Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка самореализации студентов-первокурсников педвуза как фактор их личностно-профессионального становления'

Педагогическая поддержка самореализации студентов-первокурсников педвуза как фактор их личностно-профессионального становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностно-профессиональное становление / самореализация / педагогическая поддержка / педагогическое образование

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкина О. Н.

Статья посвящена проблеме личностно-профессионального становления студентов-первокурсников педвуза и педагогическим условиям, при которых самореализация студентов-первокурсников становится фактором их личностно-профессионального становления. Также в статье приводятся результаты педагогического эксперимента, по которым делается вывод об эффективности реализации описываемых условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of personal and professional growth of first-year students in a teacher training university. The author considers the educational conditions in which first-year students' self-realization becomes the factor of their personal and professional formation. Besides, the article deals with the results of the pedagogical experiment that proves the efficiency of the described pedagogical provisions.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка самореализации студентов-первокурсников педвуза как фактор их личностно-профессионального становления»

О. H. Пушкина

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕДВУЗА КАК ФАКТОР ИХ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Работа представлена кафедрой педагогики Благовещенского государственного педагогического университета.

Руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. Н. Куликова

Статья посвящена проблеме личностно-профессионального становления студентов-первокурсников педвуза и педагогическим условиям, при которых самореализация студентов-первокурсников становится фактором их личностно-профессионального становления. Также в статье приводятся результаты педагогического эксперимента, по которым делается вывод об эффективности реализации описываемых условий.

The article is devoted to the problem of personal and professional growth of first-year students in a teacher training university. The author considers the educational conditions in which first-year students' self-realization becomes the factor of their personal and professional formation. Besides, the article deals with the results of the pedagogical experiment that proves the efficiency of the described pedagogical provisions.

Изменения в современном обществе требуют изменения подходов к образованию человека и в том числе к подготовке буду-

щего учителя в педагогических вузах. Профессиональное становление будущего учителя понимается как путь обретения себя лич-

ностью, а сам учитель мыслится как важнейший фактор, способствующий вызреванию личностных начал в ребенке.

Несмотря на то что профессия учителя у всех на виду, многие первокурсники педвуза воспринимают ее поверхностно, не осознают важности задач, стоящих перед учителем. Студент, не восприняв профессию учителя на личностном уровне, к педагогической практике на третьем курсе, когда профессиональное становление будущего учителя происходит наиболее интенсивно, может разочароваться в профессиональном выборе, а проходя практику, не использует ее возможности для роста. Таким образом, упускаются возможности влияния на личностно-профессиональное становление будущих педагогов на младших курсах. Время обучения в вузе на первом курсе является сензитивным периодом для выстраивания жизненной и профессиональной стратегии с опорой на рефлексию, для формирования отношений к педагогической профессии, соотнесения своих индивидуальных особенностей и притязаний с требованиями общества, а также понимания того, что индивидуальные возможности и достижения становятся основой нового развития, открытия в самом себе новых способностей и качеств.

Под личностно-профессионалъным становлением будущего учителя, протекающим на первом курсе педвуза, мы понимаем вхождение студента в мир знаний (в том числе и профессиональных), профессиональных отношений, развитие культуры общения как с другими, так и с собой, обретение позиции собственного преобразования, личностного и профессионального самосовершенствования, формирование ценностно-смыслового отношения к профессии, построение смыслового поля (приобретение смысловых «векторов») для взращивания педагогических способностей, которые будут развиваться, «оттачиваться» на старших курсах и в последующей профессиональной деятельности, выстраивание собственной профессиональной Я-концепции,

осуществление себя в деятельности, близкой к профессиональной, и становление и развитие через эту деятельность.

Теоретическое исследование показало, что наиболее значимым для личностно-профессионального развития является опыт самореализации. Самореализация - основной феноменологический стержневой компонент профессиональной и личностной зрелости учителя, базовая основа его будущей профессиональной деятельности. Анализ практики вузовского образования и наблюдения автора показывают, что зачастую студенты реализуют себя на бытовом уровне, решая задачи, не относящиеся к образовательной сфере, поэтому высокие показатели самореализации (тест САМОАЛ) сочетаются с невысокими показателями личностно-профессионального становления; самореализация студентов в образовательном процессе стихийна и эпизодична, вследствие чего их стремление к личному росту не является целенаправленным. Таким образом, чтобы самореализация была продуктивной с точки зрения личностно-профессионального роста будущего учителя, необходима педагогическая поддержка самореализации студентов в образовательном пространстве вуза.

Под самореализацией будущего учителя в образовательном пространстве вуза мы понимаем осуществление себя, обнаружение и вследствие этого развитие своих возможностей посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими участниками образовательного пространства вуза: предъявление и обогащение личностных и профессиональных смыслов деятельности и поведения, осуществление спектра потребностей, раскрытие и усиление ветвления способностей (в том числе педагогических), углубление вкусов, укрепление эмоциональной устойчивости и пр.; усиление свободы индивидуального разви-тия и творчества.

