Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕРЕВЁРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ» В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ '

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕРЕВЁРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ» В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смешанное обучение / система дистанционного обучения (СДО) / мультимедийный контент / педагогическая технология «перевернутое обучение» / blended learning / distance learning system (LMS) / multimedia content / pedagogical technology «flipped learning»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т С. Лебедева, О В. Пашковская

Стремительно развивающееся в России дистанционное обучение требует новых подходов, обеспечивающих освоение информационно-образовательных ресурсов и взаимодействие участников образовательного пространства. Модель смешанного обучения «Перевёрнутый класс» позволяет снизить временные и финансовые затраты на обучение. Инструменты электронных платформ помогают автоматизировать образовательный процесс и держать под контролем результаты обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т С. Лебедева, О В. Пашковская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY «FLIPPED LEARNING» IN REMOTE EDUCATION

The rapidly developing distance learning in Russia requires new approaches that ensure the development of information and educational resources and the interaction of participants in the educational space. The “Flipped Classroom ” blended learning model allows you to reduce the time and financial costs of training. Electronic platform tools help automate the educational process and keep learning results in check.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕРЕВЁРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ» В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ »

УДК 004.55

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕРЕВЁРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ» В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Т. С. Лебедева Научный руководитель - О. В. Пашковская

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Стремительно развивающееся в России дистанционное обучение требует новых подходов, обеспечивающих освоение информационно-образовательных ресурсов и взаимодействие участников образовательного пространства. Модель смешанного обучения «Перевёрнутый класс» позволяет снизить временные и финансовые затраты на обучение. Инструменты электронных платформ помогают автоматизировать образовательный процесс и держать под контролем результаты обучения.

Ключевые слова: смешанное обучение, система дистанционного обучения (СДО), мультимедийный контент, педагогическая технология «перевернутое обучение».

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY «FLIPPED LEARNING» IN REMOTE EDUCATION

T. S. Lebedeva Scientific supervisor - O. V. Pashkovskaya

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: [email protected]

The rapidly developing distance learning in Russia requires new approaches that ensure the development of information and educational resources and the interaction of participants in the educational space. The "Flipped Classroom" blended learning model allows you to reduce the time and financial costs of training. Electronic platform tools help automate the educational process and keep learning results in check.

Key words: blended learning, distance learning system (LMS), multimedia content, pedagogical technology «flipped learning».

Сегодня в системе образования достаточно активно используются инновационные технологии. Цифровизация охватила все сферы деятельности общества, в том числе образовательную. В связи с острой ситуацией, сложившейся в мире в 2020 году, учебным заведениям пришлось полностью перейти на дистанционное обучение. Но наряду с этим возник и ряд проблем, который повлиял на эффективность данного вида обучения. Оказалось, достаточно сложно перенести весь учебный процесс в электронную форму. Физически трудно преподавать дистанционно лекции несколько часов подряд. Необходима оцифровка материала, а также перевод информации в интерактивное пособие.

Одними из первых, кто оперативно среагировал на дефициты технической и методической практики у преподавательского состава оказалась образовательная платформа Юрайт. На

Секция «Информационно-экономические системы»

курсах «Современный преподаватель» главный редактор издательства Александр Сафонов говорит о том, что нельзя продолжать в дистанционных условиях тот же образовательный процесс. Он предлагает ввести «Перевёрнутое обучение», где большую часть процесса занимает деятельность студентов. Это могут быть коллективные проекты, творческие задания по разработке вопросов, тестов, ситуаций самими студентами.

Что представляет собой одна из популярных педагогических технологий «Перевёрнутое обучение» (flipped learning). Это форма смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» обучение следующим образом: вместо домашнего задания студенты смотрят короткие видео-лекции в сети, самостоятельно проходят теоретический материал, а всё аудиторное время, когда преподаватель рядом (в удаленных условиях - онлайн), используется для совместного выполнения практических заданий. Эту форму часто сравнивают с решением домашнего задания в классе, отсюда и метафора «перевернутого класса». Отличительной особенностью перевернутого класса является полный или частичный перенос процесса передачи знаний на самостоятельное изучение [2]. При этом освободившееся аудиторное время используется для интерактивных видов деятельности, которые развивают критическое мышление и креативность. Марсель Лебрен, один из авторов книги «Перевернутая педагогика», пишет, что перевернутое обучение по сути не является новым методом, а скорее представляет собой новый образ мышления, целью которого является оптимизация аудиторной работы со студентами благодаря внеаудиторной деятельности, направленной на углубленное изучение предмета [1]. Задача преподавателя при этом состоит в том, чтобы мотивировать студентов к самостоятельному поиску знаний за пределами аудитории, научить не только искать информацию, но и проверять ее достоверность, анализировать, критически осмысливать, а затем в аудитории добиться активной интеллектуальной реакции на учебный материал, что является необходимым условием для освоения нового знания.

