Pedagogical technology of foresight learning for postgraduate students to work with scientometric databases
Povinich Alina Yurievna, Postgraduate student
Kostyukova Tatyana Anatolyevna, DSc of Pedagogical sciences, Professor
Tomsk State University, Tomsk
The purpose of the study is to substantiate the effectiveness of the foresight training technology for postgraduate students of engineering universities for working with scientometric databases. The scientific novelty lies in the substantiation of the foresight training technology, which includes methodological approaches and principles; clarifying the content of the process of formation of foresight competence of graduate students of engineering universities to work with scientometric databases; realized through the developed pedagogical conditions. The proposed technology was tested on the basis of the National Research Tomsk Polytechnic University. As a result of the study, it was proved that the developed foresight training technology is effective for developing the research potential of graduate students in the context of the scientific agenda of the future.
Keywords: foresight competence; the frontier of science; scientometrics; Database; problems of graduate school; young researchers; Scopus; SciVal.
Цитировать: Повинич А.Ю., Костюкова Т.А. Педагогическая технология форсайт-обучения аспирантов для работы с наукометрическими базами данных // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 376-380. EDN: WRWNON. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.66
Повинич Алина Юрьевна, аспирант
Костюкова Татьяна Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор
Томский государственный университет, Томск
Корреспондентский почтовый адрес и телефон: 634057, г. Томск, ул. Говорова, 36, кв. 96. +7 953-921-01-68.
Цель исследования – обосновать эффективность технологии форсайт-обучения аспирантов инженерных вузов для работы с наукометрическими базами данных. Научная новизна заключается в обосновании технологии форсайт-обучения, включающей методологические подходы и принципы; уточняющей содержание процесса формирования форсайт-компетентности аспирантов инженерных вузов для работы с наукометрическими базами данных; реализуемой через разработанные педагогические условия. Предложенная технология была апробирована на базе Национального исследовательского Томского политехнического университета. В результате исследования доказано, что разработанная технология форсайт-обучения эффективна для развития исследовательского потенциала аспирантов в контексте научной повестки будущего.
Ключевые слова: форсайт-компетентность; фронтир науки; наукометрия; базы данных; проблемы аспирантуры; молодые исследователи; Scopus; SciVal.
УДК 378
5.8.1
Повинич А.Ю., Костюкова Т.А.
Педагогическая технология форсайт-обучения аспирантов для работы с наукометрическими базами данных
Введение
Согласно данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, влияние отечественной науки значительно отстает от лидирующих стран. По участию в глобальных исследовательских фронтах Россия занимает двадцать шестое место в мире [1]. На мировом рынке доля отечественных высоких технологий составляет около одного процента. Возможно, это связано с технологической изоляцией, в которую на данный момент поставлена Россия [2].
В условиях экономики, основанной на знаниях, молодые кандидаты наук в сфере инженерии являются основным двигателем инноваций и научно-технологического прогресса России [3, 16; 4, 481]. Миссия института подготовки кадров высшей квалификации должна заключаться в создании среды для реализации исследовательского потенциала аспирантов инженерных направлений, обеспечивающей качественный скачок в науке и создание прорывных технологий.
Важным навыком для успешной исследовательской деятельности будущего ученого является способность прогнозировать развитие научной ситуации [5, 385]. Как указывает С.А. Смирнов, прогнозирование – это творческий исследовательский процесс, в результате которого получают гипотетические данные о будущем состоянии какого-либо объекта, его возможных состояниях, альтернативных путях развития [6, 35]. При этом форсайт (от анг. foresight – предвидение) – это инструмент разработки решений в области экономики, науки, технологий и общества в целом [7, 187]. Он представляет собой более комплексный подход, чем традиционное прогнозирование. Отличие форсайт-компетентности от умения прогнозировать заключается в способности разрабатывать различные сценарии развития ситуаций, гибко реагируя на изменения, поэтому именно форсайт-технология представляет интерес для исследователей в сфере инженерии.
Отсюда сформированные на должном уровне форсайт-навыки помогут инженерам-аспирантам выстраивать перспективу развития исследований и технологий, учитывая спрогнозированные факторы. Это позволит будущим специалистам не просто принимать участие в мировых исследовательских фронтах, а формировать глобальную научную повестку.
