Научная статья на тему 'Педагогическая система координат: образование, воспитание, развитие человека'

Педагогическая система координат: образование, воспитание, развитие человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / НЕИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVE LEARNING / COMPETENCY / NON-SIMULATION TEACHING METHODS / SIMULATION TEACHING METHODS / ENGINEERING STUDENT / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова София Вячеславовна

Обсуждается вопрос о повышении эффективности обучения будущих инженеров в целях подготовки конкурентоспособных специалистов в профессиональной области и в связи с этим о необходимости использования активного метода обучения студентов инженерного профиля на базе НИУ МИЭТ. Вниманию преподавателей представляется классификация, разделяющая методы активного обучения на имитационные и неимитационные. Анализируются особенности их применения и рассматриваются их основные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author discusses the subjects of future engineers’ teaching efficiency upgrade in order to train competitive specialists for their professional sphere and of necessity to use active training method for engineering students at MIET University. The author has presented a classification dividing active teaching methods into simulation and non-simulation ones and has analyzed their application’s specificity along with their main characteristics.

Текст научной работы на тему «Педагогическая система координат: образование, воспитание, развитие человека»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ: ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

УДК 378.147

Использование активного метода обучения студентов инженерного профиля на базе НИУ МИЭТ

С. В. Волкова

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Обсуждается вопрос о повышении эффективности обучения будущих инженеров в целях подготовки конкурентоспособных специалистов в профессиональной области и в связи с этим о необходимости использования активного метода обучения студентов инженерного профиля на базе НИУ МИЭТ. Вниманию преподавателей представляется классификация, разделяющая методы активного обучения на имитационные и неимитационные. Анализируются особенности их применения и рассматриваются их основные характеристики.

Ключевые слова: активное обучение; компетенция; неимитационные методы обучения; имитационные методы обучения; студент инженерного профиля; учебно-познавательная деятельность.

Использование активного метода обучения студентов инженерного профиля позволяет сформировать такое взаимодействие между преподавателем и студентами в ходе лекционного или семинарского занятия, при котором студенты становятся активными участниками учебного процесса, а не пассивными слушателями, т. е. студенты и преподаватель находятся на равных правах. В пассивных методах обучения преобладает авторитарный стиль общения, в активных — доминирует демократический стиль [1, с. 204—206].

В начале 1960-х гг. термин «активные методы обучения» впервые стал использоваться в научных информационных источниках. По мнению доктора психологических наук профессора Ю. Н. Емельянова (1933—1996),

© Волкова С. В.

активный групповой метод обучения представляет собой любой способ планируемой активизации, связанный с передачей и восприятием учебного материала. При этом активным становится сам процесс обучения, позволяющий формировать произвольную, внутренне детерминированную деятельность студентов по накоплению и преобразованию собственного опыта и профессиональных компетенций.

Задолго до становления педагогики как самостоятельной научной дисциплины идеи активизации учебного процесса высказывались великими учеными: Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоц-ци, К. Д. Ушинским, Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Б. Ф. Ломовым, С. Л. Рубинштейном и др.

Педагогическая система координат: образование, воспитание, развитие человека

В условиях активного процесса обучения деятельность студентов приобретает поисковый, продуктивный и творческий характер.

Мы предлагаем следующую классификацию методов активного обучения:

1. Неимитационные методы: лабораторная работа, проблемное обучение, эвристическая лекция, практическое занятие, тематическая дискуссия, программированное обучение, научно-практическая конференция.

— Выполнение лабораторной работы позволяет получить, помимо теоретических сведений, первые необходимые практические навыки работы с техникой.

— Проблемное обучение позволяет повысить интерес студентов к изучаемой дисциплине.

— Эвристическая лекция направлена на организацию продуктивного творческого мышления.

— Тематическая беседа как метод групповой работы позволяет сконцентрировать внимание участников на актуальных для большинства вопросах.

— Программированное обучение подразумевает самостоятельную работу студентов по образовательной программе, в процессе выполнения которой они овладевают соответствующими компетенциями.

— Научно-практическая конференция мотивирует студентов начать полноценную научную деятельность, включиться в исследовательскую работу, вызывает у студентов интерес к профессиональным дисциплинам, желание найти единомышленников.

2. Имитационные методы: анализ ситуаций, решение ситуационных задач, упражнения по инструкции, индивидуальные задания, кейсовый метод, игровые методы.

— Технология обучения «Анализ ситуации» (Сase study) получила известность в России лишь в 1970-е гг. Ее применение либо носит самостоятельный характер, либо может быть частью традиционных методов обучения (лекционных и семинарских занятий). Сase study позволяет развить навыки анализа и критического мышления, соединить теоретические знания с практическими, сформировать умение оценивать альтернативные варианты в ситуации неопределенности.

— В решении ситуационных задач часто присутствуют некоторые элементы ситуаций других типов. В каждом конкретном случае вид применяемых в учебном процессе ситуаций в основном зависит: от специфики учебного курса, контингента студентов, учебного времени, поставленной учебной цели и опыта студентов.

— Упражнения по инструкции позволяют развить внимание и память у студентов. Инструкции представляют собой четкие указания по выполнению каких-либо расчетов, заполнению таблиц, построению графиков.

— Кейс-метод позволяет активизировать работу студентов по поиску различных вариантов и подходов к решению задач, помогает им сориентироваться в проблемном поле деятельности, найти верные пути решения проблем, способствует формированию системы ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок.

— Игровые методы — способ создания правдивой социально-психологической ситуации с целью дать оценку поступкам и поведению участников игры [2, с. 19—29].

Применение на практике активных методов обучения помогает изменить позицию студента: превратить пассивного,

Волкова С. В.

покорного, необщительного слушателя в активного участника образовательного процесса. Такое построение учебной деятельности позволяет на практике формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками современного конкурентоспособного специалиста [3, с. 165—168]. Вышеизложенные имитационные и неимитационные методы широко внедряются на кафедре высшей математики № 2 в НИУ МИЭТ.

Всемерная активизация учебно-познавательной деятельности студентов направлена на комплексное использование педагогических и организационно-управленческих средств. Активизация обучения может реализовываться

путем модернизации как форм и методов обучения, так и учебного процесса, путем управления им в целом.

Литература

1. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шия-

нов Е. Н. Педагогика. М.: Академия, 2002. 566 с. (Высшее образование).

2. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. 3-е изд., испр. М.: Академия, 2012. 192 с. (Высшее профессиональное образование. Педагогическое образование).

3. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 474 с. (Высшее образование).

Волкова София Вячеславовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики № 2 (ВМ-2) МИЭТ. E-mail: [email protected]

Статья поступила после доработки 04 марта 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.