УДК 376.112.4; 614.2
С. И. Куликов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
Формирование установки на самосохранительное поведение у пациентов рассматривается как часть профессиональной деятельности медицинского работника.
The formation of patients' self-preservation attitude is considered as a part of the professional activity of a health care worker.
Ключевые слова: самосохранительное поведение населения, воспитание пациента, установка на самосохранительное поведение.
Keywords: self-preservation behavior; patient information; self-preservation attitude.
Социальные и экономические потрясения, происходящие в России в последние десятилетия, вызвали катастрофическое ухудшение качества здоровья и повышение уровня смертности населения. Ключевую роль в низкой ожидаемой продолжительности жизни населения Российской Федерации играет высокая смертность людей трудоспособного возраста, главным образом, мужчин, которая по сравнению с 1990 годом возросла более чем на 40 %, причем мужчины живут в среднем на 13 лет меньше женщин [4].
По оценкам разных специалистов, в число неблагоприятных обстоятельств, влияющих на состояние здоровья наших соотечественников, входит целый ряд разноуровневых и разнохарактерных условий и факторов:
• неудовлетворительное состояние биологической среды обитания, периодически взрывающееся локальными экологическими катастрофами;
• социальная нестабильность;
• изменение экономических условий жизни населения;
• жесткие требования к темпам, характеру и уровню профессиональной деятельности, жесткая регламентация времени, жизни в условиях перманентного психологического стресса;
• гиподинамия (недостаток двигательной активности) и, как следствие, снижение защитных функций организма;
• широкое распространение вредных привычек и зависимостей: употребление легких (табак и алкоголь) и тяжелых наркотиков, токсических веществ;
• криминализация общества, сопровождающаяся широким распространением различных форм девиаций, в том числе саморазрушительных форм поведения;
• дефицит информации о здоровом образе жизни, об опасности вредных привычек и одновременно завуалированная реклама алко-
Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 11. С. 109—113.
гольной и табачной продукции, пропаганда определенного типа поведения, «продвинутого» образа жизни;
• низкая культура самосохранения;
• отсутствие комплексной системы по воспитанию, обучению и формированию здоровой личности [2].
Нельзя оставить в стороне и тот факт, что бесплатное и доступное медицинское обслуживание, бывшее огромным достижением социалистического общества, было ориентировано на общественную, а не на индивидуальную ответственность за здоровье, что привело к низкой профилактической активности населения и перекладыванию заботы о своем здоровье на систему здравоохранения [3].
Потребительское отношение к здоровью укрепилось настолько глубоко, что распространилось даже на отношение родителей и педагогов к здоровью детей дошкольного и школьного возраста, следствием чего явились рост и распространение хронических заболеваний, учащение инфекционных заболеваний в детских коллективах. На смену причинам смертности, связанной с острыми заболеваниями, пришли заболевания, объясняющиеся в значительной степени особенностями образа жизни человека [4].
Как показали наши исследования на территории Калининградской области, сложилось противоречие: дети и взрослые признают и декларируют ценность здоровья, однако на деле беспощадно эксплуатируют его как средство достижения других жизненных целей (от хороших отметок в школе до заработков и карьеры). Так, более 80 % школьников, студентов и даже медицинских работников, определяя иерархию ценностей, приписывают здоровью ранги от 1 до 3. В то же время установка на здоровье и самосохранительное поведение, включая потребность в самосохранении и мотивы самосохранительного поведения, слабо развито и не является определяющим при выборе стратегии поведения более чем у 70 % респондентов (выборка составила 300 школьников, студентов и взрослых мужчин и женщин в возрасте от 13 до 55 лет). Более половины респондентов имеют экстернальный локус контроля над здоровьем, а значит, приписывают ответственность за его сохранение и восстановление внешним обстоятельствам и медицинским работникам [5].
Все это выводит на первый план идею воспитания личной ответственности индивида за здоровье. В западных странах еще в 70-х годах прошлого века провозглашен концептуальный переход в политике охраны здоровья от рассмотрения индивида как пассивного потребителя услуг здравоохранения к осознанию его активной роли в сохранении собственного здоровья. Новая политика обеспечения здоровья (Health Promotion) направлена на стимулирование ориентированных на сохранение здоровья стереотипов поведения в сочетании с широкой системой соответствующих организационных, экономических, экологических и медицинских мер поддержки [8].