Существует разные модели «перевернутого обучения». Одна из них заключается в решении конкретной практической задачи, а потом уже изучается её теоретическое обоснование. Данная модель перевернутого обучения является педагогическим подходом, наиболее приближенным к реальности, так как в повседневной и профессиональной жизни очень часто приходится принимать решения в условиях неопределенности. Так, например, в рамках дистанционного обучения студентами 2 курса отделения «Преподавание в начальных классах» педагогического колледжа №1 им. М. Горького был реализован проект, результатом которого стали два сборника заданий по русскому языку и математике. Данные сборники выполнены по заказу образовательных учреждений города Красноярска. Авторские задания, подготовленные студентами, были сконструированы на основе анализа программ развивающего обучения по отдельным темам и интерактивного ресурса LearningApps. Студенты работали в специально организованных группах, подбирали и анализировали необходимый материал, проводили взаимопроверку и формировали общий продукт через ресурс Google. По итогу работы, сборники заданий были размещены преподавателями колледжа в сообществе сети ВКонтакте «Учителя системы РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова» и отправлены базовым школам для реализации. Также студенты разместили задания на своих персональных сайтах.

В настоящее время занятия со студентами средних и высших учебных заведений Красноярска (например, Педагогический колледж №1, СибГУ, СФУ и др.) организованы с помощью таких ресурсов, как: Moodle, Zoom, социальные сети и т.д. Технологии электронного обучения предоставляют мультимедийный контент вне времени и места для обучающихся с разными возможностями и запросами. Сочетание онлайновых и оффлайновых элементов позволяет сделать обучение эффективным, экономичным и удобным, а учебный процесс интерактивным, личностно-ориентированным и адаптивным для всех заинтересованных в обучении сторон. Создание электронного курса в Moodle - это

процесс, который сводится к организации учебного материала так, чтобы студенты могли самостоятельно изучить его, выполнить определенные упражнения и виды другой деятельности для освоения этого материала, приобрести практические навыки и выполнить контрольные мероприятия по проверке усвоения материала [3]. Система Moodle располагает большим разнообразием модулей, которые могут быть использованы для создания курсов любого типа. В зависимости от содержания курса и концепции преподавания, создатель курса включает наиболее подходящие элементы и ресурсы, предоставляемые системой: Глоссарий, Задания, Лекция, Опрос, Рабочая тетрадь, Семинар, Тест, Форум, Чат. Эти инструменты позволяют оптимально организовать изучение теоретического материала, обеспечивают практические навыки и способы для контроля и самоконтроля.

Для проведения онлайн занятий на расстоянии довольно часто используют платформу Zoom. На сегодняшний день эта система оказалась популярной среди большинства организаций, в том числе образовательных. Удобный сервис подходит для проведения видеоконференций, совместных обсуждений и дистанционного обучения. Во время занятия организатор конференции может демонстрировать свой рабочий стол, работать с электронными презентациями и другими документами в реальном времени, хоть и в виртуальном пространстве. Также ресурс имеет такой инструмент, как интерактивная доска, где можно работать всем участникам процесса. Студентов можно разделить на пары и группы, распределить их в отдельные комнаты - сессионные залы, где они могут общаться только друг с другом. Для оперативной связи и решения организационных вопросов был использован режим беседы в социальных сетях. Возможности создания общего пространства, постепенной подачи материала и быстрый обмен документов позволяет решить ряд проблем, существующих при дистанционном обучении. Таким образом обеспечена постоянная связь между всеми участниками образовательного процесса.

Все перечисленные ресурсы идеально подходят для использования их в дистанционном образовании. Они позволяют отслеживать посещаемость и активность работы студентов, сделать систему оценки прозрачной, построить индивидуальную траекторию каждого участника процесса. Также эти сервисы хорошо сочетаются с подходами педагогической технологии «Перевёрнутое обучение», популярность которой сегодня продолжает расти. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современного образования, нацеленного на формирование творческой, а главное конкурентоспособной личности. Возможно, что внедрение технологии перевернутого класса в учебный процесс усложнит работу преподавателей, потребует освоить новые педагогические приемы, изучить специфику специальности будущих выпускников, создать мультимедийный контент. Но этот труд окупится повышением качества подготовки студентов. Таким образом, приобщение студентов к полисистемному образовательному пространству обеспечит формирование общей культуры на качественно новом уровне, вооружит их более культороемкими технологиями обучения, способными обеспечить развитие и социальную адаптацию молодёжи в современном информационном обществе.

Библиографические ссылки

1. Современные образовательные технологии / под редакцией E.H. Ашаниной. [Электронный ресурс] URL: https://urait.ru/bcode/438985 (дата обращения: 20.03.2020).

2. Акрамова Л.Ю. Отличительные особенности модели «Перевернутый класс». 2017 [Электронный ресурс] URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/04/7078 (дата обращения: 27.03.2020).

3. Кравченко, Г.В. Работа в системе Moodle: руководство пользователя. 2017.

© Лебедева Т. С., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.