Научная статья на тему 'Педагогическая технология "дебаты" в учебном процессе вуза уголовно-исполнительной системы'

Педагогическая технология "дебаты" в учебном процессе вуза уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / ДЕБАТЫ / DEBATES / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пиюкова Светлана Станиславовна

Рассматриваются концептуальные основы, сущность, основные элементы и уникальные возможности педагогической технологии «Дебаты» для формирования социально и профессионально значимых личностных качеств обучающихся, а также особенности ее реализации в вузе уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY "DEBATE" IN EDUCATIONAL PROCESS OF THE INSTITUTE BELONGING TO THE PENAL SYSTEM

In the article the conceptual basis, essence, key components and unique opportunities of the pedagogical technology «Debate» for formation of socially and professionally important personal qualities of the cadets are considered as well as some special aspects of its introduction into the educational process of the institute belonging to the penal system.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология "дебаты" в учебном процессе вуза уголовно-исполнительной системы»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

© 2016 С. С. Пикжова

Аннотация. Рассматриваются концептуальные основы, сущность, основные элементы и уникальные возможности педагогической технологии «Дебаты» для формирования социально и профессионально значимых личностных качеств обучающихся, а также особенности ее реализации в вузе уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова; педагогическая технология, дебаты, учебный процесс, образовательная среда.

THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY «DEBATE» IN EDUCATIONAL PROCESS OF THE INSTITUTE BELONGING TO THE PENAL SYSTEM

© 2016 S. Piyukova

Summary. In the article the conceptual basis, essence, key components and unique opportunities of the pedagogical technology > «Debate» for formation of socially and professionally important personal qualities of the cadets are considered as well as some special aspects of its introduction into the educational process of the institute belonging to the penal system.

Keywords: pedagogical technology, debates, educational process, education environment.

Дебаты - педагогическая технология, представляющая собой публичный обмен мнениями, который проводится в игровой форме в рамках учебного процесса по определенным правилам.

Владение данной технологией вооружает преподавателя уникальным инструментом, позволяющим создать на занятии интенсивную обучающую среду для формирования ряда обще культурных и профессиональных компетенций обучающихся и при этом предоставляет ему широкие возможности для творчества. К примеру, при подготовке бакалавров по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» речь идет о следующих компетенциях: ОК-З (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения); ОК-4 (способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь); ОК-5 (обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе); IIK-2 (способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры) и т. д.1

Технология достаточно универсальна и может быть использована для изучения нового материала, обобщения и систематизации ранее изученного, а также проверки знаний обучающихся. Ее реализация наиболее уместна в рамках дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, а также большей части дисциплин профессионального

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. № 464) [Электронный ресурс] // СПС «ГАРАНТ» (дата обращения: 06.10.2016).

цикла учебного плана подготовки бакалавров по направлению 40.03.01 «Юриспруденция».

Эффективное использование технологии «Дебаты» в учебном процессе возможно при наличии следующих условий:

высокий уровень мотивации обучающихся, основанный на интересе к проблеме и желании реализовать свои интеллектуальный потенциал;

организация атмосферы делового общения и сотрудничества на занятии, предоставляющая возможность конструктивного диалога с оппонентами, обмена мнениями на основе взаимного уважения;

создание пространства для творчества, переводящее обучающихся в положение субъектов образовательного процесса, активно включенных в учебно-познавательную деятельность.

Целью использования технологии «Дебаты» в учебном процессе является формирование у обучающихся умений самостоятельной работы с различными источниками информации, развитие общих способностей курсантов и их коммуникативной культуры.

Для достижения этой цели при подготовке и проведении «Дебатов» преподавателю необходимо решить ряд задач.

1. Сформировать умение осуществлять поиск, переработку и представление информации в профессиональной и общественной среде.

2. Отработать коммуникативные умения и навыки ораторского искусства.

3. Создать условия для развития обучаемости, интеллектуальных и творческих способностей,

В результате использования преподавателем педагогической технологии «Дебаты» обучающиеся приобретают следующие умения и навыки:

анализировать массив информации, различать факты и мнения, выявлять ошибки в рассуждениях, исключать фальсификации, обосновывать собственную точку зрения, используя достоверные доказательства;

цитировать, делать пометки, выписки, составлять таблицы, тезисы, конспекты, рефераты, схемы, графики и т. д.;

устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией, устранять коммуникативные барьеры, слушать собеседника, противодействовать манипулированию, владеть приемами аргументации и контраргументации, осуществлять обратную связь со слушателями, завершать контакт;

принимать решения, брать инициативу, конструктивно разрешать конфликты, работать в команде, выражать эмпатию, проявлять толерантность и т. д.

