Научная статья на тему 'Педагогические аспекты мотивации к занятиям спортом'

Педагогические аспекты мотивации к занятиям спортом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
731
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Татьяна Васильевна, Жундрикова Наталья Дмитриевна

Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания. Культура здорового образа жизни выступает как один из основных компонентов общей культуры человека. Наиболее ярким примером здорового образа жизни является занятие спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты мотивации к занятиям спортом»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

Мультимедийные дидактические средства, используемые в обучении, можно условно разделить на информационные (презентационные) и интерактивные. Информационные, или презентационные, дидактические средства обучения предназначены для более эффективного и наглядного представления обучающего материала.

Вторая разновидность мультимедийных дидактических средств — мультимедийные интерактивные средства обучения. К таким средствам можно отнести электронные обучающие программы различных видов: электронные учебники, электронные учебные издания, электронные справочники и энциклопедии, тестирующие и контролирующие программы. Интерактивные дидактические средства обеспечивают возможность иллюстрации излагаемого материала видеоизображением, анимационными роликами с аудиосопровождением.

Мультимедийные дидактические средства можно использовать на различных видах учебных занятий. Так, на этапе объяснения нового материала на слайды презентации может выноситься информация для указания темы и цели занятия, для постановки проблемы, для иллюстрации.

Таким образом, предоставляя разнообразные выразительные средства для отображения учебной информации в сочетании с интерактивностью, мультимедийные дидактические средства обеспечивают качественно новый уровень обучения.

Следовательно, современный педагог должен искать новые формы и методы обучения, активно сочетать их с новыми педагогическими технологиями с целью повышения качества образования и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Список использованной литературы:

1. Педагогика / Под. ред. С.А. Смирнова. - М., 2007, - 313 с.

2. Битикова А.И. Использование мультимедийных средств в обучении русскому языку //Успехи современного естествознания.-2013.- № 10 . - с. 19-21

3. М.Н.Низамова, Р.Д.Елибаева, Г.М.Нурпеисова. Профессиональный русский язык для студентов факультета экономики и бизнеса (бакалавриат) - Алматы: АТУ, 2010. - 106 с.

4. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех». (Электронный ресурс: ifa p.ru/lib rary/)

5. Мосина М. Мультимедийный проект — средство интерактивного общения // Высшее образование в России. — 2008. —№ 6. — С. 68-72.

© Г.К. Текеева, Г.М. Нурпеисова, 2016

УДК 796

Федорова Татьяна Васильевна Жундрикова Наталья Дмитриевна

г. Астрахань, РФ E-mail: neznakkomka91@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ

Аннотация

Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания. Культура здорового образа жизни выступает как один из основных компонентов общей культуры человека. Наиболее ярким примером здорового образа жизни является занятие спортом.

Ключевые слова

Здоровый образ жизни, спортивная деятельность, физическое и психическое развитие, здоровье.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

На современном этапе, в эпоху тотальной компьютеризации, доступности средств коммуникации и сферы услуг, все чаще активный образ жизни молодежи замещается пассивным время провождением, что приводит к гиподинамии, психологическим расстройствам и хроническим заболеваниям.

Как показывает практика на протяжении последнего десятилетия, наблюдается проблема оттока молодёжи из спортивных секций.

В настоящее время всю спортивную деятельность можно делить на три категории: массовый спорт, спорт высших достижений и профессиональный спорт [ст. 2, п. 1, п.п. 1.2 от 04.12.2007 N 329-Ф3].

Массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях [ст. 2, п. 4 от 04.12.2007 N 329-Ф3]. Главной целью людей, занимающихся массовым спортом, можно выделить: укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, проведение досуга.

Спорт высших достижений - часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях [ст. 2, п. 11 от 04.12.2007 N 329-Ф3]. В спорте высших достижений в процессе выполнения разнообразных физических упражнений спортсмены стремятся проявить свои предельные физические и психические возможностей. Наивысших результатов они достигают благодаря изнурительным, многодневным и многочасовым тренировкам под руководством опытных наставников-тренеров. Тренер проводит со спортсменами тренировочные мероприятия и осуществляет руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов [ст. 2, п. 24 от 04.12.2007 N 329-Ф3].

Иной характер в достижении целей имеет профессиональный спорт. Профессиональный спорт - часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату [ст. 2, п. 13 от 04.12.2007 N 329-ФЗ]. По мнению А.В. Починкина - «профессиональный спорт имеет серьезные отличия от спорта высших достижений. Главное заключается в том, что коммерческий спорт функционирует и развивается не только по законам спорта, но и по закономерностям бизнеса. В Российской Федерации наблюдается активный процесс становления и развития профессионального коммерческого спорта, который стремительно укрепляет свои позиции в обществе. Выраженный коммерческий характер, как видов спорта, так и технологии проведения соревнований, обусловлен функциональной ориентацией профессионального спорта в первую очередь на зрелищность и рекламу, приятное времяпрепровождение и досуг зрителей. В классификации спортсменов действуют коммерческие отношения. На первый план выдвигаются рейтинги спортсменов, стоимостные показатели, количество денег, заработанных за сезон, место в системе драфта и т.п.» [«Профессиональный коммерческий спорт в России: история и современность», Теория и практика физической культуры, №5 -2005].

