Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК КРИТЕРИЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК КРИТЕРИЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / педагогическая импровизация / профессиональная деятельность / учитель музыки / критерии готовности / урок музыки / creativity / pedagogical improvisation / professional activity / music teacher / readiness criteria / music lesson

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субботина Инна Витальевна, Сигова Вера Леонидовна

Статья содержит анализ проблемы педагогической импровизации как критерия готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности. Рассмотрены понятия «педагогическая импровизация», «творческая деятельность». Раскрыты содержание и виды педагогической импровизации, умения и условия готовности к творческой педагогической деятельности будущих педагогов. Проанализированы умения выпускника вуза к педагогической импровизации и его готовности к профессиональной практической деятельности. Выявлены виды деятельности с учащимися общеобразовательной школы на уроках музыки. Обоснованы специфические показатели готовности будущего учителя к педагогической импровизации. Разработаны педагогические операциональные действия будущего специалиста в области профессиональной деятельности. Определена сущность педагогической импровизации в профессиональной деятельности учителя. Приведены примеры нестандартных педагогических ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Субботина Инна Витальевна, Сигова Вера Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains an analysis of the problem of pedagogical improvisation as a criterion for the readiness of a future music teacher for professional activity. The concepts of “pedagogical improvisation” and “creative activity” are considered. The content and types of pedagogical improvisation, skills and conditions of readiness for creative pedagogical activity of future teachers are revealed. The university graduate's skills in pedagogical improvisation and his readiness for professional practical activities are analyzed. Types of activities with secondary school students during music lessons have been identified. Specific indicators of the future teacher's readiness for pedagogical improvisation are substantiated. Pedagogical operational actions of a future specialist in the field of professional activity have been developed. The essence of pedagogical improvisation in the professional activity of a teacher is determined. Examples of non-standard pedagogical situations are given.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК КРИТЕРИЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Субботина Инна Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат педагогических наук Сигова Вера Леонидовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК КРИТЕРИЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья содержит анализ проблемы педагогической импровизации как критерия готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности. Рассмотрены понятия «педагогическая импровизация», «творческая деятельность». Раскрыты содержание и виды педагогической импровизации, умения и условия готовности к творческой педагогической деятельности будущих педагогов. Проанализированы умения выпускника вуза к педагогической импровизации и его готовности к профессиональной практической деятельности. Выявлены виды деятельности с учащимися общеобразовательной школы на уроках музыки. Обоснованы специфические показатели готовности будущего учителя к педагогической импровизации. Разработаны педагогические операциональные действия будущего специалиста в области профессиональной деятельности. Определена сущность педагогической импровизации в профессиональной деятельности учителя. Приведены примеры нестандартных педагогических ситуаций.

Ключевые слова: творчество, педагогическая импровизация, профессиональная деятельность, учитель музыки, критерии готовности, урок музыки.

Annotation. The article contains an analysis of the problem of pedagogical improvisation as a criterion for the readiness of a future music teacher for professional activity. The concepts of "pedagogical improvisation" and "creative activity" are considered. The content and types of pedagogical improvisation, skills and conditions of readiness for creative pedagogical activity of future teachers are revealed. The university graduate's skills in pedagogical improvisation and his readiness for professional practical activities are analyzed. Types of activities with secondary school students during music lessons have been identified. Specific indicators of the future teacher's readiness for pedagogical improvisation are substantiated. Pedagogical operational actions of a future specialist in the field of professional activity have been developed. The essence of pedagogical improvisation in the professional activity of a teacher is determined. Examples of non-standard pedagogical situations are given.

Key words: creativity, pedagogical improvisation, professional activity, music teacher, readiness criteria, music lesson.

Введение. Актуальность данной темы исследования связана с подготовкой будущего учителя музыки, его готовности к педагогической импровизации в практической деятельности в школе. Культурно-образовательная среда вуза как самоорганизующаяся педагогическая система создается с целью формирования профессиональной компетентности будущего педагога и направленна не только на овладение знаниями, умениями и навыками, а также и на адаптацию к условиям будущей профессиональной деятельности. Исследователями В.И. Загвязинским, В.А. Кан-Каликом, А.В. Криворучко, В.Н. Харькиным, Т.Н. Щербаковой и др. проблема педагогической импровизации рассматривается как творческий процесс профессиональной деятельности педагога.