Концептуально в основе образовательной технологии «Дебаты» лежат следующие принципы: целостность, универсальность, вариативность, демократичность, ориентированность процесса обучения на личность обучающегося, актуализацию его интеллектуального и творческого потенциала.

Согласно классификации педагогических технологий Г. К. Селевко2 «Дебаты» являются интерактивной технологией, которая базируется на активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Среди многочисленных форматов проведения дебатов самыми простыми и оптимальными для начинающих считаются «Классические дебаты Карла Поппера», созданные как образовательная программа в 1994 г. Институтом «Открытое общество» (сегодня -Фонд «Открытое общество»). Они получили свое название в чссть выдающегося европей-

2 Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. - М.: Народное образование, 2005. - Т. 1.-С. 162.

ского философа и социолога, который считал, что знание совершенствуется только за счет опровержения - строгой общественной проверки идей и мнений3.

Разновидностями классических дебатов являются «Модифицированные дебаты» и «Экспресс-дебаты», позволяющие более гибко учитывать возможности аудитории, условия образовательного процесса и учебные цели. Сходство и различие популярных форматов проведения дебатов отражено в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика различных форматов проведения дебатов

№ Название Учебная цель Характер проблемы Объем материала для подготовки Длительность подготовки Особенности

1 Классические (проблемные) дебаты Изучение нового материала, обобщение и систематизации ранее изученного Крупная общественно важная системная проблема Обширный материал, выходящий за рамки темы занятия Несколько дней (недель)

2 Модифицированные дебаты - - - - В классическую процедуру дебатов вносится одно или несколько изменений: сокращается время на выступление; увеличивается число спикеров; разрешаются вопросы зрителей; создаются «группы поддержки»; участники дебатов выступают в роли каких-либо персонажей; организуется экспертная группа и т. д.

3 Экс- прссс-деба ты (мини-дебаты) Проверка знаний обучающихся Узкая частная одноплановая проблема, имеющая локальный характер Достаточно материалов по изучаемой теме Несколько минут непосредственно на занятии

3 Официальный русскоязычный сайт Международной образовательной ассоциации дебатов (IDEA) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.idebate.org/conteni/33654 (дата обращения: 06.10.2016).

К нестандартным но форме проведения видам дебатов относятся панельная дискуссия, симпозиум, круглый стол, «аквариум», отличающиеся большей свободой процедуры проведения и количеством участников обсуждения.

Технология дебатов предполагает последовательную реализацию трех этапов: подготовки, проведения и обсуждения.

Подготовка является предварительным и наиболее трудоемким этапом технологии, от качества которого зависит дальнейшее проведение дебатов. Преподавателю необходимо проделать следующую работу:

ознакомить курсантов с сущностью дебатов и правилами их проведения;

определить тему дебатов;

распределить роли между участниками и индивидуально проинструктировать каждого из них о процедуре проведения дебатов;

разработать критерии оценки выступления команд.

В процессе подготовки к дебатам обучающиеся при помощи преподавателя подбирают, изучают и анализируют материалы из различных источников информации (литературы, справочных информационных систем, сети Интернет) и разрабатывают кейс понятий, аргументов и контраргументов в соответствии со своей ролью.

Проведение дебатов предполагает непосредственное участие в игре следующих действующих лиц: председателя (ведущего), секретаря, тайм-кипера, команды утверждения (У 1, У 2, У 3 - 3 человека), команды отрицания (О 1, О 2, О 3 - 3 человека), группы судей (3 человека).

Председатель (ведущий), роль которого, как правило, отводится преподавателю, отвечает за проведение дебатов в соответствии с правилами, он не участвует в обсуждении и является незаинтересованным лицом. Задача секретаря - помогать председателю в ведении дебатов, информируя спикеров о регламенте и контролируя ведение судейской документации.

Тайм-кипер следит за временем, которое, согласно регламенту дебатов, распределяется следующим образом: выступление спикера - 5 минут; раунд вопросов - 3 минуты. Кроме этого, каждая из команд может взять 2 тайм-аута по 2 минуты.

Спикеры в своих выступлениях стараются убедить судей в правильности своей позиции, для этого участники команды утверждения приводят аргументы в подтверждение обсуждаемой темы, а их коллеги из команды отрицания стремятся показать изъяны в доказательствах оппонентов, задают им вопросы и приводят доводы в защиту противоположной точки зрения. Схематично этот процесс изображен на рисунке 1.

Утверждающая команда

Отрицающая команда

Рис. 1. Общая схема проведения классических дебатов (по Г. К. Селевко)

При выступлении спикеры руководствуются следующими правилами ведения дискуссии:

проявлять уважение к собеседнику;

обосновывать свои высказывания;

быть дружелюбным к оппонентам, открытым и терпимым к иному мнению;

придерживаться обсуждаемой темы, избегать уклонений в сторону;

говорить кратко, точно, емко.

