Научная статья на тему 'Печатные и электронные издания: динамика и перспективы развития новых технологий в издательской отрасли России'

Печатные и электронные издания: динамика и перспективы развития новых технологий в издательской отрасли России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
931
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Печатные и электронные издания: динамика и перспективы развития новых технологий в издательской отрасли России»

Печатные и электронные издания: динамика и перспективы развития

новых технологий в издательской отрасли России

О.М. Бутусов,

аспирант кафедры УБПвМИ, ФЭиМ

По характеру своего развития российский рынок печатной продукции близок к рынкам европейских стран. Он также консервативен и направлен на поддержку рынка печатных книг. Доминирующее значение печатных книг сохраняется у российских потребителей. Вместе с тем в развитии книжного рынка России в течение последних лет продолжает наблюдаться ряд негативных тенденций.

В докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК) «Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития» сделан вывод, что книжный рынок России переживает продолжительный и серьезный кризис. По данным ФАПМК, в 2011 году совокупный тираж книг и брошюр продолжил уверенно снижаться, уменьшились также средний тираж и средний объем одного издания.

Данная тенденция подтверждается данными Российской Книжной палаты, которые отражены в табл. 1. За период с 2009 по 2012 год наблюдается снижение количества названий печатных книг и брошюр (с 123 336 до 116 888), и уменьшение их общего тиража (с 760 439,30 до 540 466,30 тыс. экз.).

50

Таблица 1

Количество названий книг, брошюр и общий тираж в 2009-2012 гг.

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Количество названий книг и брошюр 123 336 121 738 122 915 116 888

Общий тираж, тыс. экз. 760 439,30 653 843,70 612 506,30 540 466,30

На фоне падения тиражей книжной продукции в 2011 году выросла цена: в центральных издательствах - на 30%, а в региональных издательствах рост цен доходит до 85%.

Похожая ситуация наблюдается и с периодическими изданиями. При общем росте числа печатных периодических изданий, их тираж снижается (табл. 2).

Таблица 2

Число периодических изданий и их общий годовой тираж в 2011-2012 гг.

Показатель 2011 г. 2012 г.

Число изданий, шт. 7812 8051

Общий годовой тираж, экз. 1 953 210,40 1 837 557,10

Объем розничного рынка печатных СМИ в стоимостном выражении, несмотря на отрицательную динамику реализованных тиражей, остается стабильным с 2009 года. Потери от снижения тиражей компенсируются ростом цен на печатную продукцию. Согласно данным мониторинга розничных цен на прессу, за 2010 и 2011 год рост цен на печатные СМИ составил в совокупности 23%. В 2012 году тенденция подорожания периодики не просто продолжилась, но и усилилась, составив 12% в год.

Другой немаловажной тенденцией развития рынка книжной продукции в России является рост популярности электронных книг.

В течение последних лет растет объем продажи смартфонов, планшетных компьютеров и ридеров и, как следствие, объем продаж электронных книг. Этот факт косвенно указывает на растущую популярность электронных книг в нашей стране.

По данным аналитической группы SmartMarketing, приведенным в табл. 3, в 2011 году в России было продано 1,43 млн устройств для чтения электронных книг. Это на 256% больше, чем в 2010 году, и на 757% больше, чем в 2009 году. Большая часть моделей продаваемых в России ридеров находится в ценовой категории 3-6 тыс. рублей, что

51

сопоставимо с ценами в США, где цены на наиболее покупаемые модели Kindle, а также ридер-конкурент Nook компании Barnes&Noble лежат в диапазоне цен 100-200 долл.

По данным агентства IT Research, продажа планшетных компьютеров в России в 2011 году выросла в 6 раз. Официальные поставки планшетников в Россию составили 1,14 млн штук, еще на 200 тыс. штук это количество увеличилось за счет неофициальных поставок.

Таблица 3

Количество проданных электронных устройств для чтения книг в 2009-2012 гг.

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Количество проданных электронных устройств, шт. 189 000 539 000 1 430 000 2 000 000

По оценке производителя цифровой электроники и компьютерной техники Wexler и крупнейшего легального продавца электронных книг на русском языке «ЛитРес», в 2011 году было реализовано чуть более 1 млн ридеров и около 900 тыс. планшетных компьютеров. Как видим, обе оценки объемов продажи в России электронных устройств практически совпадают.

Определенный интерес представляет собой информация об объемах продаж цифрового контента. В 2011 году рынок электронных книг в РФ вырос на 1127% по сравнению с 2008 годом. Согласно экспертной оценке ведущих дистрибуторов цифрового контента, объем продаж электронных книг в России суммарно в сегментах B2C и В2В в 2011 году находился в интервале 235-250 млн рублей - это 0,3% книжного рынка России.

Росту рынка электронных книг в России, как и во всем мире, способствуют многие факторы:

• растущее число интернет-пользователей;

• увеличение количества мобильных устройств с доступом в Интернет;

• удешевление трафика (в том числе мобильного);

• увеличение контента, доступного для загрузки;

• сокращение тиражей печатных книг;

• развитие интернет-торговли.

Известно, что в нашей стране, к сожалению, легально скачивается примерно каждая десятая книга. Растет «книжное пиратство». Количество интернет-страниц со ссылками на пиратские электронные книги увеличилось с октября 2010 года по апрель 2011 года с 800 тыс. до 1 млн страниц. Из-за больших объемов нелегального контента издательства теряют десятки миллионов долларов ежегодно. В силу недостаточного правового обеспечения электронного книгоиздания на рынке

52

действует большое количество нелегальных сетевых игроков. Известно четыре крупнейших файлообменника, которые хранят 47% пиратского контента: (4shared - 20%, hotfile - 15%, rapidshare - 7%, uploading -5%).

