Научная статья на тему 'Педагогическая и музейная деятельность художницы О.Л. Делла-Вос-Кардовской'

Педагогическая и музейная деятельность художницы О.Л. Делла-Вос-Кардовской Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
137
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Ольга Делла-Вос-Кардовская / художественное образование / студия Е.Е. Шрейдера / мастерская И.Е. Репина / Императорская академия художеств / Переславский музей-заповедник / М.И. Смирнов / К.И. Иванов / Olga Della-Vos-Kardovskaya / art education / artistic life / Egor Schreider / Repin's workshop the / Imperial Academy of Arts / Pereslavl-Zalessky / Pereslavl-Zalessky Museum-Reserve / Mikhail Smirnov / Konstantin Ivanov

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Манучарова Дарья Александровна

Статья посвящена малоисследованным, но очень важным сторонам деятельности художницы Ольги Людвиговны Делла-Вос-Кардовской — ее педагогической практике и периоду сотрудничества с Переславским музеем. В центре внимания находится ее преподавательская работа в собственной школе-студии в Царском Селе в 1910–1917 годы и в различных учебных заведениях Переславля-Залесского в 1918–1920-е. В настоящей публикации проанализированы все этапы обучения художницы живописи и рисунку, повлиявшие на сложение ее собственных педагогических принципов: занятия в студии Е.Е. Шрейдера в Харькове, затем в Императорской Академии художеств, где она работала в мастерской И.Е. Репина, и пребывание в среде школы А. Ажбе в Мюнхене, в которой фактически завершилось формирование творческой манеры Делла-Вос-Кардовской. Просветительская деятельность Делла-ВосКардовской рассматривается в контексте культурной жизни Переславля-Залесского первых десятилетий XX века. Выбранный подход позволяет выявить специфику отношения мастера к преподаванию, определить ее роль в изменении художественной ситуации в городе, а также (и это особенно существенно) показать, что ее случай типичен для раннесоветской эпохи, когда мастера´ изобразительного искусства, чье профессиональное становление пришлось на дореволюционное время, включались в процесс создания музеев и учебных заведений в различных провинциальных центрах. В целях всестороннего изучения темы было привлечено множество неопубликованных архивных документов и материалов периодики, воспоминания учеников художницы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARTIST’S OLGA DELLA-VOS-KARDOVSKAYA PEDAGOGICAL AND MUSEUM ACTIVITY

The article is devoted to little-studied, but very important aspects of the activity of the artist Olga Della-Vos-Kardovskaya connected with her pedagogical practice and the period of her cooperation with the Pereslavl Museum. The author focuses on her teaching work in her own school-studio in Tsarskoe Selo in 1910–1917 and in various educational institutions of Pereslavl-Zalessky in 1918–1920. This paper analyzes the artist's stages of learning painting and drawing, which influenced the formation of her own pedagogical principles: classes in the studio of Egor Schreider in Kharkov, then at the Imperial Academy of Arts, where she worked in the workshop of Ilya Repin, and staying in the environment of the Anton Ažbe school in Munich, in which the formation of the creative manner of Della-Vos-Kardovskaya was actually completed. The educational activity of Della-Vos-Kardovskaya is considered in the context of the cultural life of Pereslavl-Zalessky in the first decades of the 20th century. The chosen approach allows us to identify the specifics of the master's attitude to teaching, to determine her role in changing the artistic situation in the city and most importantly, to show that her case is typical of the early Soviet era. Like other masters of fine arts, whose professional development took place in pre-revolutionary times, she was enrolled in the process of creating museums and educational institutions in the provincial town. In order to comprehensively study the topic there were involved a lot of unpublished archival documents and periodicals, memoirs of the artist's students.

Текст научной работы на тему «Педагогическая и музейная деятельность художницы О.Л. Делла-Вос-Кардовской»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

Ценности и смыслы. 2023. № 5 (87). С. 95-116 Values and Meanings. 2023. No.5 (87). P. 95-116 (In Rus) УДК 7.071.1

https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-5-95-116

Педагогическая и музейная деятельность художницы О. Л. Делла-Вос-Кардовской

Манучарова Дарья Александровна

Аспирант Государственного института искусствознания, научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Государственной Третьяковской галереи, г. Москва, Россия E-mail: ManucharovaDA@tretyakov.ru

Д. А. Манучарова

Аннотация. Статья посвящена малоисследованным, но очень важным сторонам деятельности художницы Ольги Людвиговны Делла-Вос-Кардовской — ее педагогической практике и периоду сотрудничества с Переславским музеем. В центре внимания находится ее преподавательская работа в собственной школе-студии в Царском Селе в 1910-1917 годы и в различных учебных заведениях Переславля-Залесского в 1918-1920-е. В настоящей публикации проанализированы все этапы обучения художницы живописи и рисунку, повлиявшие на сложение ее собственных педагогических принципов: занятия в студии Е. Е. Шрейдера в Харькове, затем в Императорской Академии художеств, где она работала в мастерской И. Е. Репина, и пребывание в среде школы А. Ажбе в Мюнхене, в которой фактически завершилось формирование творческой манеры Делла-Вос-Кардовской.

Просветительская деятельность Делла-Вос-Кардовской рассматривается в контексте культурной жизни Переславля-Залесского первых десятилетий XX века. Выбранный подход позволяет выявить специфику отношения мастера к преподаванию, определить ее роль в изменении художественной ситуации в городе, а также (и это особенно существенно) показать, что ее случай типичен для раннесоветской эпохи, когда мастера изобразительного искусства, чье профессиональное становление пришлось на дореволюционное время, включались в процесс создания музеев и учебных заведений в различных провинциальных центрах.

© Манучарова Д. А., 2023

В целях всестороннего изучения темы было привлечено множество неопубликованных архивных документов и материалов периодики, воспоминания учеников художницы.

Ключевые слова: Ольга Делла-Вос-Кардовская, художественное образование, студия Е. Е. Шрейдера, мастерская И. Е. Репина, Императорская академия художеств, Переславский музей-заповедник, М. И. Смирнов, К. И. Иванов.

Для цитирования: Манучарова Д. А. Педагогическая и музейная деятельность художницы О. Л. Делла-Вос-Кардовской // Ценности и смыслы. 2023. № 5 (87). С. 95-116.

THE ARTIST'S OLGA DELLA-VOS-KARDOVSKAYA PEDAGOGICAL AND MUSEUM ACTIVITY

Daria А. Manucharova

Graduate student, State Institute for Art Studies, Researcher, State Tretyakov Gallery, Moscow, Russia

E-mail: ManucharovaDA@tretyakov.ru

Abstract. The article is devoted to little-studied, but very important aspects of the activity of the artist Olga Della-Vos-Kardovskaya connected with her pedagogical practice and the period of her cooperation with the Pereslavl Museum. The author focuses on her teaching work in her own school-studio in Tsarskoe Selo in 1910-1917 and in various educational institutions of Pereslavl-Zalessky in 1918-1920. This paper analyzes the artist's stages of learning painting and drawing, which influenced the formation of her own pedagogical principles: classes in the studio of Egor Schreider in Kharkov, then at the Imperial Academy of Arts, where she worked in the workshop of Ilya Repin, and staying in the environment of the Anton Azbe school in Munich, in which the formation of the creative manner of Della-Vos-Kardovskaya was actually completed.

The educational activity of Della-Vos-Kardovskaya is considered in the context of the cultural life of Pereslavl-Zalessky in the first decades of the 20th century. The chosen approach allows us to identify the specifics of the master's attitude to teaching, to determine her role in changing the artistic situation in the city and most importantly, to show that her case is typical of the early Soviet era. Like other masters of fine arts, whose professional development took place in pre-revolutionary times, she was enrolled in the process of creating museums and educational institutions in the provincial town.

