Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка студентов туристского вуза в процессе формирования профессиональных качеств личности'

Педагогическая поддержка студентов туристского вуза в процессе формирования профессиональных качеств личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
145
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / СЕМИНАР / ТРЕНИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РОЛЕВАЯ ИГРА / САМОРАЗВИТИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL SUPPORT / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / COUNSELING / WORKSHOPS / SEMINARS / TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCE / ROLE PLAY / SELF-DEVELOPMENT / SELF-STUDY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сигаев С. Ю.

Рассматриваются особенности педагогической поддержки студентов в преодолении личностных качеств, препятствующих профессиональной реализации, таких как застенчивость, неуверенность и нерешительность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сигаев С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical support of tourism high school students in the process of professional personality traits formation

Ihis article discusses the features ofpedagogical support of students in overcoming personal qualities that impede professional development, such as shyness, uncertainty and indecision.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка студентов туристского вуза в процессе формирования профессиональных качеств личности»

С.Ю. СИГАЕВ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

УДК 378.18:37.048.2

Рассматриваются особенности педагогической поддержки студентов в преодолении личностных качеств, препятствующих профессиональной рсаипации, таких как застенчивость, неуверенность и нерешительность.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, профессиональное cmaHoejieHue, психологическое консультирование, практические занятия, семинар, тренинг, профессиональная компетентность, ролевая игра, саморазвитие, самостоятельная работа.

Ibis article discusses the features of pedagogical support of students in overcoming personal qualities that impede professional development, such as shyness, uncertainty and indecision.

Key words: educational support, professional development, counseling, workshops, seminars, training, professional competence, role play, self-development, self-study.

С какими трудностями, мешающими им быть профессионально эффективными, сталкиваются студенты в личностном плане? Каким образом, с помощью каких методов преподаватель, оказывающий педагогическую поддержку, может помочь студентам в преодолении этих трудностей? Опыт преподавания и психологического консультирования в Академии туризма позволяет утверждать, что застенчивость является сдерживающим фактором в профессиональном развитии и становлении некоторых молодых людей. Понятие застенчивости является общеупотребительным, но что оно из себя представляет на самом деле с позиций психологической науки, каковы ее причины, симптомы, насколько она опасна, каковы ее виды и можно ли от нее избавиться?

Модель педагогической поддержки в профессиональном становлении включает в себя профессиональные знания (основы психологии делового общения.

техники продаж, особенностей туристского бизнеса), практические навыки (работа с клиентами, техника публичных выступлений, навыки личной эффективности), формирование профессиональных качеств личности (уверенность, активность, стрессоустойчивость, само-рефлексия, мобильность). В этой статье мы подчеркиваем приоритет профессиональных личностных качеств, потому что они определяют, как будут применяться профессиональные знания и навыки. Такое свойство личности, как застенчивость, может заблокировать высокий уровень знаний и навыков.

Данные различных исследователей [5, 6|, позволяют с уверенностью утверждать, что застенчивость — это явление всеобщее и глубоко распространенное. Оно свойственно людям любой возрастной категории, но чаще встречается в среде школьников. В подростковом возрасте изменяется самооценка, усилива-

ется эгоцентризм, а вместе с ним и застенчивость.

Что собой представляет застенчивость и каковы ее причины? В русском языке слово «застенчивый» образовано от глагола «застить» и объясняется толковым словарем В.И.Даля как «охотник застесняться, не показываться; неразвяз-ный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый; непривычный к людям, робкий и молчаливый». Согласно энциклопедии практической психологии, застенчивость трактуется как «болезненная щепетильность относительно впечатления на других, озабоченность обнаружения недостатка, страх публичных выступлений, конфуз при знакомстве, ужас перед авторитетами». Впервые феномен застенчивости рассмотрел американский социальный психолог, профессор Стенфордского университета Филипп Джордж Зимбардо (1977, 1990, 1999). По Зимбардо, застенчи-

вость — комплексное состояние личности, выражающееся во взаимоотношениях с другими людьми, характеризуется страхом публичных ситуаций. По степени выраженности проявляется от легкого дискомфорта до необъяснимого страха и глубокого невроза. Можно выделить внутренние (психофизиологические), поведенческие и социальные симптомы застенчивости.

Внутренними симптомами застенчивости являются: дрожь в теле, слезы в глазах; общее чувство неловкости; внезапное покраснение лица и навязчивые мысли по этому поводу (эритрофобия); потение, тошнота или скованность; чувство пустоты в желудке, комок в горле.