Целью нашего исследования является разработка педагогических действий по овладению будущим учителем музыки педагогической импровизацией в практической профессиональной деятельности. Задачи исследования: раскрыть понятия «педагогическая импровизация», «творческая деятельность», рассмотреть виды педагогической импровизации и готовность педагога к ситуативным действиям.

Музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки отличается многообразием видов деятельности: слушательской, исполнительской, художественно-творческим моделированием отдельных элементов музыкального материала, которые должны быть подчинены основной теме урока. В связи с этим большую роль в процессе деятельности на уроке играет чувственное восприятие. По мнению Я.А. Коменского, - что «всему надо учить, опираясь только на чувства и разум» [4, С. 322]. Особенно важную роль в музыкально-педагогической деятельности играют эмоциональные реакции детей, их эмоциональная отзывчивость на музыку. Так психолог Л.С. Выготский, анализируя процесс обучения и воспитания школьников отмечал, что «Ни одна форма поведения не является столь крепкой как связанная с эмоцией...» [1, С. 12].

Изложение основного материала статьи. В музыкально-педагогической литературе импровизация определяется как особый вид художественного творчества, который осуществляется непосредственно во время исполнения. В нашей теме исследования импровизация как творческий процесс играет важную роль в профессиональном становлении будущего педагога, т.к. она способствует возможности наиболее эффективно раскрыть его личностные качества для решения педагогических задач в учебной деятельности. По мнению А.Н. Леонтьева, личностные качества педагога играют значительную роль в педагогической деятельности, имеют личностно-смысловое отношение к мотивационной готовности решения учебных задач [6]. Педагогическая импровизация, также большое значение играет и в развитии творческого мышления, гибкости ассоциативного мышления и других качеств личности будущего учителя музыки [5, 12].

В психолого-педагогической литературе педагогическому творчеству уделяется большое внимание, т.к. любая ситуация на уроке требует немедленного анализа и действия, следовательно, необходима импровизационная, готовность учителя к выбору адекватного способа в решении проблемы. В.А. Кан-Калик подчеркивал, что педагогическая деятельность по сути является творческой, она обусловлена выстраиванием обратной связи с аудиторией, а для этого требуется умение управлять своими психическими состояниями [3].

В музыкальной энциклопедии понятие «импровизация», от лат. improvisus - неожиданный, внезапный. Следовательно, раскрывая понятие «импровизации» как творческой деятельности главным ее признаком является внезапность возникновения, способствующая интуитивной экспрессивности художественного воплощения, смыслового постижения исполнителем жанровой особенности того или иного произведения.

Музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки, как правило, связана с импровизационной готовностью к выполнению определенных действий на занятиях с обучающимися в плане варьирования содержания материала. Исходя из этого, музыкальная деятельность с учащимися на уроке музыки начинается с готовности учителя к ситуативным действиям:

- анализ неожиданной ситуации, сложившейся на занятии, связанный с эмоциональной ее оценкой готовности класса к исполнительской деятельности;

- выбор варианта решения педагогической проблемы в отношении типа восприятия музыки;

- сотрудничество с аудиторией в реализации творческого замысла автора произведения и выхода на постижение художественного образа;

- рефлексивная оценка результата эффективности выбранного способа действий в решении педагогической задачи.

Принятие решений на уроке без предварительной подготовки, действие в ситуациях, не предусмотренных заранее

планом урока - это то, что определяет потребность учителя музыки в готовности к импровизации. В свою очередь, процесс творческого развития учащихся средствами музыкального искусства возможен только при готовности учителя к педагогическим действиям [9].

Для этого необходимо определиться с принципами, на которых выстраивается поэтапность действий в решении задач в рамках готовности к педагогической импровизации:

- профессионально-педагогический, который заключается в профессиональной компетентности педагога (специальные знания, умения, культура и эрудиция);

- индивидуально-личностный, связанный с личностными качествами педагога, способствующих принятию педагогически целесообразных решений;

- художественно-творческий, определяющий увлеченность педагога содержанием и ходом процесса обучения и воспитания школьников посредством музыки.

В контексте педагогической деятельности учителя, В.А. Сластенин отмечает следующие этапы решения педагогических задач:

- диагностика педагогической ситуации и прогнозирование результата;

- конструирование учебно-воспитательного процесса и его корректировка;

- оценка результатов и определение новых педагогических задач [10].