In order to comprehensively study the topic there were involved a lot of unpublished archival documents and periodicals, memoirs of the artist's students.

Keywords: Olga Della-Vos-Kardovskaya, art education, artistic life, Egor Schreider, Repin's workshop the, Imperial Academy of Arts, Pereslavl-Zalessky, Pereslavl-Zalessky Museum-Reserve, Mikhail Smirnov, Konstantin Ivanov.

For citation: Manucharova D. A. The Artists Olga Della-Vos-Kardovskaya Pedagogical and Museum Activity // Values and Meanings. 2023. No.5 (87). P.95-116 (In Rus).

В современной науке предметом исследования все чаще становится художественная жизнь провинции, деятельность видных участников новых культурных процессов, происходивших в первые пореволюцион-

ные десятилетия вне столиц. Нередко важная роль в просветительских инициативах здесь принадлежала художникам, получившим образование в лучших столичных или мировых учебных заведениях, а затем по своему желанию или по воле внешних обстоятельств оказавшимся на периферии, в небольших городах, где они активно включались в местную культурную жизнь. Силами таких подвижников в стране практически с нуля возникла целая сеть музеев и художественных школ. Подобная ситуация типична для раннего советского времени, когда во многих регионах были организованы музеи, кружки ИЗО, любительские театральные студии и т.п.

Не стал исключением древний город Переславль-Залесский. На художественной карте новой страны он стал заметной точкой во многом благодаря работе супругов Кардовских. И если Дмитрий Николаевич Кардовский известен как график, иллюстратор, выдающийся педагог, воспитавший в стенах учебных заведений обеих столиц многих мастеров русского и советского искусства, то просветительская работа его жены до сих пор остается мало изученной. Тем не менее, на протяжении почти сорока лет Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская вела преподавательскую деятельность в школах небольших городов: до Октябрьской революции — в Царском Селе, а после — в Переславле-Залесском, куда семья переехала в 1918 году.

Оба Кардовских, помимо педагогической работы, вместе с первым директором Переславского музея М. И. Смирновым помогали создавать это учреждение: спасали ценности из окрестных усадеб и монастырей, просили знакомых художников передать свои произведения, договаривались о получении работ из крупнейших государственных собраний, дарили свои картины. И хотя может сложиться впечатление, что супруги были неразлучны во время этой работы, все же деятельность каждого из них на музейном поприще была самостоятельна.

В настоящей статье мы попытаемся определить роль Делла-Вос-Кардовской в культурной жизни Переславля-Залесского 1918-1940-х годов. Для этого необходимо поэтапно реконструировать педагогическую биографию мастера, изучить ее в контексте художественной жизни города и проследить, каким образом педагогическая и музейная работа Делла-Вос-Кардовской, носительницы дореволюционной культуры, повлияла на изменение художественной ситуации в Переславле-Залесском в советское время.

Прежде чем исследовать указанные направления деятельности художницы, нужно рассмотреть этапы ее собственного обучения живописи и рисунку, а также разобраться в ранних опытах Делла-Вос-Кардовской преподавания этих дисциплин. Первые серьезные уроки рисования и живописи она получила в Харькове в школе Е. Е. Шрейдера, куда поступила в 1891 году в возрасте 14 лет. Позже художница будет тепло вспоминать время обучения в этой студии, а Шрейдера — как того педагога, которому обязана своим профессиональным развитием больше, чему кому-либо. В автобиографии Делла-Вос-Кардовской подробно описан период ее занятий в Харькове, и эти материалы служат важным дополнением к тем немногочисленным данным, которые имеются о студии на сегодняшний день.

Шрейдер был вольноприходящим учеником Академии художеств, получил звание классного художника 3-й степени по пейзажной живописи, а потом продолжил обучение в Мюнхене и Париже [21, с. 7]. В 1875 году он открыл студию в Харькове [15, с. 110], так что ко времени поступления художницы был уже опытным педагогом. Делла-Вос-Кардовская вспоминала, что переезд ее семьи в тот же город совпал с возвращением преподавателя из Парижа (Комментарий 1). Э. Ф. Голлербах писал, что Шрейдер особенно ценил творчество К. Коро и рассказывал об этом мастере своим ученикам, обращал их внимание на творчество художников барбизонской школы и импрессионистов, а передвижников «резко порицал» [4, с. 67]. При этом Делла-Вос-Кардовская отмечала, что ее учитель возлагал большие надежды на приход в Академию И. Е. Репина в качестве педагога, и именно Шрейдер уговаривал родителей художницы после удачного выполнения ею эскиза отправить дочь учиться в Санкт-Петербург. В свою очередь Репин, по словам Делла-Вос-Кардовской, считал харьковского пейзажиста талантливым мастером.

Помимо студии Шрейдера, начальное художественное образование в Харькове в то время можно было получить в частной школе М. Д. Раевской-Ивановой, открывшейся в 1869 году. В 1889-м году художники города, в том числе Шрейдер и упомянутая Раевская-Иванова, основали Харьковское общество любителей изящных искусств, которое, впрочем, просуществовало не дольше года [17, с. 14]. Главными же событиями художественной жизни города, как и в ряде других провинциальных городов Российской империи, с 1870-х по 1900 годы были выставки передвижников, регулярно проходившие в Харькове. На них

было воспитано поколение мастеров, ставших впоследствии заметными участниками художественного процесса не только города, но и страны: Д. Д. Бур люк, Э. А. Штейнберг и др.

Шрейдер воспитал талантливых художников и педагогов Г. С. Верейского и К. Н. Истомина, учившихся у него уже после того, как Делла-Вос-Кардовская покинула студию. В этом заведении учились люди разного возраста, среди которых наша героиня в свое время была младшей, но быстро делала успехи, так что, по ее словам, во время болезни учителя он только ей доверял корректировку рисунков других учеников. Она характеризовала Шрейдера следующим образом: «как преподаватель это был исключительно преданный искусству человек, с художественным темпераментом, чуткость изумительная и поразительная интуиция. Он был пейзажистом, но знал отлично всю анатомию, и мы рисовали очень часто череп. Что было ценно в его преподавании это то, что он умело направлял своих учеников к самостоятельным исканиям и прививал нам упорство в процессе работы и беззаветную преданность к искусству. Я отмечаю это потому, что в дальнейшей моей художественной жизни я всегда придерживалась этих основных устоев» (Комментарий 2).

В 1894 году она была принята в Академию, единственная из 25 абитуриенток женского пола. Художница описывала, что во время вступительного испытания выпускники, с нескрываемыми насмешками указывали на нее: «смотрите, эта девчонка думает, что ее возьмут...» (Комментарий 2). К тому времени прошло всего несколько лет с тех пор, как женщины наравне с мужчинами были допущены к поступлению в Академию. Важная роль в их художественном воспитании принадлежала Репину, у которого учились поступившие в разные годы Е. М. Мартынова (с которой была дружна Делла-Вос-Кардовская), А. П. Остроумова-Лебедева, Е. Н. Званцева, Е. А. Киселёва и т.д. Сведений о том, кто поступал одновременно с Делла-Вос-Кардовской, немного. В ее автобиографии можно найти лишь упоминание «группы старух», среди которых одна была с больной ногой. Вступительный рисунок, что характерно, Делла-Вос-Кардовская выполняла углем, который Шрейдер выписывал из Парижа. Репин, по ее словам, остался доволен результатом, и был обрадован тем фактом, что первоначальные художественные навыки она получила в его родных краях, к тому же у Шрейдера, с которым он встречался в Париже.

