Научная статья на тему 'Педагогическая публицистика: ее сущность и явление в отечественном образовании'

Педагогическая публицистика: ее сущность и явление в отечественном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1980
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА / КАТЕГОРИИ "СУЩНОСТЬ" И "ЯВЛЕНИЕ" / ФУНКЦИИ / ПРИНЦИПЫ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / МИССИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ / CATEGORY OF "ESSENCE" AND "EFFECT" / PEDAGOGICAL JOURNALISM / FUNCTIONS / PRINCIPLES / REGULATORY / MISSION OF THE PEDAGOGICAL JOURNALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сутырина Татьяна Анатольевна

Раскрывается сущность педагогической публицистики и проблема определения ее как явления и миссии в отечественном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical journalism: its essence and effect in the modern education

Revealing the essence of the pedagogical journalism and the problem of its definition as an effect and mission in the Russian education

Текст научной работы на тему «Педагогическая публицистика: ее сущность и явление в отечественном образовании»

УДК 37.013

Т. А. Сутырина Екатеринбург

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА: ЕЕ СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическая публицистика; категории «сущность» и «явление»; функции; принципы; закономерности; миссия педагогической публицистики.

АННОТАЦИЯ. Раскрывается сущность педагогической публицистики и проблема определения ее как явления и миссии в отечественном образовании.

T. A. Sutyrina

Yekaterinburg

PEDAGOGICAL JOURNALISM: ITS ESSENCE AND EFFECT IN THE MODERN EDUCATION

KEY WORDS: pedagogical journalism; category of «essence» and «effect»; functions; principles; regulatory; mission of the pedagogical journalism.

ABSTRACT. Revealing the essence of the pedagogical journalism and the problem of its definition as an effect and mission in the Russian education.

Тенденция гуманизации воспитания и образования обусловлена объективными потребностями постиндустриального общества в гражданах, способных к самоопределению и самореализации в динамичной социокультурной среде, и системе образования, которая может эту потребность реализовать. В связи с этим изучение педагогического опыта, накопленного отечественным образованием, творческого наследия выдающихся представителей педагогической мысли, в которых нашли отражение гуманистические идеи, получает особую актуальность. Но, рассматривая генезис этих идей в российском образовании [8], мы определили, что их развитие носило

сложный, неоднозначный, порой противоречивый характер: на разных этапах генезиса возникающие идеи имели различный уровень гуманности, происходило приращение идей, они преобразовывались, видоизменялись. Генезис гуманистических идей позволяет выявить эти тенденции, установить закономерности [7].

Для того чтобы идеи стали фактом образования, обогатили педагогическую науку, оказали влияние на формирование общественного и педагогического сознания, нужно такое средство, которое материализовало бы их. Таким средством, на наш взгляд, является педагогическая публицистика.

Особенность русской публицистики заключается в том, что предметом художественного отображения и основой духовных исканий выступают проблемные и кризисные периоды истории. Поэтому публицистическое отражение в русской традиции часто превращается в правдивое и бескомпромиссное раскрытие самых острых проблем современности. Особую роль при этом играет духовнонравственное начало.

В яркой, образной форме публицистика обращается к совести и долгу человека, стремится определить меру его вины за случившееся («Что делать?», «Кто виноват?»), призывает к покаянию и милосердию. Это дает основание рассматривать публицистику как активизирующий фактор, который помогает осуществлять оперативную оценку кризисных ситуаций и намечать конкретные меры по их нормализации.

Педагогическая публицистика же как вид публицистики имеет и свои специфические особенности, которые влияют (должны влиять!) на образование и педагогику как науку и практику.

Пользуясь определением «педагогическая публицистика» на практике, педагогика не имеет четкого разграничения данной дефиниции, критериев ее распознавания. Тем не менее, публицистика находится в «родственных» связях с педагогикой. Такой связующей нитью является социальная педагогика, которая «изучает воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности и исполняет роль посредника между средой и отдельными отраслями педагогической науки. Главные функции социальной педагогики заключаются в обобщении накопленного обществом социального опыта и исследовании проблем подготовки человека к жизни в реальном обществе» [6. С. 298].

«Социальная педагогика» в ее особой, только для публицистики свойственной форме, составляет сущность публици-

стики. Так, по крайней мере, считали еще А. М. Горький и А. В. Луначарский. Горький прямо указывал на «социальнопедагогическое значение» публицистики, говорил о «социальной педагогике» как назначении журналистики, особенно подчеркивал, что публицистика — это «социалистическая педагогика», требовал, чтобы литераторы-публицисты осознали значение своей «социальновоспитательной роли» [1. С. 106].