При разработке теоретической базы исследования выявлено, что на развитие интеллектуальной деятельности существенное влияние оказывает информатизация [8, 162]. На сегодняшний день наукометрические базы данных и их аналитические системы являются наиболее эффективными инструментами для работы с научной информацией [9, 88].
Наукометрические базы данных позволяют отбирать самую актуальную научную информацию по определенному направлению. При этом инженерам-аспирантам необходим доступ к качественным статьям для проведения исследований. Умение работать в аналитических системах – навык, необходимый для успешной реализации научной деятельности. [10, 168; 11].
Наукометрические базы данных, являющиеся «цифровыми инструментами мышления», позволяют инженерам-аспирантам находить информацию для исследований, выбирать актуальные тематики, быть в курсе современной методологии, развивать научную коммуникацию, определяя учёных-единомышленников из дружественных стран для создания коллабораций, университеты для стажировок.
Значимой возможностью аналитических инструментов является выявление междисциплинарных аспектов научного направления, получение общего контекста изучаемой области. Такая функция представляет большой интерес, так как, согласно результатам глобального исследования, темпы научно-технического прогресса снизились на 90% за последние пятьдесят лет из-за усилившейся тенденции на узкую специализацию ученых [12].
Основная часть
В ходе теоретического исследования установлено, что компетентностный подход является наиболее актуальным для подготовки кадров высшей квалификации, поскольку ориентирует на самоактуализацию, раскрытие креативного и интеллектуального потенциала [13, 29], формируя готовность будущего ученого к самостоятельной исследовательской деятельности.
Анализ тенденций в образовании показывает, что современному специалисту необходимы компетенции, формирующие навыки мышления высокого порядка, актуализирующие творческий ресурс. Решению такой задачи в инженерном образовании должно способствовать форсайт-обучение, формирующее необходимые компетенции для эффективной работы с наукометрическими базами данных и аналитическими инструментами.
Анализ публикаций, посвященных проблемам компетентностного подхода в образовании [13, 29; 14, 25; 15, 51], позволил сформулировать определение термина «компетенции» для нашего исследования - это совокупность знаний, умений и навыков, которыми должны владеть специалисты для работы с наукометрическими базами данных. Под компетентностью мы понимаем способность использовать компетенции для решения конкретных задач.
В структуре прогнозных компетенций исследователи обычно выделяют четыре компонента: ценностный, обеспечивающий мотивационно-целевой ориентир прогнозной деятельности; когнитивный, включающий совокупность знаний об исследуемом объекте; праксиологический, объединяющий умения прогнозировать и применять прогнозные навыки на практике; рефлексивный, обеспечивающий формирование способности к объективной оценке результатов предвидения [16, 21].
Теоретический анализ позволил разработать структуру форсайт-компетентности для работы с наукометрическими базами данных (табл.).
Таблица - Структура форсайт-компетентности для работы с наукометрическими базами данных
Аксиологический компонент Формирование ценностных ориентаций и установок для применения форсайт-компетентности.
Когнитивный компонент Совокупность усвоенных аспирантами знаний о сущности и структуре форсайт-компетентности.
Деятельностный компонент
Умение получать научную и наукометрическую информацию из баз данных, анализировать, критически осмысливать полученное знание и разрабатывать сценарии развития технологии или исследования.
Рефлексивный компонент Анализ результатов своей деятельности, соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью, оценка обучающимся собственной форсайт-работы, осознание своих внутренних изменений в связи с приобретением форсайт-компетентности.
Таким образом, выявленная структура компетентности позволила перейти к разработке технологии форсайт-обучения для работы с наукометрическими базами данных.
Данная технология с необходимостью включает такие компоненты, как методологические подходы, принципы, этапы форсайт-работы, педагогические условия, критерии и уровни сформированности компетентности. Далее последовательно раскроем содержание этих компонентов.
Целесообразными методологическими подходами избраны следующие:
- компетентностный, в соответствии с которым форсайт-компетентность – это способность применять знания, умения и навыки форсайт-работы с использованием наукометрических цифровых инструментов мышления в профессиональной деятельности [14, 25; 15, 51];
- системный, представляющий технологию форсайт-обучения в качестве взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов [17, 40];
- деятельностный, согласно которому форсайт-обучение является самостоятельной мыслительной и практической деятельностью [18, 92];
- личностно-ориентированный, в соответствии с которым технология форсайт-обучения направлена на развитие личностного потенциала [19, 20].
