Научная статья на тему 'Педагогическая модель формирования социального человека в новых условиях'

Педагогическая модель формирования социального человека в новых условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / EDUCATION OF ADULTS / SOCIAL INSTITUTION / SOCIAL AND CULTURAL SITUATION / MODERNIZATION OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барболин Михаил Павлович

Рассмотрены философско-методологические проблемы социализации человека средствами образования. Намечена системная схема оптимальной образовательной модели с учетом психологических и нравственных позиций социализации человека как активного субъекта жизнедеятельности Ключевые слова: социализация, социальное воспитание, социальный человек, нравственность, педагогическая модель социализации, субъект деятельности, субъект общественных отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical model of formation of a social man in new conditions

The article completely discloses conceptual statements of education of adults as a social and cultural institution, justifies factors and new social requirements to understanding the idea if development of an adult person, states forecasted results of the proposed variant of solving this problem

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель формирования социального человека в новых условиях»

М. П. Барболин

(Санкт-Петербург)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Рассмотрены философско-методологические проблемы социализации человека средствами образования. Намечена системная схема оптимальной образовательной модели с учетом психологических и нравственных позиций социализации человека как активного субъекта жизнедеятельности

Главная задача, которая в связи с инновационным развитием экономики ставится перед обществом, - это формирование поведения человека, ориентированного на производство инноваций и удовлетворение потребностей рынка. Однако, являясь на первый взгляд достаточно узкой, именно эта задача, будучи переведенной в субъектно-личностный план, становится генерирующим ядром расширения целей и задач воспитания на самых разных уровнях социальной лестницы и создания качественно нового социального института воспитания детей, нового поколения молодежи и взрослых. При этом воспитание в самом широком смысле становится фундаментом образования, основой устойчивого, опережающего инновационного развития общества на всех его уровнях (в отличие от традиционного понимания воспитания как средства передачи социального опыта). И тогда воспитание приобретает смысл формирования нового - социального - человека во всей его полноте и целостности.

Формирование социального человека как главного субъекта общественной жизни становится средством достижения более высоких целей, ориентиром для которых является модель взрослого человека, а в более широком понимании - модель непрерывного опережающего развития (человека, организации, общества в целом), ибо известно, что общественный уклад жизни меняется, а опыт, образы сознания, материальные и нравственные отношения по инерции «живут еще прошлым» [6: 186], обеспечивающая выход за пределы конкурентной борьбы, нахождение новой и недосягаемой для конкурентов (а по сути уни-

кальной) ниши реализации жизненного потенциала, создания качественно нового продукта, не имеющего аналога. В сущности, речь идет о выходе образов сознания и образов жизни человека уже в рамках образовательного пространства (точнее сказать, пространства социализации) за пределы существующего образа жизни общества. Но для этого само пространство социализации сначала на уровне организационноуправленческом и затем на уровнях энергоинформационном, мировоззренческом, мыследеятельностном и предметно-практическом должно выйти за пределы реально существующего образа жизни общества, в чем и заключается опережающий генетический и генерирующий и, значит, потенциально инновационный характер пространства воспитания.

Сегодня «„Обучение в течение всей жизни" перестает быть „модным слоганом" современных методологий образования; это - целевая установка людей, которые хотят быть успешными» [7]. В этой связи и с позиций перспектив развития общества фундаментом обучения и образования должно служить воспитание - на всех уровнях подготовки человека к жизни в новых социально-экономических условиях. Пространство образования должно стать пространством социализации, точнее сказать пространством опережающего социального развития человека. Ибо, как показывает нынешний высокотехнологичный век, чем выше уровень образованности у безнравственного человека, тем этот человек опаснее для общества.

