УДК 79
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СУДЬИ ПО КЫРГЫЗСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ КУРЕШ
Матазимов Нурлан Каныбаевич
Старший преподаватель Кыргызско-Узбекского международного университет им. Б.Сыдыкова nmatazimov@mail. ru
В данной статье рассматривается проблемы педагогической структуры профессиональной подготовки судьи по Кыргызской национальной спортивной борьбе куреш. Для этой цели образовательное время соответствующим образом распределялась на успешное освоение теоретических знаний, практических способов судейства спортивные соревнования, развитие жизненно важных физических кондиций.
При распределении образовательного времени учитывались имеющиеся предложения научно-методической литературы и специалистов международно-признанных спортивной борьбы по данной проблеме
Ключевые слова: профессиональная подготовка судьи, педагогическая структура, кыргызская национальная спортивная борьба куреш, профессионально-педагогическая деятельность.
PEDAGOGICAL STRUCTURE OF PROFESSIONAL TRAINING OF JUDGE ON THE KYRGYZ NATIONAL SPORTS WRESTLING KURESH
Matazimov Nurlan Kanybekovich
Senior Lecturer of the Kyrgyz-Uzbek International University named after B.Sydykov [email protected]
This article discusses the problems of the pedagogical structure of the professional training of a judge in the Kyrgyz national wrestling kuresh. For this purpose, educational time was appropriately distributed for the successful mastering of theoretical knowledge, practical ways of refereeing sports competitions, and the development of vital physical conditions.
When distributing educational time, the available proposals of scientific and methodological literature and internationally recognized wrestling specialists on this issue were taken into account.
Key words: professional training of a judge, kuresh, professional pedagogical activity.
Основной частью организационной структуры в специальном образовательном процессе является пропорциональное деление образовательного времени в период обучения занимающихся.
Так, лекционные занятия 28 часов (20,0%), практические занятия составили 38 (27,14%) часов за период обучения, семинарские занятия 18 (12,85%), 56 (40,0%) часов времени отводилась самостоятельной работе занимающихся, на семинарские занятия - 18 часов (12,85 %).
pedagogical structure, Kyrgyz national wrestling
Для упрочения приобретенных на лекциях соответствующих теоретических знаний, формирования побуждений и обостренных чувств к самосовершенствованию профессионально-педагогической деятельности (ППД) по нашему однозначному убеждению, необходимо проведение лекционных и семинарских занятий с широким использованием: активных методов и современных интерактивных средств обучения.
Путем научно-педагогического
обоснования эффективности предложенной педагогической технологии организации и проведения специальной профессиональная подготовка (ПП) на основе экспериментальной образовательной программы, проведен ПЭ в период 2018-2019 учебный год с участием двух групп исследуемых: экспериментальная, занимавшаяся по разработанной нами инновационной образовательной технологии и контрольной - по традиционной программе [1].
Образовательное время
соответствующим образом распределялась на успешное освоение теоретических знаний, практических способов (приемов) судейства СС, развитие жизненно важных физических кондиций при всем этом, при распределении образовательного времени нами учитывались имеющиеся предложения научно-
методической литературы и специалистов международно-признанных спортивной борьбы по данной проблеме. Вместе с этим содержание образовательного материала и соотношение используемых форм занятий на различных периодах обучения различались и решались свои, конкретные для данного периода задачи.
Первый этап образовательной программы (сентябрь - ноябрь 2018 учебный год) ориентирован на базовую подготовку судей по СБК, предоставляющую возможность принять участие в квалификационных спортивной борьбе куреш (СС), где предусмотрено важнейших теоретико-методических и практических основ судейства соревнований, детальное изучение правила соревнований (ПС).
На этом этапе предусматривалось (цель этапа) изучение и упрочение соответствующих умений и навыков судейства СС с целью принятия участий в квалификационных (массовых) СС: Современное состояние судейства СС спортивной СБК, судьи в данном процессе. Своеобразие судейства СС СБК; Современные направления развития СБК и роль судьи в данном процессе; Принципы единого подхода (интерпретации) ПС; Индивидуально-личностные своеобразия судьи; ПС всестороннее руководство для судьи; ПС основные положения; История развития и эволюция ПС по СБК; Общая и специальная физическая подготовка (ФП); Основы ТТД в СБК; Психолого-педагогические проблемы ПД судьи; Руководящие ответственности СС до, в период и после завершения противоборства курешистов; Планирование ПП судей к поединку курешистов; Виды СС по СБК и способы их организации и проведения. Спортивный календарь соревнований; Организационно-методические принципы судейства СС по СБК. Протокол соревнований; Выбор позиции и передвижения по борцовскому ковру; Основы руководства
поединков курешистов; Взаимодействие судей (руководителя ковра, судьи на борцовском ковре, боковой судьи) в процессе поединка курешистов [3].
