Общеизвестно, что всякая деятельность, направленная на утверждение красоты, эстетически воспитывает человека. В соответствии с этим необходимость личного участия в создании художественно привлекательных вещей составляет квинтэссенцию художественного воспитания. Привлечение воспитанника к творческой деятельности активизирует процесс интериоризации художественных ценностей. Однако эта деятельность должна быть не механической, а предусматривающей элемент творчества, поскольку именно творческая деятельность, направленная на создание духовных и материальных ценностей, дает положительный, общественно ценный результат.
Анализ воспитательного воздействия гончарного творчества на художественный вкус приводит к необходимости рассмотрения, с одной стороны, проблемы взаимосвязи общечеловеческого и национального в искусстве, а с другой стороны - вопрос отражения архетипов, национального самосознания личности. Последнее связано с тем, что одним из влиятельных средств развития личности является национальная культура, народное искусство и традиции.
Таким образом, мы считаем, что работа над художественными изделиями на уроках гончарства позволяет развить у учащихся способность к пространственно-композиционной деятельности и художественно-образному мышлению и способствует воспитанию художественного вкуса.
Введение в школьное обучение материалов по гончарному искусству позволяет приобщить детей к ценно-
стям народной культуре, к нравственным основам народного миропонимания.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буров А. И., Лихачев Б. Т. Эстетическое воспитание школьников. М., 1974.
2. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М., 1983.
3. Зверев И. Д. Эстетическое образование школьников. М.: Педагогика, 1984. 140 с.
4. Калашник Н. Г. Еволющя формування естетич-них смаыв в вторичному розвитку людства // Теоретичн питання культури, освгги та вихо-вання: зб. наук. праць. Вип. 20. Киев: Наука, 2002.С.103-106.
5. Калитин Н. Искусство видеть и слышать прекрасное. М., 1965.
6. Савчук I. В. Декоративно-ужиткове мистецтво як складова нацюнально! культури та чинник формування естетичних смаыв учтв // Наук. зап. Терношльського нацюн. пед. ун-ту. Сер.: Педагогша. 2007. № 8. С. 19-25.
7. Нестеренко Т. Ю. Развитие образно-пластического мышления младших школьников на основе традиций народного гончарного искусства (на примере дополнительного образования): авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
PECULIARITY OF PRIMARY SCHOOL PUPILS' COGNITIVE COMPETENCE FORMING IN EXTENDED DAY CLASS
Г. Ф. Гасанова, Л. К. Веретенникова
В статье рассмотрено формирование познавательных компетенций у младших школьников на примере учеников, посещающих группу продленного дня. В работе рассмотрено влияние использования конструктора «Лего» на познавательные компетенции учеников, посещающих группу продленного дня. Установлено, что школьники, посещающие группу продленного дня, значительно повысили уровень сформированности познавательных компетенций, качества знаний до 4,3%, а у группы детей, не посещающих группу продленного дня, наблюдался более низкий результат - 3,8%.
Ключевые слова: познавательные компетенции, начальная школа, группа продленного дня.
G. F. Gasanova, L. K. Veretennikova
The article deals with the formation of cognitive competence of primary school pupils in extended day class. The impact of "Lego" construction on the cognitive competence of children, visiting extended day class is considered. It has been noticed that the level of cognitive competence of schoolchildren visiting extended day class has risen considerably, and the quality of knowledge up to 4,3%. But the group of schoolchildren who didn't visit the extended day class, has lower results - 3,8%.
Keywords: cognitive competence, primary school, extended-day class.
Проблема формирования компетентностей - это главная задача реформы начальной школы. Важность сформированных познавательных компетентностей младших школьников для последующих этапов обучения огромна. Для успешного воспитания детей необходимо в первые годы школьного обучения пробудить интерес к учебным занятиям, к овладению знаниями, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их познавательную деятельность, пробудить интерес к творчеству.
Под познавательными компетенциями понимается способность, направленную на приращение знаний, освоение методов познавательной деятельности, развитие определенных умений и навыков в образовательной деятельности, развитие творческого мышления и самостоятельности в учебной деятельности.
Особенно важно на данном этапе сформировать познавательные компетенции не только собственно в классе, но в группе продленного дня. Режим работы групп продленного дня позволяет использовать познавательные компетенции в полном объеме. В режиме работы группы продленного дня указывается время для организации самоподготовки воспитанников (выполнение домашних заданий, самостоятельная, дополнительная, творческая работа по общеобразовательным программам), работы в кружках, секциях по интересам, отдыха, прогулок на свежем воздухе, экскурсии.
Группа продленного дня является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В группе продленного дня организуется внеурочная деятельность для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Одной из отличительных особенностей внедрения ФГОС является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников. Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Реализация программ внеурочной деятельности четко направлена на поэтапное достижение трех уровней результатов:
1) приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
2) ценностного отношения к социальной реальности в целом;
3) получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Ведущей идеей организации и осуществления внеурочной деятельности, вытекающей из особенности развития учреждения, определено объединение ресурсов
социума в интересах ребенка, для его развития и самоопределения, интеграция основного и дополнительного образования на основе изучения индивидуальных потребностей обучающихся и их родителей. Данная идея определила стратегическую цель и задачи совершенствования внеурочной деятельности образовательного учреждения, а также осуществления опытно-экспериментальной работы.
