Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ТУРЕЦКОЙ ЭТНОПЕДАГОГИКИ)'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ТУРЕЦКОЙ ЭТНОПЕДАГОГИКИ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
280
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ДЕТСТВА / ЭТНОПЕДАГОГИКА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТУРЕЦКИЙ ФОЛЬКЛОР / КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ / PEDAGOGY OF CHILDHOOD / ETHNOPEDAGOGY / SOCIO-CULTURAL VALUES / ORAL FOLKLORE / TURKISH FOLKLORE / LULLABIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тулегенова А.Г., Асанова Ф.Р.

В статье раскрывается педагогическое значение турецких колыбельных песен, играющих неоценимую роль в педагогике раннего детства. Статья знакомит с приоритетными ценностями турецкой социокультуры (рождение ребенка, заботливое и любовное отношение к нему, воспитание у него гражданственности, привитие ему разума и знаний), отраженными в колыбельных песнях; доходчиво раскрывает, представленные в данном жанре устного народного творчества, методы воспитания и обучения малышей; демонстрирует основные принципы отношения к детям, бытующие в турецкой этнокультуре и, к сожалению, не достаточно известные широкой педагогической общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL VALUE OF LULLABIES SONGS AS MEANS OF EDUCATION A CHILD IN EARLY CHILDHOOD (BASED ON THE MATERIAL OF TURKISH ETHNOPEDAGOGY)

The article reveals the pedagogical significance of Turkish lullabies, which play an invaluable role in early childhood education. The article introduces the priority values of Turkish socioculture (giving birth to a child, caring and loving attitude to him, raising his citizenship, development of his mind and knowledge), reflected in lullabies; lucidly reveals the methods of upbringing and education of children represented in this genre of oral folk art; demonstrates the basic principles of attitudes towards children that exist in Turkish ethnic culture. The deep and objective analysis of the materials of Turkish lullabies presented in the article testifies to the role of maternal folklore as a pedagogical potential for the formation of a picture of the world of a modern child. In addition, the recent increase in interest in folklore among various ethnic groups of Muslims makes interdisciplinary study of the texts of Turkish lullabies absolutely relevant. It is well known that the process of becoming a socially active person who shares the moral, ethical and sociocultural values of his ethnic group begins in early childhood. Hence, it becomes clear that without ethnically colored lullabies, the process of spiritual and moral development of a child’s personality is not possible. An analysis of the content of the lullabies of the Turkish people indisputably proves that this ethnos uses “ninnis” (lullabies) as a means of forming historically developed sociocultural values and behaviors in children: kindness, humanity, mercy, patriotism, etc. Unfortunately, the pedagogical potential is currently Turkish lullabies are not used to the full, although, in our opinion, it is probably one of the ways to solve the problem of establishing a culture of conscious parenthood in modern youth. In addition, the materials in this article can find their application in the development of lecture and practical courses in ethnopedagogy.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ТУРЕЦКОЙ ЭТНОПЕДАГОГИКИ)»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 6 (72). 2020. № 3. С. 56-66.

УДК 37.017.92

DOI: 10.37279/2413-1709-2020-6-3-56-66

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ (на материале турецкой этнопедагогики)

