УДК 796.431.22 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-11-92-98
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕХНИКИ ПРЫЖКА В ДЛИНУ С РАЗБЕГА
И.Д. Татаринов, И.Н. Мироненко
Представлены результаты педагогического наблюдения тренировочной и соревновательной деятельности, в ходе которого зафиксированы словесные выражения десяти тренеров высшей категории. Выявлены наиболее встречающиеся выражения и фразы, используемые тренером в момент визуальной оценки определенных технических элементов прыжка в длину с разбега. Получена педагогическая интерпретация техники прыжка в длину с разбега.
Ключевые слова: прыжок в длину, биомеханические параметры, педагогическая интерпретация, техническая подготовка.
PEDAGOGICAL INTERPRETATION OF LONG JUMP TECHNIQUE
Tatarinov I.D., post graduate student, tatari-nov.id@gtsolifk.ru, Russia, Moscow, Russian University of Sports «SCOLIPE», Mironenko I.N., candidate of pedagogical sciences, associate professor, imir0551@ mail.ru, Russia, Moscow, Russian University of Sport «SCOLIPE»
The results of pedagogical observation of training and competitive activities are presented, during which the expressions of ten coaches of the highest category were recorded. The most common expressions and phrases used by the coach at the time of visual assessment of certain technical elements of the running long jump have been identified. A pedagogical interpretation of the running long jump technique is obtained.
Key words: long jump, biomechanical parameters, pedagogical interpretation, technical training.
Татаринов Иван Дмитриевич, аспирант, tata-гшру.id@gtsolifk.ru, Россия, Москва, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК»,
Мироненко Игорь Николаевич, канд. пед. наук, доц., imir0551@mail.ru, Россия, Москва, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК»
В настоящее время на современном этапе профессионализации и развития спорта от тренера, спортсмена и ученого требуется поиск новых и более эффективных средств и методов повышения результативности. Это обусловливается тем, что в спорте высших достижений тренировочные нагрузки подошли к пределу адаптационных и восстановительных возможностей спортсменов [3]. Именно поэтому управление тренировочным процессом спортсменов высокой
квалификации всегда находится в поиске составляющих, способных повысить уровень их подготовленности.
Одними из таких составляющих являются контроль и оценка технической подготовленности спортсменов, которые позволяют определить эффективность применяемых средств и методов, скорректировать технику выполняемого двигательного действия [2].
Однако, несмотря на развитие информационных технологий, тренер в процессе тренировки не всегда может использовать инструментальную аппаратуру для оценки техники спортивного упражнения. При этом если имеется возможность ее использования, то получение результатов проис -
ходит отсроченно, а срочная оценка коррекции двигательного действия необходима именно сразу.
На сегодняшний день проведено большое количество исследований по горизонтальным прыжкам, предметом которых является биомеханическая структура техники прыжка в длину с разбега [4, 6, 7, 9]. Так, комплексные научные группы (КНГ) концентрируют свою работу на контроле специальной подготовленности спортсменов в виде точной количественной оценки, которая позволяет определить уровень развития всех сторон тренировочного процесса [3]. Это позволяет говорить о том, что биомеханическая составляющая техники прыжка в длину с разбега достаточно раз -работана.
С другой стороны, большинство специалистов оценивают прыжок в длину с разбега именно с педагогической точки зрения, описывая основное звено и детали техники субъективно, не в виде количественных значений, как это сделал бы биомеханик, а содержательно, оценивая двигательные действия, которые необходимо выполнить в том или ином техническом элементе [1, 2, 8].