Наибольшее количество часов выделено на лекционные (8), практические (9) и на самостоятельная работа студента (СРС) занятия, что объясняется необходимостью формирования достаточной теоретико-практической основы судейской деятельности занимающихся в целом и знания, умения и навыки (ЗУН), правила соревнований (ПС) [2].
Второй этап образовательной программы (декабрь 2018 - февраль 2019 учебный год) ориентировалась на дальнейшую ПП судей по СБК (успешно прошедших базовый курс обучения первого этапа и сдававших зачет по предъявляемым требованиям), дающую возможность участвовать в судействе СС, согласно календаря спортивно-массовых мероприятий.
Она предусматривала основные теоретически, методические и практические основы судейства СС в свете предъявляемых требований современных направлений развития СБК, их критического анализа и опыта деятельности квалифицированных судей [1].
Целью данного этапа - упрочение профессионально-педагогических умений и навыков судейства СС и их дальнейшего повышения уровня.
Данный период обучения
ориентирован на формирование
профессионально-педагогических умений и навыков, крайне необходимых
непосредственно в профессионально-практической (судейской) деятельности судей по СБК. Соответствующие разделы теоретической и практической подготовки также занимают основное место на данном этапе обучения судей: Педагогическая характеристика ПД судьи по СБК; Современные направления развития СБК и роль судьи в данном процессе; Правила судейства СС: современные направления развития; Педагогические принципы единой
интерпретации ПС; Искусство взаимообщения -необходимый составляющий в руководстве поединком курешистов; Педагогическая система ПП судьи СБК; Физическая подготовка судьи; Технико-тактическая подготовка (ТТП) судьи; Психоэмоциональные проблемы ПД судьи в СБК; Планирование ПП судьи СБК; Психолого-педагогическая, социальная и медико-биологическая система
восстановительных (реабилитационных)
мероприятий в ПД судьи в СБК; Педагогическое руководство ПП судьи СБК; Организационно-методические принципы судейства СБК ПС; Учет организаций, планирований, руководство ПП судьи в международно-признанных видах спортивной борьбы [4].
Третий этап (период) образовательной программы (март-май 2019 уч.год) ориентировался на дальнейшее улучшение уровня ПП судьи СБК (успешно освоивших базовый курс обучения предыдущих первых и вторых этапов), дающие право полноценно принимать участие на СС городского и областного масштаба в качестве судей на борцовском ковре.
Она предусматривала более детальное изучение, по сравнению на первых и вторых этапов освоение соответствующих теоретических, методических и практических основ судейства соревнований в русле современных направлений развития и становления СБК, критического анализа и обобщения практического опыта
профессиональных судей, рекомендации успешно овладевавших содержание образовательной программы для участия в СС более высокого ранга и масштаба.
Цель данного тапа обучения - это упрочение профессиональных умений и навыков судейства СС к организации и проведению городских, областных и межрегиональных соревнований и дальнейшее повышение уровня ППП: Современное направление и развитие СБК и роль судьи в данном процессе; Критический анализ судейства СС по СБК за прошедшие периоды, основные причины возникновения ошибок судей и меры по их не повторению; Теория и практика противоборства в свете современных направлений развития СБК в республике и за ее пределами. Современные нежелательные направления в противоборстве (с использованием видеоматериалов и т.д.); Последовательность (поэтапный) в принятии судейских решений - гарантия успешного осуществления руководства поединка и основы понятия авторитета судей; Взаимодействие судей на борцовском ковре - гарантия результативного проведения поединка курешистов; Педагогическая система ПП судей в СБК; Физическая подготовка судей в СБК. Передвижение судей по ковру и выбор правильной позиции. Чувство ситуации и понимание обстоятельств в поединке; ТТП судьи по СБК; Психолого-педагогические проблемы ПД судьи по СБК; Методика судейства СС по СБК; Педагогическое руководство ПП судей по СБК; Комплексная система восстановительно-реабилитационных мероприятий в ПД судьи по СБК; Организационно-методические принципы судейства СС (поединков) СБК; Педагогические проблемы и вопросы судейства СС (поединков) Международных масштабов с критическим анализом видеоматериалов.
Образовательное содержание таблицы показывает предусмотренные для решения соответствующих задач на данном этапе ПП судей по Кыргызской национальной СБК. Данный этап обучения ориентировался на
формирование профессиональных умений и навыков, реализации задачи упрочения приобретенных на практике знаний, расширение круга теоретических информаций развитие способностей критического самоанализа ПД судьи [5].
Четвертый этап образовательной программы (июнь-июль 2019 учебный) направлялся на дальнейшее качественное улучшение профессионально-педагогических ЗУН по СБК (успешно освоивших содержание всех предыдущих трех этапов обучения и сдавших зачеты), дающие им права принимать участие в судействе СС по СБК более высокого ранга и масштаба, реализации задач упрочение приобретенных практических знаний, расширение круга теоретических информаций, развитие способностей критического самоанализа ППД судьи по Кыргызской национальной СБК [6].