С учетом сказанного в наиболее широком понимании образование целесообраз-

но трактовать как способ социального производства человека - формирования социального человека, его образа жизни, накопления жизненного ресурса, опыта, необходимого для развертывания индивидуально-личностного капитала в конкретных социально-экономических условиях. Человек

- это главная производительная сила общества. Производительные силы - фундамент и критерий развития, а еще точнее - сущность развития. (Вспомним В. И. Ленина, который писал: « ...развитие производительных сил - вот критерий общественного прогресса» [5: 212]). При этом сегодня необходимо говорить не только о сугубо материальной стороне, а в первую очередь о духовно-нравственной стороне жизни.

В настоящее время практически отсутствуют научно обоснованные модели социализации человека, еще не вошедшего в социальные сферы жизни или оказавшегося за их пределами в связи с изменением производственных отношений и социально-экономических условий жизни в стране. Этих граждан называют «еще не социализированными», а в крайнем проявлении отсутствия социальности - «асоциальными».

При создании такой модели необходимо исходить из особенностей субъекта социализации - человека, специфики образовательной системы, места и роли этой системы в жизни общества (и человека в самой этой системе).

Характерная особенность субъекта социализации состоит в том, что этот человек

- личность, обладающая жизненным опытом, который, однако, зачастую «малопригоден» с точки зрения новых социальноэкономических условий.

Особенность же сегодняшней системы образования в том, что ее нельзя рассматривать в отрыве от предшествующих ей образовательных систем и жизненных пространств, которые уже заложили определенные стандарты образования и поведения человека, возможности его самообразования, саморазвития; они, по сути, качественно определяют образовательную и жизненную стратегию человека.

В то время как ныне действующие разноуровневые системы образования не имеют единой личностно-социально-ориентированной стратегии общественного разви-

тия человека на протяжении жизни, наличие такой стратегии является необходимым условием активизации человека и стержнем его устойчивого социального и инновационного поведения.

Вместе с тем имеющийся даже отрицательный опыт человека и общества (свой и чужой), будучи осмысленным и осознанным, будет выступать в качестве ограничителя - меры устойчивости процессов жизнедеятельности. Тем самым он начинает играть положительную роль, определяя совместно со стратегией жизни жизненный коридор [4], в котором допускается осуществление процессов жизнедеятельности. В общественной жизни этот коридор определяют законы, где указывается, что необходимо делать (человек имеет право), а чего нельзя делать (наказуемо). Аналогично и в религиозных заповедях утверждается с одной стороны - что делать, а с другой - чего не делать. Но чтобы это все выполнялось человеком, как принято говорить, «автоматически», оно должно пройти через его внутренние ощущения, жизненный опыт, ибо известно, что нравственный человек руководствуется совестью и памятью. Как говорил А. С. Пушкин, закон Бога в нас, и он служит регулятором нравственного поведения человека.

Совокупность перечисленных особенностей позволяет определить исходные положения построения модели формирования социальной личности в системе непрерывного образования.

Исходными пунктом построения такой модели и всей системы деятельности в рамках этой модели должно стать осмысление и осознание человеком существующего состояния (начиная с уровня индивидуальных ощущений с переходом на уровень личных и общественных отношений), затем осознания своего места и роли собственного «Я» в тех сферах жизни общества, в которых он находился и в которых он находится, что на языке психологов означает осмысление, осознание и формирование индивидуальности (переход от личности к индивидуальности). Данные процессы и переходы осуществляются посредством анализа и самоанализа, осмысления и самоос-мыления, осознания и самоосознания индивидуального опыта и образа жизни. С це-

лью осмысления и осознания, а затем и установления связей с обществом весь педагогический процесс должен проводиться в условиях сравнения индивидуальных характеристик с общественными характеристиками, лучше всего с привлечением общественно значимых авторитетных для субъекта образцов (идеалов) - личностей.

Питающим корнем и ключом к дальнейшему изменению ситуации, образа жизни и будущего опыта должны стать ощущения, полученные человеком в разных жизненных ситуациях и в разных пространствах жизнедеятельности, которые, наклады-ваясь друг на друга, в соответствии с законом историко-генетической обусловленности жизни создают интегрированный жизненный потенциал личности.

