Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТАТИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТАТИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЛОВКОСТЬ / СТАТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ / ПСИХОЛОГИ / ПРОБА БОНДАРЕВСКОГО / ПРОБА РОМБЕРГА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Болдов А.С., Белякова Н.В., Беляева В.В., Миляева А.К.

Цель исследования - провести педагогическую оценку трансформации статической координации студентов-психологов, её направленности, в рамках освоения ими универсальных компетенций здоровьесберегающего блока дисциплин. Методы и организация исследования. В данном исследовании дается педагогическая оценка функционального состояния студентов-психологов в области статической координации на основе классических методик функционального тестирования (проба Бондаревского, проба Ромберга), а также использования методики - теста с гимнастической палкой. Результаты исследования. В ходе эксперимента выявлена статистически достоверная положительная динамика трансформации функционального состояния студентов-психологов в статической координации, особенно это проявилось в экспериментальном тесте с гимнастической палкой. Выводы. В ходе исследования подтвердилась актуальность применения дидактической наполненности рабочих программ для улучшения статической координации студентов, динамика изменений по всем тестированиям достоверно положительная, а комбинированный показатель от 3-х проб не достаточно валиден в практическом применении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Болдов А.С., Белякова Н.В., Беляева В.В., Миляева А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL EVALUATION OF PSYCHOLOGIST STUDENTS’ STATIC COORDINATION DURING THE ELECTIVE COURSES OFPHYSICAL CULTURE AND SPORT

The purpose of the study was to conduct a pedagogical assessment of the transformation of the static coordination of psychology students, its orientation, within the framework of their mastering the universal competencies of the health-saving block of disciplines. Methods and organization of the study. This study provides a pedagogical assessment of the functional state of psychology students in the field of static coordination based on classical methods of functional testing (Bondarevsky's test, Romberg's test), as well as the use of a technique - a test with a gymnastic stick. Research results. During the experiment, a statistically significant positive dynamics of the transformation of the functional state of psychology students in static coordination was revealed, this was especially evident in the experimental test with a gymnastic stick. Conclusions. The study confirmed the relevance of using the didactic content of work programs to improve the static coordination of students, the dynamics of changes in all tests is significantly positive, and the combined indicator from 3 tests is not sufficiently valid in practical application.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТАТИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ»

3. ВФСК ГТО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gto.ru/ (дата обращения 23.03.2023).

REFERENCES

1. Bobrova G.V., Nurmatova T. V. and Gorshenina I.V.(2018) "Technology of building a system of physical education of students taking into account the level of their competencies", Izvestiya Tul'skogo gosu-darstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport, No, 1. pp. 9-16.

2. Gorelov A.A., Rumba O.G., Sysoev A.V. and Kondakov V.L. (2020) "Methods of testing and control tests in scientific research in the field of physical culture and sports", Novoe v psihologoТщpeda-gogicheskih issledovaniyah. № 2 (58). pp. 14-26.

3. VFSK GTO, available at: https://www.gto.ru / (accessed 23. march 2023) Контактная информация: galya.bobrova.71@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.04.2023

УДК 796.012.2:378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТАТИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И

СПОРТУ

Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва; Наталья Владимировна Белякова, кандидат психологических наук, доцент, Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, Москва; Вера Владимировна Беляева, кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский государственный университет, Пенза; Алла Константиновна Миляева, старший преподаватель, Государственный университет просвещения, Москва

Аннотация

Цель исследования - провести педагогическую оценку трансформации статической координации студентов-психологов, её направленности, в рамках освоения ими универсальных компетенций здоровьесберегающего блока дисциплин. Методы и организация исследования. В данном исследовании дается педагогическая оценка функционального состояния студентов-психологов в области статической координации на основе классических методик функционального тестирования (проба Бондаревского, проба Ромберга), а также использования методики - теста с гимнастической палкой. Результаты исследования. В ходе эксперимента выявлена статистически достоверная положительная динамика трансформации функционального состояния студентов-психологов в статической координации, особенно это проявилось в экспериментальном тесте с гимнастической палкой. Выводы. В ходе исследования подтвердилась актуальность применения дидактической наполненности рабочих программ для улучшения статической координации студентов, динамика изменений по всем тестированиям достоверно положительная, а комбинированный показатель от 3-х проб не достаточно валиден в практическом применении.