Исходя из теоретического анализа философской, психологической и педагогической литературы, а также из практического

опыта автора, была выдвинута следующая гипотеза: самореализация студентов-первокурсников педвуза будет фактором их лич-ностно-профессионального становления, если в период обучения студентов на первом курсе будет реализовываться совокуп-ность педагогических условий: обогащение субъектного опыта гуманистического общения студентов; включение образовательной деятельности в целостный мир личности студента с активизацией рефлексивных процедур; интеграция теоретического и практического аспектов профессионального образования студентов-первокурсников с опорой на педагогическую рефлексию.

Для экспериментальной проверки гипотезы мы выделили три группы 1-го курса: контрольную (К), первую экспериментальную (Э1) и вторую экспериментальную (Э2). В группе Э1 осуществлялось второе условие, а в группе Э2 осуществлялись все три условия.

Исходя из анализа работ педагогов и психологов и учитывая, что исследование касается студентов-первокурсников педвуза (будущих учителей), мы выделили критерии самореализации (развитость эмоционально-волевой сферы личности студента, развитость мотивационно-смысловой и ценностной сферы студента, деятельностно-практическая включенность студента в образовательный процесс) и критерии лично-стно-профессионального становления первокурсников (способность студентов к вза-имодействию и сотрудничеству, творческое отношение студента к собственной личности (саморазвитие), ценностное отношение к профессии педагога).

Реализация условия обогащения субъектного опыта гуманистического общения студентов и преподавателей осуществлялась в горизонтах «студент - студент» и «преподаватель - студент». Мы исходили из того, что отношение преподавателя к студенту как субъекту собственной жизни, имеющему свою жизненную историю, собственное «я», свой внутренний мир, свободу морального выбора, право совершать

ошибки, но и осознавать их, возрождаясь к лучшему, способствует установлению субъект-субъектных отношений между преподавателями и студентами. Такие отношения способствуют тому, что на этапе обучения в вузе студент может выбрать ориентиры для формирования своего отношения к деятельности, к себе, к другим, а накопление опыта гуманистического общения студентов в вузе является основой их ценностно-личностного взаимодействия с людьми в самостоятельной жизни. Общение - одна из важнейших сфер самореализации в студенческом возрасте. Поскольку студентам свойственна достаточно высокая направленность на общение, эту направленность следует поддерживать и развивать. В горизонте «студент - студент» решались такие задачи, как пробуждение у студента интереса к другому человеку, привитие культуры общения и формирование положительного опыта такого общения, выработка умения видеть в человеке высшую ценность.

В основе реализации условия по включению образовательной деятельности в целостный мир личности студента с активизацией рефлексивных процедур лежало понимание того, что образование - это способ бытия человека, жизнь во всей ее полноте и многообразии, один из модусов, когда человек посредством собственных усилий, питаясь энергией собственных потребностей и влечений, самоосуществляется, реализует, актуализирует природные предпосылки. Чтобы образовательное пространство воспринималось студентами как пространство жизни, необходимо, чтобы оно затрагивало все «струны человеческой души», чтобы все способности, склонности студентов были востребованы, чтобы душевные движения находили отклик среди преподавателей и одногруппников, чтобы в результате деятельности студент ощущал возможность решения своих индивидуальных задач и проблем.

Третье условие по интеграции теоретического и практического аспектов профес-

сионального образования студентов-первокурсников реализовывалось по нескольким направлениям. Одно из них - методическая подготовка студентов через различные профессиональные пробы в студенческой группе, пока не обоснованные ни теоретически, ни экспериментально. На первом курсе мы не предлагали студентам теоретически обоснованные методические приемы, а предоставляли им возможность выполнять деятельность, основываясь на собственной интуиции, которая и дает основания для развития индивидуального стиля в будущей профессиональной деятельности. Большой потенциал в этом отношении имеют предметы по специальности, доля которых на первом курсе значительно больше, чем доля предметов психолого-педагогического цикла. К тому же часто студенты оказываются в стенах педвуза не из-за стремления стать учителем, а из-за интереса к определенному предмету по специальности. Студентов, имеющих высокий интерес к предмету, мы также привлекали к работе в городском научном обществе учащихся «Эрудит». По мнению В. И. Загвязинско-го, к педагогике бывает легче идти от любимой науки. Если студент почувствует радость «второго» открытия науки, открытия способа ее популярного изложения, если будет искать свои пути убеждения наукой, он скоро почувствует то совершенно общее, что объединяет научную и педагогическую деятельность, - большие возможности творчества1. Еще одно направление реали-

Динамика показа!

зации сформулированного условия - организация деловых (педагогических) игр как на учебных занятиях, так и во внеучебной деятельности, служащих имитацией профессиональной деятельности педагога. Ценность педагогического труда у студен -тов прежде всего определяется тем, насколько он способствует развитию их потребностей в самореализации, формированию их самосознания. Поэтому мы стремились к тому, чтобы любая деятельность студентов по вхождению в мир профессии сопровождалась осознанием ими смысла такой деятельности, что связано с переходом будущего учителя в рефлексивную позицию, цель которой - помочь студенту «примерить» себя к педагогической профессии, а ее требования - к себе и своим представлениям.