Сущность и главная функция рассматриваемой модели заключается в оборачивании и дальнейшим циклическом развитии накопленного жизненного потенциала, включая превращение его отрицательного компонента в положительный жизненный потенциал в соответствии с законом оборачивания жизненного процесса, реализующим всеобщий закон функционирования живых организмов - закон обратной связи [6].

С учетом сказанного ведущей целью должно служить опережающее становление и развитие социального человека, обладающего способностью формировать нравственный социально ориентированный образ жизни в пространстве общественной жизни в соответствии с законом опережающего воспроизводства генетического потенциала (жизненных ресурсов), реализующего закон опережающего отражения Амосова.

Содержанием такой педагогической системы является создание и опредмечивание механизмов в форме (создания) образовательного пространства процессов жизнедеятельности как пространства потенциальной осуществимости будущей общественной жизни. При этом важно понимать, что и тогда, когда речь идет о сугубо профессиональной подготовке и переподготовке, в качестве пространства потенциальной осуществимости должна рассматриваться вся сфера будущей профессиональной и общественно-полезной деятельно-

сти, все ее жизненные процессы в единой целостности. Полноценная профессиональная подготовка должна осуществляться таким образом, чтобы человек в рамках образовательного пространства готовился не только к профессиональной деятельности, но и к процессу жизнедеятельности и образу жизни в данном жизненном пространстве.

В процессуальном плане должна быть построена соответствующая система процессов жизнедеятельности, включающих непосредственно производственный и коммуникативный (общественный) компоненты, которая наряду с учетом предшествующего образования, образа жизни, жизненного опыта с одной стороны учитывает потребности, интересы и склонности (качества) конкретного человека, а с другой - возможности его самореализации в качественно новых социально-экономических условиях общественной жизни.

Главным механизмом, который лежит в основе решения проблемы оборачивания, развития и накопления жизненного потенциала (жизненной энергии, опыта, ресурса и т.п.), является духовно-нравственный настрой человека, создаваемый более мощным внешним генерирующим потенциалом

- духовно-нравственным потенциалом пространства жизнедеятельности: жизни и деятельности системы образования и пространства потенциальной осуществимости общества и государства, общества в целом как среды проживания.

Результатом такого настроя должна стать единая социальная установка личности и коллектива, в частности проявляющаяся в единстве целей, а в более полном варианте - единством идеологии (как стратегии) и способов ее достижения, единством процессов жизнедеятельности на основе единой (общей для всех участников) методологии, переходящей в единую (общую) философию жизни.

Исходным пунктом, важнейшим условием и одновременно ключом к формированию такой установки является глубинное осмысление и осознание прошлого опыта на уровне осознаваемых внутренних ощущений с последующей их оценкой, переоценкой, формированием желаний отказаться от воспроизводства негативных про-

явлений, лежащих за пределами коридора жизни отрицательных ситуаций. Формируется желание построения стратегии жизни, значимой индивидуально и общественно одновременно. При этом задействуются психологические, психические и более глубинные, в частности, энерго-информацион-ные механизмы, связанные с жизненными потребностями и жизненно важными функциями индивидуально-личностного и общественного организма. В результате совпадения внутренних (индивидуальных) и внешних (общественных) потребностей как результат синергетики возникает личностный настрой, желание реализовать проявившиеся потребности. Здесь появляется педагогическая проблема, заключающаяся в переводе этих желаний на уровень индивидуальных ощущений с последующим осмыслением и осознанием возникшей ситуации с целью прогнозирования и осуществления конкретных действий и способов деятельности, направленных на удовлетворение потребностей. Для этого целесообразно и даже необходимо использовать специальный технологический алгоритм решения ситуативной задачи под названием «Семь „О"», включающий семь шагов мыследеятельности обучающегося: первый шаг - ощути (мысленно представь и проживи ситуацию), второй шаг - осмысли (мысленно соотнеси переживаемое с имеющимся жизненным опытом), третий шаг - осознай (используя знания и опыт сформируй образ пути достижения результата и оцени его), четвертый шаг - объяви (о своем намерении в достижении результата), пятый шаг - обнародуй (мысленно или реально сформируй коллектив), шестой шаг - опредметь (в письменной или другой форме сделай проект реализации намерений), седьмой шаг - объективируй (мысленно включи полученный результат в объективную реальность).

