., ММЮЦ, 2008 [3]. Программа была разработана на основе анализа массового и передового педагогического опыта экономического образования детей, а также опиралась на результаты проводимой в течении ряда лет экспериментальной работы в этом направлении педагогического коллектива Центра «ЭКО».

Объектом образовательной деятельности являются дети в возрасте от 5 до 17 лет. Содержание образования и воспитания характеризует целостность и непрерывность, гибкость форм обучения, творческий подход к реализации учебных программ. При разработке данного программного комплекса учитывались психологические особенности экономической социализации детей на разных этапах детства [4]. Содержательный блок программного комплекса может быть освоен за счет введения специальных курсов для различных возрастных категорий учащихся и предусматривающий передачу учащимся базовых знаний о домашней семейной экономике, основах предпринимательства (1-9 кл.), подготовку к производственно-экономической деятельности, успешной социализации на рынке труда в условиях рыночной экономики (9-11 кл.). Выделенные на изучение курсов часы включают как лекционные, так и практические занятия. Учебные теоретические курсы сочетаются с организацией практикоориентированной деятельности учащихся (стажировки в студенческих компаниях, участие в конкурсах бизнес-проектов, рефератов, олимпиадах по экономике и т.д.), досуговыми формами работы (экономический клуб «Слово и дело»).

ность предпринимателя и английский язык для делового общения. Экономические курсы охватывают знания не только теории дисциплины, но и практический тренинг с использованием комплекса компьютерных экономических игр. Программы носят вариативный характер и зависят от уровня подготовки учащихся и продолжительности обучения.

Учебная базисная матрица УДО (образовательная область «Экономика»)

Содержание обучения Количество часов в течении учебного года

Дошк. Мл. шк. 5-7 кл. 8-9 кл. 9-11 кл.

Экономика для дошкольников 72

Путешествие в страну Экономию 72

Экономика семьи 56

Основы предпринимательской деятельности 34

Основы рыночной экономики (Школа молодого предпринимателя) 192

Учебно-тематический план «Школы молодого предпринимателя»

№ п/п Программа Кол-во часов на учебный год

1 Основы рыночной экономики 50

2 Коммуникативная компетентность предпринимателя 30

3 Правовые основы предпринимательской деятельности 18

4 Основы маркетинга 20

5 Основы менеджмента 16

6 Основы информатики 18

7 Английский язык для делового общения 40

Итого: 192

На занятиях по курсу «Основы информатики» учащиеся приобретают практические навыки самостоятельной работы на компьютере и обучаются эффективному менеджменту и маркетингу в моделированной рыночной среде на основе пакета специализированных компьютерных программ.

Большое значение для будущего предпринимателя имеют знание правовых основ предпринимательской деятельности, этических основ деловых и межличностных отношений между участниками рыночных отношений. Эти знания являются важнейшим условием успешной деятельности цивилизованных предпринимателей.

В арсенале современного предпринимателя непременно должно быть знание иностранного языка. Задача курса «Английский язык для делового общения» - развитие навыков устной экономической лексики, умений вести ситуационные диалоги.

По итогам обучения в Школе молодого предпринимателя дети принимают участие в олимпиадах по экономике, конкурсе рефератов и в репетиционных экзаменах в Высшую школу экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опыт реализации городской программы «Экономика-культура-образование» в 2003-2010гг. показал, что основные направления и механизмы выполнения программных мероприятий определены правильно и позволяют получить социально значимые результаты: создана Концепция экономического образования детей в учреждении дополнительного образования: определены содержание и формы экономической подготовки в УДО, учитываютттие его педагогический потенциал: теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия реализации программы, сформировано и развивается организационное, научное и учебнометодическое, психолого-педагогическое сопровождение процессов в рамках программной деятельности.

Педагогические условия оптимизации процесса экономического

образования детей в УДО.

Реализация задач социально-экономической подготовки детей в Центре сопровождалась поиском новых подходов к организации учебного процесса, форм соединения теории и практики, максимального учета дополнительных возможностей и специфики УДО. Этот педагогический поиск опирался, конечно, не на стихийно организованный опыт, а на серьезные теоретические и научно-методические разработки, которые являлись результатом взаимодействия научного руководителя, методистов и всего педагогического коллектива Центра. Эти разработки позволили выделить наиболее значимые для оптимизации процесса экономического образования детей в УДО педагогические условия: разработка и использование методов психолого-педагогической диагностики; информационное и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса; взаимодействие с различными структурами педагогически организованной среды.

