УДК 378 ББК 74.58
Тищенко Елена Яковлевна доктор педагогических наук, профессор г. Екатеринбург Уфимцева Надежда Федоровна старший преподаватель г. Екатеринбург Tishchenko Yelena Yakovlevna Doctor of Pedagogics, Professor Yekaterinburg Ufimtseva Nadezhda Feodorovna Lecturer Yekaterinburg
Педагогические аспекты деятельности самодеятельных организаций пенитенциарного учреждения как формы социально-педагогической
реабилитации осужденных Pedagogical Aspects of a Prison Amateur Organization Activity as a Form of Prisoners' Socio-Pedagogical Rehabilitation
Статья посвящена проблеме социально-педагогической реабилитации осужденных в пенитенциарный и постпенитенциарный период и использованию потенциала самодеятельных организаций осужденных в реабилитационном процессе.
This article is devoted to the socio-educational rehabilitation of prisoners in the penitentiary and postpenitentiary period and the usage of the potential of the voluntary groups of prisoners in the rehabilitation process.
Ключевые слова: осужденные, самодеятельные организации, социально-педагогическая реабилитация.
Key words: prisoners, amateur organizations, socio-pedagogical rehabilitation.
В настоящее время среди множества направлений реформирования уголовно-исправительной системы на первый план выступают переход от жестоких мер воздействия на осужденных к цивилизованным формам обращения с ними, именно, гуманизация и педагогизация условий отбывания наказания. Вместе с тем государство испытывает значительные затруднения в обеспечении реабилитационной деятельности исправительных учреждений. В первую очередь, из-за острого дефицита высокопрофессиональных сотрудников, а также в связи с проблемами трудовой занятости осужденных, их материально-бытового, медицинского обслуживания, образовательной и профессиональной подготовки, организации досуга и др. Сложившаяся ситуация требует измене-
ний в подходах к организации воспитательной деятельности, направленной на социальную и педагогическую реабилитацию осужденных, поиск нестандартных форм и методов воздействия на их сознание, отношение и поведение. Одной из таких форм являются самодеятельные организации осужденных.
Самодеятельные организации осужденных в исправительных учреждениях - это добровольные общественные формирования лиц, лишенных по приговорам судов свободы, создаваемые в целях использования элементов самоорганизации и самоуправления осужденных в процессе их исправления [1].
Как показал ретроспективный анализ научных исследований, в истории отечественной педагогики накоплен богатый опыт развития самодеятельности.
Одним из первых выдвинул идею развития самодеятельности личности К. Д. Ушинский. В 1861 г. он обозначил основную задачу каждого педагога -превратить деятельность ученика в учении в его самодеятельность. Выдающийся педагог сформулировал ведущие положения концепции развития самодеятельности личности, которые не утратили своей актуальности и сегодня, в том числе и для пенитенциарных учреждений: превращение деятельности в самодеятельность путем приучения человека к труду, вооружая его необходимыми умениями и навыками осуществления деятельности, помогая ему только в случае необходимости, предоставляя большую возможность действовать самостоятельно и испытать удовольствие от удачно проведенного дела.
По мнению В.А. Сухомлинского, настоящая самодеятельность появляется там, где имеет место личная и коллективная ответственность за дела свои, коллектива, понимание интересов и запросов других, забота об окружающих людях. Подлинное развитие самодеятельности возможно лишь при условии тесного взаимодействия и сотрудничества людей всех возрастов в едином коллективе, когда старшие передают свои знания и опыт младшим [2,с.94].
Учитывая ограниченность имеющихся в колониях кадровых и организационных ресурсов, некоторые авторы предлагают весьма интересную форму включения участников самодеятельных организаций в воспитательную работу, а именно: закрепление за осужденным, прибывшим в колонию, положительно
зарекомендовавшего себя куратора, который готовит подшефного к жизни в коллективе и отвечает за его поведение. Помимо оказания воспитательного воздействия на вновь прибывшего, данная форма работы может выступать свидетельством степени исправления самого куратора, наличия у него определенных социально-полезных качеств. Критерием оценки будет выступать количество примененных к подшефному мер поощрения и взыскания. За повсеместное введение такой формы работы самодеятельных организаций выступило 44 % сотрудников исправительной колонии и 34 % опрошенных нами участников самодеятельных организаций.