На седьмом шаге возникает та самая критическая ситуация, которая заставляет человека задуматься о способах и результатах жизнедеятельности и в целом о жизни, поскольку полученный результат может без противоречий включиться в объективную реальность и удовлетворить одновременно индивидуальные и общественные потребности только при условии, что он яв-

ляется нравственным, а таковым он может быть лишь при условии нравственности исходной позиции - нравственности настроя человека, нравственности его исходных желаний. Происходит переоценка ценностей: исходной позиции, нравственной установки, способов достижения результата, - приводящая к самоооценке, корректировке или утверждению жизненной позиции и образа жизни. Реализуется технологический цикл социального развития человека, ориентированный на изменение ценностных ориентаций, на формирование нравственных установок, на развитие творческой инициативы, проектирования и осуществления созидательной общественно полезной деятельности, реализующей индивидуально-личностный потенциал.

Фундаментом данного технологического цикла служит система нравственных категорий и соответствующих законов [4]: нравственности, совести, памяти, настроя, воображения, воли, характера, реализация которых посредством обозначенного технологического алгоритма приводит к формированию соответствующих базовых нравственных качеств нравственного социального человека.

При полноценном формировании образа жизни и соответствующего жизненного опыта в образовательном пространстве каждый субъект этого пространства принимает участие (на соответствующем уровне) в каждом жизненном процессе - «живет жизнью всего пространства». На философском языке это означает, что речь идет о «единстве бытия», реализуемого на качественно разных уровнях: со-бытия, со-дейст-вия, со-переживания, со-чувствия, со-гласо-вания. В психологии эти уровни называют также со-стояниями и ранжируют их по глубине и степени воздействия на организм человека (который может испытывать состояния заинтересованности, увлеченности и т.д.).

Обозначенные способы, приемы и формы присущи не только образовательному пространству, но и любому пространству жизнедеятельности, а значит, могут служить основой (а если будут представлены в форме обладающих законами, закономерностями, логикой структур, то и сущностью), обеспечивающей перенос опыта их

реализации в пространства потенциальной осуществимости человека (субъекта), в его будущее пространство общественной жизни.

Использование такого рода технологий обеспечивает качественное изменение и устойчивое развитие социального образа жизни, а вместе с ним и формирование качественно нового человека. Осознавая собственные потенциальные возможности в условиях общественной жизни, человек становится индивидуальностью, а осуществляя планирование и прогнозирование индивидуальных возможностей в конкретных социально-экономических условиях, он становится субъектом деятельности - он творит свой собственный внутренний мир и тем самым самого себя как человека социального. Человек учится управлять собой, собственными чувствами, эмоциями, побуждениями, мыслями, сознанием в конкретных социально-экономических условиях, в конкретном пространстве общественной жизни.

Проявляя творческий жизненный потенциал, опыт, человек должен стать субъектом созидательной деятельности, способным управлять собственным процессом жизнедеятельности, опредмечивая в реальных условиях свой жизненный потенциал. С этой целью в образовательном пространстве на систематической основе должна быть организована конкретная общественно-значимая производственная и профессиональная деятельность, в результате которой каждый участник нарабатывал бы такой индивидуальный опыт, который он мог бы использовать в будущем и, возможно, не только в этой сфере, но и на конкретном рабочем месте.

Поскольку любая созидательная деятельность носит общественный характер, то в полной мере реализовать собственные потенциальные возможности творческой и созидательной деятельности человек может, лишь будучи субъектом общественных отношений, способным управлять этими отношениями, ориентироваться в жизненных ситуациях, принимать правильные решения, обладая устойчивым поведением, стилем жизни, образом жизни, управляя собственным жизненным процессом на всех уровнях. В таком случае о человеке го-

ворят как о хозяине собственной жизни в лучшем понимании этого слова.