Многие «книжные пираты» предпочитают использовать файлообменники поменьше. Исследования Attributor показывают следующую закономерность: рейтинги популярности книг среди пиратов не соответствуют списку легальных бестселлеров. Кроме того, вопреки распространенному мнению, «похищаемость» книги не связана напрямую с ее ценой.

Среди игроков рынка, действующих легально в России, выделяются отечественные сетевые ресурсы - «ЛитРес», Elkniga.ru, Bookee.ru, imobilko.ru

Авторы доклада ФАПМК полагают, что увеличение продаж электронных книг при снижении продаж книг бумажных будет трендом не только за рубежом, но и в России. В нашей стране при сохранении нынешнего роста легальные электронные книги дадут в 2015-2017 годах 5% нынешнего объема книжного рынка (или 3 млрд руб.) Генеральный директор компании «ЛитРес» прогнозирует, что эта цифра будет значительно выше и составит от 5 до 20%.

Еще одна тенденция развития книжного рынка России состоит в том, что у российских издательств доля электронных книг в структуре ассортимента все еще небольшая. Размер доли зависит от региона. Если в Москве и Санкт-Петербурге в 2011 году доля электронных книг в ассортименте издательств составляла порядка 20%, то в регионах эта доля не достигает и 5%. Это говорит о том, что российские издатели пока не слишком заинтересованы в развитии такого направления, как электронные книги, по-прежнему отдавая предпочтение традиционному книгоиздательству.

Определенный интерес в плане выявления потребительских предпочтений россиян на рынке электронных книг представляют собой результаты online-опроса аудитории сайта РБК. Объем выборки составил 3697 человек.

Результаты исследования показали, что совокупная доля читателей электронных книг составила больше половины опрошенных -53,1%. Из них - регулярно читают электронные книги 21,8% респондентов. Четверть участников исследования ответили, что иногда читают электронные книги (24,7%).

При этом почти треть респондентов предпочитают читать печатные книги (28,4%).

Популярность электронных книг растет все больше с каждым годом и составляет все более острую конкуренцию традиционному формату книжной продукции. В основном тенденция активного про-

53

Рис. 1. Структура ответов респондентов на вопрос «Читаете ли Вы электронные книги», %

никновения электронного контента в большей степени характерна для центральных регионов нашей страны. Здесь уровень технической оснащенности потребителей (ридерами, планшетами) выше, чем в регионах РФ. Поэтому основные точки роста рынка приходятся на Москву и Санкт-Петербург, где книжный рынок растет за счет замещения печатной книги электронными книгами. В регионах РФ пока активного развития направления электронных книг не наблюдается.

Полученные результаты исследования также выявили, что большинство россиян пользуется нелегальным контентом и не готово тратить деньги на покупку легальных электронных книг. В этом плане рынок электронных книг не является исключением и аналогичная ситуация в России наблюдается на всем рынке цифрового контента.

По результатам опроса, 78,9% опрошенных россиян скачивают нелегальные электронные книги. Из них треть ответили, что только ими и пользуются (29,5%). Еще половина скачивает нелегальные электронные книги, но делает это иногда (49,4%).

Таким образом, российский рынок электронных книг находится на невысоком уровне развития. Один из барьеров его развития -превалирующее положение нелегального контента, а также нежелание большинства потребителей пользоваться легальным контентом.

Работа по борьбе с нелегально скачиваемым контентом активно ведется, например, в упомянутой выше компании «ЛитРес» есть отдел, который занимается мониторингом пространства рунета на предмет нелегального распространения книг, правами на которые обладает данная электронная библиотека. При нахождении таковых отдел обращается к распространителю с просьбой закрыть источник. По просьбе

54

издательства «Эксмо» (компании-владельца «ЛитРес») компания Google удалила из результатов поиска ссылки на нелегальные копии книг, права на которые принадлежат издательству. С компанией «Яндекс» иная ситуация - руководство поисковика отказалось удалять ссылки, так как по словам представителя «Яндекса» Очира Манжикова это «будет, по сути, цензурой и нарушением права граждан на свободный поиск информации» и предложил обратиться непосредственно к пиратам, разместившим ресурс. Издательство обратилось в арбитражный суд с иском к компании «Яндекс», третьими лицами выступили интернет-библиотека «Литрес» и издательство «Алгоритм-книга». Также ожидается внесение поправок в четвертую часть Гражданского Кодекса РФ, конкретизирующую ответственность интернет-провайдеров за нарушение интеллектуальных прав.

В итоге хочется отметить, что происходят глобальные изменения книжного рынка и рынка периодики, но активное развитие рынка электронных книг не означает полного замещения печатного формата книг. Вероятнее всего, на российском книжном рынке электронные и печатные книги будут развиваться в направлении конвергенции. Очень многие читатели привержены классическому формату получения информации - через печатную продукцию, но и технологии не стоят на месте, объем электронных изданий и книг растет ежегодно в рекордных объемах.

Издательствам следует обратить внимание на текущие тенденции, чтобы удержаться на плаву, получить максимум выгоды от перемен и войти успешными игроками в век цифровых технологий. Также внимания требует основная проблема выпуска электронных изданий в РФ - пиратство. Если будут внесены соответственные поправки в законодательство и издатели почувствуют себя защищенными, начнут получать прибыль от работы в данном направлении, рынок электронных изданий получит активнейшее развитие.

Библиографический список

1. http://www.vedomosti.ru/companies/news/1433141 / po_ssylke_v_sud

2. http://fapmc.ru/rospechat/newsandevents/media/2013/ 01/item20.html

3. http://kommersant.ru/doc/2040886/print

4. http://pro-books.ru/sitearticles/10050

5. http://www.bookchamber.ru/content/stat/statinfo.htm

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.