Тулегенова А. Г.1, Асанова Ф. Р.2

12Таврическая академия (структурное подразделение) ФГОУ ВО «Крымский федеральный

университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия

E-mail: tylegenov@rambler.ru1, mia-termopolis00@mail.ru2

В статье раскрывается педагогическое значение турецких колыбельных песен, играющих неоценимую роль в педагогике раннего детства. Статья знакомит с приоритетными ценностями турецкой социокультуры (рождение ребенка, заботливое и любовное отношение к нему, воспитание у него гражданственности, привитие ему разума и знаний), отраженными в колыбельных песнях; доходчиво раскрывает, представленные в данном жанре устного народного творчества, методы воспитания и обучения малышей; демонстрирует основные принципы отношения к детям, бытующие в турецкой этнокультуре и, к сожалению, не достаточно известные широкой педагогической общественности. Ключевые слова: педагогика детства, этнопедагогика, социокультурные ценности, устное народное творчество, турецкий фольклор, колыбельные песни.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является приоритетной в XXI веке. Среди прочего, к числу факторов, породивших ее, следует отнести: ослабление роли семьи как социального института, снижение в воспитательном процессе значения этнокультурных ценностей, недостаточное использование народного фольклора в качестве средства их формирования. Так, в своей работе В. Ш. Расумов замечает: «Благодаря фольклорному мышлению наши предки отличались высоконравственным сознанием, острым умом, умением красиво говорить, ладить в обществе и т.п. Всего этого остро недостаёт на современном этапе нашей молодежи, из года в год теряющей культуру общения на родном языке, а это, в конечном счёте, может привести к утрате связей с народными традициями и обычаями» [1, с. 46]. Отсюда целью данной статьи выступает анализ содержания турецких колыбельных песен (тур. «нинни»), без которых, по нашему мнению, невозможно духовно-нравственное развитие личности ребенка.

Роль материнского фольклора в качестве педагогического потенциала для становления картины мира современного ребенка в русской культуре представлена в диссертации Тепловой А. Б. [2]. Значение чеченского детского фольклора в формировании личности ребенка показано в исследовании Расумова В. Ш. [1]. Влияние украинских народных колыбельных песен на построение образа мира маленького человека рассматривалось в статье Роменковой В. [3]. Работами Маликова Р. Ш., Галиева Р. Р. и Шарафетдиновой Э. Р. были убедительно доказаны

56

возможность и необходимость татарских народных песен в качестве средства воспитания эстетики быта и здорового образа жизни [4]. В полной мере признавая вклад предшественников в разработку проблемы педагогического значения устного народного творчества, в частности колыбельных песен, следует отметить недостаточное освещение в научной литературе результатов глубокого и объективного анализа приоритетных ценностей турецкой социокультуры на материале текстов турецких колыбельных песен. На наш взгляд, междисциплинарное исследование турецкого колыбельного фольклора, повышенный интерес к которому наблюдается в последнее время среди различных этнических групп мусульман, делает представленный материал безусловно актуальным.

1. Значение раннего детства

Хорошо известно, что процесс становление социально активной личности, разделяющей морально-этические и социокультурные ценности своего этноса, начинается в раннем детстве. Например, давая определение понятию «педагогика детства», Р. Маликов и Ф. Газизова указывают, что «это наука, изучающая основной этап развития и образования ребенка, охватывающий период с рождения (выделено нами) до совершеннолетия» [5, с. 197]. По мнению авторов, основной целью данной науки «является создание устойчивой образовательно-воспитательной среды, в которой происходит становление и развитие активной личности, обладающей всеми необходимыми качествами социальной ответственности» [6, с. 42]. На этапе раннего детства создание такой среды невозможно без эмоционально окрашенных добром и любовью слов родного языка. Напевные мелодии, простые и понятные сюжеты, сердечные пожелания, которые сохранились в колыбельных песнях, позволяют им выступать в качестве эффективных словестных методов воспитания юных поколений турецкого народа. Становится понятным неоценимый вклад турецких колыбельных песен, как составной части устного народного творчества, в этнопедагогику раннего детства.

Отражая ценность младенчества турецкий народ с любовью описывает be§ik тур. «колыбель ребенка». Поэтому в колыбельных песнях встречаются следующие строки:

Qamdan be§ik oydurayim ígine güller doldurayim («Внутрь колыбельки из сосны бросаю розы») [7, с. 14].

Роза в колыбельных - символ красоты, и вместе с тем - пожелание матери приятного и уютного сна младенцу. Матери старались украшать место сна ребенка, заботились о внешнем виде колыбели. Часто в колыбельных песнях прослеживается позиция «мой - другие», и тогда, как в нижеприведенном примере, через различие колыбелек подчеркивается особенность и превосходство своего малыша.

Ellerinki fundan bundan Benim bebegiminki altin gamdan («У других колыбельки простые (так себе), а у моего ребенка из золотой сосны») [7, с. 23].

57

Для передачи мягкого, любовного, уважительного отношения к новорожденному турецкий народ в колыбельных песнях использует самые красивые эпитеты. В каждой колыбельной мамы ласково называют своих детей «козочкой», «козленком», «осленком», т.е. чистыми животными, упомянутыми в Коране. Сравнивают детей с цветами: розой и тюльпаном - символ радости.

