Научная статья на тему 'Печатная журналистика на распутье: пути эволюции'

Печатная журналистика на распутье: пути эволюции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
967
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Art Logos
ВАК
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ГИБРИДНЫЕ ЖАНРЫ / ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ / MODERN JOURNALISM / A HYBRID GENRE / THE INTERNET-EDITIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Конюкова М. Л.

В статье рассматриваются изменения в системе жанров современной журналистики. Определяется, что современные медиатексты создаются по принципу конвергенции. Утверждается, что современные требования потребителя информации влияют на форму подачи материала и формируют гибридные жанры интернет-журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses changes in system of genres of modern journalism. The author argues that modern media texts are created on the principle of convergence and states that modern requirements of the information consumers affect the shape of the material and form hybrid genres of online journalism.

Текст научной работы на тему «Печатная журналистика на распутье: пути эволюции»

УДК 808.1

ГРНТИ 16.21

М. Л. Конюкова Печатная журналистика на распутье: пути эволюции

В статье рассматриваются изменения в системе жанров современной журналистики. Определяется, что современные медиатексты создаются по принципу конвергенции. Утверждается, что современные требования потребителя информации влияют на форму подачи материала и формируют гибридные жанры интернет-журналистики.

Ключевые слова: современная журналистика, гибридные жанры, интернет-издания.

M. Konyukova

Print Journalism is at a Crossroads: the Path of Evolution

The article discusses changes in system of genres of modern journalism. The author argues that modern media texts are created on the principle of convergence and states that modern requirements of the information consumers affect the shape of the material and form hybrid genres of online journalism.

Key words: modern journalism, a hybrid genre, the Internet-editions.

Введение. Краткий обзор исторически сложившейся системы

жанров журналистики

К началу ХХ столетия система жанров в журналистике закончила свое формирование с оформлением жанра журналистского расследования. С тех пор в течение более чем ста лет считалось, что новые жанры больше не появятся. Сегодня наиболее простой и сжатый вариант системы жанров журналистики выглядит так:

I. Информационные жанры

1. Заметка.

2. Репортаж.

3. Интервью.

4. Отчет.

5. Обзор.

II. Аналитические жанры

1. Корреспонденция.

2. Комментарий.

© Конюкова М. Л., 2017 © Konyukova M., 2017

3. Статья.

4. Журналистское расследование.

5. Рецензия.

III. Художественно-публицистические жанры

1. Эссе.

2. Памфлет.

3. Фельетон.

4. Очерк.

На самом деле, разные исследователи журналистики по-разному дифференцируют и именуют жанры в соответствии с их признаками. Но вышеприведенная система является наиболее простой, полной и исчерпывающей.

Еще в первой половине прошлого века в некоторых СМИ держали журналистов, задачей которых было выступать исключительно в одном жанре. Были, к примеру, репортеры, которые рассказывали о том, как происходило то или иное событие. Были штатные очеркисты - этим славилась «Литературная газета». Многие и сегодня помнят блестящие очерки Фриды Вигдоровой и Ольги Чайковской. Многие журналисты специализировались в отдельных жанрах.

1. Тексты-гибриды

В ХХ столетии эволюция системы жанров журналистики двигалась в сторону их гибридизации. Если раньше считалось невозможным появление, к примеру, репортажа с элементами интервью, то к концу ХХ века подобное стало нормальным явлением. Самые сложные гибриды - иногда с чертами трех-четырех жанров - стали обычным явлением на страницах СМИ. Вот, например, текст с сайта петербургской интернет-газеты «Фонтанка»:

Фермеры Кузнечного рынок не сдают

Смольному не удается перетянуть на свою сторону фермеров Кузнечного рынка. Лучше синица в руках, решили торговцы и остались верными оператору, который теперь здесь на птичьих правах.

После жалобы арендаторов Кузнечного рынка губернатору Георгию Полтавченко комитет имущественных отношений разрешил торговцам задержаться у прилавков еще на пять месяцев. Условие одно - перестать платить нынешней управляющей компании. Следуя букве закона, фермеры рискуют остаться в голых стенах, без света и холодильников. Тем более что суд пока не поставил точку в споре между чиновниками и бизнесом.

Об адресованном субарендаторам Кузнечного рынка предложении Фонд имущества сообщил 1 ноября. Смольный предлагает занимающим 80 точек торговцам разорвать денежные отношения с управляющей компанией «ООО «Кузнечный рынок» и перейти на прямой договор с городом. Как пояснил «Фонтанке» замглавы комитета имущественных отношений Александр Герман, таким образом продавцы смогут легально стоять за прилавками до тех пор, пока у рынка не найдется новый хозяин.