Теоретическое осмысление развития самодеятельности личности с позиций подхода, основанного на представлениях отечественных ученых (Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др.) об активной роли самого человека в процессе жизнедеятельности предположило осмысление для нас сущности более широких родовых понятий - таких как «деятельность», «самодеятельность личности». В понимании этих феноменов мы опирались на субъектно-деятельностную теорию С.Л. Рубинштейна, в основу которой положено понимание деятельности как «перехода субъекта в объект»; как специфической формы активного отношения человека к окружающему миру, в которой он утверждает свою позицию по отношению к обществу; как главного фактора развития человека, поскольку направляя его деятельность, можно определять и формировать его самого.
Самодеятельные организации являются силой, осуществляющей одновременно исправление других осужденных, выступающих потребителями (объектом) воспитательных мероприятий, и исправление осужденных, являющихся источниками (субъектом) воспитательных мероприятий, то есть самих членов организаций осужденных. Связано это с тем, что осужденные, участвующие в исправительной деятельности в качестве субъектов, испытывают реальную потребность в систематической и плановой работе над собой по развитию и совершенствованию положительных личностных свойств и качеств, по повышению уровня культуры и образования, необходимых им для работы с другими
осужденными. Поэтому достаточно сложно однозначно оценить, в качестве кого выступают члены самодеятельных организаций, участвующие в воспитательной работе с осужденными (хор духовной музыки, лекторские группы, группы по профилактике девиантного поведения, театральные коллективы и т. д.), - субъекта или объекта. В их деятельности эти две роли абсолютно неразделимы. Например, в исправительной колонии №2 г. Екатеринбурга по инициативе осужденных была создана самодеятельная организация «Программа самообразования осужденных» (ПСО). Приглашенные преподаватели занимаются с группой лекторов из числа осужденных, а затем слушатели этой группы сами проводят соответствующие занятия в отрядах осужденных, работают в программе профилактики наркомании и алкоголизма. Осужденные через подготовку и проведение лекций, кружков стремятся повысить свой нравственный и образовательный уровень. Наиболее востребуемой является информация, касающаяся культуры поведения, культуры речи, экономических, бытовых и хозяйственных вопросов, которая может пригодиться после освобождения, т. е. несет постпенитенциарную реабилитационную значимость.
По просьбе осужденных в колонию приглашаются специалисты для консультирования лекторских групп, оказания методической и организационной помощи в «Программе самообразования осужденных». Совместная деятельность субъектов системы социально-педагогической реабилитации и осужденных дала положительные результаты - увеличивается число осужденных, посещающих библиотеки, участвующих в занятиях, повышается успеваемость осужденных в школе и в колледже, ежемесячно лекторы-осужденные читают лекции в отрядах, публикуют статьи в малотиражных газетах.
Таким образом, уникальность исправительного воздействия органов самодеятельности на осужденных заключается в использовании двух факторов воспитательного воздействия на личность: воспитания в коллективе и через коллектив, а также самовоспитания осужденных.
Исследования А.Г. Быстрицкого, Л. С. Выготского, В. М. Коротова, А.Н.Леонтьева, Л.М. Попова, Л.Г. Садаковой и др. позволили нам определить
сущность самодеятельности личности осужденного как сложного явления. С одной стороны, это форма самореализации человека, проявление его «самости», творческих сил и способностей при выполнении самостоятельной деятельности; а с другой, - результат целенаправленного влияния педагога при организации познавательной, практической и творческой деятельности.
В этой связи, самодеятельность личности осужденного - это самостоятельная деятельность человека, находящегося в исправительном учреждении, которая выполняется им по собственной инициативе на основе знаний и умений, приобретенных и специально пополняемых в процессе обучения или практической деятельности, имеющая творческий характер, в которой проявляется сущность человека, его духовно-нравственные качества, определяющие его отношение к содержанию деятельности и стремление мобилизовать свои эмоционально-волевые усилия на реализацию общественно ценных и личностно значимых целей.
Самодеятельные организации осужденных являются одной из форм социально-педагогической реабилитации осужденных под которой понимают комплекс мер воспитательного характера, направленных на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности осужденных, активной жизненной позиции, способствующих интеграции их в общество; на овладение положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.
В основе системы социально-педагогической реабилитации осужденных средствами самодеятельных организаций лежат принципы гуманизма, непрерывности и перспективности.