Ытт desem уат§гг Gul bahgeyi dola§lr Mahallenin klzlarl Ы Ы Ветт о§Ыта sata§lr птт («Спою колыбельную, и все будет хорошо.

Роза (красивая дочка) будет гулять по саду») [7, с. 42].

Появление ребенка на свет, его внешние данные в турецком этносе рассматриваются исключительно как дар Всевышнего. Поэтому детей и мам в колыбельных песнях нередко сравнивают с ангелами и гуриями.

В текстах турецких колыбельных песен звучит признание того, что младенческий возраст - самый счастливый период в жизни ребенка, т.к. беспомощный малыш всячески защищен близкими людьми.

Danalar girmi§ bostana

Kov bostancl danayl Danalar yemesin («Телята зашли в огород Выгони, садовник, этих телят Пусть не кушает теленок мою дочку») [7, с. 32].

Присутствует в колыбельных и намек на то, что жизненные невзгоды начнутся во взрослой жизни.

Коуипи gelir ктшиупап

Ауа^тт Оиупап Ые diyem de а^ауаут АЫтшп yazlsma Derdimin kuzuma птт

Biricik дksuz guzuma птт («Козленок идет за козой Их копыта грязные, в пыли. Что мне сказать, горько плачу, Это предписано судьбой. Колыбельная-напарник моему горю Моей сиротке пою нинни») [7, с. 36].

2. Уход за новорожденным и любовь к нему

Заслуживает внимания представленный в колыбельных песнях процесс ухода за ребенком.

Horoz дter тип тип Dun geceden uykusuzum иушапа iki gдzum

58

Ninni yavrum ninni Ninnisine ninni kattim §eker yanagindan optüm Seninle sabah ettim Ninni yavrum ninni («Петух кукарекает и кукарекает Я не сплю с прошлой ночи Засни же, моя драгоценная. Поцелую тебя в сладкую щечку, Все утро буду с тобой, детка»)

Büyüyor ya sari gülüm Goynümüzün gonencesi neeen nen!

(«Растет же желтая роза (дочка)-Услада нашим душам») [7, с. 48].

Как видно из текста, матери упоминают в колыбельной и бессонные ночи, и свое плохое самочувствие, связанное с ними. Однако они не жалуются на детей, а наоборот называют их «усладой души», «утешением», целуют деток в «сладкие, сахарные» щечки. Процесс ухода за ребенком описывается в доброй, ласковой манере: «с радостью усыпляю, «с любовью уложила». В колыбельных песнях звучит материнская благодарность своему чаду: поскольку повседневная забота о детях позволяет матери забыть свои насущные проблемы: ты заставляешь меня петь, детка. Благодаря тебе я забываю все плохое. Ты заставляешь многих улыбаться;

Nen geker gadin ebesi Yemen'de galdi dedesi Büyüyor ya sari gülüm Goynümüzün gonencesi neeen nen! («Что же ты пережила, бабушка, В Емене остался дедушка, Растет же моя желтая роза Услада нашим душам») [7, с. 56].

В турецких колыбельных песнях терпение и милосердие выступают первоосновой любви к ребенку, а родительская забота проявляется не только в отдельных действиях, требующих большой затраты сил и энергии, предполагающих преподнесение подарков, но и в действенной реализации понятий защита и опора. Например, Bahgeye kurdum salincak Eline de verdim oyuncak «В саду для дочки установил качели, а в руку дал игрушку» [7, с. 10]. Пока малыш под защитой родителей, ничего дурного с ним не случится. Турецкая семья оберегает ребенка: тур. Babasi i^ten gelse, annesi meme verse melek alir kucaga, §eytan kagar uzaga «Если папа приходит с работы, если мама кормит: ангел берет ребенка на колени, дьявол убегает прочь» [7, с. 15].

59

3. Судьба ребенка и оберег малыша от сглаза

Мотив сглаза, судьбы, фортуны красной нитью проходит по текстам колыбельных песен. Часто в сюжетных ситуациях колыбельных встречаются строки: «судьбой предписано», что отсылает к Корану, священным принципам мусульман, и доказывает полную покорность судьбе. Например, по всей Анатолии широко известна нинни-легенда тур. ta§ bebek «каменный младенец», основная мысль которой состоит в том, что по воле всемогущего Аллаха даже самая сложная проблема может решиться: так Мерьем Хатун обретает долгожданного первенца. Камиль, что значит «каменный ребенок» - дитя божественной силы и силы материнской любви.

