Научная статья на тему 'Педагогическая технология формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста'

Педагогическая технология формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3146
624
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Ирина Павловна

Цель статьи: формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Формирование коммуникативных умений одна из актуальных проблем теории и практики развития умений и навыков в системе дошкольного образования, требующая серьезного теоретического и практического переосмысления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова Ирина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогическая технология формирования коммуникативных умений у детей старшего

дошкольного возраста

Казакова Ирина Павловна

МБДОУ "Излучинский детский сад комбинированного вида "Сказка", Нижневартовский р-н, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО ,пгт. Излучинск

Ключевые слова:

формирование, коммуникативные умения, технология

Цель статьи: формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование коммуникативных умений - одна из актуальных проблем теории и практики развития умений и навыков в системе дошкольного образования, требующая серьезного теоретического и практического переосмысления.

Коммуникативная деятельность, является сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми ребенок овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативности рассматривается психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую технологию формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста (далее технология).

Анализ психолого-педагогической теории и практики работы дошкольных образовательных учреждений позволил определить сущность исследуемых умений как сложных, осознанных коммуникативных действий детей, осуществляемых на основе полученных знаний и практической подготовленности. Проявление произвольности управления собственным поведением в общении, обеспечивающее возможность формирования у них коммуникативных умений.

Содержание коммуникативных умений в технологии конкретизировано в соответствии со структурой и функциями общения как коммуникативной деятельности (М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов).

Степень новизны данной работы заключается в следующем:

- дополнены и конкретизированы критерии и показатели коммуникативных умений на основе которых были сформулированы уровни и качественные их характеристики.

- расширен территориальный формат эксперимента, осуществлялся ход формирования коммуникативных умений у детей не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в процессе тренингов общения, нацеленных на активное социально-психологическое обучение в группе.

- технология обеспечивает формирование коммуникативных умений в различных видах общения и деятельности (игры, упражнения, проблемно-игровые ситуации коммуникативного содержания, моделирование, беседы, прием идентификации с литературными героями, комментированное рисование).

Социально-коммуникативные тренинги представляли собой три целевых блока. Целью первого

блока было — формирование интерактивного компонента коммуникативных умений. Во втором блоке шло развитие перцептивных возможностей детей. В третьем блоке решалась проблема гуманизации социально-педагогической среды: снижения агрессивности, конфликтности в отношениях со сверстниками, умений саморегуляции.

Технология направлена:

- на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Содержание технологии обеспечивает развитие личности, мотивации, коммуникативных умений в различных видах деятельности и охватывает одну из главных структурных единиц - образовательную область "социально-коммуникативное развитие".

Технология упорядочена совокупностью действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса; построена в системе целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм их организации обучения.

В целях максимально объективного и системного описания коммуникативных умений и коммуникативного поведения старших дошкольников был использован комплекс методик разработанные Н.А. Лемяскиной, Т.А. Репиной; С.В. Проняевой.

Уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста был проанализирован как совокупность качественных и количественных показателей: ориентировка в условиях внешней ситуации общения, планирование содержание акта общения; включение вербальных и невербальных средств общения; реализация задуманного в процессе общения; оценка результативности общения.

Проводилась систематизированная образовательная работа, которая включала три блока: специально организованная театральная деятельность на формирование коммуникативных умений; непосредственно образовательная деятельность на формирование коммуникативных умений; совместное проведение игр и упражнений коммуникативного содержания.

Технология включала в себя применение различных форм образовательного взаимодействия в ситуациях делового и эмоционального контакта в совместно-индивидуальной, совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей деятельности с тем, чтобы у воспитанников равномерно формировались все компоненты коммуникативных умений.

Комплексная воспитательно-образовательная работа с детьми строилась поэтапно. Каждый этап предполагал решение определенных задач на основе использования соответствующих средств форм, методов.

I - этап создания мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений, цель которого заключалась всоздании мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений у детей.

II - этап ознакомления детей со средствами и способами общения и формирования коммуникативных умений в репродуктивной деятельности, целью которого было ознакомление детей со средствами и способами общения. III - этап творческого применения коммуникативных умений,цель которого было учить детей использовать коммуникативные умения в более сложных, творческих видах деятельности и в ситуации свободного общения.

Процесс формирования педагогической технологии можно представить в виде следующей схемы: методики обучению по формированию у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений, где помимо теоретического материала содержатся: планы и

конспекты, дидактический материал (для детей, родителей, педагогов), таблицы, диаграммы. Он характеризуется ярко выраженной практической направленностью, доступностью, предназначается в помощь воспитателю в его повседневной работе.

Определение эффективности технологии, показал контрольный эксперимент, результаты которого говорят о положительной динамике формирования коммуникативных умений (Таблица 1), выделенных в качестве параметров, определяющих сущность трех структурных компонентов коммуникативных умений. По своему содержанию данные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные, аффективно -коммуникативные умения, направленные на реализацию функций общения.

Таблица 1

Динамика сформированности коммуникативных умений у детей ст.д.в. (в %)

Группы Уровни сформированности Распределение детей по уровням сформированности коммуникативных умений

умений Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент

Экспериментальная Высокий 4,2 33,3

группа Средний 44,3 58,3

Низкий 51,5 8,4

Контрольная группа Высокий 8,4 8,4

Средний 52,7 58,3

Низкий 38,9 33,3

Эффективность технологии формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении обеспечивалась:

- определением и разработкой этапов работы, где на каждом конкретизировались задачи в ходе формирующего эксперимента;

- созданием благоприятного психологического климата в группе;

- реализацией комплекса игровых занятий;

- использованием игр, упражнений, проблемно-игровых ситуаций коммуникативного содержания, моделирования, бесед, идентификации с литературными героями; комментированного рисования.

Сформированные коммуникативные умения, оказывая влияние на полноценное протекание процесса общения, дают возможность детям активно включаться в систему взаимоотношений и взаимодействий, что в результате ведет их к полной социализации.

Список литературы:

1.Андреева Г .М. Принципы деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. Прага, 1981.

2.Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие [Текст] / А.Г. Арушанова. - М.:ТЦ Сфера, 2011. - 80 с.

3.Выготский Л .С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.

4.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 2001.

5.Проблемы общения в психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1981.

6.Проняева, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста:

[Текст]: автореф. дис....канд. пед. наук / С.В. Проняева. - Екатеринбург, 1999. - 23 с. 7.Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика,

коррекция: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2011. 8.Черенкова О .А. Формирование коммуникативных умений детей 4-5 лет в игровой

деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Пенза, 2008. 9.Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Л.В. Чернецкая. - Ростов н /Д.: Феникс, 2005. - 256 с.: ил. - (Школа развития).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.