Научная статья на тему 'Педагогическая деятельность инструктора производственного обучения'

Педагогическая деятельность инструктора производственного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
855
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ / ИНСТРУКТОР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CORPORATE TRAINING / TRAINING IN THE WORKPLACE / INSTRUCTOR TRAINING IN THE WORKPLACE / PROFESSIONAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сячина Татьяна Юрьевна

В статье рассматривается проблема педагогической подготовки специалиста, реализующего обучение на рабочем месте. Для решения исследуемой проблемы обосновано и сформулировано определение «инструктор производственного обучения», определено содержание его деятельности, способ реализации обучения на рабочем месте. Результатом исследования является перечень основных трудовых функций, компетенций, необходимых инструктору для реализации обучения на рабочем месте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical activity of instructor training in the workplace

The article considered the problem of instructor training in the workplace, implementing training in the workplace. To determine the definition of « instructor training in the workplace», to determine the content of its activities, the method of implementing learning in the workplace. The result of the study is a list of essential job functions, competencies required the instructor to implement training in the workplace.

Текст научной работы на тему «Педагогическая деятельность инструктора производственного обучения»

3. Пашоликов М. С. Проект «Лаборатория событийного менеджмента» Проекты и методические разработки воспитательной деятельности в вузе. Вып. 2. Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Р. У. Богдановой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. 163 с.

4. Хальцбаур У. Event-менеджмент / У. Хальцбаур, Э. Йеттингер, Б. Кнаусе, Р. Мозер, М. Целлер; Пер. с нем. Т. Фоминой. М.: Эксмо, 2007.

REFERENCES

1. Lihachev B. T. Pedagogika: Kurs lekcij: Ucheb. posobie dlja studentov pedagog, ucheb. zavedenij i slushatelej IPK i FPK. 4-e izd., pererab. i dop. M.: Jurajt-M, 2001. 607 s.

2. Model' podgotovki bakalavrov v processe uchebnoj praktiki na osnove tehnologii sobytijnogo menedzhmenta // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2015. № 178. S. 142-146.

3. Pasholikov M. S. Proekt «Laboratorija sobytijnogo menedzhmenta» Proekty i metodicheskie razrabotki vospitatel'noj dejatel'nosti v vuze. Vyp. 2. Uchebno-metodicheskoe posobie / Pod red. prof. R. U. Bogdanovoj. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2014. 163 s.

4. Hal'cbaur U. Event-menedzhment / U. Hal'cbaur, Je. Jettinger, B. Knause, R. Mozer, M. Celler; Per. s nem. T. Fominoj. — M.: Jeksmo, 2007.

Т. Ю. Сячина

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТРУКТОРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматривается проблема педагогической подготовки специалиста, реализующего обучение на рабочем месте. Для решения исследуемой проблемы обосновано и сформулировано определение «инструктор производственного обучения», определено содержание его деятельности, способ реализации обучения на рабочем месте. Результатом исследования является перечень основных трудовых функций, компетенций, необходимых инструктору для реализации обучения на рабочем месте.

Ключевые слова: внутрифирменное обучение, обучение на рабочем месте, инструктор производственного обучения, профессиональная компетентность, педагогическая компетентность.

T. Syachina

PEDAGOGICAL ACTIVITY OF INSTRUCTOR TRAINING IN THE WORKPLACE

The article considered the problem of instructor training in the workplace, implementing training in the workplace. To determine the definition of« instructor training in the workplace», to determine the content of its activities, the method of implementing learning in the workplace. The result of the study is a list of essential job functions, competencies required the instructor to implement training in the workplace.

Keywords: corporate training, training in the workplace, instructor training in the workplace, professional competence, pedagogical competence.

Расширение области профессиональных задач современных рабочих кадров предполагает изменение организации и содер-

жания труда. Такая ситуация складывается из-за высокого темпа развития новых технологий, оборудования, условий, в кото-

рых существует предприятие. Для выполнения работником новых обязанностей требуются специальные знания, умения и навыки, которые формируются с помощью внутрифирменного обучения. Также для повышения квалификации работников реализуется обучение на рабочем месте как вид внутрифирменной подготовки. Исследования в области обучения на рабочем месте выявили следующие проблемы: эффективность внутрифирменной подготовки, отсутствие единых требований к реализации, методикам, выбору и подготовке специалистов, которые реализуют обучение.