Реализация внеурочной деятельности, занятия, мероприятия проводятся во второй половине дня, то есть в большинстве своем в группах продленного дня. Здесь организуются экскурсии, творческие вечера, математические викторины и т. д., что очень интересно для детей младшего школьного возраста. Также в группах продленного дня создаются условия для реализации потенциальных возможностей и творческих интересов школьников средствами конструктора «Лего», игры в шахматы и участие в выставках и соревнованиях.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я», и самое главное - творческого потенциала личности [1, с. 18]. Важно заинтересовать ребенка разнообразными занятиями после уроков, что дает возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Практика показала, что можно совместить такую игровую форму занятия, как лего-конструирование, с информационно-коммуникационными технологиями, создавая мультфильм с использованием фигурок животных, которые заранее дети сконструировали из лего.
Установлено, что содержание начального образования составляет основу для всестороннего развития учеников, формирования их логического и творческого мышления, познавательных интересов, продолжения образования, выбора будущей деятельности. Являясь средством воплощения в жизнь целей обучения, содержание отражает как текущие, так и перспективные образовательные потребности каждого человека и общества в целом.
Требования к формированию познавательной компетенции в начальной школе определяются государственной стратегией. В государственных документах определены принципы и общие основы содержания школьного образования: гуманизация, интеграция, дифференциация, направленность на всестороннее развитие личности и формирование гражданина, научная и практическая значимость, соответствие сложности образования возрастным возможностям, широкое применение новых информационных технологий [2, с. 19].
Проведенный теоретический анализ проблемы формирования познавательных компетенций на занятиях по математике в начальной школе в группе продленного дня подтвердил необходимость педагогического эксперимента.
В исследование были включены ученики 2-х классов, в которых обучался 41 школьник. Обучение в группе
Рис. Модель формирования компетенций в группе продленного дня
продленного дня составляет факультативный компонент учебного процесса, из общего количества учеников ее посещало 25 детей. В рамках исследования их разделили на 2 группы - посещающих и не посещающих группу продленного дня.
На занятиях по математике проводился контроль посредством устного счета, тестов, математического диктанта, карточек с заданиями, самостоятельной работы, проверочной работы и промежуточных и итоговой контрольной работы. Диагностика осуществлялась в 3 этапа: входная, промежуточная, итоговая.
При входной контрольной работе средний результат у детей, не посещающих группу продленного дня, был 4,1%, а у детей, посещающих группу продленного дня, - 3,6%. После входной контрольной работы мы целенаправленно занимались повышением уровня знаний учеников, посещающих группу продленного дня, по темам, касающимся измерения длины, решения задач, устных вычислений в пределах ста. Для этого пользовались разными средствами обучения.
В конце первого полугодия проводилась очередная контрольная работа по итогам первого полугодия, результаты которой были таковыми: дети, не посещающие группу продленного дня, имели усредненный результат 4,062%, а дети, посещающие группу продленного дня, -4,16%. Средняя оценка детей, посещающих группу продленного дня, выросла с 3,6% до 4,16%. Нет ни одного неуспешного ученика. Большая часть учеников повысила уровень своей компетентности. У домашней группы отмечался более низкий результат. По нашему мнению, это связано с тем, что родители учеников не знают, как методически повлиять на повышение знаний своих детей. Родители, выполняя с детьми домашнюю работу, чаще всего помогают и подсказывают им, дети, привыкая к излишней
опеке, постоянной помощи, не овладевают умениями работать самостоятельно.
Во втором полугодии мы в группе продленного дня работали по той же методике, используя те же средства обучения, что и в первом полугодии, во время промежуточных контрольных работ было отмечено повышение уровня сформированности компетенций.
В конце учебного года была проведена итоговая диагностика, в том числе итоговая контрольная работа, которая проводится московским центром качества образования в каждой школе, работающей по ФГОС НОО. В итоговой работе практически тестовые задания. Всего в работе было 16 заданий, которые включали 17 вопросов. 11 заданий являлись обязательными, а 5 - дополнительными.
Результаты итоговой контрольной работы были радостными, так как ученики, посещающие группу продленного дня, значительно повысили уровень сформированности познавательных компетенций, качества знаний до 4,3%, а у группы детей, не посещающих группу продленного дня, наблюдался более низкий результат - 3,8%.
Сравнение средних показателей диагностируемого качества свидетельствует, что дети, посещающие, группу продленного дня, постоянно совершенствуются, показывая хорошие результаты, а дети, не посещающие группу продленного дня, имеют средний результат ниже уровня обязательной подготовки. По результатам итоговой диагностики учащимся даются рекомендации по повышению познавательной мотивации, умению самостоятельно учиться в связи с психологическими особенностями того или иного ученика.
Для становления компетентностей младших школьников необходимо формировать навык самостоятельной познавательной деятельности, самообразования, самовоспитания.
