ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПИАНИСТКИ Т.П. КРАВЧЕНКО В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СОВЕТСКО-КИТАЙСКОЙ ШКОЛЫ ФОРТЕПИАННОГО ИСКУССТВА
Вэнь Сымань, аспирант
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-9-1-66-70
Аннотация. Статья посвящена замечательной пианистке и педагогу фортепианного мастерства - Татьяне Петровне Кравченко (1916-2003) - выдающейся личности, отличающейся необычайной трудоспособностью и преданностью своему делу. На своем творческом пути Татьяне Петровне пришлось не раз заново открывать книгу жизни с новой главы, что и произошло в 1957 г., когда будучи уже заслуженным педагогом, кандидатом наук и признанным мастером фортепианного искусства, она уезжает по приглашению из страны с матерью и дочерью в далекий Китай, чтобы помогать китайской музыкальной молодежи осваивать мастерство фортепианного искусства. В статье использованы материалы из китайских фондов и воспоминания учеников Татьяны Петровны так, как специальной литературы о ее исполнительском и педагогическом опыте не существует.
Ключевые слова: фортепианная педагогика Т.П. Кравченко, советская фортепианная школа, советско-китайское сотрудничество, педагогическое мастерство фортепианного исполнительства.
Исторические судьбы двух великих держав - СССР и Китай - имеют множество параллелей и сходств: революционные движения, гражданские и мировые войны, страшная разруха, нищета, голод и т.д. Со всеми этими чудовищными трудностями и катастрофами две страны справились в немыслимо короткие сроки, продемонстрировав мировому сообществу мощь человеческого духа, движимого общей идеологией. Мировая война для СССР закончилась в 1945 г., но оставались еще некоторые локальные войны, например с Японией. Для Китая Мировая война закончилась в 1949 г. не без помощи Советского Союза, и 1 октября страна смогла провозгласить о рождении Китайской Народной Республики - КНР. Сразу же после войны китайское правительство приглашает советских специалистов разных областей науки и культуры приехать в Китай и наладить научно-культурную жизнь страны. В 1949-1957 гг. из КНР в СССР прибыло 11 делегаций китайских деятелей искусства и культуры. В свою очередь в Китае было организовано 17 музыкальных объединений, в которых рабо-
тали приглашенные советские педагоги [3]. Итогом международных отношений стало подписание 5 июля 1956 г. в г. Москве «Соглашения о культурном сотрудничестве» в области науки, техники, образования, литературы и искусства, здравоохранения, издательского дела, радиовещания, телевидения, кинематографии, спорта и т.д. Соглашение предусматривало расширение связей между высшими учебными заведениями, музеями, библиотеками, взаимное направление профессоров, деятелей культуры и искусства, художественных коллективов и т.д. [2].
В рамках этого соглашения в Китай было направлено несколько профессоров музыкальных ВУЗов СССР, одним из которых стала выдающаяся пианистка, в последствии профессор Московской, Санкт-Петербургской, Киевской и Шанхайской консерваторий, народная артистка РСФСР (1988) - Татьяна Петровна Кравченко. Исполнительское и педагогическое творчество этой пианистки отмечено веяниями бурной эпохи, переживавшей колоссальные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека. Изначальное музы-
кальное образование Татьяна Петровна получила по классу скрипки, что в дальнейшем сыграло определенную роль в ее пианистической деятельности. Ученики Т.П. Кравченко вспоминали, что она использовала приемы и лексику в преподавании фортепиано, схожую с приемами игры на скрипке.
Татьяна Петровна родилась в музыкальной семье, закончила московское Музыкальное училище им. Октябрьской Революции по классу скрипки и Московскую консерваторию по классу фортепиано у профессора Льва Николаевича Оборина (1907-1977) - ученика Константина Николаевича Игумнова (1873-1948), в свою очередь ученика Николая Сергеевича Зверева (1833-1893), учениками которого были С.В. Рахманинов (1873-1943) и А Н. Скрябин (1871-1915). Т.П. Кравченко была первой ученицей Л.Н. Оборина, мастерски перенявшая у него искусство пения на фортепиано. Л.Н. Оборин, ставший первым лауреатом I Международного конкурса им. Ф. Шопена в Варшаве в 1927 г., считался основателем советской пианистической школы. Юная пианистка стала хранительницей исполнительской традиции Льва Оборина, отличающаяся секретом пения на фортепиано. Ее педагогическим кредо было максимальное внимание над дыханием фразировки произведения, показывая взятие звука на клавишах Татьяна Петровна использовала жест, свойственный для выполнения вибрато на струнных инструментах. У нее было особенно певучее туше (фр. toucher - касаться, дотрагиваться) - способ прикосновения к клавишам фортепиано, влияющий на силу и окраску звука [1]. Татьяна Петровна учила певучему звуковедению и продлению звука на фортепиано.
