Научная статья на тему 'Педагогическая модель развития физических качеств у курсантов женского пола медицинских вузов с использованием фитнеса'

Педагогическая модель развития физических качеств у курсантов женского пола медицинских вузов с использованием фитнеса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / КУРСАНТЫ ЖЕНСКОГО ПОЛА МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ / ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ФИТНЕС / СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ / PEDAGOGICAL MODEL / FEMALE CADETS OF MEDICAL SCHOOLS / PHYSICAL READINESS / FITNESS / DEVELOPMENT TOOLS OF PHYSICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омельченко Анатолий Викторович, Карпова Светлана Николаевна, Лукина Светлана Михайловна

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогической модели развития физических качеств у курсантов женского пола медицинских вузов с использованием фитнеса. Данная модель включает целевые установки, содержание деятельности профессорско-преподавательского состава медицинского вуза. Кроме того, она включает методическую систему физической подготовки; средства, формы, методы физической подготовки в вузе, а также формируемые качества, необходимые выпускницам вуза для эффективной профессиональной деятельности. В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность разработанной педагогической модели развития физических качеств у курсантов женского пола медицинских вузов с использованием фитнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омельченко Анатолий Викторович, Карпова Светлана Николаевна, Лукина Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical model of development of physical qualities in female cadets of medical schools with use of fitness

In article results of researches of authors on justification of pedagogical model of development of physical qualities in female cadets of medical schools with use of fitness are presented in article. This model includes purposes, content of activity of the faculty of medical school. Besides, it includes the methodical system of physical training; means, forms, methods of physical training in higher education institution and also the formed qualities necessary for graduates of higher education institution for effective professional activity. In the course of the pedagogical experiment the high efficiency of the developed pedagogical model of development of physical qualities in female cadets of medical schools with use of fitness is proved.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель развития физических качеств у курсантов женского пола медицинских вузов с использованием фитнеса»

безопасности жизнедеятельности, а также необходимость обеспечения у них профессионального долголетия.

Респонденты отметили, что высокие требования, предъявляемые к уровню физической готовности будущих специалистов безопасности жизнедеятельности, являются главным фактором, необходимым для использования средств физической подготовки.

Они также отметили зависимость эффективности профессиональной деятельности выпускников вузов от высокого уровня умственной и физической работоспособности. Для поддержания высокого уровня умственной и физической работоспособности у специалистов безопасности жизнедеятельности также необходимо целенаправленное использование средств физической подготовки.

Респонденты также обратили внимание на наличие недостаточного уровня физической подготовленности у выпускников вузов, не позволяющего эффективно выполнять свои профессиональные обязанности. Это приводит к низкой эффективности профессиональной деятельности специалистов безопасности жизнедеятельности.

В ходе исследования была установлена недостаточность применения комплексных средств и методов профессионально-прикладной физической культуры для укрепления здоровья в процессе обучения в вузе будущих специалистов безопасности жизнедеятельности. Было выявлено, что большое значение имеют высокая степень влияния показателей общей и скоростной выносливости на результативность профессиональных действий специалистов безопасности жизнедеятельности, а также необходимость обеспечения у них профессионального долголетия.

ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета данных факторов при разработке оптимальной модели профессионально-прикладной физической подготовки со студентами вузов, готовящих специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Requirements made to professional readiness of experts in protection in emergency situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.

Контактная информация: a_sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.03.2019

УДК 796.011.3

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИТНЕСА

Анатолий Викторович Омельченко, соискатель, Военно-медицинская академия им.

С.М. Кирова, Санкт-Петербург; Светлана Николаевна Карпова, соискатель, Санкт-

Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения;

Светлана Михайловна Лукина, соискатель, Санкт-Петербургский государственный

университет

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогической модели развития физических качеств у курсантов женского пола медицинских вузов с использованием фитнеса. Данная модель включает целевые установки, содержание деятельности

профессорско-преподавательского состава медицинского вуза. Кроме того, она включает методическую систему физической подготовки; средства, формы, методы физической подготовки в вузе, а также формируемые качества, необходимые выпускницам вуза для эффективной профессиональной деятельности. В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность разработанной педагогической модели развития физических качеств у курсантов женского пола медицинских вузов с использованием фитнеса.

Ключевые слова: педагогическая модель; курсанты женского пола медицинских вузов; физическая готовность; фитнес; средства развития физических качеств.