Комитет имущественных отношений объявил о запуске масштабной программы рекон-цепции городских рынков в мае 2017 года. По мнению чиновников, рыночные торговцы давно проиграли битву сетевым ретейлерам. Площади пустуют, а потребитель вместо фермерской продукции зачастую получает ассортимент продовольственных баз, но со спекулятивной наценкой.

Обновление было решено начать с Кузнечного рынка. Городские власти еще в июле направили арендатору здания - ООО «Кузнечный рынок» - уведомление о расторжении договора. 4 октября срок действия документа истек, и чиновники попросили оператора до 14 ноября освободить помещение. Однако арендатор съезжать отказался и попытался приватизировать объект. В соответствии с 159-м ФЗ, бизнесмен имеет право выкупить занимаемое помещение, которое арендовал у государства более двух лет. Смольный отказал, и теперь ООО «Кузнечный рынок» оспаривает это в суде. Заложниками войны между городом и управляющей компанией оказались фермеры. После расторжения договора с ООО «Кузнечный рынок» они потеряли право стоять у прилавков. Причем торговцы утверждают, что узнали о проблеме лишь на прошлой неделе, когда представители Фонда имущества вручили им уведомления. После этого предприниматели обратились с петицией к губернатору.

В КИО разводят руками: управляющая компания должна была сама провести разъяснительную работу, как только получила известие о расторжении договора. Но все же готовы предложить компромисс. Вместо немедленного выселения фермерам дадут поработать еще пять месяцев. «Лица, заключившие договор, получат законным образом оформленные документы, позволяющие осуществлять торговую деятельность на период выбора нового оператора рынка и заключения договора с ним», - пояснили в Фонде имущества. Ставка за торговое место составит 15 тысяч рублей в месяц.

Предложение Смольного выглядит щедрым, но лишь на первый взгляд. Опрошенные «Фонтанкой» фермеры признались, что продолжают исправно вносить плату в кассу ООО «Кузнечный рынок»: мясные и молочные лавки каждый день, прочие арендаторы - раз в две недели.

«Договор у нас заключен на три месяца. Но плату вносим за каждый день. Мы своих не бросаем», - говорит владелица молочной лавки Елена Урюкова. По ее словам, чиновникам, пришедшим открыть торговцам глаза на истинное положение вещей, на Кузнечном были не рады. «Даже пускать их не хотели», - говорит она.

Владелица нескольких овощных точек Елена Ткачева заключила договор до конца года и отказываться от обязательств пока не намерена. Говорит, оборудование, которое используют фермеры, предоставляет именно управляющая компания. «Если мы заключим договор с городом, то останемся в голых стенах», - говорит она. Для продажи овощей это не так критично, то торговать мясом без холодильников невозможно. «Многие фермеры растят скот, чтобы продать в высокий сезон перед Новым годом. Найти новое место для его продажи будет нереально», - отмечает она. По мнению предпринимательницы, щедрость Смольного не более чем обходной манёвр, чтобы

рассорить фермеров и оператора. «Гарантию, что мы останемся дольше чем на пять месяцев, нам никто не дает», - отмечает она.

Город прибег к еще одной мере административного воздействия: с прошлой недели на Кузнечном рынке прекратила работу ветеринарная лаборатория. Это означает, что фермеры-частники, которые выращивают скот сами, не смогут его продавать. Таких торговцев на Кузнечном не больше десяти человек и встают за прилавки они ближе к зиме. «Остальные продавцы закупают мясо у уже сертифицированных производителей. У нас проблем нет», - говорит владелец мясной лавки Сергей Мазорха.

Предприниматель тоже продолжает вносить арендную плату в кассу ООО «Кузнечный рынок». По его словам, управляющая компания дала понять, что если фермеры откажутся платить, то нести расходы за свет и другие коммунальные услуги из своего кармана она не намерена. А вот сможет ли Смольный быстро наладить работу рынка, фермеры сомневаются. «Пока мы даже проекта договора не видели, одни слова», -комментирует предприниматель. Зато, сохраняя лояльность управляющей компании, можно выиграть время в надежде, что суд встанет на сторону бизнеса и обяжет Смольный продать рынок нынешнему оператору.