Опыт показал, что особенностью формирования исследуемого свойства учащихся является реализация возможностей педагогического процесса в группе продленного дня: максимальный учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, проявление самостоятельности, желания быть успешным, реализация своего творческого потенциала, не-формальноее общение, взаимодействие на основе общности познавательных интересов. Именно такая организация педагогического процесса на гуманистической основе и позволяет в наибольшей степени удовлетворять и развивать познавательные потребности детей, систематически и эффективно формировать их познавательные компетенции.
В группе продленного дня педагогический процесс осуществлялся на основе модели (см. рисунок).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веретенникова Л. К. Формирование творческого потенциала младших школьников. М., 2008. С.18-19.
2. Веретенникова Л. К., Неверова А. В. Особенности современных подходов к модернизации начального образования // Наука и школа. 2012. № 2. С.19-21.
ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТАХ СОЧИНЕННЫХ СКАЗОК. ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИЕМА СОЧИНИТЕЛЬСТВА
MANIFESTATION OF ANXIETY OF YOUNGER PUPILS IN THE SUBJECTS COMPOSED FAIRY TALES. POSSIBILITIES AND LIMITATIONS OF METHOD OF WRITING
Т. Е. Иовлева, В. М. Рудомазина
В статье обсуждаются сказки, сочиненные детьми, как успешный прием по работе с тревожностью. На основании проведенного исследования авторами предлагается гипотеза о том, что содержание сказок, сочиненных тревожными детьми, чаще включает в себя травмирующие события (потеря, смерть, неопределенность ситуации, катастрофа).
Ключевые слова: сказка, тревожность, сознание, сказочный сюжет.
Современные условия жизни ставят перед ребенком порой невыполнимые задачи, с которыми сложно справиться даже взрослому. Возложенные на детей школьные обязанности, недостаточное внимание со стороны преподавателей или родителей, неосознанное в этом возрасте чувство ответственности порождает появление страхов, неуверенности и тревоги. В ходе исследований, проводившихся авторами по данной тематике, было установлено, что по поведенческим характеристикам в процессе общения с ребенком возможно определить степень его тревожности. Это позволило говорить о наличии определенных содержательных изменений в поведении и поступках тревожного ребенка.
Ниже представлен подробный анализ сюжетов сказок, сочиненных детьми, в соотношении трех уровней их тревожности. Соответственно, приведенные сюжеты чаще встречаются при высоком, среднем и низком показателях тревожности.
Высокий уровень тревожности
Основной сюжетной линией в сказках «тревожных» детей стали травмирующие, необратимые события (потеря, смерть, неопределенность ситуации, катастрофа). Уровень значимости, встречаемости таких сюжетов составляет 0,79 при р = 0,05, то есть сказки с необратимостью сюжета (похищением, разрушением, съеданием) чаще рассказывали дети с высоким и завышенным уровнем тревожности.
Дети в этой группе (46% сказок от общего количества) проигрывали основную сюжетную линию - путешествие в лес, где возникала ситуация «необратимости» - сказочный
T. E. Iovleva, V. M. Rudomazina
In the article the fairy tales told by children are discussed as successful way of work with anxiety. On the base of conducted investigation the authors offer the hypothesis that the content of fairy tales, told by anxious children, involves more often the traumatized events (loss, death, uncertainty of situation, catastrophe).
Keywords: fairy tale, anxiety, consciousness, fairy tale plot.
герой из леса уже не возвращался. Как отмечает А. И. Захаров [1], за таким сюжетом стоят детские страхи, чаще встречающиеся у девочек. Тогда как В. Я. Пропп интерпретирует путешествие по лесу по-иному: «лес» рассматривается в его классификации и как кормилец, и как задерживающая преграда. «Лес, в который попадает герой, непроницаем. Это своего рода сеть, улавливающая пришельцев» [2].
В сказках «тревожных» детей герой попадает в лес не по своей воле, его принуждают или заставляют. «Необратимые» события происходят именно в лесу, когда все меняется в жизни героя, и не всегда в его пользу. Ребенок тем самым воспринимает образ волшебного леса как места, фрустрирующего его желания, мечты, ожидания. Интересным представляется сравнение восприятия леса у детей со средним уровнем тревожности: герои сказок этой группы, напротив, с удовольствием, добровольно идут в лес, получая от него определенные дары (грибы, ягоды, дрова). Причем эти дети предостерегают своего героя: если он ослушается взрослых и сам отправится в лес, то возможны неприятности.
Пример 11. Ребенок (7лет). Жил-был милый ежик. Он пошел гулять и заблудился в лесу. Его мама звала-звала, а он не слышал. Мама послала старшую сестру в лес, чтобы она его забрала. Сестра увидела, что он запутался в плюще. Она попыталась его освободить и сама запуталась. Так они и пропали.
Другая группа сказочных сюжетов (11%) включает в себя элемент «обмана». Это сказки, в которых обманывают преимущественно главного героя. Часто элемент обмана касается отношений героя с другими персонажами сказки. За элементом обмана нередко стоит социальный страх, ко-
1 В приведенных нами сказках сохранен авторский текст и индивидуальный стиль, что дает возможность исследователю наиболее точно определить эмоциональное состояние и характер переживаний рассказчика.