Одним из органов чувств, с помощью которого тренер анализирует структуру техники прыжка в длину с разбега в процессе технической подготовки, является зрительный анализатор. В соответствии с этим тренер дает оценку техники визуально (субъективно) и словесно выражает ее в виде нечетких формулировок (например: нормально, длинно - очень длинно, быстрее - еще быстрее и т. д.), в отличие от специалистов КНГ, которые, в свою очередь, демонстрируют результаты биомеханического анализа в виде числовых значений кинематических и динамических харак -теристик (например, угол вылета, длина последнего бегового шага разбега, потери скорости разбега в отталкивании и т. д.). Следовательно, от того, насколько правильно тренер оценит спортивное упражнение, зависит постановка задачи на побуждающее действие для исправления двигатель -ной ошибки, что приведет к росту спортивного результата спортсмена. Именно поэтому умение оценивать движения визуально - один из ключевых факторов успешного овладения и совершенствования техники спор -тивного упражнения [5].
Анализ научно-методической литературы, собственный опыт и беседы с тренерами позволили выявить, что тренер оценивает технику прыжка в длину, как правило, с педагогической точки зрения. Если в учебно-методической литературе специалистами по горизонтальным прыжкам техника описывается содержательными действиями, как было сказано выше, то в процессе технической подготовки тренер оценивает технические элементы на основе визуального восприятия, педагогически их интерпретируя.
Именно поэтому актуальность исследования определяется отсутст -вием научно-методических работ по выявлению педагогической интерпре-
тации техники прыжка в длину с разбега в процессе технической подготовки, что в дальнейших исследованиях позволит улучшить умения тре -нера и спортсмена визуально оценивать соревновательное упражнение для повышения уровня технического мастерства спортсменов.
Цель исследования - определить педагогическую (тренерскую) интерпретацию техники прыжка в длину с разбега на основе визуальной оценки в технической подготовке спортсменов.
Задачи исследования:
1) проанализировать научно-методическую литературу по проблеме биомеханической и педагогической оценок техники прыжка в длину с разбега;
2) определить педагогическую интерпретацию техники прыжка в длину с разбега, используемую тренерами в процессе тренировочной и со -ревновательной деятельности.
Методика и организация исследования. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, логико-теоретические методы, анализ, обработка и обобщение полученных результатов.
Исследование включало проведение педагогического наблюдения в тренировочной и соревновательной деятельности, в ходе которого были зафиксированы словесные выражения 10 тренеров высшей категории по горизонтальным прыжкам.
Результаты исследования и их обсуждение. На основании полученных результатов были выявлены биомеханические параметры техники прыжка в длину с разбега, на которые тренер обращает внимание в про -цессе совершенствования технического мастерства спортсменов, и наибо -лее встречающиеся словесные выражения, которые тренер использует в процессе визуальной оценки определенных технических элементов.
Биомеханическими параметрами, на которые тренер обращает внимание в процессе совершенствования технического мастерства спортсме -нов высокой квалификации, являются длина последнего бегового шага разбега, угол вылета, угол наклона туловища в момент постановки ноги на отталкивание, потери скорости в отталкивании, снижение общего центра массы тела спортсмена (ОЦМТ) на предпоследнем беговом шаге разбега, угол в коленном суставе в момент наибольшей амортизации на бруске отталкивания.
В таблице представлены результаты педагогического наблюдения, которые позволили получить педагогическую оценку техники прыжка в длину с разбега на основе визуального восприятия тренером. Для более полного понимания педагогического тезауруса были вычленены основные оценочные фразы из выражений и в соответствии с содержанием и ключе -выми словами разделены на 4 группы. Повторяющиеся оценочные фразы в
таблицу не вносились. Такие оценочные выражения, как «хорошо», «нормально», «отлично» и т. д., отражающие оптимальное выполнение элемента, озвучивались редко, и внесение их в таблицу для общего анализа являлось недостоверным по причине малой выборки.