Ключевые слова: студенты, ловкость, статическая координация, психологи, проба Бондарев-ского, проба Ромберга, физическая культура, контрольные нормативы, профессионально-прикладная физическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p34-38

PEDAGOGICAL EVALUATION OF PSYCHOLOGIST STUDENTS' STATIC COORDINATION DURING THE ELECTIVE COURSES OF PHYSICAL CULTURE

AND SPORT

Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical science, docent, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Nathalia Vladimirovna Belyakova, the candidate of psychological science, docent, Moscow State University of Technology and

Management named by K.G. Razumovsky, Moscow; Vera Vladimirovna Belyaeva, the candidate of pedagogical science, docent, Penza State University, Penza; Alla Konstatntinovna Mi-lyaeva, the senior teacher, State University of Education, Moscow

Abstract

The purpose of the study was to conduct a pedagogical assessment of the transformation of the static coordination of psychology students, its orientation, within the framework of their mastering the universal competencies of the health-saving block of disciplines. Methods and organization of the study. This study provides a pedagogical assessment of the functional state of psychology students in the field of static coordination based on classical methods of functional testing (Bondarevsky's test, Romberg's test), as well as the use of a technique - a test with a gymnastic stick. Research results. During the experiment, a statistically significant positive dynamics of the transformation of the functional state of psychology students in static coordination was revealed, this was especially evident in the experimental test with a gymnastic stick. Conclusions. The study confirmed the relevance of using the didactic content of work programs to improve the static coordination of students, the dynamics of changes in all tests is significantly positive, and the combined indicator from 3 tests is not sufficiently valid in practical application.

Keywords: students, dexterity, static coordination, psychologists, Bondarevsky's test, Romberg's test, physical culture, control standards, professional-applied physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение проблематики воспитания координационных способностей студентов, как будущих специалистов-профессионалов, в рамках освоения ими профессиональных компетенций здоровьесберегающего блока дисциплин имеет огромное и неоценимое значение для формирования здорового трудового резерва экономического развития России [2]. Известно, что координационные способности - это некая совокупность морфофункциональ-ных свойств организма, позволяющие человеку рационально соразмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений при решении двигательной задачи, обеспечивать устойчивость положения тела в пространстве при статических положениях - балансировать его [8]. Более того, сформированность большого индивидуального фонда жизненно важных двигательных умений и навыков специалиста-профессионала не только позволяет поддерживать его работоспособность [9], но и адаптирует его к негативным влияниям [5, 7]. В связи с достаточно огромным спектром самих координационных способностей [2, 8], методик их развития и корректировки у разных групп профессиональной принадлежности студентов [1, 6], влияющих на их функциональное состояние [3], возникает необходимость конкретизации профессионально значимых координационных способностей. В частности, Ю.И. Горская и соавт. [2] предлагают уделять внимание не только кинестетическим способностям, но и статическому равновесию, как неотъемлемой части профессиональной деятельности современных специалистов, занимающихся преимущественно интеллектуальной трудовой деятельностью [3]. Данное общепринятое понимание специфики профессиональной деятельности большинства трудового населения не только в Российской Федерации, но и в мировом сообществе в виде преимущественно длительного пребывания работника в вынужденной статической рабочей позе с малыми затратами физической энергии и профессиональной гиподинамией определило основную цель нашего исследования - дать педагогическую оценку трансформации параметров статической координации студентов-психологов, её направленность, в рамках освоения студентами универсальных компетенций здоровьесберегающего блока дисциплин.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на спортивной базе Московского государственного психолого-педагогического университета в течение учебного года (2-х семестров) со студентами 2-го курса специальности «Экстремальная психология» (группа ЭП). Выбор студентов именно 2-го курса был обусловлен достаточной мерой адаптации этих студентов к

обучению в ВУЗе на основе их физкультурно-спортивного и социального опыта [4, 5]. В исследовании приняло участие 29 студентов, которые проходили курс дисциплины «Базовая физическая культура» в режиме еженедельных занятий согласно академическому расписанию в течение 16 учебных недель. Нагрузка и дидактическая наполненность практических занятий соответствовала рабочим программам и включала в себя блоки: ОФП, спортивные игры (волейбол, баскетбол), легкоатлетическая подготовка, ППФП (элементы статических упражнений йоги, элементы вестибулярной гимнастики, упражнения с гимнастической палкой). Контрольные тестирования по физической подготовленности проводились в соответствии с принципами психолого-педагогического подхода [4] в течение семестра, начиная с момента достижения студенческой группой уровня 50% выработанности академических занятий. К контрольным нормативам студент приступал по мере достижения им данного порога и, согласно стратегии освоения компетенций по дисциплине, имел возможность пройти контрольные тестирования не более 5-ти в день, таким образом, на сдачу контрольных нормативов студентом тратилось не менее 2-х занятий.