Исторически пожелания родителей младенцу сопровождались молитвами Всевышнему, поэтому в колыбельных могут упоминаться имена пророков (Hz. Muhammed, Hz. Omer, Hz. Ali), покровителей, ангелов, халифов (наместников), у которых просят помощи малышу. Упоминается в колыбельных и описание образа жизни дервишей. Согласно этому одним из основных посылов турецких колыбельных песен выступают послание-оберег, просьба о защите ребенка:

Seni bana verdi Yaradan, Hak saklasin nazardan, Korusun her kazadan («Тебя мне подарил Создатель, да убережет Он тебя от сглаза или несчастного случая»); Gögsünde altin Amayl'i («На груди золотой оберег») [V, с. 54].

Такой оберег в виде пристегнутого талисмана-дуа (написанная, сложенная в треугольную форму и обшитая тканью молитва), закрепленного на груди ребенка, должен был хранить его от сглаза, беды, несчастного случая.

4. Родословная и участие родни в воспитании ребенка

Помимо описания родительской заботы в колыбельных песнях очень часто можно встретить упоминание родственников ребенка, которые традиционно принимают участие в его воспитании.

Nenni nenni dayisi ( «дядя») da boy Anasi ( «мама») keklik bubasi ( «папа») toy Yandim gittim bir deli soy Sivri külahli dedeler ( «дедушки») Yarimpabuçlu nineler («бабушки») Yirtik donlu halalar ( «тети со стороны папы») Telli pullu teyzeler ( «тети со стороны мамы») Dayisi kaytan biyikli («дядя со стороны мамы») Amcasi savlar sümüklü («дядя со стороны папы») Halasi («тетя») da yarim kelikli Ninni ninni... [V, с. 34].

Родственникам-мужчинам при этом часто дается самая высокая оценка: они любимые, сильные, смелые, авторитетные. Приходят к ребенку «не с пустыми руками», активно участвуют в воспитании уже подросших детей: скачут с ними на лошадях, делятся опытом.

60

Bey gibi dayilari («Дяди как господа»)

Yel gibi gayinlari («Дяди как ветер») Selam da söyleyin emmisine Emmisiz dügün olmaz Olsa da elinkine dönmez («Привет передавайте дяде Без дяди свадьбы не быть Даже если будет, будет не такой») [7, с. 57].

Зачастую, в колыбельных упоминается происхождение ребенка тур. sarayli «из благородного рода», и в подтверждение этому, тут же перечисляются его многочисленные родственники, принимающие участие в воспитании малыша: teyzeleri hanim kilikli dayilari burma biyikli («тетушки с представительной внешностью - госпожи», «дяди с закрученными усами») [7, с. 18]. Демонстрация в тексте колыбельной широких родственных связей призвана подчеркнуть важность института семьи, принадлежность к которой носит на Востоке обязательный характер. «Так описывается порой очень не хватающих современным семьям гармония взаимоотношений членов семейной ячейки в процессе воспитания, подчеркивается ответственность всех членов семьи в благородном воспитании ребенка» [6, с. 43].

5. Образование и жизненная карьера малыша

В колыбельных песнях отражается и надежда, возлагаемая на ребенка в будущем. Послания с пожеланиями счастья, такие как, например, aleme §an yürütsün («в мир славу принесешь, станешь известным на весь мир») доминируют в колыбельных песнях матерей. При этом, определенную семантическую нагрузку несут на себе образы животных: сигнализируют о взрослении ребенка - Al ata binmi§ geliyor («Мама видит сына на лошади»), Arap ati taydan olur («И арабская лошадь когда-то была жеребенком»); выступают символом богатства и процветания Dagda koyunun ki§lasin, Ovada giftin i^lesin, Allah halini bagi§lasin («Пусть на горе будет много овец, на равнине работают плуги и ферма»); указывают на будущий род его занятий - Kuzularinla yürür mü ki? («Будет ходить с овечками? Будет пастухом?») [7, с. 21].