Представленные подходы позволили сформулировать следующие принципы обучения:
- индивидуального подхода к обучающимся, позволяющий эффективно освоить форсайт-навыки, учитывая индивидуально-психологические особенности аспирантов;
- целостности, в соответствии с которым элементы технологии обучения взаимосвязаны;
- проблемности содержания обучения - в условиях проблемной ситуации обучающиеся овладевают форсайт-компетентностью;
- ведущей роли совместной деятельности участников форсайт-обучения;
- востребованности результатов обучения профессиональной деятельностью, позволяющий использовать форсайт-навыки, полученные в результате обучения, в научной и инженерной работе;
- рефлексивности, направленной на формирование сознательного отношения будущего ученого к процессу форсайт-работы.
Разработаны этапы форсайт-обучения.
1. На поисковом этапе обучающиеся формулируют тему и временные рамки форсайта, осуществляют поиск научной литературы и наукометрических данных, выделение существующих тенденций в научном направлении.
2. На аналитическом этапе изучается научная информация, анализируются наукометрические данные, определяются факторы, влияющих на развитие научного направления или технологии, выявляются возможности для развития исследовательской тематики.
3. На заключительном этапе форсайт-работы инженеры-аспиранты применяют проанализированную научную и наукометрическую информацию для разработки сценариев развития и оформляют результаты своей деятельности в виде форсайт-эссе.
Эффективность использования предлагаемой технологии призваны обеспечить следующие педагогические условия:
- ориентирование аспирантов на проведение форсайт-работы с использованием наукометрических цифровых инструментов мышления;
- формирование у инженеров-аспирантов субъектной позиции для эффективного применения форсайт-компетентности;
- развитие рефлексивного компонента компетентности.
Разработка данных педагогических условий форсайт-технологии для работы с наукометрическими базами данных опиралась на диагностические признаки критериев и уровней сформированности компетентности (низкий, средний, высокий). Результативность предложенной технологии проверялась следующими критериями.
1. Осознание значимости форсайт-работы для профессиональной деятельности и личностного развития.
2. Расширение знания о сущности и структуре форсайт-компетентности.
3. Умение использовать форсайт-навыки в профессиональной деятельности.
4. Способность к анализу и осмыслению результатов форсайт-работы.
С февраля по декабрь 2022 года на базе Национального исследовательского Томского политехнического университета осуществлена опытно-экспериментальная работа по апробации технологии форсайт-обучения для работы с наукометрическими базами данных. В исследовании приняли участие сорок четыре аспиранта. При этом использовались методы опроса, включенного наблюдения, рефлексивного интервью и анализа продуктов учебной деятельности.
На поисковом этапе опытно-экспериментальной работы проведена первичная диагностика уровня сформированности компетентности аспирантов, входящих в экспериментальную группу. В результате диагностики было установлено, что все обучающиеся обладали отрывочными и неточными знаниями о форсайте, но осознавали значимость форсайт-работы для научной и инженерной работы. 90% будущих ученых имели низкий общий уровень сформированности форсайт-компетентности для работы с наукометрическими базами данных.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы проведен обучающий курс «Форсайт для профессионального и личностного развития», включающий лекции, семинары, дискуссии, деловые игры ознакомительного, аналитического и проектировочного форматов о специфике работы с наукометрическими ресурсами; алгоритмах поиска научной и наукометрической информации; выделении трендов, перспективных тематик, факторов, влияющих на развитие исследовательского направления и технологий. На данном этапе опытно-экспериментальной работы реализованы указанные выше педагогические условия, опираясь на которые инженеры-аспиранты смогли определить перспективу развития научного направления, прогнозируя появление новых технологий, актуальных в будущем.
В соответствии с результатами диагностики после проведения опытно-экспериментальной работы у большинства аспирантов (60%) форсайт-компетентность повысилась до среднего уровня, а у 20% будущих ученых – до высокого уровня. Диагностика показала, что будущие инженеры-ученые улучшили навык выделения актуальных тенденций своего научного направления и их использования для проведения форсайт-работы путем экстраполяции.