Данный этап предусматривает более основательное, по сравнению с предыдущими этапами изложение теоретических, методических и практико-педагогических основ судейства СС в свете современных направлений развития и становления СБК соответствующего анализа и обобщение опыта ППД судей по международно-признанным и национальным видам спортивной борьбы, упрочение профессионально-педагогических ЗУН и ориентировалось на ПП более прогрессивных судей из числа занимающихся, более успешно освоивших содержание образовательного материала всех этапов обучения и их рекомендации для участия в СС более высоких рангов и масштабов соревнований.
Целью данного этапа являлось упрочение профессиональных ЗУН судейства СС и участие в СС областного и республиканского масштаба, дальнейшее повышение уровня ППП: Современное направление развития и становления СБК в республике и за ее пределами, роль судьи в этом процессе; Критический анализ качества судейства СС по СБК за предыдущие периоды, основные причины возникновения ошибок и меры по их повторению; Единое толкование ПС; Дисциплинарные санкции
(предусмотренные меры наказания судей) рычаг осуществления контроля и руководство поединком курешистов; Руководящие обязанности судей до, в период и после поединка; Педагогическая система подготовки судей по уличной борьбе куреш; ПС судья как исполнитель правил ПС и воспитатель; Анализ технических материалов (инструкции федерации КР); Психологические проблемы судейства соревнований Софрология (наука преодолевать стрессовые состояния); Методика судейства соревнований; Предсоревновтельная подготовка СС; Основы спортивной методики и врачебно-педагогического контроля. Профилактика и
предупреждение травматизма;
Организационно-методические принципы судейства соревнований в СБК; Педагогические проблемы и вопросы судейства с республиканского и Международного масштаба (подробным анализом и обсуждением видеоматериалов).
Четвертый этап ОП в первую очередь направлялись на упрочение сформированных ЗУН, реализации задач ППП занимающихся к аттестации с целью получения разрешения к предстоящей крайне ответственной и необходимой ПД судьи.
В ходе ОП судьи по спорту на каждом этапе (по теоретическим сведениям) сдают зачет по правилам и методике судействе СС, участвует в судействе контрольных поединков борцов в роли судьи на ковре, бокового судьи, судьи на секундомере и на демонстрационном табло, с проведением соответствующих анализов, оценивается их профессиональный уровень классификации, предлагаются соответствующие советы и предложения, сдают предъявляемые нормативы по ФП в программе республиканского комплекса «Ден Соолук», защищают реферативную работу.
Рассматриваемая экспериментальная образовательная программа ориентировано на формирование и совершенствование умений и навыков владения судейской техникой, методикой, достаточно широко применяет
опыт работы республиканских коллегий судей по национальным и международно-признанным видам спорта, кафедры национальных видов спорта и игр КГАФК и С, Секретариатом Всемирных игр кочевников, дирекцией по НВС Государственного агентства по делам молодежи, физической культуре и спорту при Правительстве КР [6].
В ходе проведения формирующего ПЭ в ОП фиксируемыми сторонами явились квалификационные (уровневые) показатели физической, практической, психологической подготовленности судей по СБК, проявляемые на различных периодах обучения (образования, подлежащие к оценке по эмпирическим показателям).
Опытно-экспериментальный образовательный материал в последующем подвергался психолого-педагогическому анализу. Осуществлялось сопоставительное сравнение показателей, позволивший установить эффективность многообразных форм и методов ОП, их педагогической технологии и соответствующих методик с целью предоставления необходимых ПУ, способствующих усилить и рационализировать процессы формирования ПП к практической судейской деятельности и сделать соответствующие об их результативности в практическом применении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анаркулов, Х.Ф. Разработка правил и системы соревнований для юных курешистов /Х.Ф.Анаркулов, Р.К.Карабаев// Инновационные подходы в современной науке: сборник статей по материалам XIX Международной научно-практической конференции. - Москва, 2018. - №7(19). - С. 3843.
2. Байман, Ф.Е. Киргизская национальная спортивная борьба «куреш» как средство физического воспитания молодежи: автореф. дис....канд. пед. наук: 13.00.04 / Ф.Е.Байман. - Фрунзе. 1972.-21 с.
3. Бодров, А.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности /В.А.Бодров// Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: сборник научных трудов - М., 2001. - С. 3-26.
4. Виленский, М.Я. Мотивационно-ценностное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования //Теория и практика физической культуры/ М.Я. Виленский, Г.К.Карповский. - М., 2004. - №10. - С.39-43.
5. Давыдов, М.А. Отбор и специальная физическая подготовка судей в спортивных играх автореф. дис.канд.пед.наук: 13.00.04 /М.А.Давыдов. - М., 1996. - 22 с.
6. Кыргызские национальные виды спорта: правила соревнований. - Бишкек: Мектеп, 2000. -
87 с.