Научная статья на тему 'Печати королевы Франции Бланки Наваррской (1331–1398): иконография и технология изготовления'

Печати королевы Франции Бланки Наваррской (1331–1398): иконография и технология изготовления Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Vox medii aevi
Область наук
Ключевые слова
воск / иконография / киноварь / рентгенофлуоресцентный анализ / свинцовый сурик / сфрагистика / тетраморф / французская королевская канцелярия / French Royal chancery / sphragistics / X-ray fluorescence analysis / cinnabar / iconography / red lead / tetramorph / wax..

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Носова Екатерина Игоревна, Вебер Дмитрий Иванович

Статья посвящена анализу иконографии и технологии изготовления двух вислых малых печатей королевы Франции Бланки Наваррской (1331–1398), происходящих из коллекции Н. П. Лихачева (1862–1936). Исследование проводилось с помощью методов оптической микроскопии в отраженном и проходящем свете (Olympus SZX10, Dino-lite AM4515T8), анализа в невидимой части спектра (CmE37, ОЛД-41), а также рентгенофлуоресцентного анализа (Olympus VANTA C). Было выявлено, что отобранный образец (ок. 0,5 мм) имеет неоднородную структуру: в прозрачной массе имеются частицы красного цвета, размер которых колеблется от 2 до 28 мкм. Большинство частиц неправильной формы, но некоторые имеют четкие прямые границы. При подсвечивании ультрафиолетовой лампой основная масса приобрела золотисто-зеленоватый оттенок, а вкрапления стали темного цвета. В целом, под воздействием ультрафиолетового излучения обе печати приобрели более темный оттенок, а под воздействием инфракрасного стали совершенно белого цвета за исключением темных поверхностных загрязнений. С помощью рентгенофлуоресцентного анализа первой печати было выявлено присутствие разнообразных элементов. Наибольшим содержанием в образце отличаются ртуть, кальций и сера, а также кремний и магний. В сочетании с морфологией образца это может свидетельствовать о том, что он был окрашен чистой киноварью. Иконографический анализ показал, что Бланка Наваррская не последовала новаторскому примеру Жанны Бургундской, первой супруги Филиппа VI, а предпочла более традиционный вариант печати. Вместе с тем она сохранила собственную идентичность, символически позиционируя себя как наваррскую принцессу. Сочетание сложной продуманной иконографии и высокого технического уровня исполнения с использованием дорогого пигмента соответствует высокому статусу обладательницы печати.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Носова Екатерина Игоревна, Вебер Дмитрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Seals of the Queen of France Blanche of Navarre (1331–1398): a Study of the Iconography and the Pigments

The article represents an analysis of iconography and technology of manufacturing of two wax seals of Queen of France Blanche of Navarre (1331–1398), originating from the N.P. Likhachev’s (1862–1936) collection. The study was carried out using optical microscopy methods in reflected and transmitted light (Olympus SZX10, Dino-lite AM4515T8), analysis in the invisible part of the spectrum (CmE37, OLD-41), as well as X-ray fluorescence analysis (Olympus VANTA C). The sample (0.5 mm) has a heterogeneous structure: the transparent mass contains red particles ranging in size from 2 to 28 μm. Most of the particles are irregularly shaped, but some have a clear straight form. When illuminated with an ultraviolet lamp, the transparent mass turned goldengreenish and the inclusions became darker. In general, under the influence of ultraviolet radiation both seals acquired a darker tone, and under the influence of infrared became completely white, except for dark places of surface contamination. X-ray fluorescence analysis revealed the presence of various elements. The highest concentrations of mercury, calcium and sulphur, as well as silicon and magnesium, were found in the sample. In combination with the morphology of the sample, this may indicate that it was colored with pure cinnabar. The iconographic analysis showed that Blanche of Navarre did not follow the innovative example of Jeanne of Burgundy, the first wife of King Philip VI, but preferred a more traditional variant. At the same time, she retained her own identity, symbolically positioning herself as a Navarre princess. The combination of a sophisticated iconography and a high technical level with the use of expensive pigment corresponds with the high status of the owner of the seal.

Текст научной работы на тему «Печати королевы Франции Бланки Наваррской (1331–1398): иконография и технология изготовления»

НОСОВА ЕКАТЕРИНА ИГОРЕВНА

Кандидат исторических наук, научный сотрудник, Санкт-Петербургский институт истории РАН katerinanossova@gmaiL.com ORCID 0000-0002-9050-3239

ВЕБЕРДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

Кандидат исторических наук, доцент Института философии, Санкт-Петербургский государственный университет d.veber@spbu.ru ORCID 0000-0002-6158-7701

Печати королевы Франции

Бланки Наваррской (1331-1398): иконография

и технология изготовления

Статья посвящена анализу иконографии и технологии изготовления двух вислых малых печатей королевы Франции Бланки Наваррской (1331-1398), происходящих из коллекции Н. П. Лихачева (1862-1936). Исследование проводилось с помощью методов оптической микроскопии в отраженном и проходящем свете (Olympus SZX10, Dino-Lite AM4515T8), анализа в невидимой части спектра (CmE37, ОЛД-41), а также рентгенофлуоресцентного анализа (Olympus VANTA C).

Было выявлено, что отобранный образец (ок. 0,5 мм) имеет неоднородную структуру: в прозрачной массе имеются частицы красного цвета, размер которых колеблется от 2 до 28 мкм. Большинство частиц неправильной формы, но некоторые имеют четкие прямые границы. При подсвечивании ультрафиолетовой лампой основная масса приобрела золотисто-зеленоватый оттенок, а вкрапления стали темного цвета В целом, под воздействием ультрафиолетового излучения обе печати приобрели более темный оттенок, а под воздействием инфракрасного стали совершенно белого цвета за исключением темных поверхностных загрязнений.