Судьи добросовестно и беспристрастно выслушивают выступления спикеров и их ответы на вопросы оппонентов, фиксируя в рабочих тетрадях наиболее яркие и интересные моменты; заполняют судейский протокол; честно и справедливо решают, какая из команд была более убедительна; делают анализ выступлений команд перед аудиторией.

Расположение действующих лиц и зрителей в аудитории также должно соответствовать определенным правилам.

Места председателя и секретаря находятся в центре начальной части аудитории. Команда утверждения располагается по правую сторону от председателя, а команда отрицания - по левую. Судьи размещаются напротив председателя и секретаря, места для зрителей находятся в оставшейся части аудитории, позади них.

Порядок проведения игры, продолжительность выступлений действующих лиц и тайм-аутов команд представлены в таблице 2.

Таблица 2

Примерный регламент проведения классических дебатов

Спикер Время, мин. Действия

У 1 5 Выступление первого спикера команды утверждения

Тайм-аут 2

ОЗ кУ 1 3 Третий спикер команды отрицания задает вопросы первому спикеру команды утверждения

О 1 5 Выступление первого спикера команды отрицания

Тайм-аут 2

У 3 кО 1 3 Третий спикер команды утверждения задает вопросы первому спикеру команды отрицания

У 2 5 Выступление второго спикера команды утверждения

Тайм-аут 2

О 1 кУ 2 3 Первый спикер команды отрицания задает вопросы второму спикеру команды утверждения

О 2 5 Выступление второго спикера команды отрицания

Тайм-аут 2

У 1 к О 2 3 Первый спикер команды утверждения задает вопросы второму спикеру команды отрицания

УЗ 5 Выступление третьего спикера команды утверждения

ОЗ 5 Выступление третьего спикера команды отрицания

Судьи 15 Выступление судей

Оценка выступлений спикеров судьями является важным финальным элементом игры. Необходимо, чтобы она проводилась в соответствии с четкими критериями и фиксировалась в протоколах,

В зависимости от дидактической цели критериями оценки могут служить содержание, структура выступления, культура общения спикера, стратегия команды и др. Чтобы не усложнять процедуру оценки, рекомендуется использовать не более трех критериев из представленных в таблице 3.

Таблица 3

Примерные критерии для оценки выступлений спикеров

Критерий

Показатели

Типичные ошибки

Содержательность

Конкретность Осознанность

Спикер не доказывает, а повторно утверждает предмет обсуждения

Для доказательства спикер приводит мнения, а не факты

Спикер путается или допускает неточность в определении основных понятий темы, отклоняется от нее или уходит в детали Аргументы спикера не соответствуют теме обсуждения

Спикер увлекается цитированием в ущерб анализу_

Структурированность

Логичность Рациональное использование времени

Спикер допускает логические ошибки, неверно интерпретирует факты Выступление спикера состоит из отдельных частей, которые не связаны между собой Спикер не соблюдает регламента (превышает или не полностью использует время выступления)_

Культура общения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выразительность речи

Манера общения с собеседником

Стратегия

Наличие командной стратегии

Организация работы команды

Выступление спикера содержит речевые ошибки

Речь спикера изобилует жаргонной или просторечной лексикой, профессиональным сленгом

Спикер говорит очень монотонно, у него плохая артикуляция

Поведение спикера отличается развязностью, небрежностью, бесцеремонностью, излишней агрессивностью

Речь спикера сопровождается чрезмерной

мимикой и жестикуляцией_

Игроки команды действуют обособленно или хаотично, без определенного плана Игроки команды вступают в конкуренцию друг с другом

Отсутствие лидера в команде В команде отсутствует обсуждение тактических действий, игроки избегают общения друг с другом_

Завершающим этапом дебатов является обсуждение, на котором осуществляется подведение итогов работы, участники игры и зрители делятся впечатлениями, анализируют, насколько успешно действующие лица справились со своими задачами. Для обсуждения дебатов могут быть использованы следующие вопросы.

Что из увиденного вам больше всего понравилось/не поправилось?

Какие моменты дебатов вам запомнились?

Как вы оцениваете подготовку участников (свою подготовку) к дебатам?

Что вы можете сказать об активности участников дискуссии?

Какую новую информацию вы узнали из выступлений спикеров?

Как вы оцениваете способы донесения информации до слушателей, использованные действующими лицами игры?

Что вы можете сказать о коммуникативной культуре участников дебатов?

Каким образом участие в дебатах повлияло на ваше отношение к обсуждаемой проблеме?