Вместе с тем, проведенное исследование показало, что из компонентов форсайт-компетентности наименее развит деятельностный, поскольку 10% участников отметили, что испытывали затруднения в осмыслении наукометрической информации, факторов, влияющих на развитие исследований, разработке различных вариантов развития своего научного направления. У них зафиксированы трудности в формировании возможного и предпочтительного образов будущего, а также недостаточно сформирован навык выделения и решения исследовательских проблем в мировом контексте, что требует дальнейшей доработки предложенной технологии.
Заключение
Таким образом, апробированная технология форсайт-обучения для работы с наукометрическими базами данных в целом обеспечивает формирование форсайт-компетентности у будущих ученых в сфере инженерии на основе использования предлагаемых педагогических условий, а именно: ориентирование инженеров-аспирантов на проведение форсайт-работы с использованием наукометрических цифровых инструментов мышления; формирование у молодых исследователей субъектной позиции для эффективного применения форсайт-компетентности; развитие рефлексивной составляющей рассматриваемой компетентности.
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы по апробации технологии форсайт-обучения оказал положительное влияние на осознание инженерами-аспирантами значимости форсайт-работы для профессиональной деятельности и личностного развития; повышение уровня знания о сущности и структуре форсайт-компетентности; умения использовать форсайт-навыки в профессиональной деятельности и способность к анализу и осмыслению результатов форсайт-работы. Однако некоторые компоненты исследуемой технологии еще нуждаются в уточнении.
Оценка эффективности технологии форсайт-обучения для работы с наукометрическими базами данных позволяет заключить, что ее реализация продвигает развитие научно-исследовательского потенциала молодых исследователей в контексте мировой научной повестки в будущем.
Примечания:
1. Позиции России в глобальных исследовательских фронтах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/435851927.html (дата обращения: 20.02.2023).
2. Александр Сергеев: Россия всегда находила выход из безвыходных ситуаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2022/03/15/aleksandr-sergeev-rossiia-vsegda-nahodila-vyhod-iz-bezvyhodnyh-situacij.html (дата обращения: 20.02.2023).
3. Бедный Б.И., Бекова С.К., Рыбаков Н.В., Терентьев Е.А., Ходеева Н.А. Профессиональная аспирантура: международный опыт и российский контекст // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30, №10. – С. 9-21.
4. Ермакова Е.А. Подготовка и переподготовка научных и научно-инженерных кадров для инновационной экономики: состояние и проблемы // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. – 2018. - №3. – С. 481-496.
5. Строгецкая Е.В., Батигер И.Б. Аспирантура на фронтире науки и образования // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2021. – Т. 1. – С. 384-387.
6. Смирнов С.А. Прогноз и форсайт: две парадигмы будущего: методологический аспект // Вестник НГУЭУ. – 2015. - С. 27-45.
7. Михайлова Л.С., Приходько К.С., Джинджолия Л.Г. Форсайт как инструмент планирования в условиях высокой неопределенности // Вестник Академии знаний. – 2022. - №51(4). – С. 186-191.
8. Склярова Т.В., Малышев В.С. Специфика подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре с применением средств информационно-коммуникационных технологий в России и за рубежом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2021. – Т. 18, №1. – С. 153-173.
9. Повинич А.Ю. Формирование компетенций молодых исследователей для работы с зарубежными базами данных // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2022. - № 2(220). – С. 86-95.
10. Васильева В.А. Новые подходы к преподаванию зарубежных информационных ресурсов в вузе // Наука и научная информация. – 2019. - №2(3). – С. 167-180.
11. РФФИ публикует результаты опроса «Онлайн-инструменты для поиска академических публикаций» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htts://www.rfbr.ru/rffi/ru/news_events/o_2113982 (дата обращения: 20.02.2023).
12. Темпы научно-технического прогресса снизились за последние полвека на 90% [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nauka.tass.ru/nauka/16724369?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 20.02.2023).
13. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. – 2005. - №3(33). – С. 27-40.
14. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
15. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2004. - №3(27). - С. 42-52.
16. Булдакова Н.В. Формирование культуры профессионального прогнозирования у студентов вуза: автореф. дис. д-ра пед. наук. – М., 2015. – 40 с.
17. Гершунский Б.С. Философия образования: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 432 с.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс]. - М.: Политиздат, 1975. - Режим доступа: https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/deyatyelnost-soznyanie-lichnost.pdf (дата обращения: 20.02.2023).
19. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999. - 272 с.