С помощью рентгенофлуоресцентного анализа первой печати было выявлено присутствие разнообразных элементов. Наибольшим содержанием в образце отличаются ртуть, кальций и сера, а также кремний и магний. В сочетании с морфологией образца это может свидетельствовать о том, что он был окрашен чистой киноварью. Иконографический анализ показал, что Бланка Наваррская не последовала новаторскому примеру Жанны Бургундской, первой супруги Филиппа VI, а предпочла более традиционный вариант печати. Вместе с тем она сохранила собственную идентичность, символически позиционируя себя как наварр-скую принцессу. Сочетание сложной продуманной иконографии и высокого технического уровня исполнения с использованием дорогого пигмента соответствует высокому статусу обладательницы печати.

Ключевые слова: воск; иконография; киноварь; рентгенофлуоресцент-ный анализ; свинцовый сурик; сфрагистика; тетраморф; французская королевская канцелярия.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Носова Е. И, Вебер Д. И. Печати королевы Франции Бланки Наваррской (1331-1398): иконография и технология изготовления [Электронный ресурс] // Vox medii aevi. 2019. Vol. 2(5). С. 280-300. URL: http://voxmediiaevi.com/2019-2-nosova-veber

EKATERINA NOSOVA

Candidate of Sciences (History), Research Fellow, St. Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences katerinanossova@gmail.com ORCID 0000-0002-9050-3239

DMITRY VEBER

Candidate of Sciences (History), Assistant Professor, Institute of Philosophy,

St. Petersburg State University

d.veber@spbu.ru

ORCID 0000-0002-6158-7701

Seals of the Oueen of France Blanche of Navarre (1331-1398): a Study of the Iconography and the Pigments

The article represents an analysis of iconography and technology of manufacturing of two wax seals of Oueen of France Blanche of Navarre (1331-1398), originating from the N.P. Likhachev's (1862-1936) collection. The study was carried out using optical microscopy methods in reflected and transmitted light (Olympus SZX10, Dino-lite AM4515T8), analysis in the invisible part of the spectrum (CmE37, OLD-41), as well as X-ray fluorescence analysis (Olympus VANTA C).

The sample (0.5 mm) has a heterogeneous structure: the transparent mass contains red particles ranging in size from 2 to 28 |m. Most of the particles are irregularly shaped, but some have a clear straight form. When illuminated with an ultraviolet lamp, the transparent mass turned golden-greenish and the inclusions became darker. In general, under the influence of ultraviolet radiation both seals acquired a darker tone, and under the influence of infrared became completely white, except for dark places of surface contamination.

X-ray fluorescence analysis revealed the presence of various elements. The highest concentrations of mercury, calcium and sulphur, as well as silicon and magnesium, were found in the sample. In combination with the morphology of the sample, this may indicate that it was colored with pure cinnabar. The iconographic analysis showed that Blanche of Navarre did not follow the innovative example of Jeanne of Burgundy, the first wife of King Philip VI, but preferred a more traditional variant. At the same time, she retained her own identity, symbolically positioning herself as a Navarre princess. The combination of a sophisticated iconography and a high technical level with the use of expensive pigment corresponds with the high status of the owner of the seal.

Key words: French Royal chancery, sphragistics; X-ray fluorescence analysis; cinnabar; iconography; red lead; tetramorph; wax..

FOR CITATION

Носова Е. И, Вебер Д. И. Печати королевы Франции Бланки Наварр-ской (1331-1398): иконография и технология изготовления [Digital Resource] [Nosova E., Veber D. Seals of the Oueen of France Blanche of Navarre (1331-1398): A Study of the Iconography and the Pigments] // Vox medii aevi. 2019. Vol. 2(5). P. 280-300. URL: http:// voxmediiaevi.com/2019-2-nosova-veber

ЕКАТЕРИНА НОСОВА, ДМИТРИЙ ВЕБЕР

Печати королевы Франции Бланки Наваррской (1331-1398): иконография и технология

изготовления

Vvf

Ш

Изготовление средневековых восковых печатей представляло собой сложный процесс. Он начинался с продумывания иконографической программы будущего изображения и создания матрицы, включал в себя формирование массы для оттиска и непосредственное его изготовление и, наконец, заканчивался организацией хранения и защиты печати. Одним из принципиальных новшеств в технологии производства восковых печатей в период Средневековья стало их окрашивание. До XII в. печати делались из неокрашенного пчелиного воска, затем им стали придавать различный цвет2. Процесс окрашивания традиционно сопряжен с проблемой выбора красящего вещества и сложностями технологического процесса: вещество должно легко вводиться в основной материал, не изменять цвет при реакциях, образовывать надежное сцепление и не окрашивать окружающие предметы. Символика цвета также имела большое значение: цвета, считавшиеся красивыми и правильными в одну эпоху, приобретали негативный смысл в другую. Кроме того, важную роль при выборе красителя играла его цена: с одной стороны, дешевизна располагала к использованию, с другой — была недостатком, если речь шла об использовании дорогих материалов, направленном на демонстрацию власти и положения в обществе. Таким образом, феномен цвета возникает на пересечении эстетики, технологии и экономики3.

До сих пор не было найдено ответа на вопрос, чем был вызван переход к окрашенным печатям. Первоначально не

1. Исследование выполнено при частичной поддержке гранта РФФИ КОМФИ № 18-00-00292 (в составе 18-00-00429 (К)) и частичной поддержке Президентского гранта МК-5297.2018.6.