После поступления Делла-Вос-Кардовская «три года проходила научные предметы», из них год изучала перспективу, два — анатомию и три —

историю искусств. Она попала в классы К. В. Лебедева, В. Е. Савинского, И. И. Творожникова и считала, что «вся система сменяющихся руководителей была... неудачной, т.к. у каждого была своя установка, своя манера, которую он навязывал. и убивал индивидуальность ученика.» (Комментарий 3). Особенно трудно ей давались занятия у Савинского: «он не мог примириться с рисованием тоном, а требовал штриховую систему, а я рисовала только углем, сангиной и пастелью»,— вспоминала художница (Комментарий 3).

Любопытно, что Савинский, с которым Делла-Вос-Кардовская не нашла общего языка в годы своего пребывания в Академии, был единственным художником, прошедшим полный курс П.П. Чистякова [1, с. 88]. В связи с этим можно отметить разницу подходов, которая существовала в практике самих супругов Кардовских. Несмотря на недовольство Савинского, уголь для художницы на всю жизнь остался излюбленным материалом и в собственном творчестве, и в преподавательской работе. В то же время Кардовский, учившийся у Чистякова и почитавший его, в обучении был сторонником карандашного рисунка и штриховки.

Делла-Вос-Кардовская была убеждена, что для ее профессионального становления больше, чем руководство педагогов, дала «непрестанная упорная работа, затем возможность видеть образцы изобразительного искусства в Эрмитаже, в музеях, в ряде выставок, таких как Сурикова, Репина, Эдельфельда.Большое влияние имело еще и окружение. В те годы кончали Сомов, Малявин, Мясоедов, учился еще Кустодиев и другие» (Комментарий 3).

Осенью 1898 года ее перевели в мастерскую Репина после успешного выполнения натурного живописного этюда, свою работу над которым она описывала так: «.натурщик был поставлен в большой комнате, освещенной верхним светом, т.е. потолок был весь стеклянный и был солнечный день. Благодаря этому голова натурщика горела самыми разнообразными цветами, бокового света не было и весь торс был в теплых тонах. С двух сторон моего мольберта поставили свои мольберты копиисты и образовался коридор. Я написала этого натурщика с большим подъемом и клала почти чистые краски, синие, с лиловыми рефлексами. Словом — голова горела, торс прописан в желтоватых мягких тонах.. .Работая, я вдруг слышу. голос. Репина. Он с некоторым неудовольствием спрашивает меня "Делла-Вос, откуда Вы взяли эти краски.?". ..Я... робко показываю кистью направление, где виден

натурщик и смущенно говорю: "я вижу эти краски там на натурщике". Илья Ефимович только тогда увидел натурщика, которого можно было увидеть только в небольшом пролете между мольбертами. Он развел руками и воскликнул: "да, да, верно, хорошо, пишите, пишите дальше"...» (Комментарий 4). Из приведенного эпизода следует, что смелость работы с цветом, которой будут отмечены ее работы последующих десятилетий, была свойственна художнице уже во время обучения в Академии.

«Перевод в мастерскую,— продолжала повествование Делла-Вос-Кардовская,— дал мне резко почувствовать то знакомое ощущение, какое я испытывала когда-то в студии Шрейдера, где не было никаких категорий, только одно громадное желание работать и работать.» (Комментарий 4). Умение мягко направлять начинающих художников, не «ломая» их индивидуальности,— общая черта преподавания Шрейдера и Репина, кстати, родившихся в один год. В мастерской последнего художнице довелось учиться не дольше полугода, до ее свадьбы с Кардовским 25 апреля 1899 года, о чем она с сожалением вспоминала: «весь мой успех, увы, сразу оборвался, т.к. приехал Дм. Ник. Кардовский из Мюнхена с тем, чтобы уговорить меня бросить Академию и весной состоялась бы наша свадьба.. .В 1900 г. мы поселились в Мюнхене, и через год моя тоска по России и желание Дм. Ник. писать программную работу для получения звания, заставляют нас вернуться в Петербург» (Комментарий 5).

Делла-Вос-Кардовская рассказывала, что последней вещью, над которой она работала в Академии, был этюд с изображением старика натурщика. Вероятно, именно это произведение сегодня находится в Научно-исследовательском музее при Академии художеств. На его лицевой стороне начертано «II», то есть, за эту неоконченную работу автор получила высокую оценку — 2-ю категорию.

В Мюнхене в 1900 году у Кардовских родилась дочь Екатерина, чьим крестным отцом стал В. В. Кандинский. Там художница почти не работала, но на сложение ее индивидуальной манеры повлияло посещение европейских музеев и выставок, а главное — общение с кругом учеников школы А. Ажбе, в который, помимо ее мужа, входили И. Э. Грабарь, М. В. Верёвкина, А. Г. Явленский и упомянутый Кандинский. Сама Делла-Вос-Кардовская не брала уроков у знаменитого словенца, но, безусловно, через мужа и его соучеников была в курсе существовавших там принципов преподавания. В основе педагогической системы Ажбе лежало тщательное штудирование натуры, работа большими, обобщенными

линиями, после которой следовало переходить к деталям. Затем так называемый принцип шара, то есть светотеневого построения формы в пространстве, и, наконец, использование в живописи чистых, не смешанных на палитре красок — кристаллизация цвета [1, с. 44-49]. Эти «законы» позже будут применены в практике Делла-Вос-Кардовской.

Ее собственная педагогическая карьера началась только через 10 лет после возвращения из Мюнхена, когда семья переехала в Царское Село из-за необходимости перемены климата для здоровья дочери [13, с. 50]. При этом сведений о преподавательской работе Делла-Вос-Кардовской этого периода сохранилось немного. Реконструировать хотя бы отчасти царскосельский период ее деятельности возможно благодаря материалам автобиографий художницы и дневников ее дочери, которая, к слову, была ее ученицей и в Царском Селе, и в Переславле-Залесском.

По собственному признанию, художница основала школу в Царском Селе в качестве оправдания для мужа в том, что ей была необходима своя мастерская (Комментарий 5). В одной комнате она рассчитывала преподавать, в другой работать над собственными произведениями, а расходы за аренду покрывала бы плата за уроки: 15 рублей в месяц с каждого ученика. Кардовский не одобрял эту идею, но уговоры родственников убедили его в необходимости предприятия, и вскоре оно было воплощено. Художник даже выполнил эскиз шрифтового объявления о наборе в воскресные классы живописи в школе жены (Комментарий 6). Занятия проходили по адресу: Царское Село, Конюшенная, 33, то есть в доме М. Ф. Белозёровой, где снимали квартиры семьи Кардовских и Гумилевых. И художница, и ее дочь вспоминали, что буквально через два дня после появления объявления класс был сформирован, и уже после начала занятий студенты просили принять их. Стоит отметить, что в Царском Селе в то время существовало множество учебных заведений разных направлений и уровней подготовки, в которых рисование было обязательным предметом, а отдельной художественной школы или студии, вероятно, до тех пор не было.

