Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ И ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ И ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
833
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ / ФАСИЛИТАТОР / ТЕХНОЛОГИЯ ФАСИЛИТАЦИИ / ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ФАСИЛИТАТОРА / ФАСИЛИТАТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ГОТОВНОСТЬ К ФАСИЛИТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА-ФАСИЛИТАТОРА / PEDAGOGICAL FACILITATION / FACILITATOR / FACILITATION TECHNOLOGY / TASKS AND FUNCTIONS OF THE FACILITATOR / FACILITATION METHODS / READINESS FOR FACILITATION / PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF THE TEACHER-FACILITATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адонина Л.В., Вишнякова А.В., Кузёма Т.Б.

В статье рассматривается педагогическая фасилитация, её основные характеристики и составляющие. Представлена технология фасилитативного педагогического взаимодействия. Определены основные задачи и функции педагога-фасилитатора необходимые для эффетивной работы. Приводятся и описываются профессиональные и личностные качества педагога-фасилитатора. Изучены наиболее популярные в работе педагога-фасилитатора фасилитативные методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ И ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИЕ»

УДК 159.9

Педагогические науки

Адонина Л. В., к. филол. наук, доцент кафедры «Педагогика и психология творческого развития», Севастопольский государственный университет,

Россия, г. Севастополь Вишнякова А. В., к. филол. наук., доцент кафедры «Лингводидактика и зарубежная филология», Севастопольский государственный университет,

Россия, г. Севастополь Кузёма Т. Б., к. пед. наук, доцент кафедры «Лингводидактика и зарубежная филология», Севастопольский государственный университет,

Россия, г. Севастополь

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ И ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Аннотация: В статье рассматривается педагогическая фасилитация, её основные характеристики и составляющие. Представлена технология фасилитативного педагогического взаимодействия. Определены основные задачи и функции педагога-фасилитатора необходимые для эффетивной работы. Приводятся и описываются профессиональные и личностные качества педагога-фасилитатора. Изучены наиболее популярные в работе педагога-фасилитатора фасилитативные методы.

Ключевые слова: педагогическая фасилитация, фасилитатор, технология фасилитации, задачи и функции фасилитатора, фасилитативные методы, готовность к фасилитации, профессиональные и личностные качества педагога-фасилитатора.

Abstract: the article deals with pedagogical facilitation, its main characteristics and components. The technology of facilitating pedagogical interaction is presented. The main tasks and functions of the teacher-facilitator necessary for effective work are defined. Professional and personal qualities of a

teacher-facilitator are described. The most popular methods in the work of a teacher-facilitator are studied.

Key words: pedagogical facilitation, facilitator, facilitation technology, tasks and functions of the facilitator, facilitation methods, readiness for facilitation, professional and personal qualities of the teacher-facilitator.

В настоящее время очевидной насущной проблемой в современном образовании является необходимость принятия новой роли педагога -фасилитатора, использующего различные оптимальные технологии взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса с целью придания процессу обучения характера сотрудничества.

На первый план в обучении выходит формирование у учащихся умения и желания учиться саморазвиваться. Также важным становится личностный рост обучаемых. Таким образом, становится очевидной приоритетность отказа от традиционного обучения, в котором педагог просто давал знания, а не учил учащихся их получать самостоятельно. Все больше педагогов склоняются к недирективному обучению. Именно благодаря профессиональной компетентности опытного педагога-фасилитатора возможно построение образовательного процесса, позволяющего создать необходимые условия для развития нужной мотивации учеников, создание благоприятной для решения поставленных задач атмосферы на основе совместного заинтересованного в результате взаимодействия, поддержки, сотрудничества, принятия, толерантности.

Различные вопросы на тему фасилитации (сущность фасилитации, функции фасилитатора в образовательном процессе, фасилитативное общение, условия фасилитативного взаимодействия, технология фасилитации и др.) поднимались в научных трудах многих отечественных (Б.Г. Ананьев, С.О. Борисюк, Е.Г. Врублевская, О.И. Димова, Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин) и зарубежных (Дж. Миллер, К. Притсчер, К. Роджерс) ученых.

В научном педагогическом мире под педагогической фасилитацией понимается процесс, направленный на облегчение, а также усиление эффективности как обучения, так и воспитания. Это феномен снятия трудностей и содействие для повышения эффективности работы в группе под руководством педагога-фасилитатора. Педагогическое взаимодействие, выстроенное на базовом принципе субъект-субъект, в данном случае, происходит благодаря выстроенному по правилам фасилитации стилю общения и с учетом психологических и личностных характеристик преподавателя и обучаемого.