2. Fabre M. Sceau médiéval. Analyse d'une pratique culturelle. Paris, 2001. P. 98.

3. Пастуро М. Зеленый. История цвета. М., 2018. С. 10.

© Е. Носова, Д. Вебер, 2019

было связи между цветом воска и назначением документа: это правило сложится только к середине XIV в. и только в крупных канцеляриях4. Реставраторы давно отмечают, что окрашенные печати сохраняются лучше5, но пока нет данных, что именно необходимость защиты привела к возникновению феномена окрашивания печатей. Чтобы приблизиться к ответу на поставленный вопрос, необходимо аккумулировать максимальное количество сведений о том, чем и как окрашивались печати, какие свойства (физические, химические или символические) люди эпохи Средневековья приписывали тому или иному пигменту и чего они стремились добиться, добавляя его в традиционный материал печатей — воск.

Сведения о пигментах, использовавшихся для окраски печатей, можно почерпнуть как из нарративных (трактаты), так и из финансовых источников (счета). Вместе с тем, их использование осложняется разного рода терминологическими проблемами. Прежде всего, обозначения красок меняют свое значения от века к веку и от региона к региону. Название цвета и оттенка далеко не всегда дает указание на красящее вещество, которое дает этот цвет6. Наконец, ремесленники смешивали краски, создавая переходные оттенки, которые уже не были связаны этимологически с красителем. Решение задачи определения пигмента видится в использовании естественнонаучных методов.

Цвет является первичной характеристикой печати, так как привлекает к себе внимание даже при взгляде на документ издалека. Затем при более тщательном рассмотрении на передний план выступают детали изображения, которые также призваны передать определенную информацию. Таким образом, цвет и изображение представляют собой комплекс, который планируется проанализировать в настоящей статье на отдельном примере, прежде чем в дальнейшем, при условии результативности данного исследования, перейти к массовому изучению средневековых печатей.

4. Pastoureau M. Les sceaux. Turnhout, 1981. P. 35-36.

5. Why do uncoloured medieval seals appear less stable than those seals that are coloured? URL: www.sigillvm. net/fileadmin/media/folder1/Coloured_ seal_survive_better_02.05.2016.pdf (дата обращения: 01.08.2019).

6. Pastoureau M. La couleur et l'historien // Pigments et colorants de l'Antiquité et du Moyen Âge. Teinture, peinture, enluminure. Etudes historiques et physico-chimiques. Paris, 1990. P. 21-40.

Объект исследования и исторический контекст

В качестве объекта исследования были выбраны две вислые малые печати королевы Франции Бланки Наваррской (1331-1398), происходящие из коллекции Н. П. Лихачева. Выбор обусловлен высоким качеством их изготовления. Печати отличаются сложностью композиции, тонкой проработкой деталей, глубоким рельефом и ярким оттенком красного цвета. В Средние века яркие чистые цвета ассоциировались с высоким статусом владельца, так как красители, которые позволяли их получить, были дороги, и не все могли себе их позволить. Эти печати, безусловно, являются частью предметного мира элиты, которая была законодательницей мод в области сфрагистики. Именно в высших кругах в Западной Европе началось использование печатей и всех технологий, связанных с их изготовлением7.

Изучаемые печати удостоверяют подлинность двух расписок, данных от имени французской королевы в том, что глава ее Денежной палаты Гильом Ле Сирье (Сшег) получил от Николя Трикара (ТпсаЛ), сборщика субсидий ее владений, суммы, причитающиеся ей в качестве вдовьей доли в соответствии с распоряжением короля Франции. Бланка Наварр-ская была дочерью Филиппа, графа д'Эвре, и Жанны, королевы Наваррской. Первоначально Бланка предназначалась в супруги будущему королю Кастилии и Леона Педро I, однако 1 июля 1345 г. контракт был аннулирован кастильской стороной. Затем было решено выдать Бланку за герцога Нормандии Иоанна (будущего короля Франции Иоанна II Доброго), чья супруга Бонна Люксембургская недавно скончалась от чумы. Однако вскоре, также от чумы, умерла королева Франции, жена Филиппа VI, и было принято решение, что Бланка Наваррская станет его женой, а дофин вступит в брак с Жанной, графиней Оверни и Булони. Очень скоро, 22 августа 1350 г., Бланка овдовела8. Папа Римский Климент VI пытался склонить ее к браку с Педро I, но предложение понтифика было отклонено. Во-первых, Бланка Наваррская уже была невестой Педро I до того, как выйти замуж за короля Франции,

7. Chassel J.-L. L'usage du sceau au XII siècle // Le XII siècle. Mutations et renouveau en France dans la première moitié du XII siècle / éd. Fr. Gasparri. Paris, 1994. P. 61-102.

8. Buettner Br. Le système des objets dans le testament de Blanche de Navarre [Электронный ресурс] // Clio. Femmes, Genre, Histoire. 2004. Vol. 19. URL: http://journals.openedition.org/ clio/644 (дата обращения: 30.11.19).

но Кастилия разорвала контракт, и вернуться к этому вопросу означало для наваррской короны потерю лица. Во-вторых, Бланка Наваррская ждала ребенка от покойного мужа, о чем Папа Римский не знал. Несмотря на то, что Бланка известила Папу Римского о рождении дочери, он продолжал настаивать, но получил решительный отказ9. В дальнейшем Бланка Наваррская почти не принимала участия в политике, за исключением случаев, когда ее происхождение обязывало ее способствовать миру между Францией и Наваррой. Бланка прожила еще почти пятьдесят лет и умерла в 1398 г. Однако, даже покинув столицу и удалившись от средоточия политической жизни, она оставалась королевой Франции и располагала всеми атрибутами королевского статуса, среди которых немаловажную роль играли печати.