В ряде изданий указывается период существования школы-студии с 1903 по 1908 [6, с. 126; 7, с. 67], но этому нет подтверждения в источниках, тем более известно, что Кардовские переехали в Царское Село только в 1907 году [13, с. 50]. Скорее всего, школа открылась в 1910-м. Тогда, после смерти отца Н. С. Гумилева, семья поэта переехала из этого дома, а Делла-Вос-Кардовская сняла опустевшие помещения, которые

были необходимы ей для работы над картиной «Маленькая женщина» (1910, ГРМ). В автобиографии она упоминала, что работала над этим произведением одновременно с началом преподавания (Комментарий 5). Возможно, востребованность школы художницы была связана и с успехом упомянутого полотна, которое сразу после показа на выставке НОХ (Новое общество художников) 1910 года было приобретено Русским музеем.

Делла-Вос-Кардовская писала, что ученики ее студии легко поступали в школу Общества поощрения художеств в Петербурге, а в 1913 году, после смерти Я. Ф. Ционглинского, она была избрана профессором Общества поощрения художеств и приглашена вести занятия в старшей группе, но из-за болезни дочери и собственной загруженности работой в Царском Селе была вынуждена отказаться от этого лестного предложения (Комментарий 7).

Один раз в неделю уроки Делла-Вос-Кардовской посещали ученики царскосельской частной школы Е. С. Левицкой, в которой проходило обучение по модели английских учебных заведений [13, с. 56]. Помимо того, в Царском Селе художница преподавала частным образом детям Е. С. Боткина, лейб-медика Николая II [13, с. 56]. К слову, в 1912 году ее муж давал уроки рисунка и живописи великим княжнам. Эти факты не афишировались в текстах о художниках советского периода и были опубликованы уже в изданиях 2010-х годов [5, с. 16].

В 1917 году Делла-Вос-Кардовская была избрана академиком Академии художеств вместе с художницами З. Е. Серебряковой, А. П. Остроумовой-Лебедевой и А. П. Шнейдер (Комментарий 8). Впервые женщины были номинированы на это звание, но из-за революционных событий присуждение не состоялось, и лишь в 1922 году Делла-Вос-Кардовская была избрана профессором Академии (Комментарий 9).

К 1922-му она уже была востребованным педагогом, работавшим в нескольких учебных заведениях Переславля-Залесского, куда переехала с семьей подальше от революционных потрясений. С осени 1918 года она вела уроки рисования в школах города, разместившихся в бывшем духовном училище в Горицком монастыре и около Данилова монастыря [13, с. 155-156]. Иностранные языки там же преподавала сестра художницы Мария Людвиговна. Вскоре Делла-Вос-Кардовская открыла первую в своем роде в Переславле школу во флигеле своего дома, одновременно преподавала в художественно-промышленных

мастерских и вела кружок при бумагопрядильной фабрике «Красное эхо». В 1923 году она переехала в Москву, а летние месяцы проводила в Переславле, где в период своего пребывания продолжала заниматься делами собственной школы и музея (Комментарий 10).

Составить представление о пореволюционном Переславле помогают строки мемуаров одного из организаторов местного музея В. Е. Елховского, который вспоминал: «Внутренняя жизнь Переславля представляла собой любопытную картину. Голод в больших городах разогнал их насельников по провинции. Профессора, художники, артисты побросали свои насиженные места и отправились зарабатывать себе кусок хлеба по деревням. В Переславль переселились на более или менее продолжительное время до лучших времен дедушка профессор Петр Михайлович Альбицкий <.>, академик живописи, местный уроженец, профессор Дмитрий Николаевич Кардовский, его жена О. Л. Делла-Вос-Кардовская, пианистка Марианна Сергеевна Шиндаровская, местный уроженец, историк города М. И. Смирнов. На афишах местных клубов стали мелькать имена крупных артистов, например: Блюменталь-Тамарина. Все они устраивались постепенно куда-либо на работу, вносили какую-то свежую струю в застоявшуюся провинциальную жизнь» [19, с. 45].

До 1918-го в Переславле-Залесском не было художественных учебных заведений как таковых. В начале XX века в гимназии уроки рисования вел живописец и график И. И. Морозов, знакомый семьи Кардовских. Лишь после Октябрьской революции были созданы художественно-промышленные мастерские, у истоков которой стоял переславец П. И. Соболевский, юрист по образованию. Преподавательский состав и набор дисциплин свидетельствуют о серьезном подходе к подготовке студентов: теорию перспективы преподавал С. Я. Светлов, окончивший Строгановское училище, рисование — Б. И. Покровский, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, стилизацию и историю искусств — упомянутый Морозов, учитель с большим педагогическим опытом, а позже к ним присоединилась Делла-Вос-Кардовская [9].

Больше сведений имеется о работе «домашней» школы художницы благодаря воспоминаниям нескольких учеников. Занятия проходили по воскресеньям с 10 утра [13, с. 164] и длились два часа (Комментарий 11). Их посещали люди разных возрастов и степени подготовки: школьники, к которым принадлежал Д. Н. Тихменев, впоследствии автор книги «Цветы народного искусства. Очерки и статьи» и представители

переславльской интеллигенции: поэт А. П. Романовский, учитель рисования Б. И. Покровский и другие. Когда в школу набралось больше 35 человек, их поделили на две группы, а в официальном письме 1920 года речь шла даже о трех отделениях [13, с. 164] (Комментарий 12). Дочь художницы вспоминала, что через некоторое время одна комната их дома была отдана под класс [19, с. 49]. Большое значение школы подчеркивалось в документах: охранной грамоте и удостоверении с подписью А. В. Луначарского, полученных Кардовскими в 1919 и 1920 годах, когда над семьей нависла угроза уплотнения, в итоге не состоявшегося именно благодаря тому, что в доме размещалась школа и мастерская художницы (Комментарии 13, 14).

Обучение было бесплатным, и все необходимые материалы предоставляла Делла-Вос-Кардовская (Комментарий 15). Правда, хорошей бумаги, карандашей или средств на них у художницы не было, поэтому учащиеся часто рисовали на оборотах обоев углем, изготовленным из деревянных палочек под руководством учительницы [13, с. 176], и выступали натурщиками друг для друга. Описание обстановки школы находим в воспоминаниях Тихменева: «Из соседней комнаты доносился приятный женский голос, произносивший слова как-то с придыханием. Речь была удивительно мелодичной. "Венеция", "Флоренция", расслышал я несколько слов.. .Это Ольга Людвиговна рассказывает учащимся о своем пребывании в Италии. <...> Это была просторная, светлая комната с несколькими большими окнами. <...> По стенам были развешаны многочисленные работы учащихся. Между ними и акварельные портреты Нины Угрюмовой (ученицы школы — прим. Д.М.) в темно-зеленой кирасе с высоким пышным плюмажем из страусовых перьев» (Комментарий 16).

Для Тихменева учеба у художницы началась с рисования гипсового орнамента углем, и это был его первый, не слишком удачный опыт работы с излюбленным для Делла-Вос-Кардовской материалом (Комментарий 16). Ученики школы проходили традиционные этапы обучения, задания в которых усложнялись постепенно, и неизменно были связаны с изображениями с натуры, о чем можно узнать из воспоминаний Романовского: «Сначала Ольга Людвиговна готовила нам живописные натюрморты. Комбинации из кувшинов, платков и разной обиходной мелочи должны были помочь нам вникнуть в соотношение линий и красок, постигнуть законы перспективы. Наша руководительница с большим терпением помогала нам: учила правильно держать уголь, класть штрихи, видеть

натуру. Наиболее способными в классе были Катюша (дочь Кардовских — прим. Д.М.), унаследовавшая способности к рисованию от своих родителей, Борис Иванович (Покровский — прим. Д.М.), уже искушенный в искусстве, Кузьмин, техник с фабрики, впоследствии учившийся на архитектора, и некоторые другие. Они последовательно переходили на скульптуру и даже живую натуру. Остальные довольствовались более скромными успехами» [18, с. 60].