Чиновники пытаются разубедить фермеров: те деньги, которые они платят ООО, идут мимо бюджета города, при этом оператор тоже не может дать им никаких гарантий. Впрочем, в Смольном признают, что пока не совсем понимают, как именно будут управлять рынком до торгов. «Скорее всего, рынок возьмет в управление одна из подведомственных организаций КИО, с ней будут заключать договоры предприниматели, она будет управлять рынком, собирать арендную плату, платить коммунальные платежи. Этот же городской оператор сможет обеспечить работу на территории рынка ветеринарной лаборатории», - сказал Александр Герман. А вот о прилавках и холодильниках, которых лишатся фермеры в случае ухода ООО, им придется позаботиться самим. «Необходимое оборудование предприниматели смогут установить свое или арендовать его у сторонних организаций», - сказал чиновник.

Представитель Кузнечного рынка Ольга Котченко сообщила, что управляющая компания не препятствует арендаторам договариваться с городом, но подтвердила, что в случае прекращения оплаты может разорвать договор с энергоснабжающими организациями. Оператор говорит, что предложил Смольному выход: позволить ему до решения суда пользоваться торговым объектом без договора, внося арендную плату по факту.

В КИО сообщили, что официального ходатайства на этот счет пока не получали. Но надежды на положительный ответ мало: ранее Смольный сообщал, что присутствие арендатора на птичьих правах является препятствием для проведения торгов.

Галина Бояркова, «Фонтанка. ру»

Перед нами яркий пример корреспонденции с элементами интервью и комментария. В принципе, в подобном тексте есть также место элементу репортажа - если бы автор, начиная рассказ о ситуации, сложившейся вокруг одного из старейших городских рынков, зашел в его помещение и описал, что происходит в торговом зале.

Такая эволюция началась не сегодня. Образчиками текстов в конвергентных жанрах в течение нескольких последних десятилетий принято было называть именно печатные журналистские материалы, в которых можно было найти черты разных жанров печатной прессы.

2. Новые виды медиатекстов

С появлением интернет-изданий и расширением технических возможностей сети интернет возник новый вид текстов. Их, в принципе, можно отнести к традиционным жанрам. Или к гибридам, которыми сегодня также никого не удивишь. В связи с этим исследователи выдвигают новые -усложненные - варианты классификаций жанров. К примеру, М. А. Уланова в учебнике «Интернет-журналистика» предлагает такую систему жанров (относительно текстовой части):_

Виды жанров

Информационные Аналитиче ские Художественно-публицистические

заметка аналитический отчет очерк

корреспонденция аналитическая корреспонденция фельетон

отчет аналитическое интервью памфлет

интервью аналитический опрос пародия

блиц-опрос беседа сатирический комментарий

вопрос-ответ комментарий житейская история

репортаж социологическое резюме легенда

некролог анкета эпиграф

пресс-релиз мониторинг эпитафия

рейтинг анекдот

рецензия шутка

статья игра

журналистское расследование обозрение обзор СМИ

прогноз

версия

эксперимент

эссе

письмо

исповедь

рекомендация (совет)

аналитический пресс-релиз

Но конвергентными жанры стали не только с точки зрения наличия в текстах элементов разных жанров.

В последние годы медиатексты стали сочетать в себе разные способы передачи информации. Одновременно в одном материале может быть непосредственно текст, при том, в гибридном жанре дополнительно - видеозапись, аудиозапись, инфографика. Время диктует подобный формат: в

условиях постоянной нехватки времени и, в то же время, неизменной жажды самой свежей информации читателю надо преподнести актуальные сведения в самой удобной для восприятия форме. И при этом, понимая, что у разных людей преобладает разный тип восприятия, предложить текст, аудиозапись и видео на выбор. При этом такие разные части материала могут дополнять друг друга. Вот, к примеру, выдержка из материала с портала «Медуза»:

Автор, в добавление к тексту, предлагает читателю также и фото, и видеозапись.

Пессимисты считают: такая удобная подача, которая как бы «разжевывает» читателю информацию, формирует так называемое «клиповое сознание», которое свойственно потребителям, поверхностно воспринимающим жизнь. Оптимисты полагают: разные способы подачи информации в рамках одного материала, наоборот, позволяют передать ее наиболее полно и глубоко.

Еще одной новой чертой медиатекстов стала их полнота, опять же -для удобства читателей.

Такие тексты иногда еще именуют лонгридами, отмечая наличие в них довольно большого объема самой разной информации. Парадоксально, что несколько лет назад шли упорные дискуссии в профессиональной сфере о том, что с широчайшим распространением онлайн-СМИ, объемы текстов будут уменьшаться и вряд ли станут превышать 3000 знаков. Этот прогноз не сбылся: именно лонгриды, с включенной в них полной и разнообразно поданной информацией, приучили читателей интернет-СМИ к текстам большого объема и убедили редакторов изданий в том, что современный потребитель информации способен знакомиться с длинными материалами - дело в подаче.