Обе печати окрашены в красный цвет и крепятся на одинарных хвостах — пергаменных лентах, отрезанных по горизонтали на две трети по всей длине грамоты. Объекты находятся в разном состоянии, что может быть обусловлено разными условиями их хранения и бытования. Первая печать сохранилась менее чем наполовину. Этот документ был приобретен Н. П. Лихачевым через торговый дом Этьена Шараве (Charavay), о чем свидетельствует вырезка из антикварного каталога, наклеенная на обложку10. Вторая печать сохранилась почти полностью, но неизвестно, как она попала в коллекцию Лихачева11.

Приборы и методы исследования

Для исследования состояния печатей и иконографии использовался стереоскопический микроскоп Olympus SZX10. Измерение частиц пигмента проводилось в проходящем свете с помощью цифрового микроскопа Dino-lite AM4515T8 Edge 1,3 Мп со специализированным программным обеспечением DinoCapture 2.0. Наблюдение в невидимой части спектра проводилось с помощью многофункционального прибора CmE37, предназначенного для детального экспертного исследования банкнот, документов, а также иной защищенной

9. Mollat G. Clément VI et Blanche de Navarre, reine de France // Mélanges d'archéologie et d'histoire. 1959. T. 71. P. 377-380.

10. Lettres autographes et documents historiques. 1896. An. 49e. № 275. P. 28. № 39704.

11. Подробнее о формировании коллекции Н. П. Лихачева см.: Климанов Л. Г. Николай Петрович Лихачев - коллекционер «сказочного размаха» // Из коллекции академика Н. П. Лихачева: каталог выставки. СПб., 1993. С. 7-28; «Звучат лишь письмена...»: К 150-летию со дня рождения академика Николая Петровича Лихачева. Каталог выставки / Государственный Эрмитаж. СПб., 2012.

полиграфической продукции (прибор оснащен источниками ультрафиолетового (365 нм, 254 нм) и инфракрасного излучения (850 нм, 940 нм, косопадающий 880 нм)), а также с помощью осветителя для люминесцентной диагностики ОЛД-41. Для анализа элементного состава применялся рентгенофлу-оресцентный портативный спектрометр Olympus VANTA C (детектор — кремниевый дрейфовый SDD, анод рентгеновской трубки — родий, 4Вт 40 кВ)12. Измерения проводились без отбора проб, а также без дополнительной обработки и очистки, с лицевой поверхности печати, с использованием коллиматора до 1 мм. Оба замера производились в режиме «GeoChem-Extra», 35 сек. и 60 сек.

12. Мы выражаем глубокую признательность компании «Olympus», предоставившей возможность проведения исследований с помощью прибора «VANTA C».

Результаты

Исследование печатей под микроскопом позволило прояснить детали композиции. Обе печати имеют сложную форму и закреплены вдоль пергаменной ленты, т. е. параллельно ориентации документа. Обе печати немного сплюснуты, в углублениях имеются загрязнения. Первая печать, как уже упоминалось, сохранилась фрагментарно (рис. 1)13. На изображении прочитываются лишь гербовый щит ромбической формы, стрельчатый элемент орнамента, справа и слева от которого изображено по одной литере «В», заключенной в окружность. Вторая печать сохранилась лучше, благодаря чему можно восстановить изображение (рис. 2)14. В центре находится рассеченный гербовый щит ромбической формы. В правой части: поле, усеянное лилиями (герб Франции). Левая часть пересечена: в верхней части изображены цепи, уложенные в прямой и косой крест (герб Наварры), в нижней — правая перевязь в поле, усеянном лилиями (герб Эвре). К граням ромба примыкают лепестки заостренной формы, в каждом из которых находится один из четырех символов евангелистов (по часовой стрелке: орел, бык, лев и ангел). Лепестки разделены узкими лучами, справа и слева от каждого из которых изображено по одной литере «В», заключенной в окружность. Внутри лепестков и лучей проложена кайма

13. Архив Санкт-Петербургского института истории РАН, Западноевропейская секция. Кол. Картон 330. Ед. хр. 13.

14. Архив Санкт-Петербургского института истории РАН, Западноевропейская секция. Кол. Картон 330. Ед. хр. 14.

Рис. 2. Печать Бланки Наваррской, королевы Франции. Архив СПбИИ РАН, ЗЕС. Кол. 8. Картон 330. Ед. хр. 14. Фрагмент. Увеличение 15 крат.

с геометрическим узором. Слева от лепестка с изображением орла читается трилистник, один из лепестков которого длиннее двух других. Вероятно, такие трилистники сопровождают другие изображения символов евангелистов, но утверждать это с уверенностью мешает состояние печати. Оба оттиска выполнены с помощью одной матрицы, о чем свидетельствует полное совпадение деталей изображения.

На обороте обоих восковых оттисков заметны отпечатки пальцев. Глубина отпечатков и их многочисленность может свидетельствовать о том, что они были оставлены в процессе изготовления печати, пока воск еще был мягким и не остыл полностью. Центральная часть каждого оборота немного приподнята, но какой-либо узор отсутствует. Воск имеет слоистую структуру, в местах разрушения оттенок материала более светлый. Первая печать сильно повреждена, поверхность как лицевой, так и оборотной стороны покрыты трещинами, имеются многочисленные осыпания. Один из отслоившихся фрагментов (диаметром ок. 0,5 мм) был взят для проведения анализа в проходящем свете.