Приведенным выше описаниям постановок соответствуют несколько живописных работ художницы из Переславского музея, особенно неоконченный, плоскостной и схематичный «Натюрморт с опарницей» (1920-е) с подчеркнуто-яркими бликами. По сравнению с ее другими картинами того же жанра, эти работы носят характер написанных специально для демонстрации начинающим ученикам принципов размещения предметов в пространстве холста, соотношения цветов, света и тени.

Иногда, в те дни, когда художнице не здоровилось, с воспитанниками занимался ее муж. Тихменев рассказывал об одном из таких эпизодов, благодаря чему можно узнать о педагогической работе обоих Кардовских. В воспоминаниях приводятся слова знаменитого графика, обращенного к переславской молодежи: «Вероятно, скорее хочется начать писать этюды на природе? Это действительно очень заманчиво и необходимо. Но сначала надо все же на гипсах, натюрмортах, этюдах головы и торса поучиться строить натуру. Не овладев основой, трудно будет писать, уменьшая масштабы: может быть, целую деревню, уголок озера или леса разместить на двадцатисантиметровом куске холста придется. Не умея надлежащим образом строить, вы будете на этюдах путать рисунок. Это очень опасно. И разницу между живописью и слепым копированием цвета тоже надо понять сначала на занятиях в мастерской. Учитывая все это, Ольга Людвиговна и начала курс именно зимою, чтобы к лету в достаточной степени научить вас самому необходимому, потренировать на рисунке, ознакомить с основными приемами работы красками (курсив мой — Д.М.)» (Комментарий 17).

В летние месяцы ученики продолжали заниматься под руководством Делла-Вос-Кардовской, но уже не в стенах школы, а, получив достаточную подготовку, работали на пленэре над пейзажами в саду дома художницы или рисовали постройки Горицкого и Данилова монастыря. По воспоминаниям ее дочери, также в это время «задавались композиционные эскизы на разные темы."Дуэль" и иллюстрация к "Царю Салтану"» [13, с. 175-176].

Несмотря на то, что деятельность школы не была направлена на воспитание профессиональных художников, Делла-Вос-Кардовская относилась к своему преподавательскому труду со всей серьезностью, увлекала своих учеников искусством. В частности, Романовский вспоминал о ней: «.ярче всего она вспоминается в минуту творчества. Вот она ходит между мольбертами и столами в нашей школе. Остановится, разом окинет ваш рисунок, возьмет уголь — тут штрих, там снимет тень,— и ваше тусклое изображение засияло. А она уж около соседа — вытянутая рука, вдохновенный взгляд,— в эту минуту она вся в мире искусства. Этот порыв захватывал нас. Мы учились у нее не только рисовать, но и жить с неукротимой жаждой светлого, яркого, нового» [18, с. 62].

Участие Делла-Вос-Кардовской в культурной жизни города не ограничивалось преподаванием. Так, при содействии мастера в 1919-1920 были устроены первые в городе художественные выставки, на которых, показывались работы ее учеников и произведения обоих Кардовских, а одну из афиш выполнил ее муж (1919, ПЗМ). К тому времени у супругов накопился большой опыт в организации выставок НОХ (Новое общество художников), которому нашлось применение в Переславле. Эти мероприятия пользовались популярностью в городе и позже устраивались регулярно, а вырученные за продажу картин средства передавались в пользу Красной Армии (Комментарий 18).

Вся семья Кардовских помогала группе учеников школы с подготовкой к постановке по пьесе Г. Гауптмана «Потонувший колокол», которая с успехом состоялась в зале бывшей мужской гимназии в феврале 1920 года. Делла-Вос-Кардовская присутствовала на всех репетициях, занималась костюмами и бутафорией, а декорации писал ее муж. Подобные любительские театры были очень популярны в раннесоветское время — достаточно вспомнить инициативу дочерей Поленова, которые ставили спектакли с участием крестьянской молодежи в соседних Тарусе и Страхове, иногда привлекая в качестве художника своего знаменитого отца.

Просветительская деятельность обоих Кардовских распространялась за пределы учебных заведений. Они были членами культурно-общественных организаций Переславля-Залесского: Пезанпроба (Переславль-Залесского научно-просветительного общества) и Коллегии (переименованной потом в Подотдел) по делам музеев и охране памятников искусства и старины. И ту, и другую возглавлял директор музея Смирнов,

развернувший масштабную культурную деятельность в городе и его окрестностях. Члены Пезанпроба регулярно собирались для дискуссий, посвященных темам из разных областей науки, и обсуждений докладов представителей интеллигенции города. На заседании 20 июня 1919 года Делла-Вос-Кардовская выступила с сообщением «Охрана памятников искусства и старины», текст которого был опубликован в сборнике Общества в 1920 году [8].

В нем Делла-Вос-Кардовская, в основном, транслировала идеи И. Э. Грабаря «по приобретению предметов старины и созиданию музеев» [8, с. 1]. В этом тексте она подробно перечислила категории памятников архитектуры и изобразительного искусства, которые, по ее мнению, нужно обязательно сохранять, музеефицировать, и предложила способы для достижения этой цели. Приводя в качестве примера Переславль, художница обращала внимание на то, насколько богаты российские города, села и деревни памятниками народного искусства.

Помимо того, Кардовские привлекались к работе по собиранию и систематизации коллекции Переславского музея, основанного в 1918 году. В большей степени этим делом занимался Кардовский, состоявший в штате с ноября 1919 (Комментарий 19) до начала учебного года 1920-1921, (тогда мастер переехал в столицу для преподавания в Высших художественно-технических мастерских — ВХУТЕМАСе). В инвентарной книге музея сохранились записи художника, сделанные в 1920 году, с подробными описаниями поступивших предметов и их зарисовками. В те же годы с музеем сотрудничала Делла-Вос-Кардовская. Смирнов на страницах своей книги делился радостью от того, что уважаемые художники проявили интерес к деятельности музея. Он вспоминал, как оба Кардовских помогали «в расстановке и развеске экспонатов» [20, с. 89], и как важно для него было их мнение по поводу произведений, приобретенных для музея.

Делла-Вос-Кардовская принимала участие в музеефикации ценных предметов из Бектышева в окрестностях Переславля. Смирнов, по чьей инициативе были предприняты подобные поездки, называл это имение одной из самых богатых усадеб края [20, с. 87]. Она принадлежала дворянам Самсоновым, ее главный дом и парк относились к началу XIX века. После 1917 года последний владелец, потомок Самсоновых Е. Н. Волков покинул имение, успев забрать лишь небольшую часть ценных предметов. В целом же, по словам Смирнова, «впечатление было такое, что хозяева

оставили его почти в том виде, какой он имел обычно» [20, с. 86]. 4-м августа 1919 года датировано удостоверение Делла-Вос-Кардовской, согласно которому Подотдел поручал ей «отобрать и вывезти в Переславский музей фарфор и другие вещи из усадьбы» (Комментарий 20).

Подтверждением посещения художницей этого места служит ее небольшая по размеру натурная живописная работа с изображением фасада главного дома Бектышева. В 1919 году музейным сотрудникам удалось перевезти лишь часть ценностей, в том числе изделия из фарфора, вероятно, выбранные Делла-Вос-Кардовской. На владение зданием в тот момент претендовало правление Северной железной дороги, которому она сдавалась еще Волковым. Только в 1922 году, с существенными потерями среди предметов, произведения из Бектышева были получены на хранение в музей, но уже, по всей вероятности, без участия художницы.