Категория «сущности» и «явления» взаимосвязаны и находятся в инверсионной зависимости. Самое простое определение понятия «явление» дается через определение «сущности»: явление — это то, «в чем сказывается, обнаруживается сущность» [6. С 812]. «Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений; явление — то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования» [11].

Развитие познания — это движение мысли от видимого, поверхностного, того, что «видно невооруженным взглядом», к более глубокому, скрытому, неявному, тому, что лежит за пределами непосредственного восприятия, т. е. к сущности. Понятие сущности близко к понятиям общего, целого, внутреннего, содержательного.

Сущность — главное, основное, определяющее в предмете: свойства, связи, функции, противоречия, закономерности, тенденции. Явление — это внешнее проявление сущности, форма ее представления, т. е. явление не может существовать без того, что в нем проявляется, т. е. без сущности. Но явление может быть богаче, красочнее сущности потому, что оно может проявляться в различных формах и на него влияют различные условия: часто существенное связано с несущественным, случайным.

Что же является сущностью педагогической публицистики наряду с ее «социально-педагогическим значением»?

(А. М. Горький). На наш взгляд, она выявляется в: а) поиске отличий педагогической публицистики от других видов публицистики и ее родовидовой принадлежности; б) определении места педагогической публицистики в модификации общепублицистических закономерностей; в) обосновании принципов педагогической публицистики; г) описании структурно-функциональной характеристики педагогической публицистики, выполняющей ряд специфических функций; д) закономерностях педагогической публицистики; е) тенденциях;

ж) определении роли педагогической публицистики в развитии гуманистических идей российского образования;

з) установлении соотношения педагогической публицистики, педагогической науки и педагогической практики.

Рассматривая педагогическую публицистику как вид публицистики в системе родовидовых отношений, где публицистика в целом является родом произведений, надвидовой, таксономической единицей, объединяющей по сходным признакам видовые категории, к которым относится и педагогическая публицистика, мы установили, что это вид публицистики, который определяется актуальными общественно значимыми проблемами образования, гуманистическими идеями и ценностями, приводит к интенсивному развитию педагогической науки и практики, осуществляя инверсионно-медиативное взаимодействие между ними, оказывая влияние на последующий ход развития образования как социального института.

Сущность педагогической публицистики заключается во взаимодействии понятийно-логических и эмоциональнообразных средств изложения педагогической мысли, которая оказывает влияние не только на формирование общественного мнения (это сущностные признаки публицистики в целом), но и на педагогическое сознание.

Сущностными являются и специфические функции, которые выполняет педагогическая публицистика:

• информационная: педагогическая

публицистика отражает или предвосхищает актуальные, общественно значимые педагогические проблемы;

• информационно-когнитивная: привлекает внимание к педагогическим новациям, нововведениям, идеям и технологиям, популяризирует новые научные знания;

• формирующая: формирует общественное мнение по проблемам современного педагогического процесса;

• антиципационная (от лат. аntici-pation — предвосхищение): предвосхищает, предвидит развитие событий, явлений, идей, результатов действий, новаций и т. д.;

• апперцепционная (от лат. perceptio — восприятие): помогает адресату эффективнее воспринимать педагогическую информацию, обращаясь к его витагенному опыту и расширяя его, опираясь на устойчивые особенности восприятия личности: мировоззрение, убеждения, образованность, и временные, ситуативные: эмоции, экспектации, установки;

• атрибутивная (от англ. attribute — приписывать, наделять): наделяет, «достраивает» объекты публицистического текста авторскими характеристиками, не представленными в поле восприятия читателя, что позволяет адекватно воспринимать авторскую позицию;

• воспитательная: активно воздействует на сознание и поведение читателей, формирует целевые установки массового сознания;

• стимулирующая: позволяет использовать идеи, почерпнутые из произведений педагогической публицистики, в качестве ориентира или руководства к действию; побуждает к самостоятельному решению теоретических и практических проблем;

• актуализирующая: постижение педагогической действительности, ее проблем, целей на будущее, осмысление педагогического опыта, искусства воспитания, профессиональной компетентности педагогов и т. д.; превращает полученную информацию в собственно витагенную, переводит потенциальное знание в актуальное;

• интегрирующая: интегрирует знания и информацию из различных областей образования, культуры, науки и создает некое качественно новое упорядоченное единство и целостность;

• диагностико-прогностическая: описывает актуальное состояние и прогнозирует дальнейшее развитие образования, различных педагогических систем и отношений с целью привлечения внимания к проблеме;

• инвертированная: оказывает влияние на последующий ход социальной жизни.