Педагогическая интерпретация техники прыжка в длину с разбега
Группы оценочных фраз
Первая Вторая Третья Четвертая
Длина последнего бегового шага разбега
«Очень короткий «Короткий шаг» «Длинновато» «Очень длинный
шаг» «Коротковато» «Длинно» шаг»
«Слишком «Маленький шаг» «Длинный шаг» «Самый длинный
коротко» шаг»
Угол вылета
«Очень низко «Низко толкнулся» «Высоковато «Очень высоко
толкнулся» «Низкий прыжок» сделал вход» вошел»
«Слишком низко «Низковато вошел» «Высоко «Сильно вверх
сделал вход» «Низко» вытолкнулся» толкнулся» «Слишком высоко толкнулся»
Угол наклона туловища в момент постановки ноги на отталкивание
«Отклонил плечи» «Слишком убрал
«Отклоняешь плечи назад»
туловище» «Сильно отклонился на бруске»
Потери скорости в отталкивании
«Потерял «Сильно
_ - скорость» «Остановился остановился» «Большая потеря
на планке» на бруске», «Сильно потерял»
Снижение ОЦМТ на предпоследнем шаге разбега
«Подсел» «Слишком подсел»
- - «Подседаешь» «Сильно подсел
«Сел на маховой» перед бруском»
Угол в коленном суставе в момент наибольшей амортизации на бруске отталкивания
«Сильно согнулось колено» «Согнул ногу» «Согнутое колено
«Очень согнулась на бруске»
нога»
Анализ обработанных словесных выражений тренеров, отражающих визуальную оценку техники, показал, что педагогический (тренерский) оценочный тезаурус имеет фразы, представленные в виде изменения степени сравнения. Например, в одном случае тренеры оценивают длину последнего бегового шага разбега как «короткий», «длинный», а в другом
- «очень короткий», «очень длинный». Отсюда возникает вопрос: насколько тренерская оценивающая система в виде изменения степени сравнения оценочных фраз связана с биомеханическими изменениями технических элементов?.
При группировке оценочных фраз и выражений было выявлено, что такие биомеханические параметры, как угол наклона туловища в момент постановки ноги на отталкивание, потери скорости в отталкивании, сни -жение ОЦМТ на предпоследнем шаге разбега и угол в коленном суставе в момент наибольшей амортизации на бруске отталкивания, визуально не оцениваются тренерами противоположными значениями. Скорее всего, это связано с тем, что тренеры при оценке фиксировали свое внимание на отклонение в технике прыжка в длину, а диаметрально противоположные положения звеньев тела или значения скоростных показателей были выполнены спортсменами без ошибок или же их оценка не имеет существенного смысла. Данный вопрос требует дополнительного изучения. Педа -гогическое наблюдение, беседы с тренерами и личный опыт показали, что тренер на основе представления рациональной техники и многолетнего опыта видит мельчайшие изменения в структуре выполнения спортивного упражнения.
Также было выявлено, что тренеры дают схожую оценку, но отличающуюся по содержанию. Однако ключевые слова, характеризующие оценку технического элемента, практически идентичны или, по крайней мере, синонимичны.
Заключение. Проведенное исследование позволило определить педагогическую интерпретацию техники прыжка в длину с разбега на ос -нове визуального восприятия тренером. Также было выявлено, что оценочные словесные выражения тренеров хоть и различаются по содержанию, однако их оценка схожа по ключевым словам, которые идентичны или синонимичны. В связи с тем, что нет ответа на вопрос: насколько тренерская оценивающая система в виде изменения степени сравнения оценочных фраз связана с биомеханическими изменениями технических элементов, данная проблема требует дальнейшего изучения.
Список литературы
1. Германов Г.Н., Никитушкин В.Г., Цуканова Е.Г. Методика обучения предмету «Физическая культура». Легкая атлетика: учеб. пособие для СПО. М.: Изд-во «Юрайт», 2023. 461 с.
2. Ковган П.И. Взаимосвязь двигательных установок и биомеханических параметров систем движений прыгунов в длину с разбега во время отталкивания // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 3. С. 16-23.
3. Махов С.Ю. Комплексный контроль в управлении тренировочным процессом // Наука-2020. 2020. № 6(42). С. 124-133.
4. Мироненко И.Н. Сальтология: основы прыжковых локомоций: учеб. пособие. Воронеж: Научная книга, 2019. 222 с.