В поведении застенчивых людей проявляется скованность, несвязная речь, неадекватность вербального и невербального общения. Всоциальном плане застенчивость проявляется в стремлении быть незаметным, не привлекать к себе внимание. Сверстники относятся к застенчивым подросткам как к «козлам отпущения». Кроме того, застенчивые дети

зависимы от оценки других, социально пассивны, бездеятельны. Когда застенчивость налагает отпечаток на всю личность человека, неуверенность в себе становится постоянной патологической чертой характера. Такая акцентуация личности определяется как психастеническая. Понятие психастении ввел французский психиатр, автор психологии поведения (небихевиоризм) Пьер Жане в 1911 г., под которой он понимал болезненные сомнения, бесплодные мудрствования, навязчивые состояния и боязнь навязчивых представлений. Застенчивому человеку свойственна заниженная самооценка, страх унижения, постоянные сомнения, пониженное уважение к себе. Застенчивые люди могут найти отдушину раскрепощения в алкоголе и часто алкоголизируются, таким образом, груз их проблем нарастает. Застенчивость является настоящей проблемой для многих людей, потому что приводит к трудностям в продвижении по карьерной лестнице и при вступлении в брак. У застенчивых людей мало или вообще нет друзей, слабо выражены социальные связи. В качестве компенсации такие люди пытаются реализоваться через виртуальное пространство сети Интернет, обрастая мнимыми «френдами», прячась за выдуманными «никами».

По нашим данным, в старших классах школ (9—11 классы) находятся застенчивые учащиеся (20—30%), но в некоторых классах их число может доходить до 60%. В дальнейшем некоторые юноши и девушки, поступившие в высшие учебные заведения, в состоянии преодолеть свою застенчивость, но определенная часть (10%) продолжают оставаться застенчивыми. Филипп Зимбардо |6| приводит статистику, по которой более 80% опрошенных сообщили, что в тот или иной период своей жизни они испытывали застенчивость; либо в настоящем, либо в прошлом, либо всегда. При этом более 40% из них признали себя застенчивыми на момент опроса. Около 60%

страдают от застенчивости лишь время от времени, но случаи, когда это происходит, они считают настолько существенными, что относят себя к застенчивым. По-настоящему застенчивыми себя считают 4% опрошенных— они были стеснительны всегда, во всех ситуациях и практически со всеми людьми.

По степени выраженности предлагается классифицировать виды застенчивости по следующим критериям: сила/ слабость стеснительности; уровень выраженности наследственного фактора и/или общая личностная несформиро-ванность; уровень адаптации личности в окружающей социальной среде (рейтинг популярности у сверстников).

• Легкая степень застенчивости — выражается в том, что субъект способен волевым усилием преодолевать симптомы застенчивости и адаптироваться в социальной среде. Застенчивость на данном уровне имеет слабо выраженную наследственность. Ес можно преодолеть естественным образом путем личностного роста, укрепления характера.Человек с такой степенью застенчивости имеет средний рейтинг популярности у сверстников.

• Средняя степень застенчивости — субъект частично адаптируется в социальной среде, но иногда не может подавить симптоматику застенчивости. Он не может выступить перед аудиторией, познакомиться, общаться с незнакомыми людьми и имеет невысокий рейтинг популярности у сверстников. Наследственный компонент застенчивости уже более явно выражен, поэтому требуется много усилий для преодоления застенчивости. В некоторых особо важных случаях субъект напрягается, переступает свои комплексы и преодолевает барьер отчуждения. У него есть узкий круг верных друзей. Такой человек избегает шумных компаний, для него характерна средняя степень выраженности социофобных реакций.

• Тяжелая степень застенчивости (социофобия) — субъект живет одинокой жизнью, социальные контакты сведены

до минимума, избегает социальной активности, отшельник, изгой, человек в себе. Субъект смирился со своей застенчивостью и свел к минимуму социальные контакты, он не пытается рассчитывать на что-то большее в жизни.

Следует отличать застенчивость от скромности, потому что дефиниции этих понятий часто смешиваются в сознании людей. Толковый словарь Даля трактует скромность как: I) добродетель, моральное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав, добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно существующим в данном обществе материальным условиям жизни народа, относится ко всем людям с уважением, проявляет необходимую терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его собственные интересы, и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам; 2) форма осознания личностью своих обязанностей перед обществом и окружающими людьми.