Родители желают малышу скорейшего взросления и получения знаний, которые будут полезны не только самому ребенку, но и его Родине, ибо ученый принесет стране больше пользы, нежели неученый. В колыбельной «Armut dalda sallanir» («Груша качается на ветке») мать поет:

Bir oglum olsa da versem hocaya Okuya okuya,giksa heceye Ne iyilik etsem ben o hocaya Ninni benim yavrum ninni («Если родится у меня сын, отдам его учителю, Он будет усердно учиться, получит степень,

61

Какое же добро я сделаю этому учителю, Баю-бай, детка») [7, с. 4].

Становится понятным, что она хочет отдать наследника учителю-мастеру, чтобы сын рос старательным и образованным, поскольку образование понимается как один из жизненно важных этапов взросления:

Benim yavrum büyür Kur'an okur («Мой ребеночек растет, уже Коран читает») Oglum büyür doktor olur («Мой сын вырастет, чтобы стать врачом») [7, с. 7].

Желая ребенку хорошего образования, богатства, девочкам - выгодной партии, родители надеются тем самым обеспечить себе спокойную безбедную старость. Они ждут от детей большой отдачи в виде взаимной любви, уважения, заботы на старости лет. Таким образом, колыбельные песни с ранних лет знакомят ребенка с базовыми характеристиками личности взрослого человека, отражающими социокультурные ценности турецкого этноса по отношению к людям старшего поколения, и на уровне подсознания закладывают поведенческую программу следования этим ценностям.

6. Традиции и обычаи

Множество колыбельных песен посвящено народным обычаям, традициям и праздникам. В колыбельной, приведенной ниже, описан обычай, связанный с появлением у ребенка первого зуба.

Di§ini goren aba hu hu Diksin ona bir aba ninni Abayi giysin de ovve Binsin oglum dolaba ninni. Di§ini góstermi§ de ninni Gomlek vermi§ enigte ninni

Artik isiracak mi hu hu Süt bulamazsa eri^te ninni.

Baklava isiracak hu hu Hanim ninesi darilacak ovve Hanim ninesi darilirsa hu El álem darilacak ninni. El uzatma agzina ninni Di§ dolu agzina hu hu («За первый прорезанный зуб Родственник подарит тебе кафтан.

Качается мой сынок в колыбельке И показывает свои зубки.

Вот рубашку подарил тебе дядя, Будешь кусать нас теперь, да?

Теперь уже не молоко будешь пить, а пахлаву кушать.

62

Бабушка рассердится,

Если пострадает. Народ будет гневаться, Уже не суйте ему пальцы в ротик, У него теперь рот полон зубов, укусит») [8, с. 131].

За первый прорезанный зуб родственники дарят малышу подарки (в данном тексте - рубашечку и кафтан). Этот обычай радостно возвещает об одном из этапов взросления маленького человека, что и нашло свое отражение в следующих строках: «Теперь уже не молоко будешь пить, а пахлаву кушать». Мать шутливо предупреждает окружение ребенка: «Уже не суйте пальцы ему в рот - укусит!».

В следующей колыбельной можно обнаружить мотивы сразу двух обычаев: Курбан байрам - праздник жертвоприношения и Сёз кесим - помолвка.

Ali 'dir özü Karadir gözü Ali 'ye kurban Bir sürü kuzu («В жертву пророку Али-Целое стадо овец»)

Kizim güzel gayetten Sigrar gikar hayattan Kizima dünür geliyor §ahli inen Bayat'tan Hu hu hu gelir («Моя доченька настоящей красавицей выйдет в свет, К ней уже худалары(«сваты») едут из Баята») [7, с. 23].

Если колыбельные поются дочкам в них часто встречается упоминание обряда тур. Хна гедже («Ночь хны»): предсвадебного девичника, вечера окрашивания хной рук невесты - elleri kollari kinali bebek («ребенок с хной на руках») [7, с. 5]. Обычай Суннет той (обряд обрезания, который символизирует посвящение мальчика в мужчину) упоминается в следующей колыбельной песне, происхождение которой связано с районом Аяш в провинции Анкары:

Bir oglum olsa da sünnet ettirsem Zencek ge§mesine bayrak diktirsem Halasini teyzesini küstürsem Ninni yavrum ninni! («Еслиродиться сын, то проведем обряд обрезания, Я поставлю флаг на фонтан Zencek И рассержу твоих тетушек. Баю-бай, детка!») [7, с. 42].