Анализ в проходящем свете показал, что образец имеет неоднородную структуру: в прозрачной, иногда с желтоватым оттенком, массе имеются вкрапления красного цвета, иногда полупрозрачные. Эти частицы сильно отличаются друг от друга по форме и размеру: большинство из них неправильной формы, но некоторые имеют четкие прямые границы. Одно из вкраплений имеет форму практически идеального прямоугольника (рис. 3.2). Размеры частиц колеблются от 2 до 28 мкм. При подсвечивании ультрафиолетовой лампой основная масса приобрела золотисто-зеленоватый оттенок, а вкрапления стали темного, почти черного цвета (рис. 4).

В целом, под воздействием ультрафиолетового излучения обе печати приобрели более темный оттенок (рис. 5), а под воздействием инфракрасного — стали совершенно белого цвета за исключением темных поверхностных загрязнений (рис. 6).

С помощью рентгенофлуоресцентного анализа первой печати было выявлено присутствие в образце разнообразных

элементов. Более 80% составляют легкие элементы, более подробное разделение которых недоступно для портативного рентгенофлуоресцентного анализатора. В данном случае это элементы, расположенные в периодической таблице Менделеева до магния, т.е. от водорода до натрия включительно. Из определенных элементов наибольшим содержанием в образце отличаются ртуть, кальций и сера, а также кремний. При втором измерении также было выявлено значительное количество магния, который отсутствовал при первом замере (см. таблицу). Были выявлены также некоторые другие элементы, но их присутствие столь низко, что требует дополнительной проверки другими методами.

Таблица. Результаты рентгенофлуоресцентного анализа

Элемент Содержание (PPM, 10-6)

Замер 1 Замер 2

LE (легкие элементы) 857419 828659

Нд (ртуть) 69599 67959

Са (кальций) 26874 38674

S (сера) 25773 33076

Мд (магний) - 10790

Si (кремний) 9210 10747

Обсуждение результатов и выводы

Морфология образца свидетельствует о том, что он был окрашен пигментом, нерастворимым в воске. Четкие геометрические линии могут свидетельствовать о том, что это пигмент, предположительно изготовленный из минерала с высокой степенью спайности15. В сочетании с поведением в невидимой части спектра это может свидетельствовать о том, что образец окрашен киноварью. Этот минерал имеет совершенную спайность, темнеет в ультрафиолете, но светлеет под воздействием ИК-излучения16.

15. Спайность выражается в том, что в определенных направлениях минералы оказывают более слабое сопротивление физическому воздействию и раскалываются

по определенным направлениям, давая ровные гладкие поверхности. Спайность обусловлена расположением атомов и ионов внутри кристаллической решетки. Музафаров В. Г. Определитель минералов, горных пород и окаменелостей. М., 1979. С. 8-9.

16. Вертушков Г. Н, Авдонин В. Н. Таблицы для определения минералов по физическим и химическим свойствам: Справочник. М.,

1992. С. 88, 420. Гибсон Х. Фотографирование в инфракрасных лучах. М., 1982. С. 87.

Рис. 3.1. Печать Бланки Наваррской, королевы Франции. Архив СПбИИ РАН, ЗЕС. Кол. 8. Картон 330. Ед. хр. 13. Фрагмент. Увеличение 650 крат.

Рис. 3.2. Печать Бланки Наваррской, королевы Франции. Архив СПбИИ РАН, ЗЕС. Кол. 8. Картон 330. Ед. хр. 13. Фрагмент. Увеличение 900 крат.

Рис. 3.3. Печать Бланки Наваррской, королевы Франции. Архив СПбИИ РАН, ЗЕС. Кол. 8. Картон 330. Ед. хр. 13. Фрагмент. Увеличение 800 крат. Проведение измерений.

Рис. 3.4. Печать Бланки Наваррской, королевы Франции. Архив СПбИИ РАН, ЗЕС. Кол. 8. Картон 330. Ед. хр. 14. Фрагмент. Увеличение 650 крат.

А49-1 1280*1024 2019/07/2318:13:26 Единица: mm Увеличение: 899 -1 х финал2

0.05 mm

Рис. 4. Печать Бланки Наваррской, королевы Франции. Архив СПбИИ РАН, ЗЕС. Кол. 8. Картон 330. Ед. хр. 13. Фрагмент под воздействием УФ (365 нм). Увеличение 900 крат.

UV365

Рис. 5. Печать Бланки Наваррской, королевы Франции. Архив СПбИИ РАН, ЗЕС. Кол. 8. Картон 330. Ед. хр. 14. Фрагмент под воздействием УФ (365 нм). Увеличение 10 крат.

Рис. 6.1. Печать Бланки Наваррской, королевы Франции. Архив СПбИИ РАН, ЗЕС. Кол. 8. Картон 330. Ед. хр. 14. Фрагмент под воздействием ИК (850 нм). Увеличение 10 крат.

Рис. 6.2. Печать Бланки Наваррской, королевы Франции. Архив СПбИИ РАН, ЗЕС. Кол. 8. Картон 330. Ед. хр. 14. Фрагмент под воздействием ИК (косопадающий, 880 нм). Увеличение 10 крат.

IR940

Рис. 6.3. Печать Бланки Наваррской, королевы Франции. Архив СПбИИ РАН, ЗЕС. Кол. 8. Картон 330. Ед. хр. 14. Фрагмент под воздействием ИК (940 нм). Увеличение 10 крат.