Но, кроме этих специфических функций, мы считаем, педагогическая публицистика обладает еще одной, доселе нераскрытой.

Национальный проект «Образование» является среди других национальных проектов ведущим, и определяется это явление несколькими позициями, среди которых есть важнейшая: мощный инструмент влияния на общественное мнение, формирование общественного и, более того, педагогического сознания — педагогическая публицистика, выполняющая важнейшую миссию, отвечающую большинству значений этого понятия: ответственное задание, поручение, предвидение, кредо, инструмент управления. В этом контексте педагогическая публицистика, наполненная актуальными, общественно значимыми проблемами образования, гуманистическими идеями, ценностями, приводящая к интенсивному развитию педагогической теории и практики, в силу своей специ-

фики оказывающая влияние на формирование общественного мнения и педагогического сознания, выполняет важнейшую миссию.

В большей степени для обозначения значимости педагогической публицистики в образовании подходит и определение «духовная миссия», и, даже возможно, педагогическая публицистика приобретает роль мессии, поскольку, по определению, несет в себе гуманистические, демократические, личностно и общественно значимые ценности. И, что важно, те ценности, которые на уровне государственной политики и идеологии провозглашаются официально, публицистика при помощи эмоционально-образных средств преобразует в личностные. Поэтому педагогическая публицистика — могучий идеологический инструмент, применяющийся не только для измерения и обработки общественного мнения по той или иной педагогической проблеме, касающейся отдельно взятой личности, но и превращающий идеологию государства в общенародную, и в этом ее величайшая государственная миссия.

Отсюда еще одна важнейшая функция педагогической публицистики — миссионная.

Выполняя названные нами функции, публицистика, тем не менее, может стать истинно педагогической, т. е. явлением образования, если будет опираться на систему определенных принципов, включающую принципы, характерные для тенденции апроприации: гуманистической направленности, социокультурной детерминации, непрерывности и преемственности идей, научности, единства системного, цивилизационного, культурологического, аксиологического, антропологического подходов; диагно-стико-прогностической направленности; педагогической коммуникативности, когнитивности информации, информационной интегративности, воспитательной целесообразности (истоки).

Особое место в концепции педагогической публицистики занимает проблема взаимодействия ее с наукой и практикой, которое носит инверсионно-медиативный характер.

Образовательная парадигма, прежде чем стать доктриной, проходит некую стадию апробации (принятия в той или иной степени) в общественном сознании, и эту функцию выполняет публицистика. То есть публицистика является формой, способом существования педагогической науки на уровне непрофессионального знания, формой проявления педагогических идей, механизмом их презентации, апробации «на публике». Педагогическая публицистика адаптирует научное знание, создавая некое уподобление обыденному сознанию. То, что только лишь разрабатывается: новая идея, концепция — становится предметом публицистики, пройдя соответствующую «обработку» для массового читателя. И друг без друга они существовать или не могут, или действие их будет недостаточно эффективным. Другой вариант: то, что для науки давно уже перестало быть проблемой, долгое время может оставаться проблемой для публицистики, поскольку не полностью или недостаточно глубоко освоено массами в силу разного рода причин, например, наличия социальных или гносеологических барьеров. Возможна и ситуация, когда педагогическая публицистика представляет знание о тех сторонах действительности, свойства и сущность которых неизвестны, но осмысление которых подготовлено всем предшествующим движением науки, общественной практики и общественного сознания, диктуется потребностями общества. Но и сама действительность, отраженная публицистично, порождает новые педагогические идеи. Таким образом, происходит своеобразная инверсия идей.