Методики проведения Пробы Бондаревского и Пробы Ромберга были классическими, а методика Теста с гимнастической палкой заключалась в удержании максимального времени торца гимнастической палки на раскрытой ладони ведущей руки. Во время проведения теста студент, для удержания гимнастической палки, мог перемещаться по спортивному залу без ограничений. Тест проводился в три попытки, засчитывался наилучший результат. По итоговым значениям 3-х функциональных тестирований рассчитывался экспериментальный комплексный показатель «Сумма Е от 3-х проб (сек)» путем расчета среднеарифметического числа.

Математическая обработка результатов исследования (X, с, ДХ, Т) проводилась в программных комплексах Excel и SPSS Statistics.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Педагогическая оценка статической координации студентов-психологов представлены в таблице и на рисунке.

Таблица - Показатели статической координации студентов-психологов

Показатели тестирований 1 семестр 2 семестр

Проба Бондаревского (сек) Х±с 30,97±14,3 32,6±12,2

Т, при р<0,001 0,717

Проба Ромберга (сек) Х±с 32,6±11,3 | 35±13,5

Т, при р<0,001 0,763

Тест с гимнастической палкой (сек) Х±с 37,1±21,8 | 40,3±22,3

Т, при р<0,001 0,893

Сумма Е от 3-х проб (сек) Х±с 33,5±11,6 | 35,9±11,3

Согласно усредненным статистическим данным таблицы, по всем функциональным тестированиям статической координации студентов-психологов наблюдается положительная динамика. В частности, по показателям пробы Бондаревского в секундах значения увеличились с Х±с=30,97±14,3 до Х±с=32,6±12,2, что достоверно подтверждается Т-крите-рием, при р<0,001, равном 0,717 единиц. В показателях пробы Ромберга в секундах значения увеличились с Х±с=32,6±11,3 до Х±с=35±13,5 и эти изменения достоверны - Т, при р<0,001=0,763. В тесте с гимнастической палкой так же изменения значений достоверно положительны - Т, при р<0,001=0,893, и изменения достаточно заметны - с Х±с=37,1±21,8 до Х±с=40,3±22,3. Достоверность значений показателя Суммы Е от 3-х проб не рассчитывался ввиду подтвержденной достоверности различий по отдельным классическим методикам и экспериментальной авторской методике. Тем не менее, в данном показателе значения так же показали положительную динамики курсовой трансформации - от Х±с=33,5±11,6 до Х±с=35,9±11,3

18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

Рисунок - Оценка статической координации у студентов-психологов

Наибольшая динамика положительных изменений в статической координации у студентов-психологов была выявлена в Тесте с гимнастической палкой (ДХ=15,77%) и далее, по нисходящей траектории - Проба Бондаревского (ДХ=13,11%) и Проба Ромберга (ДХ=12,3%). Наименьший процент изменений (%) был выявлен в комбинированном показателе суммы Е от 3-х проб (ДХ=9,53%).

ВЫВОДЫ

Применяемые компоненты дидактической наполненности рабочих программ практической дисциплины «Базовая физическая культура» в виде элементов ППФП (статические упражнения йоги, вестибулярной гимнастики, упражнения с гимнастической палкой) возможны и актуальны к применению в практической работе со студентами ввиду явной положительной динамики параметров контрольных тестирований от семестра к семестру.

При определении оценки изменений статической координации студентов-психологов была достоверно (Т-критерий) выявлена по всем контрольным тестированиям, как классическими методиками (Проба Бондаревского, Проба Ромберга), так и авторской методикой (Тест с гимнастической палкой), хотя комбинированный показатель суммы Е от 3-х проб снизил %-ное значение отдельно взятых проб.

Применимость и валидность комбинированного показателя суммы Е от 3-х проб может быть подвергнута сомнению в дальнейшей практической деятельности по диагностике изменений статической координации студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болдов А.С. Диагностика координационных способностей студентов различной функциональной принадлежности с использованием кистевой динамометрии / А. С. Болдов, В. Ю. Карпов, Н. А. Пилосян // Адаптивная физическая культура. - 2022. - Т. 92, № 4. - С. 43-46.

2. Горская И.Ю. Оценка и совершенствование координационных способностей у студентов / И.Ю. Горская, И.В. Афанасьева, Е.М. Ревенко. - Омск : Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2014. - 212 с.