Для проектирования учителем учебно-воспитательной деятельности на уроке музыки и его корректировки в процессе общения, необходимо определиться с видами педагогической импровизации:

- содержательно-художественный - быстрое ориентирование в педагогической ситуации, готовность изменить, варьировать подачу материала, прибегая к музыкально-образным представлениям при помощи других искусств (живописи, поэзии, литературы), что заставляет обучающихся переживать и понимать музыку как некое художественно-образное содержание;

- коммуникативно-диалоговый - процесс изучения музыкального материала зависит не только от темы урока, а также и от овладения ситуацией восприятия детьми музыкального произведения, условий оснащенности учебной аудитории, психологического климата педагогического процесса, умения педагога создать проблемную ситуацию и выстроить диалоговое общение;

- методический - использование разных методов и приемов, развивающих полимодальные музыкально-образные представления, т.е. при одновременном сочетании восприятия звуковысотных, ритмических свойств музыки с мультипликацией, картинами, рисунками и пр.; подбор музыкального материала с учетом видов музыкальной деятельности учащихся на уроке (слушательской, исполнительской), сравнительных образных характеристик разных видов искусства, знакомство с их выразительными средствами, основанных на ассоциативном синтезе - тождества и контраста, помогающих понять музыкально-художественный образ изучаемого произведения.

Н.В. Морозова отмечает, что в образной сфере учителя и учащихся преобладают различные представления определенной сенсорной модальности (зрительные, слуховые и кинестетические), соответственно, мы приходим к выводу, что формирование музыкально-образных представлений будет протекать наиболее успешно лишь на основе синтеза искусств, «служащие источником музыкально-личностных смыслов» [8, С. 122].

Таким образом, педагогическая импровизация является объективной составляющей учебно-воспитательного процесса, которая выступает средством интуитивного поиска оперативного разрешения противоречий между его стереотипными и неожиданными элементами в непосредственном общении преподавателя и обучающихся.

В этой связи, мы пришли к необходимости разработки педагогических операциональных действий, способствующих выработке у студентов умений для овладения готовностью к педагогической импровизации в практической профессиональной деятельности. В их основе - моделирование нестандартных педагогических ситуаций на занятиях по дисциплинам: музыкально-инструментальное исполнительство, концертмейстерский класс, хоровое дирижирование, сольное пение [7].

Примеры педагогических ситуаций:

- на занятиях в классе концертмейстерского мастерства предложить студенту за относительно небольшой промежуток времени транспонировать нотный текст школьной песни, в тональность удобную для пения младших школьников, подростков (в их роли могут выступать однокурсники, студенты исполнительского класса или сам педагог);

- дать задание найти для школьной песни оптимальную тональность, соответствующую диапазону конкретного ученика или хорового ансамбля;

- по просьбе школьников, подобрать по слуху предложенную ими мелодию и несложный аккомпанемент к ней;

- на занятиях в классе музыкально-инструментального исполнительства предложить студенту прочитать с листа две или три небольшие пьесы разных авторов, написанные в одном из танцевальных жанров. Например: И.С. Бах Менуэт d-moll из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах», И. Гайдн Менуэт G-dur; М. Глинка Полька a-moll, Д. Кабалевский Полька C-dur;

- посредством грамотного первого прочтения авторского текста, максимально приближенного к оригиналу, заострить внимание учеников на разном характере музыкальных произведений одного жанра;

- без предварительной подготовки рассказать о художественно-образном содержании прослушанных пьес;

- на занятиях в классе хорового дирижирования дать сравнительную характеристику художественного образа произведениям, сочиненным разными композиторами на один стихотворный текст, и найти в чем заключается отличие в средствах музыкальной выразительности созданных хоровых произведений: жанровая стилистика, музыкальная форма, фактура, ритм, размер, тональность, мелодическая линия и пр. Например, на стихотворение М. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко» создано несколько хоровых произведений: А. Даргомыжский «На севере диком...» для мужского хора а cappella, С. Танеев «Сосна» для смешанного хора а cappella и С. Рахманинов «Сосна» для женского хора с сопровождением;

- на занятиях в классе сольного пения в процессе восприятия исполненной песни суметь сразу по вокальному слуху определиться с характером тембрального звучания мелодии, характерной содержанию музыкально-художественного образа произведения.

Приведенные примеры педагогических ситуаций будут способствовать выработке у будущих педагогов-музыкантов умений, способствующих овладению основами педагогической импровизации (табл.1).