В настоящее время возрастает интерес к специалистам, которые способствуют развитию в процессе обучения личностных качеств и профессиональной компетентности других работников. На производстве роль такого специалиста могут играть: преподаватель учебного центра, тренер, наставник, коуч и инструктор производственного обучения. Без специальной подготовки специалист, который осуществляет обучение на рабочем месте, зачастую испытывает трудности в организации обучения, взаимодействии с учеником (работником). Необходимость педагогической подготовки наставников была обоснована в работах современных исследователей: А. Р. Масалимовой, Ю. М. Махмутова, Г. Р. Туйсиной, Т. В. Погореловой [5]. Таким образом, проблема реализации обучения на рабочем месте связана с педагогической компетентностью специалиста, который передает свой профессиональный опыт другому работнику. Определим требования к инструктору производственного обучения и составляющим его педагогической компетентности. Для этого сформулируем содержание определения «инструктор производственного обучения», профессиональной педагогической деятельности. В работах С. Я. Батышева, А. М. Новикова, где рассмотрена деятельность инструктора производственного обучения, предложены

подходы к обучению рабочих [1]. Вопросы обучения на рабочем месте и его проблемно-ориентированной направленности затрагиваются в исследованиях Ч. Аллена, Д. Лайкера, Э. Деминга, Д. Вумека.

В энциклопедии профессионального образования говорится, что инструктор производственного обучения осуществляет на предприятии профессиональную подготовку квалифицированных рабочих и их воспитание [9]. При этом различают инструкторов, освобожденных от основной профессиональной деятельности, и инструкторов с частичной занятостью, то есть выполняющих основную профессиональную деятельность и обучение на рабочем месте.

Нормативные документы Российской Федерации и СССР определяют интересующее нас понятие. В соответствии с типовым положением о профессиональном обучении рабочих на производстве, утвержденным Постановлением Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам, Государственным Комитетом СССР по профессионально-техническому образованию, Секретариатом Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов № 50/4/4-85 от 4 марта 1980 года, выделяли два вида специалистов, осуществляющих обучение на производстве:

1) инструктор производственного обучения. В качестве инструктора производственного обучения может выступать квалифицированный рабочий, имеющий общее среднее или среднее специальное образование, не менее 3-х лет опыта работы;

2) преподаватель теоретического обучения: это может быть руководитель, инженерно-технический работник с высшим или средним специальным образованием и имеющий не менее 3-х лет опыта работы.

В документе используется понятие — мастер производственного обучения на рабочем месте и применяется для обозначения инструктора производственного обу-

чения, не освобожденного от основного вида деятельности в качестве квалифицированного рабочего [7].

В разделе общероссийского классификатора профессий II «Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в организациях атомной энергетики, промышленности и науки» упомянута должность специалиста — инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий, который осуществляет обучение неквалифицированных рабочих рациональным методам труда путем практического показа трудовых приемов на рабочем месте в соответствии с программами производственного обучения. Требованиями к такому специалисту являются: высшее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года или среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

На основании упомянутых источников мы сформулируем и будем использовать определение инструктор производственного обучения — специалист, осуществляющий обучение на рабочем месте, не освобожденный от основной профессиональной деятельности и осуществляющий обучение рабочих рациональным методам труда путем практического показа трудовых приемов на рабочем месте в соответствии с программами производственного обучения. Под специалистом будем понимать лицо, обладающее компетентностью в определенной области профессиональных занятий или в каком-то отдельно взятом вопросе. В более узком употреблении термин обозначает обладателя диплома о высшем или среднем специализированном образовании и близок по значению термину «профессионал» [9].

Определим содержание педагогической деятельности инструктора. Воспользуемся для этого результатами исследований и нормативными документами: Националь-

ного управления образованием Финляндии «Карта компетентности наставника производственного обучения»; Д. Лайкера; общероссийского классификатора профессий, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в организациях атомной энергетики, промышленности и науки» [2-4]. Эти результаты отображены в таблице.

В таблице представлено содержание трудовых функций, определенных в каждом из упомянутых источников. Проведенный нами анализ позволил получить достаточно полный перечень функций с разной степенью подробности из результатов исследований.

Сформулированные требования к инструктору производственного обучения позволяют определить педагогическую компетентность, которая была разработана с учетом обозначенных трудовых функций и федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.06 «Профессиональное обучение (по отраслям)»:

• Определять потребность в обучении, которая связана с качеством продукции или услуг, безопасностью труда, производительностью, надежностью оборудования.