Высшим уровнем социального человека, его творческого потенциала является такой уровень, когда человек выходит за пределы субъективной реальности, собственного пространства жизнедеятельности и даже пространства потенциальной осуществимости собственного жизненного потенциала. Тогда он из субъекта общественных отношений превращается в их организатора: становится создателем общественных организаций, руководителем коллективов, лидером. Те, у кого не сломлена воля и достаточно жизненных ресурсов (опыта, знаний и т.п.), как правило, даже без посторонней помощи достигают этого уровня. Однако без решения нравственных проблем и переоценки жизненных ориентиров и ценностей, что, как правило, почти невозможно без посторонней помощи, люди остаются за пределами общественной жизни, даже не будучи асоциальными.

Выделенные уровни социального развития человека определяют развивающуюся систему социально-педагогических образовательно-воспитательных задач, характеризующуюся повышением уровня общего развития, духовно-нравственного и профессионального совершенства как проявления сущности человека, его нравственного творческого потенциала в условиях общественной жизни. Эта система включает задачи на осмысление опыта и формирование нравственных качеств индивидуальности, на осознание и проявление индивидуальных творческих способностей, на формирование профессиональных социально значимых качеств, задачи на формирование субъект-объектных нравственных отношений, на развитие организаторских способностей.

Г. А. Балл [3: 34-35] пишет, что в процессе решения задачи осуществляется переход из исходного состояния в требуемое. Характерными чертами представленной системы задач являются следующие: 1) система задач ориентирована на уровне-вое циклическое формирование интегральных качеств человека, характеризующих степень его духовно-нравственного, социального, профессионального совершенства (воспитанности); 2) в основе всех их лежит

один и тот же технологический алгоритм «Семь „О"»; 3) решение задач предусматривает осуществление перехода в интегральной структуре жизнедеятельности человека с одного качественного уровня на другой - более высокий уровень совершенства.

Необходимым условием успешного решения перечисленных педагогических задач является наличие коллектива, который становится главным инструментом, генерирующим ядром и гарантией устойчивости развития жизненного процесса человека. Поэтому решение задач (что предусмотрено технологическим алгоритмом) осуществляется в рамках гармонизированных процессов жизнедеятельности всех членов коллектива, обладающего нравственной социальной установкой, подкрепленной конкретными жизненными целями и условиями их потенциальной осуществимости, гарантируемыми, как правило, обществом

и государством. Характерной отличительной чертой (качественным отличием) такого коллектива является ответственность: а) за себя), б) за других, в) за весь коллектив. В условиях такого коллектива человек ощущает (чувствует) себя счастливым (этимологически «с-часть-е можно рассматривать как соответствующую часть единого; говорят, «счастье - когда тебя понимают»).

Для человека, входящего в новую сферу жизни, общественные условия потенциальной осуществимости конкретных сфер жизни в совокупности с гарантиями со стороны общества и государства на первоначальном этапе жизни превращаются в главные механизмы выживаемости, а в дальнейшем становятся механизмами (и критериями), определяющими границу (грань смены полюсов жизненной энергии) качества его жизни и уровень социальности.

Литература

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания -М.: Наука, 1977.

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х тт. Т.1. - М.: Педагогика, 1980.

3. Балл Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогиче-ский аспект. - М., 1990.

4. Барболин М. П. Социализация личности / Под ред. проф. В. Т. Пуляева. - СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2007.

5. Ленин В. И. Полн. собр. соч. - Т. 13. - С.219.

6. Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и ее психологические и биологические основания. - Новосибирск: Наука, 1984.

7. Шубина Н. Болонский процесс: эксперимент по организации индивидуально-ориентированного учебного процесса в системе зачетных единиц // Новые знания. - № 1. - 2006. - С.11-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.