В целом поддержка самореализации студентов в образовательном пространстве вуза осуществлялась через систему многообразных видов деятельности, направленных на адаптацию студентов к образовательному пространству вуза и насыщенных профессиональными отношениями, поскольку именно от отношений, которые возникают и упрочиваются в деятельности, в решающей мере зависит личностно-про-фессиональное становление субъекта деятельности.

Динамика показателей самореализации и личностно-профессионального становления студентов-первокурсников представлена в табл. 1 и 2 соответственно.

Таблица 1

й самореализации

Критерии самореализации Уровни Результаты на различных этапах эксперимента, %

К Э1 Э2

начало конец начало конец начало конец

Развитость эмоционально-волевой сферы В 25 23 20 27 17 32

С 51 57 53 61 56 64

Н 24 20 27 12 28 4

Развитость мотивационно-смысловой сферы В 22 11 17 30 14 34

С 56 65 54 46 60 58

Н 22 24 29 24 26 8

Деятельностно-практическая включенность студента в образовательный процесс В 16 9 20 26 18 43

С 45 52 45 45 54 50

Н 39 39 35 29 28 7

35 1

Таблица 2

Динамика показателей личностно-ирофессионального становления

Критерии личностно-профессионального становления Уровни Результаты на различных этапах эксперимента, %

К Э1 Э2

начало конец начало конец начало конец

Способность студентов к взаимодействию и сотрудничеству В 14,5 5 7,5 15 12,5 36

С 57 65 63,5 74 62,5 57

Н 28,5 30 29 11 25 7

Творческое отношение студента к собственной личности В 18 25 23 35 16 32

С 60 50 50 58 59 64

Н 22 25 27 7 25 4

Ценностное отношение к профессии педагога В 12 19 21 24 16 39

С 41 45 43 47 45 44

Н 47 36 36 29 39 17

В группе Э2 по всем критериям самореализации произошли более значительные положительные изменения, чем в группе Э1 (табл. 1). В группе К, наоборот, наблюдаются отрицательные изменения, что может быть связано с затруднениями процесса адаптации студентов данной группы к образовательному пространству вуза. Изменения показателей по критери-ям самореализации согласуются с изменениями показателей по критериям лично-стно-профессионального становления (табл. 2). В группах Э1 и Э2 улучшились показатели по всем критериям, но для

Статистическая значимость ра^

группы Э2 характерны более значительные изменения. В группе К ухудшились показатели по критерию способности студентов к взаимодействию и сотрудничеству, изменения по остальным критериям незначительные.

Статистическая обработка результатов эксперимента с помощью критерия ф* - углового преобразования Фишера - позволяет сделать вывод о том, что статистически значимых различий в показателях самореализации и личностно-профессионального становления в группах К и Э2 больше, чем в группах К и Э1 (табл. 3 и 4).

Таблица 3

[й по критериям самореализации

Показатели Группы * Значения фэмп по критериям самореализации студентов-первокурсников = 1,64; р < 0,05 )

Развитость эмоционально-волевой сферы Развитость мотивационно-смысловой сферы Деятельностно-практическая включенность в образовательное пространство

Низкие К - Э2 1,87 1,60 2,90

К - Э1 0,78 0 0,76

Э1 - Э2 1,05 1,56 2,08

Высокие К - Э2 0,72 2,02 2,93

К - Э1 0,33 1,72 1,65

Э1 - Э2 0,32 0,30 1,25

Кроме того, имеются статистически значимые различия по некоторым показателям в группах Э1 и Э2. Не было выявлено статистически значимых различий по критерию ценностного отношения к профессии

педагога. Данный факт можно объяснить тем, что процесс формирования ценностных ориентаций и присвоения ценностей педагогической профессии является доста-точно длительным и противоречивым.

Таблица 4

Статистическая значимость различий по критериям личностно-профессионального становления

* Значения (рэмп по критериям личностно-профессионального

Показатели Группы * становления студентов-первокурсников ((ркр = 1,64; р < 0,05 )

Способность студентов к взаимодействию и сотрудничеству Творческое отношение студентов к собственной личности Ценностное отношение к профессии педагога

К - Э2 2,22 2,30 1,54

Низкие К - Э1 1,72 1,82 1,00

Э1 - Э2 0,50 0,46 1,01

К - Э2 2,98 0,56 1,58

Высокие К - Э1 1,23 0,78 0,78

Э1 - Э2 1,70 0,22 1,15

Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа доказала состоятельность нашей гипотезы относительно эффективности совокупной реализации выявленных педагогических условий, при которых самореализация студентов-первокурсников педвуза становится фактором их

личностно-профессионального становления. Данное исследование обозначило только некоторые педагогические возможности активизации личностно-профессионально-го становления будущих учителей на первом курсе педвуза и не претендует на исчер -пывающее решение проблемы.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Загеязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.