Научная статья на тему 'Педагогическая оценка уровня физического состояния детей 5-6 лет с задержкой психического развития и нарушением функции речи'

Педагогическая оценка уровня физического состояния детей 5-6 лет с задержкой психического развития и нарушением функции речи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
335
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИИ РЕЧИ / DISORDERS OF SPEECH FUNCTION / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / MENTAL RETARDATION / ДЕТИ 5-6 ЛЕТ / CHILDREN 5-6 YEARS OF AGE / КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / COMPREHENSIVE REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карпов В.Ю., Сесёлкин А.И., Комаров М.Н., Ивашкова Е.Э.

Нарушения в развитии речи сказываются на общем развитии детей, влекут за собой ряд отклонений, выражающихся в отягощении эмоционально-психического состояния, усложняют познание окружающего мира, мешают общению со сверстниками. Действующие рекомендации по планированию занятий по развитию речи, направленные на коррекцию речевого недоразвития у детей дошкольного возраста, не решают вполной мере проблемы комплексной реабилитации. Для проведения физической реабилитации и эффективной специальной адаптации авторами выполнено исследование по определению уровня физического развития, физической подготовленности, функционального состояния детей 5-6 лет с задержкой психического развития и нарушением функции речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карпов В.Ю., Сесёлкин А.И., Комаров М.Н., Ивашкова Е.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical evaluation of children physical conditions of ages 5-6 with the delay of mental development and the violation of the function of speech

Abnormalities in language development affect the overall development of children, entail a number of deviations, expressed in a worsening of emotional-mental state, complicate the knowledge of the world, interfere with communication with peers. Current guidance on lesson planning for language development aimed at correcting the underdevelopment of speech in children of preschool age do not solve fully problems of complex rehabilitation. For the physical rehabilitation and effective adaptations, the authors performed a study to determine the level of physical development, physical preparedness and functional state of the 5-6 years old children with mental retardation and impaired speech.

Текст научной работы на тему «Педагогическая оценка уровня физического состояния детей 5-6 лет с задержкой психического развития и нарушением функции речи»

УДК 376:796.011

В. Ю. КАРПОВ, А. И. СЕСЁЛКИН, М. Н. КОМАРОВ, Е. Э. ИВАШКОВА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИИ

РЕЧИ

Нарушения в развитии речи сказываются на общем развитии детей, влекут за собой ряд отклонений, выражающихся в отягощении эмоционально-психического состояния, усложняют познание окружающего мира, мешают общению со сверстниками. Действующие рекомендации по планированию занятий по развитию речи, направленные на коррекцию речевого недоразвития у детей дошкольного возраста, не решают в полной мере проблемы комплексной реабилитации. Для проведения физической реабилитации и эффективной специальной адаптации авторами выполнено исследование по определению уровня физического развития, физической подготовленности, функционального состояния детей 5-6 лет с задержкой психического развития и нарушением функции речи.

Ключевые слова: нарушения функции речи, задержка психического развития, дети 5-6 лет, комплексная реабилитация.

Abnormalities in language development affect the overall development of children, entail a number of deviations, expressed in a worsening of emotional-mental state, complicate the knowledge of the world, interfere with communication with peers. Current guidance on lesson planning for language development aimed at correcting the underdevelopment of speech in children of preschool age do not solve fully problems of complex rehabilitation. For the physical rehabilitation and effective adaptations, the authors performed a study to determine the level of physical development, physical preparedness andfunctional state of the 5-6 years old children with mental retardation and impaired speech.

Keywords: disorders of speech function, mental retardation, children 5-6 years of age, comprehensive rehabilitation.

В настоящее время 1,7 млн детей в России по состоянию здоровья относятся к категории детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Большой процент детей страдает недостатками речевой функции. Речевые нарушения у детей способствуют задержке моторного развития, нарушениям в координации

© Карпов В. Ю., Сесёлкин А. И., Комаров М. Н., Ивашкова Е. Э., 2018

движений, изменению пространственных представлений, слабому развитию чувства ритма [5].

При изучении проблемы развития организма ребенка, детской инвалидности обращает на себя внимание тот факт, что двигательная активность находится в основе развития физических и умственных способностей. В системе реабилитации детей с нарушением речи, с задержкой психического развития

с возможной патологией значительное место должна занимать физическая культура, закаливающие мероприятия и гигиенические факторы.