Скромный человек потому не придаст особого значения своим положительным качествам, что считает ихдля себя совершенно обязательными, само собой разумеющимися. В толковом словаре Ожегова скромность понимается как черта характера человека, выражающаяся в умеренности во всех требованиях, отсутствие стремления к богатству и роскоши, отказ от лидерства, соблюдение рамок приличия, степенность общения с другими людьми. Таким образом, понятие скромности, с одной стороны, имеет нечто общее с застенчивостью: внешняя покорность, отказ от демонстрации своих достоинств, отказ от лидерства. Однако застенчивость характеризуется определенной симптоматикой, психоком-

плексами и способна серьезно осложнить самореализацию личности в карьере и личной жизни.

В целом автор придерживается подхода Ф.Зимбардо, который относится к застенчивости как к социальному заболеванию, поддающемуся коррекции через систему занятий, упражнений, цслена-правленной работы над собой. Для оказания психолого-педагогичсской поддержки застенчивым студентам автор разработал специальную программу, включающую групповые методы работы и индивидуальное психологическое консультирование. Программа основывается на идеях педагогической поддержки

О.С. Газмана, гуманистическом подходе в педагогике и психологии, который исходит из следующих предпосылок:

• в каждом ребенке есть позитивное ядро, которому надо только помочь развиться;

• ребенок рождается изначально свободным, и эта изначальная свобода есть абсолютная самоценность;

• ребенка нельзя воспитывать в рамках определенного мировоззрения;

• недирективность. В воспитании не могут применяться давление, принуждение и манипуляции;

• идеал развития — гармонически развитая личность.

Для достижения практических задач программы мы опираемся на когнитивно-поведенческий подход в психотерапии, который в настоящее время пользуется популярностью у психотерапевтов во всем мире. Его суть состоит в проработке на уровне мыслей и убеждений внутренних представлений, моделировании и тренировке новых способов эффективного поведения. Программа состоит из нескольких этапов; благодаря работе в группе и работе над собой на каждом этапе подростки выстраивают обновленное представление о себе, приобретают способность к преодолению своих недостатков, обретают новое понимание себя, свободно реализуются в обществе.

Задачи первого этапа: запустить процессы групповой динамики, создать рабочую творческую доверительную атмосферу в группе, выявить индивидуальные проявления застенчивости участников. В первом блоке подростки пытаются лучше понять себя. Ведущий группы с помощью психологических методов актуализирует в них ценности самоуважения, чувство собственного достоинства. Опираясь на опыт ведения тренинговых молодежных групп, можно уверенно заявить, что юноши и девушки зачастую имеют неразвитое представление о самих себе, их Я-концепция достаточно аморфная и диффузная. Упражнения и проективные методики, проводимые на данном этапе, помогут студентам лучше познать себя, проговорить все то, что оставалось невыраженным. На первой встрече ведущий объявляет правила работы группы поддержки. Они являются универсальными для групповой работы, опираются на правила, изложенные в психологической литературе

• обращаемся к друг другу на «ты»;

• групповые занятия начинаются в точно обозначенное время. Своевременное пояснение всех участников группы помогает настроиться на работу и создать доверительную атмосферу;

• согласие на участие в различных заданиях;

• приветствуется выражение любых чувств, в том числе тяжелых и негативных, а также недовольства и возражений по поводу групповых тем и ситуаций;

• каждый принимает на себя ответственность за свои высказывания в группе;

• критические замечания в адрес другого предпочтительно оформлять в виде Я-высказываний. Например: «Когда ты говоришь так, я чувствую — думаю — ощущаю». Если возникает потребность критиковать поступки других, надо быть готовым предложить свою альтернативу;

• в групповом общении мы по возможности избегаем оценочных суждений. При соблюдении предыдущего пункта

количество критических замечаний снижается автоматически. Можно добавить, что чрезмерная самокритика также нежелательна;

• в групповом общении рекомендуется избегать давать своим согруппникам прямые указания по вариантам их «спасения», советы и однозначные рекомендации. Если от участника есть запрос на ваш совет — оформляйте его вводными: «В своем опыте... По моему мнению... На мой взгляд» вместо: «Тебе надо сделать — подумать — почувствовать так-то»;

• правило «Стоп!» вводится на случай, если участник группы хочет выйти из темы обсуждения или прервать свое участие в упражнении;

• группа может вырабатыватьдополни-тельные правила по мере необходимости.