Публицистика, опираясь на законы, выводы, данные науки, пользуясь ее методами, имеет при этом свой предмет,

свои цели, задачи, функции. Но будучи непосредственно связанной с социальной практикой, изучает все явления и процессы жизни с точки зрения субъективной — авторской. В педагогике достаточно распространенное явление, когда публицисты, устанавливали новое явление, фиксировали новую тенденцию, содействовали выработке новой теории, «опрокидывая» устаревшую. В первую очередь это касается гуманистических тенденций. Но новое, открытое публицистами, только тогда приобретает значение всеобщей истины, когда оно подтверждается наукой. Цель педагогической науки — устанавливать объективные законы, выводить категории, принципы обучения и воспитания, искать тенденции развития. А публицист, как правило, подмечает новое в практике, в реальной жизни. Ученый потом определит место этого нового в цепи явлений, его роль, качественную особенность. Факт жизни превратится в факт науки. Но без отображения этой практики, ее истолкования педагогическая наука обречена на заведомое отставание. Анализируя подобные связи и взаимодействия, мы пришли к выводу, что педагогическая публицистика выполняет роль медиатора — (посредника) между наукой и практикой.

Таким образом, формы взаимодействия педагогической науки и педагогической публицистики можно свести к следующим: 1) наука выступает предметом публицистического познания, в специфической форме проходя апробацию в общественном сознании; 2) публицистика рассматривает практическую деятельность с точки зрения достижений науки, «поверяет» теорию практикой; 3) публицистика, сообщая о тех или иных новациях в практической деятельности, обобщая накопленный педагогический опыт, является для науки одним из источников; 4) публицистика опирается на выработанные наукой методы объектив-

ного познания, осмысления действительности; 5) выполняет функцию антиципации, т. е. предвосхищает появление новых научных теорий; 6) педагогическая публицистика обнажает назревающие или назревшие проблемы, которые предстоит решать; 7) выполняет мотивационную функцию, адаптируя научное знание с помощью эмоционально-образных средств, делая его личностно-ценностным, побуждает к занятию наукой.

Рассмотренная система принципов и функций педагогической публицистики, позволила сформулировать следующее ее определение: педагогическая публицистика — это вид публицистики, определяемый актуальными общественно значимыми проблемами образования, гуманистическими идеями и ценностями, приводящий к интенсивному развитию педагогической науки и практики, осуществляющий инверсионно-медиативное взаимодействие между ними, оказывающий влияние на последующий ход развития образования как социального института.

Сущность педагогической публицистики заключается во взаимодействии понятийно-логических и эмоциональнообразных средств изложения педагогической мысли, которое оказывает влияние на формирование общественного мнения и педагогического сознания, выполняя в образовании определенную миссию.

Исследуя генезис гуманистических идей в педагогической публицистике, мы выявили определенные закономерности как в развитии самой публицистики, так и в проявлении в ней гуманистических идей:

— педагогическая публицистика не является случайным достоянием отдельных педагогов, публицистов, ученых. Она закономерно возникает в обществе при наличии следующих условий: 1) основные исторические события, их влияние на последую-

щее развитие образования, педагогическую публицистику; 2) социальные процессы, происходящие в обществе; 3) готовность общества к восприятию публицистической литературы борьба идей, направлений, взглядов в обществе, литературе, образовании; 4) внутрипублицистиче-ские процессы;

— в сложные, кризисные моменты истории происходит активизация публицистического фактора;

— гуманистические идеи возникают независимо от степени реальной свободы в обществе или условий для их появления (они появляются даже в условиях тоталитаризма);

— в разные периоды и на разных этапах генезиса педагогической публицистики существовал круг гуманистических идей, являющихся объектом преемственности в историкопедагогическом процессе, но среди них есть и «ядро» — идеи, функционирующие на всех этапах генезиса: это религиозные идеи (эволюционировавшие от идей о превосходстве духовного над телесным, христианских идей о воспитание души для жизни вечной, воспитание веры, надежды, любви, послушания, терпения до общечеловеческих ценностей) и идеи демократии (идеи народности, равенства, справедливости);

— именно гуманистическая направленность педагогических идей, отраженных в педагогической публицистике, — основополагающий фактор развития педагогической науки; антигуманный характер идей в педагогической науке приводил ее к стагнации;

— носителями передовых гуманистических идей в педагогической публицистике выступали представители наиболее гуманистически направленных писателей, ученых, педагогов, публицистов, общественных деятелей.

Основные тенденции развития педагогической публицистики и отражения в ней гуманистических идей позволяют утверждать, что, несмотря на то, что в обществе были разрушены идеалы, сформированные в том числе и публицистикой, педагогическая публицистика в силу своих закономерностей в самые сложные периоды истории воздействовать на ум, сознание, чувства людей вносит в них гуманистические идеалы. Историко-генетический анализ предполагает анализ и тенденции предыдущих периодов и прогноз на будущее. На наш взгляд, педагогическая публицистика перешла на новый, переходный этап, в котором определяются основные тенденции, новые формы, действующие лица и новые публицисты. Этим этапом периода становления педагогической публицистики должен стать «конструктивный».