3. Илькевич К.Б. Анализ физического и функционального состояния организма студентов обучающихся прикладной информатике / К.Б. Илькевич, А.В. Гусев, Г.С. Афонина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 145-148.

4. Использование психолого-педагогического подхода в нормативной диагностике физической подготовленности студенческой молодежи / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.И. Шарагин, Г.С. Афонина // Культура физическая и здоровье. - 2018. - № 4 (68). - С. 60-66.

5. Карпов В.Ю. Влияние физкультурно-спортивного опыта студентов на их адаптацию к обучению в вузе / В.Ю. Карпов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 1. - С. 43-46.

6. Криживецкая О.В. Эффективность применения средств развития двигательной точности студенток технического вуза в академических формах физического воспитания / О.В. Криживецкая,

15,77

13,11 ____

12,30

9,53

ДХ (Проба ДХ (проба Ромберга) ДХ (тест с ДХ (3 пробы)

Бондаревского) гимнастической палкой)

И.Ю. Горская, М.В. Кузин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). -С. 180-184.

7. Повышение качества учебного процесса по физической культуре на основе обучения технике двигательных действий / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.С. Болдов, Н.Н. Маринина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. - С. 61-63.

8. Серикова Ю.Н. Координационные способности: определение, основные подходы к изучению, современные средства и методы развития / Ю.Н. Серикова, В. А. Александрова, А. Ю. Нечаева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 224-231.

9. The Functional Characteristics of the Organism of Physically Inactive Students Who Have Started Regular Physical Training / I.N. Medvedev, V.Yu. Karpov, M.V. Eremin [et al.] // Journal of Biochemical Technology. - 2021. - Vol. 12, No. 2. - P. 33-37.

REFERENCES

1. Boldov, A.S., Karpov, V.Yu. and Pylosyan, N.A. (2022), "Diagnostics of various functional accessory university students' coordinating abilities by carpal dynamometry", Adaptive physical culture, No. 4, pp.43-46.

2. Gorskaya, I.Yu., Afanasyeva, I.V. and Revenko, E.M. (2014), Assessment and improvement of coordination abilities among students. monograph, SibADI Press, Omsk.

3. Ilkevich, K.B., Gusev, A.V. and Afonina, G.S. (2020), "Analysis of the physical and functional state of organism of students studying applied Informatics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 188, No. 10, pp. 145-148.

4. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Sharagin, V.I. and Afonina G.S. (2018), "Using psychological and pedagogical approach in standard diagnostics of physical readiness of students' youth", Culture Physical and Health, Vol. 68, No. 4, pp.60-66.

5. Karpov, V.Yu. (2005), "Influence of student's fitness and sport experience to their adaptation at training in higher education institution", Physical culture: education, learning, training, No. 1, pp.78-81.

6. Kryzhivetskaya, O.V., Gorskaya, I.Yu. and Kuzin, M.V. (2020), "Methodology for the development of motor accuracy of female students at the technical university in the process of physical culture lessons", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 195, No. 5, pp.198-202.

7. Kudinova, V.A., Karpov, V.Yu., Boldov, A.S. and Marinina, N.N. (2021), "Motor skills training model to improve school physical education service quality", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 61-63.

8. Serikova Yu.N., Aleksandrova, V.A. and Nechaev, V.A. (2018), "Coordination abilities: definition, main approaches to the study of modern means and methods of development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 160, No. 6, pp. 224-231.

9. Medvedev, I.N., Karpov, V.Yu., Eremin, M.V., Boldov, A.S., Shalupin, V.I., Voronova, N.N. and Malyshev, A.V. (2021), "The Functional Characteristics of the Organism of Physically Inactive Students Who Have Started Regular Physical Training", Journal of Biochemical Technology, Vol.12, No.2, pp. 3337.

Контактная информация: boldovas@gmail.com

Статья поступила в редакцию 27.04.2023

УДК 376.2

ИНКЛЮЗИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ 01 СИСТЕМЫ «112»

Михаил Павлович Бородин, кандидат исторических наук, доцент,

Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России имени Героя РФ генерала армии Е. Н. Зиничева, Санкт-Петербург; Андрей Вячеславович Зуев, кандидат исторических наук, доцент, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург; Дмитрий Анатольевич Лёвин, ООО «НТЦПРОТЕЙ», Санкт-Петербург; Сергей Николаевич Рубцов, доктор исторических наук, профессор,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.