Структура взаимодействия фасилитатора и обучаемых многогранна. Различные авторы не единодушны в наполняемости её компонентами. Одни выделяют практический, аффективный, гностический компоненты. Другими авторами на первый план выводятся информационный, аффективный, поведенческий компоненты. В классификации Я.Л. Коломинского помимо аффективного имеются регулятивный и когнитивный компоненты. Таким образом, отсутствие единой общепринятой классификации структуры взаимодействия фасилитатора и учащихся позволяет говорить об открытости данной темы к дальнейшим исследованиям и о дискуссионности данного вопроса.

На наш взгляд, все вышеперечисленные компоненты имеют место быть. Однако неотъемлемым остается то, что педагог-фасилитатор должен иметь прочные знания о взаимодействии с учащимися на субъект-субъектной основе, осознавать все преимущества и слабые стороны такого взаимодействия, разбираться в различных способах его оценивания, иметь навыки организации работы в группе, команде, уметь правильно проектировать и реализовывать педагогическое фасилитативное взаимодействие, уметь быстро устанавливать необходимый контакт и дружескую атмосферу доверия, понимания, открытости в группе, осознавать педагогическую целесообразность отношений, выстроенных в рамках фасилитативной работы, уметь критически оценивать и анализировать результаты собственной педагогической

деятельности, уметь устанавливать взаимную эмоциональную заинтересованность и связи с субъектами педагогического взаимодействия.

Интерес вызывает точка зрения О.Н. Шахматовой, отмечающую такие качества как аттрактивность (положительное восприятие реальности), ассертивность (позитивное отношение к своим возможностям и способностям), толерантность (терпимость к чужому поведению и проявлению себя). Аттрактивность, ассертивность, толерантность, по мнению автора - это качества, определяющие гуманистический характер фасилитативного взаимодействия [3].

Помимо высокого профессионального уровня и наличия необходимых компетенций педагог-фасилитатор должен обладать и рядом личностных качеств. К ним мы отнесем общительность фасилитатора, без которой невозможно реализовать фасилитативную технологию взаимодействия. Также важным считаем такое качество как жизнерадостность фасилитатора, посколько без него сложно выстроить положительную и психологически-комфортную для работы атмосферы. Неотъемлемым качеством фасилитатора является эмпатия, т.е. способность осознанно и искренне сопереживать состоянию учащихся. Также педагог-фасилитатор должен обладать социальным интеллектом, т.е. принимать других на безоценочной основе и помогать им раскрыть собственные личностные ресурсы.

Педагог-фасилитатор должен иметь и лидерские качества. В ходе научного поиска было установлено, что учеными в целом выделяются более 70 лидерских качеств. Однако, как показывает реальная действительность педагог-фасилитатор не может обладать ими всеми сразу. Ключевыми в данном вопросе будут являться коммуникативные навыки, внутренние лидерские качества фасилитатора и системные навыки.

Под коммуникативными лидерскими навыками педагога-фасилитатора учеными понимаются коммуникабельность (способность к общению), умение мотивировать учащихся и подталкивать их к продуктивной совместной работе и достижению конечных целей, организованность (умение следовать,

составленному ранее плану и грамотно использовать свои временные ресурсы), поддержка.

Под внутренними качествами педагога-фасилитатора понимаются самообладание (умение сдерживать эмоциональные порывы, хладнокровный, взвешенный подход и анализ происходящего), уверенность в собственных силах, цельная внутренняя составляющая (гармония, а также умение в трудной ситуации придерживаться своих жизненных позиций), проактивность (понимание психики человека с точки зрения гуманизма).

В третью группу лидерских качеств педагога-фасилитатора входят целеполагание (выбор цели или нескольких целей на основе определенных критериев и с соблюдением параметров, установленных в начале фасилитации), настойчивость, гибкость (умение лавировать среди других точек зрения и тактичное отстаивание своей), видение (способность оценивать и воспринимать происходящее).

Ф. Фанч выделил основные правила поведения фасилитатора, которые можно интерпретировать как ведущие характеристики деятельности педагога-фасилитатора. Среди них он обозначил: профессиональную направленность, объективности и независимость, последовательность и рациональность, ответственность и целеустремленность [2].