Тенденции, закономерности генезиса гуманистических идей и самой публицистики указывают, предписывают данное события. Публицистика должна сыграть свою роль в поиске новых гуманистических идей для разработки парадигмы образования XXI в. По крайней мере, ее высокий миссионный потенциал должен быть востребован в образовательной политике государства.

Для того чтобы педагогическая публицистика могла выполнять свою миссию (как не раз это делала на протяжении своего генезиса), она должна:

• выдвигать идею служения;

• не только констатировать существующие проблемы в образовании, следовать за ними, а уметь осуществлять прогноз, который должен носить деятельностный, прогрессивный, оптимистический характер;

• должна вскрывать и показывать мотивационную сферу людей, которые преданы идее служения;

• должна быть персонифицирована: не идеи вообще, а личности, которые во

имя гуманистических идей способны

совершают поступки;

• мотивация должна быть искренняя,

бескорыстная — общество нуждается

в бескорыстных героях.

Сегодня для этого начинают появляться объективные условия. Об этом свидетельствуют последние новости, касающиеся и средств массовой информации, и педагогов, и научной общественности, и церкви. Роль прессы и публицистики в популяризации культурного и духовного наследия обсуждали участники проходившего 11—12 декабря 2009 г. в Уфе второго Всероссийского фестиваля СМИ «Система ценностей». Его организаторами выступили комиссия Общественной палаты РФ по сохранению культурного и духовного наследия, Общероссийская общественная организация «МедиаСоюз» и правительство Башкирии при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Журналисты, представляющие федеральные и региональные СМИ, деятели науки, культуры, общественности России обсудили ситуацию, которая сложилась в российских средствах массовой информации по пропаганде системы ценностей нашего общества, сохранения духовного и культурного наследия и приняли обращение ко всем, кто занят вопросами воспитания, пропаганды о возвращении, сохранении, защите гуманистических идей и их актуализации, которые были в российской истории.

Проблеме возвращения к истокам гуманистических, нравственных ценностей посвятил свое выступление на заседании президиума Российской академии образования 11 ноября 2009 г. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Он выдвинул несколько концептуальных идей, напрямую касающихся и нашего исследования и подтверждающих, что те положения, которые мы выдвинули в нашей работе, являются акту-

альными, назревшими в обществе и требующими решения и показывающими выход из создавшейся ситуации:

1. Необходимо «принимать во внимание опыт других, в том числе опыт предыдущих поколений», и в этом заключается человеческая мудрость.

2. «Не может быть никакого системного восприятия истории, никакого системного восприятия бытия, если мы не нащупаем некую скрепу, некую колонну, некую поддерживающую силу, которая и помогает ощутить и понять эту целостность».

3. Как можно комментировать историю, если не существует нравственного критерия? Причем «чаще всего именно этот критерий является решающим». В нашем случае в качестве критерия мы рассматривали гуманистические идеи.

<...>

8. Поэтому «борьба за нравственное начало имеет совершенно конкретные точки приложения в общественной, политической, социальной жизни, в области средств массовой информации». А мы добавляем: в педагогической публицистике. Именно она обладает той силой, которую мы назвали «миссией».

В прошедшее десятилетие появились выступления в печати, на радио, телевидении, в Интернете, концептуальные статьи, фундаментальные работы, в которых осмыслен опыт предыдущих периодов развития образования и приоритетных гуманистических идей, составляющих «ядро» гуманистической теории и практики, намечаются пути выхода из кризиса. Это «Книга для родителя» главного редактора журнала «Педагогика» А. Я. Данилюка, в которой он обосновывает главный принцип современного воспитания — воспитание через традицию. Это «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А. Я. Данилюка,

А. М. Кондакова, В. А. Тишкова. К ним можно отнести работу А. В. Мудрика «Социализация личности» [3]. Переходное общество, в отличие от стабильного, «не в состоянии, — пишет А. В. Мудрик, — ставить реальные и адекватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося канона человека и устойчивого сценария своего развития. Оно лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать новые идеологические установки». В понимании А. А. Мудрика, на сегодняшнем этапе речь может идти о такой фундаментальной ценности, как становление человека свободного.