Появился новый вид медиатекста, который называют «саммери» - от английского «summary», что означает «изложение». Этим словом называют соединенные в одном материале данные из разных источников. Притом гиперссылки на каждый источник содержатся в самом тексте саммери. Они позволяют проследить историю с самого начала и во всех подробностях, не утруждая себя никаким дополнительным поиском.

Вот текст из «Медузы». Подчеркивания в нем - гиперссылки на источники информации.

Щ Студент убил преподав X \ ~ ® О

С a Medusa Project SI A [LV] | https://meduza.io/feature/2017/11/02/student-ubil-prepodavatelya-obzh-sdelal-selfi-i-pokonchil-s-soboy-chto-izvestno-spii5tya-5utki-po5le-pre5tijple.., ^ 1 R

meDura НОВОСТИ ИСТОРИИ РАЗБОР ИГРЫ ШАПИТО ПОДКАСТЫ АТЛАС EN Q ЧАТЫ ВОЙТИ II

Студент убил преподавателя ОБЖ, сделал селфи и покончил с собой. Что известно спустя сутки после преступления

В Ме<1ига е 18:27, 2 ноября 2017

Еще одна новая форма материала называется «факт-чекинг» - от английского «fact-checking», что означает «проверка фактов». Такой текст еще более фактурен и содержит «голую», но исчерпывающую информацию о том или ином явлении или событии. Подобный медиатекст может, как и лонгрид, содержать элементы, к примеру, и интервью, и комментария, и репортажа, и видео и т. п. Вот пример факт-чекинга из интернет-газеты «Бумага»:

Каждый подзаголовок в этом тексте - ссылка, за которой находится ответ на вопрос.

3. Новые требования к журналистам

Создание медиатекстов подобных видов стало требовать новых навыков от журналистов.

1. Все чаще работодатели ведут речь о так называемых «универсальных» журналистах, способных и писать, и фотографировать, и делать аудио- и видеозаписи. Тем более, что функциями фотоаппарата, диктофона и видеокамеры обладают смартфоны, которые имеются практически у каждого.

2. От журналистов требуют высокофактурных материалов. Требуется все более интенсивная работа с источниками, проверка фактов. Во многих редакциях журналистам прямо говорят о том, чтобы они в своих материалах оперировали фактами, а не собственными оценками. Комментарий может существовать - но только как дополнительный, то есть как комментарий специалиста, компетентного в проблеме, о которой написан текст. То есть мнение журналиста не просто уходит на второй план, а практически игнорируется. Такая тенденция говорит о «приближении» отечественных СМИ к западному - глубоко фактурному -формату. Это противоречит традициям русских СМИ, в которых всегда было много места журналистскому мнению и комментарию. Подобная традиция восходит к творчеству таких русских авторов, как Белинский, Чернышевский, Писарев, Добролюбов. Обострение внутренней и международной политической ситуации как раз ведет к появлению большого количества комментариев и комментаторов. Но, вероятно, из-за

135

значительного количества произведений в этом жанре, публикуемых на собственных страницах людей в социальных сетях, СМИ желают взять на себя роль своего рода судей - обладателей эксклюзивных фактов, на основании которых читатель может делать выводы. То, насколько глубокие корни в нашей реальности пустит этот западный формат, покажет время.

4. Новые вызовы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

То, что любому СМИ нужны читатели и рекламодатели, ни для кого не секрет. В эру печатных газет и журналов сотрудникам рекламного отдела было достаточно убедить потенциальных рекламодателей в том, что организовано хорошее распространение СМИ: к примеру, издание продается в магазинах крупных распространительских сетей, есть подписка, распространение в бизнес-центрах и т. п. Конечно, рекламодатели смотрели, откуда клиенты узнают об их товарах и услугах, и убирали свою рекламу из того или иного СМИ, если потребители получали информацию о них из другого источника. Непопулярным бумажным изданиям или газетам и журналам с не подходящей рекламодателю целевой аудиторией (например, издание хочет помещать рекламу товаров класса люкс, а его читают пенсионеры) все же иногда удавалось ввести рекламодателей в заблуждение, но только на некоторое время.

Сегодня СМИ хотят популярности - как среди читателей, так и среди рекламодателей. Но дезинформировать вторых трудно, потому что есть счетчики посетителей сайта. Естественно, больше посещают порталы двух категорий.