Насчет передачи ее собственных работ известно, что в 1920 году она подарила музею четыре архитектурных пейзажа с изображением церквей и монастырских зданий Переславля-Залесского, выполненных ею в 1918-1919 годах. Помимо того, по просьбе Смирнова она содействовала доставке произведений из Русского музея, о чем свидетельствует ее письмо П. И. Нерадовскому, заведующему художественной частью бывшего императорского собрания и другу семьи Кардовских (Комментарий 21). Любопытная деталь: к тому же письму Делла-Вос-Кардовская приложила тексты частушек, которые были записаны ею в Переславле по просьбе Нерадовского. Этот факт служит очередным доказательством интереса интеллигенции того времени к народному творчеству в его разных проявлениях, который нашел отражение в экспозициях и Русского, и Переславского музеев.

В 1927 году Смирнов ездил в Петербург, где его встретил Нерадовский, предварительно отобравший для коллекции Переславского музея ряд картин. Согласно акту, это были 15 живописных и графических произведений А. Н. Бенуа, И. И. Бродского, С. Ю. Жуковского, К. А. Коровина, З. Е. Серебряковой, К. Ф. Юона, и среди них — «Девочка с картонным домиком. Портрет дочери» Делла-Вос-Кардовской. Все работы до сих пор находятся в Переславле.

Далее пополнение картинной галереи картинами, эскизами и этюдами Делла-Вос-Кардовской происходило в несколько этапов. В 1930-м директором музея был назначен К. И. Иванов. В том же году галерее было присвоено имя мужа художницы. После этого в первой половине 1930-х

годов тщательно продумывалась новая экспозиция, и одним из главных участников этого процесса был Кардовский. Важно отметить, что свою работу и «Девочку с картонным домиком» жены он отнес к разделу «Мир искусства», подчеркивая таким образом свою связь с петербургской школой. Но его идеи не были воплощены, так как в 1934 году художник тяжело заболел, и в 1935 году заниматься экспозицией пригласили специалистов из Третьяковской галереи. Между 1937 и 1939 годами [11, с. 15] в экспозиции музея появился отдельный зал с произведениями супругов Кардовских, в котором из крупных вещей художницы, помимо названной работы, переданной из Русского музея, было показано полотно «Заседание президиума Переславского исполкома, посвященное десятилетию Октябрьской революции» (1927, ПЗМ, поступило в 1934 году от автора).

Следующие по хронологии поступления работ Кардовских были сделаны в 1951, 1960 и 1962 годах уже их дочерью Екатериной, благодаря чему переславский музей стал уникальным музейным собранием, в котором представлены все этапы и стороны творчества обоих мастеров. Помимо того, в советское время многие ученики Кардовского и их наследники передали множество своих работ переславскому музею, в результате чего там собралась обширная коллекция произведений «кардовцев».

Екатерина Дмитриевна сделала многое для популяризации творчества своих родителей: составила книгу воспоминаний, статей и писем своего отца, передавала картины и эскизы родителей в музеи страны: Русский (в 1960 и 1962 годах), Национальный художественный музей Республики Саха (1963). Больше всего работ она пожертвовала именно Переславскому музею, со многими сотрудниками которого была знакома с юности. В 1951 году дочь художников подарила последнему 27 работ матери, в основном, на «местные темы» [12]: полотно «Молотьба в колхозе» (около 1928), пейзажи, портреты переславцев. И хотя Делла-Вос-Кардовская была еще жива, заниматься передачей картин к тому времени уже не могла. Она была перевезена в Ленинград в связи с сильным ухудшением здоровья (Комментарий 22). После этого, в 1959 в экспозиции появились уже три зала, которые занимали картины Кардовского, его жены и учеников [2] (Комментарий 23). К работе над ними Иванов привлекал дочь художников.

В 1960 году она же подарила значимые для творчества Делла-Вос-Кардовской портреты актеров И. Н. Берсенева, В. И. Качалова

и Ю. М. Юрьева [3]. Самое крупное поступление состоялось год спустя, в 1961 году, когда дочь художников передала музею 127 работ родителей, среди которых 70 живописных и графических произведений ее матери. К концу того же десятилетия появился мемориальный раздел, состоявший из личных вещей Кардовских: их художественных принадлежностей и части обстановки дома. Не все критики одобрили подобный подход к экспонированию, основанный на сочетании в одном пространстве картинной галереи и мемориальной части. С. А. Есаян недоумевал по поводу предметов интерьера комнат Кардовского, размещенных в залах: «Созерцание же его кровати и занавесок, уместных в его доме, вряд ли что-либо добавляют зрителю. Вспоминаются слова Грабаря: "Само собой разумеется, что нет никакой надобности свозить в местные хранилища все те предметы искусства и старины, которые находятся в данной округе"» [10, с. 22]. Возможно, и сами художники, тем более будучи последователями Грабаря в музейном деле, не одобрили бы подобного смешения. Несмотря на это, большая удача, что в музее сохранились до наших дней предметы интерьера, приобретенные до революции, многие из которых изображены на произведениях обоих Кардовских в то время, как значительная часть мебели и библиотеки Кардовских пострадали или были уничтожены во время пожара в ленинградской квартире их дочери в 1980-е годы.

Для нас важно обратить внимание еще на один факт, связанный с цитированной выше статьей. В ней сравнительно подробно рассказывается об экспозиции музея, истории его создания, и не упоминается имя Делла-Вос-Кардовской. Эта тенденция наблюдается в публикациях 1950-1980-х годов: в то время как имя Кардовского увековечивалось установкой памятников, переименованием улицы в Переславле в его честь, деятельность жены художника забывалась. Постепенное исчезновение ее имени прослеживается даже на примере высказываний одного и того же автора — К. И. Иванова, который в своих газетных заметках 1930-х годов называл Делла-Вос-Кардовскую наравне с ее мужем одной из главных помощниц в музейном деле города, а в более поздних выступлениях лишь вскользь упоминал о ней (не считая обстоятельного некролога художницы, который написал он же). Интерес к ее фигуре в контексте культурной жизни города возвращается уже в нашем веке. Этой теме посвящена статья Н. А. Селиверстовой «Переславская жизнь Ольги Делла-Вос-Кардовской» [19], где намечено несколько основных

направлений деятельности художницы, которые рассмотрены более подробно в настоящей работе.

Подводя итоги, отметим, что, получив образование в одной из лучших провинциальных студий своего времени (Шрейдера в Харькове) и ориентируясь на опыт обучения там, затем в Академии художеств и в среде «русских мюнхенцев» — учеников школы Ажбе, Делла-Вос-Кардовская с успехом применяла полученные знания в учебных заведениях Царского Села, где ее занятия посещали дети придворных, и Переславля-Залесского, в котором она приобщала к искусству крестьян и рабочих. При этом быть воспитанником школы художницы считалось почетным и среди молодых царскоселов, и для переславцев. К особенностям ее педагогического метода относится приобщение учеников к работе мягкими материалами, тушевкой, что нетипично для традиционной системы преподавания рисунка.

И хотя она не воспитала плеяду известных профессиональных художников подобно Кардовскому, среди ее учеников были по-своему выдающиеся люди: владимирский художник и фотограф В. И. Маркеллов, переславский учитель рисования Б. И. Покровский, в чьих произведениях заметно влияние манеры Делла-Вос-Кардовской, и неоднократно упоминавшийся К. И. Иванов, учившийся у нее в школе при фабрике «Красное эхо» в 1920-х, а впоследствии руководивший Переславским музеем с 1930 по 1970 годы (Комментарий 24).