PEDAGOGICAL MODEL OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES IN FEMALE CADETS OF MEDICAL SCHOOLS WITH USE OF FITNESS

Anatoly Viktorovich Omelchenko, the competitor, Kirov Military Medical Academia, St. Petersburg; Svetlana Nikolaevna Karpova, the competitor, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; Svetlana Mikhaylovna Lukina, the competitor, St. Petersburg State

University

Annotation

In article results of researches of authors on justification of pedagogical model of development of physical qualities in female cadets of medical schools with use of fitness are presented in article. This model includes purposes, content of activity of the faculty of medical school. Besides, it includes the methodical system of physical training; means, forms, methods of physical training in higher education institution and also the formed qualities necessary for graduates of higher education institution for effective professional activity. In the course of the pedagogical experiment the high efficiency of the developed pedagogical model of development of physical qualities in female cadets of medical schools with use of fitness is proved.

Keywords: pedagogical model; female cadets of medical schools; physical readiness; fitness; development tools of physical qualities.

В современных условиях значительно возросли требования к уровню готовности курсантов женского пола после выпуска из медицинского вуза. Специфика профессиональной деятельности выпускниц медицинских вузов заключается в оказании медицинской помощи больным. Это требует высокого уровня готовности выпускниц медицинских вузов к эффективной профессиональной деятельности. Имеющиеся научные данные свидетельствует, что при формировании готовности курсантов женского пола к эффективной профессиональной деятельности большое внимание должно уделяться применению традиционных средств физической подготовки и использованию фитнеса. [2].

Практика требует решения задачи формирования врачей нового типа, стремящихся к непрерывному повышению своего профессионального мастерства в сфере медицины. Эти изменения происходят в условиях становления новой системы физической подготовки, основанной на комплексном применении традиционных средств физической подготовки и использовании фитнеса. В связи с этим в медицинских вузах, где обучаются курсанты женского пола, необходим поиск новых технологий тренировки курсантов женского пола. Следовательно, объективно возрастает потребность в высокопрофессиональных преподавателях, способных использовать новые технологии в своей профессиональной деятельности. Профессионализм и компетентность - это те характеристики личности педагога, от которых зависят его успехи.

Между тем, работ посвященных анализу специфики комплексного применения традиционных средств физической подготовки и использования фитнеса в ходе обучения курсантов женского пола в медицинских вузах, нам обнаружить не удалось. В научной литературе не нашли своего отражения вопросы, связанные с обоснованием педагогической модели развития физических качеств у курсантов женского пола медицинских вузов с использованием фитнеса.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать вывод, что формирование готовности к профессиональной деятельности у курсантов женского пола медицинского вуза, является важным этапом на пути их становления как профессионалов

в сфере медицины [2]. На основании изучения опыта организации физической подготовки, курсантов женского пола в медицинских вузах, анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами была сформулирована проблема исследования, которая обусловлена противоречиями между:

- потребностью в квалифицированных, профессионально-компетентных врачах с высоким уровнем работоспособности и недостаточным уровнем их физической подготовленности для эффективной профессиональной деятельности;

- необходимостью повышения уровня развития физических качеств у курсантов женского пола медицинского вуза и отсутствием педагогической модели развития физических качеств у курсантов женского пола медицинских вузов с использованием фитнеса.

Для разрешения вышеуказанных противоречий нами была разработана педагогическая модель формирования готовности у курсантов женского пола медицинских вузов к эффективной профессиональной деятельности, с использованием фитнеса (рисунок 1).

Рисунок 1 - Педагогическая модель развития физических качеств у курсантов женского пола медицинских

вузов с использованием фитнеса

Данная модель включает целевые установки, содержание деятельности профессорско-преподавательского состава медицинского вуза по подготовке курсантов женского пола к профессиональной деятельности. Кроме того, она включает методическую систему физической подготовки; средства, формы, методы физической подготовки в вузе, а также формируемые качества, необходимые выпускницам медицинских вузов для эффективной профессиональной деятельности. [1].

Профессиональное становление врачей в медицинских вузах предполагает использование совокупности приёмов воздействия на личность, в том числе и разных средств, форм, методов физической подготовки. В образовании комплексов профессионально важных качеств, необходимых врачу, использование средств, форм и методов физической подготовки приобретает первостепенное значение. Это, прежде всего, связано с высоким уровнем работоспособности, которая требуется врачу.

Высокий уровень работоспособности является универсальным профессионально важным качеством, без которого невозможен успех в профессиональной деятельности. Это одно из свойств, характеризующих эффективность профессиональной деятельности врача.

Динамика физического развития курсантов женского пола осуществляется в процессе занятий физической подготовкой. Эти занятия способствуют более эффективному профессиональному становлению будущих врачей. Известно, что «становление» врача в медицинском вузе характеризуется в неразрывной связи с развитием физических качеств и повышением уровня работоспособности. Профессиональное становление врачей в медицинском вузе должно рассматриваться в сопоставлении с категориями «физическое развитие» и «формирование физической готовности к профессиональной деятельности».