В нашей стране актуальность данной концепции стала осознаваться только в последнее десятилетие в условиях социально-экономических
преобразований [2]. Однако существующие механизмы ее реализации и предпринятые меры до сих пор не дали желаемого результата.
Представляется конструктивным участие педагогической науки в выработке конструктивных подходов к изменению ситуации. С одной стороны, важно координировать решение вопросов интеллектуального, нравственного, эстетического, физического воспитания с разработкой здоровьесберегающих технологий в системе образования, с другой — необходимо трансформировать стереотипную модель и директивные принципы в профессиональной деятельности медицинского работника и построить партисипативную модель восстановления и сохранения здоровья человека с участием двух заинтересованных сторон: профессионала и самого пациента.
Данная педагогическая модель взаимодействия с пациентом и предполагает воспитание у последнего установки на самосохранитель-ное поведение, базируется на теории организационных и системных изменений и теории социальной установки [9]. Педагогика и медицина, опираясь на лучший опыт превентивной деятельности педагогов и врачей в обществе, в частности, обучения здоровому образу жизни его членов, объективно объединяются с целью решения определенных жизненно важных задач в интересах индивида, отдельной группы или социума. Иными словами, из сугубо медицинской профессиональная деятельность медицинского работника превращается в медико-педагогическую.
Педагогические методы и приемы и ранее использовались в процессе специального обучения больных сахарным диабетом, бронхиальной астмой, сердечно-сосудистыми и др. заболеваниями. Однако обучение пациента проводилось клиническим психологом в контексте психотерапевтической работы с ним. Пациенты посещали специальные занятия в лечебно-профилактическом учреждении, обучение ставило целью привить пациенту навыки самоконтроля и организации жизни [7].
Более конструктивным представляется воспитание широкого круга пациентов, обратившихся за медицинской помощью, как активных соучастников процесса выздоровления. Воспитание должно быть направлено на модификацию поведения пациента, поскольку многие болезни цивилизации связаны именно с ним. По данным J. Reinertsen, устранение поведения, приводящего к нездоровью, может снизить риск заболевания на 50 % [7]. Среди множества детерминант нездоровья врач выделяет либо персональные (когнитивные, личностные и др.), либо семейные, социальные характеристики поведения, связанного со здоровьем (поддержка социума, «сети» социальной поддержки; социальные роли). Эффективность дальнейших приемов и методов воспитательной работы с пациентом в процессе лечения обусловлена не только умением врача повлиять на поведение пациента, но и наличием у него самого установки на самосохранительное поведение.
Таким образом, основная цель воспитательной работы медицинского работника по сохранению и укреплению здоровья заключается в развитии и совершенствовании у пациента установки на самосохранительное поведение, включающей в себя мотивы и навыки самостоятельно принимать оптимальные решения в области здорового поведения и профилактики заболеваний на основе достоверной информации.
Список литературы
1. Подласый И. П. Педагогика. М.: Просвещение; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.
2. Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества I Ин-т социологии РАН. М.: Наука, 2006.
3. Ковалёва А. А. Отношение населения к врачебной заботе о здоровье II III Всероссийский социологический конгресс: программа, тезисы докладов, публикации, организаторы I ИС РАН, РОС. М., 2008.
4. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации II URL: www.med-pravo.ru
5. Куликов С. И. Ценностное отношение к здоровью медицинских работников как педагогическая проблема II Вестник Института Балтийского региона РГУ им. И. Канта. 2009. № 2. С. 81—85.
6. Попков В. А., Коржуев А. В. Теория и практика высшего профессионального образования. М., 2004.
7. Медицинская педагогика 11 URL: slovari.yandex.ruI dictIpsychlex6Iartic-leIPS6Ips6-0013.htm
8. Reinertsen J. Promoting health is good business. Occupational Health and Safety, 1983. 52, 6. P. 18—22.
9. Mark Ph. D. Edberg. Essentials of Behavorial Theory in Pablic Health (Essential Pablic Health), 2007. P. 69 — 70.
Об авторе
С. И. Куликов — асп., РГУ им. И. Канта.
Author
S. Kulikov, PhD student, IKSUR.