В своих исследованиях специалисты отмечают, что задачи физического и моторно-двигательного развития решаются в дошкольных учреждениях в различных видах деятельности, на первом месте находятся специальные занятия по физическому воспитанию и в их структуре занятия ритмикой [1, 3]. Многие дошкольные учреждения работают по «Примерной адаптированной программе коррекционно-раз-вивающей работы в логопедической группе детского сада с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» [6]. Имеющиеся рекомендации для воспитателей, логопедов, методистов физической культуры по планированию занятий по развитию речи, направленных на коррекцию речевого недоразвития у детей, не решают в полной мере проблемы комплексной реабилитации речевой функции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Это сдерживает процесс их эффективной специальной адаптации [1].

Цель исследования - определить уровень физического развития, физической подготовленности, функционального состояния дыхательной системы и уровень развития звука у детей 5-6 лет с нарушениями речи и задержкой психического развития.

Нами использовались следующие методы научного исследования: анализ научно-методической литературы и обобщение передового практического опыта, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, контрольные испытания, методика исследования

физического развития и функциональных возможностей дыхательной системы детей, методы математической статистики.

Оценивалось самочувствие детей, желание выполнять физические упражнения, уровень и качество выполнения контрольных испытаний и функциональных проб, внешнее состояние испытуемых в процессе физкультурных занятий (потливость, бледность кожных покровов).

Оценка уровня физического развития детей 5-6 лет с нарушением функции речи проводилась по следующим показателям: длина, масса тела, окружность грудной клетки, динамометрия кистей рук.

С целью выявления уровня физической подготовленности исследуемых были проведены педагогические контрольные испытания, состоящие из трех тестов: «челночный бег 3 х 10», «наклон вперед из исходного положения сидя», «прыжок в длину с места» [4].

При определении функционального состояния организма детей 5-6 лет с нарушением функции речи регистрировались следующие показатели: жизненная емкость легких (мл), задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) (с) и выдохе (проба Генче) (с).

Исследование проведено на базе дошкольного образовательного учреждения - детского сада компенсирующего типа. В исследовании приняли участие 14 дошкольников в возрасте 5-6 лет, в экспериментальной и контрольной группах было по 7 человек. Основной диагноз детей обеих групп - задержка психического развития и общее недоразвитие речи (II-III уровень речевого развития).

Результаты исследования. Задача педагогического эксперимента заключа-

лась в оценке влияния логопедической ритмики и специальных дыхательных упражнений на физическую подготовленность, показатели дыхательной системы и изменение речевой функции детей 5-6 лет с ЗПР.

Общее самочувствие детей оценивалось как хорошее, почти у всех испытуемых было желание заниматься физическими упражнениями и логопедической ритмикой. Трое детей с низким уровнем формирования двигательной сферы испытывали затруднения в выполнении упражнений, с трудом переключались на новые двигательные акты.

Показатели физического развития детей 5-6 лет с ЗПР и нарушением речевой функции представлены в табл. 1.

На основании проведенных контрольных измерений показателей физического развития детей 5-6 лет с ЗПР и нарушениями функции речи можно констатировать, что, по данным различных авторов, средние результаты дошкольников контрольной и экспериментальной групп соответствовали средним сома-тометрическим показателями здоровых сверстников [7]. Уровень физической подготовленности детей 5-6 лет с нарушениями речи представлен в табл. 2.

Таблица 1

Показатели физического развития детей 5-6 лет с задержкой психического развития и нарушениями речевых функций

№ Антропометрический показатель Группа Достоверность различий

контрольная (х ± ст) экспериментальная (х ± ст)

1 Длина тела, см 107 ± 4,2 109 ± 4,7 p > 0,05

2 Масса тела, кг 17,9 ± 2,1 18,1 ± 2,4 p > 0,05

3 Окружность грудной клетки, см 55,2 ± 2,9 55 ± 2,9 p > 0,05

4 Динамометрия кисти правой руки, кг 5,8 ± 0,5 5,7 ± 0,5 p > 0,05

5 Динамометрия кисти левой руки, кг 5,2 ± 0,4 5,3 ± 0,2 p > 0,05

Группа Достоверность различий

№ Тест контрольная (х ± ст) экспериментальная (х ± ст)