1. Общеизвестные СМИ, например, сайт газеты «Комсомольская правда». Впрочем, его сотрудникам также приходится думать о методах продвижения, чтобы не сдать позиций.

2. Менее известные СМИ, сотрудники которых заботятся как о продвижении изданий в социальных сетях, так и о том, чтобы фразы из материалов сайта появлялись в первых строчках после запросов, набранных в поисковых системах.

Для этого существуют два главных механизма.

1. SMM (Social Media Marketing) - привлечение внимания к изданию через социальные сети. Для этого, как минимум, в социальных сетях создаются группы издания, в которых выкладывают наиболее значимые материалы. Задача тех, кто администрирует такие группы, - привлекать в них как можно больше участников, провоцировать обсуждение публикаций.

2. SEO (Search Engine Optimization) - комплекс действий, направленных на то, чтобы ссылки на ресурс занимали высокие позиции в результатах выдачи поисковых систем, то есть поисковая оптимизация.

Огромную часть этой работы делают программисты, которые с помощью своих профессиональных инструментов настраивают контент сайта так, чтобы поисковые системы выдавали, в первую очередь, ссылки на сайт заказчика БЕО-оптимизации.

Какова роль журналиста в этом процессе? Журналист, во-первых, как специалист, работающий с текстами и разбирающийся в них, лучше может почувствовать, какие слова могут быть набраны в поисковых запросах. Во-вторых, он может создать текст, содержащий слова и выражения из частотных запросов. Вот в этом-то и кроется главная проблема.

Сегодня в изданиях, которые не слишком известны и нуждаются в продвижении, журналистам выдают список тегов - слов, часто встречающихся в запросах, - с тем, чтобы те в обязательном порядке включали их в свои материалы. И хорошо, если таких тегов будет, к примеру, четыре-пять. А если двадцать? В такой ситуации журналист будет вынужден заниматься не творчеством, а укладыванием текста в прокрустово ложе поисковых запросов.

5. Выводы

1. Сегодняшняя российская журналистика становится более фактурной. Она тяготеет к не комментируемым авторами текстов новостям.

2. Материалы - особенно на сайтах не самых популярных СМИ -должны быть написаны так, чтобы слова и словосочетания из них были из топовых запросов, направляемых в поисковые системы.

Две вышеуказанные тенденции позволили некоторым исследователям сделать вывод о том, что журналистику сегодня можно отнести к категории умирающих профессий: скоро за людей будут работать роботы. Хочется верить, что подобные прогнозы не оправдаются.

3. Несмотря на то, что несколько лет назад исследователи интернет-журналистики предсказывали общее уменьшение объемов текстов в интернет-СМИ, объемы материалов в них растут.

Список литературы

1. Амзин А. Новостная интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2012. 143 с.

2. Ашманов И., Иванов А. Оптимизация и продвижение сайта в поисковых системах. СПб.: Питер, 2009.

3. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. М.: Фокус-Медиа, 2010. 200 с.

4. Интернет-СМИ: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2010. 348 с.

5. Кабани Ш. БММ в стиле дзен. Стань гуру продвижения в социальных и новых медиа! СПб.: Питер, 2012. 240 с.

Интернет-источники

1. http://www.fontanka.ru/

2. https://meduza.io/

3. http://paperpaper.ru/

References

1. Amzin A. Novostnaja internet-zhurnalistika: ucheb. posobie dlja studentov vuzov [News Internet journalism: Textbook. allowance for students universities]. Moscow: Aspekt Press Publ., 2012. 143 p.

2. Ashmanov I., Ivano A. Optimizacija i prodvizhenie sajt v poiskovyh sistemah [Optimization and promotion of the site in search systems]. St. Petersburg: Piter Publ., 2009.

3. Zhurnalistika i konvergencija: pochemu i kak tradicionnye SMI prevrashhajutsja v mul'timedijnye [Journalism and convergence: why and how traditional media turn into multimedia]; pod red. A. G. Kachkaevoj. Moscow: Fokus-Media Publ., 2010. 200 p.

4. Internet-SMI: Teorija i praktika: ucheb. posobie dlja studentov vuzov [Internet Media: Theory and Practice: Textbook. allowance for university students]. Moscow: Aspekt Press Publ., 2010. 348 p.

5. Kabani Sh. SMM v stile dzen. Stan' guru prodvizhenija v social'nyh i novyh media! [SMM in the style of Zen. Become a guru of advancement in social and newmedia!] SPb.: Piter, 2012. 240 p.

Internet-istochniki

1. http://www.fontanka.ru/

2. https://meduza.io/

3. http://paperpaper.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.