Реализация педагогической технологии «Дебаты» в образовательной среде вуза уголовно-исполнительной системы предполагает учет специфики будущей профессиональной деятельности выпускников. Темы, предлагаемые курсантам для обсуждения, должны затрагивать актуальные проблемы пенитенциарной теории и практики, вызывать эмоциональный отклик у обучающихся. Некоторые возможные темы дебатов по психолого-педагогическим дисциплинам представлены в таблице 4.

Таблица 4

Примерные темы дебатов по дисциплинам учебного плана подготовки бакалавров по направлению 40.03.01 Юриспруденция

Дисциплина Темы дебатов

Пенитенциарная психология и педагогика Лишение свободы способствует исправлению осужденных Гуманизация УИС приведет к увеличению рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы

Воспитательная работа с осужденными Отрядная система содержания осужденных в ИУ нуждается в реформировании Воспитательная работа с осужденными - дело каждого сотрудника ИУ

Профессиональная этика Переговоры с террористами недопустимы Мораторий на смертную казнь нужно отменить Коррупцию в УИС можно победить контролем Служба в УИС - не женское дело Использование социальных сетей в рабочее время недопустимо

Подготовка доводов, обосновывающих или отрицающих истинность обсуждаемого утверждения, является сложным и трудоемким элементом педагогической технологии «Дебаты» для обучающихся. В таблице 5 представлен один из вариантов аргументации и контраргументации по теме «Гуманизация УИС приведет к увеличению рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы», подготовленный курсантами совместно с преподавателем.

Таблица 5

Пакет аргументов и контраргументов по теме «Гуманизация УИС приведет к увеличению рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы»

Аргументы команды утверждения Аргументы команды отрицания

1. Гуманизация УИС будет способствовать безнаказанности преступников и угрожать безопасности государства 1. Ужесточение условий отбывания наказания влечет за собой озлобление осужденного и выпадение его из социальной жизни (люмпенизацию)

Продолжение табл. 5

Аргументы команды утверждения Аргументы команды отрицания

2. Облегчение режима снижает его воспитательный потенциал, ведет к отсутствию дисциплины, формирует безответственное поведение 2. Облегчение режима дает возможность разнообразить формы и методы воспитательной работы, способствует формированию самостоятельности, инициативности

3. Расширение прав осужденных ведет к отсутствию уважения к сотрудникам и государственной власти 3. Расширение прав осужденных ведет к сохранению их человеческого достоинства и способствует успешной ресоциализации

4. Лишение свободы должно стать «хорошим уроком» для преступника, тогда он не будет вновь нарушать закон 4. Лишение свободы само по себе является суровым наказанием, человек не должен быть наказанным еще и бесчеловечным содержанием в местах лишения свободы

Уникальность педагогической технологии «Дебаты» заключается в ее развивающем характере для всех участников образовательного процесса. С одной стороны наблюдается расширение общекультурного кругозора и развитие широкого спектра личностных качеств курсантов (интеллектуальных, творческих, коммуникативных). С другой - отмечается рост профессионального мастерства преподавателя.

Описывая свои впечатления от участия в игре, обучающиеся высоко оценивают полученный опыт и сообщают об удовлетворенности своей подготовкой к занятию4. Многие отмечают, что научились критически анализировать и оценивать социальные и профессиональные явления, внимательно слушать собеседника с противоположной точкой зрения, приобрели навыки выступления на публике, усовершенствовали умения работы в команде и др.

Предоставляя курсантам возможность развития социально значимых личностных качеств, столь необходимых молодым людям для успешного профессионального становления и жизни в обшсствс, в образовательной срсде вуза дебаты являются увлекательным и полезным дополнением к традиционным педагогическим технологиям, ориентированным на формирование профессиональных специализированных компетенций.

Библиографический список

Официальный русскоязычный сайт Международной образовательной ассоциации дебатов (IDEA) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rii.idcbate.org/content/33654 (дата обращения: 06.10.2016).

Ощепкова, О. В. Исследование удовлетворенности курсантов профессиональной подготовкой в ведомственном вузе ФСИН России / О. В. Ощепкова, И. В. Попов // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - № 2(20)/2016. - С. 79-84.

Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г. К. Селсвко. - М.: Народное образование, 2005. - Т. 1. - 556 с.

Турик, Л. А. Дебаты: игровая, развивающая, образовательная технология / Л. А. Турик. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 186 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030 900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. № 464) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ (дата обращения: 06.10.2016).

4 Ощепкова О, В., Попов И. В. Исследование удовлетворенности курсантов профессиональной подготовкой в ведомственном вузе ФСИН России // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - № 2(20)/2016. - С. 79-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.