В 1941 году Делла-Вос-Кардовская вместе с мужем была избрана членом местного музейно-краеведческого совета [16], совещание которого состоялось 17 июня того года. В те же 1940 и 1941 художница преподавала студентам-математикам МГУ, а после Великой Отечественной войны в течение 1940-х вела занятия по рисованию у профессоров Дома ученых и участвовала в выставках их работ (Комментарий 25). Это были последние культурные начинания, в которых приняла участие Делла-Вос-Кардовская.

Во всех вариантах автобиографических текстов мастер указывала на особое место преподавательской и общественно-художественной работы в своей жизни. С 1910 по 1940-е годы она много и с увлечением занималась педагогической работой, а музейным делом все же эпизодически. Тем не менее, обе эти стороны ее деятельности были составляющими единого процесса сохранения и развития искусства, передачи традиций дореволюционного художественного воспитания

в советскую провинцию. Те же идеи явно прослеживаются в ее собственном живописном и графическом творчестве. В этом контексте важно еще раз подчеркнуть, что культурный ландшафт Переславля-Залесского без фигуры Делла-Вос-Кардовской представлял бы собой совсем иную картину.

Комментарии

1) Личное дело Делла-Вос-Кардовской О.Л., 1877 г.р., художника. 01.09.1939. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2907. Оп. 2. Ед. хр. 253. Л. 1а.

2) Личное дело Делла-Вос-Кардовской О.Л., 1877 г.р., художника. 01.09.1939. РГАЛИ. Ф. 2907. Оп. 2. Ед. хр. 253. Л. 1 об.

3) Личное дело Делла-Вос-Кардовской О.Л., 1877 г.р., художника. 01.09.1939. РГАЛИ. Ф. 2907. Оп. 2. Ед. хр. 253. Л. 2 об.

4) Личное дело Делла-Вос-Кардовской О.Л., 1877 г.р., художника. 01.09.1939. РГАЛИ. Ф. 2907. Оп. 2. Ед. хр. 253. Л. 3.

5) Личное дело Делла-Вос-Кардовской О.Л., 1877 г.р., художника. 01.09.1939. РГАЛИ. Ф. 2907. Оп. 2. Ед. хр. 253. Л. 4.

6) Объявление о классах живописи О. Л. Делла-Вос-Кардовской. Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи (ОР ГТГ). Ф. 102. Ед. хр. 12. Б/д. 1 л.

7) Личное дело Делла-Вос-Кардовской О.Л., 1877 г.р., художника. 01.09.1939. РГАЛИ. Ф. 2907. Оп. 2. Ед. хр. 253. Л. 4; Автобиография Делла-Вос-Кардовской О.Л. ОР ГТГ. Ф. 120. Ед. хр. 4628. Б/д. Л. 1.

8) Письмо Императорской Академии художеств Делла-Вос-Кардовской. 04.02.1917. ОР ГТГ. Ф. 102. Ед. хр. 24. 2 Л.

9) Письмо Академии художеств Делла-Вос-Кардовской. 07.02.1922. ОР ГТГ. Ф. 120. Ед. хр. 4613. Л. 2.

10) В вариантах автобиографий есть разночтения, и указывается как 1922 (РГАЛИ. Ф. 2907. Оп. 2. Ед. хр. 253. Л. 5), так и 1923 годы (ОР ГТГ. Ф. 120. Ед. хр. 4628. Л. 1 об.). Более вероятным представляется 1923-й исходя из содержаний писем Кардовского, адресованных жене и опубликованных в: [14, С. 232].

11) ТихменевД.Н. «Кардовские в Переславле». Воспоминание. [1959]. РГАЛИ. Ф. 3097. Оп. 1. Ед. хр. 265. Л. 8.

12) Ответное письмо на отношение Земельно-жилищного п/отдела по поводу уплотнения дома Кардовских. 30.10.1920. Архив Переславского музея. ПЗМ № 16474/19. 1 л.

13) На нее указывается в ответном письме на отношение Земельно-жилищного п/отдела по поводу уплотнения дома Кардовских (Архив ПЗМ. № 16474/19. 30.10.1920).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14) Удостоверение О.Л. Делла-Вос-Кардовской и Д. Н. Кардовского. ОР ГТГ. Ф. 102. Оп. 1. Ед. хр. 9. 1 л.

15) Личное дело Делла-Вос-Кардовской О.Л., 1877 г.р., художника. 01.09.1939. РГАЛИ. Ф. 2907. Оп. 2. Ед. хр. 253. Л. 4 об.

16) Тихменев Д. Н. «Кардовские в Переславле». Воспоминание. [1959]. РГАЛИ. Ф. 3097. Оп. 1. Ед. хр. 265. Л. 6-7.

17) Тихменев Д. Н. «Кардовские в Переславле». Воспоминание. [1959]. РГАЛИ.

Ф. 3097. Оп. 1. Ед. хр. 265. Л. 17-18.

18) Личное дело Делла-Вос-Кардовской О.Л., 1877 г.р., художника. 01.09.1939. РГАЛИ. Ф. 2907. Оп. 2. Ед. хр. 253. Л. 4 об.

19) См. Заявление Д. Н. Кардовского, опубликованное на сайте Переславского музея-заповедника: http://projects.museumpereslavl.ru/redstring/Kardovsky/str_1_ kardovsky.html#close (Дата обращения 04.06.2023).

20) Удостоверение О. Л. Деллы-вос-Кардовской на право вывоза фарфора из усадьбы Волкова с. Бектышево в Переславский музей. 04.08.1919. Архив Переславского музея. ПЗМ № 16474/9. 1 л.

21) Письмо не датировано, но его хронологические рамки можно обозначить между 1923, когда художники уже не жили постоянно в Переславле, так как в письме идет речь об этом, и 1930 годом, когда Смирнов перестал занимать должность директора музея.

22) Об этом факте сообщает ученик Кардовского А. В. Григорьев в письме П. Е. Корнилову, датированном 30.11.1951 (Отдел рукописей Государственного Русского музея (ОР ГРМ). Ф. 145. Оп. 2. Ед. хр. 327. Л. 7).

23) При этом зал «Кардовский и его ученики» появился еще в 1944 году, через год после смерти художника.

24) Личное дело Делла-Вос-Кардовской О.Л., 1877 г.р., художника. 01.09.1919. РГАЛИ. Ф. 2907. Оп. 2. Ед. хр. 253. Л. 8.

25) Автобиография Делла-Вос-Кардовской О.Л. Б/д. ОР ГТГ. Ф. 120. Ед. хр. 4628. Л. 2 об.

Литература

1. Барановский В. И., Хлебникова И. Б. Антон Ажбе и художники России. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. 140 с.

2. Богуславская И. Я. По залам музея // Коммунар. 1959. 27 февраля. С. 4.

3. Васильев С. Д. Дары музею // Известия. 1960. 28 июня. С. 5.

4. Голлербах Э. Ф. Автолитографии Г. С. Верейского // Среди Коллекционеров: [Ежемесячник собирательства] / ред.: Ив. Лазаревский. М., 1922 (№№ 7-8, Июль — Август). С. 66-69.

5. Горенко Д. В. Новые данные к биографии Дмитрия Николаевича Кардовского // Кардовские чтения. Детство и искусство: связи, перспективы, проблемы: материалы V Международной научно-методической конференции, г. Владимир, 18 августа 2018 г. / науч. ред. и сост. Кузьмина И. Б. Владимир: Транзит-ИКС, 2018. 273 [1] с.

6. Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Серия «Живопись XVIII-XX веков». Т. 5: Живопись конца XIX — начала XX века. М.: Сканрус, 2005. 526 с.

7. Государственный Русский музей. Генеральный каталог музейного собрания. Живопись. В 15 т. Т. 9. Первая половина XX века (Г-И). СПб: Palace Editions, 2000. 142 с.

8. Делла-Вос-Кардовская О.Л. Охрана памятников искусства и старины // Доклады Переславль-Залесского научно-просветительного общества (Пезанпроб). 1920. № 8. С. 1-3.

9. Елховский С. Е. Переславские художественно-промышленные мастерские // Коммунар. 1982. 2 июля. С. 3.

10. Есаян С. Трудная жизнь музея // Декоративное искусство СССР. 1969. Февраль. С. 21-24.

11. Иванов К. И. Переславль-Залесский Краеведческий музей и его филиалы: Краткий справочник и путеводитель. Переславль-Залесский, 1939.

[Электронныйресурс].иЯЬ: http://pki.botik.ru/books/iva-museum39.pdf (дата обращения: 04.06.2023).

12. Иванов К. И. Пополнение музея // Коммунар. 1951. 23 декабря. С. 1.

13. КардовскаяЕ. Д. Воспоминания // Кардовские чтения. Роль «школы» в культуре и искусстве: Материалы III международной научно-методической конференции г. Владимир 2016 / науч. Ред. Кузьмина И. Б.; сост. Гагина О. Е. Владимир, 2016. 386 [1] с.

14. Кардовский Д. Н. Об искусстве: Воспоминания. Статьи. Письма. [Сост. и авт. примеч. Е. Д. Кардовская]. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. 340 с.

15. Кишкурно Е. П. Студийное движение в Харькове в конце XIX — начале XX века // ВЮНИК ХДАДМ. Харьков, 2011. (Вып. 3). С. 109-112.

16. Майоров С. Местный музейно-краеведческий совет // Коммунар. 1941. 17 июня. С. 2.

17. Пивненко А. С. Художественная жизнь города Харькова второй половины XIX-начала XX века (до 1917 г.): автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / МК СССР. Всесоюз. НИИ искусствознания. М., 1990. 24 с.

18. Романовский А. П. На родной земле // Искусство. 1964. № 8. С. 57-62.

19. Селиверстова Н. А. Переславская жизнь Ольги Делла-Вос-Кардовской // Петербургский художник. 2013. № 4 (22). С. 42-61.

20. Смирнов М. И. Собрание сочинений: В 22 томах. М.: ПКИ, 2020. Т. 20: Воспоминания. 324 с.

21. Чернова Г. А. Георгий Семенович Верейский. М.: Искусство, 1965. 164 с.

References

• Baranovskij V. I., Hlebnikova I. B. Anton Azhbe i hudozhniki Rossii. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2001. 140 s. [In Rus].

• Boguslavskaya I. Ya. Po zalam muzeya // Kommunar. 1959. 27 fevralya. S. 4. [In Rus].

• Vasil'ev S. D. Dary muzeyu // Izvestiya. 1960. 28 iyunya. S. 5. [In Rus].

• Gollerbah E. F. Avtolitografii G. S. Verejskogo // Sredi Kollekcionerov: [Ezhemesyachnik sobiratel'stva] / red.: Iv. Lazarevskij. M., 1922 (№№ 7-8, Iyul' — Avgust). S. 66-69. [In Rus].

• Gorenko D. V. Novye dannye k biografii Dmitriya Nikolaevicha Kardovskogo // Kardovskie chteniya. Detstvo i iskusstvo: svyazi, perspektivy, problemy: materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii, g. Vladimir, 18 avgusta 2018 g. / nauch. red. i sost. Kuz'mina I. B. Vladimir: Tranzit-IKS, 2018. 273 [1] s. [In Rus].

• Gosudarstvennaya Tret'yakovskaya galereya: Katalog sobraniya. Seriya «Zhivopis' XVIII-XX vekov». T.5: Zhivopis' konca XIX — nachala XX veka. M.: Skanrus, 2005. 526 s. [In Rus].

• Gosudarstvennyj Russkij muzej. General'nyj katalog muzejnogo sobraniya. Zhivopis'. V 15 t. T. 9. Pervaya polovina XX veka (G-I). SPb: Palace Editions, 2000. 142 s. [In Rus].

• Della-Vos-Kardovskaya O. L. Ohrana pamyatnikov iskusstva i stariny // Doklady Pereslavl'-Zalesskogo nauchno-prosvetitel'nogo obshchestva (Pezanprob). 1920. № 8. S. 1-3. [In Rus].

• Elhovskij S. E. Pereslavskie hudozhestvenno-promyshlennye masterskie // Kommunar. 1982. 2 iyulya. S. 3. [In Rus].

• Esayan S. Trudnaya zhizn' muzeya // Dekorativnoe iskusstvo SSSR. 1969. Fevral'. S. 21-24. [In Rus].

• Ivanov K. I. Pereslavl'-Zalesskij Kraevedcheskij muzej i ego filialy: Kratkij spravochnik i pute-voditel'. Pereslavl'-Zalesskij, 1939. [Elektronnyj resurs]. URL: http://pki.botik.ru/books/iva-museum39.pdf (data obrashcheniya: 04.06.2023). [In Rus].

• Ivanov K. I. Popolnenie muzeya // Kommunar. 1951. 23 dekabrya. S. 1. [In Rus].

• Kardovskaya E. D. Vospominaniya // Kardovskie chteniya. Rol' «shkoly» v kul'ture i iskusstve: Materialy III mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii g. Vladimir 2016 / nauch. Red. Kuz'mina I.B.; sost. Gagina O. E. Vladimir, 2016. 386 [1] s. [In Rus].

• Kardovskij D. N. Ob iskusstve: Vospominaniya. Stat'i. Pis'ma. [Sost. i avt. primech.

E. D. Kardovskaya]. M.: Izd-vo Akademii hudozhestv SSSR, 1960. 340 s. [In Rus].

• Kishkurno E. P. Studijnoe dvizhenie v Har'kove v konce XIX — nachale XX veka // VISNIK HDADM. Har'kov, 2011. (Vyp. 3). S. 109-112. [In Rus].

• Majorov S. Mestnyj muzejno-kraevedcheskij sovet // Kommunar. 1941. 17 iyunya. S. 2. [In Rus].

• Pivnenko A. S. Hudozhestvennaya zhizn' goroda Har'kova vtoroj poloviny XIX-nachala XX veka (do 1917 g.): avtoreferat dis. ... kandidata iskusstvovedeniya: 17.00.04 / MK SSSR. Vsesoyuz. NII iskusstvoznaniya. M., 1990. 24 s. [In Rus].

• Romanovskij A.P. Na rodnoj zemle // Iskusstvo. 1964. № 8. S. 57-62. [In Rus].

• Seliverstova N. A. Pereslavskaya zhizn' Ol'gi Della-Vos-Kardovskoj // Peterburgskij hudozh-nik. 2013. № 4 (22). S. 42-61. [In Rus].

• Smirnov M. I. Sobranie sochinenij: V 22 tomah. M.: PKI, 2020. T. 20: Vospominaniya. 324 s. [In Rus].

• Chernova G. A. Georgij Semenovich Verejskij. [M.: Iskusstvo, 1965]. 164 s. [In Rus].

Статья поступила в редакцию 25.08.2023; одобрена после рецензирования 17.09.2023; принята к публикации 28.09.2023.

The article was submitted 25.08.2023; approved after reviewing 17.09.2023; accepted for publication 28.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.