Задачи второго этапа; научить навыкам общения и отрепетировать типичные социальные ситуации, вызывающие симптомы застенчивости. Таковыми для за-стенчивыхлюдей обычно являются ситуации общения с представителями противоположного пола; ситуации публичности, когда субъект оказывается в центре внимания аудитории; ситуации общения с лицом более высокого социального статуса и ситуации общения с незнакомыми людьми. Для того чтобы преодолеть застенчивость в этих обстоятельствах, студенты научатся преодолевать барьеры общения, интерпретации невербальных сигналов, примут участие в тренинге ораторского мастерства, ознакомятся с понятиями психологической защиты и манипуляции в общении. Второй этап заканчивается занятием на закрепление пройденного материала и актуализацию чувства доверия друг к другу, что положительно влияет на групповую сплоченность.

Задачи третьего этапа: поднятие личного рейтинга в группе сверстников, увеличение социальных связей. Переход к новой Я-концепции успешного в жизни и уверенного в себе человека.Третий этап посвящен теме самоэффективно-

сти, которая реализуется через обретение уверенного поведения (тренинг ас-сертивного поведения), обучение техникам релаксации, обучение работе со своими мыслями (АВС-таблица), ознакомление с моделью высокоэффективной личности по Стивену Кови и психологией оптимизма.

Каждый этап в данной программе является ступенькой, ведущей к следующему этапу, при этом студенты будут проводить самостоятельную работу по закреплению пройденного материала в группе. Ситуации, вызывающие застенчивость, должны быть отработаны в реальных условиях. Обсуждение успехов и неуспехов участников группы в преодолении своей застенчивости в реальных ситуациях проводится в доверительной обстановке, по необходимости ведущий проводит со студентами индивидуальные консультации, чтобы помочь разобраться в себе на более глубоком уровне.

Во время проведения программы в психике обучаемых происходят изменения через работу следующих психологических механизмов и техник (рис.): техника проигрывания роли эффективна при помощи застенчивым людям, т.е. то поведение, которое обычно для подростка является недостижимым, через проигрывание роли исполняется, минуя напряжение и зажатость. Механизм про-градиентных изменений позволяет приближаться к эффективному исполнению социальных действий через постепенное приближение, небольшими порциями. Через механизм подражания и идентификации участники группы будут подсознательно усваивать новые успешные модели поведения от более раскованных ровесников и ведущего группы.

Работа в туристском бизнесе выражается в множественных контактах с различными людьми, при этом значительная часть лиц будет, скорее всего, незнакома для менеджера по туризму. Симптомы застенчивости могут крайне нежелательно сказаться на рекламе

туристского продукта, неубедительная сбивчивая речь может побудить клиента обратиться к другому туристскому оператору. Только настойчивая и целенаправленная работа над собой в сочетании с психолого-педагогпческой поддержкой способна компенсировать данный поведенческий дефект и открыть лично-

сти путь к успеху и самореализации.Чем более выражен в застенчивости наследственный компонент, тем тяжелее она преодолевается и компенсируется.Тем в большей степени застенчивому студенту, обучающемуся в туристском вузе, необходима педагогическая поддержка в профессиональном становлении.

(Эффективное Л поведеїте J*

Новая Я-коішегашя

Психологические

механизмы

Личностный рост

1 Г

С

С

Проигрывание

роли

Градиентные

изменения

а

г4 -

§ х § s

J 2 о У

23

. О

8 з

О сз

СЗ

Си

£0

О

*

о

0 £

1

а

с

Є 111 I

1 і 1 І 5 І

IsE 8

x о

2 З

О r> g и С

g

о

о

S

-

и

14

xf

с

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д ч са | §.§ * S I а ь р

К X о

с = S.

э £ а

І 8.° с

S Е

Р Р

Н

и

я

Си

і і

Застенчивость, скованность, робость, неуверенность

Механизмы преодоления застенчивости в программе нсихолого-недагогической поддержки

ЛИТЕРАТУРА

1. 1S программ тренингов: руководство дли профессионалов / под науч. ред. В. А. Чи-кер. СПб.: Речь, 2007.

2. Аксенов Д.В., Борисова В.А. Говори и властвуй: ораторское искусство для каждого. М.: ACT,2007.

3. Биик Дж. Тренинг преодоления социо-фобии. Руководство самопомощи. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003.

4. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.

5. Вемь А. Застенчивость и как с ней бороться. СПб.: Питер,2011.

6. Зимбардо Ф. Застенчивость. Что это такое и как с ней справляться. СПб.: Питер Пресс, 1996.

7. Машина-Пых И. Г. Справочник практического психолога. М.: Эксмо,2008.

8. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.