Таблица 1

Умения, необходимые будущему педагогу-музыканту для овладения готовностью к педагогической импровизации в практической профессиональной деятельности

Умения Содержание

Личностно-значимые Интерес и желание осуществлять ситуативный выбор в нестандартных педагогических ситуациях; видение проблемы с учетом сиюминутной ситуации на уроке; легкость продуцирования разнообразных ассоциаций, подвижность мыслительных процессов.

Музыкально-исполнительские Музыкально-теоретический анализ (слуховой, мелодико-интонационный, гармонический, жанровый, стилистический); создание исполнительской гипотезы на эмоциональном уровне (интерпретация - предварительное прочтение произведения; звуковое, интонационно-смысловое представление художественного образа); грамотное жанрово-стилистическое звуковое воплощение музыкального произведения; артистизм, импровизационность в подаче музыкального материала.

Организационные Самоконтроль эмоционального состояния в ходе педагогической импровизации; умение дать верную оценку эмоционального состояния класса; умение органично сочетать импровизацию с запланированными действиями; проявление волевых качеств, направленных на достижение профессионального результата.

Операционально-творческие Необходимость владения базовыми психолого-педагогическими знаниями; критичность мышления и готовность вести дискуссию; вариативность в управлении способами музыкально-художественной деятельностью на уроке музыки; подготовка к художественно-образному переключению в процессе музыкально-исполнительской деятельности; оперативность принятия решений во время педагогической импровизации.

Рефлексивные Проявление гибкости в оценке результатов педагогической импровизации; коррекция собственных профессиональных действий в ходе педагогической импровизации; умение адаптировать традиционные методы и приемы к возникающим на уроке нестандартным ситуациям.

Выводы. Реализация вышеизложенных педагогических операциональных действий представляется возможным в условиях предметно-развивающей среды вуза, которая обеспечивает разноплановую продуктивную деятельность студентов для овладения импровизационной готовностью к профессиональной деятельности. Сущность импровизационной готовности будущего учителя-музыки заключается: в умении устанавливать контакт с классом, выработке навыка педагогического общения, умение эмоционально и выразительно доносить содержание музыкального материала до школьников; умение анализировать методический материал варьируя и корректируя его содержание, посредством педагогической импровизации [2]. Деятельность учителя музыки на уроке универсальна, т. к. требует сочетания разных ее видов: исполнительской и коммуникативно-диалоговой, дирижерской и вокально-хоровой, аккомпаниаторской и лекторской. Таким образом, педагогическая импровизация охватывает всю музыкально-педагогическую деятельность учителя музыки и является составной частью его профессионального мастерства.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: Союз, 1997. -220 с.

2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2005. - 208 с.

3. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. - Москва: Педагогика, 1990.- 140 с.

4. Коменский, Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. - Москва: Педагогика, 1982. - Т.1. -426 с.

5. Криворучко, A.B. Педагогическая импровизация как технология обучения / A.B. Криворучко // Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях. - Донецк: Истоки, 2018. - С. 100-108

6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - Москва: Политиздат, 1977. - 304 с.

7. Методика преподавания музыкальных дисциплин в учреждениях дополнительного образования: учебное пособие / В.Л. Сигова, И.В. Субботина; Министерство науки и высшего образования РФ, Вологодский государственный университет. - Вологда: ВоГУ, 2023. - 94 е.: ил.

8. Морозова, Н.В. Полимодальные музыкально-образные представления учителя музыки / Н.В. Морозова // Материалы VIII международной научно-практической конференции. - Москва: Репроцентр, 2004. - С. 120-124

9. Назаров, А.Ф. Формирование основ педагогической импровизации в процессе профессиональной подготовки учителя музыки: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.02 / Назаров Александр Федорович. - Москва, 1984. - 170 с.

10. Сластенин, В.А. Современные подходы к подготовке учителя / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2000. - № 1. - С. 44-51

11. Харькин, В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика / В.Н. Харькин. - Москва: NB: Магистр, 1992.- 159 с.

12. Щербакова, Т.Н. Импровизация как компонент творчества современного педагога / Т.Н. Щербакова. - Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014г.). - Т.О. -Москва: Буки-Веди, 2014. - С. 13-16. - URL: https://moluch/ru/conf/ ped/ archive/100/5010/ (дата обращения: 15.10.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.