Работая в Ленинградской консерватории с 1950 г. на кафедре сольного фортепиано (в 1954 г. состоялась ее защита на степень кандидата искусствоведения, в 1964 г. присвоено звание профессора), Т.П. Кравченко зарекомендовала себя отличным педагогом и в 1957 г. получила приглашение из Китая преподавать в крупнейших консерваториях страны. В сентябре 1957 г. она приехала сначала в
Тяньцзиньскую консерваторию в качестве советского эксперта, в 1958 г. работала в Пекинской консерватории и затем приехала работать в Шанхайскую консерваторию. В своей жизни Т.П. Кравченко не раз начинала новую главу жизни, работая в Москве (1945-1950), затем в Ленинграде (1950-1967), далее будет заведование кафедрой специального фортепиано в Киевской консерватории (1967-1979), потом возвращение в Ленинградскую консерваторию (1980-2003). Так она внезапно приняла приглашение отправиться в Китай с заданием подготовить делегацию китайских пианистов для I Международного конкурса имени П.И. Чайковского, который должен был состояться в 1958 г. Татьяна Петровна, уже в привычной форме, собрала все свои вещи и с мамой и дочкой уехала в Китай.
Это был колоссальный опыт педагогической работы так, как китайские студенты сильно отличались от того, что было привычно музыканту европейского образования. По ее словам, это были чрезвычайно работоспособные и преданные своему делу музыканты, и Т.П. Кравченко в последствии часто приводила их в пример своим ученикам в СССР, говоря: «Ну вот смотрите, вы целый месяц учите произведение, прежде чем принести мне на урок. А я помню, я какой-то девочке сказала на уроке посмотри к следующему уроку 5 концертов Рахманинова, имея ввиду, что она возьмет ноты, посмотрит их в библиотеке и принесет. А она принесла наизусть все 5 концертов Рахманинова» [1]. В репертуар пианистки входили произведения преимущественно Ф. Шопена, Л. Ван Бетховена, Ф. Листа и, самое главное, С.В. Рахманинова, которого в 30-е годы играть было довольно опасно из-за политических соображений. Но ее учитель Л.Н. Оборин смело вводит в учебно-профессиональный репертуар произведения Рахманинова и Татьяна Петровна блестяще справлялась с поставленной перед ней исполнительской задачей. Любимейшим и постоянно исполнявшимся ею произведением был его Второй фортепианный концерт с оркестром до-минор 1900 г. ор. 18.
Из воспоминаний Т.П. Кравченко китайские студенты-пианисты жили в казарменных условиях, ходили в одной одежде, ели 3 раза в день какую-либо скромную тарелку риса и занимались по 14-16 часов в день потому, что перед ними и Татьяной Петровной была поставлена задача подготовиться лауреатов к конкурсу Чайковского. Из воспоминаний ее бывших китайских студентов, будучи в Китае Татьяна Петровна приглашала их к себе, кормила и помогала всем чем можно было. В итоге к первому конкурсу они не успели, но ко второму - все получилось: лауреатом 2 премии стала студентка Татьяны Петровны - Ин Чэнцзун, которая затем специально приехала в 2016 г. в Санкт-Петербург, чтобы почтить память своего учителя, приняв участие на концерте в честь ее 100-
летия со дня рождения в Филармонии им. Д. Шостаковича.
Работая в Китае, Татьяна Петровна, как и многие ее коллеги, работавшие в этот же период в Китайских музыкальных ВУЗах, смогла в высшей степени реализовать свои педагогические и исполнительские способности, продемонстрировав советские методы обучения фортепианной игре, успешно внедрив их в китайскую педагогику [4]. Ее ученики принесли славу своей стране и советской фортепианной школе в лице Татьяны Петровны, силами которой была подготовлена плеяда блестящих китайских молодых пианистов: Бао Хуйцяо, Лю Шикунь, Ли Минцян, Гу Шэнъин, Инь Чэнцзун и др., большинство из них продолжили традиции российского пианизма в Китае и за рубежом.
Рис. Т.П. Кравченко со своими китайскими студентами, 1958 г.
По-разному сложилась судьба китайских некоторых учеников Татьяны Петровны:
1. Лю Шикунь ЭДШШ (род. 1939) стал лауреатом 2-й премии на
I Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве 1958 г.; с 1964 г. занимал серьезные руководящие посты, в годы Культурной революции (1966-1976) подвергся репрессиям и тюремному заключению с 1967-1973 гг., после реабилитирован и выступал в качестве солиста оркестра Центральной пекинской филармонии, первым из китайских пианистов га-
стролировал в США в 1978 г., с 1992 г. им открыто более 60 музыкальных образовательных центров в крупнейших городах Китая, является Почётным профессором Центральной (Пекинской) консерватории, Шанхайского и Шаньдунского университетов.
2. Ли Минцян (род. 1936) стал
лауреатом Международный конкурс имени Энеску в Бухаресте в 1958 г. и был удостоен IV премии на Международном конкурсе имени Шопена (1960). Концертировал по всему миру, включая Австралию, Австрию, Германию, Грецию, Кубу, СССР
и т. д. Преподавал в Шанхайской консерватории. В годы Культурной революции был отправлен для «перевоспитания» в деревню. По итогам перевоспитания потерял возможность выступать (ему перебили пальцы на руках). В 1978 г. возвращён в Шанхай, вновь преподавал в консерватории, в 1984-1989 гг. был её вице-президентом. С 1997 г. преподает в Гонконге. Входил в состав жюри различных международных конкурсов.