1 Челночный бег 3 х 10 м, с 12,9 ± 1,6 13,0 ± 1,6 p > 0,05

2 Наклон вперед из исходного положения сидя, см 5,5 ± 1,0 5,5 ± 0,9 p > 0,05

3 Прыжок в длину с места, см 108,0 ± 2,7 107,0 ± 2,6 p > 0,05

Таблица 2

Показатели уровня физической подготовленности детей 5-6 лет с задержкой психического развития и нарушениями речевой функции

Таблица 3

Показатели уровня функционального состояния дыхательной системы детей 5-6 лет с задержкой психического развития и нарушениями речи

Группа Достоверность различий

№ Функциональная проба контрольная (х ± ст) экспериментальная (х ± ст)

1 Проба Штанге, с 12,9 ± 1,6 13,0 ± 1,6 р > 0,05

2 Проба Генче, с 5,5 ± 1,0 5,5 ± 0,9 р > 0,05

3 ЖЕЛ, л 1,33 ± 0,2 1,31 ± 0,2 р > 0,05

Физическая подготовленность дошкольников экспериментальной и контрольной групп отличалась незначительно (р > 0,05). Анализ полученных результатов исходного уровня физической подготовленности детей 5-6 лет контрольной и экспериментальной групп показал, что в сравнении со здоровыми сверстниками испытуемые имеют более низкие показатели по развитию координационных и скоростно-силовых способностей [4].

В производстве речи участвует дыхательный отдел периферического речевого аппарата. Речь образуется в фазе выдоха, при этом воздушная струя осуществляет одновременно голосообра-зующую и артикуляционную функции. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи.

Нами проведены функциональные пробы с задержкой дыхания: проба Штанге и проба Генче, а также измерялась жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Функциональное состояние дыхательной системы детей с ЗПР и нарушениями речи представлено в табл. 3.

Анализ показателей функционального состояния дыхательной системы испытуемых контрольной и экспериментальной групп показал отставание от здоровых сверстников, что, на наш

взгляд, частично может влиять на речевую функцию детей. Возникает необходимость повышения функциональных возможностей средствами физической реабилитации [2].

Логопедическое обследование детей с задержкой психического развития и нарушениями речи проводилось логопедом и исследователями в начале и конце педагогического эксперимента. Применялась стандартная методика, предложенная Г. В. Бабиной, Ю. Ф. Гаркуши, Т. В. Волосовец, Р. Е. Идес.

Заключение. Анализ показателей физического развития детей 5-6 лет с задержкой психического развития и нарушениями функции речи показал, что средние результаты соответствуют средним соматометрическим показателям здоровых детей. Уровень физической подготовленности испытуемых имеет более низкие показатели по развитию исследуемых физических способностей в сравнении со здоровыми сверстниками. Дети 5-6 лет с нарушениями речи имеют более низкие функциональные возможности дыхательной системы. Результаты анализа особенностей звукопроизноше-ния детей 5-6 лет с нарушениями речи в начале педагогического эксперимента показали, что у детей имеется в основном низкий уровень развития звуковой стороны речи.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / под ред. Г. А. Волковой. СПб.: Каро, 2005.

2. Карпов В. Ю., Пилосян Н. А., Скоро-сов К. К. Комплексная реабилитация речевой функции детей 5-6 лет с задержкой психического развития//Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 150-152. URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id=26759209

3. Карпов В. Ю., Козьяков Р. В., Пилосян Н. А. Комплексная реабилитация детей 5-6 лет с нарушениями речевых функций и задержкой психического развития // Проблемы и перспективы инклюзивного образования в Ивановской области: материалы II науч. конф. 2016. С. 69-72. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=27551423

4. Карпов В. Ю. и др. Исследование динамики показателей физической подготовленности

мальчиков 12-13 лет в рамках школьной программы // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2015. № 9 (127). С. 109-113.

5. Кунчевская С. В., Пилосян Н. А. Возможности адаптивной двигательной рекреации в преодолении нарушений речевой деятельности у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом // Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 2. С. 260-263.

6. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7лет. М.: Детство-пресс, 2012. С. 560.

7. Пилосян Н. А., Карпов В. Ю., Скоро-сов К. К. Физическая реабилитация детей 5-6 лет с нарушениями речевых функций и задержкой психического развития//Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 10-1. С. 70-73. URL:http://elibrary.ru/item. asp?id=26740995

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.