Новые тенденции в социализации подрастающего поколения требуют от педагога овладения новыми подходами в воздействии на учащихся, которыми важно осуществлять на основе реальной информации об уровне их развития и воспитания. Это актуализирует значение и роль психологопедагогической диагностики в процессе формирования личности ребенка. Особенно диагностическая работа важна в тех областях педагогической деятельности, где многим педагогам приходится овладевать новыми педагогическими технологиями в образовании и воспитании. Это, несомненно, относится к экономическому образованию детей в УДО.

Методическая обоснованность и грамотная организация диагностической работы, по утверждению Козловой Е.В. [5], помогает педагогу не только найти правильные ориентиры в планировании, обосновании цели, разработке содержания и методики подготовки учащихся, но и увидеть ее результативность. В ходе экспериментальной работы в Центре был разработан комплекс методов педагогической диагностики, позволяющий оперативно получать информацию о результатах педагогического воздействия и эффективности процесса обучения детей. В комплект входили следующие разработки: диагностические методики (анкета учащегося, карта определения уровня усвоения основных понятий курса, опросник учащегося, форма для анализа подготовленности преподавателя к ведению курса, форма для анализа результатов применения дидактических средств педагогом, комплексный тест «Рыночная экономика» и др.), разнообразные аттестационные технологии: тестовые задания, задания-задачи на применение знаний, защита проектов, анализ научно-публицистических текстов (документов), написание экономических эссе и др. [6].

Объективная оценка уровня овладения учащимися знаниями и умениями, требуемыми образовательными программами «Школы молодого предпринимателя», глубины и прочности, осознанности этих знаний способствовала получению данных для совершенствования образовательного процесса и педагогически обоснованного его прогнозирования.

Успешность овладения учащимися знаниями в любой образовательной области во многом определяется ее информационной и методической разработанностью, методической подготовленностью педагога [7].

Методическая деятельность определяется как система мер, основанная на достижениях науки и практики и направленная на развитие творческого потенциала педагога, а в конечном итоге на рост уровня образованности и воспитанности учащихся.

Основные задачи методической работы:

- оптимизация учебно-воспитательного процесса;

- разработка и внедрение новых технологий обучения и воспитания;

- разработка системы диагностики процесса и результатов обучения;

- работа с педагогическими кадрами.

На решение этих задач была направлена деятельность научно-методического кабинета Центра, научного руководителя и методистов, работа методического объединения и Совета экспериментальной площадки.

Результатом проводимой научно-методической работы стало:

- создание банка данных о различных моделях экономической подготовки учащихся в различных типах образовательных учреждениях;

- подготовка аналитических материалов о состоянии учебно-методической обеспеченности экономического образования учащихся, достижениях массового и передового педагогического опыта;

- создание банка авторских программ, разработок учебных курсов, методик по экономическому образованию;

- разработка методических рекомендаций педагогу по программированию учебной деятельности, проведению предметной олимпиады;

- создание научно-методических комплектов для руководителей образовательных учреждений, преподавателей «Управление экономической подготовкой учащихся», «Организация опытно- экспериментальной и исследовательской работы по экономическому образованию учащихся», «Про-

образовательному процессу инновационный характер, который был обусловлен следующим:

- разработкой модели современного экономического образования детей, возможностями ее использования массовой педагогической практикой;

- интеграцией культурологической и экономической составляющих образовательного процесса;

- социально-региональной ориентированностью образовательной деятельности;

- отработкой новых подходов к методике и технологии организации учебного процесса, создании особой инфраструктуры педагогической деятельности.

В результате образовательной и экспериментальной деятельности в Центре «ЭКО» была спроектирована, организационно оформлена и доведена до стадии стабильного развития современная модель дополнительного экономического образования детей в условиях УДО.

Библиографический список

1. Дробышева, Т.В. Я, моя семья и общество, в котором мы живем (программа). - М., 2010.