Эти выводы подтвердились данными рентгенофлуорес-центного анализа. Присутствие значительного количества ртути и серы в сочетании с насыщенным красным цветом печати может свидетельствовать о том, что она была окрашена киноварью, минеральным пигментом совершенной спайности, представляющим собой сульфид ртути (II), HgS, или ее искусственной разновидностью17. Поскольку киноварь — очень дорогой пигмент, для снижения стоимости его часто смешивали с другим пигментом — свинцовым суриком (ор-топлюмбат свинца, Pb3O4)18. Однако рассматриваемая печать предположительно была окрашена чистой киноварью, так как обнаруженный свинец находится в образце в столь низкой концентрации (189 и 144 ppm), что нельзя предположить его намеренное внесение в тесто печати. Наличие свинца можно объяснить его присутствием в минерале киновари, что в ряде случаев даже позволяет делать изотопный анализ и определять происхождение минерала19. Значительное

17. В Средние века были известны способы получения искусственной киновари (вермильона). Федосеева Т. С. Материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства. М., 1999.

С. 109. В рассматриваемом случае не представляется возможным установить, была ли в данном случае использована природная киноварь или искусственная.

18. Parra E., Gayo M. D., Serrano A. The Creation of a Database for Wax Seals from Parchment Documents Using the Results of Chemical Analysis // ICOM Committee for Conservation, 10th Triennial Meeting, Washington, DC. Paris, 1993. P. 37-41. Cwiertnia E, Ailes A, Dryburgh P. Analysis of the Materiality of Royal and Governmental Seals of England with a Focus on the Great Seals (1100-1300): Methodology and Findings // A Companion to Seals in the Middle Ages / ed. by L. J. Whatley. Boston, Leiden et al., 2019. P. 45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

присутствие кальция может быть объяснено разными причинами. С одной стороны, есть сведения, что в печати добавлялся мел20, однако в данном случае белые частицы мела не были выявлены в образце при исследовании под микроскопом. Возможно, присутствие кальция объясняется близким соседством с пергаменом, при изготовлении которого использовался мел21. Наличие магния обусловлено его широкой распространенностью в земной коре (кларковое число 1,95%) и несовершенными способами очистки веществ, характерными для Средних веков. Например, источником магния мог послужить доломит (CaMg(CO3)2), который является одним из спутников киновари в месторождениях. Доломит также может объяснять присутствие кальция. Вместе с тем следует отметить, что первый замер не выявил присутствие магния. Для его обнаружения требовалось время работы второго луча в течение как минимум 30 сек. Это свидетельствует о необходимости тщательно выбирать не только режим анализа, но и длительность. Присутствие кремния может быть следствием использования песка для просушки чернил. Однако в поверхностном слое чернил при наблюдении под микроскопом песок не был выявлен. Еще одним объяснением наличия кремния может быть традиционное соседство в месторождениях киновари с кварцем ^Ю2) и его модификациями (халцедоном)22, содержащими кремний. Разумеется, проведенного элементного анализа недостаточно для уверенного вывода; гипотеза об использовании киновари может быть подтверждена при проведении дополнительного исследования с помощью таких методов, как инфракрасная Фурье-спектроскопия спектроскопия и рентгенофазовый анализ.

< 19. См., например: Higueras P., Munhá J, Oyarzun R. et al. First lead isotopic data for cinnabar in the Almadén district (Spain): implications for the genesis of the mercury deposits // Mineralium Deposita. 2005. Vol. 40. Is. 1. P 115-122. Mazzocchin G. A, Baraldi P., Barbante C. Isotopic analysis of lead present in the cinnabar of Roman wall paintings from the Xth Regio (Venetia et Histria) by ICP-MS // Talanta. 2007. Vol. 74. Is. 4. P. 690-693.

20. Pastoureau M. Les sceaux. P. 35.

21. Reed R. Ancient Skins, Parchments and Leathers. London; New York, 1972. P. 91.

22. Юбельт Р. Определитель минералов. М., 1976. С. 87.

Иконографический анализ

Использование дорогого материала согласуется с тонкой работой мастера, который смог создать изображение со множеством тщательно проработанных деталей. Иконография печати Бланки Наваррской представляет собой сложный ребус, который невозможно рассматривать без учета всех типов

печатей этой королевы: сохранились большая и малая печати, контрпечать23 и печатка. Прежде всего, следует отметить, что Бланка Наваррская полностью отказалась от инноваций свей предшественницы, Жанны Бургундской, первой супруги Филиппа VI, которая внесла много нового в иконографическую практику французских королев. Жанна отказалась от традиционной для женских печатей остроовальной формы и пользовалась круглой печатью24. Она изображалась с двумя скипетрами (с лилией и розой) вместо одного (с лилией). Фон позади королевы был украшен орлами, а у ее ног лежали два льва. Эти знаки приближали иконографию печати Жанны Бургундской к печати короля Франции, с которым она уравнивала себя таким образом25. Бланка Наваррская отказывается от этих символов власти и возвращается к традиционному для королевы Франции изображению на большой печати: остроовальной форме, одному скипетру, увенчанному лилией, фону, усыпанному звездами, и одному льву под ногами26. Так выглядели печати французских королев в XIII-XIV вв. с незначительными вариациями. Контрпечать Бланки27 в точности повторяет контрпечать королевы Франции Жанны д'Эвре, супруги Карла IV Красивого28, которая приходилась Бланке Наваррской теткой. Найти прототип для малой печати оказалось несколько сложнее. Ранее среди печатей французских королев тетраморф не был обнаружен. Этот мотив в королевские печати вносит король Филипп VI, супруг Бланки, причем не сразу. Первоначально он пользовался секретной печатью, где герб Франции был окружен четырьмя лепестками, в которых располагались птицы29. Затем, не позднее 1336 г., место птиц занимают символы евангелистов30. До Филиппа VI этот символ почти не встречается на французских печатях31, зато потом его использовали многие короли не только в печатях, но и в убранстве замков32. К иконографии печати супруга Бланка добавляет собственные инициалы. Нововведение Бланки, как и нововведение ее мужа, оказалось удачным: позже тетраморф появится на печатях Жанны, графини Оверни и Булони33, Изабеллы Баварской34, Марии Анжуйской35.