Также в рамках проводимого исследования необходимо рассмотреть различные способы фасилитационного взаимодействия учащихся и педагога фасилитатора. Отметим, что данных способов довольно много, но наиболее важными являются: внушение, убеждение, подражание и заражение.

При таком способе как убеждение происходит логическое, аргументированное подтверждение какого-либо умозаключения. Способ подражание предполагает воссоздание человеком необходимых черт поведения, поступков. Под способом внушения понимают целенаправленное воздействие одного субъекта на другого. Смысл способа заражения заключается в передачи ярких эмоций без смыслового воздействия [1].

Необходимо отметить, что педагог-фасилитатор должен владеть многочисленными и широко-представленными в педагогической теории и практике техниками и приемами фасилитации. Так, например, интересен прием, основанный на идеях известного педагога А.С. Макаренко о предполагаемых, возможных способностях обучаемых, основным положением в котором является уважение к учащимся и принятие их личности. Прием проявления педагогического такта фасилитатором также является одним из ключевых в фасилитации. Его составляющими станут: простота общения, исключение фамильярности и соблюдение субординации, проявление доверия, поощрение к самостоятельности и творчеству, добрый юмор. Также педагоги -фасилитаторы прибегают к такому приему как создание ситуации успеха. Наравне с ним используется прием «Зеркало отношений». Фасилитатор прогнозирует в оптимистическом ключе возможный результат его взаимодейсивия с учащимися.

Отметим тот факт, что большой арсенал разнообразных фасилитативных методов в педагогической копилке опытного фасилитатора также позволяет наполнить обучение новыми, познавательными, интересными, а главное психологически комфортными моментами. Среди центральных методов обозначим такие как:

-метод «Драматизация» (активизирует лексики и коммуникативных навыки учащихся, развивает их социальное сознание, улучшает навыки говорения и качество речи в целом, освобождает от страха публичных выступлений, позволяет включить в процесс продуктивного взаимодействия всех членов группы);

-метод вживания (помогает учащимся почувствовать себя настоящими актерами и «вжиться» в роль, изображая предмет или персонаж. Необходим для снятия эмоционального напряжения.);

- метод «В это же время в следующем году» (помогает прогнозировать исход различных принятых решений и предположить различные варианты достижения цели. Повышает уверенность учащихся, веру в собственные силы);

- «Аквариум» (формирует у обучаемых положительный опыт работы, для дальнейшего его использования в профессиональной и учебной деятельности, развивает долгосрочную память, способствует развитию навыков ведения дискуссии, способствует укреплению культуры толерантного принятия других);

- метод «Займи позицию» (позволяет учащимся проявить инициативность, творческий подход, способствует правильному выстраиванию субъектных отношений, формирует аналитическое мышление, облегчает поиск решений для нестандартных задач);

- метод ключевых слов (способствует запоминанию информации ее упорядочиванию);

- метод контрольных вопросов (проясняет суть поставленной задачи и увеличивает спектр её возможных решений, способствует преодолению психологической инерции);

- метод «Корзина идей» (актуализирует ранее полученные знания и опыт учащихся;

- метод «Мировое кафе» (позволяет эффективно и неформально выстроить обсуждение, способствует решению комплексных задач, принятию интересных нестандартных решений).

Наравне с вышеперечисленными функциональным потенциалом в организации фасилитативного педагогического взаимодействия актуальны и другие методы: метод «Ментальные карты», метод «Пяти пальцев», метод «Снятие ярлыков», метод «Рефлексивный экран», метод «Мозговой штурм» и

др.

На основе проведенного исследования целесообразно сделать вывод о том, что педагогическая фасилитация является важным компонентом образовательного процесса, способствует его эффективности и заинтересованности в процессе обучения самих учащихся.

Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» (проект № 48/06-31 от

06.04.2020 «Методология и методика применения информационно -коммуникационных технологий в подготовке и сопровождении профессиональной деятельности педагогов-фасилитаторов»).

Библиографический список:

1. Горянина, В.А. Психология общения: учебн. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. -М., 2005. - 416 с.

2. Фанч, Ф. Пути преобразования: учебник по практическим техникам для содействия личностным изменениям. -Киев, 1997. - 400 с.

3. Шахматова, О.Н. Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития // Профессиональное образование: Приложение: «Новые педагогические исследования».- 2006. №3. -М. -120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.