Традиционно, по радостным поводам, флаги устанавливаются на крыше дома, где происходит торжество или на крыше священного для селян места. Что касается тетушек, то в турецком фольклоре есть множество колыбельных, в которых мамы малышей любят позлить их.

63

7. Воспитание патриотизма

Большое педагогическое значение имеют колыбельные песни патриотического содержания:

Uyusun da büyüsün nenni

Askere gitsin ninni Vatani da korusun ninni Hadi hadi oglum ninni Ninni de yavrum ninni!

(«Будешь спать-будешь расти, Будешь воином -Родину защищать») Ya §ehit ol ya gazi Vatan asker istiyor Kan muzaffer istiyor Ninni yavrum ninni! («Или павшим воином или ветераном, но будь, Родина просит солдат Пусть прольется кровь, но мы победим») Uyu yavrum, uyaninca gül bana Her gülügün hayat verir anana Bahtiyarlik senden gelir vatarn («Спи, дитя, засыпая, улыбнись мне, Каждая твоя улыбка мне жизнь продлевает, Ты принесешь счастье Родине») [8, с. 125].

Несмотря на простоту и незамысловатость содержания, каждое произведение такого рода содержит в себе элемент патриотического воспитания. В четверостишиях колыбельных песен патриотизм представлен как добросовестное служение Родине, а мать в своем ребенке видит будущего защитника родной земли. В тексте таких колыбельных отражается гордость родителей за сына, желание видеть его смелым аскером, способным путешествовать, противостоять врагам, защищать Родину, прославиться на военном поприще. «В колыбельных песнях наблюдается гендерная дифференциация патриотического воспитания. Если от мальчиков ожидали службу родине в качестве солдата, то от девочек ожидалось замужество, что также явилось патриотизмом, ибо без них продолжить род, и вырастить будущих воинов было невозможно. Служба родине в колыбельных песнях отождествлялась службе родителям, поэтому в колыбельных песнях об этом упоминается параллельно» [6, с. 43].

ВЫВОДЫ

Анализ содержания колыбельных песен турецкого народа неоспоримо свидетельствует о том, что данный этнос использует «нинни» (колыбельные) как средство формирования у детей исторически сложившихся социокультурных ценностей и моделей поведения: доброты, гуманности, милосердия, патриотизма и пр. Колыбельные отражают любовь и надежду турецкого народа связанные с

64

рождением и воспитанием ребенка в семье. В тексте колыбельных песен нашли свое отражение принципы и методы взаимодействия с подрастающим поколением, закрепленные в анналах турецкой этнопедагогики. К сожалению, в настоящее время педагогический потенциал турецких колыбельных песен используется не в полной мере, хотя, по нашему мнению, опора на традиции народной педагогики являет собой один из путей решения проблемы становления культуры сознательного родительства у современной молодежи. Поэтому результаты данного междисциплинарного исследования способны послужить в качестве основы для разработки системы колыбельных песен, используемых в практике воспитания. Вместе с тем, материалы данной статьи могут найти применение при разработке лекционных и практических курсов этнопедагогики.

Список литературы

1. Расумов В. Ш. Роль фольклора в формировании личности (на материале чеченского детского фольклора) / В. Ш. Расумов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 3-2(69). - С. 46-48.

2. Теплова А. Б. Педагогический потенциал материнского фольклора и традиционной игрушки для становления картины мира современного ребенка. Автореф. дис. ... канд. пед. наук/ А. Б. Теплова. -М., 2013. - C. 24.

3. Роменкова В. Народная колыбельная песня как средство формирования образа мира ребенка / В. Роменкова // Психолингвистика. - 2015. - № 3. - С. 83-89.

4. Маликов Р. Ш. Народные песни как средство воспитания эстетики и здорового образа жизни / Р. Ш. Маликов, Р. Р. Галиев, Э. Р. Шарафетдинова // Фундаментальные исследования. Педагогические науки. - 2014. - № 11. - С. 134-137.