«Физическое развитие» должно определяться как объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения функционального состояния организма курсантов женского пола, с целью повышения работоспособности.

Физическое развитие курсантов женского пола может эффективно осуществляться только на основе поддержания устойчивого интереса к занятиям физической подготовкой. Практика показывает, что поддержание устойчивого интереса к занятиям физической подготовкой у курсантов женского пола, возможно лишь, при активном использовании фитнеса.

Таким образом, физическое развитие курсантов женского пола происходит путем качественных изменений, ведущих к новому уровню функционального состояния их организма. Важно подчеркнуть, что почти всеми учеными, занимающимися проблемой физического развития, признается, что человек достигает вершины своего физического развития только на стадии осуществления самостоятельного осознанного физического совершенствования. [1].

Разработанная педагогическая модель развития физических качеств у курсантов женского пола медицинских вузов с использованием фитнеса прошла апробацию в ходе педагогического эксперимента. Объективным показателем высокой эффективности разработанной педагогической модели развития физических качеств у курсантов женского пола медицинских вузов с использованием фитнеса явились положительные сдвиги в оценке их физического состояния. Количество испытуемых с «высоким» уровнем развития физических качеств в экспериментальной группе было достоверно больше на 21,8% по сравнению с контрольной группой.

ВЫВОД: результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости внедрения в практику физической подготовки курсантов женского пола медицинских вузов, разработанной педагогической модели развития физических качеств с использованием фитнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / А.В. Токарева, О.В. Миронова, И.С. Москаленко, А.Э. Болотин, Л.В. Ярчиковская // Теория и практика физической культуры». - 2016. -

№ 9 - С. 12-15.

2. Омельченко, А.В. Факторы, определяющие необходимость использования фитнеса в процессе развития физических качеств у курсантов женского пола медицинских вузов / А.В. Омельченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 253-256.

REFERENCES

1. Tokareva, A.V., Mironova, O.V., Moskalenko, I.S., Bolotin, A.E. and Yarchikovskaya, L.V. (2016), "Formation of skills of the organization of independent aerobic trainings at students of higher education institutions for successful passing examinations", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 12-15.

2. Omelchenko, A.V. (2019), "The factors defining need of use of fitness for development of physical qualities at female cadets of medical schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 253-256.

Контактная информация: v_1@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 30.03.2019

УДК 796.91

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КРУГЛОСУТОЧНОГО МОНИТОРИНГА FIRSTBEAT В ПОДГОТОВКЕ КОНЬКОБЕЖЦЕВ

Ирина Николаевна Орешкина, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой, Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК), Челябинск

Аннотация

Статья посвящена вопросу поиска новых путей использования оперативного контроля в тренировочном процессе квалифицированных конькобежцев за счет исследования вариабельности сердечного ритма. Рассматривается проблема отсутствия в теории и практике трактовки результатов, полученных с помощью методики Firstbeat. Представленные в статье рекомендации имеют практическую значимость в управлении тренировочным процессом спортсменов, в частности квалифицированных конькобежцев. Полученные данные направлены на повышение эффективности процесса подготовки, имеют прикладную значимость выполненного исследования, отразившихся в новых организационно-методических направлениях тренировочной деятельности конькобежцев.

Ключевые слова: квалифицированные конькобежцы, вариабельность сердечного ритма, методика Firstbeat, рекомендации.

PRACTICAL ASPECTS OF APPLICATION OF 24-HOUR MONITORING FIRSTBEAT IN THE TRAINING OF SKATES Irina Nikolaevna Oreshkinа, the candidate of pedagogical sciences, department chairman, Ural State University of Physical Education, Chelyabinsk

Annotation

The article is devoted to the question of finding new ways to use operational control in the training process of qualified skaters by studying the variability of the heart rhythm. The problem of the lack of interpretation of the results obtained using the Firstbeat technique in theory and practice is considered. The practical recommendations presented in the article have practical significance in managing the training process of athletes, in particular, qualified skaters. The obtained data are aimed at increasing the efficiency of the training process, determined the applied significance of the research carried out, reflected in the new organizational and methodological areas of training activity of the skaters.

Keywords: skilled skaters, heart rate variability, Firstbeat technique, recommendations.

ВВЕДЕНИЕ

В конькобежном спорте много научно-методических публикаций посвящено тренировочному процессу спортсменов и педагогическому контролю [4, 8], в меньшей степени уделено внимание медико-биологическому контролю функционального состояния

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.