Говоря о массовом спорте, можно отметить тенденцию нежелания людей тратить свое свободное время на занятия спортом. Когда человек решает заняться массовым спортом, он зачастую не имеет четкого представления о препятствиях: это может быть нехватка денег, недостаток информации, неумение распределять свое время. При этом поставленная цель расплывчата, а намерение неустойчиво. Человек сразу ожидает вознаграждения, которого никогда не получит, потому что еще не подозревает о предстоящих испытаниях. Процессы быстрого достижения цели идеализированы и украшены рекламой, навязанной из средств массовой информации. Постепенно происходит разочарование, и как следствие - стрессовая ситуация: должного результата нет, поставленные цели не достигнуты. Именно на этом этапе многие начинающие спортсмены бросают тренировки, бросают борьбу за достижение своих целей.

Ряд ученых (И.Г. Келишев, С. Ангелейдер, Е.П. Ильенков) проведя исследования, полагают, что склонности могут свидетельствовать о наличии у человека способностей к тому виду деятельности, к которому человек тяготеет. ["Психологоия спорта», 2008]. Данное предположение имеет право на существование при условии, что человек правильно представляет себе психологическую сущность данной

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

деятельности, понимает те требования, которые данный вид деятельности предъявляет человеку. В ином случае склонности не будут соответствовать способностям.

Березин Ф.Б., Рожанец Р.В. полагают что, если люди с преобладанием малой потребности в двигательной активности выбирают в качестве предпочитаемых видов спорта плавание и бадминтон, то они и понятия не имеют какие нагрузки связаны с занятиями этими видами спорта; принимая плавание за купание, а игру в бадминтон представляют себе такой, какой часто приходится видеть во дворах [«Психологоия спорта», 2008]. В иных случаях девочки с подвижностью нервных процессов выбирают для занятий художественную гимнастику, видя в ней динамичную, изменчивую деятельность, выполняемую под музыку. В действительности занятия художественной гимнастикой - довольно монотонный процесс, требующий инертности нервных процессов.

В связи с этим возникает необходимость психологического консультирования детей и родителей при выборе вида спорта, так как несоответствие природных данных ребенка избираемому виду спорта приведет к разочарованию, поскольку спортсмен не будет получать удовлетворения ни от процесса тренировок, ни от достигаемых результатов. Необходимо выявление склонностей и способностей ребенка, в этом может помочь диагностика типологических особенностей проявления свойств нервной системы.

По мнению Ильенкова Е.П. (Ильенков Е.П.) дети получают удовольствие от мышечных усилий [«Мотивация и мотивы», 2000]. Система воспитания не учит использованию склонностей человека - эта ориентация направлена на достижение, похвалу или награду. Успех, коммерческая выгода, известность являются источником активности современного человека.

Для того чтобы получать удовольствие от спорта, необходимо научиться концентрировать внимание на импульсах, идущих от мышц, суставов и внутренних органах.

Березин Ф.Б. Считает, что путь к спорту следует начинать с небольших физических упражнений, а не делать сразу комплекс рассчитанный на неделю [«Психологоия спорта», 2008]. Сначала надо понять, что зарядка по утрам, бег, поход в бассейн не для того, чтобы быть красивым и здоровым, не для того, чтобы похудеть или стать физически сильнее, или доказать кому-то свою силу, решимость и целеустремленность, все занятия направлены на получение наслаждения от процесса совершенствования собственного тела, гибкости, умений и навыков. Наибольшее удовольствие получают от использования групп мышц, которые редко оказываются задействованы в повседневной жизни.

А.В. Шаболтас изучала мотивы спортивной деятельности у юных спортсменов, и пришла к выводу, что юные спортсмены, когда начинают свои тренировки, не представляют к какому результату они могут прийти - есть только цель, которую спортсмен стремиться достичь. Ошибка многих начинающих спортсменов в том, что они разделяют тело и сознание, типа «мое тело меня не слушается», «тело не понимает». Необходимо усвоить, что тело и разум работают неразрывно [«Мотивы занятия спортом высшее достижение в юношеском спорте» Шаболтас А.В., 1998].

Мотивационная сфера личности представляет интерес в связи с проникновением в процессе исследования во внутренний план действий развивающегося человека, его приобщения к пониманию своего внутреннего мира и отработки умений в саморегуляции, самовоспитании и самоуправлении своим поведением. Формирование мотивационной сферы зависит от особенностей целенаправленной деятельности и различных социально-психологических контактов самопознания и самосовершенствования.

Список использованной литературы:

Учебники и пособия:

1. Современный олимпийский спорт и спорт для всех: материалы XI Междунар. науч. конгр., 10-12 окт. 2007 г., Минск. В 4 ч. Ч. 1. Секция/редкол.: М.Е.Кобринский (гл. ред.) [и др.]. - Минск: БГУФК, 2007. - 588 с.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Спб: Питер, 2000. 500-508 с.

3. Ильин Е.П. Психология спорта. Спб: Питер, 2008. 5-10, 15-30 с.

4. Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высшее достижение в юношеском спорте. Выводы. Библиографический список. - Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. 156 с.

Статьи из журналов

5. Починкин А.В. Коммерческий спорт в Российской Федерации: тенденции развития и взгляд в будущее // Физическая культура и спорт в Российской Федерации. - М.: Импульс-Принт, 2000, с. 55-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.