23. Контрпечать- печать на обороте, меньшая в диаметре, чем основная.

24. О женских печатях в Средние века см. также Stieldorf A. Rheinische Frauensiegel. Zur rechtlichen und sozialen Stellung weltlicher Frauen im 13. und 14. Jahrhundert. Koln; Weimar; Wien, 1999.

25. Les sceaux des reines et des enfants de France / sous la dir. de M.-A. Nielen, Archives nationales. Paris, 2011. № 28.

26. Les sceaux des reines et des enfants de France. №29.

27. Les sceaux des reines et des enfants de France. № 29bis.

28. Les sceaux des reines et des enfants de France. № 26bis.

29. Douët d'Arcq L. Collection des sceaux. Vol. 1. Paris, 1863. № 56.

30. Douët d'Arcq L. Collection des sceaux. Vol. 1. № 57.

31. Pinoteau H. Les ornements extérieurs dans les armoiries des souverains de la France // Hidalguia. 2007. Vol. 54. P. 527. Исключение составляют печати Матильды д'Артуа. Demay G. Inventaire des sceaux de l'Artois et de la Picardie: recueillis dans les dépôts d'archives, musées et collections particulières des départements du Pas-de-Calais, de l'Oise, de la Somme et de l'Aisne, avec un catalogue des pierres gravées ayant servi à sceller et vingt-quatre planches photoglyptiques. Paris, 1877. P. 5. № 22, 23.

32. Mérindol Chr. de. Essai sur l'emblématique et la thématique de la monarchie française à la fin du Moyen Age d'après le témoignage du château de Vincennes // Bulletin de la Société Nationale des Antiquaires de France. An. 1986. P. 187-227.

33. Les sceaux des reines et des enfants de France. № 34bis.

34. Les sceaux des reines et des enfants de France. № 40.

35. Les sceaux des reines et des enfants de France. № 42.

enfants de France. № 31.

Наконец, сохранилась печатка Бланки Наваррской, на которой отсутствуют какие-либо знаки, говорящие о ее принадлежности к французской короне. Здесь фигурируют лишь гербы Наварры и Эвре, объединенные в один, а в легенде

Бланка именует себя «Blanche de Navarre»36. Этот оттиск дати- 36. Les sceaux des reines et des руется 1362 г., когда Бланка параллельно пользовалась прочими своими печатями, и не может свидетельствовать о ее символическом отрицании своей роли королевы Франции.

Итак, рассматривая печати Бланки Наваррской по нисходящей иерархии — от большой печати к личной печатке, — можно отметить, как нарастает число индивидуально значимых элементов, и, соответственно, сильнее проявляется саморепрезентация королевы. Иконография большой печати и контрпечати сконструированы в рамках вековой традиции, несмотря на прецедент, созданный Жанной Бургундской. Малая же печать не только представляет Бланку Наваррскую как жену Филиппа VI через использовавшийся им символ тетраморфа, но также позволяет ей указать свое собственное имя — оно фигурирует на печати в виде литеры «B». Наконец, печатка, служившая чаще всего для запечатывания корреспонденции или вовсе использовавшаяся вне сферы документооборота (например, для запечатывания ларцов с драгоценностями или письмами), представляет собой то пространство, где Бланка могла позиционировать себя как наваррскую принцессу. В целом, складывается впечатление, что большие печати были значительно сильнее подвержены традиции и меньше подходили для выражения новых идей или саморепрезентации. В противоположность им малые и личные печати представляли собой менее формализованное пространство и лучше подходили для эксперимента.

* * *

Сочетание сложной продуманной иконографии и высокого технического уровня исполнения с использованием дорогого пигмента — киновари — соответствует высокому статусу обладательницы печати. С этим хорошо согласуется и тот

факт, что красный традиционно символизировал власть и силу37. Вместе с тем, следует отметить, что красный не был главным цветом французской королевской канцелярии: наиболее важные документы (дипломы) скреплялись печатями зеленого цвета. Таким образом, простое объяснение наблюдаемого феномена через отсылки к демонстрации статуса владельца печати через использование дорогих материалов не отражает всей сложности картины использования цветов в области сфрагистики, выбор которых зависит от многих факторов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Архив Санкт-Петербургского института истории РАН, Западноевропейская секция. Кол. 8. Картон 330. Ед. хр. 13.

2. Архив Санкт-Петербургского института истории РАН, Западноевропейская секция. Кол. 8. Картон 330. Ед. хр. 14.

3. Demay G. Inventaire des sceaux de L'Artois et de La Picardie: recueillis dans Les dépôts d'archives, musées et collections particulières des départements du Pas-de-CaLais, de L'Oise, de La Somme et de L'Aisne, avec un cataLogue des pierres gravées ayant servi à sceLLer et vingt-quatre pLanches photogLyptiques. Paris: Impr. NationaLe, 1877.