• Осуществлять планирование обучения, обеспечивать ресурсы для реализации обучения, подготовку рабочего места, оборудования и инструментов, вести документацию, которая обеспечивает процесс обучения на рабочем месте.

• Разрабатывать схемы операций, рабочие инструкции по различным тематикам обучения.

• Обеспечивать соблюдение техники безопасности.

• Обеспечивать обратную связь с обучающимся в течение всего процесса обучения на рабочем месте.

• Участвовать в определении требуемого уровня компетентности обучающегося.

Трудовые функции инструктора производственного обучения

Трудовые функции инструктора производственного обучения Деятельность работника, осуществляющего обучение (по Д. Лайкеру) Квалификационные характеристики должностей работников Карта компетентности наставника производственного обучения

Планирование обучения — • Планирование учебной работы • Ведение учета выполнения программ производственного обучения, результатов труда обучаемых и их успеваемости. Планирование производственного обучения

Документирование —

Подготовка к обучению Подготовка ученика • Осуществление контроля за обеспечением безопасных условий работы учеников и молодых рабочих и за оснащением рабочих мест. • Проводит подготовку оборудования, материалов, инструмента и оснастки для обеспечения занятий по производственному обучению.

Осуществление обучения Ознакомление с операцией Пробное выполнение работы • Проведение вводного и текущего инструктажа вновь поступающих на предприятие рабочих. Обучение новых рабочих индивидуальным или бригадным методам в соответствии с программами производственного обучения. • Проведение оперативного производственного инструктажа рабочих в целях систематического повышения их квалификации, внедрения рациональных приемов и методов работы новаторов производства. Работа с обучающимся, оценка успеваемости

Проверка результатов Проверка и окончательная отработка навыка • Осуществление систематического контроля за правильностью выполнения рабочими методов труда и операций, за применением рациональных методов организации и планирования труда. • Контроль за соблюдением правил по охране труда и пожарной безопасности, правил технической эксплуатации оборудования и инструмента. Оценка знаний и навыков студента

Совершенствование процесса обучения • Изучение и обобщение опыта работы передовиков производства • Анализ отклонений в организации труда рабочих, в выполнении рабочими приемов и операций, влияющих на производительность труда, качество продукции, экономию сырья и материалов и проведение инструктажа рабочих, имеющих эти отклонения Повышение собственной компетенции в качестве

• Применять соответствующие методы обучения на рабочем месте.

• Осуществлять оценку усвоенных знаний и навыков обучающегося, анализировать уровень освоенных знаний и навыков, осуществлять их проверку в профессиональной деятельности.

• Фиксировать и решать проблемы, связанные с обучением на рабочем месте.

• Совершенствовать процесс обучения на рабочем месте путем решения проблем производства и обучения, повышения своего профессионального уровня и педагогической компетентности.

Таким образом, можно сделать выводы:

1. Для реализации обучения на рабочем месте состав профессиональных компетенций инструктора должен быть расширен путем включения педагогической составляющей. Педагогическая компетентность определена как часть профессиональной, что обусловлено появлением дополнительной трудовой функции, необходимой для реализации обучения на рабочем месте.

2. Исследования деятельности инструктора производственного обучения показы-

вают отсутствие общепринятых требований к содержанию педагогической компетентности и этой деятельности.

3. Сравнительный анализ результатов выбранных исследований позволил определить следующие трудовые функции инструктора производственного обучения: планирование обучения; документирование процесса обучения: подготовка к обучению; осуществление обучения; проверка результатов; совершенствование процесса обучения и саморазвитие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батышев С. Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1984. 572 с.

2. Квалификационные характеристики должностей работников образования (раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и служащих) // Сборник нормативных правовых актов с комментариями / Под ред. В. Н. Понкратовой, Ж. П. Осипцовой. М.: Изд-во МИСИС, 2009. 94 с.

3. Лайкер Д. Талантливые сотрудники: воспитание и обучение людей в духе дао Toyota / Дж. Лай-кер, Д. Майер; Пер. с англ. Т. Гутман. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 293 с.

4. Ламми А. Руководство по организации подготовки наставников производственного обучения // Национальное управление образования Финляндии.Тампере, 2014. 74 с.

5. Масалимова А. Р. Корпоративная подготовка наставников: Монография. Казань: Печать-Сервис — XXI век, 2013. 183 с

6. Новиков А. М. Процесс и методы формирования трудовых умений: Профпедагогика. М.: Высш. шк., 1986. 88 с.