В процессе социально-педагогической реабилитации для каждого осужденного необходимо разработать систему перспектив. В отличие от С. А. Ве-тошкина, определившего цель стимулирования правопослушного поведения как скорейшее освобождение из колонии, мы полагаем, что конечная цель в системе позитивных социальных перспектив - это реабилитация освободившегося лица в обществе. Данное условие основано на принципе будущности (пер-
спектив), т. е. совместное участие осужденных и их родственников в воспитательном процессе в дальней перспективе поможет снять конфликтные ситуации в семьях, что нередко служит причиной или поводом совершения преступления. Средняя перспектива - это возможность условно-досрочного освобождения; близкая перспектива заключается в организации совместных вечеров отдыха, в дополнительных свиданиях, в сообщениях в СМИ, в записях поощрений осужденным в личные дела, в переводе на улучшенные условия содержания и т. п. [3, с.56].
К социально-педагогическим связующим элементам относятся и бывшие осужденные, чей опыт постпенитенциарной реабилитации используется для внесения корректив в программу подготовки осужденных к освобождению. Бывшие осужденные, ранее активно работающие в самодеятельных организациях и, в дальнейшем, успешно адаптировавшиеся к изменившимся условиям жизнедеятельности, являются примером перспективных социальных возможностей для лиц, находящихся в изоляции.
Свидетельством того, что работа в самодеятельных организациях подтверждает наличие позитивных перемен в поведении осужденных, являются данные проведенного нами исследования, согласно которым в настоящее время только 11, 3 % осужденных, состоявших в самодеятельных организациях, совершают повторные преступления в течение первых двух лет после освобождения, при том, что уровень рецидива среди лиц, не являвшихся в колониях участниками формирований осужденных, по нашим данным, составил 36,1 %. Однако, многочисленные факты повторно совершенных преступлений лицами, которые по таким внешним показателям, как участие в пенитенциарной самодеятельности, были освобождены условно-досрочно, подтверждают необходимость индивидуальной конкретизации общих критериев исправления и составляют одну из проблем пенитенциарной педагогики.
Нередко причиной совершения преступлений является невозможность трудоустройства в связи с отсутствием у освободившегося образования или специальности. Компенсируя этот недостаток, трудовой и образовательные
процессы способствуют тому, что человек, отбывший наказание, находит свое место в жизни и в дальнейшем не допускает нарушений законности.
Так, в исправительной колонии №2 г. Екатеринбурга внедрена комплексная система образования, в которую входят вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, профессиональное училище, Уральский государственный колледж, Российский государственный социальный университет, программа самообразования осужденных. Помимо непосредственно образовательных целей данная система обладает действенным реабилитационным эффектом. Так, из 149 осужденных, получивших высшее и среднее профессиональное образование в колонии и освободившихся, на 01.01.2009 зарегистрировано только 2 случая повторного преступления.
Таким образом, самодеятельные организации осужденных в исправительных учреждениях как форма социально-педагогической реабилитации - это общественные организации лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, создаваемые для защиты общих интересов своих участников и использования их положительных качеств в достижении целей уголовно-исполнительного законодательства и социально-педагогической реабилитации.
Библиографический список
1. Инструкция о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительной колонии уголовно-исполнительной системы: Приказ МВД России № 420 от 08 июля 1997 г. [Текст]// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. № 16.
2. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива [Текст]/В.А.Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
3. Тищенко Е.Я. Социально-педагогическая реабилитация осужденных [Текст]: монография /Е.Я.Тищенко.- Екатеринбург: Изд-во Урал. ин-та соц. образования, 2007.-162 с.
Bibliography
1. Instructions on the Order of Formation and Activity of the Condemned's Amateur Organizations at a Penal Colony Under Criminal-Executive System: Order of the Ministry of the Internal Affairs of Russia № 420, July, 8, 1997 [Text] // Bulletin of the Statutory Acts of the Federal Enforcement Authorities. - 1997. - № 16.
2. Sukhomlinsky, V.A. Collective's Wise Power [Text] / V.A.Sukhomlinsky. - M.: Education, 1981. - 192 p.
3.Tishchenko, E.Ya. Socio-Pedagogical Rehabilitation of Prisoners [Text]: Monograph / E. Ya. Tishchenko. - Yekaterinburg: Publishing House of the Ural. Inst.of Social Education, 2007. -162 p.