4. Douët d'Arcq L CoLLection des sceaux. VoL. 1. Paris: Henri PLon, 1863.

5. Les sceaux des reines et des en-fants de France / sous La dir. de M.-A. NieLen, Archives nationaLes. Paris, 2011.

6. Lettres autographes et documents historiques. Paris: Maison Charavay, 1896. An. 49e.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вертушков Г. Н., Авдонин В. Н. Таблицы для определения минералов по физическим и химическим свойствам: Справочник. Москва: Недра, 1992.

2. Гибсон Х. Фотографирование в инфракрасных лучах. Москва: Мир, 1982.

37. Пастуро М. Красный. История цвета. М., 2019. С. 51-54.

3. «Звучат лишь письмена...»: К 150-летию со дня рождения академика Николая Петровича Лихачева. Каталог выставки. Санкт-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 2012.

4. Климанов Л. Г. Николай Петрович Лихачев- коллекционер «сказочного размаха» // Из коллекции академика Н. П. Лихачева: каталог выставки. Санкт-Петербург: Издательство Русского музея, 1993. С. 7-28.

5. Музафаров В. Г. Определитель минералов, горных пород и окамене-лостей. Москва: Недра, 1979.

6. Пастуро М. Зеленый. История цвета. Москва: Новое литературное обозрение, 2018.

7. Пастуро М. Красный. История цвета. Москва: Новое литературное обозрение, 2019.

8. Федосеева Т. С. Материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства. Москва: Государственный научно-исследовательский институт реставрации, 1999.

9. Юбельт Р. Определитель минералов. Москва: Мир, 1976.

1. Buettner Br. Le système des objets dans Le testament de Blanche de Navarre [Электронный ресурс] // Clio. Femmes, Genre, Histoire. 2004. Vol. 19. URL: http://journals.openedition.org/clio/644 (дата обращения: 30.11.19).

2. Chassel J.-L. L'usage du sceau au XII siècle // Le XII siècle. Mutations et renouveau en France dans la première moitié du XII siècle / éd. Fr. Gasparri. Paris: Léopard d'or, 1994. P. 61-102.

3. Cwiertnia E., Ailes A, Dryburgh P. Analysis of the Materiality of Royal and Governmental Seals of England with a Focus on the Great Seals (1100-1300): Methodology and Findings // A Companion to Seals in the Middle Ages / ed. by L. J. Whatley. Leiden: Brill, 2019. P. 19-53.

4. Fabre M. Sceau médiéval. Analyse d'une pratique culturelle. Paris: L'Harmattan, 2001.

5. Higueras, P., Munhá, J., Oyarzun, R. et al. First lead isotopic data for cinnabar in the Almadén district (Spain): implications for the genesis of the mercury deposits // Mineralium Deposita. 2005. Vol. 40. Is. 1. P. 115-122.

6. Hunt-Ortiz M. A, Consuegra-Rodríguez S., Díaz del Río-Español P., Hurtado-Pérez V. M., Montero-Ruiz I. Neolithic and Chalcolithic-VI to III millenia BC-use of cinnabar (HgS) in the Iberian Peninsula: analytical identification, lead isotope data for an early mineral exploitation of the Almadén (Ciudad Real, Spain) mining district // J. E. Ortiz, O. Puche, I. Rábano and L. F. Mazadiego (eds.) History of Research in Mineral Resources. Madrid: Instituto Geológico y Minero de España, 2011.

P. 3-13. (Cuadernos del Museo Geominero; 13).

7. Mazzocchin G. A, Baraldi P., Barbante C. Isotopic analysis of lead present in the cinnabar of Roman wall paintings from the Xth Regio (Venetia et Histria) by ICP-MS // Talanta. 2007. Vol. 74. Is. 4. P. 690-693.

8. Mérindol Chr. de. Essai sur l'emblématique et la thématique de la monarchie française à la fin du Moyen Age d'après le témoignage du château de Vincennes // Bulletin de la Société Nationale des Antiquaires de France. An. 1986. P. 187-227.

9. Mollat G. Clément VI et Blanche de Navarre, reine de France // Mélanges d'archéologie et d'histoire. 1959. T. 71. P. 377-380.

10. Parra E., Gayo M. D., Serrano A. The creation of a database for wax seals from parchment documents using the results of chemical analysis // ICOM Committee for Conservation, 10th Triennial Meeting, Washington, DC. Paris: Allen Press, 1993. P. 37-41.

11. Pastoureau M. La couleur et l'historien // Pigments et colorants de l'Antiquité et du Moyen Age. Teinture, peinture, enluminure. Etudes historiques et physico-chimiques. Paris: CNRS, 1990. P. 21-40.

12. Pastoureau M. Les sceaux. Turnhout: Brepols, 1981.

13. Pinoteau H. Les ornements extérieurs dans les armoiries des souverains de la France // Hidalguía. 2007. Vol. 54. P. 525-543.

14. Reed R. Ancient Skins, Parchments and Leathers. London; N.Y.: Seminar Press, 1972.

15. Stieldorf A. Rheinische Frauensiegel. Zur rechtlichen und sozialen Stellung weltlicher Frauen im 13. und 14. Jahrhundert. Köln; Weimar; Wien: Böhlau Verlag, 1999.

16. Why do uncoloured medieval seals appear less stable than those seals that are coloured? URL: www.sigillvm.net/fileadmin/media/ folder1/Coloured_seal_survive_better_02.05.2016.pdf (дата обращения: 01.08.2019).

>¡c >¡c >¡c >¡c >¡c

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.