Проблеме свободы, которая нынче провозглашена как главный приоритет в воспитании, уделяет особое внимание Е. А. Ямбург [9]. В искренности и открытости общения учителя с учениками должна присутствовать мудрая сдержанность и ответственность. Отсюда главным на сегодня в работе учителя (по Ямбургу) является то, чтобы умерить юношеский пыл просвещением, горячность — пониманием, нетерпение — прививкой трезвого и широкого исторического знания. Автор «Педагогического декамерона», написанного в жанре научно-педагогической публицистики, не советует воспитывать конформистов; но в равной степени он предостерегает и от революционной закваски. Он трудится для того, чтобы его ученики становились настоящими гражданами России — думающими, ответственными, нравственными. А миссия учителя заключается в призвании обеспечить координированный рост свободы и ответственности подрастающего поколения

Решение проблемы востребованности гуманистических идей предлагает М. Н. Дудина. Наряду с классическими путями она выделяет новые, не противоречащие гуманизму, а, наоборот, достойно дополняющие и обогащающие его: 1) устоявшиеся в педагогике, наполняющиеся новым содержанием —

воля, воспитание, взаимодействие, гуманизм, долг, личность, обучение, образование, самооценка, самосознание, индивидуализация, социализация и др.;

2) возвращающиеся, некогда утраченные педагогической теорией и практикой — вера, вина, душа, совесть, благо, порок (грех), стыд, добро, зло, мудрость, сомнение, тревога, одиночество и др.;

3) интегрируемые педагогикой, но хорошо разработанные другими отраслями знания — «адаптация, неадаптивность, позитивное внимание (и к себе), вершинное переживание, возрастные новообразования, вытеснение, замещение, защитные механизмы, зона актуального и ближайшего развития, идентичность, деструктивность, комплекс неполноценности, кризис идентичности, образ себя, потребность в самоуважении, в идентичности, рефлексия, самоактуализация, социальная ситуация развития, нейро-тизм, фрустрация, эмпатия, экзистенци-альность» и др.; 4) новые, осваиваемые педагогикой — защита прав ребенка, свобода и достоинство ребенка, самоценность детства, развитое детство, ответственное родительство, личностно

центрированное обучение, многоуровневое образование, педагогическое отчуждение, продуктивность и деструктивность учебно-воспитательного процесса, полноценная учебная деятельность, педагогическая защита, свободосообраз-ность, свободоспособность, этическая педагогика, этизация образовательновоспитательных отношений [6].

Анализ последних публицистических работ (2010) в «Учительской газете», «Литературной газете», выступлений на форумах в Интернете подтверждают тенденцию активизации публицистического фактора в сложные периоды развития образования. Ряд нововведений в нашем образовании (реализация ЕГЭ, Закон о Новой школе и т. д.) вызвал шквал статей и выступлений как специалистов образования, так и рядовых граждан.

Таким образом, перечисленные факты, факторы, условия, закономерности, тенденции дают нам право констатировать, что педагогическая публицистика в силу своих сущностных свойств представляет собой явление в отечественном образовании, занимает в нем прочное место, выполняя важную миссию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОРЬКИЙ М. О печати. — М., 1962.

2. ДУДИНА, М. Н. Философская пропедевтика, Или философии все возрасты покорны /

М. Н. Дудина. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2000.

3. МУДРИК, А. В. Социализация личности : учеб. пособие / А. В. Мудрик. — М., 2004.

4. ПРОХОРОВ, Е. П. Публицист и действительность / Е. П. Прохоров. — М., 1975.

5. СЛОВАРЬ русского языка / под ред. С. И. Ожегова. — М. : Рус. яз., 1982.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. СЛОВАРЬ-справочник по социальной работе. — М., 2000.

7. СУТЫРИНА, Т. А. Гуманистические идеи педагогической публицистики: монография /

Т. А. Сутырина ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2006.

8. СУТЫРИНА, Т. А. Истоки педагогической публицистики: монография / Т. А. Сутырина ;

Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2006.

9. ЯМБУРГ Е. А. Педагогический декамерон / Е. А. Ямбург — М. : Дрофа, 2008.

10. http: // www.patriarchia.ru/db/text/965377.html — официальный сайт Московского Патриархата.

11. http: // mirsl0varei.c0m/c0ntent_fil/JAVLENIE-20240.html

Получено 04.03.10 © Сутырина Т. А., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.