5. Маликов Р. Ш. К проблеме определения понятия «педагогика детства» / Р. Ш. Маликов, Ф. С. Газизова // Образование и саморазвитие. - 2010. - № 6(22). - С. 197-202.

6. Маликов Р. Ш. Педагогическая ценность колыбельный песен и потешек как средств воспитания в педагогике детства / Р. Ш. Маликов, Ф. С. Газизова, Т. Р. Маликов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2013. - № 2. - С. 42-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Türk ninnilerinden sejmeler / derleyen: Bilge Ekinci. Ankara: Elips Kitap. - 2007. - S. 64.

8. Farsakoglu Eroglu A. Türk Ninnilerinde Islämi Motifler. / A. Farsakoglu Eroglu // Konya: Mehir Vakfi Yayinlan. - 2011. - S. 249.

PEDAGOGICAL VALUE OF LULLABIES SONGS AS MEANS OF EDUCATION

A CHILD IN EARLY CHILDHOOD (based on the material of Turkish ethnopedagogy)

Tulegenova A. G.1, Asanova F. R.2

12V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

E-mail: tylegenov@rambler.ru1, mia-termopolis00@mail.ru2

The article reveals the pedagogical significance of Turkish lullabies, which play an invaluable role in early childhood education. The article introduces the priority values of Turkish socioculture (giving birth to a child, caring and loving attitude to him, raising his citizenship, development of his mind and knowledge), reflected in lullabies; lucidly reveals the methods of upbringing and education of children represented in this genre of oral folk art; demonstrates the basic principles of attitudes towards children that exist in

65

Turkish ethnic culture. The deep and objective analysis of the materials of Turkish lullabies presented in the article testifies to the role of maternal folklore as a pedagogical potential for the formation of a picture of the world of a modern child. In addition, the recent increase in interest in folklore among various ethnic groups of Muslims makes interdisciplinary study of the texts of Turkish lullabies absolutely relevant. It is well known that the process of becoming a socially active person who shares the moral, ethical and sociocultural values of his ethnic group begins in early childhood. Hence, it becomes clear that without ethnically colored lullabies, the process of spiritual and moral development of a child's personality is not possible. An analysis of the content of the lullabies of the Turkish people indisputably proves that this ethnos uses "ninnis" (lullabies) as a means of forming historically developed sociocultural values and behaviors in children: kindness, humanity, mercy, patriotism, etc. Unfortunately, the pedagogical potential is currently Turkish lullabies are not used to the full, although, in our opinion, it is probably one of the ways to solve the problem of establishing a culture of conscious parenthood in modern youth. In addition, the materials in this article can find their application in the development of lecture and practical courses in ethnopedagogy.

Keywords: pedagogy of childhood, ethnopedagogy, sociocultural values, oral folklore, Turkish folklore, lullabies.

References

1. Rasumov V.S., The role of folklore in the formation of personality (based on the material of Chechen children's folklore), Philological Sciences. Questions of theory and practice, 69, 46 (2017).

2. Teplova A.B, The pedagogical potential of maternal folklore and traditional toys for the formation of a picture of the world of a modern child: author. dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.01, 24 p. (M., 2013).

3. Romenkova V., Folk lullaby as a means of shaping the image of the child's world, Psycholinguistics, 3, 83 (2015).

4. Malikov R.Sh., Galiev R.R. and Sharafetdinova E.R, Folk songs as a means of educating aesthetics and a healthy lifestyle, Fundamental research. Pedagogical sciences, 11, 134 (2014).

5. Malikov R.Sh. and Gazizova F.S., On the problem of determining the concept of "pedagogy of childhood", Education and self-development, 22, 197 (2010).

6. Malikov R.Sh., Gazizova F.S. and Malikov T.R., The pedagogical value of a lullaby of songs and nursery rhymes as educational tools in childhood pedagogy, Bulletin of the Maykop State Technological University, 2, 42 (2013).

7. Türk ninnilerinden sejmeler, Bilge Ekinci. Elips Kitap, p. 64 (2007).

8. Farsakoglu Eroglu A., Türk Ninnilerinde islämi Motifler, Mehir Vakfi Yaymlari, p. 249 (2011).

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.