2. Васильев, Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. - М., 1993.

3. Васильева, Г.А. Примерная программа социально-экономического образования учащихся в уреждении дополнительного образования -

М.: ММЮЦ, 2008.

4. Козлова, Е.В. Психологические особенности экономической социализации на разных этапах детства: дис....канд. психол. наук. - М., 2006.

5. Журавлев, А.Л.. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. - М., 2003.

6. Городецкая, Н.И. Использование методов психолого-педагогической диагностики в экономическом образовании учащихся в УДО. -М., 2008.

7. Васильева, Г.А. Использование аттестационных технологий в экономическом образовании учащихся / Г.А. Васильева, Н.И. Городецкая. - М., 2010.

Bibliography

1. Drobihsheva, T.V. Ya, moya semjya i obthestvo, v kotorom mih zhivem (programma). - M., 2010.

2. Vasiljev, Yu.K. Ehkonomicheskoe obrazovanie i vospitanie uchathikhsya. - M., 1993.

3. Vasiljeva, G.A. Primernaya programma socialjno-ehkonomicheskogo obrazovaniya uchathikhsya v urezhdenii dopolniteljnogo obrazovaniya -M.: MMYuC, 2008.

4. Kozlova, E.V. Psikhologicheskie osobennosti ehkonomicheskoyj socializacii na raznihkh ehtapakh detstva: dis..kand. psikhol. nauk. - M., 2006.

5. Zhuravlev, A.L.. Nravstvenno-psikhologicheskaya regulyaciya ehkonomicheskoyj aktivnosti. - M., 2003.

6. Gorodeckaya, N.I. Ispoljzovanie metodov psikhologo-pedagogicheskoyj diagnostiki v ehkonomicheskom obrazovanii ucha-thikhsya v UDO. -M., 2008.

7. Vasiljeva, G.A. Ispoljzovanie attestacionnihkh tekhnologiyj v ehkonomicheskom obrazovanii uchathikhsya / G.A. Vasiljeva, N.I. Gorodeckaya. -M., 2010.

Статья поступила в редакцию 31.05.11

УДК 371.13

Moshaev S.A DEVELOPMENT OF PREPAREDNESS AND ABILITY OF CUSROMS OFFICIALS TO SELFANALYSIS OF PROFESSIONAL ACTIVITY.

The paper described the theoretical aspects of the investigated problem, the essence and development components with customs officers the ability and willingness to self-analysis, evidence-based process of their formation. Predlagae6maya system contributes to the appearance of Customs officers need and aspiration to enhance meaningful professional growth.

Key words: self-awareness of professional activities, self-control, self-diagnostics, identification of difficulties, self esteem, methodical work on the development of preparedness and capacity for introspection.

С.А. Мочаев, соискатель Института управления образованием РАО, г. Москва, E-mail: R703EM@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ И СПОСОБНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ РАБОТНИКОВ К САМОАНАЛИЗУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В работе изложены теоретические аспекты изучаемой проблемы, рассмотрены сущность и компоненты развития у работников таможенной службы способности и готовности к самоанализу, научно обоснован процесс их формирования. Предла-гаебмая система способствует появлению у сотрудников таможенной службы потребности и устремленности к осознанному повышению профессионального роста.

Ключевые слова: самоанализ профессиональной деятельности, самоконтроль, самодиагностика, выявление затруднений, самооценка, методическая работа по развитию готовности и способности к самоанализу.

граммно-методическое обеспечение экономического образования детей в УДО»;

- разработка и издание более 20 брошюр, раскрывающих содержание и методику социально-экономического образования детей в УДО, публикации в журналах «Внешкольник», «Экономика в школе», «Дополнительное образование и воспитание».

Серьезное влияние на оптимизацию образовательного процесса в Центре оказывало взаимодействие с организациями, учреждениями и различными структурами общего и профессионального образования. Основными партнерами Центра были: Министерство общего и профессионального образования РФ, Московский Департамент образования, Международный союз экономистов, Вольное экономическое общество, Институт общего среднего образования Российской Академии образования, Московский институт открытого образования, педагогические коллективы школ, ПТУ, УДО.

Плодотворное сотрудничество Центра со структурами педагогически организованного социума позволило придать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.