5. Миронов Д.Л., Цыпленкова Е.С. Критерии визуальной оценки техники бега с максимальной скоростью у спортсменов-легкоатлетов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. Вып. 1. С. 154-160.
6. Оганджанов А.Л., Косихин В.П., Жигалов А.В. Комплексный контроль технической и физической подготовленности легкоатлетов -прыгунов с использованием видеоанализа и акселерометрии // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. Вып. 1. С. 182-189.
7. Оганджанов А.Л., Миронов Д.Л., Саламатов М.Б. Современная техника прыжка в длину и методика ее оценки // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. Вып. 3. С. 115-127.
8. Современные подходы к изучению техники прыжков в длину с разбега / С.А. Сорокин [и др.] // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2022. №2. С. 83-88.
9. Шалгин А.Н. Сравнительный биомеханический анализ техники прыжков в длину с разбега спортсменов различной квалификации // Современные спортивные технологии (актуальные вопросы подготовки спортивного резерва): сб. материалов VI Межрегионал. науч.-практ. конф. Йошкар-Ола: Изд-во УОР, 2018. С. 249-254.
References
1. Germanov G.N., Nikitushkin V.G., Cukanova E.G. Metodika obucheniya pred-metu «Fizicheskaya kul'tura». Legkaya atletika [Methods of teaching the subject "Physical Education". Athletics]: textbook. manual for SPO. M.: Publishing house "Urayt", 2023. 461 p.
2. Kovgan P.I. Vzaimosvyaz' dvigatel'nyh ustanovok i biomekhanicheskih parame-trov sistem dvizhenij prygunov v dlinu s razbega vo vremya ottalkivaniya [The relationship between propulsion systems and biomechanical parameters of the movement systems of long jumpers with a running start during take-off] // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo un-iversiteta [Bulletin of Bryansk State University]. 2015. No. 3. P. 16-23.
3. Mahov S.Yu. Kompleksnyj kontrol' v upravlenii trenirovochnym processom [Integrated control in the management of the training process] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2020. No. 6(42). P. 124-133.
4. Mironenko I.N. Sal'tologiya: osnovy pryzhkovyh lokomocij [Saltology: basics of jumping locomotion]: textbook. allowance. Voronezh: Scientific book, 2019. 222 p.
5. Mironov D.L., Cyplenkova E.S. Kriterii vizual'noj ocenki tekhniki bega s mak-simal'noj skorost'yu u sportsmenov-legkoatletov [Criteria for visual assessment of running technique at maximum speed among track and field athletes] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2014. Iss. 1. P. 154-160.
6. Ogandzhanov A.L., Kosihin V.P., Zhigalov A.V. Kompleksnyj kontrol' tekhni-cheskoj i fizicheskoj podgotovlennosti legkoatletov-prygunov s ispol'zovaniem videoanaliza i akselerometrii [Comprehensive monitoring of technical and physical fitness of track and field jumpers using video analysis and accelerometry] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. Iss. 1. P. 182-189.
7. Ogandzhanov A.L., Mironov D.L., Salamatov M.B. Sovremennaya tekhnika pryzhka v dlinu i metodika ee ocenki [Modern long jump technique and methodology for its evaluation] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. Iss. 3. P. 115-127.
8. Sovremennye podhody k izucheniyu tekhniki pryzhkov v dlinu s razbega [Modern approaches to studying the running long jump technique] / S.A. Sorokin [et al.] // Fizi-cheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical culture, sport - science and practice]. 2022. No. 2. P. 83-88.
9. Shalgin A.N. Sravnitel'nyj biomekhanicheskij analiz tekhniki pryzhkov v dlinu s razbega sportsmenov razlichnoj kvalifikacii [Comparative biomechanical analysis of the running long jump technique of athletes of various qualifications] // Modern sports technologies (topical issues of training sports reserve): collection. materials VI Interregional. scientific-practical conf. Yoshkar-Ola: UOR Publishing House, 2018. P. 249-254.