7. Постановление Госкомтруда СССР, Госпрофобра СССР, Секретариата ВЦСПС от 04.03.1980 г. № 50\4\4-85 «Об утверждении Типового положения о профессиональном обучении рабочих на производстве» // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1980. № 5.

8. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. 135 с.

9. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С. Я. Батышева. М., 1999.

REFERENCES

1. Batyshev S. Ja. Proizvodstvennaja pedagogika. M.: Mashinostroenie, 1984. 572 s.

2. Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabotnikov obrazovanija (razdel Edinogo kvalifikacion-nogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej specialistov i sluzhashhih) // Sbornik normativnyh pravovyh ak-tov s kommentarijami / Pod red. V. N. Ponkratovoj, Zh. P. Osipcovoj. M.: Izd-vo MISIS, 2009. 94 s.

3. Lajker D. Talantlivye sotrudniki: vospitanie i obuchenie ljudej v duhe dao Toyota / Dzh. Lajker, D. Majer; Per. s angl. T. Gutman. M.: Al'pina Biznes Buks, 2008. 293 s.

4. Lammi A. Rukovodstvo po organizacii podgotovki nastavnikov proizvodstvennogo obuchenija // Nacional'noe upravlenie obrazovanija Finljandii. Tampere, 2014. 74 s.

5. Masalimova, A. R. Korporativnaja podgotovka nastavnikov: Monografija. Kazan': Pechat'-Servis — XXI vek, 2013. 183 s

6. Novikov A. M. Process i metody formirovanija trudovyh umenij: Profpedagogika. М.: Vyssh. shk., 1986. 88 s.

7. Postanovlenie Goskomtruda SSSR, Gosprofobra SSSR, Sekretariata VCSPS ot 04.03.1980 g. № 50\4\4-85 «Ob utverzhdenii Tipovogo polozhenija o professionalem obuchenii rabochih na proizvodstve» // Bjulleten' Goskomtruda SSSR. 1980. № 5.

8. Formirovanie znanij i umenij na osnove teorii pojetapnogo usvoenija umstvennyh dejstvij/ Pod red. P. Ja. Gal'perina i N. F. Talyzinoj. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1968. 135 s.

9. Jenciklopedija professional'nogo obrazovanija: V 3 t. / Pod red. S. Ja. Batysheva. M., 1999.

М. С. Игнатенко, В. В. Семикин

ВКЛАД МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ (КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX В.)

(Выполнено в рамках гранта РГНФ № 16-06-00914 «Роль научных студенческих объединений

в развитии психолого-педагогической науки в первой половине XX века»)

В статье рассматривается малоизученная проблема вклада молодых исследователей: ученых, аспирантов, студентов-ассистентов в становление психологии на разных этапах ее развития. Показана роль молодых ученых, основоположников научных направлений в области психологии, создателей научных школ, руководителей научных, научно-образовательных структур, наставников молодежных научных сообществ, объединений в развитии психологической науки.

Ключевые слова: молодые ученые, «оставление» при кафедре, при институте, студен-ты-«выдвиженцы», научные кружки, научные лаборатории, университетская система психологического образования, психологическое общество, научно-исследовательские центры, психология, экспериментальная психология, педагогическая психология, психотехника, педология, психология труда.

M. Ignatenko, V. Semikin

THE CONTRIBUTION OF YOUNG RESEARCHERS TO DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL SCIENCE (THE END OF XIX — THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES)

In the article considers the problem a little studied the contribution of young researchers: scientists, graduate students, assistants to the formation of psychology at different stages of its development. The role of young scientists, the founders of scientific directions in the field of psychology, the founders of scientific schools, heads of scientific, educational institutions, mentors youth scientific societies, associations in the development of psychological science.

Keywords: young scientists, «leaving» at the department at the Institute, studenty- «nominees», scientific societies, research laboratories, university system of psychological education, psychological society, research centers, psychology, experimental psychology, educational psychology, psycho, pedagogy, psychology labor.

Актуальной проблемой современной высшей школы является качественное образование, подготовка творческих, инициативных специалистов, способных предлагать и разрабатывать инновационные идеи,

находить нетрадиционные решения, реали-зовывать экономически выгодные проекты. Ведущую роль в повышении качества подготовки будущих специалистов призвана сыграть образовательная и научно-иссле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.