3. Гу Шэнъин ШЖ^ (1937-1967) в 1957 г. получила золотую медаль на VI Всемирном молодежном фестивале-конкурсе пианистов, в 1958 г. стала обладательницей гран-при XIV Женевского международного конкурса пианистов, что стало потрясением для мировой музыкальной элиты. В марте 1960 года он участвовал в VI конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве и получил высокую оценку и памятный слепок руки Шопена. В 1964 г. участвовала в Бельгийском международном конкурсе пианистов и снова завоевала главный приз, позже представляла Китай, выступая в Голландии и Финляндии. 31 января 1967 года подверглась преследованиям во время Культурной революции, покончила жизнь самоубийством, вслед за ней покончили с жизнью ее мать и брат. Когда ее отца Гу Гаоди бывшего генерала реабилитировали и выпустили из тюрьмы в 1979 г., он вернулся домой в Шанхай, и не обнаружив семьи в один миг посидел. Дрожащими руками он гладил фото дочери и говорил: «Святая детка, моя хорошая дочь...».
С 1960 г. из-за политических осложне-
мен был прекращен до окончания Культурной революции в 1976 г. Только в 1978 г. на очередном пленуме ЦК КПК утвердился курс «реформ и открытости», в результате чего произошло возобновление отношений между СССР и КНР. Все эти годы Татьяна Петровна непрестанно переживала за судьбу своих китайских учеников, а когда в 1979 г. ей стало известно о трагической гибели Гу Шэнъин, она сказала: «Я потеряла дочь». Татьяна Петровна нашла возможность в 1988 г. вернуться в Шанхай, чтобы повидаться и утешить еще живого отца своей ученицы и ей это удалось.
В заключении отметим, что Т.П. Кравченко создала свой собственный педагогический алгоритм, основанный на искусстве пения и особого звукоизвлече-ния из клавиш, представляющий большую ценность для музыкантов и педагогов. Ее педагогическая методика дала блестящие плоды, результатом которых стала плеяда замечательных пианистов, которые становились победителями многочисленных престижных конкурсов. Китайская революция 1966-1976 гг. не смогла уничтожить плоды советских педагогов-мастеров, память об их работе в китайских консерваториях до сих пор жива в продолженной исполнительской традиции ее не сломленных режимом учеников, ставших высокопрофессиональными пианистами и педагогами. «Эти китайские исполнители, оказавшиеся под глубоким влиянием русской фортепианной школы, сыграли важную роль в процессе постепенного формирования китайской фортепианной школы» [5].
ний между СССР и КНР культурный об-
Библиографический список
1. Лекция музыковеда, доцента Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Ольги Адольфовны Скорбященской «К 100-летию со дня рождения Т.П. Кравченко» от 20 апреля 2016 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=rDEe2ezYY2g&t=75s.
2. Рябченко О.Н. Из истории советско-китайских культурных связей (50-е гг. XX в.) // Россия и АТР. - 2010. - № 2. - С. 134-139.
3. Суйань Ли, Чжаохуй Ли. Из истории советско-китайских культурных связей (50-е годы XX в.) // Россия и АТР / Пер. с китайского Г.Л. Белоглазова, О.Н. Рябченко. - 2007. -№ 3. - С. 152-157.
4. Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы / Диссертация 17.00.02 канд. Искус. - СПб., 2008. -160 с.
5. Ши Явэнь. Китайский пианист Фу Цун - выдающийся интерпретатор музыки Шопена // Музыкальная культура глазами молодых ученых. Сборник научных трудов. Т. 14. -СПб.: «Астерион», 2019. - С. 126-130.
6. Ян Пэй. Различия и специфика российской и китайской фортепианной педагогики // Научные известия. - 2022. - № 28. - С. 151-156.
PEDAGOGICAL ACTIVITY OF PIANIST T.P. KRAVCHENKO WITHIN THE FRAMEWORK OF INTERNATIONAL CO-OPERATION OF THE SOVIET CHINESE
SCHOOL OF PIANO ART
Wen Simian, Postgraduate Student
The Herzen State Pedagogical University of Russia
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article is dedicated to the remarkable pianist and piano teacher - Tatyana Pe-trovna Kravchenko (1916-2003) - an outstanding personality, distinguished by her extraordinary ability to work and dedication to her work. On her creative path, Tatyana Petrovna had to re-open the book of life more than once from a new chapter, which happened in 1957, when, already an honored teacher, candidate of sciences and a recognized master of piano art, she left the country at the invitation with her mother and daughter to distant China to help Chinese musical youth master the art of pianoforte. The article uses materials from Chinese funds and memories of Tatyana Petrovna's students, since there is no special literature about her performing and teaching experience.
Keywords: piano pedagogy T.P. Kravchenko, Soviet piano school, Soviet-Chinese cooperation, pedagogical mastery of piano performance.